дача волошина в коктебеле
Дача волошина в коктебеле
#виртуальныймузей
Виртуальный тур по выставке «Киммерия Максимилиана Волошина 1920 год».
Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина (г. Санкт-Петербург)
Вниманию посетителей Дома-музея М.А. Волошина!
В связи с реставрацией деревянных конструкций Дома-музея М. А. Волошина и невозможностью посещения мемориальной Мастерской, с целью удовлетворения запроса посетителей на осмотр мемориальной части Дома-музея М. А. Волошина с 08.07.2021г. на период проведения реставрации утвержден новый маршрут обзорной экскурсии: 1-4 залы экспозиции первого этажа и мемориальная комната «Столовая».
Уважаемые посетители!
Для удобного ознакомления с нашими музеями вы можете приобрести единый билет на посещение всех объектов Музея-заповедника М. А. Волошина со скидкой и использовать его в течение пяти дней с даты приобретения в любое удобное для вас время в период работы музеев.
Билет продаётся во всех музеях заповедника.
Администрация Музея-заповедника М. А. Волошина.
Новости
Урок в музее «Когда возник Лицей» и «Экзамен в Царскосельском Лицее»
В музее Марины и Анастасии Цветаевых, в понедельник 11 октября, состоялось мероприятие, посвящённое 210-летию со дня основания
«Выставка скульптур резчика по дереву Сергея Щетинина»
В большом выставочном зале Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» 10 октября в 15:00 состоялось открытие выставки работ
Культурно-просветительное мероприятие «Киммерийский странник»
В рамках реализации проекта «Особый взгляд: код доступа — музей» Музей-заповедник М. А. Волошина продолжает знакомить незрячих и слабовидящих
Музеи заповедника «Киммерия М. А. Волошина» посетила делегация
В рамках программы официального визита в Республику Крым редакционного корпуса во главе с генеральным директором АО «Татмедиа» Садыковым Ш. М.
Анонсы
«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…»: поэты пушкинской плеяды
В Коктебеле в Доме-музее Максимилиана Волошина 19 октября откроется книжная экспресс-выставка «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…», посвященная
Интерактивная лекция «И зеркало память хранит…»
7, 14, 21 и 28 октября 2021 года в 13.00 в Доме-музее К. Г. Паустовского состоится проведение интерактивной лекции «И зеркало память хранит…» из цикла
«Человек есть тайна…»: в Доме Поэта откроется выставка к юбилеям русских классиков
26 октября в 12.00 в Доме- музее М. А. Волошина откроется выставка «Человек есть тайна. …Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», посвященная юбилеям русских
Выставка пленэрных работ «Прогулки с этюдником»
Музей Марины и Анастасии Цветаевых приглашает посетить выставку пленэрных работ «Прогулки с этюдником».
На выставке представлено более 40 работ
В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древним вулканом Кара-Даг и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом, хранящий множество реалий и легенд ХХ столетия. Дом, раскрытый «навстречу всех дорог», созданный М. А. Волошиным для общения и творчества, «один из культурнейших центров не только России, но и Европы». Дом-музей продолжает славные волошинские традиции в Коктебеле. Широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – Литературный Волошинский конкурс, Литературный фестиваль им. М. А. Волошина, Художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской Премии, научно-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность» и молодежные семинары.
In Koktebel, in the beautiful bay, between the one of the oldest volcano in the world Kara-Dag and Cimmerian hills located a beautiful house, which contains many legends of the twentieth century. «House of a Poet,» which is open towards all roads, created by Maximilian Voloshin for communication and creativity, «is one of the best Russian and European cultural centers» (Andrey Bely).
У Коктебелі, на самому березі мальовничої бухти, між дуже старим вулканом Кара-Даг і кіммерійськими пагорбами стоїть незвичайний Дім, який зберігає безліч реалій та легенд ХХ століття. Дім, розкритий «назустріч всіх доріг», створений Максиміліаном Волошиним для спілкування і творчості, «один з культурних центрів не тільки Росії, але й Європи».
