дача императора в петергофе
Нижняя дача (Нижний дворец) Николая II
Нижняя дача (Нижний дворец) Николая II
Петергоф, парк Александрия, 22 (б/н)
ВОв- частично разрушена, сгорела
1961- руины взорваны
Проект перестройки
Нижней дачи.
Томишко А.И. 1895-1897 гг. [171]
Проект перестройки
Нижней дачи (вариант).
А.О. Томишко.
*1 см.
Проект перестройки
Нижней дачи (вариант).
А.О. Томишко. Конец 1890-х.
*2 см.
Нива. 1899. № 28. С. 534.
(добавил Анчар)
*1 Проект перестройки Нижней дачи (вариант). А.О. Томишко. Конец 1897-х. Бумага, акварель. Вид со стороны парка.
*2 Проект перестройки Нижней дачи (вариант). А.О. Томишко. Конец 1890-х. Бумага, акварель. Вид со стороны моря. На
1905-1915. ГМЗ «Петергоф».
Здесь в кабинете 17 октября 1905 г. император подписал манифест «Об усовершенстовании государственного порядка» (о созыве законодательной Думы и демократических свободах). Здесь же был подписан манифест 1914 г. о вступлении России в империалистическую войну.
В советские годы Нижняя дача сначала была превращена в музей, существуют фотографии 1932 г., свидетельствующие о полной сохранности в это время интерьеров жилых комнат. Затем здесь был открыт дом отдыха НКВД.
В годы ВОв во дворец попало несколько снарядов, он выгорела и получил серьезные повреждения. В 1961 г. руины здания были взорваны (для обеспечения безопасности посетителей парка).
Ежегодно с 1994 г. на развалинах Нижней дачи в день рождения цесаревича Алексея Николаевича совершается молебен. Между 2002 и 2004 гг. установлен деревянный поклонный крест.
В 2017 году начались работы по воссозданию Нижней дачи. На 01.2018 уцелевшие фрагменты стен демонтированы и сложены западнее сохранившегося фундамента, который накрыт металлическим футляром.
Кабинет императора Николая II.
Нижняя дача. Александрия.
На столе и на стенах
фотографии членов императорской
семьи. Фото 1927-1932.
ГМЗ «Петергоф».
Приемная императрицы
Александры Федоровны.
*0 см.
Столовая. Нижняя дача.
Александрия. Фото 1927-1932
ГМЗ «Петергоф».
Комната великой княжны
Татьяны Николаевны.
Нижняя дача. Александрия.
На подушке вышиты буква «Т»
под короной и дата «1914».
Фото 1927.ГМЗ «Петергоф».
Николай II с
семьей. Гостиная
великих княжон.
Нижняя дача.
Александрия. 1900-е
Гостиная великих княжон.
Нижняя дача. Александрия.
Фото 1932. ГМЗ «Петергоф»
Приемная цесаревича Алексея.
Нижняя дача. Александрия.
Фото 1927-1932.
ГМЗ «Петергоф».
Дневная детская комната
цесаревича Алексея.
Фото 1927-1932. ГМЗ «Петергоф».
*1 см. ниже
Император Николай II
с семьей и свитой
принимает парад у
Нижней дачи в Александрии.
1907-1908. ГМЗ «Петергоф»
*0 Приемная императрицы Александры Федоровны. Нижняя дача. Александрия. Слева на стене портрет Александры Федоровны в кокошнике и
русском платье, выполненный капитаном П. Шиповым (1902). Фото 1927-1932 ГМЗ «Петергоф».
кухня с бочкой для воды, маленький автомобиль. Фото 1927-1932. ГМЗ «Петергоф».
*2 Кресло. Начало XX в. Красное дерево, бархат. Из гостиной великих княжон. Нижняя дача. Александрия. ГЭ
*3 Кресло. Мебельная фабрика Ф.Ф. Мельцера, Санкт-Петербург. Конец XIX в. Красное дерево, бархат. Из гостиной великих княжон. Нижняя дача.
