дача рябушинского вышний волочек
Арт-резиденция «Дача Рябушинских»
Арт-резиденция для современных художников в усадьбе Рябушинских в г.Вышний Волочек.
Тема 2019: «Артефакты»
Независимая арт-резиденция «Дача Рябушинских» организована группой выпускников Свободных Мастерских Московского музея современного искусства (ММОМА/ММСИ)
Показать полностью. в сообществе с «Вышневолоцким краеведческим обществом им. М.И. Сердюкова (ВКОиС)» и проводится на волонтерских условиях.
Первый заезд был посвящен теме «Регенерации». Он состоялся с 10 по 19 августа 2018г. По итогам резиденции проведена групповая выставка.
Вторая резиденция состоялась в июле 2019 г.
В период пребывания в резиденции, художники проводят различные образовательные мероприятия для местных жителей, для них организуются мероприятия и экскурсии.
Арт-резиденция «Дача Рябушинских» стартовала в 2018 году: ее организаторами выступили московские кураторы и художники Татьяна Корчагина и Анастасия Жегал, а также председатель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И.Сердюкова Денис Ивлев.
Задачи проекта:
— создание площадки для работы художников из разных регионов и стран.
— проведение выставок, лекций и мастер классов и других культурно-образовательных мероприятий для местного населения
— привлечение внимания к усадьбе, как историческому наследию и потенциальному культурному центру, с целью дальнейшей реконструкции
Благодаря усилиям местных активистов площадка резиденции — старинная купеческая усадьба — сначала получила статус объекта культурного наследия (именно этот статус защитил здание от сноса), а затем, приведенная в порядок руками энтузиастов, стала новым центром притяжения любителей искусства.
Выставка, открывшаяся по итогам резиденции, продемонстрировала зрителям широкий диапазон художественных идей, материалов и техник: одни работы творчески переосмысляли жизнь Вышнего Волочка, другие были посвящены самой усадьбе и даже на время стали ее частью.
Художники и организаторы работают на волонтерских условиях.
На данный момент мы ищем возможность оплатить волонтерам проезд и обеспечить достойные условия проживания. Также необходимы средства на материалы для работ художников.
ARTDACHA.R и Усадьба Рябушинских. Вышний Волочёк
Страничка, посвящённая новостям Усадьбы Рябушинских в Вышнем Волочке и Арт-резиденции «Дача Рябушинских».
Посетить Усадьбу можно по предварительной договорённости по телефону: +79265487574 (Денис Ивлев).
Адрес: г. Вышний Волочёк, Открытый переулок, д. 1.
Показать полностью.
Независимая арт-резиденция «Дача Рябушинских» организована группой выпускников Свободных Мастерских Московского музея современного искусства (ММОМА/ММСИ) в сообществе с «Вышневолоцким краеведческим обществом им. М.И. Сердюкова (ВКОиС)» и проводится на волонтерских условиях.
Первый заезд был посвящен теме «Регенерации». Он состоялся с 10 по 19 августа 2018г. По итогам резиденции проведена первая групповая выставка. В 2019 г. состоялась вторая резиденция «Артевакты», а в 2020 г. прошла выставка современного Искусства, посвящённая этой теме.
Жизнь замечательных домов. Дача русских Рокфеллеров
Одной из тем нашей поездки «Вдоль России», помимо собственно переезда в Новосибирск, была архитектура стиля модерн.
Если адреса модерна в Твери, Кимрах или Казани я отыскала заранее, то в Вышнем Волочке мы приняли решение посмотреть дачу Рябушинских достаточно спонтанно.
(Фото одного из множества великолепных домов в Кимрах).
Во-первых, мы не поехали по платной объездной вокруг Волочка, а направились через город.
Во-вторых, здесь мы уже бывали пару лет назад, и, например, музей валенка был уже изучен и отфотографирован.
И тогда я просто набрала в поисковике «модерн в Вышнем Волочке» и прочитала буквально следующее: «На окраине Вышнего Волочка стоит единственный в городе дом в стиле модерн — деревянная дача купцов Рябушинских. Дом пережил революцию, превращение в коммуналки и даже создание в подвале инкубаторной станции. При этом в здании сохранились редкие интерьеры гостиных, камины, деревянные рамы, потолки и даже дореволюционная ванная».
Как вы думаете, могли мы после этого проехать мимо?
