дача цветаевой в болшево
Дом-музей М.Цветаевой в Болшево
Сравнительно недавно в подмосковном городе Королеве появился дом-музей Марины Цветаевой в Болшево, где некоторое время жила семья Цветаевой. Официально музей был открыт к 100-летию со дня рождения поэтессы 20 сентября 1992 году, но долгое время ютился во временном помещении, и только в 2013 году переехал на свое постоянное место и стал доступен для посетителей. Торжественное открытие обновленного музея состоялось 19 июня — в день приезда М. Цветаевой в Болшево в 1939 году. Ежегодно в этот день почитатели творчества Цветаевой собираются вместе, чтобы зажечь Цветаевский костер.
Дом в Болшево чудом сохранился, в настоящее время хорошо отреставрирован, в доме много подлинных вещей, принадлежащих семье Цветаевой и их современникам: книги, рукописи, мебель, картины. Напротив музея обустроен сквер, который получил название сквер Марины Цветаевой. В центре сквера стоит камень, на котором написано: «Здесь будет поставлен памятник всей семье Цветаевой». По скверу проложены извилистые дорожки, вдоль дорожек расставлены большие камни со стихотворениями Марины Цветаевой — как вехи ее жизни: Москва, Александров, Прага, Париж. Сквер в настоящее время стал местом проведения Цветаевских праздников поэзии.
В доме в Болшево после двухлетней разлуки семья Цветаевых-Эфронов соединится в последний раз, здесь же близкие и родные люди расстанутся навсегда. Марина Цветаева прожила в этом доме чуть меньше пяти месяцев. В это время Цветаева практически не писала стихи, но работала над поэтическими переводами (среди которых переводы поэзии Лермонтова на французский язык), составившими знаменитую «Болшевскую тетрадь».
Посещение этого музея грустное занятие, но с другой стороны память — это главное, что остается после человека. Марину Цветаеву и ее творчество помнят в России и во всем мире. Цветаевские музеи есть в Москве, Александрове, Тарусе, Иванове, Елабуге, а также в других странах: в Чехии, Франции, Германии, США.
Мы посетили этот музей осенью, когда алела рябина, любимый образ Марины Цветаевой. Как она писала в своем стихотворении «Рябина»:
Рябину Рубили Зорькою.
Рябина — Судьбина Горькая.
Рябина — Седыми Спусками.
Рябина! Судьбина Русская.
Ниже несколько осенних фотографий из дома-музея Марины Цветаевой.
Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве
Контакты
История дома
Болшевская дача — бревенчатый одноэтажный дом, была одной из трех служебных дач, построенных в начале 1930-х гг. для сотрудников Экспортлеса Наркомвнешторга. Участок застройки получил название поселка или улицы Новый быт. Дом № 4/33 несколько лет занимал председатель Экспортлеса, член коллегии НКВТ Б.И. Краевский, с женой и сыном. Краевский был обвинен в контрреволюционной деятельности и 10 мая 1938 года расстрелян. С 1937 года дача становится собственностью НКВД. В 1938 году постояльцами дома стали вернувшиеся из эмиграции Антонина и Николай Клепинины, Сергей и Ариадна (Аля) Эфроны (муж и дочь Цветаевой). 19 июня 1939 года после семнадцати лет вынужденной эмиграции поэт Марина Ивановна Цветаева возвращается на родину. Сойдя с поезда на Ленинградском вокзале, Марина Цветаева вместе с Георгием Эфроном (Муром) отправляется в «деревню».
В поселке «Новый Быт», в Болшеве, Марина проведет свое последнее лето в кругу родных и любимых – уже в августе судьба разлучит ее с Ариадной, в октябре – с Сергеем… Увы, больше они никогда не увидятся. 27 августа арестована дочь, 10 октября – муж. 10 ноября 1939 она покинула этот дом.
