дача в советской живописи
Дачная романтика: Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.
И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.
«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин
«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.
Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.
Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.
«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.
А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.
«На Академической даче. 1898). Илья Репин
На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.
«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович
Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.
«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский
Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.
«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.
Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.
«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.
Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.
Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дача в литературе и живописи: 5 книг, 10 картин
Культура дачи – это продолжение уникальной атмосферы духовности и творчества помещичьей России второй половины XIX века, это форма так называемого “усадебного мышления”, “строя деревенской жизни”, которая и по сей день находится в основах поведения современного человека. «Дача» — древнее русское слово, образованное от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В XVII веке слово «дача» встречается в обозначении земельного участка, полученного от государства. Во второй половине XVIII столетия слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города. Используя этот термин, вы можете быть уверены в его исключительно русском происхождении, ведь “дача” – типично русское слово, не переводится на другие языки и связано с “нашим” своеобразным феноменом культуры.
Русские деятели искусства веками воспевали природу родных краёв. Редкий писатель или художник, проживая в крупном городе, не сбегал на время за город для уединения и размеренного отдыха. Поэтому наше культурное наследие крайне богато на словесные и художественные описания милых и любимых деревянных домиков, быта и самых разных мелочей, живущих из сезона в сезон по своим законам. С развитием городов появилось такое понятие “дача”, как дом для отдыха, а не для постоянного места жительства. И раз за разом стали появляться характерные описания такого жилья и плавно и мирно текущего в нём времени. Мы хотим показать вам именно такие примеры в литературе и живописи.
Книги
Иван Алексеевич Бунин | На даче
Антон Павлович Чехов | Вишневый сад
Фёдор Михайлович Достоевский | Идиот
Максим Горький | Дачники
Лиля Брик | Пристрастные рассказы
Живопись
Шагал Марк Захарович | Окно на даче
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Иван Иванович Шишкин | На даче
Иван Иванович Шишкин очень любил заниматься изображением природы. Картина “На даче” была написана в 1894 году. Светлая гамма тонов предлагает окунуться в природный мир. Девушка, отложившая книгу, не спеша безмятежно слушает шум леса и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен помогают зрителю почувствовать одновременно прохладу листвы и жаркий полдень.
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Илья Ефимович Репин | На Академической даче
Академическая дача существовала на самом деле, она была создана 22 июля 1884 года общественным деятелем России Василием Кокоревым. Летом здесь работали 35 учеников Академии художеств и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Ученик «Академички» А.Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали « ура!» и бросали вверх шапки».
Местонахождение: Государственный Русский музей
Борис Кустодиев | На террасе
Картина “На террасе” была написана в 1906 году. Это глубоко лиричное и светлое произведение, написанное Кустодиевым, выделяется среди гораздо более ярких произведений художника. Особая, тонкая чувственность этой картины выражает любовь к людям, к домашнему очагу. Конечно, не сложно догадаться, что художник изображает именно свою семью, а не случайных героев. Здесь изображены его жена, дети, сестра с ее мужем и няня в обстановке их самого обычного вечера.
Местонахождение: Нижегородский художественный музей
Константин Коровин | За чайным столом
Так называемые “жуковские” картины относят к первым, по-настоящему импрессионистским работам Коровина. “Жуковскими” они называются от названия деревни Жуковка, где располагалась дача друзей Коровина, куда он приезжал не только за отдыхом, но и за решением проблемы передачи световоздушной среды. В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Создается эффект случайного кадра, присущий многим импрессионистам. Выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.
