дача долгорукова жд станция
Дача Долгорукова (станция)
Ла́дожский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург — Ладожский (Дача Долгорукова), самый современный из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и единственный вокзал города со сквозным движением поездов. Расположен по адресу: Заневский проспект, 73.
Содержание
История
Подготовка к строительству нового вокзала в Ленинграде началась ещё в конце 1980-х годов, однако проект был законсервирован. Вокзальный комплекс в районе Малой Охты построен в 2001—2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Вокзал построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы.
Архитектура
Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе, вокзал поездов дальнего следования — в конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Основное пространство верхнего яруса на Ладожском вокзале — Световой зал — именно там расположены все необходимые для удобства пассажира службы, начиная от предварительных касс и заканчивая дежурным по вокзалу. Комплекс соединён с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская».
Железнодорожное сообщение
Поезда дальнего следования
Ладожский вокзал обслуживает северное и восточное направления, поезда с него отправляются в Тюмень, Нижний Тагил, Пестово, Петрозаводск, Вологду, Мурманск, Воркуту, Котлас, Архангельск, Астану, Шарью, Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и Костомукшу, Новосибирск, Барнаул. Также имеется ряд вагонов беспересадочного сообщения. Кроме того, на вокзале имеют остановку поезда сообщением Москва — Хельсинки и Москва — Мурманск. Ранее (с 2003 по 2006 годы) с вокзала также отправлялись поезда «Репин» и «Сибелиус» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки, однако затем они были переведены обратно на Финляндский вокзал.
Пригородные поезда
Пригородные поезда следуют до Волхова, Мги, Невдубстроя, Лодейного Поля и Будогощи, также осуществляется ускоренное движение до Бабаева.
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: ‘ | Ладожское направление ОктЖД | Следующая станция: Заневский Пост-2 (2 км) |
Перспективы
Ссылки
Примечания
Многофункциональные порты Кронштадтский порт 2 · Ломоносовский порт 2
Полезное
Смотреть что такое «Дача Долгорукова (станция)» в других словарях:
Дача Долгорукова — Координаты: 59°55′55.11″ с. ш. 30°26′26.58″ в. д. / 59.931975° с. ш. 30.440717° в … Википедия
Ладожская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ладожская. Координаты: 59°55′56.8″ с. ш. 30°26′21.5″ в. д. / … Википедия
Ладожская-2 (станция метро) — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфраструктуры, связанном с метро. Содержание ста … Википедия
Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги — Годы работы: с 28 марта 1994 года Страна … Википедия
Автово (исторический район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Автово Город … Википедия
Яблоновка (исторический район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Яблоновка. Яблоновка Город: Санкт Петербург Административный район города: Красногвардейский Прежний статус: деревня Прежние названия … Википедия
Озерки (исторический район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Озерки. Озерки Выборгский район Санкт Петербурга Станции метро: Озерки, Проспект Просвещения … Википедия
Купчино — У этого термина существуют и другие значения, см. Купчино (значения). Купчино Южное Купчино (Бухарестская улица) … Википедия
Заневский Пост-2 — У этого термина существуют и другие значения, см. Заневский. Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°30′47″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.513056° в. д. … Википедия
Дача Долгорукова
Так, по имени местности, назывались железнодорожная станция и поселок возле нынешней станции метро «Ладожская» и Ладожского вокзала.
Название свое станция получила потому, что когда-то эти земли принадлежали сподвижнику Петра I князю Якову Долгорукову. Появилась она в 1913 г., когда была построена соединительная линия между Московским и Финляндским железнодорожными узлами. Первоначально станция называлась Яблоновкой – по имени располагавшейся в этих краях деревни, остатки которой еще лет десять назад можно было увидеть на берегу реки Оккервиль.
Однако поскольку на главной линии Москва – Ленинград еще с давних пор существовала другая станция с точно таким же названием, то в начале 1930-х гг., во избежание путаницы с адресовкой грузов, было решено переименовать станцию Яблоновку в Дачу Долгорукова.
Уникальные воспоминания о жизни в поселке под названием Дача Долгорукова можно встретить в книге автобиографических рассказов замечательного петербургского поэта и литератора, историка по образованию Николая Сергеевича Михина «Дача Долгорукова (Хроника пятидесятых)», изданной в 1993 г. Я позволю привести некоторые фрагменты из его книги, где описывались эти места.
«…Впереди виднелись две тройки соединенных между собой трубами теплоцентрали желтых бараков. Вдоль бараков там и сям висело белье на веревках, и бараки были похожи на корабли, украшенные флагами расцвечивания в праздничные дни.
