дача юсупова в балаклаве
Серыми осенними вечерами, сидя с чашечкой дымящегося чая, вспоминаешь яркие картинки из минувшего лета. Ты переносишься в недавнее прошлое и снова тебя согревает солнце Крыма, обдувает легкий морской ветерок и мысленно уносит назад. в Крым, Балкалаву, к летнему домику князей Юсуповых.
Летние дни пролетают очень быстро, одной секундой летят недели, месяцы. Лишь то, что въелось в память, вцепилось в воспоминания яркой картинкой, предстает вновь перед глазами. Это как стоп-кадры мгновений: иногда цветные, иногда черно-белые. Оживающиеся, сменяющие друг друга или, наоборот, застывшие.
Про одно свое яркое впечатление хотела бы рассказать вам.
Прогуливаясь по набережной Балаклавы, я увидела необычное по своей архитектуре здание. Оно грустно смотрело на меня пустыми оконными проемами с противоположного берега залива и словно пыталось молчаливо пригласить к себе в гости. Захотелось зайти в него, прочувствовать историю его жизни, понять: как он родился, жил и почему умирает.
«Чувство великой истории и не пережитых надежд»
Это здание находится в Балаклавской бухте — одной из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей, она узкая (200—400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна.
Панорама Балаклавской бухты
ОХОТНИЧИЙ ДОМИК КНЯЗЯ ЮСУПОВА
Юсуповы — одна из самых богатых аристократических династий России, близкая к императорскому двору, главой которой был князь Феликс Юсупов граф Сумароков-Эльстен — губернатор Москвы. Единственным наследником был его сын Феликс Юсупов-младший, имя которого вошло в историю в связи с активным участием в покушении на Григория Распутина в декабре 1916 года.
Крым занимал важное место в судьбе князей Юсуповых. Здесь они владели роскошным имением в Кореизе, в котором осенью 1912 года состоялась помолвка Феликса Феликсовича с племянницей царя Николая II великой княжной Ириной Александровной. Кроме того, у них было имение в глубине полуострова, в горной его части, на окраине небольшой татарской деревушки Коккозы (ныне Соколиное), а также особняк на берегу моря в Балаклаве.
Феликс Юсупов со своей невестой Ириной Александровной, 1913.
Фото четы Юсуповых
Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (11 (23) марта 1887, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 сентября 1967, Париж, Франция) — последний из князей Юсуповых, известен как участник убийства Г. Распутина и автор двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953).
Младший сын княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой и графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. В 1885 году его отец получил право именовать себя князем Юсуповым.
Князь Феликс Феликсович Юсупов
Князь Феликс Феликсович Юсупов в древнерусском костюме
Князь Юсупов с другом
«Красота как символ эпохи «
Все называли ее Сиянием. Она и на самом деле излучала свет и красоту. Владея несметными сокровищами, она хранила в своей душе главные ценности — доброту и милосердие. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова вошла в историю как великий меценат, построивший школы, церкви, госпитали.
Княгиня З.Юсупова с подругой на крыльце дома (возможно, в Балаклаве).
Ее мягкий нрав, но при этом твердый характер, были хорошо известны и царской семье, ведь только она могла быть абсолютно откровенной с монархами.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (2 сентября 1861, Санкт-Петербург, Российская империя — 24 ноября 1939, Париж, Франция) — богатейшая российская наследница, последняя в роду Юсуповых, владелица подмосковной усадьбы «Архангельское».
Будучи ведущей фигурой в предреволюционном светском обществе, княгиня Юсупова прославилась не только красотой, но в не меньшей мере щедростью и гостеприимством. Известны её салонные портреты кисти В. А. Серова
Портрет З.Юсуповой Художник К.Маковский
Она действительно была несравненной — первой красавицей, наделенной всеми земными и небесными талантами — чистотой души, добротой, милосердием и необыкновенно щедрым сердцем, присущим только необыкновенным женщинам.
Портрет З.Юсуповой Художник В.Серов
Портрет Князя Юсупова, художник В.Серов.
Охотничий домик Юсупова
Охотничий домик Юсупова
Охотничий домик Юсупова в Балаклаве находится в западной стороне Балаклавской бухты, на Таврической набережной, которая недавно именовалась Мраморной улицей. Назвать его «домиком» сложно, да и охотников здесь никогда не было.