Местонахождение: Музей В.Д. Поленова
Юрий Репин | На даче у Репиных
Местонахождение: музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Николай Быковский | На даче. Девочка за чисткой ягод
Николай Михайлович Быковский — русский художник, академик исторической живописи. Также занимался иконописью и настенными росписями в церквях, в частности Хр ама Христа Спасителя в Москве. На картине изображена дочь художника – Лидия Николаевна Быковская.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Власов | Послеполуденный сон на даче
Владимир Маковский | Кукольное представление на дачах
Исаак Ильич Левитан | На даче в сумерки
Местонахождение: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Люблю я вас, дачки / Советская дача в советском искусстве
Изобразительное искусство СССР
В предлагаемой здесь коллекции произведений советских художников на дачную тему видна явная однобокость: авторы любуются дачным образом жизни, окрашивая его ностальгическими воспоминаниями о тех временах, когда дача для кого-то была просто дача. В тени остается основная функция дачи как подсобного хозяйства горожан. И там главным сюжетом должно было стать не чаепитие, а посадка, прополка, поливка, уборка. Но это уводило бы в сторону и от эстетики дачного образа жизни, и от советского идеологического заказа, где самое передовое общественное производство все более полно удовлетворяло потребности граждан в продуктах питания. О раздаче Петром I своим приближённым участков земли для устройства всяческих монплезиров, чтобы его путь за город обеспечивался приятными остановками все, конечно, знают. Думал ли Пётр Лексеич что породил одно из самых русских явлений? Русской даче уже триста лет. Удивительно, но это одно из немногих неизменных явлений нашей истории. Возможно, дача – персональный русский рай, потому что там красиво.
Красиво не просто по отдельности – вот рубленая изба, вот озеро, вот лес. Красиво всё вместе. Потому что на этом берегу, над этим озером могла стоять только такая изба, срубленная из этого леса, и никакой замок среди вековых сосен!
А простодушная прозрачность оград из перевязанных жердей, повторяющих естественную неровность ландшафта? Вскоре эта простая красота быта ушла. Дома стали обшивать досками, штукатурить, красить. Заборы появились глухие деревянные, а потом и вовсе бетонные.
Щербаков Борис Валентинович (Россия, 1916-1995) «Дачи Дюковой» 1960
Дейнека Александр Александрович (Россия, 1899-1969) «Подмосковные дачки» 1950
Демин Леонид Петрович (Россия, 1932) «Лето на даче» 1981
Кончаловский Петр Петрович (Россия, 1876-1956) «Первый снег. Синяя дача» 1932
Ягодин Вячеслав Владимирович (Россия, 1914-1999) «На даче» 1971
Шишко Сергей Федорович (Украина, 1911 – 1997) «Дача Мануильского» 1961
И мёртвые с косами штамбовые розы вдоль дорог стоят 🙂
Голубев Василий Васильевич (Россия, 1925-1985) «Дача Зимой» 1965
Филатов Владимир Николаевич (Россия, 1930) «Творческая дача в Соколином» 1980
Шлеин Николай Павлович (Россия, 1873-1952) «На даче» 1918
Заславский Анатолий Савельевич (Россия, 1939) «Дача»
Титуленко Владимир Сергеевич (Россия, 1939) «Уголок дачи»
Галатенко Владимир Иванович (Россия, 1949) «Дача в Тарасовке» 1988
Демин Леонид Петрович (Россия, 1932) «Дача» 1989
Цыплаков-Таежный Григорий Викторович (Россия, 1943) «Дача»
Жаренов Александр Сергеевич (Россия, 1907–1985) «Красная пахра» 1961
Грабовский Иван Михайлович (Россия, 1878-1922) «Дачный натюрморт» 1920
Жаренов Александр Сергеевич (Россия, 1907–1985) «Красная пахра» 1961
Бродский Исаак Израилевич (Россия, 1883-1939) «Опавшие листья» 1913. Это ещё не соцарт, предвестник, но настроение.
Ну и как всегда, чтобы не вставать два раза. Качели, дрова, лягушка, печка, дым, крапива, веранда.
