дача рихтера под тарусой
Дом Рихтера под Тарусой
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару. Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
Дача рихтера под тарусой
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен:
А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома:
Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера»: он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь: отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару:
Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
Таруса
Центр Тарусы образует собор Петра и Павла и площадь перед ним:
Сразу за собором — обрыв: крутой берег реки Оки, а на берегу — памятники поэтам и писателям: Цветаевой, Ахмадулиной, Паустовскому.
Замечательные виды города и природы:
Посетил я также дом семьи Цветаевых и дом-музей Паустовского — за пределами своего центра Таруса имеет деревенский вид, и этим очень мила.
Дом семьи Цветаевых:
Интерьеры дома Цветаевых:
Дом К. Паустовского:
Интерьеры дома Паустовского:
Сад у дома Паустовского:
Из сада дома Паустовского видно, как блестит внизу река Таруса:
После прогулки по Тарусе и посещения памятных мест я отправился на клавирабенд Алексея Володина в киноконцертный зал «Мир», в котором проходят концерты рихтеровского фестиваля.
Дача Святослава Рихтера
История дачи Святослава Рихтера началась в 1950 г., когда на высоком берегу Оки на каменном основании выросло деревянное строение, словно устремлённое ввысь и оттого напоминающее больше не дачный домик, а старинную дозорную башню, с высоты которой прекрасно обозреваются все окрестности. Причина такой архитектурной особенности более прозаична, чем хотелось бы: в распоряжении пианиста было ограниченное количество земли, поэтому дом пришлось строить с соответствующим расчётом.
Появление дачи связано с мечтами Рихтера об уединённой жизни в каком-нибудь спокойном живописном месте, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями и природой. Пианисту приглянулся пустующий домик, расположенный в окрестностях Тарусы, он перевёз туда небольшой кабинетный рояль и рядом построил ещё один дом, необычный и в то же время очень простой. Этот дом и стал тарусской дачей Рихтера или, как его ещё называют, «Домом на Оке».
Дачные будни
Святослав Рихтер любил свою загородную дачу и считал её идеальным местом, чтобы творить. Пианист проводил много времени днём, гуляя по окрестностям Тарусы, слушая звуки природы и вдыхая лесные ароматы, а по вечером устраивал себе ещё одну прогулку, на этот раз более долгую и насыщенную. Именно здесь, в своем любимом «Доме на Оке», Рихтер за одно лето подготовил более 10 программ для зарубежных гастролей.
Надо сказать, что тарусская дача Рихтера не была светским салоном, из гостей здесь можно было увидеть разве что самых близких друзей и изредка учеников, да и останавливались они, как правило, в соседних деревнях, а на дачу приезжали только с визитами. Здесь бывали и некоторые именитые друзья Рихтера: Денис Королёв, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и другие.
Идиллическая жизнь не могла продолжаться вечно, бесконечные гастроли и переезды не давали пианисту проводить в «Доме на Оке» много времени, однако Рихтер хранил в сердце нежные воспоминания о своей даче и стремился сюда при любой возможности. Идея пианиста о том, чтобы «сделать что-то хорошее для Тарусы», не отпускавшая его с конца 1980-х гг., реализовалась в основании в Тарусе регулярных музыкальных фестивалей: каждый год в июле около «Дома на Оке» проводится ежегодный фестиваль фонда Святослава Рихтера.
Однако не только шанс увидеть и послушать звёзд мировой величины привлекает зрителей в эти края. Их прельщает сама возможность сбежать от городской суеты в удивительно трогательную атмосферу, наполненную звуками утонченной музыки в сочетании с живописными тарусскими пейзажами.
Полезная информация
Дом Рихтера расположен в 10 км от Тарусы недалеко от деревни Алёкино. Добраться до этих мест из Москвы на общественном транспорте возможно только с пересадками: сначала на поезде до Серпухова, после этого на рейсовом автобусе до Тарусы, вся поездка займёт около двух часов. Если вы предпочитаете путешествовать на автомобиле, то доедете до города примерно за полтора часа.