Напоминающий судьбу хозяев
Князья Юсуповы были в царской России одной из самых богатых и родовитых семей. Феликс Феликсович был губернатором Москвы, его жена Зинаида Николаевна блистала в обществе, слыла красавицей и умницей, много занималась благотворительностью. Младший их сын был женат на племяннице императора Николая II великой княжне Ирине Александровне.
Секретность, которая разрушает
В советское время город был засекреченным – здесь дислоцировалась главная военная база подводного флота. Въезд осуществлялся по пропускам, потому до историков и реставраторов не было дела. Строения на береге использовались для нужд моряков, как и охотничий домик Юсупова в Балаклаве.
Его несколько раз перестраивали, не щадя изысков зодчих. Затем и вовсе красивейшее здание отдали на откуп местным гулякам, которые превратили внутренние помещения чуть ли не в туалет.
И поныне бывшая дача аристократов не имеет официального статуса памятника. Сейчас это частная собственность. Говорят, новый владелец намерен вновь вдохнуть жизнь в величественное сооружение.
Посмотрите обзорное видео об охотничьем домике Юсупова:
Как добраться?
Добраться от автовокзала Севастополя до охотничьего домика Юсупова в Балаклаве лучше всего на личном автомобиле. Подробный маршрут можно изучить на карте:
Географические координаты: 44.496598, 33.596759
Балаклавское наследие князя Юсупова изымут у коммерсантов Севастополя
Охотничий дом князя Юсупова в Балаклаве, многие годы находящийся в разрухе и запустении, пытаются изъять у коммерсантов ООО «Золотой символ». Об этом сообщает сайт Арбитражного суда Севастополя.
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя потребовало изъять объект культурного наследия из собственности коммерческой компании на том основании, что его содержание ведётся «Золотым символом» в совершенно неприемлемых формах. Арбитраж начнёт рассмотрение иска 11 февраля 2020 года.
Судья также решил привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц правительство Севастополя, ДИЗО, Минобороны РФ и его управление имущественных отношений, ЧФ РФ, командование ЮВО — и управление Федеральной службы судебных приставов по Севастополю.
Источник фото: boris-mavlyutov.livejournal.com
Напомним, дом на Таврической набережной был построен в первых годах XX века. По одной из версий, его проект создал известный архитектор Николай Краснов – главный архитектор Ялты, автор проекта Ливадийского дворца и множества объектов исторического Крыма. Небольшой особняк строился как «охотничий домик» для семьи Юсуповых – которые, впрочем, большую часть времени проводили в Юсуповском дворце в Кореизе.
Последние 20 лет историческое сооружение не только находится в крайней неухоженности, но разрушается из-за хаотической активности строителей в непосредственной близи. Вопрос сохранности охотничьего дома регулярно поднимался, однако никаких практических результатов не следовало.
Как подчеркнул ForPost член архитектурно-художественного совета, руководитель рабочей группы по объектам культурно-исторического наследия регионального штаба ОНФ Валерий Дорошко, желание наконец-то заняться уникальным объектом можно только приветствовать. Однако охотничий дом князя Юсупова, по словам эксперта, — это лишь частный случай проблемы, которая существует в Севастополе с сохранностью памятников.
«У нас нет отдельного подразделения, которое отвечает за объекты культурного наследия. Есть Севнаследие — которое, как ни странно, ответственности за памятники не несёт. Мы уже пять лет об этом говорим, что нужно создать орган, за которым были бы эффективно закреплены объекты наследия», — напомнил Дорошко.
Как отметил эксперт, значительное количество очевидных памятников истории в Севастополе вовсе не имеет собственника.
«Я всегда привожу в пример лазаревский акведук в Ушаковой балке. Он обрушился. Обратились в Севнаследие — там жалуются, что нет финансирования, ничего сделать не могут. Вопрос так и завис. Верхний ярус обрушился, дальше будет следующий — что, Севнаследие, которое имеет 23 человека в штате, не может этому помочь? Большая структура, никакой ответственности», — подчеркнул Дорошко.
Эксперт привёл другие парадоксальные примеры фактического вакуума в вопросе административной заботы о памятниках истории.
