дача репина под петербургом
Дача репина под петербургом
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, в поселке Репино (ранее Куоккола) на побережье Финского залива.
Именно здесь Илья Ефимович Репин (1844–1930) прожил последние 30 лет жизни и здесь пожелал быть похороненным. Открытый в 1940 году в усадьбе музей стал одним из первых в стране мемориальных музеев под покровительством Российской академии художеств.
Во время войны усадебные постройки сильно пострадали, они были восстановлены в 1950–1960-е годы. Сейчас в экспозиции музея-усадьбы можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, а также работы его сына Юрия и других русских живописцев. Всего в «Пенатах» находится около шестисот произведений живописи и графики.
В доме сохраняется мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда.
Посещение музея включает в себя знакомство с экспозицией, просмотр старинной кинохроники, запечатлевшей И. Е. Репина в его доме, осмотр мемориального парка и окрестностей, которые вдохновляли многих русских художников и писателей.
Адрес
пос. Репино, Приморское шоссе, дом 411
Режим работы
Из-за большого количества посетителей музея, рекомендуем предварительно купить билет онлайн.
Понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье:
С 16 апреля по 30 сентября
10:30 — 18:00
(касса закрывается в 17:00)
С 1 октября по 15 апреля
10:30 — 17:00
(касса закрывается в 16:00)
Вторник — выходной день.
КАЖДЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК МЕСЯЦА — САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
Усадьба знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Это один из самых первых мемориальных музеев, входящих в состав Российской Академии художеств. Кроме усадьбы Репина, сегодня филиалами академии являются музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, мастерская Т. Г. Шевченко и музей-квартира А. И. Куинджи. Музейный комплекс в поселке Репино имеет три доминанты: усадьба, могила художника и парк.
История усадьбы
Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.
Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.
Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.
Экспозиционные залы «Пенатов»
В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.
Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.
Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.
Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.
Усадьба Ильи Репина «Пенаты»
Северное побережье Финского залива чрезвычайно живописно: море, песчаные дюны и пляжи, валуны, сосны… До 1918 года это была территория Великого княжества Финляндского. После того, как в 1870 году была построена железная дорога из Санкт-Петербурга в Гельсингфорс, эти места стали застраиваться фешенебельными дачами и пансионатами. Сейчас это Курортный район Санкт-Петербурга.
Смотровая площадка в Репино
В 1899 году в Куоккале (в переводе с финского — «Рыболовный крючок», ныне поселок Репино) знаменитый художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) приобрел участок земли площадью около 2 га. Это место привлекло его своей уединенностью и, одновременно, близостью к столице: в 1894 года Репин стал руководителем живописной мастерской Императорской Академии художеств.
Илья Репин в 1909 году
В честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал свою усадьбу «Пенаты». Здесь художник прожил 30 лет, до самой своей смерти. После того, как в 1907 году Репин отказался от должности профессора в Императорской Академии художеств, он почти не покидал «Пенатов».
Памятник Репину около усадьбы
Усадьба была зарегистрирована на имя его второй жены, Натальи Борисовны Нордман (1863-1914). По завещанию, в случае её смерти «Пенаты» переходили Репину, а после его кончины — в собственность Императорской Академии художеств, с условием, что здесь будет открыт музей.
План музея-усадьбы «Пенаты»
Ворота с калиткой, ведущие в усадьбу, были сделаны по эскизам Репина в 1903 году, когда семья стала постоянно жить в Куоккале.
Ворота с калиткой
Это была запущенная, поросшая кустарником местность, которая стараниями Репина и его семьи превратилась в прекрасный парк с аллеями и прудами, парковыми постройками и большим домом.
Аллея к дому
Цветник
Первоначально дом в усадьбе был одноэтажным, малоприспособленным для жизни и работы художника. За несколько лет он оброс многочисленными пристройками и превратился в двухэтажный, с балконами, верандами и остроконечными крышами. Строительство велось по замыслу Репина без плана, исходя из целесообразности помещений. Поэтому дом выглядит несколько причудливо, сочетая в себе черты северного модерна и древнерусского деревянного зодчества. Внутри него много света и воздуха.
Дом
По средам в Пенатах собирались гости. Заправляла репинскими «средами» супруга художника, которая по тем временам считалась весьма экстравагантной особой: вегетарианка, не носила меха. В «Пенатах» исповедовалась концепция «самопомощи»: Наталья Борисовна считала унизительным эксплуатировать чужой труд, поэтому гости добирались от станции в Куоккале до усадьбы и обслуживали себя самостоятельно, без помощи прислуги. Частым гостем на «средах» был друг и сосед Репина Корней Иванович Чуковский (1882-1969), благодаря которому вечера получались особенно блистательными и остроумными.
В Пенатах на репинской «среде». После 1915 года
После революции Куоккала оказалась на территории Финляндской республики. С 1922 года фактической владелицей дома становится старшая дочь Репина Вера Ильинична. Несмотря на уговоры советского правительства, Репин так и не вернулся на родину, пережив в «Пенатах» самые голодные и трудные годы. Здесь же он скончался в 1930 году и был похоронен в парке. После эвакуации в Хельсинки в 1939 году дети Репина вывезли в Финляндию архив и картины художника.
В 1940 году в «Пенатах» был открыт музей, но просуществовал он совсем недолго: началась Великая Отечественная война. В начале войны часть вещей и предметов обстановки были вывезены в Академию художеств в Ленинграде. Сам дом сгорел.
Остров дома в «Пенатах»
Восстанавливали дом Репина по сохранившимся фрагментам и фотографиям. В случае, если какие-то предметы обстановки были утеряны безвозвратно, они заменялись аналогичными того времени. Всего было восстановлено 10 комнат. В остальных, от которых не осталось фотографий прежней обстановки, размещаются музейные экспозиции и кабинеты научных сотрудников музея-усадьбы. Возрожденные «Пенаты» были торжественно открыты 24 июня 1962 года.
Окно зимней мастерской
Окно прихожей
Кабинет и открытая веранда
Зимняя веранда
Пристройки и крыши
Окно зимней веранды
Крыльцо около зимней веранды
Крыша
Первым помещением, куда попадали гости дома, была прихожая. Слева на бамбуковой подставке висит гонг «Там-там» и стоит плакат с надписью: «Самопомощь. Сами! Снимайте пальто, калоши! Сами! Открывайте дверь в столовую! Сами! Бейте весело крепче в Там-Там. Сами!» Под окном стоит сундук, который когда-то Репин подарил прислуге Мине Лаутанен.
Прихожая
На стене справа можно увидеть старый флаг «Пенатов», который поднимали над домом по репинским «средам».
Плащ-крылатка и флаг «Пенатов»
Кожаный саквояж и шляпа Репина, гонг «Там-там» и плакат «Самопомощи»
В бывшей малой столовой, в которой Репины обедали во все дни, кроме среды, а также угловой комнате сейчас расположены музейные экспозиции.
Помещение бывшей малой столовой
Угловая комната: бывшая комната Натальи Борисовны Нордман, затем Надежды Ильиничны Репиной
Кабинет Репина находится в пристройке, окна которой выходят в сад, благодаря чему он сливается с окружающим пейзажем. Здесь Репин часто работал, в то время как кто-то из близких читал ему вслух книги. На столе и подоконниках стоят фотографии родственников и друзей художника, а также статуи знаменитых людей России — «русских великанов в маленьком виде», как говорил о них Репин. Многих из них он знал лично.
Кабинет
Кабинет
Из кабинета попадаешь в маленькую комнату перед гостиной.
Полочка
Гостиная в «Пенатах» отличается простотой и изысканностью обстановки. Здесь вся семья и гости собирались по средам. На стенах висят картины кисти сына художника Юрия, друзей и учеников Репина. Репин очень любил музыку, у него в гостях бывали почти все известные музыканты того времени. В прошлом в гостиной стоял рояль фирмы Беккер №34132, выбранный для Репина композитором Александром Константиновичем Глазуновым. В наши дни представлен близкий по номеру рояль, на котором ранее играл сам Глазунов.
Гостиная
Гостиную украшает копия знаменитой скульптуры Венеры Милосской, поэтому это помещение также называли «комнатой Венеры».
Слепок скульптуры Венеры Милосской и рабочий стол Натальи Борисовны Нордман
Письменный стол Н.Б.Нордман
Обстановка гостиной
Обстановка гостиной
Из гостиной широкая дверь ведет в зимнюю веранду.
Гостиная
Зимняя веранда имеет восьмиугольную в плане форму и увенчана прозрачным шатровым перекрытием. Это одна из самых ранних пристроек к дому. Репин в шутку называл её «киоск». Около окна стоит бюст Льва Николаевича Толстого работы Репина и бюст Репина работы Виктора Михайловича Васнецова, который считается единственным скульптурным произведением Васнецова.
Зимняя веранда
До постройки мастерской на втором этаже здесь располагалась мастерская художника. В мягком кресле на высоком постаменте художнику позировали в разное время А.М.Горький, М.Ф.Андреева, Н.Б.Нордман, Л.Н.Андреев, В.Г.Короленко, П.В.Самойлов, В.М.Бехтерев и другие. Здесь принимали гостей, пили чай. Или, открыв двери и выдвинув рояль, устраивали домашние концерты.
А.М.Горький, М.Ф.Андреева, Л.Яковлева (секретарь Стасова), В.В.Стасов, И.Е.Репин и Н.Б.Нордман-Северова в «Пенатах». 1904 год
А.М.Горький, М.Ф.Андреева, И.Е.Репин и Н.Б.Нордман-Северова в «Пенатах», 1904 год
В 1930 году в зимней веранде стоял гроб с телом Репина.
