дача его императорского величества
Собственная Его Императорского Величества дача
Собственная Его Императорского Величества дача (Министерская дача)
Старая дача (наб. Крестовки, 7)
Дача Г. И. Опочинина
Собственная Е. И. В. дача
Дом отдыха им. С. М. Кирова.
Застройка участка «Собственной Е.И.В. дачи на Каменном острове»
(название существует с 1827 г.)
С 1809 г. участок по наб. Крестовки принадлежал коллежскому асессору И. Гепнеру.
По его заказу к 1811 г. по проекту Г. П. Пильникова был построен небольшой одноэтажный дом. В 1817 г. дача продана шталмейстеру двора Г. И. Опочинину. С 1820 г. дача Опочинина арендовалась для вел. кн. Михаила Павловича.
После наводнения 1824 г., сильно пострадавшая дача в 1825 г. была выкуплена в казну. В 1825-1826 гг. арх. К. Росси руководил восстановлением дома. Одновременно Петр Бук занимался общей планировкой участка и разбивкой сада. В западной части участка был вырыт круглый пруд. Вскоре ее владельцем стал Николай I.
В 1827-1829 гг. арх. Л. И. Шарлемань занимался убранством интерьеров и перестройкой дачи..
Небольшой одноэтажный деревянный дом с мезонином на высоком каменном цоколе. Этот дом стали именовать Старой дачей (наб. Крестовки, 11).
Рядом со старой дачей по проекту арх. Л. И. Шарлеманя в 1836-1838 гг. возведено здание Новой дачи (наб. Крестовки, 11). Ее называли и Министерской дачей (здесь проводили летние месяцы министры императорского двора).
([ 112 ].С.84-85, [ 27 ].С.178-187, добавил Mary)
Собственная дача в Петергофе. Усадьба Сергиевка (2 часть)
Продолжение нашей прогулки по усадьбе Сергиевка (начало здесь). От дворца Лейхтенбергских, мы отправились на поиск интересных мест Сергиевского парка.
Гранитные мосты усадьбы Сергиевка
Гранитная мини-плотина, одно из многочисленных гидротехнических сооружений усадьбы Сергиевка.
Не выдержавший испытанием временем каменный мостик.
Удивительно, встретить столь монументальный мост из гладкотёсанных гранитных блоков через маленькую речушку. Для чего такие усилия?
Юный исследователь на пьедестале почёта.
Небо сквозь лесные кущи.
Ещё один живописный мостик.
Как органично вписан он в окружающую природу.
Столетние ели помнят многие истории любви.
Эхо войны или эхо советской бесхозяйственности?
Большой мост-плотина Кристателлевого пруда.
У подножия моста находится старинная переправа через пруд.
Общий вид переправы. Переправа-любимое развлечение для детишек 5-6 лет.
Большой Кристателлевый пруд или «по-народному» озеро Зелёнка.
Наследие биологического института
Возвращаясь к дворцу Лейхтенбергских,обнаружили вот такой вагончик на железных колёсах, наполовину ушедших в грунт. Как выяснилось, это имущество биологического исследовательского института при СПбГУ. Впрочем, и дворец, и окружающие постройки- всё используется биологами для своих опытов.
Гофмейстерский или Кавалерский корпус, построенный в 1842 г. также используется биологами под свои нужды. Состояние здания, к слову, памятника архитектуры, видно на фото.
Античная находка в усадьбе Сергиевка
После Гофмейстерского корпуса, мы поворачиваем на дорожку в сторону Собственной дачи. И. находим ещё один исторический артефакт-античную колонну. Думаю, если бы трава и листва на деревьях распустилась в полную силу, колонна бы осталась незамеченной.
Фото-привязка к пешеходным дорожкам.
Кто-то делает селфи на фоне античной находки, кто-то проверяет на герметичность резиновые сапоги.
Церковь Пресвятой троицы в усадьбе Сергиевка
Вскоре дорожка нас вывела к находящейся на реставрации Церкви Пресвятой Троицы. Церковь являлась молельным местом при Собственной Даче Его Императорского Величества.
Здание церкви серьёзно пострадавшее во время Войны 1941-1945 г.г., находилось долгое время в заброшенном состоянии. Только после передачи в 2005 г. здания церкви в собственность РПЦ начались неспешные реставрационные работы. Однако, это не мешает проведениям церковных служб по воскресеньям.
Задний фасад. К своему удивлению, мы обнаружили отсутствие в наружном убранстве церкви одной колонны, очень похожей на нашу недавнюю находку. Скорей всего, найденная нами колонна, ранее украшала это здание.
Кстати, на лицевом фасаде церкви, обращённом на Ораниенбаумское шоссе, тоже отсутствует одна колонна.
Внутри Церкви Пресвятой Троицы все реставрационные работы завершены.
Через овражек между церковью и Собственной Дачей перекинут мост.
Собственная Дача Его Величества в Петергофе
.. прикрученных металлическими скобами к фасаду атлантов, никаких работ по реставрации замечено не было.
Надеемся, что роскошное убранство лицевого фасада, когда-нибудь засияет во всей красе.
Переходной мост с другого ракурса.
Парадная лестница Собственной Дачи.
К боковому фасаду Собственной Дачи примыкает ещё один каменный мост. Большой пролом в мосту ограждён зелёным забором.
А под мостом мы увидели подземные ходы, ведущие, видимо, в покои Собственной Дачи.
В конце подземной галереи обнаружилась дверь наглухо заваренная арматурой.
Осмотрев Собственную дачу, мы вернулись к дворцу Лейхтенбергских и повернули в сторону Финского залива.
Водоподъёмная машина в усадьбе Сергиевка
Среди лесной чащи показались очертания здания водоподъёмной машины (водокачальни).
Водоподъёмная машина работала на паровой тяге, поэтому мы видим большую кирпичную трубу. А в подвале здания стояли паровые котлы.
Выветренная морскими ветрами кирпичная кладка.
Водокачальня забрав воду из Финского залива, по трубам, подавала её в усадьбу «Сергиевка». На фото видна часть водопроводных коммуникаций.
Рядом был найден колодец.
Проникаем внутрь здания водоподъёмной машины. руины.
Валун со скамейкой в усадьбе Сергиевка
На берегу залива имеется ещё один интересный валун. Это Валун со скамейкой.
Прорубленные в камне ступеньки и имеющаяся скамейка делали это место приятным для отдыха. Так,а где же обозначенная скамейка? Да вот же, лежит слева от валуна.
Ножки от скамейки исчезли в неизвестном направлении, а вот седалище, по счастью, сохранилось.
На самом валуне, аккуратно выдолблены отверстия для ножек.
Поднявшись на «Валун со скамейкой» решили запечатлеть открывшийся вид.
На этом наша интереснейшая прогулка по усадьбе Сергиевка подошла к концу.
Дворец Собственной дачи Е.И.В.
Дворец Собственной дачи Е.И.В. Необарокко
Петергоф, Собственный пр., 84, лит. А (адрес указан по РГИС)
Пам. ист. и культ. (федер.)
А.И.Штакеншнейдер,
проект дворца, главный
(южный) фасад
(Т.А.Петрова. Андрей
Штакеншнейдер. Л.,
1978, с. 78)
А.И.Штакеншнейдер.
Проект дворца,
разрез
Садовников В.C.
Собственная дача.
1850.
Садовников В.С.
Мост и дворец в усадьбе
Собственная дача. 1860
Ворота
Фото начала ХХ в.
Фото 1905-1906;
М. Ушаков
М.М.Измайлов. Путеводитель
по Петергофу. К 200-летию
Петергофа. СПб, 1909, С. 169
Боковой (восточный)
фасад 1880-1903 гг.
Премацци Л. Собственная
дача. 1854
Спальня,
акварель Л.Премацци
Ванная комната,
акварель
Малиновая гостиная,
акварель Э.П.Гау
Фото шкафчика и кресла
в Малиновой гостиной
(из книги М.М.Измайлова, с. 173)
Двери в одном из
помещений дворца
(из книги
М.М.Измайлова, с. 176)
Жизнь искусства,
№ 209 от 09.08.1919 г.
(добавил K_Samarina)
Вид от дворца на север,
Фото 1920-х гг.
из книги [152] C. 271)
* Из кн.: Успенский А.И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. М.: Изд-е
Строительство на территории петергофской «Собственной дачи» началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II.) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.
После смерти Елизаветы Собственная дача теряет свое прежнее значение. При Екатерине II «Собственной дачей» начинают именовать комплекс Китайского дворца в Ораниенбауме, а на «Собственной Ея Императорского Величества Приморской даче» ведутся лишь ремонтные и поддерживающие работы, «понеже ныне в оной приморской даче никаких знатных особ пребывания не бывает». Летом 1797 г., на следующий год после своего прихода к власти, император Павел I отдает распоряжение: «На Собственной даче каменный и деревянный дом исправить нужными починками так дабы в оные приезжать можно было». Однако вскоре последовал новый приказ: деревянный дворец был разобран и перевезен в Петергоф, старые службы снесены, была проведена перепланировка сада. После смерти Павла имение переходит во владение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
В 1839 г., уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К.А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А.И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца,
а руководители и производители работ получили награды. В 1857-1860 гг. А. И. Штакеншнейдера строит на территории Собственной дачи каменую Свято-Троицкую церковь на месте обветшавшей деревянной. В дальнейшем в имении ведутся лишь ремонтные работы и мелкое усадебное строительство.
После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей.
В 1926 г. Собственная дача была передана в ведение Ленсовета и служила спецдачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата. В этом качестве она находилась до первых дней Великой Отечественной войны. В годы обороны Ленинграда Собственная дача, хотя и была вне оккупированной территории, сильно пострадала от действий артиллерии. Интерьеры дворца были полностью утрачены вместе с межэтажными перекрытиями, как и примыкающие к дворцу мосты, хозяйственные постройки, большая часть садово-парковой скульптуры.
Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г.г., интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И.Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал
капитальные стены и фундамент первой трети XVIII в., лишь усиливая их в отдельных местах или же выборочно перекладывая.
Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.
В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой.
(Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга:
Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб.: Белое и Черное, 1997. С. 132-177.)
Ажурные кованые ворота с бронзовыми украшениями работы Федора Шарбау были установлены в 1860-х гг. на отдельных фундаментах на южной границе партера, роль ограды выполнял шпалерник из боярышника. Последняя фотография, на которой ворота еще находятся на историческом месте, датируется 1920 г. Предположительно, ворота могли исчезнуть в период с 1920-х по конец 1940-х гг. В архиве КГИОП обнаружена резолюция 1947 г. заведующего сектором памятников природы ГИОП В. П. Савина о необходимости принять меры в связи с тем, что «поступил сигнал о хищениях» декоративно-прикладного искусства из Собственной дачи в Петергофе.
Ворота обнаружены в феврале 2016 г. при продаже на сайте Авито. Объявление разместил житель Стрельны, обнаруживший ворота при разборке завалов во дворе унаследованного им дома и, не подозревая об их ценности, выставил объявление о продаже. В результате он безвозмездно передал ворота государству. Металлические кованые ворота, по оценке специалистов отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП, в хорошем состоянии, и будут отреставрированы с восполнением утрат в ходе реставрации ансамбля «Собственная дача» в ближайшие годы.
«Здание дворца небольшое, но чрезвычайно изящное. Главный вход из садика ведет в переднюю, всю обшитую резным буком. В нижнем этаже несколько небольших комнат высокохудожественной отделки. Это настоящий музей, где все мелочи выдержаны в стиле Людовиков XV и XVI. Полы мозаического паркета, двери черного и других ценных пород дерева с великолепными инкрустациями и стильной живописью, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкапчики и этажерки Буль. По стенам ряд картин Ванлоо и Ватто. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим его стилем. Особенно хорош чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых королевских фавориток с m-me de Maintenon во главе. В верхний этаж ведет великолепная лестница с перилами резного бука. Комнаты этого этажа не менее замечательны. [. ] это бесспорно один из самых художественных дворцов Петергофа.»
(М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)
(М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)
«В ванной комнате над мраморным бассейном большая стенная фреска «Триумф Галатеи» неизвестного художника, очень стильного письма.» (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)
К сожалению, после войны мосты через овраги были восстановлены утилитарно и пока до настоящего их восстановления дело не дошло.
«От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря.» (М. М. Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, С. 167-179.)
На фотографии 1920-х гг. статуи Пименова (вероятно, имеется в виду Н. С. Пименов) уже нет, вместо нее поставлена ваза. Но остальное соответствует этому описанию. Эффектный вид с морем вдали.
Восточный фасад после
восстановления дворца
dron285
Путешествия и всего по чуть-чуть
Сегодня мой рассказ будет о двух усадьбах Петродворцового района. Они находятся буквально в ста метрах друг от друга и обладают непростой судьбой, выдающимся прошлым и неясным будущим.
2. Здание усадьбы было возведено уже при Лейхтенберских. Строительство велось в течении 3 лет, а в роли творца выступил архитектор Штакеншнейдер, который уже построил для четы Лейхтенберских Мариинский дворец на Исаакиевской площади, тот самый, что сейчас является домом для Петербургского Законодательного Собрания. Сейчас дворец находится в стадии вялотекущей реставрации. Задняя часть дома уже сделана, но качество реставрации такое, что лучше бы оставили так, как есть. По крайней мере аутентично выглядит, сразу чувствуется что у дома есть история.
3. Я прекрасно понимаю, что так это оставлять нельзя, но как же круто, когда история дома видна прямо на его стенах! Хотя, справедливости ради, стоит сказать что следы этой истории вовсе не уходят корнями в лучшие годы Российской империи, а всего лишь процесс естественного обветшания здания после последней реставрации, которая состоялась в 1971-1974 годах.
6. Вид у господ был отличный. Тем более павильон остановки их не отвлекал. Интересно, сколько лет этому дереву посреди поля и не специально ли для господ его посадили?)
7. А вот участок, который подвергся реставрации. И если издалека все выглядит пристойно, то вблизи все какое-то потасканное, грязное и вообще так себе. В общем на троечку.
10. Ну и конечно, какая усадьба без кота? Настоящий, мартовский. Трется об исторические камни.
11. Рядом с Сергиевкой находится Собственная Дача Его Императорского Величества. Мне кажется, что название этого места давало где-то +100 к чувству собственного величия.
13. Наш лохматый гид.
14. Немножко деталей.
16. Большинство фотографий выглядят как-то так. Бессердечный синий забор вносит свои коррективы в мои планы.
20. В конце 1980-х здание оказалось фактически заброшено, а в начале 1990-х в нем поселились участники молодежного объединения, впоследствии трансформировавшегося в театр «Странствующие куклы господина Пэжо». Можно сказать, что именно они спасли здание от полного разрушения и разорения, несмотря на свое нелегальное положение.