дача росселя в харенках
Драматическое путешествие к дедушке Росселю
В конце сентября»золотая осень» на Среднем Урале на целых четыре дня совпала с «бабьим летом». Для наших краев это не так уж мало. Редко бывает, что время, когда деревья наряжаются в свои разноцветные осенние наряды, сопровождается теплой и солнечной погодой. А без солнца какая же «золотая осень»? Тучи и дождь все портят – красивые лесные наряды тускнеют под мрачным нависшим небом. Уже много лет я пытался поймать «золотую осень» на Урале в фотообъектив, но мне как плохому танцору все что-нибудь да мешало: то собственно погода, то мое здоровье, то отсутствие времени. Но наконец-то все сошлось, и я отправился в автопоход по родному краю.
Главной целью моего маршрута стала деревня Харенки на реке Чусовой. Слышал я как-то от знакомых, что там красивые места, на которые стоит посмотреть (и запечатлеть на фото, разумеется). А когда узнал, что наш всеуральский дедушка Россель там построил дачу – план побывать в Харенках окончательно оформился. Ну не будет же бывший губернатор Свердловской области строить свою дачу в совершенно непримечательном месте, к тому же и расположенном черт-те-где?! Наверняка, есть там что-то особенное!
Вкратце объясню, где находится эта деревенька. Харенки – это уральская Тмутаракань.
От Екатеринбурга до Харенок всего 2 дороги – одна идет через Первоуральск по направлению к поселку Шаля (в Илиме нужно свернуть направо), а другая в направлении на Нижний Тагил – с Серовского тракта необходимо повернуть на Черноисточинск. От областного центра до Харенок примерно 210 километров, если выбрать дорогу через Черноисточинск и чуть меньше – если двинуться туда через Первоуральск. Вот только второй путь хоть и немного короче, но добираться по нему, наверное, на час-полтора дольше. Если вообще вы доедете.…
Не самую плохую дорогу, какие бывают в лесах России, но местами весьма проблемную для обычной легковой машины, как у меня. В дождь я бы не советовал туда соваться даже на кроссовере – «Ленд Крузер» или «уазик» там наверняка проберется и в слякоть, а вот моя бедная «королла» и в сухую погоду чуть не уплыла по грязи в придорожную канаву. Дело в том, что вполне твердые участки на этой дороге сменяются коварными сырыми глинистыми местами, где явно застревали машины и до меня. И вот на одном таком участке, когда до ближайшего населенного пункта было километров 10-15, я и завяз в грязи. На взгляд из машины участочек был вполне проходимым, но в реальности на мокрой глине даже ноги разъезжались, а машина сразу же съехала в колею, и вместо движения вперед стала смещаться в сторону весьма глубокой придорожной канавы, из которой при всем желании выбраться одному нереально.… Я и назад пробовал вернуться – не получилось, потом настелил в колею крупные ветки под колеса – все равно автомобиль тащит в канаву… А ведь это лесная дорога, где машины ходят очень редко! Буквально повиснув над канавой вместе с «короллой», я помянул недобрым словом и мою идею двинуть в гости к Росселю, и наши дороги, и самого Росселя, который 15 лет отвечал за эти самые дороги в Свердловской области и не сподобился провести нормальную автотрассу даже к собственной даче!
Разумеется, снимков этого происшествия я не делал – не до того было. Хотя сейчас жалею об этом.
Буквально чудом я все-таки выехал из глинистой ловушки (перемазав в грязи и себя, и машину) и двинулся дальше, думая: а вдруг от Харенок придется обратно возвращаться по этой же дороге? Вот будет ужас-то! Да и доеду ли я вообще туда? Проблема была в том, что деревни все не было и не было. Только лес и дорога без конца и края! Я проехал 17 километров, 25, 30, а ее – проклятой – нет! Какой идиот повесил знак, что от Илима до Харенок 17 километров!?… На самом деле там оказалось 42!
На этих 42 километрах чего только не встретилось – помимо упомянутой ловушки есть еще пара-тройка весьма неприятных мест, разбитых грузовиками, где грязь стоит даже при сухой погоде; имеются участки, где много больших камней выпирает из дороги и даже при медленной езде начинаешь опасаться за сохранность колес, а есть, наоборот, такие, где полно глубоких ям. На дороге несколько весьма затяжных подъемов (это ведь Уральские горы!), которые в дождь, наверняка, вызовут проблемы у большинства автомобилей.
Дорога поразила меня еще и тем, что на одном из участков из-под земли стал проступать деревянный настил! Видимо, когда-то здесь была положена деревянная дорога (гать). Интересно, сколько ей лет?
В общем, когда я добрался до Харенок, я так вымотался, что мне было уже не до осмотра деревни и визита к Эдуарду Эргартовичу, который, к тому же, вряд ли ждал меня в гости….
Река Чусовая – вид с моста.
