дача фаберже в песочном
Дача Фаберже
Дача Фаберже — бывшая резиденция известных российских ювелиров, расположенная в окрестностях Санкт-Петербурга, неподалёку от Левашова, в посёлке Парголово. Комплекс включает в себя усадебный дом, конюшню, ледник, служебный корпус, а также парк с прудом. Правда, назвать эти сооружения резиденцией можно лишь с большой натяжкой — некогда архитектурный шедевр стремительно превращается в руины.
Свою лепту в процесс разрушения исторического наследия вносят равнодушие ответственных органов и промедление с реконструкцией, а также вандализм. Неизвестные уже лишили достопримечательность изразцовых печей, камина, витража, дубового паркета и французского балкона с коваными элементами. Все эти предметы ещё можно было рассмотреть на снимках дачи, сделанных осенью 2008 года.
Ни аварийное состояние памятника с потенциальной угрозой обрушения, ни устрашающие таблички не пугают вандалов так, как недавно появившийся здесь сторож с собакой. Если раньше дача Фаберже ещё фигурировала в списках экскурсий по экзотическим местам Санкт-Петербурга и его окрестностям, то сегодня такую услугу уже не найти. А вот сеть по-прежнему хранит многочисленные фото и видео исчезающей достопримечательности.
Архитектурный план дачи Агафона Фаберже
Основной корпус, он же самый первый, возведён из дерева и имеет два этажа. Оштукатуренное здание украшают эркер и ризалит, четырёхскатная крыша и террасы. Фасад этого корпуса обращён в сторону оживлённого Выборгского шоссе, что проходит примерно в 400 метрах от постройки.
К этому корпусу с запада примыкает ещё один, пристроенный к основному спустя 7–9 лет. В качестве строительного материала здесь использован камень, а не дерево. Двухэтажная пристройка обрамлена главным входом, внутри — просторный вестибюль, широкая мраморная лестница, кабинеты и жилые помещения, а также мастерская, в подвале — оборудованная котельная. Главный фасад ориентирован в сторону Левашовского шоссе.
Северная сторона главного корпуса соседствует с ещё одной, тоже двухэтажной и оштукатуренной пристройкой. Кроме служебных помещений, здесь некогда располагались кухня, столовая, а подвальные помещения занимали бани и мастерские.
Заброшенный сад тоже не всегда был таким — представлял собой образец ландшафтного дизайна. Сейчас о былом напоминают только высаженные по кругу ели с вековым дубом в центре.
История дачи Фаберже в Санкт-Петербурге
Изначально усадебным домом владел глава династии Карл Фаберже. Ювелир приобретает поместье в 1900 году. Тогда будущий исторический памятник был похож на английский коттедж, его проект разрабатывал русский архитектор немецкого происхождения Карл Шмидт.
До разрушения
Спустя семь лет резиденция переходит ко второму по старшинству сыну Карла Агафону. Он сразу затевает перестройку и приглашает художника и архитектора Ивана Гальнбека. В 1908 году обновлённая постройка приобретает черты модерна и становится настоящим украшением округи.
Но самое главное богатство и роскошь сконцентрировались внутри. Только представьте себе зимние сады, в которых росли персики и цветы, широкую мраморную лестницу, кафельные печи, камин с изразцами XVIII века, расписанными кобальтом по белому фону, комнаты, созданные в духе разных исторических эпох.
Прекрасным дополнением служила антикварная мебель в виде комодов и бюро. Нужный облик формировали и старинные ковры с гобеленами, японские и китайские вазы, декоративные подсвечники, фарфоровые и бронзовые изделия, скульптуры и различные гравюры. Особую ценность придавали коллекции ювелирных камней и марок. Неудивительно, что всё это производило впечатление на гостей Фаберже. Особняк даже прозвали «Малым Эрмитажем» по аналогии с одноимённым известным музеем.