*4 Угловой диван с высокой спинкой. Мебельная фабрика Ф.Ф. Мельцера, Санкт-Петербург. Конец XIX в. Орех, кость, зеркало, бархат,
инкрустация. Из гостиной великих княжон. Нижняя дача. Александрия. Государственный Эрмитаж
*5 Кресло. Начало XX в. Красное дерево, бархат. Из гостиной великих княжон. Нижняя дача. Александрия. ГЭ
*6 Обивочная ткань (кретон). Англия. Начало XX в. Из приемной цесаревича Алексея. Нижняя дача. Александрия. ГМЗ «Петергоф»
*7 Обивочная ткань (репс). Англия. Начало XX в. Из гостиной императрицы Александры Федоровны. Нижняя дача. Александрия. ГМЗ «Петергоф»
*8 Ваза. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1906. Фарфор, подглазурная полихромная роспись. Нижняя дача. Александрия.
*9 Блюдо. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1881-1894. Фарфор, надглазурная полихромная роспись. Нижняя дача.
Александрия. ГМЗ «Петергоф»
(Источник: Альманах «Сокровища России» Выпуск 13 Николай II Семья императора. «Абрис» Петербург. Петергоф 1998. Авторы А.И Барковец, В.М.Тенихина.)
Нижняя дача Александрии – выдающийся памятник с трагической судьбой. Именно там Николай Второй подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну, и там же родился единственный сын Николая и Александры – цесаревич Алексей. Принципиального значения для власти в 1960-е гг. эти факты не имели, дворец уничтожался как аварийный и абсолютно забытый.
Для своего времени Нижняя дача была образцом инженерных и строительных технологий: полная электрофикация, водопровод, телефонная связь. О качестве материалов можно судить даже по руинам. Относительно благополучно дворец пережил революционный период, недолго там действовал историко-бытовой музей. В годы Великой Отечественной войны с дачи, оккупированной немцами, велся огонь по частям Петергофского десанта, брошенным на штурм Петергофа с залива. С уничтожением дворца в начале 60-х Александрия потеряла важную доминанту, обозначающую границу парка.
За принятой концепцией должна последовать разработка детального проекта воссоздания дачи. По оценке дирекции музея, с учетом финансовой ситуации этот процесс может занять до двух лет. В сезоне 2015 г. масштабных строительных работ в этой части Александрии ожидать не приходиться.
(tvkultura.ru 09.01.2015, добавил: Мышь )
Нижняя дача строилась в два этапа. Первоначально по заказу Александра III для наследника престола в 1883-1885 гг. был возведен небольшой павильон с высокой стройной башней в подражание «итальянской архитектуре». Автором проекта, утвержденного 26 мая 1882 г., был тогда еще молодой адъюнкт профессор А. О. Томишко (1851- 1900). Как отмечал сам архитектор, «здание Нового дворца выдержано в стиле виллы (загородных дач) итальянского Ренессанса, согласно высочайшему повелению».
Более современной оказалась и планировка жилых покоев. Теперь помещения группируются вокруг центральной комнаты, которая является проходной, но остальные изолированы друг от друга.
Среди картин и акварелей Самокиша, Соломко, Бенуа, Самокиш-Судковской, в основном на батальные темы, выделялись портрет Александры Федоровны, написанный художником-любителем капитаном Шиповым, и три фотопортрета царевича Алексея. Убранство гостиной дополнял ковер нежного фисташкового цвета с клетчатым рисунком.
Изображение «Штандарта» работы Н. Д. Прокофьева, многочисленные фотографии яхты, а также морские пейзажи М.С. Ткаченко, И. В. Крачковского, Альберта Н. Бенуа украшали стены помещения. Здесь были представлены также два эскиза И. Е. Репина к картинам «Бракосочетание Николая II и Алисы Гессенской» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
По личному повелению Николая II Мельцер частично изменил отделку кабинета Александры Федоровны, для которого была сделана новая мебель карельской березы. Из карельской березы также изготовили детали архитектурной отделки и убранства: наличники окон, карнизы, плинтусы, багеты, стенные этажерки, полочки, шкатулки, футляр для часов; даже камин обшили карельской березой.