Создание музея
20 сентября 1992 года к 100-летию со дня рождения поэта постановлением горсовета был создан муниципальный Мемориальный музей-квартира Марины Цветаевой в Болшеве, благодаря стараниям семьи Атрохиных, которая в те годы проживала в этом доме. Зоя Атрохина, возглавившая музей, проделала титанический труд, посвятив всю свою жизнь сохранению мемориального наследия Цветаевой и благодаря ей с 2008 года музей получает статус Мемориального Дома-музея. В 2006–2013гг. при поддержке администрации города, областного Министерства культуры и губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва после расселения жильцов дома и проведения комплексной научной реставрации и полной музеефикации здания, музей торжественно открылся 19 июня 2013 года. С 31 декабря 2016 он стал отделом МБУК «Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв». Дом является памятником истории и культуры регионального значения. Улица, где он находится, с 1992 носит имя поэта.
Сквер Марины Цветаевой
Напротив музея разбит сквер, носящий имя поэта. Пространство сквера стало продолжением мемориальной экспозиции, это каменная летопись жизни Цветаевой, истории о ее «родинеи чужбине». Здесь установлены памятные камни, каждый из которых связывает нас с местами пребывания Марины Цветаевой в России и за рубежом.
Цветаевский костер
В память о страданиях, выпавших на долю этой удивительной женщины, с восхищением и трепетом перед гением Поэта ежегодно19 июня в Болшеве, подхватывая эстафету других цветаевских мест, загорается Цветаевский костер. Традиционно в Сквере Марины Цветаевой, звучат ее лучшие стихи: стихи о любви, Родине, душе, «родившейся где-то».
Именины Марины
Музыкой и стихами, пением под гитару наполняется территория мемориального музея поэта в летний июльский день. В тени старых сосен родилась новая музейная традиция- проведение ежегодного бардовского песенного фестиваля 30 июля.
День памяти
Болшево как семейная история Цветаевой
В подмосковном городе Королеве открывается новая экспозиция мемориального Дома-музея Марины Цветаевой. Поэтесса прожила в этом здании пять драматических месяцев 1939 года после возвращения из эмиграции. О новой экспозиции рассказывает директор Дома-музея Зоя Атрохина.
– Дом после реставрации стал прежним, каким он был в 1939 году – я имею в виду, по планировке. Мы прежде имели выездную экспозицию, а теперь каждый предмет, связанный с Мариной Ивановной, займет свое место в своей комнате. В комнате Цветаевой будут предметы быта, подлинные вещи. В комнате Сергея Яковлевича Эфрона мы также максимально постарались сделать все мемориальным. Дальше идет комната, которая была гостиной, но мы ее приспособили для выставок, литературных вечеров, для концертов. Кухня тоже останется в том виде, в каком была при Цветаевой, – восстановлены печи, камин. В комнате, где жили соседи Цветаевой Клепинины, теперь – экспозиция, которая будет отражать судьбу русской интеллигенции в 1937-1939 годах. Многие из этих людей прошли тот же путь, который прошли Марина Ивановна и семья. Многие – и Ахматова, и Пастернак, и Балтрушайтис – в общем, многие литературные персонажи бывали в нашем городе.
Но самое главное, парк напротив музея, в котором Марина Ивановна собирала хворост, теперь получил статус Цветаевского сквера. Его чудно восстановили, сделали там кострище, установили скамеечки. Уютно, красиво. Сквер будет называться – сквер Марины Ивановны. В центре сквера будет стоять камень, на котором написано: «Здесь будет поставлен памятник всей семье Цветаевой». Ведь семья Цветаевой в последний раз встретилась у нас в городе – мать, отец, дочь Ариадна и сын Георгий. По скверу идут извилистые дорожки, это жизненный путь поэтессы, родина и чужбина Цветаевой: Москва, Александров, Прага, Париж. Я думаю, этот парк у нас станет летней площадкой для поэтов, тех, кто хотел провести презентацию. Музей преобразился. Таких дорог, как у Цветаевой, в России было много в 1937-1939 годах, но мы очень хотели, чтобы наш дом рассказывал о Цветаевой как о поэте, рассказывал о ее семье, – рассказала директор Мемориального дома-музея Марины Цветаевой в Королеве Зоя Атрохина.
О жизни Марины Цветаевой в Болшеве я беседую с обозревателем РС, историком литературы Иваном Толстым.
– 19 июня 1939 года Марина Ивановна поселилась в Болшеве. Болшево – это поселок, который теперь входит в город Королев, в котором был еще как бы такой поднаселенный пункт – Новый Быт, маленький поселочек, который принадлежал НКВД. Правда, официально так не называлось, и это не афишировалось. Сергей Яковлевич Эфрон, муж Марины Цветаевой, был сотрудником НКВД, поэтому получил комнату в загородном доме, под Москвой, в этом самом Болшеве, и там семья Марины Ивановны впервые после возвращения из эмиграции поселилась вместе. Все четверо, полный состав семьи: Марина Ивановна, Сергей Яковлевич и дети – Ариадна и Георгий, которого в семье звали Мур. Это было место, где Цветаева ощутила свое пристанище на родине, первое полное и последнее пристанище в Советском Союзе для всей семьи.
– Почему Цветаева вернулась в Советский Союз из Парижа?
– Потому что на родину вернулся ее муж, и одновременно вернулась и дочка Ариадна, Аля. Марина Цветаева считала, что вернуться – это ее долг, а слово «долг» для нее стояло в начале словарного списка русских слов. Цветаева вернулась, потому что она не могла жить без своей семьи, потому что она всегда шла за своим мужем. Ее доверие к мужу было абсолютным, это распространялось даже на возвращение в СССР.
– Означает ли это, что литературоведы больше не спорят о причинах самоубийства Марины Цветаевой? Была уничтожена семья – и умерла поэтесса…
– Что вы, конечно, литературоведы спорят! Потому что однозначного ответа не может быть. Это и внутрисемейные конфликты, и конфликт с режимом, и конфликт с собственным мировоззрением, с тем тупиком, в который зашла Марина Ивановна. Причин тут масса, это комплекс причин. Это настоящая драма человека, из которой не стало выхода. И поэтому драма превратилась – по определению! – в трагедию.
– Цветаева и Эфрон делили эту дачу с кем-то еще?
– Это был довольно большой дом, большой избяной сруб, во второй половине которого жила семья Клепининых. Это были друзья Цветаевой и Эфрона по Парижу, а также сотрудники Эфрона, люди, близкие к советской заграничной разведке. Они разделили этот дом совершенно симметрично: одним веранда – другим веранда, одним две комнаты – другим две комнаты. Дом, к счастью, сохранился. Все вокруг в этом Болшеве, в этом Королеве уже перестроено, имеет совершенно иной, послевоенный вид, а вот дом цветаевский так и простоял… Это находка, это удача, это чудо для музея, в котором все подлинное. Паркет подлинный, подлинная, например, задвижка на форточке в комнате Сергея Яковлевича. Все больше и больше с каждым годом появлялось и появляется подлинных вещей, принадлежавших современникам Цветаевой. Это книги, рукописи, мебель, картины и так далее. Это чудное, намоленное место! Место, где и слезы пролились, где были отпеты многие молитвы поклонниками Цветаевой.
– Там образовалось нечто вроде литературного салона?
– О, да! Болшевский музей – это совсем не только музей в провинции, это и место, где собираются цветаеведы, где выпускаются книги, проходят научные семинары и конференции. Больше 30 книг издано болшевским цветаевским музеем.
– Марина Цветаева, насколько я помню, практически не писала собственных стихов в последние годы жизни, занималась в основном переводами. Очевидно, это относится и к болшевскому периоду ее жизни. С чем это связано? Это творческий кризис, предчувствие трагического конца?
