дача антибиотика в комарово
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Рубрики
—Приложения
—Статистика
Здесь всё меня переживет / Комарово,Анна Ахматова,Комаровский некрополь.
Комарово – это совершенно уникальное место.
Конечно, были места, где жили писатели, например, Переделкино, но чтобы в одном месте сошлись и Шостакович, и Соловьев-Седой, и Черкасов, и Евгений Лебедев, и Товстоногов, и Козинцев, и Лихачев, и Евгений Шварц, и Ахматова, и Бродский… Писатели, поэты, ученые, музыканты, артисты, художники, прославившие нашу культуру. Они жили здесь, приезжали сюда. Это не просто дачное место, это что-то, связанное с их биографией, с их творчеством, со всей их жизнью. И вдохновение, и утешение. Это место, где люди любили встречаться, дружили, общались, спорили…
Комарово – это единственный своего рода заповедник, вокруг которого собралось все лучшее, что было в Ленинграде в советской науке и культуре.
В поселке расположены дома творчества писателей и театральных деятелей, дачи Литфонда и театрального общества. К середине 50-х годов из разрушенного войной, он превратился в уютный и ухоженный дачный поселок, в котором отдыхала ленинградская (и не только) творческая интеллигенция. В разное время здесь жили или бывали А. Ахматова, Ю. Герман, Д. Шостакович, В. Панова, Ф. Абрамов, И. Ефремов, В. Соловьев-Седой, И. Бродский, А. Прокофьев, Г. Козинцев, И. Хейфиц и многие др.
Дом творчества писателей «Комарово».
Писатели обожали свой Дом творчества, несмотря на то, что по комфорту он напоминал провинциальную гостиницу не самого высокого пошиба. Но зато у каждого был свой отдельный номер…
Машинки стрекотали с утра и до обеда. Жители поселка, проходя мимо, автоматически понижали голос: «Авторы творят!». Жизнь в Комарово текла размеренно и спокойно. Летом катались на велосипедах. Зимой — на финских санях. Ходили друг к другу в гости. Ставили домашние спектакли. И вовсю наблюдали за жизнью известных соседей. Благо, никто тогда не строил сплошных заборов. Вся жизнь ученых и артистов была как на ладони.
Недалеко от железной дороги в санатории часто отдыхала и гениальная актриса Фаина Раневская. На вопрос: «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Как Анна Каренина!».
Дача Матильды Кшесинской
В 1955 году, когда стихи Ахматовой вновь стали появляться в печати, Литфонд предоставил ей в Комарове, в переулке Осипенко, 3, маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский
«Зеленая будка»
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Там средь стволов еще светлее,
И всех похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958 Комарово
Сегодня Комарово в значительной мере утратило тот «академический» облик, что был в 50-60-е годы. Многие дачи перешли к наследникам знаменитых хозяев, а то и вовсе к людям, далёким от науки и культуры. Кое-где вырастают «новорусские» особняки. Символами новой жизни стали устремившаяся в небо антенна сотовой связи возле станции и ресторан на берегу.
Похоронили Ахматову 10 марта 1966 года на комаровском кладбище, в окружении сосен и сказочной тишины.
Начиная с 1950-х годов на Комаровском кладбище наряду с местными жителями хоронят известнейших учёных, деятелей литературы и искусства — элиту интеллигенции (более 200 захоронений).
Так образовался «Комаровский некрополь».
Панова Вера Фёдоровна — писательница
российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993).
Хейфиц, Иосиф Ефимович — выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР
Калмановский Евгений Соломонович 1927-1996 Театральный критик, драматург
Баснер Вениамин Ефимович 1925—1996 — советский и российский композитор
Кошеверова Надежда Николаевна — кинорежиссёр-сказочник
Курёхин Сергей Анатольевич 1954—1996 — советский и российский музыкант, композитор, лидер музыкальной группы «Поп-механика»;
Что посмотреть в Комарово? Основные уцелевшие дачи известных личностей нашей страны +Фото и Видео
Что посмотреть в Комарово? Не так давно поселок Комарово в Ленинградской области, носил название Келломяки, что в переводе с финского языка означает — «Колокольная горка». Поселок возведен во время правления финов в этих землях, в болотистой местности. Тогда здесь процветала деревообрабатывающая промышленность, а так же функционировали торфодобывающая и ткацкая фабрики.