Хотя про «проехать мимо» — это сильно сказано. Дачу еще надо было отыскать. Адреса в интернете мы не нашли, только упоминание о том, что в здании еще не так давно располагалась инкубаторно-птицеводческая станция. Навигатор ни о чем подобном ничего не ведал. Поехали, как обычно, по азимуту.
Забегая вперед, скажу: адрес у дачи все-таки есть. Я его специально записала, на случай, если среди моих читателей найдутся еще желающие увидеть это примечательное здание. И, как оказалось, можно даже договориться о посещении усадьбы. Вот явки и пароли:
Как следует из информации на табличке, перед нами — главный дом комплекса усадьбы Рябушинских, начала XX века, архитектор — Лев Николаевич Кекушев.
В интернете (как мы без него жили?) читаю дальше: «Ещё одно примечательное место на Вышневолоцкой связано с именем С.П. Рябушинского. Чтобы попасть туда, нужно пройти по Красной улице мимо бани и ТЭЦ до проходной ХБК. Справа для нас откроется здание конторы фабрики Рябушинского – внушительное двухэтажное строение из красного кирпича, с нарядными решётками, поддерживающими козырёк у входа, и лестницей с перилами на второй этаж, богатыми кафельными полами. А если пройти строго на север примерно метров 400, то слева на взгорке за маленькой рощей откроется и сам дом Рябушинского, построенный в духе модерна (это место называли ещё Живановой дачей, инкубатором, птицефабрикой). За домом и рощицей просматривается Цна в её нижнем течении. Это местечко когда-то представляло собой удивительно очаровательный уголок, но время стёрло всё очарование».
Мы подъехали к даче с другой стороны, а мимо кирпичного здания конторы, которое тоже заслуживает внимания, проехали на обратном пути. Я, в силу отсутствия времени, уже не выходила из машины и не фотографировала, хотя, конечно, надо было это сделать.
Что же касается «время стерло все очарование» — нет, не стерло. Но, конечно, «ушатало» здания усадьбы хорошенько.
Особенно впечатляет сегодняшняя картина соседнего сооружения, предположительно кухни.
Пишут, что еще сохранились конюшни. Возможно, это разрушенные постройки позади усадебного дома, но я их, как конюшни, не опознала и сосредоточилась на главном здании.
Над входом до сих пор красуется вывеска, сообщающая о том, что здесь располагалась Вышневолоцкая инкубаторно-птицеводческая станция.
Еще одна сохранившаяся табличка над дверью, ведущей в подвальное помещение, запрещает вход всем посторонним.
Именно здесь, в подвале, после Великой Отечественной создали инкубаторную станцию, а остальное пространство разделили на комнаты и заселили людьми.
В 2013 году дом включили в программу расселения ветхого жилья, а 19 апреля 2018 года особняк официально признали выявленным объектом культурного наследия. Этому предшествовал громкий общественный резонанс, т.к. изначально дом хотели снести («Вы видели этот домик? Это окраина города, не особо перспективный район»). Хотя, на мой взгляд, по сравнению с другими усадебными домами, которые довелось увидеть, находится он во вполне приличном состоянии.
Полуподвальный этаж кирпичный.
Но самая-самая красота наверху.
Заметили непонятно почему закрепленные слева от входа кружевные розетки.
Пока мы с Олегом обходим здание вокруг, приведу здесь информацию о владельцах дачи. Взята она из статьи Афиши daily «Как в Вышнем Волочке спасли особняк XIX века. Власти хотели снести его просто так» от 17 мая 2018 года.
«Хозяева этого дома братья Рябушинские были купцами, банкирами и общественными деятелями, причем очень успешными. Родоначальник династии Михаил Рябушинский в 1820-м имел примерно тысячу рублей, а через 38 лет оставил в наследство сыновьям уже два миллиона. Его сын Павел Михайлович в 1899 году оставил 20 миллионов капитала и больше 16 детей. Некоторые из них занялись бизнесом, другие были связаны с наукой. Например, Степан Павлович занимался вопросом реставрации старых икон и основал вместе с братом Сергеем один из первых в стране автомобильных заводов — АМО, впоследствии ЗИЛ. А Дмитрий Павлович в 1904 году в семейном имении Кучино — сейчас это часть Балашихи — построил один из первых в мире аэродинамических институтов. Семья купила бумагопрядильную фабрику (сейчас — Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат) под Вышним Волочком в 1869 году. К началу XX века она считалась одной из самых крупных в стране, уступая только предприятиям семьи Морозовых».