Подляский Александр Юрьевич (Россия, 1946) «Зимой на даче» 1986
Богатырев Михаил Георгиевич (Россия, 1924-1999) «Новый дом» 1981
Грицай Алексей Михайлович (Россия, 1914-1997) «На веранде в Сенеж, дача художника» 1964
Дёмин Леонид Петрович (Россия, 1932) «Дети. Золотое лето на даче» 1975-2000
Ковтун Виктор Иванович (Украина, 1958) «На даче»
Кузнецов Павел Варфоломеевич (Россия, 1878–1968) «Дачный домик» 1940-е
Лившиц Татьяна Исааковна (Россия, 1925–2010) «Интерьер на даче Н.Г.Гольц в поселке Н.И.Л.» 1976
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Варят варенье» 1955
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Зимняя дача» 1974
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Купание ребёнка»
Спицевич Евгений Андреевич (Украина, 1931) «Дачный поселок» 1991
Токарева Александра Феликсовна (Россия, 1928) «Дача. Чай у самовара». Какой лубок, клюква развесистая 🙂
Урманче Баки Идрисович (Россия, 1897-1990) «Утро выходного дня» 1976
Шелюто Николай Андреевич (Украина, 1906-1984) «Дачные ворота» 1976
Рассыпнов Виталий Иванович (Россия, 1927-2011) «Терасса» 1967
Крылов Порфирий Никитич (Россия, 1902-1990) «Завтрак на террасе» 1934
40.
Хайдаров Исфандияр (Узбекистан, 1948) «Дворик» 1980
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Отдых на даче» 1954
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «За книгой» 1966
Фомин Пётр Тимофеевич (Россия, 1919-1996) «Огородницы» 1964
Линец В. (Россия, 1958) «На академической даче» 1981
Зевин Лев Яковлевич (Россия, 1903-1942) «На даче. Фрида с коляской» 1935
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Окно художника» 1974
Дубовик Николай Анатольевич (Россия, 1960) «Утро на даче» 1991
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «На веранде за книгой»
Попков Виктор Ефимович (Россия, 1932-1974) «Огороды весной» 1965
Боим (Бойм) Соломон Самсонович (Россия, 1899-1978) «На даче» 1960-е
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Солнечный день» 1980-е
Кугач Юрий Петрович (Россия, 1918-2013) «Интерьер. Дача» 1974
Тимков Николай Ефимович (Россия, 1912-1993) «Зимняя дача» 196
Морозов Константин Феофанович (Россия, 1894–1990) «Лесное озеро» 1940-е
Ломыкин Константин Матвеевич (Украина, 1924-1993) «Лето на даче» 1970-е
Вишняков Олег Николаевич (Россия, 1935–1912) «Терраса на даче» 1960-е
Лысенко Андрей Гаврилович (Россия, 1916-2000) «Вечер на даче»
Слета Петр Дорофеевич (Украина, 1911-1974) «Голубое утро» 1969
Год написания 2008, и никак к заявленной теме не подходит. Но, во-первых, дачный дух схвачен гениально. А во-вторых. Если нельзя, но очень хочется, то можно 🙂
Советские дачи. В чём секрет их притягательности?
Чаще всего там не было воды, канализации и других благ цивилизации, но каждые выходные, с пересадками на нескольких видах общественного транспорта, люди спешили попасть туда.
В современной России дача — это чаще всего неплохой загородный домик, может быть даже коттедж, с высоким забором, водопроводом, а иногда и отоплением. Само понятие «дача» появилось в русском языке еще в XVIII веке. У знатных вельмож и дворян это были поместья с дворцами, где они не жили постоянно, а иногда наведывались, как правило летом. Советская дача — явление совершенно другое.
Что такое советская дача?
Семья рабочего на даче обрабатывает грядки с клубникой
Прежде всего это место, где городские жители могли выращивать овощи и фрукты. Дачи выдавались бесплатно сотрудникам разных ведомств, чиновникам, военным, преподавателям, членам Союзов Архитекторов, Писателей, Художников и многим другим. Выдавали и многим простым советским служащим. Обычно это были маленькие деревянные домики на небольшом участке земли, чаще всего 6 соток (то есть 600 квадратных метров).
В СССР строили целые садовые товарищества в несколько улиц, там было большое количество домиков, которые стояли вплотную друг к другу, разделенные невысокими заборами. Иногда две семьи могли делить две половины дома, имея отдельные входы с разных сторон.