Слева – четные номера, справа – нечетные. Счет начинался от железнодорожного полотна. Улица заканчивалась двумя аккуратненькими зданиями, расположенными за пятым и шестым бараками и окруженными большим штакетным забором: детский садик и ясли. За детским садиком стоял частный дом. В нем жила большая семья, носившая историческую фамилию Потемкины.
Все это вместе с четырнадцатым бараком (то самое белое здание) и называлось Дача Долгорукова. Название Дача Долгорукова позаимствовала у железнодорожной станции, возле которой она располагалась. Станция была небольшая. Через нее проходили лишь товарные поезда да через сутки малым ходом следовал двухвагонный пассажирский состав Москва – Хельсинки. Жители Дачи Долгорукова почему-то звали его правительственным…
Барачный поселок возле железнодорожной станции возник в послевоенные годы. Каждый барак состоял из двух секций, то есть двух больших коммунальных квартир коридорного типа. В каждой секции кроме отдельного входа были свои кухня, сушилка, умывальник с шестью кранами и два туалета с двумя „очками“ в каждом. В секции располагалось шестнадцать комнат площадью от шестнадцати до восемнадцати метров каждая…
Создатель и хозяин Дачи Долгорукова – Вторая ЛенГЭС. Селились там ленгэсовские строители, а также те, кто работал в этой системе… Члены семей ленгэсовцев трудились на разных предприятиях, в организациях и учреждениях. Но подавляющее большинство их работало на ближайшем к ним предприятии промысловой кооперации – в артели инвалидов „Прогресс“.
Железнодорожная станция Дача Долгорукова. Современное фото
Едва пересечешь рельсы железной дороги, если идешь от „Прогресса“, как перед тобой открывается этот поселок. Слева от бараков – запасной путь „железки“ и паровозное кладбище, затем – дорога в село Малиновку Всеволожского района, чуть правее – Грязное болото и Кудровский лес, еще правее – речка Оккервиль, по берегам которой произрастали различные сельскохозяйственные продукты, в основном – картофель, капуста, свекла, морковь. Справа за бараками начинались торфяные поля с чахлыми деревцами, которые, вопреки отсутствию всех условий для их жизнедеятельности, тянулись к верху, росли, но не вырастали. За торфяником – деревня Яблоновка, стрельбище и… Нева с Финляндским мостом. Подходы к мосту охраняют стрелки ВОХР.
…Состоятельных людей на Даче Долгорукова было немного… Пацаны не интересовались, кто сколько денег получает на работе, но знали, что есть мужики, получающие аж тысячу рублей в месяц. Это было много. Состоятельными же они считали, например, имеющих телевизор, а таких на двести семей приходилось семей восемь в поселке…
…С пуском двадцать первого автобусного маршрута Дача Долгорукова как бы приблизилась к городу. Конечно, автобус заметно сокращал их путь по Уткину проспекту и Республиканской улице. Да и удобнее ехать в автобусе, хоть и в тесноте, чем месить грязь малоохтенского захолустья. Правда, ходил он редко, с частыми срывами, битком набитый пассажирами, но это был их транспорт, без которого они раньше жили, но теперь же отмена этого маршрута явилась бы ощутимой для всех проживающих в корпусах, в Яблоновке и на Даче Долгорукова. А также для работающих на „Прогрессе“.
…И все же с центром связь была плохая. Жили в своем микромире. Ездили в основном в сторону Кондратьевского и Лесного проспектов. Даже на Ржевку съездить было проще, чем на другой берег Невы. Если в центральную часть города все же выезжали, об отдаленных от Охты районах и говорить нечего, то такие поездки занимали, как правило, целые сутки.
В то же время от Яблоновки всего в десяти минутах ходу Нева, на противоположном берегу которой виднеется Александро-Невская лавра. От нее к центру города ведет главная городская магистраль – Невский проспект. Вот и получается: и близко, да далеко. „Дачинские“ в город собирались, как в длительную поездку.
…После отъезда из поселка второго потока переселенцев, жильцов червертого, пятого и шестого бараков переселили в освободившиеся комнаты первого, второго и третьего бараков. А их бараки и оба здания в конце поселка окружили колючей проволокой, переделали все под тюрьму и поселили заключенных с большими сроками. И все стали жить, как зеки. От колючей проволоки их отделяло полтора метра деревянного настила.
…Дача Долгорукова числилась как спецучреждение, а не как населенный пункт. Баня и прачечная уже не функционировали, но общая система отопления действовала. Квартплату с жильцов не брали, и сама жилконтора на Новгородской улице уже не существовала.
Руководство ЛенГЭС торопило строителей со сдачей домов для поселения оставшихся за забором. И так в течение двух лет. Доски полов в бараках прогнили. Стекла окон были выбиты, окна затыкались подушками и одеялами. Люди уже не расселиться мечтали, а наоборот, съезжались друг к другу для совместного проживания…».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЕКАТЕРИНА ДОЛГОРУКОВА — ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II
ЕКАТЕРИНА ДОЛГОРУКОВА — ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II Первая встреча будущих любовников — русского императора и красавицы-княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1847–1922) — произошла летом 1857 года, когда Александр II (1818–1881) после военных смотров проездом посетил имение
Куракина дача
Куракина дача Так зовется местность к югу от Володарского моста, между проспектом Обуховской Обороны и улицей Бабушкина, Володарским мостом и Речным вокзалом. Когда-то в этих краях, между фарфоровым заводом и селом Александровским, находилось имение князей Куракиных.
Лесная ферма (дача Бенуа)
Лесная ферма (дача Бенуа) Жители районов северных новостроек до сих пор называют местность на пересечении Светлановского, Тихорецкого и проспекта Науки дачей Бенуа, а раньше петербуржцы звали ее Лесной фермой. Здесь до сих пор сохранилось несколько каменных
Уткина дача
Уткина дача Почти чудом сохранившиеся остатки старинной усадьбы, известной как Уткина дача, можно увидеть у места слияния рек Оккервиль и Охты. Историю усадьбы и всех ее владельцев подробно описала краевед Наталья Столбова в своей замечательной книге «Охта. Старейшая
Дача долгорукова жд станция
Станция Дача Долгорукова (Ладожский вокзал) в Санкт – Петербурге является самым современным из пяти действующих и единственным транзитным вокзалом (со сквозным движением поездов) северной столицы. Расположена в Красногвардейском районе по адресу: Заневский проспект, 73. Ладожский вокзал является её пассажирским терминалом.
Идея строительства сквозного вокзала возникла еще в 1960-х годах. Подготовка к возведению нового комплекса станции Дача Долгорукова (Ладожский вокзал) в Санкт-Петербурге была начата в конце 1980-х годов. Но из-за начавшегося экономического кризиса проект законсервировали. Поэтому сооружение такого типа в районе Малой Охты появилось лишь в 2000-х годах. Его построили по проекту архитектора Никиты Явейна в 2001-2003 гг.
Вокзал станции Дача Долгоруков (Ладожский вокзал) в Санкт-Петербурге построен по принципу «интеллектуального здания», представляет собой один из самых крупных и технологически передовых в Европе, он способен принять до 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования ежесуточно. Весь комплекс состоит из двух частей: места прибытия пригородных поездов и поездов дальнего следования. Помещение для прибытия пригородных поездов находится на подземном (нижнем) ярусе, для поездов дальнего следования — в конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус.
Персонал станции Дача Долгоруков (Ладожский вокзал) в Санкт-Петербурге обслуживает в основном северное и восточное направления следования поездов. В 2011 году поезда с него отправляются до станций: Москва, Ярославль, Мурманск, Петрозаводск, Вологда, Архангельск, Екатеринбург, Красноярск, Воркута, Сыктывкар, Иркутск, Тюмень, Челябинск, Костомукша, Адлер, Котлас, Новокузнецк, Нижний Тагил и других. Кроме того отсюда следуют поезда до Астаны, Караганды и в Хельсинки. Пригородное сообщение осуществляется до Мги, Волхова, Свири, Будогощи и ускоренное до Бабаева.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Здание станции «Дача Долгорукова» признано региональным памятником
В соответствии с распоряжением КГИОП от 16.10.2017 года «Здание железнодорожной станции «Дача Долгорукова» (участок ж.д. «р. Оккервиль – пр. Косыгина», лит. К) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Местность в районе современного Ладожского вокзала Октябрьской железной дороги в XIX-XX веках была известна как Яблоновка. Этим участком ещё до основания Санкт‑Петербурга владел шведский полковник барон Оккервиль, чья фамилия впоследствии закрепилась в качестве названия за притоком Охты.
В начале ХХ века транспортных связей между Яблоновкой и центром Петербурга не существовало. До строительства Большеохтинского моста (Моста Императора Петра Великого, открыт в 1911 году) добраться с Охты в центр можно было либо через Литейный мост, либо используя водные переправы.
В 1913 году через Яблоновку прошла Соединительная линия между Московским (ранее Николаевским) и Финляндским железнодорожными узлами, был устроен одноименный разъезд, позднее ставший грузовой станцией «Дача Долгорукова».
До 1950-х Яблоновка развивалась как пригородная деревня и не входила в границы города. Однако городская застройка постепенно двигалась от центра города в сторону Ладожского вокзала (современное здание построено в 2001-2003 годах), в 1985 году открыта станция метро «Ладожская». К середине 1990-х годов былой уклад жизни пригородной местности полностью утрачен.
Здание станция «Дача Долгорукова», возведенное в 1913-1914 годах в формах модерна, получила своё название благодаря сподвижнику императора Петра I князю Якову Долгорукову. Собственно дача Долгорукова до наших дней не сохранилась и точных сведений о её местоположении исследователям пока найти не удалось.
С 2012 года в здании станции располагается линейный отдел полиции на станции Санкт‑Петербург-Ладожский Санкт‑Петербургского линейного управления Министерства внутренних дел РФ на транспорте.
Уникальная Дача
С 2005 года коллектив станции Дача Долгорукова каждый квартал выходит в победители отраслевого соревнования. Итого – двенадцать кварталов подряд!
И в первом квартале нынешнего года лидеры не изменяют себе, добиваясь высоких показателей в эксплуатационной работе. В феврале, например, план выгрузки выполнен здесь на 113,9 процента, отправления вагонов – на 106,7 процента, грузовой простой при норме 32 часа составил 19,3.
– Алло, это Санкт-Петербург-Ладожский?
– Да нет, Ладожский – это вокзал, а мы работаем на станции Дача Долгорукова.
На том конце провода удивляются. А чему удивляться, ведь станция по определению больше вокзала. Вокзал – место, где пассажирам продают билеты и оказывают разные мелкие услуги. А главную услугу – перевозку из пункта А в пункт Б – обеспечивают движенцы. Именно станция принимает, отправляет и пропускает поезда. С 2003 года, после строительства Ладожского вокзала, на Даче Долгорукова, кроме грузовой, появилась еще и пассажирская работа. Станция стала внеклассной.
Когда закончится строительство ранжирного парка, здесь будет также осуществляться техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов. В планах руководства Октябрьской дороги – организовать здесь обработку пассажирских уже в мае. Правда, уверенности в том, что новая технология работы с поездами заработает этим летом, у станционников нет. Строительство ранжирного парка идет слишком медленно. Пока что здесь подготовлено только земляное полотно для пяти путей.
Однако на Даче Долгорукова готовятся к летним перевозкам с учетом последних распоряжений. Начальник станции Дмитрий Михеев и инженер-технолог Ирина Смирнова в срочном порядке разрабатывают график движения на лето-2008.
– Зимой у нас отправляются 14 пригородных и 15 пассажирских поездов, в мае добавится еще один, – говорит Дмитрий Александрович. – Наша станция – уникальная, транзитная. Мы можем принимать и четные, и нечетные поезда. Мы также отправляем и пропускаем грузовые, более 140 в среднем в сутки. Нагрузка на коллектив большая, но трудятся у нас профессионалы, так что справляемся…
Место для профессионалов
Сразу скажем, что и сам Дмитрий Михеев отличается высоким профессионализмом. В 2006 году он был признан лучшим начальником станции на Октябрьской дороге. Руководство Санкт-Петербургского отделения в случае нужды привлекает Дмитрия Александровича к исполнению обязанностей руководителя отдела перевозок. А его заместитель по грузовой работе Ян Демидов занял второе место в дорожном конкурсе профессионального мастерства в 2007 году. О руководителях и рядовых работниках Дачи Долгорукова с гордостью рассказывает председатель профкома Стелла Рытова:
– У нас уникальный по составу коллектив. Заместитель начальника по технической работе Таисия Алексеевна Артемьева пришла на станцию в разгар реконструкции, благодаря ее инженерному таланту инфраструктура, техника и технология развиваются гармонично, для работников создаются хорошие условия труда. Специалист по кадрам Наталья Александровна Казьмина – просто образец живой работы с людьми. Знает про всех, у кого какие проблемы, помогает и делом, и словом. Ее деятельность доказывает, что пока, слава Богу, не все решают бумаги. Две наши дежурные по станции имеют классное звание – Елена Николаевна Андреева и Лариса Владимировна Иванова. Огромный опыт и талант педагога у Татьяны Викторовны Федоровой, которая выучила девять дежурных по станции.
Уникальность коллектива станции Дача Долгорукова заключается еще и в том, что она притягивает специалистов с повышенной ответственностью, умеющих принимать самостоятельные решения. Здесь трудятся три бывших начальника станции. Заместитель начальника станции по оперативной работе пришел из Волховстроя-1, инженер-технолог Ирина Смирнова – с Глухозерской, ведущий инженер Стелла Рытова – с Пискаревки.
За последние несколько лет семь молодых специалистов станции перешли работать в ЦУП. В некотором смысле Дача Долгорукова транзитная и для выпускников ПГУПСа. Здесь куют кадры для дорожного диспетчерского аппарата. Поездными диспетчерами работают сейчас четыре бывших дежурных по станции Дача Долгорукова. Анна Поклад, которая дежурит сегодня, тоже рассматривает свою должность как временную: «Хочу быть диспетчером!»
– У нас тут как мини-УПЦ, – говорит Таисия Артемьева. – Условия для воспитания кадров стараемся создать подходящие. Как-то я нашла в Интернете результаты опроса о причинах оттока работников с железной дороги. На первом месте стоит зарплата, на втором – страх быть необъективно наказанным. Мы стараемся исключить этот страх из взаимоотношений работников и руководителей, он мешает нормально работать, принимать решения. Какой из человека выйдет специалист, если он всего боится?
Демократичность отношений, возможность профессионального роста, хорошие бытовые условия привлекают на станцию не только молодежь, но и опытных работников с других станций. Вакансии здесь заполняются быстро.
Главное – справедливость
Нужно сказать, что текучести, вызванной внутренними причинами, на станции Дача Долгорукова практически нет. Отсюда уходят либо на пенсию, либо на повышение. Случается, правда, что молодые специалисты находят хлебное место в коммерческих структурах. Так, в прошлом году ушли два приемосдатчика.
– В основном, конечно, из-за низкой зарплаты покидают станцию, – говорит Наталья Казьмина. – Железнодорожные зарплаты не устраивают молодежь. А ветераны теперь ущемлены из-за того, что лишились выслуги лет.
Оператор СТЦ Светлана Михайловна Смирнова вздыхает и кивает головой: «Сколько я уже молодых специалистов выучила. Через пару месяцев после поступления на работу у них зарплата уравнивается с моей, хотя я почти тридцать лет отработала на дороге…»
Приемосдатчики груза и багажа тут же вспоминают, что после реформирования заработной платы им обещали платить 16,5 тысячи рублей, а на деле вышло 10,5.
На станции Дача Долгорукова можно найти много материала для размышления о современном состоянии стимулирования хорошей работы. Первое, что, конечно же, вызывает улыбку, – премия за победу в отраслевом соревновании. Она составляет шесть тысяч рублей. Как разделить эти деньги на семьдесят с лишним человек? Стыдно лучшим по сети давать по двести рублей. Премия тратится на неотложные нужды.
– Ведь наша станция – не хозрасчетная, денег нет, – поясняет Таисия Артемьева. – В прошлом году, например, установили кондиционер в технической конторе.
Кстати сказать, коллектив станции очень надеялся на какое-нибудь призовое место в смотре-конкурсе на лучшие условия труда в 2007 году. Здесь и вправду есть что посмотреть. В идеальном порядке содержатся рабочие места. Для составителей поездов и приемосдатчиков оборудованы отличные раздевалки, душ. Везде – обилие комнатных цветов. Материалы на конкурс были подготовлены и представлены вовремя. Но что-то до сих пор об итогах и победителях не слышно.
– Наверное, будет, как с учениями по гражданской обороне, – говорит Таисия Алексеевна. – Станция признана лучшим объектом по ГО в Красногвардейском районе, грамоту администрации получили. А от отделенческих структур не дождались ни премии, ни благодарности. А мы в противогазах бегали, искусственную загазованность организовывали, что не относится к прямым должностным обязанностям… Обидно!
Да, вот что обиднее всего железнодорожникам! Когда скудные средства, выделяемые на оплату труда, на поощрение лучших работников, распределяются несправедливо. Пусть мало, но честно и открыто. И для тех, кто действительно своей работой доказывает, что он – лучший. По словам Стеллы Рытовой, практически невозможно «выбить» в отделении поощрения за высокие достижения в работе, будь то награда или премия. Один стандарт – грамота и 2,5 тысячи рублей к юбилею в 50 или 55 лет. Но нельзя же это считать стимулированием хорошей работы!
В коллективе, который двенадцать кварталов подряд выходил в лидеры отраслевого соревнования, считают, что их победы – лучшее доказательство высокого профессионализма. И руководства станции, и инженерно-технического состава, и рабочих.
– Прочитали в вашей газете о персональных надбавках начальника дороги, которые будут установлены к окладам лучшим работникам. Боимся, как бы про нас в отделении не забыли, – шутит председатель профкома. – Надеемся, что хоть в дорожной газете будут опубликованы условия отбора кандидатов…