На фото смена рабочих в 10 часов утра.
При ней (фабрике — примечание мое) был городок для рабочих с больницей, часовней, училищем, яслями и двумя большими казармами. В одной из них впоследствии родилась и провела детство министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Фото бани, построенной для рабочих в начале XX века.
Портрет Павла Михайловича Рябушинского.
После революции дом купцов, построенный рядом с фабрикой, был клубом. После Великой Отечественной войны в подвале создали инкубаторную станцию (об этом я уже писала).
Рассмотрели дом с тыла.
Окна второго этажа.
Муж показывает на часы: «цигель-цигель», пора отправляться дальше, чтобы окончательно не выбиться из графика.
Помочь в сохранении усадьбы можно, обратившись по указанным контактам.
Информации в статье много, я не стала ее переписывать.
Бросаем прощальный взгляд на дачу и в путь.
Вас ждет еще очень много интересного, ведь мы проехали «Вдоль России» за семь дней.
Как в Вышнем Волочке спасли особняк XIX века. Власти хотели снести его просто так
В Вышнем Волочке, который находится в Тверской области, живет меньше пятидесяти тысяч человек. Там есть единственный в городе дом в стиле модерн — дача купцов Рябушинских, который к февралю 2018-го хотели снести. «Афиша Daily» побывала в особняке и узнала, как удалось предотвратить снос и зачем превращать наследие в промзоне в туристический объект.
На окраине Вышнего Волочка стоит единственный в городе дом в стиле модерн — деревянная дача купцов Рябушинских. Дом пережил революцию, превращение в коммуналки и даже создание в подвале инкубаторной станции. При этом в здании сохранились редкие интерьеры гостиных, камины, деревянные рамы, потолки и даже дореволюционная ванная. Однако, вместо того чтобы придумать пустующему после расселения зданию новую функцию, в городских планах был его снос к 1 февраля 2018 года. «Афиша Daily» побывала в особняке и узнала у председателя Вышневолоцкого историко-краеведческого общества Дениса Ивлева, как удалось отстоять здание, почему жители города постепенно подключились к судьбе памятника и зачем превращать наследие в промзоне в туристический объект.
Дом контрастов
«Усадьба и флигель были построены в 1880-х годах, а интерьеры созданы в начале XX века. Некоторые из них напоминают детали Музея Горького на Спиридоновке, дома, который тоже принадлежал Рябушинским. Возможно, кто-то из московских архитекторов работал и здесь, может быть, даже Шехтель», — рассуждает Денис Ивлев и открывает дверь.
За ней высокий потолок и большой модерновый витраж, правда, почти без стекол. В следующей комнате стоит деревянный камин с майоликовым панно, а на потолке с красивой резьбой еле проступает позолоченная краска. В то же время над главным входом висит табличка «Вышневолоцкая инкубаторно-птицеводческая станция». Рядом с витражом — 11 синих ящиков для почты с разными фамилиями, у бывшей хозяйской ванны стоит газовая плита, рядом с камином — старый диван и одиноко стоящий костыль. Создается ощущение, что находишься внутри машины времени, которая застряла между эпохой купеческого особняка и советской коммуналкой.
Здесь и далее: как сейчас выглядит деревянный дом купцов Рябушинских
Хозяева этого дома братья Рябушинские были купцами, банкирами и общественными деятелями, причем очень успешными. Родоначальник династии Михаил Рябушинский в 1820-м имел примерно тысячу рублей, а через 38 лет оставил в наследство сыновьям уже два миллиона. Его сын Павел Михайлович в 1899 году оставил 20 миллионов капитала и больше 16 детей. Некоторые из них занялись бизнесом, другие были связаны с наукой. Например, Степан Павлович занимался вопросом реставрации старых икон и основал вместе с братом Сергеем один из первых в стране автомобильных заводов — АМО, впоследствии ЗИЛ. А Дмитрий Павлович в 1904 году в семейном имении Кучино — сейчас это часть Балашихи — построил один из первых в мире аэродинамических институтов.