Зимняя веранда
В столовой по средам устраивались торжественные обеды: Репин и Нордман славились свои гостеприимством и хлебосольством, однако вся еда в доме была вегетарианской. Порой здесь собиралось 30-40 и более человек. Сигналом к обеду в шесть вечера была мелодия музыкальной шкатулки. Гости обслуживали себя сами, следуя концепции «самопомощи»; за нарушение правил провинившийся должен был подняться на трибуну и произнести речь экспромтом.
Столовая
Стол на 20 персон с вращающимся центральным ярусом, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году, не сохранился, сейчас в столовой выставлена его копия. Стены столовой украшают работы кисти Репина: картины, портреты дочерей, жены и друзей. В последние годы жизни художника это помещение использовалась в качестве спальни и мастерской Репина. Здесь же он скончался 29 сентября 1930 года.
Столовая
Узкая лестница ведет из гостиной на второй этаж, где расположены мастерские и костюмерная Репина.
Лестница в мастерскую
Зимняя мастерская была построена по проекту художника в 1906 году. Визуально она разделена на три части. Свет проникает сюда через большие окна и стеклянный потолок. Репин работал сразу над несколькими картинами, поэтому в мастерской стояло несколько мольбертов с холстами. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни.
… утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.
— Корней Чуковский. Репин (Из моих воспоминаний)
Репин работал ежедневно с утра до вечера, часто не менее 10 часов и без перерывов на еду. Исключение составляли среды. В этот день гости поднимались в мастерскую и осматривали работы художника, высказывая свою критику.
Центральная часть зимней мастерской
У большого окна в центре мастерской стоит «шаляпинский» диван. Подлинный диван не сохранился, поэтому был подобран похожий по форме и размерам.
«Шаляпинский» диван
Федор Шаляпин гостил в «Пенатах» три дня в феврале 1914 года. С ним приехала маленькая собачка Булька. Репин много раз переделывал портрет Шаляпина и в конечном итоге испортил его. Позднее поверх него была написана обнажённая женщина. А диван с тех пор стали называть «шаляпинским».
И.Е.Репин и Ф.И.Шаляпин. 1914 год
Камин
Резной шкафчик
В мастерской выставлены подлинные вещи запорожских казаков, служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». На подставке стоит запорожский музыкальный инструмент — торба, под аккомпанемент которой гости «Пенатов» пели песни.
Подлинные вещи запорожских казаков
В мастерской выставлен последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом. Здесь художнику 76 лет. Рядом лежит специальная палитра Репина: в зрелом возрасте его правая рука была практически обездвижена, и он вынужден был писать свои работы левой рукой.
Автопортрет Репина 1920 года, кисти Репина, подвесная палитра и шапка художника
«Шаляпинский» диван
Незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы»
Потолок в зимней мастерской
Небольшая дверь ведет из зимней мастерской на открытую веранду. Рядом выставлен эскиз картины «Торжественное Заседание государственного Совета». Оригинал работы хранится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
Эскиз картины «Торжественное Заседание государственного Совета» и дверь на открытую веранду
Открытая веранда, где Репин ночевал в любую погоду
По небольшой лесенке из зимней мастерской можно попасть в летнюю мастерскую, где художник работал летом. Гости бывали здесь редко: здесь хранились незаконченные картины и комната считалась «секретной». Архивных фотографий, по которым можно было бы восстановить обстановку этой комнаты, не сохранилось, поэтому сейчас здесь выставлены рисунки Репина, выполненные его друзьями и учениками, а также фотографии. Здесь же экскурсантам показывают фильм о жизни Репина в «Пенатах».
Летняя мастерская
Летняя мастерская
Потолок в летней мастерской
В костюмерной хранились костюмы для натурщиков. Предметы одежды здесь подлинные.
Костюмерная
Парк вокруг дома производит впечатление сказочного леса. Около дома находится пруд под названием «Какой простор» и 72-метровая артезианская скважина — колодец «Посейдон».
Пруд «Какой простор» и артезианская скважина
Пруд «Какой простор»
Чуть в отдалении от дома находится «Храм Озириса и Изиды», который служил эстрадой для домашних концертов и лекций, а также домашних чаепитий и танцев. Поляна перед ним называется площадь Гомера Великого.
Храм Озириса и Изиды
Площадь Гомера Великого и храм Озириса и Изиды
На склоне, который является береговым уступом древнего моря, расположена 12-метровая смотровая башня «Башенка Шехерезады» на «Чугуевой горке». С верхней площадки открывался великолепный вид на залив. К сожалению, в наши дни она находится в аварийном состоянии.
«Башенка Шехерезады» на «Чугуевой горке»
Парк в усадьбе
Дом и пруд
Крыши дома
Согласно своему завещанию, Илья Ефимович Репин похоронен в уединенном уголке парка «Пенатов», где он очень любил бывать при жизни.
Могила И.Е.Репина
Надпись на кресте
Дома художников отличает особенная эстетика. Здесь нет роскоши императорских дворцов или упорядоченности имений. Все повинуется спонтанному чувству красоты и гармонии. До наших дней в «Пенатах» сохранилась атмосфера загородной жизни творческой интеллигенции начала XX века.
Информация для посетителей:
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»