Коктебельде, манзаралы кёрфезнинъ ялысында, къадимий Кара-Дагъ янардагъы ве киммерлер байырлары арасында 20-нджи асырнынъ чокъ эфсанелерини ве риваетлерини сакълагъан аджайип Эв тура. М. А. Волошин тарафындан къонушув ве иджат ичюн, «Русие ве атта Авропа медений меркезлеринден бири, «эписи ёлларгъа догъру» ачылгъан Эв тикленген.
Дом Волошина в Коктебеле
Выдающийся поэт и художник, философ и критик Максимилиан Александрович Волошин значительную часть жизни провел в Крыму. Дом в Коктебеле, в котором обитал Макс, стал поэтической меккой, которая притягивала творческих людей со всей России. Здесь гостили Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев, Максим Горький, Петр Кончаловский и многие другие незаурядные личности. Сегодня дом Волошина – один из самых посещаемых литературно-художественных музеев Крыма.
В стране голубых вершин
Небольшой поселок на берегу Черного моря, расположенный у подножья древнего вулкана Карадаг – излюбленное место художников, поэтов, писателей, в общем, творческих людей. Мистическая красота Коктебеля воспета талантливыми литераторами и запечатлена на полотнах известных живописцев. Для одного из них «страна голубых вершин», так переводится с тюркского слово «Коктебель», стала источником вдохновения, домом и, в конечном счете, последним пристанищем. Речь, как можно догадаться, идет о поэте Максимилиане Волошине.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой,
— написал однажды Волошин. И правда, обрыв горы Кок-Кая своими очертаниями напоминает мужской профиль. Побывавшая в 1911 году в Коктебеле Марина Цветаева поделится впечатлениями: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль». Поэт и сам ассоциировал скальный лик с собственным.
Правда, еще до переезда Волошина в Крым в Коктебельском профиле узнавали лицо другого известного поэта. Существует открытка с видом поселка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителях 1911 и 1914 годов также указывается, что это «профиль Пушкина».
Что ж, каждый имеет право видеть в каменных глыбах то, что ему близко. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что Коктебельский лик можно по правду назвать памятником поэту – человеку с мятежной, страстной душой, слившему в творческом порыве со стихией, творцу, создающему самого себя.
Мой кров убог
Одним из первых из русских интеллигентов красоту Коктебеля оценил известный врач-окулист профессор Э. А. Юнге. Будучи энергичным и разносторонним человеком, он приобрел кусок земли в Коктебельской долине и решил превратить его в цветущий сад. Юнге мечтал построить здесь водохранилище, на склонах холмов разбить виноградники, проложить удобную дорогу в Феодосию. Однако на осуществление грандиозных планов не хватило средств. После смерти профессора, его наследники продали часть земли, на которой в начале XX века появились первые дачи. Один из участков у моря приобрела Елена Оттобальдовна, мать поэта Волошина. Соседями Волошиных стали Детская писательница Н. И. Манасеина, поэтесса П. С. Соловьева и оперный певец В. И. Касторский. Таким образом, Коктебель стал курортом интеллигенции.
Послереволюционное время – период смены идеалов и тотальной переоценки ценностей кардинально менял мировоззрение людей. Не избежал этой участи и Макс Волошин. Будучи по природе демократом он с воодушевлением принял пролетарские настроения. Внешний вид поэта подчеркивал его близость к народу. Волошин ходил босиком, в холщовой рубахе с подпояской, волосы подвязывал ремешком. Таким же образом художник относился и к собственному быту.
Дому, в котором будут гостить Цветаева, Брюсов, Булгаков, Вересаев, Максим Горький, Кончаловский, Грин, поэт посвятит такие поэтические строки:
Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.