Один из дачных поселков в Подмосковье, 1969
Однако даже эти тесные домишки были самым любимым местом, куда можно было сбежать из города. Хоть и небольшая, но это была своя территория, где советский человек мог расслабиться.
Тем, кому дачу не выдали, могли получить участки земли в садовом товариществе и устроить там личный огород, куда можно было время от времени приезжать ухаживать, а потом собирать урожай. Сажали картошку, капусту, клубнику и многое другое.
Балерина Майя Плисецкая на даче в Подмосковье
В маленьких советских квартирах совершенно не было место для хранения, поэтому многие везли на дачу старую одежду, книги, мебель и прочий хлам, который жалко выкидывать.
Дача — занятие для лета
Инженер Электростальского завод тяжелого машиностроения Лидия Матвеева отдыхает на своей даче
Дачи чаще всего имели неотапливаемые дома. Первый раз в году туда приезжали на майские праздники «расконсервировать» дачу: проводили генеральную уборку, открывали ставни, расставляли садовую мебель, наводили порядок на участке.
Летчик-космонавт СССР Владислав Волков на даче с семьей
Именно из-за летнего характера дачи и из-за того, что туда ездили преимущественно на выходные, там не было водопровода и канализации. У всех были специальные умывальники, куда нужно было налить воду и механически поднимать рычажок, чтобы шла вода. Сливалась она либо прямо на землю, либо в тазик.
Тот самый умывальник
Туалет был на улице — специально построенный деревянный домик, под которым рыли большую яму. У некоторых был летний душ — вода в черных баках нагревалась от солнца.
Зимой на дачу практически не приезжали. Если у кого-то был дом с печкой, то максимум можно было приехать на новогодние праздники, но дом нужно было хорошо протопить.
Дача — не для отдыха
Садовые работы на даче
Советский человек практически не умел отдыхать. Если повезло, то он мог получить хорошую путевку на море или в санаторий и там провести две недели «отдыхая». Однако у счастливых обладателей дачи чаще всего отпуск проходил на ней.
На даче же отдыхать совершенно некогда, там слишком много дел. Постоянно что-то ломалось и требовало починки.
Если все было в порядке, то не было предела усовершенствования участка — установки душа или постройки летней веранды.
Кроме того, множество сил занимал собственно огород — посадка, прополка, полив и уход за растениями, обработка от вредителей, а потом сбор урожая. Чаще всего эти заботы занимали выходные и отпускные дни целиком.
Артист цирка Олег Попов на даче с родителями
Единственным временем, когда можно было отдохнуть был приезд гостей. Тогда могли заварить самовар, накрыть на улице стол, угостить всех домашним вареньем из своих ягод.
Дача — любимое место детей
Девочка на даче в Подмосковье
Во время летних школьных каникул детей на несколько недель можно было отправить в пионерский лагерь. А чтобы остальное время дети не скучали в городе (и не мешали родителям), их можно было отправить на дачу с бабушками. Чаще и сами родители брали отпуск на месяц и ехали с детьми на дачу.
В больших садовых товариществах вокруг всегда было много детей, и они целыми днями играли вместе и где-то пропадали большими компаниями. Особенной роскошью была близость водоема, хоть и самого невзрачного прудика.
Дети одеты по-дачному. Резиновые сапоги — непременный атрибут
Кстати, одевались дети в те самые старые вещи, которые массово свозились на дачу (и которые было не жалко испачкать), так что выглядели часто весьма нелепо. Но это был один из шармов дачи, ведь от настиранных и наглаженных школьных форм они уставали.
Дача была и у первых лиц государства
Сталин c дочерью Светланой и Лаврентием Берией на даче в Сочи
Очень любил дачу Сталин, у него их было всего около 12 — несколько в Подмосковье, также в Сочи, Абхазии и в Крыму. В своих дачных резиденциях он очень любил и вести дела и принимал министров и чиновников.
У генсеков после Сталина, у высокопоставленных чиновников, советской номенклатуры и генералов тоже были дачи. Правда, их площадь была не 6 соток, как у обычных людей, а могла занимать целый гектар земли.