Семья купила бумагопрядильную фабрику (сейчас — Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат. — Прим. ред.) под Вышним Волочком в 1869 году. К началу XX века она считалась одной из самых крупных в стране, уступая только предприятиям семьи Морозовых. При ней был городок для рабочих с больницей, часовней, училищем, яслями и двумя большими казармами. В одной из них впоследствии родилась и провела детство министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
После революции дом купцов, построенный как раз рядом с фабрикой, был клубом. После Великой Отечественной войны в подвале создали инкубаторную станцию, а остальное пространство разделили на комнаты и заселили людьми. В 2013 году дом включили в программу расселения ветхого жилья, и примерно тогда же его облюбовали краеведы. Они стали водить к нему экскурсии и подружились с одним из местных жителей, который даже пускал к себе в гости.
Снос ради сноса
В конце 2017 года краеведы отправили запрос в городскую администрацию по поводу сохранения усадьбы Рябушинских, которой уже давно требовалась реставрация. Получили ответ, что ее вот-вот должны снести. Дело в том, что она не имела статуса памятника и официально значилась как обычный многоквартирный дом. А так как по программе расселения аварийного жилья все бывшие жильцы получили другие квартиры, от этого здания по закону нужно было избавиться.
«Мы не ругаем городскую администрацию, чиновники подчиняются букве закона а не эмоциям, — говорит Ивлев. — К счастью на месте дома не планировалось нового строительства, то есть это был снос ради сноса. И если бы у него появился статус наследия, то начали бы действовать другие правила. Поэтому мы выложили в сеть полученное письмо и параллельно подали заявку на включение усадьбы в список памятников архитектуры».
Поднялась шумиха в СМИ, о доме стали говорить городские каналы и газеты, писать блогеры. В программе «Наступление на наследие» произошел показательный разговор между журналистом и представителем городского Комитета по управлению имуществом. «Это история вашего города!» — «Вы видели этот домик? Это окраина города, не особо перспективный район». Действительно, чиновники с трудом верили, что для проблемного здания найдется спонсор или туда захотят поехать туристы. Но общественный резонанс принес свои плоды: сначала за усадьбу заступился губернатор, пообещав, что здание не снесут и сделают музеем. А 19 апреля 2018 года особняк официально признали выявленным объектом культурного наследия.
Стоит особняком: как спасают забытую дачу Рябушинских
«Долгое время Вышний Волочёк все знали прежде всего как неудобный поворот на Ленинградке, из-за которого всегда стояла пробка. Мы хотим, чтобы люди поняли, что за этим есть намного, намного больше», — рассказывает Денис Ивлев, председатель местного краеведческого общества и владелец, точнее, долгосрочный арендатор забытого особняка купцов Рябушинских.
Чуть больше года назад затерянный за городом дом-призрак, в котором от первых хозяев сохранились старинные изразцы, замысловатые витражи в стиле модерн, наборный паркет и даже ванная, местные власти собрались сносить за ветхостью. Денис вместе с другими краеведами и градозащитниками за него вступился. Дом удалось отстоять, и, за неимением других желающих, особняк отдали им.
Арендаторы открыли его для местных жителей, многие из которых роскошных интерьеров никогда не видели, планируют создать здесь музей предпринимательства и размещают уже вторую резиденцию для художников — всё это они делают собственными силами. Если судьба здания сложится удачно, это может стать обнадеживающим примером для тысяч других погибающих усадеб и особняков по всей России, на восстановление которых чаще всего не находится ни средств в местных бюджетах, ни интереса у инвесторов.
Корреспондент «Известий» съездил в Вышний Волочёк, чтобы посмотреть, чем сегодня живет старинная дача, и попытаться понять, можно ли спасти историческое наследие силами энтузиастов.
Дом на болотах
Первое, что видишь, когда входишь внутрь, — клубящуюся под высокими лепными потолками паутину, а под ней — украшающие дверные проемы изящные витражи в стиле модерн. История здесь в буквальном смысле была законсервирована. Сохранилось всё: и камины с яркими изразцами, и купеческая ванная в выложенной светлой плиткой нише, и тяжелые резные межкомнатые двери, и даже — кое-где — старинная же резная мебель.
Всё можно трогать. Открываешь тяжелый ящик темного комода — и видишь в нем советский ситец, чье-то кружево и заботливо уложенный поверх коробок спичек, еще, кажется, прошлого века. Не нарушать уникальную историческую экосистему особняка, в котором разные периоды в буквальном смысле наслаивались друг на друга полотнами обоев, вкраплениями мебели и техники, — принципиальная позиция новых владельцев.
Говорят, не выбросили ничего, кроме совсем уж очевидного хлама, поэтому по соседству с изразцовыми каминами и диванами 1920-х и 1930-х теперь можно найти коллекцию старых телевизоров, набор посуды с клеймами и череду алюминиевых кастрюлек.
Несмотря на удивительную сохранность, дом после революции существовал отнюдь не в вакууме. Сначала сюда въехал клуб, а после войны двухэтажный особняк разделили условными перегородками: получилось 11 квартир. Жили в них в том числе рабочие местной ткацкой фабрики, которую когда-то возглавлял владелец дома, Сергей Павлович Рябушинский.
Сам особняк, если ехать к нему из города, стоит скорее на рабочей окраине. Добираться придется по ухабистой проселочной дороге, петляющей сквозь кустарник и пустыри вдоль безликого глухого фабричного забора. Правда, на подъезде мелькают краснокирпичные дома старого фабричного квартала — выстроенные еще при Рябушинских корпуса, рабочие общежития и административные здания здесь сохранились и используются до сих пор. Но саму дачу, стоящую на отшибе, окружает только сосновый лес, болото (отдаленное напоминание об утраченном каскаде прудов) и привычные скворечники деревянных домов при местных огородах.
Именно это удаленное местоположение, уверен Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого краеведческого общества и член областного совета Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПиК), особняк спасло. Долгое время дом, стоящий «где-то на болотах», был просто никому не нужен, как и земля под ним. Поэтому про него не вспоминали.
Провал в истории
Зимой прошлого года вдруг стало известно, что ветхий деревянный особняк расселяют и вот-вот снесут: решение о сносе к тому моменту якобы уже было принято. Охранного статуса, который мог бы ее защитить, у дачи, архитектором которой предположительно мог быть сам Шехтель, просто не было. Как не было у местных властей и средств на ее восстановление. Но вмешались краеведы и любители архитектуры, и — редкий случай — их довод услышали.
Уже в конце зимы в управлении по государственной охране объектов культурного наследия сообщили, что дом включен в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а в администрации Вышнего Волочка — о том, что работы по сносу дома были отложены. В марте дом взял под свою защиту губернатор Тверской области Игорь Руденя. Он призвал сохранить «уникальный объект деревянного зодчества», предложив отдать его под музей или «что-то еще, привлекательное для туристов».
Однако откуда брать средства на дорогостоящую реставрацию или хотя бы ремонт дома, в котором уже начали проваливаться полы, было по-прежнему неясно. Скорее всего, не было и желающих принимать ответственность. Это, возможно, было к лучшему, потому что к лету прошлого года дачу передали в долгосрочную аренду краеведам, которые ратовали за ее спасение.
Вступив во владение особняком, Денис вместе с коллегами взялись за его восстановление. Так к наследию дореволюционной и советской эпох добавился новый культурный слой — теперь в доме повсюду расставлены строительные материалы, стремянки, банки с краской.
Дом встречает нас молчанием. Остановившись на крыльце, Денис копается в карманах, достает самую что ни на есть обыкновенную связку ключей и по-хозяйски распахивает двери. Внутри, в углу светлой, несмотря на висящие кое-где лохмотьями обои и строительную пыль, гостиной за верстаком стоит молчаливый человек. Нас он замечает не сразу, а заметив, невозмутимо здоровается, перебрасывается парой слов с Денисом и возвращается к работе.
Сейчас здесь перекладывают наборный паркет Рябушинских, который пострадал от времени и от поставленной жильцами в центре комнаты большой печи. Она, в отличие от небольших каминов, не выдержала испытание историей и провалилась в подпол, оставив посередине комнаты дыру.
Для смелых и выносливых
После того как дом перешел к новым владельцам, одними из первых в него въехали художники. Арт-резиденцию организовали выпускники столичных «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. Они привезли в Вышний Волочёк молодых художников, те провели в доме десять дней, а созданные работы показали в Москве и Волочке.
В этом году резиденцию проведут уже во второй раз — в конце мая был завершен прием работ, в начале лета — объявлен окончательный список участников. В Тверскую область отобранные художники приедут 5 июля.
Татьяна Корчагина, одна из организаторов резиденции, живет в Москве. По первой профессии она фотограф и современным искусством начала заниматься относительно недавно. Собственно, этот проект во многом стал для нее дебютом.