С 1940-х годов, поселок Келломяки вошел в состав Советского Союза. Благодаря Своей зелени и буйной природы, здесь стали строить дачи для известных личностей Советского Союза. Первая дача была построена для Владимира Леонтиевича Комарова — великого ученого. Однако он не успел заселиться в дачу, предназначенную для него, из-за смерти. После чего, в честь известного географа и ботаника, поселок переименовали.
Сегодня, в Комарово много летних домиков, в которых жили известные люди Советского Союза. Старинные достопримечательности, не все устояли до сегодняшнего времени.
С основными уцелевшими дачами, ознакомимся далее
Деревянная дача не раз принимала известных личностей, среди которых был Шаляпин и Кшесинская.
А после реконструкции, ее занимает резиденция губернатора области. Поэтому полюбоваться архитектурным памятником можно лишь снаружи, через высокий забор.
В Комарово имели дачи множество деятелей искусства и науки, военных и государственных чиновников, а так же зажиточных купцов.
На сегодняшний день дачи Гитовичей, Байковых, Вейколайнена, Сурина, Сюльвандера, Рейнике, Квашнина, Эргардта, Бательта, находятся в аварийном состоянии, многие из них лежат в руинах.
Помимо дачей в Комарово будет интересно для туристов посещение музея «Келломяки-Комарово». Здесь можно ознакомится с историей жизни и творчества интеллигенции послевоенного времени.
Среди экспонатов представлены дачная мебель, книги, посуда, музыкальные инструменты, личные вещи. Отдельные экспозиции посвящены Ахматовой, Шостаковичу, Лихачеву, Бродскому.
Дом творчества писателей в Комарово не был хорошо обустроен. Однако, не смотря на это, здесь любили работать писатели, а с улицы можно было услышать громкий стук и скрежет пишущих машинок. Дом творчества работает по сей день, посмотреть его и ознакомиться с историей литературного дома, можно по договоренности с его сотрудниками.
Комплекс «Русская рыбалка» — позволит насладиться полноценным рыболовным отдыхом в Комарово для всей семьи. Пока взрослые будут заняты рыбалкой в местных прудах, вдоль которых установлены скульптуры рыбаков. Дети, находясь под наблюдением воспитателей, могут поиграть в игровой зоне и посетить местный мини зоопарк.
В ресторане комплекса, предложен широкий выбор рыбного меню, которые обязательно стоит попробовать.
Комаровский Некрополь — самое старое захоронение в Комарово. Здесь похоронены известные творческие личности, на могилу к которым приходят поклонники их творчества. Среди старинных надгробий можно увидеть захоронения Сергея Курехина, Анны Ахматовой, Дмитрия Лихачева, Веры Пановой, Ивана Ефремова.
Итоги
Посетив Комарово, вы сможете окунуться в дикую природу, которую облюбовали советские классики, а так же прикоснуться к их истории.
Как Черниговская читала в Комарово доклады, а дети академиков жарили шашлыки. О поселке рассказывает Андрей Аствацатуров
Подписаться:
Поделиться:
Потомственный комаровец, писатель и директор Музея Набокова Андрей Аствацатуров вспоминает об академическом поселке 1960-х и золотой молодежи «ленинградского Переделкино».
Портрет Анны Ахматовой работы Н.И. Альтмана, 1914
Дачу в Комарово купил в 1959 году мой дедушка, академик, доктор филологических наук Виктор Максимович Жирмунский — лингвист, литературовед и один из важнейших представителей ленинградской грамматической школы. До этого он со своей семьей каждое лето снимал дачи на Карельском перешейке, в Ушково или в том же Комарово, но тут пред ставился случай ее приобрести: некий работник торговли срочно избавлялся от собственности, чтобы не иметь проблем с правоохранительными органами. Купил дачу дед за 250 тысяч рублей — это внушительная сумма по тем временам, но он был членом-корреспондентом Академии наук СССР и получал большую зарплату.
Дед поселился в Комарово и до конца жизни (В. М. Жирмунский скончался в 1971 году. — Прим. ред.) проводил там круглый год, лишь дважды в неделю приезжая на работу в Институт языкознания. Поселок ему нравился: тихо, спокойно. Кроме того, дед стал частью местной социальной жизни — рядом находились дома его коллег и друзей, они все ходили друг другу в гости на чай с клубничным вареньем.