– Трудно было бы говорить о том, что неустроенность не позволяла Марине Цветаевой писать. У Марины Цветаевой вся жизнь была – неустроенность. Неустроенность есть творческое состояние, которое она преодолевает и в котором она создает гениальные вещи. Но в данном случае через два месяца после того, как она поселилась в Болшево, в середине августа 1939-го, арестовывают ее дочь, еще через полтора месяца арестовывают ее мужа. Просто не до стихов! Цветаева постоянно пишет в инстанции, в НКВД, все время хлопочет за арестованных. Она заботится о своем маленьком сыне Муре. Она ездит все время в Москву, ищет помощи у самых разных влиятельных людей. Ей кажется (как и всей стране кажется), что аресты людей – ошибка, а не планомерное уничтожение определенной группы и слоев населения. Тем не менее, она переводит на французский язык стихи Лермонтова, понимая, что печататься в СССР ей, может быть, не удастся. На французский переводить Лермонтова – вот какова была сила воли, какова была культура, каково было языковое совершенство этого человека, – рассказывает историк литературы Иван Толстой.
Болшево: Музей Марины Цветаевой
Этот дом – мемориальный музей Марины Цветаевой в Болшеве.
Сейчас это место – часть подмосковного города Королев. И даже удивительно, что крошечная улочка с деревянными домами – сейчас улица Цветаевой, а при советской власти улица Свердлова – уцелела на фоне современных строений. Достаточно повернуть голову – и пейзаж за вековыми соснами будет выглядеть совершенно иначе.
А в 1939 году, года Марина Цветаева приехала в Советский Союз из эмиграции, это был небольшой поселок. Здесь, на казенной даче, и разместили ее семью, рядом с другими репатриантами – и, конечно, под строгим надзором. Здесь Цветаева пережила арест мужа и дочери, а потом, вместе с сыном, была вынуждена покинуть Болшево.
Мемориальному музею в Болшеве 25 лет – официально он возник к столетию со дня рождения Цветаевой. Хотя и до этого почитатели поэта собирались на импровизированные дни памяти на поляне перед домом, где она провела несколько сложных месяцев в своей жизни.
Однако даже само местоположение мемориального дома, ставшего к тому времени обычной городской коммуналкой, удалось обнаружить не сразу – и то благодаря приезжим цветаеведам.
Но тут нечему удивляться – таких же точно стандартных домов по соседству было несколько (да еще и нумерация изменилась хитрым образом – с 4 ⁄33 на № 15). Это постройка начала 30-х – ведомственные «казенные дачи», принадлежавшие одному из подразделений тогдашнего Наркомвнешторга. Работников наркомата или партийных деятелей к 39-му году в Болшеве уже не осталось: кого-то расстреляли, кто-то застрелился сам, кто-то еще куда-то делся. Дома же стало использовать НКВД для размещения «возвращенцев» – среди которых оказался и муж Цветаевой Сергей Эфрон. Он, вместе с дочерью Ариадной, поселился в Болшеве раньше – по сути, был срочно эвакуирован из Франции, где ему грозил арест (о чем в экспозиции напоминают копии тогдашних эмигрантских газет).
Марина Цветаева вошла на эту веранду в середине июня 1939 года.
Стол и буфет – все те же: это была казенная мебель, на которой и позже обнаруживали инвентарные номера.
Самовар – и он сохранился – тоже был казенный.
Под эгидой ГПУ в доме разместили сразу две семьи. У Эфронов было две крошечных комнатки и веранда, такое же – у соседей на противоположной половине дома. Плюс общая гостиная в центре.
Комната Сергея Эфрона. Здесь и можно ознакомиться с газетным архивом.
И тех же размеров смежная комната Марины – тут она работала, в частности, над переводами русских поэтов на французский язык (единственный доступный ей в тот момент в СССР заработок).
Здесь, к слову, есть еще один мемориальный предмет – и его происхождение засвидетельствовала в сопровождающей надписи сестра поэта Анастасия Цветаева.
Вряд ли в этой комнате Марина могла спокойно работать – и не только из-за тесноты. Ровно напротив находилась единственная на весь дом кухня – по сути, коммунальная.
Плюс дровяная плита (как вариант – керосинка или примус). И все это в паре-тройке метров за спиной.
Но это все были неудобства бытового плана. Реальные проблемы возникнут скоро – не прошло и двух месяцев с момента приезда Цветаевой, как была арестована ее дочь. Чуть позже – муж, вслед за ним – соседи. Марина Цветаева осталась в Болшеве с сыном Георгием и без средств к существованию. Вскоре и ей пришлось уехать отсюда.
Тут имеет смысл вернуться к судьбе дома. Трудно сказать, жил ли здесь еще кто-нибудь «по линии ГПУ». Но спустя какое-то время дом был передан на баланс местного поссовета. И стал коммунальным жильем – здесь проживало целых четыре семьи.
Музей начинался здесь в 1992 году (к столетию со дня рождения поэта) с «мемориальной квартиры» – освободились цветаевские комнатки. На то, чтобы расселить весь дом, музейщикам потребовались долгие хождения по инстанциям (в конце концов распоряжение о выделении средств на это подписал на излете своего подмосковного губернаторства генерал Громов). В нынешнем виде музей открылся после реставрации в 2013 году.
В прежней «общей гостиной» сейчас проводятся поэтические вечера.
Макет, воспроизводящий прежнюю обстановку гостиной.
Обстановка в доме воссоздана только в мемориальных эфроновских комнатах. Прочие используются как экспозиционное пространство.
Вот несколько личных вещей Марины Цветаевой, переданных музею в разное время близкими к ней людьми. Лорнет – она была близорука.
Чешские бусы – их в Болшеве Марина подарит Нине Гордон, подруге дочери Ариадны.
И совсем немного «хозяйственных» вещей – прибор для сервировки салата, кофемолка, орехокол.
Браслет и кожаный пояс Марины Цветаевой. Это также приехало с ней из Парижа.
Рядом в витрине – строгое черное платье, в котором Марина Цветаева – до, разумеется, возвращения в СССР – выступала на поэтических вечерах.
Еще из экспонатов: чернильница, которая находилась еще в доме у Ивана Владимировича Цветаева.
Вешалка из дома Эфронов.
Деревянный чемоданчик, с которым Ариадна Эфрон вернулась из ссылки (часть экспозиции посвящена судьбе детей Марины Цветаевой, Ариадны и Георгия). За ним – плетеный дорожный сундук Марины Цветаевой.
Есть в экспозиции и любопытный прижизненный портрет Марины Цветаевой – литография работы художника Георгия Артемова, также эмигранта. Датирован 1931 годом.
Ну, а скульптура – автор Данел Ширинян – разумеется, представляет собой уже образ условный.
Наконец, собственные издания музея – их немало.
Вернемся во двор музея. Тут вместо мемориальной доски – своеобразный памятный знак в виде тернового куста.
А в эти две сосны вбиты две внушительных железяки. По утверждениям сотрудников музея, Сергей Эфрон устроил здесь турник, побуждая сына Георгия заниматься спортом. Сегодняшние экологи, вероятно, не одобрили бы.
Напротив музея, через улицу – сквер, где проходят памятные мероприятия. Когда-то тут были заросли, в которых Марина Цветаева собирала хворост для плиты. Сейчас тут – в ожидании памятника – установлен закладной камень.
Добавлю: в музее Марины Цветаевой проходят и научные конференции, и фестивали, и поэтические вечера. Ближайшие мероприятия: 18 марта, когда ожидается литературная программа, и 25 марта – это Всемирный день поэзии.
И это далеко не все. Рекомендую следить за расписанием на сайте музея. Выходные же здесь – понедельник и вторник.
Ну, а добраться до Болшева из Москвы даже не просто, а очень просто.
Общественным транспортом: от Ярославского вокзала до станции Болшево. Оттуда до музея – минут 5 пешком.
На автомобиле: едем по Ярославскому шоссе (М-8). Первый же поворот на Королев по указателю «Пионерская улица» (ориентиры: слева, по ту сторону шоссе, только что осталась позади выкрашенная в голубой цвет церковь с высокой колокольней, впереди за эстакадой видна королевская «ракета»). Далее по этой Пионерской, плавно переходящей в Калининградскую и улицу Горького, до поворота налево на проспект Космонавтов. Оттуда, с кругового разворота – в сторону улицы Цветаевой. При этом по пути все время присутствуют вот такие указатели – так что заблудиться сложно.