Обыск и хищение
В 1918 году происходят события, повлиявшие на будущую историю комплекса — Агафона Фаберже обвиняют в похищении вещей из Зимнего дворца. В сентябре того же года на дачу приходят с обыском. Агафон осознаёт всю серьёзность ситуации и пытается спасти часть своей драгоценной коллекции, переправив её через границу. Но через полгода ювелира обвиняют в спекуляции и арестовывают.
Тем временем историческое наследие подвергается вандализму. Сотрудники отдела охраны памятников прибыли слишком поздно и увидели печальную картину: мебель испорчена, печати сорваны, картины исколоты, всё сломано и выворочено. Былое величие сохранилось только на старых снимках дачи Фаберже. Та же участь постигла и содержимое тайника — судьба украденных марок и драгоценных камней до сих пор неизвестна.
Разрушение и реконструкция
В последующие годы особняк использовали в качестве дома отдыха, госпиталя для жертв ВОВ, детского сада. Планировка здания не совсем подходила для расположения таких учреждений, поэтому её немного изменили.
В 90-ые годы прошлого века сооружение начали реконструировать, но так и не завершили начатое до конца.
В 2001 году особняк пополнил число федеральных объектов культурного наследия России. Однако состояние усадьбы по-прежнему ухудшалось. Тогда спустя шесть лет комплекс передали на баланс Горному институту для обновления и создания музея. Из-за бездействия владельца в 2016 году достопримечательность перешла агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры, в распоряжении которого она и находится по сей день.
Согласно охранному обязательству, реконструкция объекта должна завершиться к 2022 году.
Отзывы
На просторах интернета встречается немало отзывов, в которых выражается надежда на спасение дачи Фаберже. Комментаторы также называют это место атмосферным и навевающим грусть о былых временах. Одни ограничиваются лишь внешним осмотром, другие — на свой страх и риск всё же умудряются проникнуть внутрь.
Как добраться
Координаты особняка на карте: 60.115092, 30.231996. Расстояние от центра Северной столицы составляет около 30 километров. Добираться несложно даже на общественном транспорте: из Санкт-Петербурга до Парголово на автобусах и маршрутках или же на электричках.
На автобусах и маршрутках: нужный вам транспорт отходит от станции метро «Озерки» Московско-Петроградской линии и от остановки на улице Жени Егоровой. Выходите на Выборгском шоссе неподалёку от поворота на Парголово. Можно доехать и до шоссе Песочного, но сюда поворачивает меньше транспорта. Подходят автобусы № 84, 109, 109А, 109Б, 435, 555, 555А; маршрутка № К-259.
На электричке: не очень удобный вариант, так как предусматривает пешую прогулку в два километра от станции «Левашово». Здесь проходит маршрут электричек из Санкт-Петербурга в Выборг, Зеленогорск, Каннельярви и в обратном направлении.
На авто: самый короткий путь из центра Северной столицы пролегает по КАД, Выборгскому и Песочному шоссе.
На такси: передвижение будет комфортным с «Такси 777», «Везёт», Uber, «Яндекс. Такси».
Видеопрогулка по усадьбе Фаберже:
Дача Фаберже
Дача Фаберже модерн
Осиновая Роща, Песочное шоссе, 14
Фото 1914 г. А.Фаберже на
крыльце дачи в Левашове.
(добавил Suokas)
Разрез по корпусу Б.
(добавил Владимир Р)
Фрагмент плана
Треста ГРИИ 1992(?)г.
(добавил Александр ОТ)
Основной дом комплекса зданий «Дача Фаберже» имеет в плане Г-образную форму и состоит из 3-х частей: деревянного корпуса А, построенного в 1901-1902 гг. арх. Шмидтом, и пристроенных к нему в 1908-1910 гг. по проекту арх. Гальнбека каменных корпусов Б и В.