Эта академическая среда складывалась в Комарово постепенно. До советско-финской войны 1939– 1940 годов в поселке, который тогда назывался Келломяки и находился в Финляндии, любили отдыхать петербургские врачи. А после Второй мировой, в 1946 году, Сталин придумал проект академического поселка и решил раздать дачи известным ученым — лингвисту, автору важнейших исследований о творчестве Радищева и мужу поэтессы Ольги Берггольц Георгию Макогоненко, генетику и ученице Николая Вавилова Раисе Берг (на ее даче, кстати, в 1962 году жил Иосиф Бродский), филологу и председателю секции перевода Союза писателей СССР Владимиру Адмони. Это были большие дома, обязательно со сторожками и гаражами.
Позже, при Хрущеве, раздавать дачи бесплатно перестали, но доход ученых позволял их покупать — самое активное заселение пришлось на 1960-е годы, тогда же, кстати, в Комарово поселился академик Дмитрий Лихачев. Вслед за домами ученых, в Комарово стали строить ведомственные, типовые дачи, которые за их вид называли «будками». На одной из таких дач жила поэтесса Анна Ахматова.
Когда академики состарились, владельцами этих домов становились их дети, «золотая молодежь». В их компании, кстати, были нейролингвист Татьяна Черниговская (хотя к «золотой молодежи» не относилась), литературный критик Виктор Топоров и композитор Максим Шостакович. Гуляли они шумно и весело! Собирались на дачах (в том числе, на нашей), выпивали, ели шашлыки. Но проводили они время не только на гулянках, у них были и интеллектуальные развлечения, которые сейчас мы бы назвали паблик-токами.
Лидером компании «академических детей» был Леон Карамян, сын нейрофизиолога, академика Арташеса Карамяна, и он устроил на даче своего отца научный семинар, на котором с докладами выступала все та же Черниговская, мой отец (филолог-германист Алексей Аствацатуров).Часто они собирались и слушали классическую музыку.
Приезжали сюда и москвичи: писатели, режиссеры, актеры. В общем, Комарово стало ленинградским Переделкино. Даже нет, в Переделкино жизнь была куда менее насыщенной.
Каждый год, 2-го августа дед праздновал в Комарово день рождения. А после его смерти бабушка, литературовед Нина Сигал, ежегодно устраивала здесь вечера его памяти. На них приходили тот же Лихачев, академик Лидия Гинзбург, другие знаменитые ученые. Я всех их видел и до сих пор помню их лица.
К счастью, 1990-е не развратили Комарово. В отличие от соседнего Репино, поселок был плотно застроен академическими дачами с большой территорией, поэтому массово замуровать его трехметровыми заборами было трудно. Конечно, кто-то из тех же академических детей эмигрировал или просто продал свой участок, благо земля здесь очень дорогая, и конечно, несколько «поросячьих замков» здесь появилось. Но в целом новые богатые, переселяясь в Комарово, хотят соответствовать местному стилю и строят довольно аскетичные финские сборные дома.
Честно, хоть я и приезжаю в Комарово с детства, у меня тут не сложилось какой-то компании. Когда я, например, иду к Щучьему озеру, со мной многие здороваются, но я даже не знаю этих людей. Да, я знаю всех внуков академиков, но всегда держался немного в стороне: читал книги, занимался наукой. Однако мы очень дружим с внучкой академика Лихачева журналисткой Зинаидой Курбатовой. Она сейчас живет в Москве, но у нее по-прежнему есть дом в Комарово, и когда Зинаида сюда приезжает, мы обязательно встречаемся. Она, кстати, тоже академический человек и тоже всегда была немного в стороне от тусовок.
Сейчас в Комарово пытаются создать светскую жизнь среди интеллигенции. Директор музея «Келломяки-Комарово» Ирина Снеговая устраивает экскурсии по поселку, проводит праздники. Это очень здорово, но вероятность того, что когда-то вернется то, «академическое», Комарово, равняется нулю. Во-первых, интеллигенция и ученые мало зарабатывают. Они вынуждены очень много работать, им не до комьюнити. Ученые из поколения моего деда могли себе позволить некоторое сибаритство, так как у них был хороший достаток и время для творческой деятельности и встреч с друзьями. Мы с женой раньше часто приглашали на дачу гостей из Петербурга, но теперь у нас дети и куча работы.
Ну и самое главное—интеллигенция не может себе позволить купить дачу или участок в Комарово. Это не плохо и не хорошо, просто факт.
В Комарове еще при царе отдыхала петербургская интеллигенция. Осмотрите столетние дачи, погуляйте по хвойному лесу и перекусите в кафе с видом на залив
Комарово — поселок на Карельском перешейке, где с царских времен отдыхала петербургская интеллигенция. Здесь можно полюбоваться деревянными домами начала XX века, прогуляться по экотропе в сосновом лесу и заглянуть в «будку», где жила Анна Ахматова.
В цикле гидов по пригородам Петербурга «Бумага» рассказывает о направлениях для поездки на один день — альтернативах популярным Пушкину и Петергофу. Здесь вы найдете маршруты для прогулок, неофициальные достопримечательности и места для перекуса — с отзывами посетителей.
С начала XX века, после открытия железнодорожной станции, в Комарове (в те годы финский поселок Келломяки) активно строились дачи. В разное время здесь жили Матильда Кшесинская, Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович. С 1950-х годов в Комарове располагается Дом творчества писателей.
Помимо пляжа Финского залива в поселке есть экотропа, природный заказник с редкими птицами и множество дореволюционных дач. У воды работают рестораны, где можно пообедать с видом на море.
Как добраться
На электричке
Электрички до Комарова отправляются с Финляндского вокзала. Дорога займет около 50 минут. В выходные последняя обратная электричка отходит в 23:12.
91 ₽ в одну сторону
На автобусе
Автобусы в Комарово отправляются от трех станций метро. Автобус 211 от «Черной речки» идет около 1 часа 45 минут, маршрутка Л-305 от «Старой деревни» — около 55 минут, маршрутка К-400 от «Площади Ленина» — около часа.
от 55 минут до 1 часа 45 минут
от 120 ₽ в одну сторону
На машине
Из центра города до Комарова ехать около 55 км. Без пробок время в пути составит около часа. Можно ехать по Приморскому шоссе или по платной трассе ЗСД.
Что посмотреть
Комаровский пляж
На берегу Финского залива оборудован пляж с кабинками для переодевания, скамейками и урнами. Здесь можно позагорать или устроить пикник, а вот купаться в заливе Роспотребнадзор не рекомендует. Рядом есть парковка.
— Очень красивое место, ощущаешь себя на море. Организованы скамейки, места для переодевания. На берегу отличное кафе.
— Очень красиво. Если устраивать пикник, то вещи от машины нести близко. Насчет купания сомнительно, так как каменистое дно. А сам пляж отличный, песок.
Экотропа
На территории памятника природы «Комаровский берег» оборудована экотропа с деревянными настилами, скамейками, мостиками и беседкой. В начале ХХ века здесь находился парк виллы Рено с системой прудов. Вход на тропу — с Морской улицы.
Здесь можно побродить по сосновому лесу, покормить птиц и увидеть гигантские муравейники. Завершается тропа выходом к Финскому заливу.
— Нам очень понравилось это место. Тут можно насладиться живой природой, прогуляться по лесу, посмотреть на нетронутый человеком рай. Природа очень разнообразная. Лес выходит прямо к Финскому заливу. Всем советую.
— Отличное место. Были в ноябре, три часа, конечно, не погуляешь, но выбраться из мегаполиса и пройтись неспешно по тропинкам — отлично. Чисто, мусорки и лавочки. Очень красивая природа.
Заказник «Озеро Щучье»
На территории природного заказника «Озеро Щучье» помимо, собственно, озера Щучье в хвойном лесу расположено также озеро Дружинное. Оба озера не входят в список безопасных для купания.
В заказнике обитают птицы из Красной книги, например, кулик-перевозчик и желна. На территории заказника запрещено охотиться, ловить рыбу, жечь костры, но можно устроить пикник, после убрав за собой мусор.
— От станции Комарово долго шли пешком, но дорога была очень красивая среди леса. Пляж сперва показался крохотным, но народа там было мало, все вели себя тихо и воспитанно, даже дети. Вода в озере чистая и будто шелковая. По берегам на удивление чисто.