Самих ВИП-дач с дороги вы не увидите. Да и смотреть там особенно нечего, честно говоря. В Сети есть фото одной из этих дач – ничего особенного.
В сравнении с хоромами Ротенбергов или дворцом-шубохранилищем Якунина – это вообще какая-то деревенская избушка. Сразу видно, что построена честным чиновником (по нынешним временам). Практически на одну зарплату.
А вот это въезд в Харенки со стороны Нижнего Тагила (на картах деревня называется Харенки, а на указателях она почему-то Старые Харенки – можно подумать, что есть где-то Новые!) – здесь уже асфальт кончился. Отсюда я выехал и двинулся до следующей деревни Усть-Утка (где в Чусовую вливается Межевая Утка). Эта деревенька находится всего в 8 километрах, но соединяет ее с Харенками не дорога, а очередное недоразумение имени Эдуарда Эргартовича Росселя! Ну, нельзя разве было провести нормальную дорогу к своей даче!? Даже для себя ни черта не могут сделать эти «эффективные менеджеры»!
Одно хорошо – эта широкая тропинка идет прямо вдоль Чусовой, и виды там встречаются просто замечательные.
В Усть-Утке я не задержался – радость от встречи с асфальтом так переполняла меня, что я сразу рванул до Висимо-Уткинска. Красот в Усть-Утке я особых не заметил, а местные достопримечательности, вроде музея Сергея Есенина (в Усть-Утке!), меня не сильно вдохновляют.
Поселок Висимо-Уткинск – один из многих населенных пунктов Среднего Урала, где в 18 веке был построен железоделательный завод тогдашних ротенбергов – Демидовых. Но, как говорится, было да прошло. Сегодня это всего лишь поселок сельского типа, но и здесь можно встретить кое-что интересное.
Лошадки гуляют по улицам…
Интересный деревенский домик. Такую архитектуру на Урале я раньше не встречал.
За расположенным чуть далее по трассе поселком Висим, который находится в стороне от дороги на Нижний Тагил, прямо у шоссе находится оленья ферма.
В будни она закрыта, а в выходные за небольшую плату можно пообщаться с оленями (привезенными с Алтая), лошадками и даже страусами (!) – традиционными уральскими птицами…. Да, да – для тех, кто не в курсе: Урал – родина страусов! Ферму легко проскочить на высокой скорости – так что любителям зверушек надо быть очень внимательным на участке дороги между Висимом и поселком Уралец.
Через несколько километров от фермы расположен небольшой дачный поселочек, названия которого на картах вы не найдете. Вот где надо дачи-то строить! Вот представьте, что у вас здесь дачка. Выходите из дома и смотрите на этот пруд под оригинальным названием Нижний. Красота!
Да, в общем-то, не важно, как называется этот пруд – главное, что таких шикарных водоемов у нас в Свердловской области не так уж и много.
Но что еще лучше, следующий подобный водоем – в рядом находящемся поселке Уралец. Буквально по соседству с Нижним прудом.
Правда, в Уральце на той стороне пруда жилые дома, а не лес, что несколько портит всю картину… Но портит не сильно.
В поселке Уралец я и закончил знакомство с природными красотами Урала и помчался в Екатеринбург, не заезжая в Черноисточинск – весьма симпатичный поселок, расположенный около большого Черноисточинского пруда. Туда заехать без всяких сомнений стоит, но я побывал там в прошлом году.
Разумеется, что отправляться туда из Екатеринбурга следует только по Серовскому тракту, а не по «дороге смерти» через Первоуральск и Илим. На дорогу из Екатеринбурга и обратно уйдет чистого времени часов 5 – 5,5. Если выехать с раннего утра, то за день вполне можно успеть осмотреть Черноисточинск, Уралец, пруд Нижний, оленью ферму, Висим, Висимо-Уткинск и даже окрестности Харенок.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Деревня Харёнки. Памятник Акинфию Демидову на Чусовой
Деревня Харёнки стоит в 162 километрах от камня Собачьи Рёбра и в 7 километрах ниже деревни Усть-Утка (Свердловская область). Если вы сплавляетесь по реке Чусовой, то прежде встретится небольшой камень Харёнский, стоящий на правом берегу реки. Туристы прозвали его Зелёной шапочкой, которую он напоминает благодаря елово-пихтовому лесу наверху. В лесном массиве на камне Харёнки стоит небольшая церковь, но с реки её не видно.
Перед ним почти вплотную к Чусовой подходит автомобильная дорога. С реки заметна и красивая стела с изображением лося на въезде в Харёнки.
Деревня Харёнки возникла в 1760 году. Название образовалось от имени первопоселенца по имени Харитон. По местным легендам, долгое время он жил здесь один, затем подселились Чудиновы, Пермяковы, Долматовы. Образовалась деревня. В прошлом она была всего лишь спутником пристани Кашка. В наши дни Кашки уже нет, а Харёнки процветают.
