дача раевских в крыму
Дворец Карасан
Дворец Карасан
Дворец Карасан (Раевского) находится на востоке поселка Партенит, немного севернее парка Айвазовского, расстояние от Алушты примерно 15 км. По одной из версий он получил свое название благодаря тому, что последний владелец – Раевский младший, побывав в персидской провинции Хорасан (в переводе – «восход солнца»), получил настолько яркие впечатления от пребывания там, что решил увековечить память о своем путешествии таким способом. Имение расположено на южном берегу Крыма, и с балконов действительно можно созерцать прекрасные восходы. Окружает его необъятных размеров парк, в котором произрастают редкие растения, привезенные из разных стран.
История Дворца Раевского
Изначально эта усадьба принадлежала генерал-лейтенанту Бороздину, который после завершения карьеры соизволил обосноваться здесь. Первым делом было решено облагородить территорию, примыкающую к дому. А она была немаленькая – 18 гектаров. Чтобы результат получился превосходным, сюда пригласили руководство двух ботанических садов – Никитского и Санкт-Петербургского. Осмотрев местность, они дали ценнейшие рекомендации, которые были учтены при обустройстве зеленых зон. Руководил процессом опытный садовод Э. Либо. Впоследствии поместье было передано во владение племянницы Бороздина, Анны. В 1839 году она вышла замуж за русского генерала Николая Раевского и новая семья переехала жить в имение. Вскоре у них родились дети – Николай и Михаил, но произошло трагическое событие: глава семейства заболел по пути в Москву и скоропостижно скончался. В 1885 году его сын, Михаил распорядился снести старое строение и возвести новое. Разработал проект и руководил строительством Карл Эшлиман. Спустя два года здание было построено, а называть его стали Дворец Раевского.
Что нового появилось в облике постройки и на прилегающей территории?
Хозяин соизволил, чтобы в строении преобладал неомавританский стиль, что было учтено, но зодчий предложил внести новшество и разнообразить вид элементами барокко, русской и крымско-татарской архитектуры. В итоге получилось ни с чем не сравнимое творение.
Фасад украшают многогранные колонны, установленные на портале. Окна декорированы разноцветными мозаичными элементами и лепниной. На западной стороне внимание привлекает роскошный деревянный балкон, завуалированный решетками. Восточную часть дворца Карасан занимает популярный в те годы мезонин с 16 окнами, ведущий к небольшой по размерам башне, над которой возвышается купол.
В южной части дома находится просторная терраса, к которой ведут широкие лестницы. Внутри царит изобилие декора – стены и потолки покрыты изящной лепкой, 3 этажа соединены между собой широкими лестницами из известняка, в помещениях есть камины, пол покрыт паркетной доской. В парке высажено более 220 видов растений. Перед главным фасадом стоят пальмы и огромный кедр из Ливана, которому уже более 200 лет.
Окрестности изобилуют целыми рощами деревьев – пиниями, кипарисами, соснами и кедрами. Множество диковинок, среди которых особенно впечатляют фейхоа, гинкго, японские акубы и олеандры.
Дальнейшая судьба имения Раевских
С приходом Советской власти участок вместе с имеющимися на нем постройками был национализирован. Благодаря выгодному расположению неподалеку от моря и прекрасной экологии, из него сначала сделали дом отдыха, затем санаторий. Некоторое время здесь даже располагался госпиталь. В 1927 году случилось землетрясение, из-за которого появились трещины, но в целом постройка не пострадала. В настоящее время внутренние помещения заняты администрацией санатория «Карасан», главный корпус которого стоит чуть восточнее, ближе к морскому побережью. Полюбоваться необычной архитектурой и уникальным парком может каждый.
Как добраться до дворца Карасан из Алушты
Добраться с автовокзала Алушты можно на тролейбусе № 52 и 55, маршрутке № 109 и 25, время в пути примерно 30мин., выйти на остановке «Пушкино». Вернуться в направлении Алушты 50 метров и затем повернуть направо к морю, прогуляться около 2 км до санатория Карасан и вы у цели. Если вы планируете добраться до дворца на личном транспорте, то лучше изучить оптимальный маршрут на карте:
Географические координаты: 44.590297, 34.356735
Карасан — один из самых «спокойных» дворцов Крыма
Крымский полуостров вполне можно назвать сплошным музеем дворцовой архитектуры XIX века – настолько многочисленны и разнообразны постройки этого периода на его территории. Здания культурного наследия стоило бы разделить на несколько категорий – известные и те, о которых мало кто знает. Парадокс, но последних объектов, пожалуй, наберется не меньше половины. К таковым относится и Дворец Карасан в Крыму, обладающий, казалось бы, всеми необходимыми качествами, способствующими туристической привлекательности.