— Щучье озеро нынче государственный заказник, прямо к воде не подъехать, но от этого, на мой взгляд, стало только лучше — очень чисто и ухоженно, отличное место для пеших и велосипедных прогулок — дорожки очень качественные. В будние дни тут почти никого нет, лишь местные дачники прогуливаются и велосипедисты вокруг озера катаются по живописной дороге.
В лесу огромные муравейники, нет гнилых деревьев и завалов, черничные кустики. У озера много отличных площадок с песчаным берегом и пологим спуском в воду, есть добротные скамейки, кабинки для переодевания, биотуалет, беседки для компаний, везде расставлены урны. Очень много палаточников, которые сюда приезжают на несколько дней и облюбовывают мысы, заставив их палатками.
Поселок Комарово и его обитатели
Ахматова, Стругацкие, Гранин и невидимый храм культуры
Об авторе: Саша Кругосветов (настоящее имя – Лев Яковлевич Лапкин) – прозаик, эссеист, изобретатель, финалист премии «Нонконформизм-2016», «Нонконформизм-2017» и «Нонконформизм-2018».
|
На подходе к писательским дачам теперь установлен стенд с именами всех комаровских творцов. А к этому стенду прильнули в том числе современные литераторы. Фото с сайта www.komarovo.spb.ru |
В книге Стругацких «Град обреченный» герои размышляют о том, что остается на пепелище истории после того, как приходят и уходят цивилизации. И дают ответ: невидимый храм культуры. Вдохнуть в него жизнь немыслимо без архитекторов – тех, кто ежедневным трудом скрепляет его бесценные части, кто делает этот храм видимым для нас с вами.
Для поселка Комарова под Петербургом таким рукотворным храмом стал муниципальный музей, а его архитектором вот уже 20 лет была и остается Ирина Снеговая, которая вместе с группой энтузиастов по крупицам собирает свидетельства истории поселка – без сомнения, уникального явления петербургской и российской культуры.
«Я стала часто бывать в Комарове в 1999 году, когда уволилась из Литературного музея Пушкинского Дома, – рассказывает Ирина Александровна, – приходилось оставаться на даче с больной свекровью; записалась в библиотеку, чтобы познакомиться с историей поселка. Была уверена, что кто-нибудь уже писал о Комарове. Но оказалось – нет. Мне свалилась с неба тема. Было ясно, что в этом месте совокупно представлена культура Серебряного века и советского периода, озаренная многими блистательными именами. Всего объема я, конечно, не представляла, но обратить на это внимание, собрать воспоминания, написать статьи, может быть, и книгу – вот это была цель! Для меня Комарово предстало прекрасной неизведанной землей».
Действительно, поселок Келломяки (сегодня Комарово) до нынешних дней (с 1991 года), которые еще ждут своих историков, пережил три периода: Серебряный век, финский период, советское время. Поселок возник в связи с появлением в 1870 году железной дороги, соединившей княжество Финляндское с Петербургом.
Карельский перешеек стал популярен как модное дачное место, деятели искусства селились здесь в поисках новых впечатлений, навеянных модными скандинавскими авторами – Стриндбергом, Гамсуном, Ибсеном. Прохладная печаль этих пейзажей пробуждала фантазию и заставляла строить дачи, подобные сказочным замкам.
Особенно известна была дача Барановского «Замок «Арфа», которую называли восьмым чудом света. Построенная из деревянного бруса, с резными верандами и балкончиками, увенчанная специальной конструкцией, издававшей при сильном ветре нежное пение, она была для современников примером безудержного воображения художника, воплощением его мечты об идеальном мире. Дача сгорела во время Великой Отечественной войны, до наших дней сохранились только три артефакта: смотровая площадка, пруд с бетонным дном и беседка. И фотографии в музее поселка…
Символисты выходили на берег залива, чтобы почувствовать себя героями пейзажей Бёклина или картин Мунка. Приезжали те, кто хотел, по словам Мандельштама, здесь «додумать то, что не удавалось додумать в Петербурге». Характеристика Серебряного века – блистательного, но гибельного – дана Анной Ахматовой в «Поэме без героя», поэме покаяния русской интеллигенции. Позже, с 1955 по 1966 год, Ахматова жила в своей комаровской дачке, «Будке», и навсегда связала память о себе с поселком:
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
После обретения Финляндией независимости 6 декабря 1917 года местные власти открыли в поселке карантин для русских, бежавших от «диктатуры пролетариата». По воспоминаниям очевидцев, Келломяки по-прежнему оставались преимущественно русским поселком, жизнь в нем сохраняла весь колорит старой дореволюционной России, хотя русские названия улиц были переименованы, и финны активно скупали бесхозные и обесценившиеся дачи – шедевры деревянного модерна. В поселке продолжалась интенсивная культурная жизнь, действовали школы, театры, выписывались русскоязычные газеты и журналы, проводились мероприятия оппозиционных российских партий. Но при этом ощущались атмосфера беженства, ностальгия по утраченной родине и предчувствие неотвратимых роковых событий.
В 1935 году в Келломяки на два месяца приезжал к родственнице жены Борис Зайцев, писатель, друг Бунина и Шмелева. Прекрасно принятый русской диаспорой, он воспринял эту поездку как свидание с Россией, которую потерял и по которой продолжал тосковать.
Интересна история имения купца Ивана Чижова, оформившего в 1913 году территорию каскадом прудов, фонтаном и другими затеями. В апреле 1917 года он продал дачу Эмилю Рено, но тот вскоре уехал в Париж, оставив управлять имением сестру жены Ванду Федоровну Орешникову. Имение стало пансионатом. В 1920-е годы сюда приезжал Иван Петрович Павлов, первый нобелевский лауреат России. Ему понравились обстановка и хозяйка-управляющая с дочерьми. Присмотрев невесту для сына, он вызвал Владимира Ивановича, который вскоре обвенчался с младшей дочерью Татьяной. Потомки семьи Павлова до сих пор живут в поселке, принимая деятельное участие в его культурной жизни.
Петербургский писатель и поэт Наталья Галкина, участница семинара Бориса Стругацкого, вдохновившись рассказом внучки академика о романтической встрече ее родителей в Келломяках, написала роман «Вилла Рено», полный комаровских легенд, ставший культовым для поселка. Деревянные здания имения неоднократно горели. Сегодня одно из них воссоздано с нуля. Благоустроенный склон, пруды и каскады имения стали частью заказника «Комаровский берег» – он входит в маршрут экскурсий, которые проводит для посетителей музея Ирина Снеговая.
В 1940 году, по окончании Зимней войны, Комарово и прилегающие территории становятся советскими. С 1955 по 1965 год здесь появляются Дома творчества писателей, театральных деятелей, композиторов, архитекторов, журналистов, кинематографистов, дачи Литфонда и Театрального общества, Академгородок, выдающимся деятелям культуры выделяют персональные участки под застройку… На небольшом пространстве вдоль моря между Репино и Зеленогорском возник густонаселенный культурный заповедник, который, по словам Даниила Гранина, служил клубом общения и обмена идеями в течение большого периода советской эпохи. Ирина Снеговая дополняет: для тех, кому «положено знать», он был еще и барометром настроений в среде интеллигенции.
В Комарове было несколько властителей дум, вокруг которых бурлила творческая жизнь. Это, безусловно, Анна Ахматова и ее «волшебный хор» – Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев. Это Николай Черкасов, на даче которого бывали Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский, Евгений Шварц, Юрий Герман, Аркадий Райкин. Впрочем, неправильно было бы кого-то выделять. Люди, чьи имена вписаны в историю нашей культуры, здесь жили и гостили у друзей, общались, спорили, работали, в этой особой творческой атмосфере у признанных мастеров появлялись молодые последователи. Братья Стругацкие придумали в Комарове свою знаменитую «зону» для «Пикника на обочине» и невольно создавали мифологию поселка.
Среди обитателей Комарова, представленных в музее: поэты Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Ольга Берггольц, Александр Прокофьев; писатели Даниил Гранин, Федор Абрамов, Ольга Форш, Юрий Герман, Вера Панова, Сергей Довлатов, Леонид Пантелеев, Виктор Конецкий, Иван Ефремов, братья Стругацкие; деятели театра и кино Георгий Товстоногов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Лебедев, Александр Володин, Евгений Шварц, Даниил Альшиц (Д. Аль), клан Боярских, Галина Уланова, Елизавета Тиме, Николай Акимов, Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова, Андрей Москвин, Григорий Козинцев, Фридрих Эрмлер; композиторы и музыканты Дмитрий Шостакович, Олег Каравайчук, Борис Клюзнер, Василий Соловьев-Седой, Сергей Курехин; художники Натан Альтман, Александр Самохвалов, Леонид Кипарисов и многие другие.