До революции жители занимались лесозаготовками, углежжением, обслуживали сплавы. В советское время действовал колхоз «Красный пахарь», в котором работали также жители Ёквы и Пермяковой. В прошлом в одном из домов деревни размещался приют турбазы «Чусовая». От него шёл маркированный пеший маршрут к камням Омутной и Олений.
Деревня располагается на обоих берегах Чусовой, но основная часть на правом берегу. В 1990-е годы она чуть было не вымерла. В Харёнках оставалось лишь несколько жилых домов. Даже в старых путеводителях по Чусовой писали, что деревня почти заброшена. Новый виток развития случился благодаря тому, что эти места полюбил Эдуард Россель, возглавлявший тогда Свердловскую область. В Харёнках выросли шикарные коттеджи. Здесь стоят дома бывшего губернатора Эдуарда Росселя, бывшего мэра Нижнего Тагила Николая Диденко и других известных на Урале людей.
На острове посреди Чусовой поставили большой бронзовый памятник Акинфию Демидову (Россель — большой почитатель этой династии промышленников). Заводовладелец изображён как всадник на коне, держащий в руке карту и оглядывающий просторы. Правда, большинству туристов памятник напоминает скорее Петра I, чем Демидова.
На высоком пьедестале памятника из серого гранита надпись: «Акинфию Демидову — благодарные потомки». Автор памятника — скульптор Константин Грюнберг. Он известен по установленным в Екатеринбурге памятникам маршалу Жукову, Романовым, «Чёрному тюльпану» и другим. От коттеджей на остров идёт мост, который закрывается на замок и просматривается с помощью видеокамер. Так что побывать у памятника простые смертные могут лишь при сплаве по Чусовой.
За островом Харёнским, на левом берегу реки, скрывается небольшой камень Кривуша. Обычно туристы движутся по правой протоке, и этот камень даже не замечают. Однако в прошлом барки шли слева. Владимир Лохтин в книге 1889 года называет его «камень в Криуше». Криушами («кривыми ушами») называли разветвления реки. Никакой опасности этот камень не представлял.
Представитель строгановской «крепостной интеллигенции», краевед Яков Рогов (1827—1871), позже ставший управляющим Билимбаевского завода, в «Заметках во время плавания по реке Чусовой» писал о случае, произошедшем в 1849 году:
«Перед одной из таких деревень, по имени Харёнки, заметили мы выставившиеся из-под воды два столбика, свидетели потонувшего судна, которое, ударясь близ того места о каменистый утёс, быстро погрузилось в воду. Такие случаи не редкость на Чусовой. Потонувшее судно несло груз металла, который после убыли воды будет почти весь собран и со следующим караваном доставится по принадлежности. Но для нас особенно важно было то обстоятельство, что утонувшее судно заняло лучшую часть фарватера, чем, разумеется, заградило прямой путь другим судам и заставило их идти в обход. При этом одно судно нашего каравана, надвинутое ветром, ударилось о выставившиеся столбики, вследствие чего работавших около них людей разбросало во все стороны и одному из рабочих раздробило ноги, а другого вовсе не отыскали в воде».
Примерно в километре ниже Харёнок через реку перекинут автомобильный мост. Многие туристы начинают сплавы по Чусовой от этого моста. Если имеется возможность заброски на транспорте, то это действительно очень удобно. Далее начинаются самые высокие и красивые скалы реки Чусовой (в том числе камни Омутной, Дыроватый и Олений), а сама река после Харёнок становится глубже.
Участок от Харёнок до Ёквы (да и дальше до Кына), пожалуй, самый популярный на Чусовой в пределах Свердловской области. И неудивительно, ведь на небольшом отрезке сосредоточены одни из самых живописных скал. Протяжённость маршрута сплава от моста за Харёнками до деревни Ёква всего-то 15 километров. Легко проходится за один день.
Согласно данным переписи 2010 года, постоянных жителей в Харёнках лишь 16 человек. Сотовая связь: МТС.
Узнать много интересного о реке Чусовой, её истории и достопримечательностях можно в моей книге-путеводителе «Река Чусовая».
Как добраться до Харёнок?
В Харёнки идёт автомобильная дорога от Нижнего Тагила (через Висим, Висимо-Уткинск, Усть-Утку), а также со стороны Шалинского тракта. По пути стоит познакомиться с достопримечательностями Усть-Утки. Общественный транспорт сюда не ходит.
Депутат переселяет Росселя. К себе поближе
Ради губернатора сосед готов на подвиг – изменить (!) русло реки Чусовая. ФОТО
В уральской VIP-деревне Харенки, где живут братья Козицыны, Чеканов, Сысоев и даже Россель, меняют географию – через считанные недели река Чусовая будет течь совсем не там, где сейчас. Мега-проект придумал один из высокопоставленных дачников, который хочет заполучить губернатора себе в соседи. Простые жители деревни боятся, что останутся без воды. Пройти мимо такого сюжета «URA.Ru» не могло – мы отправились в Харенки, и узнали вот что…