Корпус А – двухэтажное оштукатуренное здание, имеющее ризалиты и эркер, с высокой 4-х скатной крышей и террасами – был построен в 1901-1902 г. арх. Шмидтом как деревянная дача и перестроен арх. Гальнбеком, сделавшим его частью основного дома, включающего корпуса Б и В. Главный фасад корпуса обращен в сторону Выборгского шоссе. Корпус Б – главный в основном доме – примыкает с запада к корпусу А и включает в себя главный вход с вестибюлем, лестничный холл, мастерскую, кабинеты, гостиную, жилые и служебные помещения. Корпус двухэтажный, каменный, оштукатуренный, главный вход и фасад его обращены в сторону Левашовского шоссе. В подвале размещена встроенная котельная. Корпус В – также двухэтажное здание, граничит с севера с корпусом А, содержит кухонные и служебные помещения, столовую – бывшую оранжерею, в подвале размещены мастерские и бани с каменкой.
(текстовый материал из архива КГИОП, Владимир Р )
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Фото 2012 года
предоставлено
Горным институтом
Камин декорирован изразцами XVIII в., которые расписаны индивидуально кобальтом по белому фону. Размер изразцов составляет примерно 160х200 мм. ( Владимир Р )
Фото Suokas, 25.05.2006.
Фото Suokas, 25.05.2006.
В 1900 г. ювелир Карл Фаберже обзавёлся дачей в Левашове, недалеко от Осиновой Рощи. Дом усадебной архитектуры конца XIX в. – в виде английского коттеджа – был построен по проекту арх. Карла Шмидта. В 1907 г. Карл Густович подарил усадьбу своему второму сыну, Агафону Фаберже. В том же году Агафон приступил к её перестройке, которой руководил Иван Гальнбек, работавший в фирме Фаберже художником. Обновлённый 2-этажный дом в стиле модерн был полностью закончен в 1908 г.
Современники называли эту дачу «малым Эрмитажем», ибо в ней находились два совершенно уникальных собрания – драгоценных камней и марок (311 447 экземпляров). А украшали её антикварная мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры.
Февральская революция 1917 года особых хлопот Агафону Карловичу не принесла. Первой ласточкой был донос, поступивший в Петроградское ЧК в апреле 1918-го. Якобы Фаберже похитил из Зимнего дворца мебель и другое царское имущество. Пришлось доказывать, что старинные комоды и бюро, китайские и японские вазы, часы и канделябры были куплены у графа Бенкендорфа, квартировавшего в Зимнем дворце, и вывезены с разрешения дворцового коменданта ещё в начале сентября 1917 г.
18.9.1918 Левашовский военный комиссар Петухов со своим помощником Новиковым и военинструктором Рудольфом Кохом на даче Агафона Фаберже производят троекратный обыск.
Агафон тайно переправляет в Финляндию жену и пятерых сыновей. Сам же остаётся в Петрограде в надежде отправить за границу наиболее ценную часть своей коллекции, спрятанную в тайнике на даче. Однако уже через полгода по новому доносу Агафона арестовывают по обвинению в спекуляции. Ему ставят в вину, что, устраивая в голодном Петрограде сытные завтраки для писателя Максима Горького и наркома Луначарского, он пытался продать им драгоценности по завышенной цене.
Вскоре после ареста ювелира до сотрудников Эрмитажа доходит весть о плачевной судьбе его дачи. Из докладной записки сотрудника отдела охраны памятников и старины Наталии Бараш от 3.6.1919: «31-го минувшего мая в исполнении возложенного на меня поручения я осмотрела совместно с председателем Левашовского исполкома дом Фаберже, находящийся на Дибунском шоссе, об угрожающем положении которого в смысле опасности быть разграбленным получены сведения Эрмитажем.
К сожалению, опасения Эрмитажа оказались давно запоздалыми, так как внутренности этого прекрасного дома представляют из себя картину полного разрушения и дикого вандализма. Всё положительно разграблено, печати все сорваны, всё выворочено, сломано, на части оставшейся мебели срезаны материя и кожа. Словом, охранять там больше нечего. В течение последних месяцев через дом прошло более двух тысяч красноармейцев, имевших в доме временную стоянку…».
О былом убранстве дачи Фаберже теперь можно узнать лишь из архивных документов Левашовского исполкома. Когда 18.9.1919 особняк подвергся очередному и уже более квалифицированному обыску, сотрудник отдела по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины Б.Н. Молас отметил в докладной записке: «трудно себе представить, до какой степени жившей на даче Фаберже воинской частью была изуродована и покалечена вся без исключения богатая и высокохудожественная обстановка. Все картины проткнуты штыками; вся обивка с мебели сорвана; все инкрустированные и мозаичные столы и в особенности многочисленные стилевые (Людовик XVI), комоды, шкафы, шифоньеры и бюро исковерканы; все книги ободраны, то есть без переплётов и иллюстраций, а большинство разодрано на кусочки».
Тогда «кладоискатели» обнаружили за перегородкой изолированную комнату. В присутствии представителей райкома партии и Петроградского укрепрайона она была вскрыта. В ней оказалось большое количество драгоценных камней, медалей, ваз и картин. Позже в дом явились представители комитета обороны и изъяли ценности без составления акта и без описи. Все вещи были уложены в 10 ящиков и увезены на автобусе. Сверх этого было взято две картины и большая книга-альбом в железном переплёте. В числе увезённых предметов – огромная коллекция почтовых марок и свыше 1700 драгоценных камней разных размеров.
Судьба изъятых художественных ценностей до сих пор неизвестна. Вероятно, эта коллекция вошла в состав «алмазного фонда Политбюро», созданного в том же 1919 году на случай свержения советской власти. Известно, например, что у Якова Свердлова дома и на работе хранилась часть этого «фонда» в виде отборных бриллиантов.
Когда страсти по драгоценностям утихли, на бывшей даче Фаберже разместился дом отдыха для работников НКВД. В годы Великой Отечественной войны здесь действовал госпиталь; затем вплоть до 1991 года – оздоровительный детский сад №2021/92 Военной академии тыла и транспорта министерства обороны. Тогда планировку особняка несколько изменили. Большие парадные и танцевальные залы совсем не подходили для работы такого учреждения. Тогда же по дому водили экскурсии, которые затем прекратили из-за угрозы обрушений. В конюшне и каретной при доме Фаберже работала автомастерская, позже сгоревшая.
Ныне дача Фаберже – один из уникальнейших памятников усадебной архитектуры XIX века, памятник федерального значения – на грани обрушения. От былой роскоши сохранились мраморная лестница внутри огромного здания, дубовые перила да каким-то чудом уцелевшая в одной из комнат изразцовая печь. Каретная, конюшня, гараж, ледник, 2-этажный корпус для прислуги – всё это нуждается в скорейшей реставрации.
Парк при даче был когда-то образцом ландшафтного дизайна. Там еще сохранились «зеленые часы» высаженные по кругу ели с символично умирающим дубом в центре.
Судьба же владельца дачи всё-таки сложилась относительно благополучно. В 1920-х годах Агафон Фаберже вынужден был сотрудничать с большевиками, для которых по иронии судьбы он оценивал художественные ценности, в том числе и ювелирные украшения. Вместе с тем он беспрестанно готовился к побегу за границу. Через сотрудников Генерального консульства Финляндии в Ленинграде он сумел переправить часть своего имущества и коллекцию марок в Хельсинки. А в 1927 году по льду перешёл Финский залив.
Агафон Фаберже прожил в Финляндии 24 года и умер в 1951 году. На его могиле на православном кладбище в Хельсинки установлен памятник из чёрного камня: большое пасхальное яйцо венчает двуглавый орёл из бронзы – знак поставщика царского двора.
Дом стоит заброшенным. А сегодня разрушается такими темпами, что изменения кирпичной кладки и наклона стен можно наблюдать каждый день. В 2007 году дача Фаберже была передана Горному институту. Там будет музей – филиал Горного института.
Что же касается кладов, которые до сих пор усиленно ищут на даче Фаберже, скорее всего их нашли еще в 1920-х гг. В своё время сын Карла Фаберже Евгений, тоже оказавшийся за границей, писал, что «на даче роют». Но в те времена о таких находках не сообщалось.
Впрочем, известно, что в 1990-х годах в Москве клад Фаберже и в самом деле нашли. Он был спрятан в доме одного из бывших директоров московского филиала фирмы. В жестяной коробочке из-под конфет, замурованной в стену, оказались 17 ценнейших ювелирных изделий из золота и драгоценных камней
http://wikimapia.org/#lat=60.115364&lon=30.2319932&z=16&l=0&m=s&v=9
По слухам, в советское время в конюшне и каретной при доме Фаберже работала автомастерская, позже сгоревшая. А на самой даче располагался детский сад, тогда планировку особняка несколько изменили. Большие парадные и танцевальные залы совсем не подходили для работы такого учреждения. Тогда же по дому водили экскурсии, которые затем прекратили из-за угрозы обрушений.
Год назад особняк арендовала одна из крупных московских компаний, но до сих пор не начала там реставрационные работы. По необъяснимым причинам Городское бюро регистраций все это время не может оформить документы. Новые владельцы дачи Фаберже вначале даже приступили с расчистке парка, но работы в самом здании решили не проводить до окончания бюрократических проволочек.
Дача Фаберже: тайны «малого Эрмитажа» в Осиновой Роще
В конце XIX века в Осиновой Роще появился свой «малый Эрмитаж» – так в народе прозвали отстроенный здесь особняк семьи Фаберже. Такое имя владению ювелиров дали не случайно: хозяева хранили в доме коллекцию уникальных драгоценных камней и произведений искусств, а само здание отличалось богатым убранством. Оно до сих пор стоит на Песочном шоссе — в муниципальном образовании Парголово. Однако большая часть былого великолепия усадьбы уже утрачена. О том, как это место выглядело при Фаберже, почему его разграбили и что здесь происходит в XXI веке – в нашем материале.
Дача Агафона Фаберже со стороны парадного входа. 2013 год. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Коммерсант до мозга костей
Первым владельцем дома в Осиновой Роще стал придворный ювелир Карл Фаберже. Дела его фирмы с 1880-х годов шли в гору: к коммерческому успеху привело и участие во Всероссийской промышленной выставке в Москве, где компания впервые получила золотую медаль за украшения, и присвоение ювелиру звания поставщика Его Императорского Величества, и выставка в Париже, откуда Фаберже также привёз золотую награду.
В результате к Карлу пришли всемирная слава, новые клиенты и множество заказов, его фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России. А потому Фаберже смог приобрести землю в одном из самых элитных мест для дачного строительства: в бывшем имении графов Левашовых, через которое проложили Финляндскую железную дорогу и где жили известные петербургские художники — Бенуа, Бруни и Савицкий.
«Карл Фаберже купил необычный участок — достаточно большой и вытянутый. А почему? Потому что он до мозга костей был коммерсантом. Фаберже предполагал, что будет этот линейный участок нарезать и сдавать летом в аренду, чтобы таким образом зарабатывать капитал», – объясняет историк архитектуры, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Александр Кречмер.
Здание на Большой Морской, 24, где располагалась фирма Карла Фаберже. Фото с сайта commons.wikimedia.org
В 1901 году ювелир начал строительство дачи. Скромный деревянный дом в два этажа воздвигли по проекту его двоюродного племянника – архитектора Карла Шмидта, который двумя годами ранее создал для фирмы Фаберже здание на Большой Морской улице, 24. Перед домом же Карл Фаберже создал уникальный объект садово-паркового искусства.
«Продолжая традиции Петра Великого, в момент закладки здания он сажает замечательный дуб, а вокруг него – ели. Многие считают этот объект зелёными часами. Но мне кажется, что это, скорее, показатель того, что семья Фаберже даёт корни в России: дуб — сам Карл, а весь этот круг – его потомство. К сожалению, все мы знаем, что пригороды Петербурга подвержены ураганам: из-за этого дуб дал трещину и сегодня находится в аварийном состоянии. Так же, как и само здание», – рассказывает Александр Кречмер.
Из деревянного в каменный
Спустя шесть лет – в 1907 году – Карл Фаберже внезапно для всей семьи решил подарить участок своему второму сыну – Агафону. Всего детей было четверо, и все они трудились в фирме отца. Почему же ювелир передал недвижимость именно второму по старшинству – точно неизвестно.
«В 1907 году у Агафона уже было четыре своих сына. И многие фабержеведы сходятся на том, что Карл хотел устроить замечательный летний отдых своим внукам. Также все вокруг знали, что на тот момент Агафон уже являлся большим собирателем: у него была огромная коллекция произведений искусств. Всё это нужно было где-то разместить», – объясняет Александр Кречмер.
По его мнению, в Агафоне Карл Фаберже увидел своё продолжение и потому наградил сына таким подарком. Действительно, к тому времени Агафон уже стал крупнейшим геммологом (специалистом, изучающим драгоценные камни) России и Европы и начал замещать отца на придворной службе. Он занимал пост эксперта бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и составлял описи царских вещей.
Парадная лестница в доме. 2013 год. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Получив в собственность загородный дом, Агафон обратился к архитектору и преподавателю училища Штиглица Ивану Гальнбеку – заказал дом в стиле модерн. В результате существующая постройка увеличилась в три раза и из деревянной превратилась в каменную.
«Что удивительно – получился объект, который совмещает в себе несколько важных функций. С одной стороны, это, естественно, было жильё, а потому мы называем это место загородным особняком. С другой стороны, здание – со всей коллекцией Агафона – стало крупнейшим частным музеем. И третья функция – рабочая: здесь появилась геммологическая мастерская», – поясняет Александр Кречмер.
Что скрывается внутри
Помимо рабочего кабинета и мастерской, в загородном доме Фаберже в Осиновой Роще разместились, к примеру, музыкальная гостиная, бильярдная, танцевальный зал, столовая с большими окнами, выходящими в сад, и цветочная оранжерея, в которой выращивали мандарины и куда местные художники приходили рисовать цветы.
До мелочей была продумана внешняя и внутренняя архитектура: так, в саду обустроили парк с прудом, фонтан и две аллеи – дубовую и еловую. На входе в дом гостей встречали высокие полированные колонны из красного гранита (к слову, они сохранились лучше всего). В парадном вестибюле красовались шестистворчатые дубовые двери с элементами рококо и модерна, а за ними – мраморная белая лестница на второй этаж.
Главной гордостью дома ювелиров были три необычных световых потолка, выполненных из стекла, чтобы в здание проникало много солнечных лучей. В частности, говорит Александр Кречмер, это нужно было ювелиру для работы – ведь геммологи обычно изучают драгоценные камни при хорошем освещении.
Световой потолок на Даче Фаберже. Состояние на 2013 год. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Кроме того, часть комнат по решению Агафона Фаберже оформили в разных стилях. В доме, к примеру, можно было найти Египетский и Итальянский залы, а гостиную выполнили в стиле Людовика XV (французского рококо). По словам историка архитектуры Александра Кречмера, геммолог сделал это для того, чтобы размещать произведения искусств из своей коллекции в соответствующие им интерьеры. Так, в доме хранилось около 60 шёлковых ковров, фарфоровые вазы, антикварная мебель и картины.
В 1914 году, когда наступила Первая мировая война, в таком фешенебельном особняке по инициативе супруги Агафона – Лидии Трейберг – открылся госпиталь для военных офицеров. Лучшего помещения, по мнению Александра Кречмера, было не придумать: здесь было и электричество (Фаберже держали собственную электростанцию), и водяное отопление.
«В 1914 году Агафон также приказал также выстроить помещение для слона, – рассказывает историк ювелирного искусства, почетный академик Российской академии художеств Валентин Скурлов. – В 1913 году он посетил Индию. Там раджа заметил, что Агафону понравился небольшой слон, и говорит: «Я тебе его подарю». Тогда Агафон вернулся и стал строить гараж для животного. Но наступила Первая мировая война, и слон не доехал».
Тайная комната
Спокойная жизнь семьи Агафона Фаберже в загородном доме продолжалась всего 11 лет: в апреле 1918-го года ювелира из-за доноса о том, что он якобы присвоил царские вещи из Зимнего дворца, увезли на допрос в чрезвычайную комиссию. Тогда геммолог сумел доказать, что добыл предметы честным путём.
Тем не менее в сентябре в его особняке трижды проводили обыск. Предчувствуя неладное, ювелир тайно переправил жену и детей в Финляндию. Сам же остался в Осиновой Роще и надеялся отправить за границу хотя бы часть своей коллекции с Дачи. Но спустя полгода на Агафона поступил новый донос и тогда по обвинению в спекуляции его арестовали. Дом же отдали в пользование красноармейцам, которые не щадили внутреннее убранство.
Вид со второго этажа. Состояние на 2013 год. Фото с сайта commons.wikimedia.org
В 1919 году в особняк направили комиссию из Эрмитажа – обследовать сохранившиеся ценности. В докладной записке после такого визита сотрудник отдела охраны памятников и старины Борис Молас писал: «…трудно себе представить, до какой степени жившей на даче Фаберже воинской частью была изуродована и покалечена вся без исключения богатая и высокохудожественная обстановка. Все картины проткнуты штыками; вся обивка с мебели сорвана; все инкрустированные и мозаичные столы и в особенности многочисленные стилевые (Людовик XVI), комоды, шкафы, шифоньеры и бюро исковерканы; все книги ободраны, то есть без переплётов и иллюстраций, а большинство разодрано на кусочки».
То немногое, что осталось после мародёров, работники Эрмитажа должны были вывезти в музей. Однако сделать это им, по словам Валентина Скурлова, не удалось: о произведениях искусств узнали в военно-революционном комитете и послали на Дачу Фаберже своих людей.
В ходе осмотра сотрудники ведомства обнаружили за одной из дубовых перегородок секретную комнату Агафона – помещение площадью два на два метра, в которой хранилось более 1,5 тысяч драгоценных камней и собрание других произведений искусств. Всё это члены ВРК изъяли без описи и составления документов.
Новая жизнь особняка
В разграбленный дом Агафон Фаберже, которого амнистировали в 1920 году, уже никогда не возвращался, а в 1927 и вовсе ушёл по льду залива в Финляндию вместе со второй женой и маленьким сыном. Дача же с тех пор не раз меняла своё предназначение.
Так, в 1925-1926 годах, по данным Валентина Скурлова, там обустроили Дом работников НКВД. После Великой Отечественной войны здание переоборудовали под детский сад, с 1953 оно превратилось в детский санаторий Академии тыла и транспорта.
Состояние дома на 2013 год. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Ещё через 35 лет Дачу Фаберже признали объектом культурного наследия. А в 1989 планировали устроить здесь базу отдыха проектно-строительного объединения «Реставратор». По мнению Александра Кречмера, мастера этой компании – помимо отдыха – могли бы восстановить объект, однако рекреационный центр для них так и не сделали. Отодвинулась на неопределённый срок и перспектива реставрации загородного дома.
Также не спас Дачу переход под крыло Горного института в 2007 году: вуз владел объектом целых 10 лет и планировал оборудовать тут филиал минералогического музея. Но и этой идее не суждено было реализоваться. В итоге, по словам Александра Кречмера, объект оказался в аварийном состоянии, многие элементы его интерьера и архитектуры утрачены, как и практически вся деревянная часть особняка.
Сейчас Дачу Фаберже передали Агентству по управлению и использованию памятников истории и архитектуры. До 1 декабря 2020 года организация обещает определить, для чего можно приспособить историческое здание, провести противоаварийные работы и создать проект реставрации. Инициативная группа петербуржцев же выступает за создание в этом месте Музея семьи Фаберже.
При подготовке публикации использовались материалы лекции Валентина Скурлова «Судьба Агафона Карловича Фаберже, его загородного дома и уникальных коллекций».
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»