Зато как фотограф она и раньше часто ездила под Волочёк, где несколько лет назад познакомилась с Денисом. Они периодически пытались придумать какой-нибудь совместный проект, но как-то, признает Татьяна, «всё не складывалось».
— В прошлом году я приехала, мы обсуждали какую-то очередную идею, и вдруг я узнаю, что у него есть вот такой дом, с которым непонятно, что делать. Мы с Настей Жегал (второй организатор арт-резиденции. — «Известия») в это время как раз закончили «Свободные мастерские» и думали, что где-то надо сделать выставку для молодых художников, которым в Москве сложно выставиться. И всё наконец сложилось, — объясняет она.
При этом, признает Татьяна, сам Денис к идее относился осторожно.
— До этого он, в общем-то, не имел отношения к современному искусству, идея для него была неожиданной. Но он согласился, потому что знал меня и хотел оживить дом, — говорит она.
Жить приходилось в спартанских условиях. Рухлядь и мусор в доме, какое-то время успевшем простоять заброшенным, они разбирали собственными руками вместе с волонтерами. Воды в нем нет — прошлым летом ее возили от колонки на машине, потом автомобиль сломался. Спасло ситуацию только то, что машина была у кого-то из художников. Так что рассчитана резиденция в первую очередь на сильных духом.
— Рябушинские были небедные люди, у них были ванная и водопровод, у них всё было хорошо. Даже у пролетариев был водопровод, а у нас не было в начале XXI века, — смеется Татьяна.
Организаторы, как и их помощники, работают на добровольных началах — найти спонсоров для резиденции пока не получается. В прошлом году строительными материалами и финансами немного помогли местные фирмы, которые привел тот же Денис, других источников финансирования не было. Поэтому участникам резиденции даже не оплачивают транспорт. Тех, у кого нет своих машин, организаторы возят сами.
Еще тем летом, признает Татьяна, они попробовали договориться с местной администрацией, но, после того как в разговоре проскользнуло слово «безопасность», просто испугались, что их из дома выгонят — все-таки особняк находился в аварийном состоянии. В этом году, когда на подготовку было больше времени, представителей администрации планируют как минимум пригласить на открытие резиденции.
«Всю жизнь живем и не видели»
Готовность к взаимодействию с местными жителями и вообще ориентированность на среду города и дома, работу с историческим наследием — важный фактор при выборе проектов для участия в резиденции. Тема этого года так и была заявлена: «Артефакты».
Жителям даже предложили присылать интересные городские объекты, о которых художники могли бы рассказать, только откликов на это предложение не поступило. Но организаторы не теряют надежды наладить связь. «Может быть, мы не те каналы используем или они о нас мало знают», — рассуждает Татьяна.
Зато на выставку итоговых работ художников, как и на мероприятия, которые участники проводили для жителей Волочка в самом особняке и в местной библиотеке во время прошлой резиденции, люди шли. Пусть немного, но, по словам организаторов, больше, чем они рассчитывали.
Правда, предполагает Татьяна, тут сработали сразу два фактора. Кому-то действительно было интересно посмотреть, что происходит. Но многие приходили прежде всего потому, что это был шанс увидеть особняк.
Дом стоит недалеко от рабочего поселка, у самых огородов. В нем годами жили люди. Но доступа к нему у местных жителей до сих пор не было. Пока мы с Денисом осматриваем особняк, на крыльце появляется группа пожилых дам в цветастых ситцевых платьях и шлепанцах на босу ногу. Они с опаской заглядывают в комнаты и, заметив нас, вежливо спрашивают — можно ли? Услышав положительный ответ, женщины торопливо втягиваются внутрь, словно боясь, что новые владельцы передумают.
— Хоть бы посмотреть одним глазком, — взволнованно переговариваются они, торопясь успеть зайти в дальние помещения.
— Вы местные? — на всякий случай уточняю я.
— Местные, местные, да вот живем тут и не видели. Квартиры ведь были, всё закрыто, — щебечут дамы.
— Мы всех пускаем, если люди приходят, не отказываем никому. Но люди видят закрытые двери и боятся попросить, — спешит объяснить Денис и лично уходит проводить экскурсию.
Дамы переговариваются, вспоминая соседей, кто-то говорит об инкубаторе и по-детски радуется, когда Денис отвечает — да, правильно, в подвале была инкубационная станция. Кто-то, со слов одного из бывших жильцов дома, вспоминает и про зимний сад. Но от оранжереи, как и от печи в гостиной, остался только зияющий провал за дверью в хозяйском кабинете.
Ручная работа
Пример дачи Рябушинских интересен именно тем, что здесь с подачи местных краеведов могут счастливо сойтись четыре ключевых фактора, необходимых для восстановления и сохранения исторического здания, уверен Вадим Разумов, автор блога «Летопись русской усадьбы» и создатель туристического проекта «Усадебный экспресс».
— Существует суровая реальность жизни, которая доказала, что объекты культурного наследия, в частности усадьбы, имеют шанс на будущее при соблюдении как минимум четырех основных условий. К ним относятся наличие добросовестного собственника, поддержка энтузиастов, финансовое обеспечение и профессионализм реставраторов, — объясняет он в разговоре с «Известиями».
Если вокруг особняка или усадьбы сформировался круг увлеченных краеведов, любителей архитектуры и реставраторов, но его судьба безразлична собственнику или инвесторам, скорее всего, оно обречено. Если же собственник будет активно проводить работы, не привлекая специалистов-реставраторов, восстановить здание, скорее всего, получится, но оно не «заживет», превратившись в бездушный новодел. Такой сценарий даче Рябушинских сейчас не грозит.
— Собственник у здания есть; команда, которая спасла ее от гибели, смотрит в будущее с энтузиазмом; а руководство региона обещает помочь с деньгами и полноценной научной реставрацией объекта, — рассуждает Вадим Разумов.
Но пока восстановление краеведы проводят собственными силами. У самой входной двери за стеклом висит лист А4 со списком самых необходимых работ в усадьбе: от восстановления проводки до ремонта кровли. Там же есть реквизиты Вышневолоцкого краеведческого общества, на счет которого желающие помочь могут перевести деньги (для этого при переводе надо поставить пометку «Рябушинский») и личный телефон Дениса. По этому номеру в том числе можно позвонить, чтобы договориться об экскурсии (хотя сделать это, конечно, лучше загодя — например, связавшись с Денисом в социальных сетях). Правда, если повезет и во время вашего визита дверь окажется открыта, скорее всего, вас тоже пустят внутрь.
Спрашиваю, сколько времени, по их мнению, уйдет на восстановительные работы, и Денис, переглянувшись с коллегой, который в этот момент работает за станком, улыбаются.
— Дом нам в аренду дали на 50 лет. Вот 50 лет, видимо, и будем заниматься, — говорит Денис.
Полную реставрацию дома проводить они и не планируют — на это потребуется несколько миллионов рублей. Таких средств у краеведческого общества нет, и преследовать несбыточные цели Денис не собирается. Пока в планах — подлатать дом, чтобы сделать его безопасным для людей и остановить (или как минимум замедлить) разрушение.
Например, отремонтировать провалившиеся кое-где полы, восстановить печи, починить водопровод, заменить проводку и установить противопожарную сигнализацию. Вмешиваться в историческую многослойность его интерьеров Денис не собирается, наоборот, атмосфера здания-призрака, которое видело и Рябушинских, и советский клуб, и коммуналки и в котором можно всё потрогать, скорее всего, сохранится.
Если всё получится, дом превратится в своеобразное лофт-пространство, в котором можно будет проводить выставки, лекции или кинопоказы. Татьяна Корчагина убеждена, что особняк и разместившаяся в нем резиденция (часть объектов, созданных художниками в прошлом году, вывезти так и не смогли, и их можно увидеть до сих пор) может дать толчок для развития в Вышнем Волочке арт-туризма.
Особняк стоит на отшибе и добираться сюда лучше на автомобиле. Корреспонденты «Известий» ехали на Mitsubishi Pajero Sport
Еще здесь собираются устроить музей предпринимательства и отдельно — небольшую экспозицию, посвященную купцам-старообрядцам (к старообрядцам принадлежали и сами Рябушинские). Артефакты для этой экспозиции — например, тяжелые каменные кресты — уже начали свозить со всей округи. Услышав про музей предпринимательства, спрашиваю, не интересует ли проект кого-то из бизнесменов, есть ли вообще они в Твери. Есть ли вообще здесь люди, готовые вложиться в возрождение особняка.
— Такие бизнесмены, может быть, и есть, но я их не встречал, — невесело улыбается хозяин.