Он красив, имеет богатую историю, широко известен в литературе, но по какой-то причине остается за пределами внимания большинства туристов, даже не подозревающих о его существовании. Это кажется как минимум странным, а максимум – чувствуется некая горечь несправедливости, когда менее значимые достопримечательности становятся объектами пристального внимания, а подобные Карасану остаются то ли в тени, то ли в забвении.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится имение Крыму?
Оно раскинулось на юго-востоке полуострова, в нескольких километрах от Алушты, расположено в курортном Утесе, немного к западу от мыса Плака, в месте, чрезвычайно богатом роскошными особняками времен империи.
Ансамбль на карте Крыма
История появления особняка
Первое имение на нынешнем месте построил в 1834 г. генерал Михаил Бороздин – брат Крымского генерал-губернатора Андрея Бороздина. Здание его было деревянным, выстроенным в мавританском стиле, довольно модным в то время, и называлось, как и нынешнее, Карасан – трансформированное название восточной персидской провинции Хорасан.
Долгое время считалось, что назвал его так Николай Раевский, ставший новым владельцем особняка в 1839 г. после смерти М. Бороздина. Михаил оставил его дочери Анне, которая стала женой Раевского незадолго перед этим. Парадоксально, но сейчас Карасан связываю с именем Н. Раевского, но ни старое имение, ни новое, ни его название никак к нему не относится. Не имеет оно отношения и к Александру Сергеевичу Пушкину, по местной легенде, очень любившему здесь гостить. На самом деле, великий поэт никогда в нем не был и умер раньше, чем ансамбль стал собственностью его друга.
Дворец Карасан в Крыму в том виде, в каком он известен сейчас, строил уже сын Раевского – Михаил Николаевич. Ему нравилось старое здание, но к тому времени оно, построенное еще его дедом, порядком обветшало, а ремонт не мог решить создавшихся проблем, его решили снести и построить новый особняк. Непременным условием стало сохранение мавританского стиля в будущей постройке, однако архитектор Элишман, взявшийся за дело, предложил свой проект, принятый М. Раевским после недолгих колебаний.
Прообразом Карасана послужил иранский дворец XVII века в Исфахане, чертежи которого Элишман разнообразил элементами барокко, классицизма и веяньями крымского зодчества XVIII столетия. Строительство заняло всего два года – с 1885 по 1887 гг., но превзошло все ожидания заказчика. Если старое здание Михаил Николаевич любил, то новым он был просто очарован.
После установления в Крыму советской власти комплексу долгое время не могли найти применение, пока в 1924 г. имение Раевских не превратили в санаторий «Карасан», не редко принимавший высоких гостей. Во время знаменитого Крымского землетрясения 1927 г. оно получило сильные повреждения, его быстро отстроили, правда, решили отказаться от восстановления некоторых деталей, таких как шикарный балкон, откуда открывался потрясающий вид на море и окрестности Аю-Дага. Во время ВОВ строение получило лишь незначительные повреждения, в 1950-х гг. его полностью отреставрировали – с тех оно неизменно остается санаторно-оздоровительным учреждением.
Чем интересен Дворец Карасан?
Сейчас лучше, конечно, посещать Дворец Раевского в Крыму как санаторий, а не достопримечательность Алушты – он является лучшей здравницей на юго-восточном побережье. Таким образом, можно и здоровье поправить, и приятно, с пользой отдохнуть, и в деталях познакомиться с дворцовым комплексом, с архитектурой, внутренним убранством и прекрасным английским парком, его окружающим. Если же нет такой возможности, то стоит все же потратить несколько часов, чтобы осмотреть прекрасное сооружение и побродить по его тенистым аллеям.
Стиль постройки, как упоминалось выше, не является однородным, чем и достигаются ее неповторимость и очарование. Основа конструкции сохранила характерные черты мусульманского зодчества – прямолинейность и симметричность форм, строгость, изящество и отсутствие безвкусной, кричащей роскоши.
Украшением фасадов Элишман сделал высокие, стройные колоны, на уровне второго этажа удивительном образом превращающиеся в мавританские стрельчатые арки с витражами, лепниной и резными элементами. Особо показателен в этом плане северный фасад, при возведении бывший центральным, с его прекрасным ризалитом, образованным сочетанием колонн с канелюрами и богато декорированного портала. На фото Дворец Карасан зачастую представлен в этом ракурсе.
Нельзя не вспомнить и Карасанский ландшафтный парк, небезосновательно считающийся одним из красивейших в Крыму. Воистину это настоящий райский уголок, разбитый одновременно с постройкой дворца, представляющий лучший образец английского садово-паркового искусства. В нем прекрасно сочетаются зеленые насаждения почти со всех концов планеты. Более 200 видов растений были завезены сюда со Средиземноморского региона, Центральной и Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и так далее.
Внимание! По последней информации, на 1 февраля 2020 года, посещение дворца Карасан НЕВОЗМОЖНО, так как он является частной территорией.
Как добраться до имения Раевского?
На общественном транспорте можно доехать на прямом автобусе «Алушта – Утес» либо проходящем – до Ялты. В последнем случае вставать следует в селе Пушкино, откуда около километра нужно будет пройти пешком до санатория.
На машине из Алушты доехать можно за 20 минут:
Из Ялты добираться до Дворца Карасан на автомобиле дольше, расстояние в пути составит 25 км:
Туристу на заметку
После посещения Дворца Раевского в Крыму остаются приятные, теплые воспоминания и чувства – с чем это связано, каждый определяет для себя сам, но ощущения именно таковы. Способствует этому и обстановка – тут нет толп шумных, крикливых туристов, нередко нарушающих гармонию и портящих впечатления от созерцания. А ведь имение олицетворяет собой совместимость несовместимого, чем больше всего и врезается в память! Смотрите в завершении небольшое видео об этой памятке крымской архитектуры.
Дворец Раевских в Крыму — чем знаменит и где находится
Дворец Карасан, известный как дворец Раевских, уютно расположен в поселке Утес под Алуштой. Достопримечательностью его является знаменитый парк.
Содержание:
Дворец Карасан — это один из самых известных комплексов на всем Крымском полуострове. Он находится близ поселка «Утес» в Алуште, чуть западнее мыса Плака. Дворец возвышается на территории имения, когда-то принадлежавшего генералу Раевскому. Здание стоит у края поляны в окружении величественных сосен-пиний, его стены густо оплетены глициниями и розами.
История дворца Раевских в Алуште
Имение получило свое название по аналогии с персидской провинцией «Хорасан», что означает в переводе на русский «восход солнца». «Карасаном» усадьбу назвал Николай Раевский — один из лучших друзей А. С. Пушкина, которому великий поэт посвятил в свое время стихотворение «Андрей Шенье» и знаменитую поэму «Кавказский пленник». По прошествии времени имение стали называть «дом Пушкина», так как Александр Сергеевич был частым гостем у Раевских. В Карасанском парке есть также «Пушкинская алея» протяженностью более ста метров.
Основателем поместья является генерал М. Бороздин, получивший земли в Большой Алуште в начале девятнадцатого века. После смерти отставного генерала (1839 г.) его имение унаследовала дочь — Анна Раевская. Она проживала там вместе с мужем. В 1885 году были начаты работы по возведению дворца, которые завершились в 1887 году. В качестве строительного материала использовался мраморный известняк.
Дворец Карасан выглядит в высшей степени изящно — благодаря небольшой башне, увенчанной шлемовидным куполом, и наличию изысканного декора.
История дворца, как и многих других достопримечательностей Крымского полуострова, «обросла» легендами. Согласно одной из них, при строительстве Карасана управляющий частично использовал камни со старинного полуразрушенного здания, стоявшего на Медведь-горе, которое специально разобрали по его приказу. И только тогда, когда рабочие полностью разрушили постройку, стало ясно, что это были руины храма эпохи Средневековья.
Вскоре супружескую чету Раевских стали преследовать неприятности. Настоящим несчастьем для них стали безуспешные попытки завести столь желанных детей. И только после того, как в стену дома был вмонтирован барельеф, изображающий Пресвятую Деву, у Раевских появился первый ребенок.
Экскурсии по Алуште и окрестностям
Самые интересные экскурсии в Крыму — это маршруты от местных жителей. Начать рекомендуем с обзорной экскурсии по Алуште (набережная, Профессорский уголок, кутузовские места). А затем отправиться в сторону лавандовых полей и Чатыр-Дага или в путешествие по ЮБК. Гиды подскажут, как провести время и сэкономить.
Проект и архитектура Карасана
Автором проекта и главным архитектором дворца Карасан был К. Элишман — один из талантливых крымских зодчих. В качестве прототипа он использовал древний дворец в иранском городе Исфахан, построенный в 17 веке. При взгляде на дворцовый экстерьер сразу видно, что он выполнен по канонам мавританской архитектурной школы. При более подробном изучении можно разглядеть элементы барокко, классической русской и своеобразной крымско-татарской архитектуры.
Элишман настолько удачно соединил различные стили, что в архитектонике здания нет даже намека на какой-либо дисбаланс — дворец поражает своей красотой и гармонией.
Главный фасад дворца Раевских в Алуште «смотрит» на север — как раз по направлению старой дороги. Фасад впечатляет выступающим ризалитом, украшенным колоннами с тонкими каннелюрами и декорированным порталом.
Утес-Карасанский комплекс — одно из главных достояний Утеса
Парк «Карасан», как и все в Крыму, имеет «выход» к морю
Окна второго этажа выполнены в виде «мавританских» арок — с витражами и фигурным лепным орнаментом. Пристройка с левой стороны украшена решетчатым окном и тремя большими мраморными досками — с вычурными растительными и геометрическими орнаментами. Подняться на второй этаж пристройки можно по внутренней лестнице.
Западный фасад дворца «Карасан» примечателен своим балконом из дерева с косыми решетками, который поддерживают богато декорированные консольные опоры. Такие балкончики сохранились на старинном здании в Бахчисарае, где когда-то размещался ханский гарем — на них выходили женщины, чтобы тайком от окружающих понаблюдать за «внешним миром».
Обращенный к морю фасад оформлен в так называемом «дачном стиле». Для него также характерно наличие небольших балконов с деревянной резьбой, арочными колоннами и ажурными подзорами. Четыре каменные лестницы, расположенные строго симметрично (по две лестницы справа и слева) ведут на просторную террасу, находящуюся над цокольным этажом. С нее открывается великолепный вид на море.
Небольшая граненая башня, увенчанная куполом, возвышается с восточной стороны дворцового комплекса. С мезонином башенка соединена проходной галереей, оборудованной шестнадцатью арочными окнами. Раньше башня имела балкон, который обвалился при землетрясении 1927 года. С него открывался панорамный вид на горные массивы и мыс Плака. Частично дошло до наших дней и внутреннее убранство дворца Раевских. Сохранились дворцовые лестницы, отделанные мрамором, каминные печи, резные панели и лепнина на потолке и стенах. По-прежнему идут старинные часы.
Карасанский парк — украшение усадьбы
Имение «Карасан» знаменито не только дворцом, входящим в реестр памятников архитектуры полуострова Крым, но и своим обширным ландшафтным парком — одной из главных садово-парковых достопримечательностей Крыма.
Парк обустроен в классическом «англицком» стиле. В Карасанском природно-ландшафном заповедном комплексе произрастает свыше 220 видов растений родом из Японии, Южной Америки, Средиземноморья и др. Среди них есть много редких флористических экземпляров. К Карасанскому парку примыкает парк «Утес» имения княгини Гагариной. Не так давно было принято решение объединить две парковые зоны в одну. Утес-Карасанский парковый комплекс является памятником садово-паркового искусства 19 — начала 20 вв.
Дворец Раевских в 1924 году был преобразован в санаторно-курортный комплекс «Карасан» и функционирует до сих пор.
Даже на сегодняшний день это одна из лучших здравниц в Крыму. Санаторий специализируется на лечении и профилактике заболеваний дыхательной системы. Прогулки по парку, воздух которого насыщен хвойными смолами, «сами по себе» оказывают полезное действие на органы дыхания.
Самый красивый фасад дворца Карасан
Прогуляйтесь по красивейшему парку Крыма, окружающему дворец Раевских!
Дворец Карасан на карте Крыма
Старинный корпус санатория «Карасан», он же крымский дворец Раевских отмечен на карте. Увидите и как расположен Утес по отношению к Алуште.
Дворец Карасан
Дворец Карасан (другие названия — дворец Раевских, имение Карасан) находится на южном побережье Крыма в поселке Утес. Это небольшое строение XIX века в неомавританском архитектурном стиле с прилегающей парковой зоной.
До 1917 года здание дворца принадлежало дворянскому роду Раевских. Сейчас здесь располагается семейный санаторий, куда туристы приезжают отдохнуть и улучшить свое здоровье. Уникальный местный климат и чистый воздух, насыщенный хвойными смолами, положительно влияют на дыхательную систему и организм в целом.
История и внешний вид дворца Карасан
Изначально территория дворца и парка принадлежала дворянину Андрею Бороздину — на месте имения Карасан располагалась другая усадьба. В 1839 г., женившись на племяннице Бороздина, владельцем стал генерал Николай Раевский.
Интересный факт — одним из близких друзей Раевского был Александр Сергеевич Пушкин, с которым тот вместе учился в Царскосельском лицее. Поэтому писатель часто гостил здесь, из-за чего усадьба получила еще одно название — дом Пушкина.
В 1885 г. под руководством известного местного архитектора Карла Эшлимана началась перестройка имения. На месте прежнего здания была возведена усадьба, известная как дворец Раевских.
Главный фасад украсили колоннами, витражами, лепными орнаментами. С другой стороны, обращенной к морю и парку, здание оформлено в более простом дачном стиле, украшено деревянными узорами и резьбой. Оборудована терраса, куда ведут 4 лестницы и открывается вид на Черное море.
С дворцом связано множество легенд. Согласно одной из них, при строительстве использовались камни от разобранного средневекового храма, из-за чего семью Раевских долгие годы преследовали неудачи. Они прекратились только после установки одного из главных украшений усадьбы — барельефа Божьей Матери.
Дворец отличался роскошным интерьером. К настоящему времени он частично сохранился — на стенах висят предметы декора, работают старинные часы и камин.
В 1924 г. на территории имения был организован 2* пансионат «Ателика Карасан». В самом дворце расположено административное здание санатория.
Пансионат «Ателика Карасан»
Пансионат включает в себя 6 корпусов. В каждом из них по 8–11 номеров, начиная от стандартного и заканчивая VIP. Во всех номерах есть отдельный туалет и душевая, холодильник и кондиционер. На территории оборудованы тренажерный зал, бар и кафе, кинотеатр, детская площадка, платная парковка для автомобилей.
Питание — трехразовое в кафе пансионата. Предусмотрено несколько вариантов меню, в том числе диетическое.
Во время отдыха по назначению врача можно пройти медицинские процедуры. В санатории лечат заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Среди предлагаемых услуг — массаж, ингаляция, ультразвуковая терапия, ароматерапия и другие.
В зависимости от типа номера цена за одну ночь варьируется от 1200 до 8000–10000 руб. Самое дорогое размещение — на вилле, где есть балконы с видом на море, бассейн, сауна и отдельный обеденный зал. Наиболее доступный вариант — номер в 4 корпусе с базовыми удобствами. В стоимость входит питание и напитки из бара по системе «Все включено».
Предусмотрены акции для отдыхающих с детьми. До 13 лет — скидка 50% на размещение ребенка, с 14 лет — 30%.
Площадь живописного Утес-Карасанского парка-заповедника, оформленного в английском стиле, составляет 23 га. Это уникальная достопримечательность Крыма. Здесь собрано более 1000 видов растений со всего мира: зимоцвет, мушмула японская, фейхоа, олеандр и другие. В том числе реликты — виды, которые образовались в древности и с тех пор почти не изменились.
По периметру парка высажены сосны, дубы, буки. За растениями ухаживают садовники.
В заповеднике размещен целый комплекс старинных фонтанов: античный мраморный, с аркой, с надписями на арабском языке, а также фонтан под названием «Три головы» и восточный искусственный водопад.
Как добраться
Чтобы добраться до дворца Карасан и Карасанского парка из поселка Утес, нужно доехать с любой остановки на маршрутке №112 до конечной «Таврида». Затем пройдите пешком по улице Гагариной, вдоль пляжа. Усадьба расположена на берегу рядом с памятником «Девушка с кувшинами». Путь от остановки до пункта назначения займет 20 минут.
Маршрутка №112 отправляется из Алушты с остановки «Советская площадь» и проезжает через села Виноградное и Малый Маяк.
Панорама дворца Карасан на Google-картах
Из поселка Партенит можно доехать на маршрутке «Партенит-Карасан». Садитесь на остановке «Кинотеатр Южный» и доезжайте до конечной «Пляж Карасан». После этого идите вдоль побережья. Маршрут займет около 1 часа.
На автомобиле из Алушты до дворца Карасан можно добраться за 30–40 минут. Нужно ехать по Ялтинскому (Южнобережному) шоссе и затем свернуть на Карасановскую улицу.
Если вы забронировали номер в санатории «Ателика Карасан», из аэропорта Симферополя в поселок Утес можно заказать трансфер через сервис Kiwitaxi.
XII. Дворец Раевских в Карасане
Важным итогом всей жизни Михаила Николаевича стал дворец в Карасане, построенный им в 1885—1887 годы. Задуман он был еще при жизни Анны Михайловны, и Михаил очень сокрушался, что мать не смогла увидеть главное творение Михаила — летнюю резиденцию Раевских. За 2 года было возведено здание в мавританском стиле, где чувствовалось заметное влияние древнего магрибского или мавританского зодчества (архитектура Туниса, Алжира, Марокко, Ирана). Строительство дворца потребовало значительных средств. Выход был найден — чтобы покрыть расходы, Михаил Николаевич сдавал в аренду фруктовые сады.
В основу проекта летнего дворца дворян Раевских в Крыму легла архитектура дворца персидского царя Аликану, возведенного в XVII веке в Исфахане, бывшей столице древней Персии (Ирана). Аналогичен композиционный прием террасирования местности. Перепады высот сделали южный фасад дворца Раевских трехъярусным, северный — двухъярусным. Богатая пластика дворца, особенно его южного фасада, создала неповторимый художественный образ. Эффектный, изящный дворец из мраморовидного известняка, обвитый розами и китайской глицинией, привлекал внимание своей симметричностью и воздушностью. Вход в здание решен зодчим в виде аркады. Просторные террасы, балконы, мансарды главного морского фасада (II и III этажи) в разных уровнях здания фиксировали видовые площадки, с которых открывались красоты лунных ночей Кучук-Ламбатского залива и ухоженного вечнозеленого парка. Богатейший орнаментальный узор, под ковром которого исчезла гладь стен, характерен для южного морского фасада: геометрические и растительные арабески перемежались с паутиной лепных деталей. Ажурная резьба по дереву ограждений балконов, капителей стоек создавала в условиях южного климата богатую игру светотени. Пышный аттик завершал морской фасад — «отсюда парк представляется прелестной мозаикой: вершины кедров, сосен, кипарисов и других хвойных деревьев красочно чередуются с разными по форме и величине вершинами лиственных пород». С аттика хорошо видны серебристо-сизые вкрапления кедра атласского голубого, частое мелькание пятен зелени кипарисов и туи, зонтообразные верхушки сосны итальянской.
Особая достопримечательность главного северного фасада дворца — это фамильный герб Раевских в виде Лебедя, к сожалению утраченный во время землетрясения 1927 года.
Дворец Раевских. Интерьер. Фото 2005 года
В «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской империи», изданном в 1799 году, содержится описание герба дворян Раевских: «В щите, имеющем красное поле, изображен серебряный Лебедь, стоящий на траве и обращенный в левую сторону. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с Дворянскою на нем короною, на поверхности которой виден Лебедь. Налет на щите красный подложный серебром» (орфография сохранена). Образ Лебедя выступал здесь как символ чистоты, целомудрия, мудрости, мужества, поэзии и совершенства — эти качества характерны были для всех четырех поколений Раевских, включая семью последнего владельца Карасана — Михаила Николаевича. Лебедь как знак поэта символизировал увлечения Михаила Николаевича, философские стихи которого помещены в этой книге.
Северный фасад совершенно неожиданно украшен горельефом европейского образца — «Мадонной с младенцем», что вполне отождествляется с подвигом хозяйки имения — Марии Григорьевны Раевской, подарившей Михаилу Николаевичу 10 детей!
Доминанта восточного фасада — прямоугольный ризалит — увенчан четырехгранной изящной башенкой с карнизом большого выноса и шлемовидным куполом, что придало зданию живописность. С балкона восточного фасада хорошо просматриваются ландшафтный парк и Кучук-Ламбат.
Дворец Раевских в Карасане. Морской фасад. Фото 2005 года
Архитектурная композиция русских западного фасада завершена в уровне третьего этажа выносным деревянным балконом с трехскатным навесом на деревянных стойках.
Дом-дворец соответствовал вкусам его владельцев. Интерьер был оформлен картинами и гравюрами русских и западноевропейских мастеров. Серебряная посуда, бронзовые бра, светильники, часы, канделябры, гобелены и зеркала — атрибутика дворянской жизни — присутствовали в 21 комнате, служили местом отдыха для гостей и родственников, а прежний дом прадеда Михаила «атаковали» дети Михаила Николаевича — здесь им было свободно и вольготно. В вестибюле дворца обращаешь внимание на мраморный камин и чугунную решетку затейливой восточной орнаментации.
Особой гордостью владельцев были украшавшие интерьер орденские звезды, кресты и ленты знаменитых предков, бережно хранившиеся целыми поколениями Раевских.
Северный фасад дворца Раевских. Горельеф «Мадонна с младенцем». Фото 2005 года
Персидские мотивы в декоре дворца связаны с посещением Михаилом Николаевичем Персии, в частности, он побывал в Хоросане. Эта провинция находилась на границе с Афганистаном и Туркменией. М.Н. Раевский был покорен цветущими садами, арыками, обилием роз. Неудивительно, ведь Персию ранее называли Полистан, что в переводе означает «Розовый сад». В парковых композициях древних персидских садов широко использовались цветы, в основном розы Гюлистан. Персидская традиция позже получила развитие в декоративном садоводстве Крыма в XIX — начале XX века. В исторических парках Мисхора, Массандры, Никиты, Карасана возникли целые аллеи из роз, разнообразных по красоте и аромату.
Провинцию Хоросан в Персии посещал в 1796 году дед Михаила Николаевича — генерал Н.Н. Раевский-старший. Он, еще будучи отроком, командовал полком и вместе с генерал-поручиком В.А. Зубовым во времена Екатерины II совершил поход в Мерсию. Позже, во время русско-персидской войны (1826—1827), здесь воевал Н.Н. Раевский-младший, отец Михаила. Перед походом Николай Николаевич Раевский-старший подарил сыну старинную карту Персии.
Именно благодаря Раевским название «Хоросан» закрепилось в топонимике Крыма. Характерно, что с 50-х годов XIX века в письмах, распоряжениях владельцев, управляющих имения Карасан, отправной точкой корреспонденции указывали «Хорасан», «Харасан», что в переводе с персидского означало «восход солнца, восток». Выбор персидского слова для названия крымского имения означал, что не забыта страна Розового сада, где бывали три поколения Раевских.
Карасан. Дворец Раевских. Завершение. С открытки конца XIX века
В начале 1880-х годов имение Раевских посетила княгиня Е. Горчакова. В своей книге «Воспоминания о Крыме» она сообщила: «Между Кучук-Ламбатом и Аю-Дагом. два богатые имения Раевских: Карасан и Партенит, они орошаются двумя горными ручьями, хорошо обрабатываются и изобилуют садами, парками, цветниками, оранжереями, школами редких растений, виноградниками».
Горные ручьи Хайракташ и Ай-Ефим, снабжавшие Карасан водой, ныне установлены в результате многолетних поисков современных геофизиков Гурзуфа. Местонахождение их обнаружили вблизи горы Шарха, в 5 километрах от Карасана, на склоне Бабуган-яйлы.
Тонкий знаток декоративного садоводства и архитектуры Западной Европы и Среднего Востока, М.Н. Раевский активно использовал декоративные качества цветов при формировании пейзажей в усадьбе. Евгений Марков упоминал, в «Очерках Крыма» роскошные цветники Карасанского парка. Согласно историческим паркостроительным традициям, цветники устраивались возле зданий. Особое внимание Михаил Николаевич уделил разбивке партера возле дворца. Геометрический центр партера, совпадавший с главной осью южного фасада дворца, решен в виде круглого газона, акцентированного вертикалью пальмы веерной. Восточный и западный участки партера имели закругленную композицию и оформлены тоже пальмой веерной и юккой отогнутолистной. Восточный фасад дворца тоже имел свой партер и по линии овала украшен формированными цветущими кустарниками роз. Желтые, розовые, оранжевые, красные тона сливались здесь в лирической песне, сотворенной «поющей душой природы».
Дворец Раевских в Карасане. Южный фасад. С открытки начала XX века
Всего 10 лет плодотворного труда — и Карасан стал прекрасен.
Очень оригинальный элемент-цветочная арка из роз — была устроена по инициативе М.Н. Раевского и просуществовала до 1950 года. Арка находилась недалеко от южного фасада оранжереи-лимонария, она как бы приглашала желающих войти в это царство роз, обогащала цветовую гамму пейзажей Карасанского парка.
В 1891 году Михаил Николаевич вынужден был оставить Южный берег Крыма и поселиться в Царском Селе. Его единогласно избрали президентом Императорского Российского общества садоводства.
Замок князей Гагариных в Кучук-Ламбате. Юго-восточный фасад. Акварель А. Потина с фотографии 20-х годов XX века
Осень 1893 года Михаил Николаевич решил провести в Крыму, в родовом имении Тессели в Форосе. Здесь, где каждое дерево было им прочувствовано, он с увлечением занялся садоводством и виноделием. Творец благоденствия Карасана, Партенита и Тессели умер 10 октября 1893 года на 52-м году жизни.
Его отпевали в маленькой домовой церкви Вознесения, которую он построил в любимом Карасане в 1889 году, за четыре года до смерти. 18 октября 1893 года прах Михаила Николаевича предали земле в ограде семейного пантеона Крестовоздвиженской церкви в селе Разумовка Кировоградской области.
После смерти генерал-майора М.Н. Раевского в 1893 году усадьба Карасан стала собственностью его жены Марии Григорьевны Раевской (Гагариной) и их детей. Мария Григорьевна продолжила лучшие традиции в формировании усадьбы. В начале XX века возле въездных ворот, ведущих к архитектурному комплексу винокурни, симметрии — но по сторонам дороги сооружены двухэтажный каретный сарай и одноэтажный домик для кучера. Одновременно от усадьбы было проложено шоссе к центральной магистрали.
Надгробия Михаила Николаевича Раевского и его детей. Родовая усыпальница Раевских в селе Разумовка Кировоградской области. Фото 2005 года
В штате сотрудников в имении Карасан на 1911 год значилось незначительное количество людей: священник с окладом в 900 руб., псаломщик Ф. Вуц (420), учительница А. Кедрова (540), дворецкая П. Алифирова (300), сторож дворца И. Морозова (216), садовник А. Бредис (420). Усадьба содержалась отлично.
И очень любопытная деталь — «Ея превосходительство М.Г. Раевская», так звучал ее титульный казенный лист, содержала в имении «Карасан» трех пенсионеров — Э.П. Либо (бывшего садовника) с пенсией в 600 рублей, М. Кушнереву — 120, И. Ригулина — 120. На сезонные работы в саду, парке и на виноградниках хозяйка имения привлекала наемных рабочих.
На территории Карасана находилась ликерная, предлагавшая туристам и путешественникам отличные, выдержанные в знаменитых карасанских винных подвалах вина, в таком ассортименте: Токай и Аликану урожая 1905 года. Вина — мадера, мускат, рислинг, альбильо, малобек, каберне — радовали приезжих своими ароматами и вкусами. Но во время землетрясения 1927 года этот богатый винами подвал был разрушен.
Бракосочетание князя Михаила Анатольевича Гагарина и фрейлины Софьи Михайловны Раевской. Карасан. Сентябрь. 1909 год
Мария Григорьевна имела свой автомобиль, и поэтому не было проблем с поездками в Ялту и имения в Партенит и Тессели на Форос для решения хозяйственных и нотариальных дел.
Карасан славился свадьбами, благо — невесты (княжны Гагарины) жили рядом в Кучук-Ламбате. Сын Михаила Николаевича, поручик лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Михайлович был женат на фрейлине, княжне Ольге Сергеевне Гагариной, Петр Михайлович, отставной поручик лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, женат на фрейлине, графине Софье Павловне Ферзен.
Дочь Мария Михайловна Раевская, фрейлина, вышла замуж за Николая Сергеевича Плаутина. Дочь Анна Михайловна, фрейлина, в 1092 году бракосочеталась с Николаем Николаевичем Шиловым, дочь Софья Михайловна, фрейлина, вышла замуж за князя Михаила Анатольевича Гагарина.
С 1913 года туристы Крымско-Кавказского Горного клуба из Ялты на «линейках» и морем посещали этот удивительный уголок, имя которому — Карасан.
Въезд в имение Раевских был оформлен двумя каменными пилонами, увенчанными декоративными вазами-амфорами и соединенными полотнами ажурной, кованной из металла решеткой барочного рисунка. Перед туристами представал легкий, изящный дворец Раевских, на сером фоне которого выгодно красовались вьющиеся розы и китайская глициния и неповторимая красота Карасанского парка. Внимание туристов привлекали две рощи бамбука. Интересную символику имели рощи листоколосника сизозеленого (бамбука) — символа мужества, несгибаемой воли, мужской силы — своими качествами они как бы перекликались с владельцами имения, сыновьями Н.Н. Раевского-старшего, внуками и правнуками. Туристы любовались нежной, как у папоротника, хвоей аборигена Северной Америки, кипариса болотного, дерева, которого нет даже в Никитском Ботаническом.
Михаил Михайлович Раевский. Последний владелец крымских имений Раевских. Умер во Франции.
С установлением Советской власти в Крыму Михаил Михайлович Раевский, последний владелец имения Партенит, в 1922 году предложил в дар образовавшемуся винсовхозу для совхозной конторы двухэтажное здание в Партените. Это был своего рода тактический ход. Но спасти имение не удалось. Оно было национализировано в 1922 году. Господские дома Раевских в Партените и Тессели преобразовались в школьные здания и совхозные конторы.
Раевские эмигрировали за границу, растворились среди эмигрантов в Западной Европе — Англии, Франции, Словакии. Здесь они обрели новый приют, новую родину. Мария Григорьевна эмигрировала вместе с детьми, избежав красного террора. Во время гражданской войны она была свидетельницей преобразования дворца Раевских в Карасане в госпиталь.
Главный фасад. Акварель А. Потина 2000 год
Землетрясение 1927 года нанесло большой урон постройкам в Партените: погиб владельческий дом в Партените, потому так ценен архивный документ внутренней планировки большого дома Раевских в Партените начала XX века, обнаруженный в фондах Республиканского архива. Это единственная память о доме Раевских в Партените.
В годы Великой Отечественной войны были разрушены другие строения имения Партенит, погиб уникальный дендрологический парк. И на месте прежней цветущей усадьбы образовалась пустошь.
Господский дом Раевских в Партените. План интерьера. Начало XX века. Утрачен в годы Великой Отечественной войны
Судьба Карасанского дворца сложилась более удачно. Во время землетрясения 1927 года дворец понес много утрат — разрушены мансарды, декоративные детали — пинакли, герб Раевских на плоскости северного фасада, утрачены металлические решетки восточной орнаментации и др. Но дворец выстоял, не развалился. После нескольких лет восстановительных работ дворец стал лечебным учреждением — домом отдыха, а в 30-е годы — санаторием. Во время немецкой оккупации бывший дворец Раевских служил, по неточным данным, казино. Бывшая хозяйка имений Карасана, Партенита и Тессели Мария Григорьевна Раевская (Гагарина) скончалась 20 июля 1941 года вдали от родной земли в возрасте 90 лет. Ее похоронили в Ницце на русском кладбище. На этом же кладбище находятся захоронения А.Н. Раевского, П.М. Раевского, З.Ю. Раевского.
А сейчас, наслаждаясь царственной растительностью, красотой дворца, моря, отдыхая под сенью неповторимого чудного парка, будем помнить, что эта усадьба — национальное достояние, созданное трудом лучших людей России — Андреем Михайловичем и Михаилом Михайловичем Бороздиными, четырьмя поколениями Раевских, славных сынов и дочерей России.
Повторим же вслед за поэтом Сергеем Смирновым замечательные строки:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!