Совсем недавно по дороге на Щучку (Щучье озеро) можно было встретить мудрого Даниила Гранина, на Озерной – музыканта с экзотическими манерами поведения Олега Каравайчука. Он всегда ходил один. Подойдешь, поздороваешься – ответит: «Отстань, не мешай!» «Комарово – это место, которому чудо дало большие возможности. Гармония, созданная природой, всегда выше гармонии, созданной человеком», – слова Каравайчука.
|
Анна Ахматова осталась в Комарове даже после смерти. Фото Андрея Щербака-Жукова |
История необратимо уходит – вместе с людьми и их вещами, словами и поступками, предметами быта, духовным наследием. чтобы сохранить ее, нужен был человек незаурядный, подготовленный к этой миссии всей предшествующей жизнью. И таковой оказалась женщина, попавшая в Комарово волею его величества случая.
Ирина Снеговая предложила заведующей библиотекой Елене Цветковой заняться сбережением и систематизацией материального и духовного наследия поселка. Цветкова познакомила ее со старожилами Комарова, привела и к Даниилу Александровичу Гранину, он назвал имена писателей, к которым, по его мнению, стоило обратиться. Ирина Александровна составила план и сама его утвердила – начальства над ней не было, – купила диктофон и стала записывать интервью. Отыскивала мемуары в Публичке, делала копии, переснимала фотографии, покупала книги и открытки. Потом начала водить тематические экскурсии с посещением «Будки» Ахматовой, комаровского некрополя, «Виллы Рено», смотровой площадки «Замка «Арфы».
В библиотеке появлялись люди, неравнодушные к истории поселка. Еще в 1990-е годы первую статью о комаровском некрополе написал Александр Кобак. Краевед Евгений Балашов принес в библиотеку ксерокс карты поселка 1913 года работы художника Ивана Владимирова. Глава муниципального образования поселка Владимир Гуменников написал заметку о карте, позднее искусствовед Наталья Баторевич, внучка Владимирова, выпустила книгу о художнике и его жизни в поселке. Двум увлеченным женщинам, Ирине Снеговой и Елене Цветковой, очень помог архитектор Рафаэль Даянов, отснявший огромный материал о дачах модерн в Комарове, всячески поддерживавший их интерес к этой теме и ставший двигателем выпуска в 2003 году первого сборника об истории Комарова. В нем была и небольшая обзорная статья Ирины Снеговой о культуре места и его обитателях.
«Сборник понравился историку Рафаилу Шоломовичу Ганелину, что придало мне сил, – рассказывает Ирина Александровна. – Похвалил меня и Даниил Александрович Гранин, он дал несколько интервью, впоследствии вошедших во второй сборник «Келломяки-Комарово». Следующим, логичным шагом стало создание музея. В конце 2004 года без всякой просьбы с моей стороны, полагаю, по инициативе Гранина, мне предложили помещение на первом этаже здания муниципального совета Комарова. Помню абсолютно пустой зал, мы с Еленой Цветковой разложили на полу печатные материалы – фотографии, афиши Союза писателей, мемуары и прочее. Приехал тогдашний глава Курортного района Виктор Борисов, посмотрел, одобрил наше начинание. К материалам будущего музея стало проявлять интерес телевидение (в лице Зинаиды Курбатовой, внучки академика Лихачева), вдруг директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Ивановна Попова пригласила нас организовать презентацию нашего первого сборника, а мы получили счастливую возможность выставить на два месяца в нашем зале оксфордскую мантию Ахматовой…»
«Все устроилось почти само собой – помещение стало музеем, – продолжает Ирина Снеговая. – Я оказалась единственной хранительницей пространства, которое еще предстояло осмыслить и обжить. Музей «Келломяки-Комарово» открылся 29 апреля 2005 года, что совпало со Страстной пятницей и моими именинами. Оставалось только отнестись к происшедшему как к поручению, которого ты не искал, но которое придется выполнять».
С момента своего рождения это был особый музей, хотя бы потому что он мог работать в течение четырех месяцев летне-осеннего сезона. Потом жизнь замирала. Ирине Снеговой, по ее признанию, важно было понять, структурно оформить и озвучить для посетителей феномен Комарова, сложить многочисленные факты в концепцию рассказа, созреть до понимания этого сложного историко-культурного явления.
В следующий сезон 2006 года стала выстраиваться уже осмысленная экспозиция. Посетители и энтузиасты (уже упомянутая Елена Цветкова, Эдуард Пайгалик, Ольга Соколова, Борис Лаврененко, Владимир Романовский – список можно продолжить), открывая для себя историю, приносили вещи, имеющие музейную ценность, помогали с оформлением выставок.
«Сама я могла просто заказать цветные ксероксы фотографий и ламинировать их, – признается Снеговая. – Но компьютерная графика, замечательные мольберты с оргстеклом для фотографий и многое другое – все это стало возможным только благодаря моим добровольным помощникам. Зеленогорская библиотека передала стеллажи для музейной экспозиции. Дочь Даниила Гранина Марина, не жалея времени, возила меня в мастерские художников, показывая образцы оформления музеев. Она же подарила музею письменный стол отца, за которым он создавал свои первые произведения. А однажды пришла незнакомая молодая женщина и просто пожертвовала деньги…»
Так сформировалась экспозиция, посвященная истории и культуре Комарова – уникального объекта на карте нашей родины, соединившего культуру дореволюционной и современной России, традиции петербургского и ленинградского стиля. Честь и хвала добровольным помощникам, но если бы не самоотверженность и самоотдача Ирины Александровны Снеговой, вряд ли мы сегодня говорили бы о музее. Именно она увидела неосязаемые контуры невидимого храма культуры. И построила его не по чужим прописям, а как авторский проект. Поэтому в экспозиции рядом с «Девушкой в футболке» («советской Венеры») Александра Николаевича Самохвалова и фотографиями не менее знаменитой «девушки с веслом» появился портрет «советской Джоконды» Ольги Берггольц, женщины и поэта невыразимо трагической судьбы.
Таких аллюзий много, и не цель данной публикации их анализировать. Речь о другом. Надо обеспечить этому храму прочный юридический фундамент, завершить оформление экспозиции, надо, в конце концов, дать музею достойное финансирование.
И тут самое время представить человека другого поколения, но тоже вовлеченного в процессы музеефикации и сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга. Это Наталья Коваленко, искусствовед, выпускница Института имени Репина (Академии художеств), которая уже девять лет успешно возглавляет учреждение районного подчинения – Историко-культурный музейный комплекс в Разливе. Она успевает буквально все: проводить выставки и лекции, квесты и спектакли, мастер-классы с детьми и их родителями… Комплекс, находящийся в ее ведении, включает 2500 единиц хранения основного фонда и около 1000 предметов (на условиях временного пользования) народного музея Сестрорецкого инструментального завода имени Воскова. Он год от года прирастает филиалами и экспозициями различного профиля, что со временем превратит его в краеведческий музей Курортного района.
Наталья Степановна воодушевлена возможностью сохранить экспозицию, созданную Ириной Александровной Снеговой. Идет подготовка документов, предшествующих официальному оформлению музея Комарова, который войдет в состав районного музейного комплекса в качестве филиала. Глава администрации Курортного района Наталья Чечина разделяет такой подход. При этом Наталья Коваленко считает своей задачей сохранить замысел и архитектуру экспозиции, заложенные Ириной Снеговой.
Ирина Александровна согласна предоставить предметы своей экспозиции для передачи в Музейный фонд РФ. (Хранитель и художник из комплекса в Разливе уже начали подготовительную работу.) Будем надеяться, что союз этих двух замечательных женщин при поддержке администрации Курортного района подарит городу и миру уникальный культурно-исторический музей поселка Комарово, уже сегодня достойный отдельного здания.
Давайте вместе пойдем к храму. Надеюсь, что путь от экспозиции до музея будет пройден достойно. Это во многом зависит от администрации Курортного района. Позаботившись о сохранении и завершении строительства исторического музея поселка Комарова, появившегося не без участия genius loci, руководство района заслужит не только благодарность потомков, но и реализует нравственный принцип, о котором писал Пушкин: