дача архитектора уборевич боровского
Долгожданный рецепт свободы от Бориса Уборевича-Боровского.
Борис — человек очень открытый, коммуникабельный и такой… артистичный что ли. Он совершенно не скрывает своей любви к публичности. Борису нравится, когда его узнают на улицах после телепередач. Поэтому и интервью дизайнер давал очень охотно, живо и искренне.
— Я когда приходил к одному своему уже покойному учителю, архитектору Шапиро, он на меня смотрел и говорил: «Ну ты артист!». Наверное, во мне есть что-то артистическое, потому что мне нравится, когда меня узнают.
Я начала интервью с самого животрепещущего для творческих людей вопроса:
Как человеку возможно бытьсвободным — делать только то, что хочется?
— Я занялся интерьерами, исходя из идеи, что творческая свобода начинается именно тогда, когда ты лично отвечаешь за все. Когда ты лично отвечаешь, вот тогда ты свободен. Чем меньше объект, чем дальше от мэра — тем больше свободы.
Какая еще свобода Вас интересует? Свобода… ну финансовая свобода возникает тогда, когда ты успешен, когда ты сделал несколько хороших проектов, когда тебе заказчик заплатил… Когда ты независим финансово. Ты можешь открыть офис, можешь купить технику, можешь купить лицензии на программы, можешь платить за свой мобильный телефон, можешь нанять сотрудников и им платить. Это тоже очень важно.
А как быть с Заказчиком, который своими капризами порой пытается эту свободу отнять?
— Заказчик, он и в Африке заказчик. Даже в советские времена были некие заказчики, которые диктовали какие-то особые условия. Я понимаю, что в институте этому не учат, но это часть работы креативного человека. Креативный человек работает, как правило, на конкретного персонажа. Даже если это государство — это все равно это заказчик. Да? С тобой обязательно общается какой-то оппонент — человек, который может быть тебе противоречит, может быть с тобой соглашается, может — не соглашается. И он не твоей профессии. Поэтому ты должен его убедить. Ты должен его убедить, что ты лучший, что твои идеи самые правильные, что ты все сделаешь до конца, что ты не зря получаешь деньги.
Я понимаю, что это определенная несвобода, но извините, покажите мне архитектора, который плевал бы на заказчика, делал какие-то свои проекты и потом они строились. Не бывает такого. Если ты хочешь, чтобы проект был построен — иди и пробивай этот проект, доказывай. Я где-то читал, что Мельников, например, когда запроектировал свой замечательный клуб, такой, похожий на шестеренку, он с этим проектом дошел до руководителя Моссовета, стучался, как говорится, к нему в кабинет, доказывал, доказывал, пробивал и пробил этот интересный проект. Несмотря на то, что этот проект тогда казался очень странным, новаторским, и его никто не хотел строить. Вот поэтому я думаю, что свобода зависит именно от твоей активной жизненной позиции. Когда ты рулишь, и ты держишься за руль, тогда ты свободен.
Как Вам удается успевать преподавать, возглавлять успешную студию, издавать книги, профессионально выступать на сцене?
— Я вспоминаю разных персонажей… того же Леонардо да Винчи, который был примером для многих, — он был и музыкантом, и архитектором, и художником, и скульптором, ставил театральные действия и т.д. и т.д. Я считаю, если человек креативный, он выражает себя во всем. Понимаете? Вот что такое творческий человек? Едет человек на машине, думает о своем, в голове что-то такое копошится… Бац! Какая-то идея. Идея гениальная. Вот она приходит в голову вообще непонятно с чего, да? Но может это быть креативная идея в архитектуре, а может быть в музыке или где-то в художественном творчестве или еще в чем-то. Человек пытается себя проявить везде, где он может.
Почему я преподаю? Странно, если человек, который что-то знает, не отдаст это другим. Ну понятно, что-то он отдает у себя, скажем, в бюро, в своей студии. Но понимаете, приходит сейчас ко мне 20 молодых душ, им всем по 19 лет. Они должны у кого-то научиться. Но у кого, если не у меня? Если они научатся у человека, который меньше знает или менее опытен или менее креативен, то они потом ко мне придут с этим плохим опытом. И я буду их переучивать. Понимаете? Поэтому я с удовольствием преподаю и считаю, что это очень важно. Недостаточно того, чтоб ты сам познал. Ты должен передать другим. Только так развивается цивилизация. С нуля человек ничего не может нового постичь — он должен опираться на что-то.
Музыкой занимаюсь потому, что дал Бог мне слух и желание. Поэтому я развиваю это. Но стараюсь, чтобы одно другому не мешало. Когда появилась возможность, да еще Дом архитектора помог, соответственно речь зашла о более серьезной работе. Это хорошее подспорье на самом деле. Потому что это отвлекает, это настраивает.
А книги… Вот у меня сейчас первая книга издана. Книга – это тоже необходимый элемент творчества. Потому что в творчестве есть три стадии. Это креативная стадия, когда ты придумываешь, да? Стадия передачи опыта, это когда ты преподаешь. И стадия фиксации результата, когда ты издаешь книжки. Если ты не зафиксировал: не сделал сайт, не издал книжку, не создал слайд-видео и не распечатался в журналах, то зачем ты работаешь? Ты так никому ничего не покажешь. Понимаете? А книжка это фиксация, например, 10-летнего опыта… Вот у нас была выставка 10 лет назад, одна. Потом была выставка лет 7 назад. Мы считаем, что все эти этапы пройдены, мы достигли каких-то результатов, и эти результаты нельзя не зафиксировать. Надо потратить деньги, собрать их все в одну книжку. Для того, чтобы студент, заказчик, архитектор, дизайнер мог бы взять эту книжку и, полистав ее, посмотреть: «Ага. Вот! За это десятилетие, скажем, этот дизайнер занимался такими-то шагами». Это необходимо. И приходится успевать.
Как успевать? Понимаете, когда ты начинаешь какое-то дело… Допустим, я создал студию. Ты начинаешь это дело, ты вкладываешь туда кучу эмоций, кучу сил, кучу времени – и у тебя этого времени ни на что не хватает. Когда же дело начинает работать, в это время ты можешь, если оно правильно организованно, немножко отойти. Паровоз уже едет, и ты можешь что-то еще сделать, поддерживая, скажем, в топке огонь, подбрасывая уголь. Понимаете? Но паровоз-то уже едет. Ты его уже собрал, колеса прикрутил. Уже всё, уже вагоны прицепил, ты уже едешь. А значит у тебя есть больше возможностей чем-то заняться ещё.
Какие интерьеры из Вашей книги Вам нравятся самому? Какие проекты самые желанные и всегда ли это те, которые будут впоследствии опубликованы?
— Мне нравятся те проекты, которые сделаны в состоянии свободы. Клиент действительно очень сильно оказывает влияние на творчество. А бывают такие ситуации, когда совершенно никто никакого влияния не оказывает. Вот у меня такие проекты бывали, и они мне больше всего нравятся. Потому что ты можешь делать все, что хочешь. Когда нет препятствий, ты не знаешь куда идти: налево, направо или кругом. Но при этом это самые любимые проекты. Вот Филипповский проект у нас был, такой закругленный… Вот он получился самым интересным. Потому что там была полная свобода, там вообще никто не влиял на наш дизайн.
В книжке самые любимые проекты – это последние. Потому что хотим мы или не хотим, но дизайн устаревает. Надо сделать очень правильно свою работу, чтобы этот дизайн не устарел никогда. Есть такие примеры. Например, павильон Германии в Барселоне того же Мис ван дер Роэ. Здание 29-го года, но не устарело до сих пор и не устареет никогда. Но в нашей стране пока какие-то опыты с дизайном, когда мы что-то познаем… Это уровень еще не мировой планки, это все-таки подход к весу. Мы еще не можем сказать, что мы — мировая держава в области дизайна и архитектуры. Соответственно работы устаревают. Скажем, что-то мы сделали в 2003 году. Но видно, что устарело. Уже это всё немножко не то. Соответственно мне сейчас больше нравятся те работы, которые сделаны в последние 2 года. Потому что я их только что реализовал и конечно, они мне самому нравятся.
В целом я люблю жилыми интерьерами заниматься. Потому что этот интерьер неспешный, гораздо более авторский — я с конкретным клиентом работаю и ему это делаю. Жилой интерьер менее экономичен, что тоже хорошо. Потому что заказчик для себя ничего не жалеет. А если мы делаем ресторан, то там обычно одна задача «за 3 копейки и быстро». Или делаем какой-нибудь офис, для массы людей — там, как правило, нет авторского заказчика. Поэтому мне, конечно, ближе жилые интерьеры.
Как Вам удается привлекать заказчиков? Почему, несмотря на довольно высокие цены, все равно выбирают Вас?
— Вы знаете что? Вот про цены – это миф. Я не знаю, кто его придумал. Где-то написано, что я «самый дорогой декоратор Москвы». Но Вы знаете, это миф. Я его не развенчиваю, потому что мне даже скучно этим заниматься. И кричать на каждом перекрестке, что я дешевый архитектор, я тоже не хочу.
Цена определяется конкретным разговором с клиентом. И эта цена часто выверяется, исходя из общей ситуации на рынке. Эта цена не с потолка. Эта цена учитывает сложность той работы, которую мы делаем. Мы знаем, что мы делаем очень тяжелую сложную работу. Особенно это касается психологической работы с клиентом. Клиента надо уговорить, надо, как психотерапевт, его успокоить, надо его убедить, да? Надо создать такую атмосферу доверия. Я, как мне кажется, беру адекватные деньги за свою работу. И я считаю, что люди которые берут мало денег за свою работу, недооценивают свой труд. Однако же любой специалист всегда назначает достойные цены, потому что прекрасно понимает, что если к нему пришли, значит идти больше не к кому. Значит только он решит ту задачу, которая есть у заказчика.
Но даже у такого позитивного, яркого и свободного человека, как Борис Уборевич-Боровский есть свои маленькие проблемы, своя личная несвобода…
— Я очень подвержен чужому мнению, к сожалению. Я в этом смысле немножко труслив. Но я не могу с этим бороться. Вот Вы знаете, есть такой Леон Арапетов, архитектор, вот у него есть свое мнение, и он ни с кем его не обсуждает, ни к кому не прислушивается, он говорит: «Я знаю». Но я совсем другой.
Я считаю так: если мы говорим о креативе в области архитектуры, дизайна, декораторства, то всё равно всё новое создается на основе каких-то влияний. Ничего нельзя сделать с нуля. Мы все рождены классической культурой, да? Древнего Рима, Эпохи Возрождения… Мы все через это прошли, и в нашем мозгу эти стереотипы уже утвердились. Понимаете? В нас уже очень много стереотипов, связанных со стилями, с цветовыми решениями, с фактурами, с пропорциями и т.д.
Получается, что ты все время подвержен влиянию того, что ты видишь в своей профессии. И если говорит какой-то другой архитектор или дизайнер: «Слушай, ты что-то стал использовать слишком много цвета» или «у тебя слишком холодные оттенки» или «у тебя слишком белые стены» или еще что-то, естественно я начинаю прислушиваться. И думаю: «Елки-палки, а он же наверное не просто так говорит, он же наверное сравнил меня еще с кем-то». Поэтому я вообще очень болезненно к этому отношусь. И если мне кто-то что-то негативное говорит, я очень переживаю и думаю: «Ой-ой-ой-ой, я действительно куда-то не туда забрел и делаю совсем не то, что надо делать».
В итоге я все равно выхожу на какую-то свою главную дорогу, и в итоге у меня все-таки что-то получается. Что-то срастается друг с другом, проходит через меня, и в итоге это чужое мнение не очень сильно влияет на результат, который я придумал. Но такая болезнь есть.
Борис Уборевич-Боровский
MosBuild 2021: проект #PerfectHomeMulti
#PerfectHomeMulti — это уникальный выставочный проект, реализованный при участии ELLE Decoration, на выставке MosBuild 2021, которая состоится 30 марта − 2 апреля в МВЦ «Крокус Экспо»
Приглашаем на ELLE DECORATION Design Days в Минске
Дизайн ELLE DECORATION впервые высаживается в Белоруссии. 11 — 12 октября в Минске пройдет самое масштабное событие в сфере интерьерного дизайна — ELLE DECORATION Design Days. Не пропустите!
Конкурс: покажи свою идеальную ванную комнату и выиграй поездку в Польшу!
Сегодня ванная — больше чем просто комната, она превратилась в пространство для релаксации, где можно спрятаться от суеты, подарив долгожданный отдых уму и телу. Именно поэтому эта комната должна быть продумана для мелочей. А у вас уже есть ванная мечты? Или вы только планируете заняться ее обустройством?
MosBuild 2019: проект #PerfectHome
Впервые на время проведения выставки в павильоне №1 был построен настоящий жилой дом площадью 400 кв.м., а девять российских дизайнеров и декораторов оформили в нем комнаты. О своих проектах рассказывают сами авторы
ELLE Decoration приглашает: MosBuild 2019
Со 2 по 5 апреля в Crocus Expo пройдет 25-я юбилейная выставка MosBuild. ELLE DЕСОRАТIОN представляет на ней два уникальных проекта, созданных совместно с ведущими архитекторами и дизайнерами. Не пропустите!
Борис Уборевич-Боровский: 5 знаковых проектов
Архитектору и основателю студии ub.dеsign — 60! Рассказываем о пяти важных проектах юбиляра
Деревянные дома: вдохновляющие проекты от известных архитекторов
Подборка оригинальных деревянных домов от русских и зарубежных архитекторов от Подмосковья до Канады!
«Кухня в стиле SMEG»: итоги конкурса
Завершился конкурс на лучший проект с использованием техники SMEG, который компания проводила совместно с SDO Club и ELLE DECORATION. Представляем победителей, которые поедут на выставку Euroсucina 2018 в Милан
В гостях у архитектора: дача Бориса Уборевича-Боровского
В противовес своим современным проектам из стекла и бетона архитектор Борис Уборевич-Боровский выбрал для летнего отдыха старую дачу на Икшинском водохранилище
Архитектор Борис Уборевич-Боровский и его проекты
Архитектор Борис Уборевич-Боровский отметил 20-летие своего бюро ub.design. Мы попросили юбиляра рассказать о знаковых проектах
Интерактивная версия журнала ELLE Decoration
Журнал ELLE Decoration
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «ELLEDECORATION.RU» (Эль Декорейшн)
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Алексей Дорожкин
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Как оформить современную и практичную кухню: 8 быстрых советов от Бориса Уборевича-Боровского
Вместе с опытным архитектором объясняем, почему слишком большая кухня — это неудобно, какие фасады самые практичные, как вписать бытовую технику в интерьер и многое другое. Советы будут актуальны для планирования кухни как в квартире, так и в загородном доме.
Материал подготовила: Елена Ефремова
Архитектор Борис Уборевич-Боровский
Архитектор Борис Уборевич-Боровский
Кухня — ключевой элемент дома, особенно для тех, кто любит готовить. От того, как она устроена, зависит насколько красивой и легкой будет наша жизнь. Вот несколько ключевых советов от архитектора, которые помогут избежать ошибок.
Пример объединенного пространства кухни и столовой. Фото: Илья Иванов
Пример объединенного пространства кухни и столовой. Фото: Илья Иванов
1. Выбрать место для кухни
Самое важное, с чего нужно начать, — это расположение кухни в квартире или в доме. Оно должно быть продумано с точки зрения логистики. Удобно, когда кухня находится недалеко от входа, чтобы тяжелые пакеты с едой не нужно было нести через все комнаты. И конечно кухня и столовая должны быть рядом. Я часто объединяю их в одно пространство.
Неординарный прием для городской квартиры — кухня, расположенная вдоль окна. Это позволяет создать в интерьере ощущение современного загородного дома.
Неординарный прием для городской квартиры — кухня, расположенная вдоль окна. Это позволяет создать в интерьере ощущение современного загородного дома.
2. Продумать эргономику
Не делайте кухню ни слишком большой и ни слишком маленькой. Человек в процессе готовки двигается определенным образом. Многие знают этот принцип треугольника: холодильник, раковина, плита. Чем больше будет площадь кухни, тем больше человек будет уставать. И это можно было бы зачесть как занятие фитнесом, но что делать с чувством крайнего неудобства, которое вас будет сопровождать, если расстояния будут больше чем, нужно.
Кухонное пространство нужно делать небольшим и удобным. Всё должно быть под рукой!
Фото: Александр Камачкин
Кухонное пространство нужно делать небольшим и удобным. Всё должно быть под рукой!
Фото: Александр Камачкин
3. Очистить воздух
Все боятся кухонных запахов в квартире и это обоснованно. У нас в культуре любовь к домашней еде. И даже несмотря на ресторанный бум мы продолжаем много готовить: варить супы, жарить рыбу, тушить мясо….
Поэтому нужно тщательно продумывать, какой мощности выбрать вытяжку, и просчитывать дополнительную систему вентиляции и проветривания в комнате. Особенно, если кухня объединена с гостиной.
В этой московской квартиру решено было использовать декоративные вытяжки-трубы. Так как одна вытяжка оказалась недостаточной мощности, было решено продублировать еще одной.
Фото: Александр Камачкин
В этой московской квартиру решено было использовать декоративные вытяжки-трубы. Так как одна вытяжка оказалась недостаточной мощности, было решено продублировать еще одной.
Фото: Александр Камачкин
4. Внимание на столешницу
Ещё один важный элемент на кухне — столешница. Это, собственно, главная рабочая поверхность, поэтому она должна быть прочная: чтобы не портиться от ударов ножей, колотушек, тяжелых сковородок или пролитого лимонного сока. Но если сделать столешницу слишком твердой, да еще с грубой каменной фактурой (такие сейчас в моде), то от соприкосновения с ней будут тупиться ножи и царапается посуда.
Материал для столешницы должен быть практичен. Но важно учитывать его сочетание с кухонной мебелью. Фото: Борис Бочкарев
Материал для столешницы должен быть практичен. Но важно учитывать его сочетание с кухонной мебелью. Фото: Борис Бочкарев
Лично мне очень нравятся деревянные столешницы. Да, они мягкие, на них остаются следы, и у них не очень большой срок службы — нужно отдавать себе в этом отчет. Но оно красиво выглядят, вписываются практически в любой интерьер, привносят в него тепло и тактильность.
При реконструкции деревянного дома в Подмосковье для кухни был использован редкий для современного стиля примем — деревянные фасады с элементами резьбы. Но в данном случае это поддержало концепцию всего дома. Для столешницы был выбран камень скальной породы, который на контрасте уравновесил материалы
Фото: Мастерская ub.design
При реконструкции деревянного дома в Подмосковье для кухни был использован редкий для современного стиля примем — деревянные фасады с элементами резьбы. Но в данном случае это поддержало концепцию всего дома. Для столешницы был выбран камень скальной породы, который на контрасте уравновесил материалы
Фото: Мастерская ub.design
5. Ничего лишнего!
Поскольку я занимаюсь современным дизайном, я ратую за лаконичное исполнение фасадов кухни. И это вопрос не только эстетики и вкуса. В процессе готовки проливается, вода, брызжет масло, идет пар, просыпаются крошки. И честно говоря любой хороший повар или человек, который много готовит, сразу убирает эти следы, чтобы держать рабочую зону в чистоте. Это в разы сложнее сделать, если на ней много прорезей, выступов, резного декора.
Интерьер для мужчины без семьи может быть эпатажным! Да, на этой кухне вряд ли будут много готовить, поэтому здесь на первом месте — дизайн, а функциональность на втором. Фото: Евгений Лучин
Интерьер для мужчины без семьи может быть эпатажным! Да, на этой кухне вряд ли будут много готовить, поэтому здесь на первом месте — дизайн, а функциональность на втором. Фото: Евгений Лучин
Такое контрастное дизайнерское решение — часть интерьерной концепции: белые стены и столы и черная глянцевая кухня рассчитаны на яркий и стильный эффект.
Фото: Евгений Лучин
Такое контрастное дизайнерское решение — часть интерьерной концепции: белые стены и столы и черная глянцевая кухня рассчитаны на яркий и стильный эффект.
Фото: Евгений Лучин
6. Организовать освещение
Я за разделение функционального света и декоративного. На кухне большую роль играет именно функциональный свет. Нигде в доме не происходит столько рабочих процессов, как на кухне. Хорошее освещение в этом случае еще и залог безопасности. Продуманный и удобный функциональный свет, даже если это простые светодиодные ленты под нижними полками — необходим.
Это кухня спроектирована в квартире многодетной семьи, здесь действительно много готовят. Кухня очень плотно «собрана» и очень функциональна, в ней открытых полок, и остров играет скорее роль еще одной рабочей поверхности, чем барной стойки. А желтый фартук стал символом игривости и «детскости». Когда в доме четверо детей, жизнь кипит, такое яркое цветовое пятно гармонично поддерживает стиль жизни и общую концепцию интерьера. Фото: Александр Камачкин
Это кухня спроектирована в квартире многодетной семьи, здесь действительно много готовят. Кухня очень плотно «собрана» и очень функциональна, в ней открытых полок, и остров играет скорее роль еще одной рабочей поверхности, чем барной стойки. А желтый фартук стал символом игривости и «детскости». Когда в доме четверо детей, жизнь кипит, такое яркое цветовое пятно гармонично поддерживает стиль жизни и общую концепцию интерьера. Фото: Александр Камачкин
7. Что делать с бытовой техникой?
Сейчас появилось очень много разной бытовой техники: от кофемашин и льдогенераторов до тепанов и фритюрниц. Но я не сторонник перегружать ими кухню. Прежде чем покупать тот или иной агрегат, подумайте, как часто вы будете его использовать. Практика показывает, что в повседневной жизни нам не так много бытовых приборов и нужно.
Для загородного дома выходного дня нет смысла делать большую кухню. Можно не сильно загружать её мебелью, обойтись без полноценного верхнего ряда шкафов, зато предусмотреть полочки для милых аксессуаров. Здесь в качестве отделки фартука использовано стекло. Это очень практичный материал, на нем сразу видно загрязнение и он легко очищается до блеска. Фото: Александр Камачкин
Для загородного дома выходного дня нет смысла делать большую кухню. Можно не сильно загружать её мебелью, обойтись без полноценного верхнего ряда шкафов, зато предусмотреть полочки для милых аксессуаров. Здесь в качестве отделки фартука использовано стекло. Это очень практичный материал, на нем сразу видно загрязнение и он легко очищается до блеска. Фото: Александр Камачкин
Еще один момент: техника должна соответствовать стилю кухни. Даже самая престижная и классная техника может испортить впечатление, если её внешний вид идет в разрез с оформлением остального интерьера.
Обращайте внимание на детали и материалы (хром, латунь, бронза, черное стекло или сатинированная сталь…), они должны сочетаться с мебельной фурнитурой, с дизайном светильников, декоративными элементами.
Гармоничнее всего выглядят кухни, где использованы нейтральная палитра цветов и контрастное сочетание фактур — дерева и металла.
Фото: Борис Бочкарев
Гармоничнее всего выглядят кухни, где использованы нейтральная палитра цветов и контрастное сочетание фактур — дерева и металла.
Фото: Борис Бочкарев
8. Объединить пространства
Сейчас кухня не уступает, а иногда даже превосходит по качеству и уровню дизайна мебель, создаваемую для других, более парадных помещений. Это позволяет легко объединять их в одно пространство, изготавливать по единому проекту или заказывать у одной компании. Здорово, если будут использованы одни и те же дизайнерские приемы и материалы для кухонной мебели и мебели в гостиной. В этом вы создадите гармоничный ансамбль, единый стиль у всего помещения.
Для городской квартиры свободной планировки объединение кухню со столовой и гостиной становиться самым логичным решением, особенно если продумать единое дизайнерское решение для интерьера. Фото: Борис Бочкарев
Для городской квартиры свободной планировки объединение кухню со столовой и гостиной становиться самым логичным решением, особенно если продумать единое дизайнерское решение для интерьера. Фото: Борис Бочкарев
Если не получается этого сделать, можно использовать «перекличку» материалов или цветов. Например, использовать одну и ту же породу дерева или оттенок цвета для декоративных деталей в кухне и в столовой. Единое световое решение также поможет сгладить границы между разными функциональными зонами.