Что же представляет собой дача Волошина? Дом был возведен в 1903 году под руководством и по чертежам поэта. Его архитектура отражает противоречивые взгляды и нестандартность мышления хозяина. Сооружение асимметричной формы состоит из двух отдельных сооружений, соединенный в единое целое. Если посмотреть на строение с левой стороны, можно обнаружить обычный сельский дом с белыми стенами и балкончиком. Выложенная из оранжевого кирпича правая часть здания отличается выступающей трехгранной трапецевидной стеной с высокими окнами. Она напоминает фрагмент старинного замка. Глядя на эту часть дома, создается романтическое впечатление. Все-таки дом строил поэт. Кстати, Волошин яростно критиковал дурной вкус российской буржуазии. В одной из статей, посвященной архитектурному облику Феодосии, поэт напишет: «Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл».
К счастью, большевики взывали не все виллы. Однако все более-менее приличные здания были национализированы, такой же участи чуть было не избежала и дача Волошина. В советское время благодаря помощи А. Луначарского поэту удалось сохранить свою коктебельскую обитель. Выходом из положения оказалась организация дома творчества. После прохождения всех разрешительных процедур, в 1924 году Волошину была выдана охранная грамота, которая гласила: «Максимилиан Волошин с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых. ».
Весной 1927 года Максимилиан Волошин женился на Марии Степановне Заболоцкой. Верная подруга поэта мужественно разделит с ним трудные годы и станет настоящей опорой в жизни. После смерти Волошина Мария Степановна сохранит его творческое наследие, а также предметы интерьеров и быта, которые окружали писателя при жизни.
Волошин скончался 11 августа 1932 года и был похоронен вблизи Коктебеля на горе Кучук-Янышар. На похоронах присутствовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский и А. Габричевский
Дом-музей Волошина
Сегодня в старинном здании начала XX века, доме знаменитого пота Максимилиана Волошина размещен мемориальный музей, прославившийся во всем мире. Все в доме поэта осталось неизменным. Предметы интерьера, имеющие возраст 100-летней давности, помнят времена, Цветаевой, Булгакова и Мандельштама. Со времен Волошина сохранились эксклюзивные предметы мебели, украшенные инкрустацией, росписью, выжиганием, среди них конторка для А.Н. Толстого, изготовленная самим поэтом.
Коллекцию музея составляют личные вещи Волошина: картины, документы, рукописи, переводы, письма, а также уникальное собрание книг, насчитывающее около 10 тысяч томов. Многие из них являются редкими и имеют автографы авторов.
Благодаря Волошину, в Коктебеле не стихает звучание стихов. Ежегодно в доме писателя проходят поэтические фестивали. Творческие люди съезжаются со всей России, Украины и ближнего зарубежья, чтобы пообщаться, вдохновиться атмосферой Крымского Южнобережья и затем создать нетленные произведения искусства.
Дом-Музей М.А. Волошина
Экспозиция открыта для посетителей летом с 10.00 до 18.00,
зимой с 10.00 до 16.00;
перерыв с 13.00 до 14.00;
выходной – понедельник;
по пятницам музей работает с 12.00 до 20.00;
перерыв с 15.00 до 16.00;
касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Справки по тел. + 7 (36562) 2-44-37, 2-45-06.
Организация экскурсий по телефону: +7 978 848 24 94 Ольга
Дом-Музей М.А. Волошина запись закреплена
Заповедник «Киммерия М. А. Волошина».
Дом-Музей М.А. Волошина запись закреплена
Дом-музей Марины Цветаевой
Напоминаем вам, что до 10 октября в нашем музее можно посмотреть выставку «Поэт с историей», посвященную юбилейным датам Николая Гумилева.
Среди мемориальных предметов и бесценных архивных документов можно увидеть подлинный пейзаж, выполненный М.А. Волошиным, запечатлевшим коктебельскую природу.
Показать полностью.
Коктебель – место не только удивительной красоты, но и поразительной творческой энергетики: здесь бывали Марина Цветаева, Владислав Ходасевич, Софья Парнок, Андрей Белый, Константин Богаевский. Побывал здесь и Николай Гумилев. Однако если для Цветаевой Коктебель стал местом обретения своей судьбы – в мае 1911 года она познакомилась здесь со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, то у Гумилева, очевидно, от пребывания в гостях у Волошина остались горькие воспоминания и разочарование. Летом 1909 года Гумилев приехал в Коктебель в сопровождении Елизаветы Дмитриевой. «Все путешествие туда я помню, как дымно-розовый закат, и мы вместе у окна вагона. Я звала его “Гумми”, не любила имени “Николай”, − а он меня, как зовут дома меня, “Лиля” – “имя похоже на серебристый колокольчик”, так говорил он.
В Коктебеле все изменилось. Здесь началось то, в чем больше всего виновата я перед Н. Ст. Судьбе было угодно свести нас всех троих вместе: его, меня и М. Ал. − потому что самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая это был Макс. Ал. Он писал тогда “Капитанов” − они посвящались мне. Вместе каждую строчку обдумывали мы. Я узнала, что М. А. любит меня, любит уже давно. Выбор уже был сделан, но Н. С. все же оставался для меня какой-то благоуханной, алой гвоздикой. Мне все казалось: хочу обоих, зачем выбор! Я попросила Н. С. уехать, не сказав ему ничего. Он счел это за каприз, но уехал». Соперничество двух поэтов за сердце Елизаветы Дмитриевой привело вскоре к дуэли, состоявшейся 22 ноября 1909 года на Черной речке. Примирение Гумилева и Волошина произошло совсем незадолго до смерти Гумилева – они случайно встретились в Крыму и пожали друг другу руки.
По выставке организованы кураторские экскурсии, ближайшая состоится 25 сентября (суббота) в 17.15: https://www.mos.ru/afisha/event/127479257/
Дом-Музей М.А. Волошина запись закреплена
ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
XVІIІ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ имени М. А. ВОЛОШИНА, 6-12 сентября
ПРОГРАММА
6 сентября, понедельник
Заезд и размещение участников литературного фестиваля (самостоятельно)
Показать полностью.
7 сентября, вторник
Дом-музей М. А. Волошина
8 сентября, среда
Дом-музей М. А. Волошина
10.30-12.00 Культурно-просветительная программа: «Киммерийский Серебряный век» (экскурсия по Дому-музею М. А. Волошина для участников литературного фестиваля)
12.00-14.00 Работа литературных мастер-классов
14.00-15.00 Творческий слэм «Поэтический атлас России». Участвуют: Ася Аксёнова (Москва), Андрей Баранов (Ижевск), Дмитрий Зиновьев (Санкт-Петербург), Анна Рокецкая (Москва), Ксения Савина (Санкт-Петербург), Владимир Перцев (Ярославль), Ольга Сорокина (Москва) и другие.
15.00-15.35 Творческая встреча и презентация книг Виктории Лебедевой (Москва) и Элины Суховой (Москва) «Вещь человечья в двухмерном мире».
15.35-16.00 Презентация книги Алисы Поникаровской (Бангкок) «По дороге в рай».
16.00-16.20 Поэтическая шоу-программа Полины Корицкой (Москва) «Корицкая в джеме».
16.20-16.50 Творческая встреча с прозаиком и поэтом Вячеславом Харченко (Симферополь).
16.50-17.15 Поэтическая встреча с Анной Долгаревой (Москва).
17.15-18.00 Презентация издательского проекта «СТиХИ» (Москва). В вечере принимают участие: Арсений Ли, Алла Поспелова, Владимир Безденежных (Нижний Новгород) и другие.
18.00-18.40 Творческий вечер «Из Красноярска – с любовью!». Участвуют: Оксана Горошкина, Екатерина Малиновская, Мария Окунева. Ведёт вечер руководитель Красноярского отделения Союза российских писателей Екатерина Малиновская.
18.40-19.40 Литературная жизнь Алтайского края: издательские проекты, литературные фестивали и чтения. Ведёт вечер Елена Безрукова (Барнаул).
19.40-20.00 Презентация книги «Крымский музейный фронт в годы Великой Отечественной войны». Ведет заместитель генерального директора Музея-заповедника М. А. Волошина Наталия Мирошниченко.
20.00-21.00 Презентация поэтического альманаха-навигатора Союза российских писателей «Паровозъ» (№№ 9 и 10) и литературного альманаха «Линия фронта», посвящённого 75-летию Великой Победы. Ведет главный редактор Светлана Василенко.
21.00-22.00 Творческий вечер поэтов и музыкантов Алексея Воронина (Москва) и Ольги Залесской (Минск).
9 сентября, четверг
Дом-музей М. А. Волошина
12.00-14.00 Работа литературных мастер-классов.
16.00-17.00 Творческая встреча с композитором и музыкантом Александром Софроновым (Москва).
17.00-18.00 Вечер, посвящённый 60-летию со дня рождения Ольги Подъёмщиковой (1961-2000) к 60-летию поэта. Ведёт Андрей Коровин при участии Нины Дунаевой (Москва).
18.00-19.00 Творческий вечер поэта Елены Безруковой (Барнаул), презентация новой поэтической книги «Вереск-Полынь» (2021).
19.00-20.00 Юбилейный вечер к 50-летию поэта Андрея Коровина и 10-летию Творческого дуэта «Коровин и Фагот» (Андрей Коровин и музыкант Александр Фагот Александров).
20.00-21.00 Вечер памяти Андрея Битова. Последнюю книгу Андрея Битова «В ожидании осени» (2021) представляет писатель, сценарист Ася Гусева (Москва) при участии Творческого дуэта «Коровин и Фагот».
21.00-22.00 Кинозал «Волошинского сентября». Коктебельская премьера фильма «Пушкин-Битов-Габриадзе. Побег». Представляет сценарист и режиссёр Ася Гусева (Москва).
10 сентября, пятница
Дом-музей М. А. Волошина
12.00-14.00 Работа литературных мастер-классов.
15.00-15.30 Поэтическая встреча с Евгенией Джен Барановой (Крым-Москва).
15.30-16.30 Творческая встреча с финалистами 18-го Международного литературного Волошинского конкурса. Номинация «Проза». Участвуют: Арсений Гончуков (Москва), Наталья Дзе (Санкт-Петербург), Владимир Захаров (Петрозаводск), Владимир Перцев (Ярославль) и другие.
17.30-18.00 Объявление итогов и награждение победителей и финалистов 18-го Международного литературного Волошинского конкурса.
18.00-18.30 Церемония награждения победителей Международной Волошинской Премии 2021 года в номинации «За вклад в культуру».
18.30-19.30 Творческий вечер певицы и композитора, актрисы Театра музыки и поэзии Е. Камбуровой, лауреата всероссийских конкурсов Елены Фроловой (Суздаль).
19.30-20.30 Творческий вечер финалистов и победителей 18-го Международного литературного Волошинского конкурса. Номинация «Поэзия». Участвуют: Иван Волосюк (Москва), Дмитрий Зиновьев (Санкт-Петербург), Полина Корицкая (Москва), Анна Мамаенко (Краснодар), Роман Ненашев (Санкт-Петербург), Полина Орынянская (Москва), Александр Правиков (Москва), Александр Соболев (Ростов-на-Дону), Елена Уварова (Мытищи) и другие.
11 сентября, суббота
Дом-музей М. А. Волошина
8.00-12.00 Просветительная программа «Киммерийский Серебряный век». Восхождение на гору Кучук-Енишары к могиле М. А. Волошина участников литературного фестиваля.
12.00-14.00 Работа литературных мастер-классов.
14.00-15.00 «Как стать киномонстром?»: стихи, проза, максимы. Встреча с кинорежиссёром, поэтом, прозаиком, сценаристом Арсением Гончуковым (Москва).
15.00-16.00 Страницы крымской поэзии. Участвуют: Ника Батхен, Алексей Гамзов, Марина Матвеева, Тихон Синицын, Алексей Ширяев. Ведёт Ника Батхен (Феодосия).
16.00-16.30 Презентация журнала-издательства «Формаслов» с участием авторов журнала. Ведёт Евгения Джен Баранова (Москва).
16.30-17.00 Творческая встреча с поэтом, заведующим отделами поэзии и критики журнала «Звезда» Алексеем Пуриным (Санкт-Петербург).
17.00-18.00 Презентация новой книги прозаика, сценариста, лауреата российских и международных премий Светланы Василенко «Капустин Яр» (2021).
18.00-18.30 Андрей Коровин представляет новую поэтическую книгу «Калимэра» (2021).
18.30-19.30 Юбилейный творческий вечер поэта Анны Гедымин (Москва).
19.30-20.30 Фестиваль «Коктебельские встречи» памяти Геннадия Жукова в гостях у Волошинского фестиваля. Выступают поэты и музыканты: Антон Блинков и Владимир Сиволобов (Севастополь), Александр Софронов (Москва), Владимир Хрущ (Симферополь), Анатолий Шенберг (Нижний Новгород), Алексей Ширяев (Норильск-Севастополь), Ольга Юсупова (Симферополь).
20.30-21.00 Флеш-моб «Читаем Волошина вместе с ВТБ»
21.00-22.00 Закрытие Международного литературного фестиваля им. М.А. Волошина. Литературный фестиваль «Волошинский сентябрь» представляет программу «Коктебельский джем-сейшн»: Евгения Баранова (Москва), Иван Волосюк (Москва), Екатерина Малиновская (Красноярск), Ольга Залесская (Минск), Полина Корицкая (Москва), Роман Ненашев (Санкт-Петербург), Елена Фролова (Суздаль) и другие.
Ведут вечер Наталия Мирошниченко и Андрей Коровин.
12 сентября, воскресенье
Отъезд участников литературного фестиваля имени М. А. Волошина
Максимилиан Волошин, перевернувший навсегда жизнь тихого Коктебеля сто лет назад
Как я уже писал в предыдущих заметках, сюда, в Коктебель, мы попали с морской экскурсией
на теплоходе «Михаил Светлов».
Красоты заливов между Феодосией и Коктебеля заслуживают отдельного упоминания и я подробно описал их в фотоальбоме:
Как заслуживает отдельного рассказа и достопримечательности самого городка Коктебель: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/33579
А набережная богемного Коктебеля — это нечто!
Но это материал о музее Макса Волошина и только о нём!
Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.
Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850–1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни.
Отец Максимилиана умер в 1881 году. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.
Своё среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии.
Сам Волошин так вспоминал о гимназическом периоде своей жизни: Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».
С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.
В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Карта некоторых путешествий Волошина.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов; начал активно публиковаться.
Волошин и Ван Гог, карикатура.
Неслись года, как клочья белой пены…
Ты жил во мне, меняя облик свой;
И, уносимый встречною волной,
Я шёл опять в твои замкнуться стены.
Но никогда сквозь жизни перемены
Такой пронзённой не любил тоской
Я каждый камень вещей мостовой
И каждый дом на набережных Сены.
И никогда в дни юности моей
Не чувствовал сильнее и больней
На дне дворов, под крышами мансард,
Где юный Дант и отрок Бонапарт
Своей мечты миры в себе качали.
Максимилиан Волошин «Парижу….».
С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы.
23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья». В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская».
В апреле 1906 года Волошин женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселился с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.
В 1907 году Волошин принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки».
С 1910 года работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», хотя сам стоял вне литературных и художественных групп.
22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.
Первый сборник «Стихотворения. 1900–1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца». В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»;
в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»).
В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».
Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступил к постройке Первого Гётеанума — культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. (Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.)
В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.
От мобилизации Волошина спасла болезнь.
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903–1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».
М. Волошин часто подписывает свои акварели:
«Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне);
«Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»;
«В шафранных сумерках лиловые холмы»
… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.
В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных.
Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).
Благодаря личным качествам Максимилиана Волошина, его высокому авторитету в литературных и художественных кругах, Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Он являлся своеобразным светским львом, публичным человеком.
Сюда в гости к Волошину приезжали поэты, писатели, деятели культуры — О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, С. Дымшиц-Толстая, М. Булгаков, В.Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, Н. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз.
Неоднократно бывал в гостях в гостеприимном доме и живший в соседних городах романтик Александр Грин. Дух сказочной страны Гринландии витает тут.
Не только литераторы и люди богемы гостили в Коктебеле. Не забудем что близ Коктебеля был и есть центр воздухоплавания.
Фото 1929 года. Слева в шлеме Сергей Павлович Королёв.
А это я, собственной персоной. Кстати, рекомендую посетить местный центр воздухоплавания и полетать на самолётике.
Но вернёмся к дому — музею Волошина.
В чём только не обвиняли Волошина и его гостей функционеры от искусства.
Творческие люди, гостившие в доме Волошина даже вынуждены были писать официальные заявления что не платят за постой денег и Волошин никакой не эксплуататор советской творческой интеллигенции.
Как только не развлекались гости Волошина вместе с гостеприимным хозяином.
Фото «продажа рабыни». В роли покупателя наложницы сам Волошин.
Кстати, по отзывам современников среди гостей дома царила довольно свободная атмосфера, если не сказать свободные нравы.
Видимо сами красоты Коктебеля к такому поведению просто обязывают.
Ритм свободной любви заданный Волошиным и его друзьями витает в этом месте до сих пор.
Недалеко от города самый большой на постсоветском пространстве нудистский пляж.
9 марта 1927 года был зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887–1976), которая, став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922–1932) и была его опорой.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.
Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.
Посмертная маска М. А. Волошина была создана известным скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым, в своё время создавшим посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и В. И. Ленина.
Теперь я мертв. Я стал строками книги
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Меня отныне можно в час тревоги Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих,
Но вслушайся — ты слышишь пенье птицы?
Не отходи смущенной Магдалиной —
Коснись единый раз на миг единый Устами уст.
1910 «Теперь я мертв. Я стал строками книги».
До 1976 года в этом доме проживала вдова Максимилиана — М. С. Волошина. Её самоотверженный труд, её гражданское мужество (особенно в годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Крыма в 1941–1944 годах) сохранили всё, что окружало поэта при жизни.
Она сохранила мемориальную обстановку комнат, библиотеку, архив.
Ещё при жизни Волошина по его инициативе в этом доме был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции: писателей, художников и ученых.
После смерти Волошина дом по завещанию поэта перешёл Союзу писателей.
Собрание музея насчитывает около 60 тысяч единиц хранения. В музее находятся прекрасные по цельности и сохранности интерьеры мемориальных комнат, прославленная Мастерская поэта, библиотека Волошина, пятая часть которой содержит издания с автографами выдающихся деятелей русской и мировой культуры.
В первом зале (первый этаж дома) размещена литературно-историческая экспозиция. Документы, фотографии, письма детально рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина.
Вот в таком виде и одеждах ходил одиозный светский лев Макс Волошин.
Памятник в саду музея.
Во втором зале (второй этаж здания) расположена мастерская Волошина.
После ремонта обстановка этой комнаты не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами.
«Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Я люблю узорный почерк —
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье Их усталой красоты…
Это дерева Познанья Облетевшие цветы».
Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисточки.
В глиняных вазах — сухие горные растения.
Центром мастерской является «каюта Таиах».
Копия скульптурного портрета древнеегипетской царицы Мутноджемет (оригинал находится в Египетском музее в Каире), который Волошин воспел под именем таинственной царевны «Таиах».
Рядом несколько живописных полотен — акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада.
Часть древнего корабля лично найденного Волошиным на побережье.
Много морских раковин, ожерелья из самоцветов, фигурки из дерева и камня.