Кстати, по воспоминаниям Рихтера, он сам обожал пешие прогулки и частенько прогуливался на своих двоих перед концертами в разных городах.
В 100 м от дачи проходит дорожка, ведущая к насыпному песчаному пляжу, который появился не так давно.
Блог о путешествиях
Поездка: Дракино, дача Рихтера, Трубецкое, Истомино
Редкий случай, когда удаётся отправиться в очередное путешествие на машине. Возможность посетить несколько достопримечательностей, разделённых десятками километров! Зимой включаешь «печку» и греешься, летом — кондиционер (или, по крайней мере, можно открыть окно). Такая удача произошла в минувшие выходные. Ставку решено было сделать на «зимники»: последние холодные дни, ровные снежные грейдеры (где летом одни ухабы). Калужская область, окрестности Тарусы.
Маршрут таков:
1) Дача Святослава Рихтера — N 54° 39.975′, E 37° 12.054′
2) Храм Рождества Христова в селе Трубецком — N 54° 38.522′, E 37° 9.910′
3) Истомино (усадьба) — N 54° 43.320′, E 37° 4.310′
4) Покровская церковь близ Заворово — 54° 47′ 59.36″ N 36° 58′ 33.18″ E
Если всё получается проехать быстро, возвращаемся через Вознесенье и Алексин.
Место встречи — Дракино (N54° 51.183′, E37° 16.080′):
На месте села Дракино был древний пограничный город-крепость Лобынск, ровесник Москвы, закрывавший важный торговый путь по реке Протве, от него сохранились лишь едва различимые валы древнего города-крепости Лобынска. Здесь в 1147 г. мятежный и беспокойный князь Святослав Ольгович («Гориславичем» звали его на Руси, много бед и разорений принес он своей земле, трижды приводил половецкие войска) получил знаменитое ныне письмо от своего двоюродного племянника князя владимиро-суздальского Юрия Владимировича Долгорукого, которое начиналось словами: «Приди ко мне во град Москов». С этого года и ведет отсчет своего возраста столица нашей Родины. И стоит трогательная маленькая церковка во имя св. великомучеников Бориса и Глеба, покровителей воинства, построенная в 1684 г. До XIX в. она была еще меньше, существовал лишь центральный объем с апсидой да отдельно стоящая колоколенка, от нее сохранились только два нижних яруса, верхний начала XIX в. Растесаны окна, изменена кровля — и все равно от этой церквушки веет патриархальной сельской стариной.
В центре Дракино на высоком основании установлен истребитель МиГ-3. На пьедестале этого памятника летчикам 49-й армии посвящена надпись: «Здесь в октябре 1941 г. доблестные воины 49-й армии остановили немецко-фашистские полчища, рвавшиеся к Москве. Во время Битвы за Москву здесь проходил рубеж обороны 49 армии. В пойме р.Оки располагались полевые аэродромы истребителей и бомбардировщиков. Есть памятник летчикам 49 армии. 17 декабря 1941 г. с этих рубежей они во взаимодействии с войсками 43-й армии перешли в решительное наступление и разгромили врага». Сегодня в Дракино, на аэродроме спортивной авиации, тренируются и соревнуются мастера, чемпионы страны, Европы и мира по самолетному спорту. Возле самолёта я и подсел к своему другу в машину.
Для начала, едем к берегу Оки — на дачу Святослава Рихтера. Навигатор выбрал кратчайший путь, который в итоге упёрся в свеже-отстроенные коттеджи и заброшенный пионерлагерь. Кругом заборы. Уточнили у местных, сделали крюк, и подъехали на те-же 1,5 км, но уже с другой стороны. Как бы не было удивительно, но при наличии нескольких указателей «На дачу Рихтера», дорога грунтовая — прокатанная от коровников. Две нивы рыбаков перед нами застряли в снегу на этом 1,5км-вом участке (благо сельхозтехника рядом). Идём пешком по сугробам… И вот он — мрачный дом на берегу:
В конце 1950-х гг. на высоком берегу Оки пианист С.Т. Рихтер построил дачу — деревянный вытянутый вверх дом, с верхних этажей которого открывается вид на реку. Впоследствии дача была передана музыкантом в созданный им же Тарусский фонд. В Тарусе ежегодно проходит Музыкальный фестиваль фонда Святослава Рихтера. Концерты проводятся и возле «Дома на Оке», как называют дачу Рихтера. Позже, в 1971 году на Рихтер приобрел другую дачу Николиной Горе. Его друзья рассказывали: «Слава хотел быть поближе к столице и природе одновременно». Маэстро оставил себе прекрасный загородный дом в Тарусе, но он был от Москвы далековато.
Местность здесь очень скромная — нет той зрелищность, что в Поленово или Тарусе. Топаем обратно к машине…
Без проблем находим Храм Рождества Христова в селе Трубецком. Остановиться, правда, негде — грейдер есть, а чистой площадки для остановки ни одной. Находим уголок только метров за 300 от Храма. Окна зарешечены, дверь на замке, заглянуть смогли лишь в щёлочку.
Засекины, Долгоруковы, Мусины-Пушкины, Суворовы и Минквицы. Все эти громкие и известные в России фамилии объединяет одно – им принадлежала старая усадьба в селе Трубецком, что расположено всего в семи километрах к югу от Тарусы. Всё, что осталось от усадьбы – старый парк из лип, посаженных квадратами, несколько прудов, давно заброшенный плодовый сад и храм. Церковь Рождества Христова. В 1768 году был построен первый храм в Трубецком. Это была деревянная Христорождественская церковь, построенная князем Василием Михайловичем Долгоруковым. А в 1904 году по прошению священника Василия Петровича Знаменского, был возведён каменный храм. На проектирование храма, сбор средств на его постройку ушло несколько лет. Наконец, храм был построен и 9 ноября 1909 года освящён.
Дальше мы решили не тратить драгоценное время и срезать по ещё одному грейдеру через поле в сторону Вознесенья. Всё-таки до Заворово (п.4 маршрута) ехать опасно далеко — одни просёлочные дороги (неизвестно — расчищены ли они). Попытка эта стала неудачной: мы застряли на часа — два. После форсирования поля у дачи Рихтера, одежда слегка промокла, а после этих «раскопок» — стала вообще сырой. Но руки мы не опустили, и, чтобы поездку всё-же засчитать успешной, поехали в Истомино:
Пришлось возвращаться в Тарусу, далее по другой дороге ехать практически до моста через одноимённую реку. Немного проехав вдоль реки Таруса, видим маковку церкви. Но селу мало одного такого замечательного Храма! Первое, что мы видим — это строительство новой Церкви. В Интернете не удалось найти ни слова об этом. А на тот момент мы, изрядно промокшие, думали лишь о том, чтобы побыстрее всё осмотреть и отправиться в обратный путь, потому и не поинтересовались.
Первое упоминание об усадьбе Истомино встречается в писцовой книге Тарусского уезда и относится к 1720 году. Владельцем усадьбы в то время был Пётр Андреевич Толстой, родоначальник рода Толстых. Он был блестящим дипломатом, ритором, замечательным литератором, владел иностранными языками и перевел «Метаморфозы» Овидия. 1725 год был значимой вехой в истории рода Толстых. В своё время Петр Андреевич Толстой начинал службу ещё стольником у царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Тогда он не имел почти ни гроша в кармане, как говорится, ничего за душой, а в этом 1725 году дослужился до чина верховного маршала. Такая карьера сама по себе была почти невероятным, очень редким явлением в то время. Пётр Первый высоко ценил Петра Толстого. Именно в последние годы жизни царь пожаловал Толстым имение Истомино. Пётр Андреевич также был награжден редчайшим тогда орденом Андрея Первозванного. Будучи верховным маршалом во время коронования в Москве Екатерины I, он на другой день был пожалован в графское достоинство, о чем Петр известил Сенат собственноручной запиской: «Объявить тайному действительному советнику Толстому издание графства и наследникам его». Его сын, Иван Петрович Толстой – прадед великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В те годы в Истомино строится главный усадебный дом. Он был построен традиционно в дереве и простоял так до конца восемнадцатого века, а в 1725 году стараниями Ивана Петровича рядом с усадьбой возводится Успенская церковь. Однако, недолго семейству Толстых довелось пожить в тиши и спокойствии. Через два года Екатерина I на смертном одре подписала указ о ссылке Петра Андреевича Толстого в Соловецкий монастырь. Их фамильное имение Истомино перешло в собственность царской семьи. В доме и вообще в усадьбе проживали в основном только управляющие, поэтому дом так долго не перестраивался.
Прекрасная панорама с видом на реку Тарусу, окрестные деревни и силуэтом высокого храма на верхушке холма была весьма подходящим и для обустройства усадебного дома и для устройства английского пейзажного парка, который тогда был в моде в великосветских кругах. Конечно, не менее важна была и близость храма к усадьбе. С 1782 года дворцовое имение Истомино принадлежало уже Николаю Николаевичу Маслову (1734 – 1803). С появлением нового хозяина началось, естественно, и новая жизнь: и храм, и усадьба «ожили», активно строились и обустраивались. … Храм Успения Пресвятой Богородицы всегда содержался в большем порядке и имел очень хороший вид в связи с тем, что буквально все последующие владельцы села Истомино и его окрестностей, в основном купцы из Тарусы, делали пожертвование и обновление интерьеров и экстерьеров церкви. Например, можно вспомнить последнего владельца усадьбы в Истомино, особенно усердного прихожанина Захара Лихоманова, выходца из простой крестьянской семьи деревни Ложкино, ставшего богатым тарусским купцом. И после революции 1917 года истоминский храм оставался действующим. В местных архивах можно обнаружить описи церковного имущества 1922 года, к которым прилагаются и описания внутреннего убранства церкви. Xрам Успения в Истомино оставался действующим до середины 1970–х годов, в 1974 году был закрыт и разграблен, и только сейчас делаются первые попытки по его восстановлению. В здании же усадьбы ныне размещается сельская школа-девятилетка.
Главный дом, сооруженный в нач. XVIII в., и затем перестроенный в XIX, непритязательной архитектуры. Классицизм оказался чуждым барочной планировке с двумя боковыми ризалитами. Дворовый фасад прост, да и парковый, с примыкавшей лоджией и балконом после их разборки так же многое потерял в наружном облике. Отсюда выходили в яблоневый сад и парк, разбитый на плавно понижающемся склоне к реке Тарусе, а семейные праздники устраивали во дворе.
Обратите, пожалуйста, внимание не окна! — Та половина дома, что с полукруглыми сверху окнами, это и есть старый усадебный дом! Да, он был такой маленький. Симметричный с обоих сторон, он имел посередине на втором этаже балкончики. Остальная «безлико-прямоугольная» часть — это пристройка 70-х годов. Сейчас дом пустует, нет тут больше никакой школы. Местные, правда, сказали, что передали какому-то спортивному центру. Но тут, вдалеке от стадионов. Зачем? Также, они отметили, что пристройка 70-х годов — вся течёт и трещит по швам. А вот старая часть здания — держится стойко все эти годы! Вход в дом, очевидно, был сос стороны «пристройки» — т.к. двери в помещении, нам рассказали, не вырубали, использовали существующие.
Ко двору лицевой стороной обращен грот — своеобразная эстрада для музыкантов: