Мухтар Кент (председатель совета директоров и генеральный директор)
Производство прохладительных напитков
90,5 тыс. человек (2008 год) [1]
The Coca-Cola Company (произносится Кока-Кола кампани; NYSE: KO) — американская пищевая компания, крупнейший мировой производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков. Наиболее известным продуктом компании является напиток Coca-Cola. Входит в список Fortune 1000 по итогам 2007 года (83-е место). Штаб-квартира — в столице штата Джорджия Атланте.
Содержание
Собственники и руководство
Компания является одной из крупнейших в США, её акции допущены к торговле на площадке NYSE и входят в индексы DJIA и S&P 500.
Другим фондам по отдельности принадлежит менее 3 % акций.
Председатель совета директоров и генеральный директор с июля 2008 года — Мухтар Кент (до этого времени эти должности занимал Невилл Изделл).
Деятельность
Основной бизнес компании — безалкогольные напитки. Компания продаёт концентраты, сиропы и напитки непосредственно более, чем в 200 странах. Концентраты и сиропы продаются компаниям, непосредственно производящим напитки.
В 2007 году продажи концентратов и сиропов под маркой «Coca-Cola» (и ее вариаций) составили примерно 53 % в общем объеме выручки.
Компании принадлежит 4 из 5 самых продаваемых мировых брендов безалкогольных напитков — Coca-Cola, Diet Coke, Fanta и Sprite.
Основным сырьем для компании являются пищевые и непищевые подсластители. Используемые пищевые подсластители в США — это фруктозный кукурузный сироп, вне США — сахароза. Основные непищевые подсластители — аспартам, сахарин и др.
Финансовые показатели
The Coca-Cola Company в России
Интересы компании в России представляет ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», 100 % дочка греческой Соса-Cola Hellenic Bottling Company S.A. Однако, The Coca-Cola Company владеет лишь 23 % Соса-Cola Hellenic Bottling Company S.A. (по состоянию на конец 2007 года [6] ). Остальные акции частично находятся в свободном обращении, а частично принадлежат Kar-Tess Group (30 %).
В России «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» владеет 13 заводами (строится 14-й в Ростовской области), а также более чем 60 дистрибуционными центрами. [7] Крупнейшие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Орле. В Орле завод ООО «Кока-Кола Эйч-Би-Си Евразия» обеспечивает продукцией все Черноземье.
Также греческая Соса-Cola HBC в России владеет 50 % акций производителя соков «Мултон» и c 2007 года — 100 % акций производителя безалкогольных напитков «Aqua Vision».
Положение рабочих на заводах Coca-Cola в России
На заводах и в офисах The Coca-Cola Company в России на 2007 год было занято около 5 тысяч человек.
Продукция в России
Список продуктов, выпускаемых The Coca-Cola Company в России:
В разных странах продукты, производимые компанией, различаются.
Напиток «Coca-cola» (Кока-Кола) был придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор — фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации (есть легенда, что его придумал фермер, который продал свой рецепт Джону Ститу за 250$, о чём Джон Стит якобы сказал в одном из своих интервью. Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.
Сначала напиток ежедневно покупали в среднем лишь 9 человек. Выручка с продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство кока-колы было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность кока-колы возрастала, и прибыли от её продажи тоже.
Спустя некоторое время в Атланте появился бедный иммигрант из Ирландии Аза Кендлер. В его кармане было всего 1 доллар и 75 центов, но он твердо верил, что ему посчастливится на новом месте. Владея незаурядным коммерческим талантом в скором времени он действительно заработал небольшой капитал и приобрел рецепт «Coca-cola» у вдовы Пембертона за 2300 американских долларов (в то время это были очень большие деньги). Вместе со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате Джорджия «The Coca-Cola Company» с первоначальным капиталом в 100 тысяч долларов. И если Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом компании Кока-Кола, зарегистрировав ее 31 января 1893 года.
Товарный знак «Кока-Кола», используемый с 1886 года, был официально зарегистрирован в США 31 января 1893 года. В том же году были выплачены и первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию). С тех пор каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим акционерам.
Хороший продукт и хорошая реклама
Новый безалкогольный прохладительный напиток «Coca-Cola» приобретал все большую популярность. Многие из тех, кто впервые попробовал «Кока-Колу» в магазине или ресторане, брали ее еще и домой. Вскоре, почти каждый считал своим долгом попробовать модный напиток, который с таким энтузиазмом пили все вокруг. Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак «Кока-Кола», принесло компании неслыханный успех.
Легко узнаваемый товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход по всему миру. Логотип «Кока-Кола» читатели находили на обложках модных журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама «Кока-Колы» всегда отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и спортсмены. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли «Кока-Коле» невиданный успех.
6,5-унциевая бутылка, придуманная в 1915 году
С тех пор популярность напитка возрастала в геометрической прогрессии. И уже через пятьдесят лет после изобретения кока-кола стала для американцев чем-то вроде национального символа. С 1894 года кока-кола продавалась в бутылках, а с 1955 года — в банках.
В 1915 году дизайнер Эрл Р. Дин (англ. Earl R. Dean) из Терре-Хот, штат Индиана, придумал новую бутылку в 6,5 унций.
Форма бутылки была вдохновлена плодом какао (по одной версии, Дин спутал слова coca и cocoa, по другой — не смог найти в библиотеке ничего ни про коку, ни про колу). Чтобы бутылка лучше стояла на транспортёре, внизу сделано расширение. За все последующие годы было произведено более 6 млрд. таких бутылок.
В 1916 году было возбуждено 153 судебных иска против марок-имитаторов, таких как «Fig Cola», «Candy Cola», «Cold Cola», «Cay-Ola» и «Koca Nola».
В 1955 году кока-кола начала продаваться в бутылках объёмом 10, 12 и 26 унций.
В 1982 году начался выпуск диетической «Diet Coke».
В 1988 году «Кока-кола» вышла на рынок СССР.
Позднее, под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, компания «Кока-Кола» начала выпускать напитки: «Classic Coke», «New Coke», «Cherry Coke», «Tab», «Caffeine-Free New Coke», «Caffeine-Free Diet Coke» и «Caffeine-Free Tab».
4 декабря 2007 года «Кока-Кола» представила новую стеклянную бутылку ёмкостью 0,33 л, которая стала короче на 13 мм и шире на 0,1 мм и весит 210 граммов, что на 20 % меньше предыдущей. Изменения позволяют сократить использование стекла — например, в Великобритании — до 3500 тонн ежегодно, — а выброс углекислого газа — до 2400 тонн в год.
Масштабы популярности компании Кока-Кола впечатляют, продукция пользуется стабильным спросом, удерживает на мировом рынке лидирующую позицию. Пищевая компания самостоятельно осуществляет полный спектр производства: создание формул, изготовление концентратов, тары; продолжает удивлять. Кока-Кола, Фанта, Спрайт — напитки, которым по праву принадлежит статус визитной карточки производителя на современном рынке.
Основание компании
Основатель Coca-Cola — фармацевт, карьера которого началась с создания сиропа от головной боли. «Легендарный» сироп состоял из воды, сахара, ореха колы, вытяжки из листьев, кофеина. Средство от мигрени и слабости готовилось в бытовых условиях, первая партия реализована через аптеку. Создатель решил, что бодрящий напиток должен быть шипучим, с этой целью добавлял в «эликсир» содовую.
Продажа первых партий сиропа приносила скромные доходы, в день продавали не более 10 стаканов. Стакан сиропа стоил 5 центов, в 1886 году Кэндлер — собственник аптеки, убеждал своих клиентов в эффективности средства, рекомендовал для борьбы с гастритом, головной болью, упадком сил.
Джон Пембертон основатель компании Кока-кола
Путь развитии компании не был стремительным и легким. Джон Пембертон — создатель сиропа, перед смертью принимает решение о продаже формулы своим партнером. Азе Кендлеру выкупает все доли, начинает кропотливую работу над продвижением продукции. Уже в 1890 году спрос на продукцию вырос в 10 раз.
Азе Кендлер после продажи аптечного бизнеса, сосредоточился на развитии компании Кока-Кола. В очередной раз интуиция не подвела талантливого менеджера. Для укрепления позиций принято решение о привлечении партнера, регистрации The Coca-Cola Company. 2,3 тысячи долларов за 30 лет кропотливой работы, благодаря его уникальным предпринимательским способностям превратились в 25 миллионов. С первого года существования The Coca-Cola Company ведется активная работа над созданием рекламы, эксклюзивные маркетинговые стратегии приносят желаемые результаты.
Первый завод Coca-Cola в 1893 году
В 1893 годы зарегистрирован знак «Coca-Cola», одноименная компания. Основателем компании признан Кэндлер. Способы продвижения продукции, вкусовые качества напитков — факторы, обеспечившие стремительное развитие компании.
Первая победа
«Пейте Coca-Cola» — слоган на бутылке, один из первых маркетинговых способов продвижения, принес первую серьезную победу, напиток стал действительно узнаваемым. Компании по праву принадлежит статус основоположника мерчендайзинга и маркетинга, которых катастрофически не хватало в те времена производителям во всех сферах. История Coca-Cola стала энциклопедией для многих предпринимателей, Кэндлер не переставал удивлять нестандартными для своей эпохи решениями.
Первая реклама Кока колы
Одним из ярких примеров завоевания постоянных клиентов является бесплатная поставка Азе в аптеки города сиропа (по 256 бесплатных порций) в обмен на адреса постоянных покупателей, которым отправляли талоны на безвозмездное получение 1-го стакана Кока-Колы. Покупатели не могли устоять перед соблазном, первая партия рекламной продукции была реализована в сжатые сроки. После владельцы аптек без доли сомнения приобретали сироп, популярность универсального средства Coca-Cola росла. Азе использовал бренд для продажи сувениров, календарей, даже часов.
Секрет популярности компании — революционные решения, вошедшие в историю маркетинга. Параллельно с популярностью продукции росло число подделок, за успешным продвижением пристально следили конкуренты. Массовые подделки стали стимулом для партнеров, в 1915 году запатентована легендарная бутылка Coca-Cola. Необычная форма «колокольчик» 6,5 унций, темно зеленного цвета выделялась из тары, в которой реализовывали напитки в то время. Необычная тара на подсознательном уровне действовала на покупателей, вкусный напиток казался уникальным, популярность росла.
Запатентованная бутылка Кока-колы 1915 года
Запатентованная бутылка стала эффективной защитой репутации, революционное решение позволило избавиться от конкурентов. Вкус напитка благодаря оригинальной бутылке стали запоминать, появились настоящие поклонники вкуса. Партнеры не оставили недобросовестным производителям шансов.
Бутылки Кока-Колы
Первая Coca-Cola поступала в продажу в стаканах, с 1894 года напиток реализовывали в бутылках, Азе неустанно работал над расширением клиентской базы, рекламой.
Завод Кока-кола 1899 г. с линиями разлива
В 1899 году компания выходит на новый уровень, открыт первый завод, оснащенный линиями разлива напитка в фирменные бутылки. Всего через год число заводов составило 1000. Бизнесмены, специализирующиеся на розливе, — ботлеры, получили право на деятельность всего за 1 доллар. В 1915 году Кэндлер заключает сделку с Джозефом Биденхарном, передает право на розлив напитка в брендовые бутылки.
Новый этап развития
В 1916 году начинается новый этап развития компании после смены собственника. Смена владельца была неизбежна, Ази становится мэром Атланты, выбирает карьеру политика. Весьма состоятельный Кэндлер передает акции компании своим наследникам. Всего через 3 года дети Кэндлера продают The Coca-Cola Company. Новые собственники — банкиры, возглавил корпорацию Эрнест Вудрафф. В 1919 году компания Кока-Кола известна во всем мире. Через 4 года Вудрафф передает управление своему сыну.
Новый владелец Кока-колы Эрнест Вудрафф
Вудраффом младший делает ставки на рекламу, тратит внушительные суммы на услуги профессионалов, продвигающих продукцию. Легендарные слоганы приносят желаемые результаты, прибыль стремительно растет. «Сделай паузу – освежись!», «Хороша до последней капли». В 1929 году напиток известен и любим во всей Америке, в газете The Saturday Evening Post отведена целая колонка, посвященная напитку.
Результат правления Вудраффома — стабильное положение компании в США, выход на мировой рынок. Открыты заводы в Кубе, Филиппинах, во Франции.
Работа Coca-Cola в военное время
Роберт Вудрафф — талантливый маркетолог, к началу Второй мировой войны открыл представительства компании в 44 странах. Начало военных действий — новый этап, руководитель поставил задачу перед сотрудниками: обеспечить возможность приобретения напитка солдатами за 5 центов. Цель Кока-Колы — поднятие патриотического духа солдат.
Напиток сопровождал военных по всему миру. Такая политика во время войны стала прочным фундаментом для развития компании в мирное время. После войны продукция компании известна во многих странах, продолжает расти число партнеров. Ходят слухи о том, что вкус газировки по достоинству оценил сам Жуков.
Разнообразный ассортимент
В течение 60 лет компанию возглавлял Роберт Вудрафф, его идеи укрепляли позиции компании. Появились первые автоматы для реализации напитка. Инновационная в те времена упаковка — six-pack для 6 бутылок, также его детище. Удобство транспортировки упаковки с ручкой оценили покупатели.
Первый автомат с Кока колой
Руководители Coca-Cola — основоположники современного маркетинга, многие нововведения актуальны в наше время. К примеру, холодильник с верхней крышкой. Вудрафф вводит нормы производства, стандарты качества; создан единый безупречный механизм работы предприятий.
В 1955 году- состоялась презентация новых упаковок для реализации тары объемом 0,78 л. 0,35 л 0,3 л. Новинку оценили покупатели, в одном наборе бутылка для одного человека и для компании. Появляются алюминиевые банки, разнообразная пластиковая тара, ассортимент на любой вкус.
Руководство ставит новую задачу — расширение ассортимента, так появляется Fanta, Sprite.
Объединение с компанией Minute Maid — новый этап развития компании, результат — овощные и фруктовые соки. Coca-Cola Light — диетическая низкокалорийная продукция, появилась в 1982 году.
Борьба с конкурентами
Конкуренты пристально следили за деятельностью компании на всех этапах развития Coca-Cola. Посягали на фирменную тару, оформление этикеток, шрифт, упаковку. Компания объединяла команду профессионалов, юристы выигрывали суды, уверенно отстаивали интересы. Рекордное количество нападок отмечено в 1916 году, принято участие в 150 судебных заседаниях. Компании удалось отстоять права, дать отпор производителям Fig Cola, Candy Cola, Cold Cola.
Конкуренты
Основной конкурент Coca-Cola — «Pepsi», сложные отношения между компании сопровождались периодическими судебными разбирательствами, которые заканчивались по-разному, были и мировые соглашения. Пепси «моложе» Колы на 12 лет. Интересно, но в первые годы работы Пепси, собственники компаний не знали о существовании друг друга.
Руководство Pepsi делает маркетинговый ход, который позволил значительно увеличить продажи, объем бутылок увеличен в 2 раза, цена, как у конкурентов, но за меньший объем. Руководство Кока-Кола отреагировало незамедлительно, подан иск о незаконном использовании слова Cola. Принято решение суда в пользу Pepsi Cola, слово могли использовать обе компании. Борьба конкурентов за покупателей во всем мире продолжается.
Статуя руководителей Пепси и Coca-Cola
Символ противостояния компаний — статуя руководителя Пепси, установленная напротив основателя Coca-Cola.
Реклама
Основы современного маркетинга — результат работы основателей Кока Кола. Продвижение напитка, изготовленного в домашних условиях, до всемирно известного бренда — настоящая победа. Первопроходцы Кока-Кола привлекали клиентов бесплатной рекламной продукцией, обеспечивали армию в военное время, сочиняли простые, но незабываемые слоганы.
Реклама Coca-Cola с Санта Клаусом Хэддона Сандбломона
Бренд Кока-Кола «представил» своим клиентом собственного Санта Клауса, его изобразил Хэддоном Сандбломом, в руках персонажа — бутылка знаменитого напитка. Новогодняя продукция востребована в разных странах на протяжении 30 лет. Не менее популярен рекламный ролик с белым медведем, наслаждающимся газировкой.
В 1932 году Coca-Cola дарит табло одному из стадионов, именно так началось активное сотрудничество со спортом. Реклама напитка сопровождает большинство значимых спортивных мероприятий. Кока-Кола постоянный спонсор Олимпийских игр, присвоен статус официального напитка олимпийских игр
Реклама Coca-Cola на Олимпийских играх
Основная цель компании с 2017 года — создание универсального напитка, который будет пользоваться спросом у различных категорий покупателей. Производитель работает над усовершенствованием формулы безалкогольной продукции: снижают уровень сахара, появляются новые оттенки вкуса. Сеть заводов охватывает более 200 стран, ассортимент объединяет около 5000 видов на любой вкус.
Впечатляет цена 41 бренда знаменитой компании — 1 млрд долларов. Кока-Кола официально признана самым узнаваемым брендом в мире, каждый день осуществляется реализация 1 миллиарда напитков в различной таре.
Компания не останавливается на достигнутом, руководство продолжает экспериментировать, расширять ассортимент. Недавно приобретены права на растительное молоко Adez, компания Costa Limited. Представители компании следят за изменениями предпочтений покупателей в разных странах, незамедлительно реагируют, в лабораториях разрабатывают новые формулы.
«Мир без отходов»
Coca-Cola — участник движения «Мир без отходов», готовится поэтапный переход на перерабатываемую тару к 2025 г. Осуществляется строгий контроль за качественными характеристиками продукции. В 2030 г. будет налажено производство и последующая утилизация собственной упаковки.
Штаб квартираCoca-Cola в Атланте
Компания пропагандирует разделение отходов, принимает участие в экологических мероприятиях. Разработаны специальные программы для информирования молодежи. Мировой гигант стремительно развивается, продолжает удивлять новыми вкусами, оригинальной рекламой.
В современном мире любой человек, будь то президент Америки или бездомный, первоклассница или доктор наук, на вопрос, что такое Coca-Cola, без труда даст точный ответ. Сложно найти человека, которому не был бы знаком этот логотип: округлые белые буквы на красном фоне, складывающиеся в слова, воистину священные для большинства американцев — Coca-Cola. Это один из самых успешных и узнаваемых брендов: эксперты оценивают его более чем в 70 миллиардов долларов.
И мало кому придет в голову, что первый год существования газированного напитка оказался… убыточным для его создателей. Сначала напиток ежедневно покупали в среднем лишь 9 человек. Выручка с продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство кока-колы было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность кока-колы возрастала, и прибыли от её продажи тоже.
Началась же история этого, даже по американским меркам невероятно успешного бизнеса, как часто случается, с пустяка. С домашнего рецепта, составленного химиком-любителем и по совместительству владельцем небольшой фармацевтической фирмы Джоном Ститом Пембертоном в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Бывший армейский кавалерист, капитан Пембертон после поражения конфедератов оказался не у дел и был вынужден крутиться, чтобы свести концы с концами. Перебравшись из родного Коламбуса в Атланту, он открыл фармацевтическую фирму, т.к. с юных лет увлекался химическими опытами. Сварив сироп он позвал своего друга и по совместительству бухгалтера Френка Робинсона (Frank M. Robinson), и поделился с ним открытием. Френк посоветовал ему записать этот чудесный рецепт. Сироп, был сладким и густым. Джон отнес его в самую крупную в городе аптеку «Джекобса» (Jacobs’ Pharmacy). В тот же день первые порции сиропа, по пять центов за стакан, были проданы посетителям. На протяжении своего первого года существования «Кока-Колу» раскупали в количестве девяти стаканов в день, как было упомянуто выше.
Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, и написал слова Coca-Cola красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.
Оригинальное название и начертание зарегистрированы в качестве торговой марки в Патентном бюро США, только компания Coca-Cola имеет право пользоваться ими. Надо признать, «покушений» на элементы фирменного стиля со стороны конкурентов было не мало. «Кола» судилась с нарушителями много и с удовольствием, по одному уничтожая незадачливых конкурентов. Были иски и за использование фирменного цвета (красный запатентован как таковой), и похожего шрифта, и даже цвета самого напитка.
Газированный напиток
После самых первых неуверенных шагов, «Кока» продолжает свое развитие. К концу 1886 года Coca-Cola стала «шипучкой». Рассказывают, что некий страдающий от похмелья южанин заглянул в аптеку Джейкобса, где продавали Coca-Cola, и заказал стаканчик напитка. Продавец Уилли Венэйбл поленился идти в другой конец зала к водопроводу и спросил посетителя, не против ли он пропустить вместе с сиропом Пембертона немного содовой. Тот согласился, а выпив, пришел в такой восторг, что вскоре все аптеки Атланты стали подавать Coca-Cola только в сочетании с содовой.
В 1886 году в Атланте ввели сухой закон. Народ перекинулся на Coca-Cola, в делах наметились положительные сдвиги. Но у изобретателя чудо-рецепта ухудшилось здоровье, к тому же у него не было необходимого капитала для дальнейшего расширения бизнеса. И Пембертон продал заветную формулу и все необходимое оборудование различным партнерам, в частности, две трети своей фирмы тому самому Венэйблу — первооткрывателю шипучего варианта Coca-Cola. Инвентарная опись, составленная Пембертоном ко времени перепродажи бизнеса, дает нам ключ к тщательно засекреченному рецепту Coca-Cola: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин. В целом за свое изобретение автор получил 2000 долларов. Он умер в нищете 16 августа 1888 года и был похоронен на кладбище для бедных. Только 70 лет спустя основателю компании Coca-Cola поставили каменное надгробие.
Спустя некоторое время в Атланте появился бедный иммигрант из Ирландии Аза Кендлер (Asa G. Candler). В его карманах было всего 1 доллар и 75 центов, но он твердо верил, что ему посчастливится на новом месте. Владея незаурядным коммерческим талантом в скором времени он действительно заработал небольшой капитал и приобрел рецепт Coca-Cola у вдовы Пембертона за 2300 американских долларов (в то время это были очень большие деньги). Вместе со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате Джорджия «The Coca-Cola Company» с первоначальным капиталом в 100 тысяч долларов. И если Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом компании Кока-Кола, зарегистрировав ее 31 января 1893 года. Товарный знак «Кока-Кола», используемый с 1886 года, был официально зарегистрирован в США 31 января 1893 года. В том же году были выплачены и первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию). С тех пор каждый год компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим акционерам.
Оглушительный успех
Бизнес стремительно пошел в гору. И в 1916 году появляется оригинальная бутылка Coca-Cola, которая сейчас безошибочно выделяется потребителями в ряду конкурентов.
«Отец» этой оригинальной бутылки «с талией» — Бенджамин Томас, выкупивший у создателей права на продажу бутилированной «Кока-Колы». Стремясь повысить свою прибыль, он искал нетривиальную форму, которая не ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом, кроме его собственного. «Такую, — писал он впоследствии. — Чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была „Кока-Кола“». И ему это удалось. А идею подала… тогдашняя мода. В 1914 году женщины носили юбки-годэ с перехватом ниже талии. Эти пропорции и были выбраны для оригинальных бутылочек. И надо отметить, продажи сразу уверенно поползли вверх, не говоря уже о том, что Coca-Cola стала еще более узнаваемой буквально по нескольким чертам.
Изменение формы бутылки поспособствовало и повышению эффективности рекламных кампаний Coca-Cola, а также укреплению имиджа брэнда. Бутылку «вручают» Санта-Клаусу, который отныне становится частым гостем на рождественской рекламе этой газированной воды. Спаянность образа получилась настолько прочной, что многие американцы до сих пор свято уверены: сам образ Санты был придуман «Колой». Ведь он одет в костюм с корпоративными цветами и постоянно носит с собой известную емкость «с талией».
Кстати, в самый первый раз Coca-Cola была продана в бутылке прямоугольной и бесцветной, в 1894 году. Владелец магазина в Виксбурге (штат Миссисипи), размышляя над тем, как надежнее перевезти на дальнюю плантацию газировку, продававшуюся тогда исключительно в разлив, догадался приобрести необходимое оборудование и стал разливать напиток в бутылки.
В самой же компании бытует легенда, что однажды к Кандлеру пришел его знакомый, пообещавший сообщить хозяину секрет быстрого увеличения доходов фирмы. Кандлер заплатил ему за секрет большие деньги. Получив чек, человек наклонился и прошептал на ухо Кандлеру: «Разливайте напиток в бутылки». Кандлер не последовал совету, потому что бутылки иногда взрывались, а это приводило к судебным разбирательствам. Тем не менее в 1899 году был построен первый завод по производству бутилированной Coca-Cola в Чаттануге (штат Теннесси), а к началу 1920 годов количество таких предприятий перевалило за тысячу.
Кстати, с Coca-Cola связано так много мелочей в нашей жизни, что порой мы уже и не задумываемся об этом. В 1933 году появились первые автоматы по продаже бутылок Coca-Cola. В магазинах стали предлагать six-packs — упаковки из шести бутылок, с успехом дожившие до нового тысячелетия. В то же время компания Coca-Cola освоила еще одно новшество — выносные холодильники, которые устанавливались в любом магазине. Откуда посетитель мог сам забрать охлажденную бутылку любимого напитка. Таким образом, исчезал последний барьер между потребителем и конечным продуктом — прилавок.
Для развития бизнеса необходимы две вещи — хороший продукт и хорошая реклама. Аза Кендлер начал первую в истории Coca-Cola рекламную кампанию под лозунгом: «Пейте „Кока-Колу“! Прекрасную и освежающую!» (Delicious and Refreshing). Компания Кока-Кола начала свою деятельность с создания отдела реализации. Аза привлек молодых, энергичных «барабанщиков», так в Америке называли сотрудников торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не ограничивается логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Аза Кендлер применял и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции Coca-Cola, а также разнообразные сувениры с изображением товарного знака Coca-Cola.
Новый безалкогольный прохладительный напиток Coca-Cola приобретал все большую популярность. Многие из тех, кто впервые попробовал «Кока-Колу» в магазине или ресторане, брали ее еще и домой. Вскоре, почти каждый считал своим долгом попробовать модный напиток, который с таким энтузиазмом пили все вокруг.
Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак Coca-Cola, принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход по всему миру. Логотип Coca-Cola читатели находили на обложках модных журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама «Кока-Колы» всегда отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и спортсмены. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли Coca-Cola невиданный успех.
В 1894 году был открыт первый, за пределами Атланты, завод по изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895 году г-н Кендлер не без удовольствия мог сообщить в ежегодном отчете акционерам, что «отныне „Кока-Колу“ пьют в каждом штате на всей территории США». По мере того, как стремительно возрастал спрос на «Кока-Колу», разрасталась и штаб-квартира Компании. В 1898 году на Эджвудавеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное здание. Айза Кендлер наивно полагал, что его будет вполне достаточно для нужд Компании «на все времена» — оно оказалось тесным уже через десятилетие.
До 1894 года Coca-Cola продавалась в розлив. Это происходило до тех пор, пока владелец магазина в городе Виксбург Джозеф Биденхарн (Joseph A. Biedenharn), размышляя над тем, как лучше доставлять напиток на плантации вдоль реки Миссисипи, не установил в своей лавке оборудование по розливу Coca-Cola в бутылки. Так он стал первым производителем напитков The Coca-Cola Company. Но, по-настоящему система производства развернулась пятью годами позже. Два предпринимателя из Чаттануги (Теннеси) Бенджамин Томас (Benjamin F. Thomas) и Джозеф Уайтхед (Joseph B. Whitehead) получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и продажу напитка Coca-Cola практически на всей территории Соединенных Штатов.
Айза Кендлер не видел большой выгоды в том, чтобы продавать напиток в бутылках и уступил «эксклюзив» за символическую плату — всего за один доллар. Забегая вперед, отметим, что только в 1928 году объемы сбыта кока-колы в бутылках превысили объемы продаж «в розлив». По новому контракту первый завод по розливу «Кока-Колы» был построен в Чаттануге в 1899 году. Собственно, с этого момента и начинается история всемирной Системы «Кока-Колы», системы боттлинга — производства и сбыта напитков через партнеров — так называемых «франчайзи».
За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95% из них принадлежали местным предпринимателям и на них работал местный персонал. На сегодня система производителей The Coca-Cola Company является самой крупной и разветвленной производственной и дистрибьюторской сетью в мире.
1902 год ознаменовался появлением главного конкурента — компании Pepsi-Cola.
Первыми двумя странами где Кока-Кола развернула свою деятельность после завоевывания Америки стали Куба и Панама, случилось это в 1906 году. Но, как это может показаться с первого взгляда, развитие Компании не было абсолютно безоблачным: как и другие популярные продукты, Coca-Cola в скором времени начали подделывать. Для борьбы с производителями фальшивой Coca-Cola были нанятые агенты знаменитого поискового агентства Пинкертона. Одним из средств защиты зарегистрированного товарного знака Coca-Cola стала изобретенная в 1915 году известная теперь всему миру контурная бутылка. Ее дизайн разработали на предприятии Root Glass Company в штате Индиана. В 1977 году контурная бутылка была зарегистрирована как один из товарных знаков The Coca-Cola Company наряду со знаками «Coca-Cola» и «Coke» (зарегистрирован в 1945 г.).
В 1919 году Аза Кендлер продал компанию Кока-Кола Ернсту Вудраффу (Ernest Woodruff), способному банкиру из Атланты и группе других инвесторов за 25 миллионов долларов.
В 1920 году появился первый ботлер в Европе — во Франции. В 1923 году Компанию возглавил Роберт (Robert W. Woodruff), 33-летний сын Ернста Вудраффа, который оставался на посту 60 лет и cтал настоящей живой легендой Компании. Новый президент компании Кока-Кола сделал основной акцент на качестве напитка. В период своего президентства Роберт Вудрафф создает корпорацию «Кока-Кола Экспорт Корпорейшен», занимающуюся развитием бизнеса компании Coca-Cola по всему миру. В том же году были утверждены единые стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания напитка до расстановки бутылок на полках магазинов. В марте 1923, Coca-Cola изобрела картонную упаковку на шесть бутылок. В 1927 году, The Coca-Cola Co. впервые начала рекламную деятельность на радио.
Летом 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков Coca-Cola на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени Coca-Cola и спорт стали нераздельными понятиями. Coca-Cola постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований. В 1929 году Компания осуществила удачный проект: впервые был использованный металлический «кулер» — холодильник без верхней крышки, дающий возможность продавать охлажденный напиток в любую жару.
Санта-Клаус и Кока-Кола
В 1931 году состоялась очередное знаменательное событие в истории Coca-Cola. Компания заказала американскому художнику Хаддону Сундблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. До этого Санта-Клаус одевался как придется, в одежду разнообразнейший цветов и оттенков, что выглядело не очень весело. Художник долго думал какое лицо нарисовать Санте и… сделал свой автопортрет. Вот так, уже много лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хаддон.
В 1939 году PepsiCo начала продавать напиток в бутылках большей емкости по ценам продукции конкурента. Вся реклама Pepsi была построена на сравнении цен и размеров бутылок. Продажи Pepsi стали стремительно расти. Тогда-то Coca-Cola и решила серьезно взяться за конкурента. Был предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова «кола» в названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. Это положило начало настоящей «холодной войны» компаний.
Перед Второй Мировой войной Coca-Cola продавалась уже в 44 странах. Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберт Вудраффа своей «армии»: «Я хочу, чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то, сколько это будет стоить Компании». Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.
В августе 1958 года, в Бостоне, дебютировала «Fanta». Три года спустя, первого февраля 1961 года было открыто производство напитка «Sprite».
В 1960 году Компания начала разливать свои напитки в жестяные банки, ранее предназначенные только для армии. А с 1977 в пластиковые бутылки PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
В 1979 году Компанию возглавил Роберто Гозуэта — один из самых успешных менеджеров XX века.
В 1982 году появилась Diet Coke в которой вместо сахара используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1 калория.
Позднее, под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, The Coca-Cola Company начала выпускать напитки Classic Coke, New Coke, Cherry Coke, Tab, Caffeine-Free New Coke, Caffeine-Free Diet Coke и Caffeine-Free Tab.
Конечно, американцы не могли обойтись без любимой «Кока-Колы» и в космосе. Так в 1985 году Coca-Cola отправилась навстречу к звездам. Это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
В 1988 году «Кока-Кола» вышла на рынок СССР, производство было налажено на Москворецком пивоваренном заводе.
В 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
4 декабря 2007 года «Кока-Кола» представила новую стеклянную бутылку ёмкостью 0,33 л, которая стала короче на 13 мм, шире на 0,1 мм и весит 210 граммов, что на 20 % меньше предыдущей. К примеру, в Великобритании эти изменения позволяют сократить использование стекла до 3500 т ежегодно, а выброс углекислого газа — до 2400 т.
В январе 2011 года в Калифорнии 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ «The Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act of 1986», с указанием, что прием 16 мкг вещества в день не имеет значительной опасности. Указанное количество вещества намного меньше, чем среднее потребление вещества лицами, употребляющими «Кока-Колу» и «Пепси». Пищевая индустрия выступила против данного решения, указывая на необходимость появления дополнительных предупреждений на многих продуктах.
В марте 2012 «Кока-Кола» и «Пепси» сообщили об изменениях в производстве карамельных красителей для соответствия новым стандартам Калифорнии. Напитки, продающиеся в Калифорнии, уже соответствуют новым требованиям. По состоянию на март 2012, способ изготовления карамельных красителей, применяющихся в Европе, не изменён, содержание 4-метилимидазола сохраняется на прежнем уровне.
На сегодняшний день товарный знак Coca-Cola является наиболее известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола — известнейшей компанией на Земле. Торговую марку Coca-Cola знают 98% всего населения земного шара. Coca-Cola продается почти в 200 странах мира. Каждый день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции компании.
Интересные факты о Кока-Коле:
— «Кока-кола» хорошо удаляет ржавчину (остаются следы от красителей). Этот эффект достигается за счёт содержания в «Кока-коле» ортофосфорной кислоты. Также известно, что кола удаляет накипь в чайнике и налёт в унитазе. Однако не рекомендуется использовать её в этих целях, так как для этого есть специализированные средства, содержащие кислоту.
— «Кока-колой» пользуются, чтобы смывать пятна крови. Американские полицейские держат в служебных машинах несколько галлонов колы, чтобы смывать пятна крови с асфальта на месте ДТП.
— Если всю выработанную кока-колу раздать в бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 767 бутылок.
— Если бы всей выработанной кока-колой заполнить бассейн глубиной 180 сантиметров, то его длина составляла бы 33 километра, а ширина достигла бы почти 15 километров. В такой бассейн могут одновременно войти 512 миллионов человек.
— Каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов напитков, выработанных компанией.
— Огромный знак «Кока-Колы», размещенный над павильоном «Мир Кока-Колы» в Атланте, состоит из 1407 обычных лампочек и 1906 «погонных» неоновых ламп. Высота знака — 9 метров, ширина — 8 метров, вес — 12,5 тонн.
— Наибольший знак «Кока-колы» расположен в чилийском городе Арика. Он установлен на вершине холма. Ширина знака — 122 метра, высота — 40 метров. Составлен этот знак из 70 тысяч бутылочек от «кока-колы».
— Первый наружный рекламный щит «Кока-Колы», нарисованный ещё в 1904 году, до сих пор находится на своём месте в городке Картерсвилл (штат Джоржия).
— В 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
— Две страны, в которых высочайший процент потребления в мире кока-колы на душу населения, не имеют между собою абсолютно ничего общего: это огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная островная приполярная Исландия.
— Наиболее длинный маршрут доставки «Кока-колы» находится в Австралии. Водителям грузовиков приходится преодолевать 1803-километровую трассу, чтобы доставить продукцию из города Перт (Южная Австралия) в населённые пункты Каррата и Порт-Хедленд.