Мебель по рисункам Мельцера была отделана золоченой бронзой, обита, как и стены, кретоном с разбросанными стилизованными букетами васильков, перевитыми лентами, и расставлена так, что разделяла комнату на две части: собственно кабинет с камином и письменным столом в углу и будуар с диваном, кушеткой для отдыха, мягкими креслами. Пол в комнате был покрыт бархатным ковром со сплошным узором из светло-серых крупных цветов с рокайльными завитками. Интерьер дополняли изделия из фарфора: настольные лампы в виде чаш, датские вазочки, а также венецианское стекло. На стенах висели картины и портреты работы Н. П. Ульянова, С. С. Соломко, акварели с морскими пейзажами и городскими видами Е. М. Бём, А. К. Беггрова и других художников.
На третьем этаже находилась спальня. Ее стены с низкой филенчатой панелью, затянутые белым кретоном с синими васильками, завершались лепным профилированным карнизом и фризом с росписью, как и в остальных комнатах старой половины дворца. Потолок украшал лепной плафон с растительным орнаментом, на полу лежал плюшевый ковер сиреневого цвета со светло-серыми венками-медальонами по всему полю. Спальня была обставлена мебелью красного дерева, обитой кретоном. В центре стояла двуспальная кровать, отгороженная ширмой. По стенам были развешены многочисленные иконы, четки, пасхальные яйца, а также фототипии с картин английских и немецких мастеров на библейские темы. В спальне имелась небольшая библиотека, отражающая духовные интересы Николая II и Александры Федоровны. Здесь были «Жития» Сергия Радонежского, Анны Кашинской, Серафима Саровского и др. К спальне примыкали туалетная с отделкой, аналогичной спальне, и ванная, по размерам и отделке напоминавшая каюту корабля. Их стены также украшали многочисленные семейные фотографии.
Из спальни через комнату дежурной камеристки был выход в маленькую гостиную, называвшуюся кофейной, где по вечерам любила собираться вся семья. Здесь Николай читал вслух «Историю кавалергардов», наклеивал фотографии в альбом. В семье очень любили фотографировать, и в Нижнем дворце было свыше 1000 фотографий, очень живо запечатлевших различные события и особенности быта повседневной жизни царской семьи.
Все изменения в отделке производились в связи с пристройкой нового флигеля с южной стороны дворца. Проект его был разработан А. О. Томишко в 1895 г., работы производились в 1896-1897 гг.. Новый флигель, так называемая «детская половина», был соединен галереей- переходом со старой частью здания. Используя те же приемы художественного оформления фасадов и те же строительные материалы, архитектор добивается впечатления органического единства композиции обеих функционально самостоятельных частей здания. Внутренняя отделка и меблировка комнат была исполнена также Мельцером и послужила образцом для реконструкции старых помещений дворца. К услугам Мельцера прибегали и в 1900-х гг., когда во многих комнатах были заменены драпировки, обивка стен и мебели и другие элементы отделки и убранства интерьеров.
Особый интерес среди интерьеров детской половины вызывают комнаты цесаревича Алексея Николаевича.
Во дворце ему отвели целые апартаменты на втором этаже. Из вестибюля наверх вела парадная лестница с мраморными ступенями и массивной металлической решеткой. И вестибюль, и лестница были украшены 20 фарфоровыми расписными подставками для цветов, вазами и корзинами. Обилие цветов создавало радостное настроение. Комнаты Алексея были просторными, с высокими потолками, большими окнами, светлые и солнечные. Здесь находилась приемная царевича, спальня, комната матроса Деревенько, приставленного оберегать наследника от случайных травм, дневная детская, буфетная, ванная, умывальная, огромный крытый балкон.
Вскоре после рождения Алексея эти комнаты были заново отделаны и обставлены Ф.Ф. Мельцером мебелью из белого и светлого клена, а также белой крашеной под лак, обитой кретоном светлых тонов с изображениями лилий, маков, гвоздик, перевитых лентами. В приемной стояло пианино фирмы «Беккер», а в спальне и дневной детской, наряду с обычной мебелью, по-прежнему находились специальный детский умывальный стол, табурет, стульчики и даже столик для пеленания, обшитый белой замшей. Стены комнат украшали многочисленные фотографии, гравюры и акварели, с традиционными сюжетами: парады, маневры, яхта «Штандарт». Убранство дополнялось фарфоровыми статуэтками и хрустальными вазами.
Дневная детская служила и для игр, и для занятий. Алексея задаривали игрушками, желая отвлечь от подвижных игр, опасных для его здоровья. Здесь находилось множество игрушечных фарфоровых и деревянных фигурок животных и птиц, целые армии оловянных солдатиков, кукольные домики с мебелью, различная утварь, модели пароходов, подводной лодки, пожарный насос с бочками, сани, запряженные тройкой игрушечных лошадей, дирижабль, железная дорога, ящик с саблей, пиками и деревянным ружьем, игрушечная крепость, набор мозаики, прибор для отливки из гипса, стереоскоп, альбомы для фотографий и раскрашивания картинок, теннисные ракетки, мячи и многое другое.
На Нижней даче Николаем II был подписан Манифест 17 октября о даровании гражданских свобод и созыве Государственной Думы. Здесь же Николай узнал о начале Первой мировой войны, сразу же после отъезда французского президента Р. Пуанкаре из России. Четырехдневный визит французской эскадры во главе с президентом Франции был последним большим приемом в Петергофе и также включал посещение Нижней дачи.
(Источник: Альманах «Сокровища России» Выпуск 13 Николай II Семья императора. «Абрис»
Петербург. Петергоф 1998. Авторы А.И Барковец, В.М.Тенихина. добавил: Мышь )
В журнале «Нива» (1899. № 28. С.534-535) под фотографией «Св. крещение великой княжны Марии Николаевны. » текст:
«27 июня в Петергофе совершено таинство Св. Крещения высоконоворожденной великой княжны Марии Николаевны. Высоконоворожденная великая княжна была привезена в парадной золоченой карете, запряженной цугом в шесть лошадей, из Нового дворца, что в Александрии, в Большой Петергофский дворец. По совершении литургии. высоконоворожденная великая княжна была отвезена в сопровождении тех же лиц из Большого Петергофского дворца в Новый дворец». (Добавил: Анчар )
Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» в Петергофе
В прошлой статье мы с вами посетили пригородную усадьбу Сергиевка и прогулялись по прилегающему к ней парку. Если пройти от дворца Лейхтенбергских на восток около 400 метров, можно встретить еще одно старинное имение с необычным названием «Собственная дача». И, если в Сергиевке, благодаря расположенному там институту, поддерживается жизнь, то эта усадьба давно заброшена, в течение последних нескольких лет здесь ведутся реставрационные работы.
Давайте прогуляемся по живописным окрестностям бывшей императорской загородной резиденции и попробуем заглянуть за высокие строительные ограждения.
«Собственная дача» в Петергофе
Немного истории
Как и в случае с соседней Сергиевкой, хозяев у «Собственной дачи» было немало. В первой половине XVIII века строительство резиденции на месте будущей «Собственной дачи» начал Алексей Григорьевич Долгоруков, семье которого принадлежала эта земля. При Петре II Долгоруков стал членом Верховного тайного совета, а его дочь, Екатерина, была обручена с юным императором. После смерти Петра Алексеевича Долгоруков был отправлен в ссылку, стройка остановилась, а его имение отошло в казну.
Причудливые окна
Состояние усадьбы весьма плачевное
Позже, во времена правления Анны Иоанновны, дача вместе с недостроенным дворцом была передана сподвижнику Петра I, церковному деятелю — архиепископу Феофану Прокоповичу. На месте дома Долгорукова он возвел семинарию, здание которой после смерти владельца вновь было передано государству.
Информационный стенд
В 1741 году дача вместе с дворцом переходит к цесаревне Елизавете Петровне, которая в этом же году провозглашает себя императрицей. В елизаветинские времена имение получает современное название — «Собственная дача». На ее территории разворачиваются строительные работы, возводится несколько хозяйственных построек.
При Екатерине II на даче сносятся все старые ветхие сооружения, проходит реставрация здания дворца. Следующая же его перестройка производится под руководством знаменитого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Произошло это в царствование Николая I. «Собственная дача» была пожалована наследнику императора, будущему Александру II. Уже в XX веке, во время Великой Отечественной войны, дворец и находящаяся недалеко от него церковь были разрушены.
Восточный фасад здания
Столб на Петергофской дороге, возможно, раньше являлся частью ограждения дачи
В 1955—1960 годах здание дворца восстановлено и приспособлено для использования в качестве базы отдыха, но впоследствии сооружение было заброшено и с течением времени постепенно пришло в запустение. Сегодня постройка с нелепыми решетками на окнах и обрушающимися фасадами больше похожа на ветхие развалины, чем на пышную императорскую резиденцию.
Дорожка в парке
Современное состояние «Собственной дачи»
Когда будет отреставрирована «Собственная дача» и случится ли это вообще в обозримом будущем, сказать сложно. На некоторых сайтах можно найти комментарии 10-летней давности о начале реставрации, а на портале администрации города размещена новость 2017 года о том, что проект восстановления «Собственной дачи» признан лучшим в России. Но видимых изменений здесь пока нет. Времена и губернаторы меняются, а объекты культурного наследия годами зарастают травой и постепенно разрушаются. Печально. На сегодняшний день (осень 2019 года) здание дворца обнесено забором, каких-то работ на прилегающей территории или фасадах в день моего посещения не проводилось.
Финский залив
В хорошую погоду виды здесь потрясающие
Кстати, мое внимание привлекли странные подземные ходы, расположенные с восточной стороны усадьбы. Как оказалось, еще во времена Елизаветы Петровны недалеко от дворца знаменитый зодчий Растрелли возвел одноэтажную деревянную постройку. Оба здания соединялись галереей, проходящей через овраг. Остатки этого сооружения видны здесь и сейчас.
Стоит сказать, что церковь, которую построил Штакеншнейдер в середине XIX века, сейчас полностью восстановлена и, судя по всему, в ней проводятся богослужения. Что же, будем рассчитывать на то, что будет реконструирован и дворец — и весь ансамбль «Собственной дачи» вновь предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.
Храм Святой Троицы
Если вы захотите продолжить свое знакомство с другими достопримечательностями Петергофской дороги, то по пути к «Собственной даче» расположены восстановленные Константиновский и Фермерский дворцы. Уверен, их посещение будет интересно не только ценителям истории, но и простым туристам, посещающим наш прекрасный город.
Если кратко, в целом:
- это место с богатой историей; оно будет интересно любителям различных «заброшек»; недалеко отсюда находится большой парк Сергиевка, можно заодно посетить и его.
Нижняя дача
Комплекс Нижней дачи императора Николая Второго в Александрии — основной реставрационный проект, который ведёт сегодня Государственный музей-заповедник «Петергоф». Проект за последние годы, безусловно, самый сложный и дискуссионный. Перспективы его едва начали проступать сквозь «магический кристалл» времени.
Вместе с тем, для Петергофа возрождение Нижней дачи является ключевой задачей: оно логически завершит и панораму побережья Финского залива, и музеефикацию дворцового комплекса, связанного с императорским домом Романовых — от Петра Великого до Николая Второго. Одновременно реставрация любимого места пребывания последних правивших Россией Романовых позволит закончить восстановление исторического ландшафта парка Александрия.
АНГАР
Пока что на месте Нижней дачи — металлическая конструкция, скрывающая от глаз и одновременно сохраняющая руинированное здание. Конструкция была установлена осенью 2016 года, она позволила вести работы по разбору и систематизации архитектурных остатков многострадального царского дома, обнаруженных на первом этапе археологических работ, проводимых в рамках проекта.
Концепция реконструкции комплекса «Нижняя дача» продолжает оставаться предметом серьёзной полемики. Согласно этой концепции, которая уже обсуждалась на Коллегии Министерства культуры России и в Совете по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, специалистами предлагается воссоздание здания с сохранением объёмно-пространственных и композиционных характеристик, с полным использованием исторических конструкций, а также с восполнением в современных материалах архитектурных элементов и частей здания, расположенных не на главных фасадах, доказательная база по которым для детального воспроизведения недостаточна. Споры ещё идут. При этом все современные включения будут не завуалированы, а напротив, обозначены и видны. Однако общая пространственно-пейзажная композиция с восстановленным силуэтом здания, а также его цветовыми, фактурными и пластическими характеристиками будет полностью соответствовать исторической.
НОВАЯ ДАЧА
Нижняя дача — последняя по времени возведения дворцовая постройка в Александрии, загородной резиденции Романовых в Петергофе. Летоисчисление парка Александрия ведётся с 1825 года, когда лесистую территорию, расположенную восточнее петергофского Нижнего парка вдоль Финского залива, император Александр Первый подарил брату — великому князю Николаю Павловичу. После вступления на престол, Николай Первый преподнёс имение своей супруге Александре Фёдоровне, дав территории соответствующее имя — «Собственная Её величества дача Александрия».
До 1917 года Александрия оставалась частным владением императорской семьи: здесь не проводились официальные мероприятия, территория была закрыта для посещений и тщательно охранялась. На протяжении почти столетия приморская Александрия была излюбленным местом летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых и постепенно прирастала новыми дворцовыми строениями, разнообразными малыми сооружениями утилитарного и рекреационного толка. Капелла, павильоны, караулки, чугунные колодцы, мостики, беседки, перголы, детские спортивные площадки, крепость и пожарная каланча, водяная мельница, птичники, фермы и «фермочки» — александрийское пространство застраивалось свободно, отвечая потребностям разрастающейся императорской семьи и пристрастиям её членов.
Решение Александра Третьего о строительстве на побережье залива каменной дачи для сына, цесаревича Николая, относится к февралю 1882 года. Новая дача на приморской террасе должна была сменить башню оптического, или семафорного телеграфа Кронштадтской телеграфной линии, возведённую за полстолетия до того И. И. Шарлеманем и инженером П. Шато. Система станций телеграфа соединяла императорскую усадьбу с Кронштадтом и Зимним дворцом в Петербурге. Постройка представляла собой прямоугольное в плане четырёхэтажное здание, на вершине которого находилась мачта с подвижной металлической конструкцией семафора. Коммуникационную систему дополняла находящаяся рядом мачта морского телеграфа, что позволяло императору отдавать распоряжения во время морских манёвров. К середине XIX века, с распространением электрического телеграфа, семафорный выходит из употребления, ветшающая постройка перестала удовлетворять нуждам службы. На противоположном краю Александрии, на Санкт-Петербургском шоссе, появилось здание нового телеграфа, функционирующее сегодня как музей «Дворцовая телеграфная станция», а старую башню снесли.
Летний павильон для юного наследника должен был, по замыслу Александра Третьего, сохранить привычный облик этой части Александрии. Построенное в духе южно-итальянских вилл, небольшое здание предполагалось, наподобие телеграфа, дополнить башенным объёмом. Первый проект архитектора Антония Осиповича Томишко отклонили. Но вскоре высочайше утверждается второй вариант, предложенный тем же зодчим. Теперь четырёхэтажный дворец венчала шестиэтажная квадратная в сечении башня с флагштоком. Особую известность Томишко, кстати, принесло строительство ряда тюремных зданий, включая комплекс петербургской тюрьмы «Кресты».
Петергоф. Нижняя дача. Фотооткрытка 1920–1930-х годов. 9 х 13,9 см, бумага. Из архива ГМЗ «Петергоф»
Так начинается строительство уже не скромного паркового павильона для четырнадцатилетнего цесаревича, а фактически замка на взморье для будущего императора. Цоколь здания и замковые камни выполнены из розового гранита, нижний этаж облицован серой путиловской плитой. Стены кирпичные, покрытые полихромным кирпичом двух оттенков — жёлтого и терракотового. Детали парадного подъезда и декоративной отделки фасадов выполнены из светло-серого бременского песчаника. В состав комплекса кроме главного дома входили служебный дом, кухня, ледник, караулка с оградой и воротами, а также швейцарский домик. Башни ансамбля Нижней дачи отмечали крайнюю точку восточной границы императорского Петергофа и играли роль высотной доминанты в его панораме с моря.
К 1886 году строительные и оформительские работы на Нижней даче были закончены, но цесаревич Николай Александрович посещал её редко, фактически она служила гостевым домом.
Ситуация меняется в связи с коронацией и женитьбой теперь уже императора Николая Второго. Весной 1895 года он записал в дневнике: «С радостными и горестными чувствами въехал я в милую Александрию и вошёл в наш дом у моря. Так странно кажется жить здесь со своей женой. Хотя места тут в обрезе, но комнаты прелестные и помещение идеальное. Замечательно красиво отделана новая комната (Аликс) внизу у столовой. Но главная краса всего дома — это близость моря!»
В этом же году Николай принимает решение о расширении дачи, постройке отдельного корпуса для будущих детей. Проект «детского корпуса» также заказан Томишко. Строительство нового здания и соединяющей старый и новый корпус галереи завершено весной 1897 года. Детский корпус имел четыре этажа, с запада к основному объёму примыкал полукруглый двухэтажный эркер с открытым балконом, так называемый Детский балкон. В этом здании росли старшие дочери Николая Ольга, родившаяся в Царском Селе 5 ноября 1895 года, и Татьяна, рождённая 29 мая 1897 года в Фермерском дворце Александрии, когда на Нижней даче ещё шло строительство. Родились здесь трое детей: Мария 14 июня 1899 года, Анастасия 5 июня 1901 года и долгожданный цесаревич Алексей 30 июля 1904 года. Весь второй этаж отвели Алексею. Девочки-царевны жили на третьем этаже. Детские комнаты, аскетичные и однообразные, были почти лишены декора. Над кроватями размещались хромолитографии на религиозные сюжеты, медные образки, бумажные иконы; над рабочими столами — фотографии родственников. Шкафы с игрушками находились в игровых комнатах, так называемых «дневных детских» — двух просторных, воздушных и светлых залах, выходящих окнами на юго-запад. Дача была оснащена водопроводом и в 1909 году электрифицирована.
Нижняя дача становится постоянной и любимой загородной резиденцией семьи, чему в немалой степени способствовала изолированность её от внешнего мира, рождавшая иллюзию защищённости.
Не являясь парадной резиденцией, Нижняя дача стала местом ряда выдающихся исторических событий. Здесь 17 октября 1905 года император подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», то есть о созыве законодательной Думы и демократических свободах. Здесь же подписан манифест 1914 года о вступлении России в империалистическую войну. После начала Первой мировой войны царская семья покинула Петергоф.
МУЗЕЙ
В 1918 году Нижняя дача находилась в ведении Народного комиссариата государственных имуществ, позже отошла к Наркомату просвещения. Ещё летом 1925 года над бывшей царской дачей нависла угроза полной ликвидации, потому что, по словам современников, «никто не знал, что надо с нею делать». 1 декабря 1925 года научные сотрудники петергофского музея А. В. Шеманский и С. С. Гейченко выступили на музейной секции Института истории искусств с докладом на тему «План музейно-экскурсионных работ в петергофских дворцах-музеях», практическая часть которого посвящалась непосредственно созданию экспозиции на Нижней даче. А 3 июня 1927 года на Нижней даче начал работу музей под названием «Крах самодержавия», в дальнейшем он назывался «Последние Романовы в Петергофе».
В 1928 году директор Государственного института искусств Ф. И. Шмит, известный искусствовед и идеолог нового музейного строительства, в своём труде «Музейное дело. Вопросы экспозиции», анализируя открытую на николаевской даче выставку, называл её «повестью о том, как последний из Романовых пытался бороться с революцией, и как революция сломила его».
Петергоф. Нижняя дача. Спальня. Фототипия 1925–1940 годов. Из архива ГМЗ «Петергоф»
Благодаря чётко продуманной специфической теме, выявленной в данном вещественном ансамбле, «дворец-реликвия» превращён в «дворец-музей». «В целом работа тт. Гейченко и Шеманского блестяще удалась», — заключает Шмит. 15 ноября 1936 года постановлением Президиума Ленсовета здание передано для устройства в нём Дома отдыха для инструкторов Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). В 1937 году Анатолий Шеманский арестован. Семён Гейченко ушёл с работы в Петергофе.
Музей в Нижней даче просуществовал почти десять лет, он вошёл в историю музейного дела как пример жёстко идеологизированной экспозиции, отвечающей запросам времени и латентным целям сохранения памятника и его обстановки. Для сегодняшних музейщиков его экспозиция осталась примером того, как вопреки всему прежние хранители Петергофа спасали и сохраняли его дворцы.
РУИНА
В годы Великой Отечественной войны здание Нижней дачи оказалось на оккупированной немецкими войсками территории. В течение трёх блокадных лет захватчики использовали его в качестве узла береговой противодесантной обороны. В помещениях первого этажа были оборудованы пулемётные доты. На башне, откуда хорошо просматривались Кронштадт и гавань, размещались артиллерийские наблюдатели и корректировщики. Территория дачи окружалась минными полями и проволочными заграждениями. Дача являлась постоянной мишенью для советской артиллерии и авиации. При отступлении немцы взорвали часть складов боеприпасов, размещавшихся во дворце и рядом с ним. Таким образом, к концу войны зданию были нанесены тяжелейшие повреждения, но остов его, включая даже шестиэтажную башню, хорошо сохранился. После окончания войны Нижняя дача не восстанавливалась и стояла в виде грандиозной руины. В начале 1960-х развалины дворца и две обрушавшиеся служебные постройки взорвали, завершив то, что не сделала война.
Трудности воссоздания руинированных памятников очевидны, как очевидно и желание музейных специалистов, архитекторов-реставраторов и просто ценителей истории дать им вторую жизнь. В современных условиях сделать это весьма непросто, и дело тут не только в проблемах финансирования. С горечью приходится признать, что, выиграв конкурс на проектирование столь важного, истинно петербургского объекта с его особой историей, специалисты архитектурного бюро из Красноярска продвигались с большими трудностями, и только интеграция в процесс петербургских архитекторов, профессионалов высокого класса Майи и Дениса Ридеров и неизменное присутствие в нём специалистов Петергофа и КГИОП, а также ряда других экспертов спасло ситуацию: сегодня проект, рождённый в муках, завершён. Теперь, после получения согласований на всех уровнях, можно идти дальше по тернистому пути его реализации. Хочется верить, что этот путь не будет слишком долгим.
Анна Владимировна Ляшко — кандидат культурологии, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Сергей Анатольевич Павлов — главный архитектор ГМЗ «Петергоф»
На обложке: Разрушенная Нижняя дача. Роман Житков (1907–1999). Акварель, бумага, 1944 год (29 х 39 см). Иллюстрация из архива ГМЗ «Петергоф»