«Кто отвечает за памятник Нахимову или Затопленным кораблям? Никто. Формально отвечает „правительство”, но кто придёт с инструментом и будет за памятником ухаживать — это непонятно», — подчеркнул Дорошко.
Поэтому, призвал эксперт, необходимо воспринимать начавшийся процесс по охотничьему дому князя Юсупова как повод для пересмотра системы охраны и восстановления памятников Севастополя.
Что до самого охотничьего дома — по мнению Валерия Дорошко в нём можно было бы открыть музей Балаклавы. Сейчас такой музей существует, но размещён в одной из библиотек.
«Необходимо сделать там музей Балаклавы. Я давно предлагаю концепцию „малых музеев Севастополя”, когда объекты культурного наследия должны реставрироваться с прицелом на использование в качестве музея. Если использовать это здание для чего-то иного, то здесь нужно очень тонко подходить, насколько вид использования будет работать на пропаганду истории. Вопрос не только в том, чтобы изъять, но и в том, чтобы понять — что с объектом будет дальше», — призвал Валерий Дорошко.
По данным ЕГРЮЛ, компания-ответчик ООО «Золотой символ», в собственности которой сейчас находится охотничий дом князя Юсупова, учреждена в июне 1996 года для деятельности, связанной с водным транспортом. Уставный капитал — более 50,04 млн рублей. Директор — Андрей Фомин, владельцы — ООО «Автотранспортная компания „Крым”», Василий Сетков, Сергей Велижанский и Анна Ганжа.
Поделитесь этой новостью с друзьями:
Читайте также:
Обсуждение (32)
Прошло 6 лет, а воз и ныне здесь, не тронулся с места. Почему в правительстве хотят работать все приезжие, а вот нести ответственность за действия и бездействия нет желающих? При всем уважении к ВРИО губернатора и это в первую очередь по сравнению с предыдущим, но этого очень мало. Пока не видно не одного действия чтобы горожане стали гордиться своим губернатором, а приезжие становились в очередь чтобы приехать в Севастополь и посмотреть. Этого как не было, так и нет!
там ещё пару домов можно спасти,остальное застроили киевские
Пока не будет органа, который отвечает за объекты культурного наследия, будут проблемы.
как эта. Если говорить о «хозяевах» исторического объекта, то они, судя по его фасаду, не
вызывают у меня уважения.
был заброшенный неухоженный город, мусор строительный горами свален по всему городу.зелени нетT
to E K: Что человек такого масштаба делает в нашем провинциальном небольшом городке? Что успели сделать лично можно перечислить?
Владелец «Золотого символа» тот самый депутат Верховной рады Сенченко, который перекрыл воду в Крым!
Люди сначала воспрявшие духом потеряли доверие.Да делается многое,но основное,что надо было сделать в первую очередь стоит на месте и даже хуже.Конечно проще всего пилить деньги с дорог.Странных подвесных клумбочек и идиотских конструкций в которых нет ничего не красивого ни практичного.А предприятия города стоят-вон говорят даже те что работают приватизировать будут.Неэффективны.(((Мы все видим с 90-х годов к чему приводит приватизация.Капитализм во всей своей красе продолжает уничтожать походя то,чего огромной кровью добились и отстояли наши деды и отцы.Тупое рагульё просрало великую державу.В угоду местным князькам.Рыболовного флота-одного из лучших в мире тоже практически нет.Даже в военной сфере 13-й завод,единственный нормальный и тот хотят приватизировать.Молодёжь уже не помнит как было раньше.Города судоремонтников,рыбаков и военных моряков.Где было чисто,не было преступности практически и всё было современным.Города в котором даже у небольших предприятий были свои турбазы.Куда ездили отдыхать.И этого уже не вернуть.По крайней мере пока капиталисты при власти.Со своими ручными коммунистами.Типа Зюганова.
научить куда мусор бросать
А домик-то, на удивление, в неплохом состоянии до сих пор (я про коробку в целом). Умели раньше строить
у тебя троля забыл спросить
был заброшенный неухоженный город, мусор строительный горами свален по всему городу.зелени нетT to E K: Что человек такого масштаба делает в нашем провинциальном небольшом городке? Что успели сделать лично можно перечислить?
В свете последних новостей правительство города должно подать в отставку.
Это даст возможность в полной мере реализовать послание Президента. Чтобы
было понятно, только изменение баланса власти в сторону законодательной
поможет решить не только вопросы сохранности исторического наследия.
тебе только у польшу унитаз мыть
to Е К: Как вы руководите, мы уже насмотрелись. При таком количестве денег надо очень ухитриться, чтобы управлять так бездарно. Невероятное самомнение «залётных» может сравняться только с их бестолковостью. to Led: Кто, простите, ответит за 5 лет нахождения в частой собственности памятника архитектурного наследия и его разрушения? А вот такие как Е.К. и должны ответить. Они же тут рулили все 5 лет. ;
смотри а то сам уедешь куда-нибудь
А что по этому поводу может сказать депутат ЗС от Балаклавы Татьяна Лобач?
Я всегда привожу в пример лазаревский акведук в Ушаковой балке. Он обрушился. Обратились в Севнаследие — там жалуются, что нет финансирования, ничего сделать не могут. Вопрос так и завис. Верхний ярус обрушился, дальше будет следующий
А акведук в Аполлоновой! Похабные пристройки, совести у людей нет ни грамма. Только карать таких, разговоры бесполезны.
Что касается охотничьего домика, то посмотрите на кладку. Это же чудо! И посмотрите на киевские хмарочёсы. Моральных негодяев объединяетт одинаковый стиль эконом-стекло-класса и полный дисбаланс с окружением. Что «Диалог», что эти стеклосараи. Там Приходько и здесь какой-нибудь Цыбулько с образованием 6 классов на укромове.
Если Вы хотите подвезти свою бабушку или ребенка к Церкви 12 апостолов по ул.Калича к воротам церкви, Вам нужно проехать выше по дороги 100 метров. В конце улицы, Вы выедете на площадку 150 кв.метров, где можно развернуться даже грузовому авто.
Юсуповский дом в Балаклаве
Описание
Юсуповский дом в Балаклаве, расположенный на Таврической набережной в западной стороне Балаклавской бухты – известный архитектурный памятник, культурное наследие Крыма. Балаклава, — скромный населенный пункт, расположенный на юго-западном берегу Крыма. Таврическая набережная изобилует историческими достопримечательностями, вызывающими живой интерес туристов к полуострову.
Знаменитое имение построено и приобретено в 1900 годах семейством Юсуповых, — одной из богатейших династий аристократии России, приближенной ко двору императора, возглавляемой князем Феликсом Юсуповым, графом Сумароков-Эльстеном — губернатором Москвы. Княгиня Зинаида Юсупова, его жена – меценат и одна из блистательнейших дам Европы. Единственный их наследник — сын Феликс Юсупов, известен в истории как активный участник убийства Григория Распутина.
Особняк князя Юсупова в Балаклаве приобретался как «охотничий домик», но никто из семейства в нем не жил. В Крыму, в Кореизе, Юсуповы имели роскошное имение, где осенью 1912 года Феликс — младший был помолвлен с племянницей царя Николая II, княжной Ириной Александровной. Также они владели имением в горной части Крыма, на краю маленькой татарской деревни Коккозы (село Соколиное).
Дом князя Юсупова в Балаклаве, как часто происходит с памятниками культурного наследия, со временем обветшал, сейчас проводится его реконструкция. Несмотря на это, его монументальные, величественные стены все еще оберегают историю великой империи. Поблизости расположено одно из самых популярных мест Крыма, — музей подводных лодок. Крымский полуостров богат уникальными достопримечательностями, но засекреченный объект ГТС 825, в последние десятилетия открытый для визитов, ошеломляет своей грандиозностью.
Охотничий домик «Коккозы»
В 1908 году княгиня Зинаида Николаевна Юсупова решает построить себе имение в живописной предгорной местности, у северных отрогов Ай-Петри, где раскинулась колоритная татарская деревушка Коккоз (в переводе с крымскотатарского – «голубой глаз») – ныне село Соколиное.
Будучи крайне состоятельным семейством, Юсуповы могли себе позволить не только приобрести обширный участок земли площадью в 3400 десятин, но и привлечь к строительству только лучших из лучших, посему для возведения нового дома приглашают уже знакомого нам архитектора Николая Краснова.
Он как раз окончил реставрацию «Розового дома», некогда принадлежавшего эксцентричной княгине Голицыной, превратив имение в кореизский дворец Юсуповых. Мы рассказывали о нём не так давно.
Зинаида Николаевна Юсупова пожелала органично вписать имение в пейзажи предгорья, и попросила Краснова спроектировать «нечто в татарском вкусе». И архитектор с удовольствием привнес в образ нового здания местные мотивы: перепады черепичных крыш, островерхие каминные трубы, белоснежные стены и стрельчатые окна. Несложно догадаться, каким известным крымским строением вдохновлялся Краснов при строительстве домика в Коккозах – до знаменитого Бахчисарайского дворца буквально рукой подать.
Появляется подле домика и аутентичная мечеть с минаретом, именуемая в наши дни «Юсуповской». Также имение обзаводится экзотическим названием «Аскерин», что в переводе с крымскотатарского значит «принадлежащий воину».
Дом Юсуповых удалось построить за два года, а в 1914 году его презентуют княжне Ирине Александровне, после ее сочетания браком с Феликсом Юсуповым-младшим.
Необычный охотничий домик в столь живописной местности, стал объектом внимания высокопоставленных визитёров. Во время своей поездки в Крым здесь побывал Николай II, затем заглядывал король Мануэл Португальский. Все гости Юсуповых настолько были впечатлены красотой Аскерина и открывающимися видами, что не хотели уезжать.
И действительно, красот окрест имения хватает. Здесь и горы (массив Бойка, скала Сююрю-Кая), и водопады (Серебряные Струи, Весенний, Бойковский), и каньоны (Большой Каньон Крыма). В зеленых лесах журчат чистейшие горные реки, в заводях которых резвится форель
В 1917 году Юсуповы покидают Крым, навсегда распрощавшись с полуостровом и своими имениями.
Домик в Коккозах постигает судьба всех остальных имений, дач, дворцов – его национализируют. Разграбления, к счастью, удалось избежать. Сперва домик решают превратить в музей, но после все предметы убранства перевозят в Бахчисарай и делают экспонатами Ханского дворца.
В период Великой Отечественной войны охотничий дом выбрали в качестве собственного штаба немецкие офицеры. После освобождения, в нем поочередно размещались школа, местный совет, клуб с музеем и туристическая база. Ныне в стенах имения расположены жилые комнаты Соколинской школы-интерната.
Время и многочисленные «хозяева» Аскерина не пощадили роскошный парк и внутреннее убранство здания. Кроме того, был перестроен гостевой домик, полностью потерявший изначальный вид. В самой усадьбе переделана большая гостиная. Она разделена на 2 этажа, где устроены спальные комнаты для детей. Коридоры испорчены банальной покраской, утрачен витиеватый витраж, некогда «глядящий» вглубь коккозского ущелья синим оком. Перекрашен и сам охотничий дом – первоначально стены его были белыми.
Таким образом, невзирая на нынешний статус здания «объект культурного наследия народов РФ», состояние этого удивительного памятника истории и архитектуры, увы, далеко от совершенства.
Истинный облик охотничьего домика сегодня мы можем лишь представить, перечитывая воспоминания о нём в мемуарах Феликса Юсупова-младшего и глядя на немногочисленные сохранившиеся фотографии
«Дворец был белый, с крышей из старинной черепицы, покрытой глазурью, которой патина времени придала разные оттенки зеленого цвета. Его окружал виноградник, маленький ручей бежал у стен — с балкона можно было ловить форель. Внутри мебель, крашенная яркими красными, синими и зелеными цветами, была скопирована со старинной татарской. Восточные ткани покрывали диваны и стены. Большая столовая днем освещалась через персидские витражи на потолке. Вечером, освещенные изнутри, они пропускали в комнату переливчатый свет, гармонично смешивавшийся со светом свечей на столе. Одна из стен была украшена мраморным фонтаном, где вода текла капля за каплей с нежным жалобным звуком по множеству маленьких раковин, из одной в другую. Этот фонтан был точным воспроизведением того, что находился во дворце хана. Голубой глаз находился повсюду: в витражах, над фонтаном, в кипарисовом парке и в восточной орнаментике столовых приборов…»
Татьяна Гонтаренко