бти ордер на квартиру
Порядок предоставления документации
ГБУ МосгорБТИ предоставляет сведения об объектах учета по заявлениям (запросам) собственников (владельцам, балансодержателям), в том числе заявителей, наделенных соответствующими полномочиями и заявителям, которые определены законодательством Российской Федерации.
Заказать и получить документы БТИ могут:
ГБУ МосгорБТИ осуществляет подготовку и выдачу документов по заявлениям заинтересованных лиц. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для получения запрашиваемого документа необходимо обратиться в Территориальное управление МосгорБТИ, либо воспользоваться сервисом «Заказать документы БТИ» на нашем сайте.
Перечень выдаваемых документов, стоимость и сроки исполнения услуг приведены в разделе «Выдаваемые документы».
Для получения документов ГБУ МосгорБТИ заявители:
Физические и юридические лица могут оформить заказ на подготовку документов в Территориальных управлениях по экстерриториальному принципу: прием и выдача документов осуществляется независимо от расположения объектов в пределах города Москвы.
Для заявителей доступны электронные услуги:
Кроме того, для граждан доступна услуга оформления заказа на подготовку документов ГБУ МосгорБТИ в электронном виде на Официальном сайте Мэра Москвы.
Что это такое — ордер на квартиру и как его восстановить? Изжил ли себя этот документ?
Жильё в нашей стране делится на муниципальное, собственное, служебное. Для того чтобы проживать в любом из них, нужно иметь на руках документы, подтверждающие права гражданина занимать то или иное жилье.
К ним относятся договор найма, свидетельство о праве собственности, ордер. О последнем и пойдет речь в нашей статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Понятие
Что это такое ордер на квартиру? Так называется документ, который дает право гражданину вселяться и проживать в квартире или ином жилье. В период существования СССР был единственным документом, свидетельствовавшим о праве человека занимать выданную им государством жилплощадь. Ныне юридической силы практически не имеет, поскольку заменен другими правовыми формами (договор найма, коммерческий договор и тому подобное).
Однако ряд юридически значимых действий без него провести сложно, а порой просто невозможно. Например, приватизировать квартиру.
Ордер представляет собой документ, выписанный на имя нанимателя, т. е. на лицо, которое несет ответственность за жилье и распоряжается им в пределах, определенных законом. В этот документ так же вписаны лица, которые были зарегистрированы на данной жилплощади на момент вселения.
Виды ордеров
На фото справа вы можете увидеть, как выглядит ордер.
Помимо основного, дающего право заселяться и проживать на выделенной жилплощади, существовало еще несколько жилых ордеров. К ним относятся:
Форма
Рассмотрим две основные формы, которые действуют при вселении в жилье. Перед заселением выдается смотровой ордер. Он представляет собой одностраничный документ с отрывным талоном. Талон остается в исполкоме. В самом документе написано, что он выдан гражданину (Ф.И.0) для осмотра квартиры, расположенной по такому то адресу, указывается ее площадь, количество комнат и т. д.
Срок его действия пять дней. После этого человек должен либо отказаться в письменной форме, либо принять предложенную жилплощадь. Если гражданин согласен, то оформляется основной ордер или полагающиеся ныне документы, договор найма и т. д.
Ордер на заселение так же представляет собой одностраничный документ с отрывным талоном.
Одна часть его остается у жильцов. Вторая хранится в исполкоме, ныне мэрии.
Нужен ли ордер, и кто его сейчас выдает?
Для приватизированной квартиры. В этом случае он не нужен, поскольку основными документами, устанавливающими права на недвижимость, являются свидетельство о собственности и тому подобное. Поэтому смысла его сейчас делать нет.
Для муниципализированной. Особой необходимости в ордере в данном случае нет. Возможно, что он понадобится при приватизации жилья или оформлении документов, устанавливающих право найма жилья.
Для приватизированной квартиры – свидетельство о регистрации собственности, свидетельство о праве на нее.
Для муниципальной квартиры – договор соцнайма, безвозмездного пользования или коммерческий договор.
Посмотрите видео, в котором говорится, что делать, если нет ордера на квартиру, то как ее приватизировать.
Как восстановить ордер на квартиру
Восстановить данный документ, если он потерян можно двумя путями, В первом случае, сначала нужно обратиться в свое ДУ и попросить копию отрывного талона ордера. Если таковой отсутствует в ДУ, то нужно потребовать справку о его отсутствии. Затем с этими документами нужно обратиться в жилищный отдел администрации.
Копию получить вряд ли удастся. Но будет выдан альтернативный и имеющий в отличие от него законную силу договор соцнайма. Если в администрации откажут, то следует обращение в суд с требованием восстановить ордер и на его основании получить договор найма. Для этого придется подготовить исковое заявление и предъявить письменный отказ администрации.
В суд помимо этого нужно предоставить копии паспортов всех проживающих, справки о регистрации по данному месту жительства, копии финансовых документов. свидетельствующих о коммунальных платежах. Очень хорошо будет, если найдутся люди. способные засвидетельствовать, что семья вселилась и проживает в квартире законно. Суд вынесет положительное решение, но придется удовольствоваться договором соцнайма, поскольку иного документа, подтверждающего право проживать на муниципальной жилплощади не предусмотрено.
Можно ли на одну квартиру получить два и более ордеров?
Есть ли в этом на сегодняшний день какая-то необходимость, трудно сказать, поскольку ордер юридической силы не имеет. Но получить несколько таких документов на одну квартиру возможно.
Для этого нужно изменить ее статус, то есть превратить квартиру в коммунальную, разделив счета, выделив каждому новому нанимателю отдельную часть жилплощади и оформив это установленным порядком. Чаще всего подобные процедуры проводятся через суд.
А если квартира приватизирована? Общая собственность в этом случае делится на несколько паевых частей по числу новых собственников. Затем каждый из них переоформляет выделенную долю в свою собственность, получает на нее правоустанавливающие документы и, если нужно, и ордер.
Ордер с момента вступления в силу новой редакции ЖК (2005 год) утратил свою силу. Больше того такого понятия в новом ЖК попросту нет. Поэтому и нет особой необходимости заниматься его получением, восстановлением, если утерян, разделением и так далее. Иногда, правда, его требуют в процессе приватизации, в качестве правоустанавливающего документа. Но это требование не имеет под собой законных оснований.
Читайте также, что такое приватизация жилья, с чего начать процесс приватизации, какие документы нужно подготовить, как приватизировать квартиру с помощью МФЦ и сайта госуслуг.
Как восстановить ордер на квартиру и необходимо ли этим заниматься
Раньше был только один документ, который являлся подтверждением права занимать конкретную жилплощадь, и это ордер. Если гражданин утратил его, то он должен незамедлительно сообщить об этом в соответствующий орган. Из этого возникает вопрос, как восстановить ордер на квартиру?
Делается это несколькими способами, но существуют и аналоги документа. Далеко не каждый гражданин знаком со всеми тонкостями процедуры восстановления ордера. Поэтому стоит разобрать этот процесс более детально, останавливаясь на всех тонкостях процедуры.
Что такое ордер на квартиру и как его получить
Оформлением этой справки уже давно не занимается никакое уполномоченное учреждение. На данный момент он практически не обладает юридической силой, но провести процедуру приватизации без него будет затруднительно.
Под нанимателем принято понимать лицо, несущее ответственность за помещение, а также имеющее право им пользоваться. Только на него может быть выписан ордер.
Существуют разные виды ордера, но всего их четыре:
Какие документы заменяют ордер на квартиру
Наличие ордера позволит значительно сократить время, которое отводится на процедуру приватизации. Если же гражданин потерял справку, то процесс потребует осуществления дополнительных действий.
Договор соцнайма служит аналогом ордера и для его оформления потребуется представить:
Так как каждый случай является индивидуальным, для оформления могут потребоваться дополнительные бумаги.
Следующие документы являются аналогами ордера:
На выдачу договора найма жилой площади могут рассчитывать только те граждане, которые в состоянии представить ордер или письменное подтверждение его утраты.
Важно! Восстановить можно только копию ордера или же заменить его аналогам, который позволяет гражданину осуществлять процедуру приватизации жилплощади.
Как восстановить ордер на квартиру?
При обращении в соответствующий орган с необходимым пакетом бумаг, заявитель сможет претендовать только на получение копии ордера.
Оригинал получить невозможно по той причине, что документ больше не выпускается. Если ваше жилье уже приватизировано, то этот документ вам и не понадобится, если же нет, то проблема решаема.
Как осуществляется восстановление ордера на квартиру:
Где взять ордер на квартиру?
В случае подачи искового заявления потребуется сделать копии паспортов всех членов семьи заявителя, имеющих право проживать на конкретной жилплощади. А также копии квитанций по коммунальным платежам.
Уполномоченные органы не всегда идут на встречу обращающимся, поэтому с заключением договора могут возникнуть проблемы. В этом случае необходимо представить сотрудникам бумаги, которые они требуют.
Если заявитель считает, что отказ был дан неправомерно, то можно подготовить исковое заявление в суд или же заняться переоформлением ордера.
Где восстанавливается
Восстановлением документа уполномочены заниматься несколько органов:
Список можно дополнить судом, но обращаться в этот орган нужно в последнюю очередь. Основанием может послужить отказ всех вышеуказанных инстанций в восстановлении копии ордера или оформлении договора соцнайма.
Важно! Заявитель должен понимать, что восстанавливать ордер нужно сразу же после его утери.
Какие документы потребуются
Для оформления документа, который будет служить подтверждением права проживания в конкретной квартире, потребуется подготовить следующий пакет бумаг:
На оформление документа может уйти до двух месяцев. Когда все поданные бумаги будут проверены, всю информацию о заявителе внесут в электронную базу. Если заявка будет одобрена, то гражданин получит договор соцнайма, который позволяет осуществить процедуру приватизации.
Восстановление документов на кооперативную квартиру
Если документы были утеряны, то потребуется обратиться к председателю ЖК. Для этого нужно составить заявление, в котором указываются обстоятельства, послужившие утере документации.
После того как заявитель подаст заявление, обращение будет рассмотрено на общем собрании. В случае положительного исхода начнется подготовка ходатайства о выдаче новой документации.
Важно! Кооператив одобрит заявку только в том случае, если гражданин представил справки о внесении паевых взносов. Если они были потеряны, то нужно обратиться к бухгалтеру жилищного кооператива.
Отказ в восстановлении документов на неприватизированную квартиру
О восстановлении бумаг говорится выше, но заявитель может и получить отказ. На это есть несколько причин:
В каких случаях может потребоваться?
Ордер нужен только для осуществления приватизации, но учитывая тот факт, что существуют аналоги, некоторые граждане считают его бесполезным. Однако это не так, наличие этой справки позволит не тратить много времени на приватизацию, а еще заявитель не получит отказ в проведении процедуры.
Если гражданин является собственником советской неприватизированной квартиры, то он должен сохранить документ у себя. Его отсутствие значительно затруднит процедуру приватизации.
Важно! Если квартиросъемщик умер, то копия документа будет передана его ближайшему родственнику.
Можно ли получить больше 1 ордера
Законодательство позволяет заключить как одну справку на квартиру, так и несколько. Для этого гражданину потребуется выделить каждому члену семьи часть жилплощади, разделив счета. После этого квартира станет коммунальной. Данная процедура осуществляется только через суд, а также занимает немалое количество времени.
Если же жилая площадь приватизирована, то на каждого члена семьи оформляется доля. После чего каждый из них должен оформить ее в собственность и получить необходимые документы, включая ордер.
Приватизация и ордер
Как восстановить ордер на муниципальную квартиру если он утерян?
Перед осуществлением процедуры приватизации важно ознакомиться со всеми ее ограничениями:
Как было сказано выше, ордер требуется только при осуществлении этой процедуры. Даже если гражданин потерял его, он все равно может приватизировать помещение.
Приватизация жилья без ордера
Перед началом приватизации важно убедиться в том, что для этого есть все необходимые бумаги, а также в отсутствии ограничений на эту процедуру.
Документ уже давно был отменен законодательством РФ, но он все еще может потребоваться. Поэтому возникает вопрос, как восстановить утерянный ордер на квартиру?
Необходимость его представления возникает в том случае, когда нужно осуществить процедуру приватизации. Существуют документы, которые позволяют его заменить, но с этим могут возникнуть трудности.
Можно ли приватизировать квартиру если ордер был утрачен:
Ордер на Квартиру
Среди документов на жилплощадь ордер занимает особое место. Данный документ содержит основную информацию о жильцах и занимаемых ими квадратных метрах и в ряде случаев позволяет восстановить правоустанавливающие документы на жилье.
Что такое ордер и как он выглядит?
Ордером на квартиру называют документ, позволяющий осмотреть жилплощадь и заселиться. До распада СССР являлся основной бумагой, дающей право на проживание в служебном жилье.
В настоящее время ордер выдается лицу, получившему право на проживание в муниципальной или служебной квартире для заселения.
Ордер представляет собой документ формата А4, в котором отображены следующие сведения:
Ордер состоит из двух частей – основного листа и отрывного корешка, который остается в уполномоченном органе, выдавшем документ.
Где получить
Выдача ордера происходит на основании договора социальной аренды муниципального жилья или трудового договора с организацией, а также при получении права на общежитие студентам очных отделений вузов.
Лицам, получившим право на социальную аренду, ордер выдается при подписании договора найма в жилищном комитете местного муниципалитета.
Получившим служебное жилье, работникам, кадровым военным и студентам вузов ордера выдаются перед заселением или в отделе кадров, комиссариате или деканате вуза соответственно.
Заключение договора о социальном найме не всегда предполагает моментальное заселение в квартиру. Выдача ордеров и вселение оформивших договор социального найма лиц на практике происходит по мере появления свободных комнат или квартир.
Получение ордера осуществляется без очереди для следующих лиц:
Для получения ордера военные должны представить следующие документы, согласно п. 32 Постановления Правительства № 1054:
Полученный ордер дает право на вселение в течение срока, указанного в документе.
Как восстановить
При утрате ордера его необходимо восстановить, чтобы пользоваться жилым помещением законно. Для восстановления следует обратиться в уполномоченную службу, где хранится отрывной корешок ордера, с документами:
Восстановление ордера занимает 2-5 дней, в зависимости от работы уполномоченного органа, выдавшего разрешение на проживание.
Если на квартиру кроме ордера нет других документов, то восстановление документа происходит в судебном порядке.
Отсутствие договора социального найма возможно при получении квартиры в период до 2001 года, когда единственным документом на неприватизированное жилье во многих муниципалитетах являлся ордер, полученный от предприятия. При обращении в суд следует предъявить квитанции об оплате коммунальных услуг и заручиться показаниями свидетелей-соседей, подтверждающих проживание истца в указанной квартире.
Как разделить ордера в приватизированной квартире
Раздел ордеров на несколько, часто требуется в муниципальных квартирах при бракоразводных процессах или при желании части жильцов нанимать жилье у властей по отдельному договору. Такое желание может возникнуть по причине:
Разделение ордера позволяет отделить деятельность соседей по квартире и отвечать только за собственные действия.
Для разделения коллективного ордера на индивидуальные необходимо:
При принятии решения муниципальные власти оценивают размеры изолированных площадей, приходящихся на отдельные семьи после разделения ордеров. Минимальная площадь на одного человека не должна быть меньше 12 кв. м.
Военные и работники предприятий, проживающие в служебном жилье, подают заявление коменданту воинской части или начальнику отдела кадров соответственно.
В тексте заявления указывается:
Если квартира уже приватизирована в общую собственность, то ее разделение на доли по ордеру позволяет жильцам каждой изолированной территории квартиры получать отдельные счета за электричество и другие коммунальные ресурсы.
После приватизации квартиры ордера перестают действовать, но разделение квартиры происходит на доли, пропорциональные указанной в ордере жилплощади.
Получение квартиры по ордеру
Заселение в жилое помещение при наличии ордера происходит в следующем порядке:
Ордер предъявляется коменданту служебного или студенческого общежития, а при муниципальной аренде заведующему домоуправлением.
Оплата найма жилья по ордеру может быть дифференцированной по фактически потребляемым коммунальным услугам, при заселении в муниципальное жилье, или вноситься авансом в виде единого ежемесячного платежа – при заселении в служебное или студенческое общежитие.
После сдачи ордера коменданту заселяемый подписывает акт приемки и 2 экземпляра описи имущества, один оставляя у себя. Опись содержит перечень мебели и техники в сдаваемом жилом помещении, а также отметки о наличии косметического ремонта (обои, шторы и т.д.).
При переселении в другое жилье в связи с переездом, ордер на новую жилплощадь не выдается до полной сдачи предыдущего места жительства по описи. В случае утраты или порче части имущества, оно подлежит компенсации за счет проживающего.
Как приватизировать квартиру без ордера
Приватизация квартиры происходит на основании решения органов местного муниципалитета, которое выдается вне зависимости от наличия ордера.
Приватизировать без ордера можно только муниципальную жилплощадь, занимаемую по договору социального найма.
Служебное жилье и квартиры военнослужащих приватизируются по ордеру и при наличии соответствующих льгот по выслуге лет.
Для проведения приватизации квартиры без ордера следует:
Для приватизации квартиры потребуется договор социального найма, копия паспорта, а также договор купли-продажи, если право найма было приобретено после 1992 года.
В заявлении на приватизацию нужно указать:
В отсутствие ордера с указанием точных параметров жилого помещения, для оформления технического паспорта необходимо вызвать специалистов из БТИ для проведения замеров и оформления плана-экспликации.
После оформления техпаспорта квартира ставится на учет в Росреестре с присвоением постоянного кадастрового номера.
По факту регистрации квартиры и при наличии права социального найма муниципальные власти выдают разрешение на приватизацию. С данным документом необходимо вновь обратиться в Росреестр, приложив квитанцию об оплате госпошлины (350 рублей), а также полученный техпаспорт.
Смотрите видео пошаговая инструкция как приватизировать квартиру:
Вопрос-ответ
Является ли ордер правоустанавливающим документом? – Да, является, но только при отсутствии других правоустанавливающих бумаг. При социальном найме таким документом является договор с муниципалитетом.
Где хранится ордер на квартиру? – Ордер хранится у представителя домоуправления при социальном найме или у коменданта общежития при проживании на служебной жилплощади.
Сколько ордеров на квартиру может быть? – Число ордеров, выдаваемых на одну жилплощадь, зависит от количества проживающих семей, не может превышать число комнат в квартире. Один человек может иметь только один ордер на жилое помещение.
Ордер является документом, свидетельствующим о наличии права проживания в служебном или муниципальном жилье и определяющим срок проживания и количество занимаемых квадратных метров. При утере правоустанавливающих документов, их можно восстановить по ордеру.
Что такое ордер на квартиру и как его оформить
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-93. Это быстро и бесплатно!
О том, как определить, приватизирована ли ваша квартира, с чего начать процедуру оформления в собственность, можно ли сделать это через риэлтора или по доверенности, а также о том, как быть, если кто то из прописанных против приватизации и можно ли добиться права на оформление через суд, вы можете узнать из наших статей.
Суть документа
Юридический статус данный документ утратил с принятием нового ЖК РФ в 2005 году. Поэтому на сегодняшний день такого наименования в списках на приватизацию нет. Однако наличие этой бумаги необходимо для составления договора найма, а значит, без неё оформление в собственности не осуществимо.
Узнайте на нашем сайте о том, можно ли приватизировать кооперативную или служебную квартиру, жилье военнослужащего, долю, комнату в коммуналке или общежитии, а также квартиру с долгами.
Восстановление
Как приватизировать квартиру по ордеру? Как уже отмечалось, ордер утратил юридическую силу в наше время, поэтому оформить приватизацию на основании именно него невозможно. Тем не менее, взамен нужно оформить договор найма.
Где взять ордер на квартиру для приватизации? Для восстановления ордера нужно обратиться в органы местного самоуправления, на территории которых расположено жильё. В архиве этой структуры должны сохраниться записи о выделении жилья конкретному лицу. На основании архивных записей выдаётся справка об основаниях на вселение.
Дубликат ордера на квартиру для приватизации, в настоящее время, получить невозможно, так как такого документа больше не существует.
Сохранность ордера значительно сократит время на оформление приватизации жилплощади, а также исключит отказ властей в составлении договора передачи квартиры в собственность физическим лицам.
Но его отсутствие не катастрофа. Конечно, придётся приложить дополнительные усилия, чтобы должным образом оформить право проживания по конкретному адресу, но, тем не менее, вопрос имеет свой порядок действий.
Как приватизировать квартиру, если нет ордера? Заменой утратившей силу бумаги служат договора найма жилого помещения. Именно они в настоящее время служат основанием для проживания на определённой муниципальной жилплощади.
Если организация, которой принадлежит здание, оформляет все документы как положено по закону, то у жильцов уже есть бумага взамен утративших силу. Но на практике не всегда у чиновников наблюдается подобный порядок ведения дел.
Договора заключаются трёх видов, в зависимости от статуса жилья и организации собственника:
В каждом из них содержится информация о площади и адресе занимаемого помещения. В них включаются все граждане, зарегистрированные на момент его оформления в квартире.
Но для того чтобы составить договор, необходимо предоставить ордер или получить сведения о его существовании ранее.
Алгоритм действия в этом случае следующий:
Обращение в судебные органы избавит вас от необходимости хождения по архивам и поиска нужных талонов и справок. Суд запросит всё необходимое самостоятельно.
В исковом заявлении нужно только представить справку о прописке на данной жилплощади и приложить отказ администрации в составлении договора.
Оформление приватизации
Оформив договор, обращайтесь с заявлением в организацию, занимающуюся вопросами приватизации по месту вашего жительства.
К заявлению нужно будет приложить:
Данный пакет документов и заявление можно подать через МФЦ.
После рассмотрения документов и принятия решения с вами будет заключён договор о приватизации, на основании которого в Росреестре можно будет получить Свидетельство о собственности на квартиру.
Сроки и стоимость
На оформление договора найма, после предоставления ордера или талона к нему, понадобится до 30 дней. Всё зависит от расторопности и ответственности выполняющих работу сотрудников. Дальнейшее проведение процедуры займёт около двух месяцев.
Согласно Административному регламенту (п.2.7.1) на оформление передачи квартиры в собственность граждан отводится 46 рабочих дней.
При оформлении нужно будет заплатить госпошлину:
В общей сложности на оформление всех необходимых бумаг понадобится около 5 тысяч рублей.
Спорные вопросы
При оформлении процедуры приватизации жилья на основе ордера, граждане часто получают отказ администрации. Наиболее распространёнными являются следующие причины:
Факт того, что кто-либо ранее был вписан в ордер, не означает, что он должен быть включён в договор. Поэтому участником приватизации данный гражданин не является и доля ему не выделяется.
Данные действия организации неправомерны. Если ордер утерян, ДЭЗ обязан заключить с жильцами договор найма.
Основанием для этого является Справка о зарегистрированных, плюс к ней можно приложить выписку из лицевого счёта и поквартирную карточку. Необоснованный отказ организации необходимо обжаловать в суде, предварительно можно подать жалобу в Жилинспекцию.
Основанием для приватизации служит договор найма и Справка о зарегистрированных.
Оформить приватизацию жилплощади в настоящее время вы можете как, имея на руках ордер, так и при его утере. Приложите немного усилий для сбора документов, и жилплощадь благополучно станет вашей собственностью.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-93 (Москва)
Это быстро и бесплатно!
Как оформить ордер на квартиру и для чего он нужен?
В советское время при получении, покупке и переоформлении недвижимости одним из документов, который подтверждал право на жилье, выступал ордер.
Он имел юридическую силу до 2005 года и мог использоваться при совершении передачи права на недвижимость. На сегодняшний день, порядок осуществления сделок с этим документом был изменен.
Итак, давайте более детально рассмотрим, что же такое ордер, является ли ордер на квартиру правоустанавливающим документом, как оформить/восстановить справку в 2018 году.
Понятие
На сегодняшний день ордер на жилое помещение не имеет никакой юридической силы, потому как его заменили другими правоустанавливающими документами.
Современными правовыми формами, подтверждающими право собственности, являются:
Для новостроек и зданий, построенных уже после советского союза, этот документ не имеет никакого значения. Что же касается владельцев недвижимости, полученной по ордеру, то они не смогут полноправно распоряжаться квартирой без этого документа. Справка понадобится им при приватизации жилья, продаже квартиры и многих других юридических операциях.
Ордер – это справка, выданная государственными представителями советского союза, которые совершали распределение жилой площади между трудящимися. Она содержит информацию о здании, его технических характеристиках, владельце и прописанных субъектах.
Внимание! В современном законодательстве подобным документом является свидетельство о праве собственности, которое выдается Росреестром.
Государством было разработано несколько классов ордера. Причиной создания классификации стала необходимость определить права и обязательства получающего. Всего существует 4 видов ордера (2 полностью исключенных из документооборота и 2 предназначенных для приватизации):
Прием квартиры у застройщика
Последние два ордера служили основанием для оформления основного, который подтверждал право субъекта на недвижимость.
Особенности справки и ее предназначение
Справка действовала на протяжении 5 рабочих дней, в течение которых субъект должен был посетить жилье и принять решение принимать квартиру или нет. При положительном ответе оформлялся акт приема-передачи и основной ордер о заселении. Если же человек не хотел получать именно эту квартиру, то он писал отказ, где указывал причину своего решения.
В основной справке указывалась следующая информация:
Данный документ составлялся в двух экземплярах. Один вручался владельцу квартиры, а второй хранился в мэрии.
Важно! Чтобы восстановить ордер на квартиру, нужно обратиться в местную мэрию и подать запрос на получение копии архивного ордера.
Если владелец приватизировал квартиру, то хранить ордер ему более не нужно. Документом, подтверждающим право на жилье, является свидетельство, выданное регистрационной палатой.
До 2005 года ордер использовался в муниципальном жилье, однако на сегодняшний день он полностью заменен договором социального найма и более не фигурирует в данном правовой сфере.
Единственным случаем, когда может возникнуть необходимость в ордере, является приватизация недвижимости. Во всех остальных ситуациях владелец квартиры обязан использовать уже современные правоустанавливающие документы.
Оформление ордера
Если ранее ордер на жилье являлся единственным правовым документом, то в сегодняшнем законодательстве существует три разных категории передачи права собственности на недвижимость.
Что такое закладная на квартиру при ипотеке?
В советское время вся недвижимость была собственностью местных ведомств и передавалась различным организациям при подписании договора социального найма. После, уже компания обеспечивала своих подчиненных жильем и вручала им квартиры. Чтобы подтвердить проживание по новому адресу, субъект должен был обратиться в местную мэрию и оформить ордер, подтверждающий вселение в квартиру.
Сейчас жилье является собственностью муниципалитетов и именно с ними подписываются все необходимые документы. Оформление ордера более не является актуальным.
Внимание! Юридическую силу ордер имеет только в том случае, если вместе с ним был подписан договор социального найма. В противном случае, доказать право на собственность будет трудно, а в некоторых случаях – невозможно.
Что же касается неприватизированной недвижимости, то без ордера зарегистрировать квартиру и доказать на нее право будет проблематично. Переживать из-за потери справки не стоит, потому как восстановить ордер на квартиру довольно просто.
Для этого можно обратиться в следующие государственные структуры:
Если ни один из визитов не даст результата, то единственным способом восстановить документы будет поиск всевозможных архивных справок, с помощью которых можно было бы доказать право на недвижимость.
Стоит помнить о том, что информация о владельце, заселении и прочих процедурах, связанных с социальным жильем, фиксируется не только в ордере, но и других нормативно-правовых актах.
Важно! Работники административных архивов не имеют права отказать в предоставлении запрашиваемых документов.
Что же касается ордера, то выдать дубликат документа сотрудники архива не имеют права. При подаче запроса, они оформляют специальную справку, где указывают информацию из ордера, подтверждающую право проживания в квартире.
Можно также проводить восстановление документации через суд. В данном случае уже представители власти совершают запрос на различные юридические бумаги (выписку из домовой книги, договор соц. найма и т.д.).
Приватизация и ордер
Основной причиной, из-за которой может понадобиться восстановление ордера является приватизация недвижимости. Квартира, полученная по ордеру, считается собственностью государства. Полноправным владельцем жилья субъект может стать только после того, как приватизирует муниципальную собственность.
Регистрация права на жилье происходит следующим образом:
Ключевым документом в приватизации является договор социального найма. Без этого соглашения получить одобрение владелец недвижимости не сможет. Что же касается ордера, то, как правило, его отсутствие не мешает приватизации.
В большинстве случаев, государственные сотрудники просят написать заявление об утере, а после, самостоятельно делают запрос в архивы. Некоторые учреждения все же не желают рисковать, а потому требуют восстановить документ. Такая развязка в юридической практике бывает довольно редко.
Получение ордера в нескольких экземплярах
В данном случае обычная недвижимость получает статус коммунальной квартиры. Во время регистрации совершается определение долей, разделяются счета и т.д. Осуществить данную процедуру можно только через местный суд.
Подобная приватизация потребует намного больше времени, потому как перед самим оформлением права собственности, необходимо совершить деление на паевые доли. При этом, подготовку документов, написание заявлений и многие процедуры каждый собственник должен совершить лично.
Ордер на квартиру
Ордер на квартиру – это документ о предоставлении жилой площади, за счёт государства. На основании его предоставления правообладатели получали возможность вселения на предоставленную жилую площадь.
Имел юридическую силу до принятия нового Жилищного законодательства (2005 год). До обозначенного периода выступал в роли правоустанавливающего основания, но данный статус утратил силу, посредством юридических инноваций жилищного права.
Впоследствии заменялся договорами социального найма или свидетельствами о праве собственности – при приватизации помещений. Договор социального найма и свидетельство о приватизации предоставлялись только на обозначенном основании.
Сегодня оно утратило правоспособность для приватизированных или оформленных в наём квартир. Но иногда встречаются ситуации, когда юридическое оформление жилья соответствующим образом не проведено, что требует подтверждения возникновения у граждан права на получение жилья.
В обозначенный документ вносились сведения:
Если брак распадался, и бывшие супруги разъезжались в результате размена – в новых помещениях оформлялась новая документация, вносившая в правоустанавливающую документацию соответствующий перечень жильцов.
При заключении повторного брака и появлении новорожденных детей, заселившиеся граждане получали прописку в роли членов семьи, но не вносились в данный документ.
Срок действия ордера юридически не ограничен.
Фактически он измеряется потребностью в данной документации. После соответствующего оформления недвижимости, по регламенту норм жилищного законодательства, в наём или в собственность – действие ордера прекращается.
Договор социального найма на квартиру
Для заключения соглашения о найме требуется представить в департамент следующую документацию:
Так как ордера выдавались несколько десятилетий назад, допускается существенное изменение обстоятельств в формировании семьи.
Граждане, которые сегодня претендуют на оформление помещения, могли так же родиться позднее, чем выдавалось соответствующее разрешение на заселение.
В силу этого они могут быть не вписаны в документ, что снизит эффективность его применения в процедуре переоформления жилья. Для подтверждения законности владения квартирой, таковым придётся предъявить доказательство родственной связи с лицом, которому выписывался документ при вселении на занимаемую площадь.
Доказательством родственной связи служат свидетельства о рождении, если помещение ранее принадлежало родителям и свидетельство о браке, если жильё получала мать, которая впоследствии сменила фамилию при замужестве. Если документ выписан на покойных родителей – представляются свидетельства о смерти.
После оформления договора с муниципальным образованием, допускающим использовать в наём занимаемую площадь, ордер полностью утрачивает своё назначение.
Он более не потребуется в каких бы то ни было гражданских операциях – таковые будут опираться на условия найма.
Ордер на квартиру при приватизации
Не менее существенную роль играет обозначенный документ при переоформлении в собственность, которая опирается на нормы положений Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г. Здесь возникают те же проблемы с определением правоспособности, как и при оформлении договора.
В силу обозначенного закона, право на долю в квартире имеют все члены семьи, прописанные в данный момент на её площади. В то же время, правоустанавливающим основанием при приватизации жилья служит ордер. Предусматривается, что выдача такового допускает наличие сведений, которые разнятся с реальным положением дел.
Бывшие собственники могли умереть, а не вписанные в перечень заселившихся жильцов, дети или внуки покойных – в настоящее время вправе восстанавливать юридическую правоспособность.
В силу того, что в данной ситуации граждане приобретают недвижимость в собственность, к ним предъявляются иные критерии, требующие документального подтверждения законности притязаний на переоформление жилья.
Утерянный документ потребуется восстановить, доказав родство с лицами его получившими.
Налоговая декларация при покупке квартиры
В данной ситуации предъявление ордера не потребуется.
Ордер успешно заменяет документация по оформлению найма.
При условии, что данное соглашение с администрацией не заключено – предъявляется ордер.
Как и где получить в случае утери ордер на квартиру
Если документ утерян или подвергался порче, что затрудняет использование, его следует восстановить.
Это потребуется при условии, что владелец помещения:
Для его восстановления следует обратиться в Ремонтно-эксплуатационную компанию или Жилищно-эксплуатационное управление, обслуживающее здание, в котором проживает заинтересованное лицо (см. Формы управления многоквартирным домом). Подать уполномоченному должностному лицу заявку на восстановление документа.
В любом случае, если документ утерян – дубликат его не выдаётся, так как в настоящее время выдача данного документа прекращена действием настоящего Жилищного кодекса.
Вместо этого, заявитель получает не дубликат документа, а выписку со сведениями:
Полученную справку следует предъявить по назначению.
Если в обозначенных организациях сведений по запросу не найдено – заявитель получает мотивированную выписку с отказом.
С этой выпиской требуется подойти в архив администрации населённого пункта и подать заявку на поиск архивных данных.
Найденные в архиве сведения так же оформляются официальной выпиской и удостоверяются уполномоченным должностным лицом. Они пригодны к предъявлению по назначению – для приватизации или оформления социального найма.
Если архив не располагает требующимися сведениями – заявитель получит мотивированный отказ. В этом случае допустимо обратиться в суд на признание права использования помещением, с последующей приватизацией или подписанием договора с муниципалитетом.
По восстановлению правоспособности распоряжения помещением, обращаются в районный суд по месту расположения здания.
К исковому заявлению прилагают выписку из поквартирной книги, с подтверждением регистрации по указанному адресу и отказ, полученный в архиве администрации.
Кооперативные квартиры изначально оформлялись в полноправное распоряжение владельцев после полной выплаты паевых взносов, соразмерных стоимости жилья. В период действия предшествующего Жилищного законодательства так же выдавались ордера для заселения в помещения.
Право собственника закреплялось отдельной документацией, констатирующей факт уплаты соразмерной доли паевого взноса или полной стоимости кооперативного жилья.
Новые положения ЖК РФ определили положение о регистрации на основании Федерального закона о регистрации № 122-ФЗ от 27.07.97 г.
Проведение регистрации объекта собственниками, в качестве юридических последствий регистрации, обеспечивало таковых свидетельствами о праве собственности. До момента выкупа полной стоимости пая, квартира находилась в ведении кооператива как юридического лица.
С упразднением роли ордеров, аннулировались и старые виды управления кооперативами. В настоящее время они обозначены как Товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Теперь, вступая в кооператив, члены ТСЖ оформляют договор на основании положений учредительной документации. После погашения стоимости помещения, оно переходит в их полное владение, с оформлением правоудостоверяющей документации.
Если ордер на кооперативное жилье, полученный в первые годы настоящего столетия (или ранее) утерян – восстановить сведения можно через правление ТСЖ, что не станет столь обременительным, как в случае с государственными квартирами.
На основании выписки, предъявленной правлением, граждане может провести регистрацию недвижимости, с получением правоустанавливающей документации.
Можно ли разделить или переписать ордер на квартиру
В настоящее время никакие операции с ордерами не совершаются. Но при подаче заявления на приватизацию или оформление договора с муниципалитетом, допускается изменение сведений, внесённых в него.
Например, при приватизации допускается разделение квартиры на всех жильцов, которые являются членами семьи правообладателя. Собственность устанавливается в долях, что отражается в свидетельстве о приватизации. Основанием раздела служат заявления проживающих, с приложением соответствующей документации.
Переписать право на помещение так же допустимо при оформлении договора социального найма.
В этом случае наниматель пишет в уполномоченный орган заявление, с запросом о переоформлении владельца недвижимости, которым может быть только близкий родственник.
Впоследствии оформленный договор не изменяется. Перезаключить его допустимо только после смерти титульного владельца.
Но процесс разделения площади квартиры в долях между участниками приватизации, так же, как и процедура изменения статуса правообладателя – не вносятся в ордер. Не включается в него и иная информация, изменяющая его изначальный вид и принадлежность.
Что такое ордер на квартиру? Как классифицировать документ? Нужен ли он в РФ? Как восстановить?
Ордер на квартиру – документ, назначение которого заключается в подтверждении прав собственности на жилье. Ордер применялся во время существования СССР и выдавался на руки гражданам, которые получали квартиру от государства.
Понятие
Во времена СССР ордер являлся единственным документов, который мог подтвердить право лица проживать на жилплощади, выданной государством.
Кстати и сейчас многодетные и молодые семьи могут получить квартиру от государства.
В настоящий момент документ полностью утратил свою силу, так как после развала Советского союза был заменен на другие правовые формы (договор найма, договор о покупке жилья и т.д.).
Несмотря на потерю актуальности, без документа сложно провести ряд важных юридических операций. Так, гражданину будет гораздо сложнее провести приватизацию, если тот не предоставит соответствующий ордер (см. также – какие ещё нужны документы для приватизации).
Ордер представляет собой справку, которая выписана на имя лица, распоряжающегося жилплощадью в рамках определенных законов СССР. Помимо ответственности, в документе обозначены граждане, зарегистрированные в этом помещении.
Классификация документов
Всего выделяют четыре типа ордера. Каждый из классов необходим для решения определенных типов вопросов:
Представленные выше два ордера на квартиру в настоящий момент полностью исключены из документооборота. Их нельзя использовать в целях приватизации жилья или прочих юридических действий.
Следующие два ордера встречаются при проведении некоторых операций, в частности при приватизации жилплощади:
Форма справки
Смотровой документ представляет собой одностраничную справку, которая выдается в мэрии города. В ордере указывается информация о гражданине, который проводит осмотр, адрес, площадь жилья и количество комнат.
Важно: Следует различать акт приема-передачи и смотровой ордер. Подписание последнего документа не накладывает на лицо обязанности на прием жилья.
Срок действия документа составляет 5 дней. За это время гражданин должен решить: принять предоставленную квартиру или отказаться, указав причины. При согласии лица в городской администрации начинается процедура оформления основного ордера на заселение.
Форма документа на заселение аналогично смотровому. Здесь указывается следующая информация:
При этом одна часть ордера хранится непосредственно на руках у собственников, а другая – в архиве мэрии.
Необходимость ордера в современной России
Необходимость документа зависит от вида жилья:
Замечание: Единственная ситуация, когда может потребоваться ордер – приватизация жилого помещения. В этом случае наличие документа в несколько раз ускоряет бумажную волокиту.
Оформление ордера
Обновленный жилищный кодекс 2005 года официально заменил ордера договорами, которые юристы делят на 3 типа:
В СССР, когда все жилые помещения находились в собственности ведомств, договор социального найма заключался организациями, обеспечивающими своих работников жильем, а не самими гражданами.
Ордер оформлялся исполкомом и являлся официальным подтверждением факта вселения в жилье.
В настоящее время все неприватизированные квартиры находятся в расположении муниципалитетов, из-за чего надобность в двух одинаковых документах отпала.
Получить ордер после 2005 года в современной России невозможно, однако при оформлении справки до указанной даты, документ остается юридически действительным, поэтому хранить его будет не лишним.
Замечание: При наличии такой справки на жилье, у владельца на руках должен быть еще один документ – соглашение соцнайма. Именно на его основании можно подтвердить права собственника на квартиру.
Восстановление утраченной справки
Несмотря на то, что ордера повсеместно вытесняются различными договорами, его утрата в разы замедляет процедуру приватизации жилплощади, из-за чего у некоторых граждан возникает потребность в восстановлении документа.
Замечание: Настоятельно рекомендуется начать восстанавливать документ сразу после его утраты. Этот процесс нетрудный, однако, требует некоторого времени на бюрократические операции.
Процедура восстановления утраченного документа состоит из 3 этапов:
Помимо указанного выше способа, доказать право собственности на квартиру можно путем обращения к архивам, расположенных в местной администрации. Здесь содержаться не только сведения о владельце квартиры, но и копии справки и соглашения о социальном найме. При заполнении заявления местная администрация обязана предоставить запрашиваемые человеком документы.
Замечание: Администрация не имеет право выдавать дубликат ордера, так как он не заявлен в нормативных актах РФ. Гражданин получает на руки документ с указанием справки, на основании которой имеет право проживать на жилплощади.
Что касается восстановления утраченных документов в судебном порядке. Вся информация о зарегистрированных в квартире гражданах хранится в домовых книгах, органах ФМС и т.д., поэтому вернуть данные через суд не составит большого труда.
Ордер и приватизация
Наиболее частной причиной, по которой лицу требуется ордер – приватизация. В этом случае все документы на жилье сдаются в местную администрацию, а взамен между человеком и властями заключается соглашение о передаче квартиры в собственность. В ходе этой операции такие документы, как ордер и договор социального найма полностью теряют свое юридическое назначение.
Несмотря на то, что администрация требует сдачи ордера, его утрата не мешает лицу приватизировать квартиру. Владельцу достаточно написать заявление об утрате, после чего местные власти самостоятельно найдут сведения в архивах.
А вот в случае утраты соглашения о социальном найме, оно подлежит обязательному восстановлению, так как является обязательным документов, подтверждающим юридические права гражданина на приватизацию жилого помещения.
Замечание: Нередко чиновники перестраховываются и отказывают гражданину в договоре без предоставленного ордера. Решить спор можно двумя способами — в судебном порядке или путем переоформления документа.
Получение двух и более справок на квартиру
Из-за отсутствия юридической силы у ордеров на квартиру, необходимость в получении подобных документов отпадает. Однако при наличии у человека нескольких близких родственников, между которым нужно поделить жилплощадь, лицо может получить несколько ордеров.
Для этого необходимо изменить статус квартиры на коммунальную, разделив между членами семьи счета, площадь и т.д. Процедура проводится в судебном порядке и требует больших временных затрат.
В случае приватизированной квартиры, жилплощадь необходимо разбить на несколько паевых частей, число которых соответствует количеству будущих собственников. После этого каждый гражданин оформляет выделенную для него площадь со всеми сопутствующими документами (в том числе и ордер).
Приватизация квартиры при потере ордера (видео)
Видео с четким ответом на вопрос: возможно ли приватизировать квартиру при утрате ордера?
Несмотря на то, что после вступления в силу нового Жилого кодекса, ордера на квартиры потеряли свою юридическую силу, факт бережного хранения документа никто не отменял. В современной России местная администрация при приватизации муниципального жилья в большинстве случаев требует ордер в качестве подтверждения прав на проживание в квартире.
Что такое ордер на квартиру
В советское время установить свое право на квартиру можно было при наличии ордера. Приватизация квартиры и другие процедуры с этим имуществом были просто невозможны без этого документа. В статье расскажем, что такое орден на квартиру, что делать, если вы потеряли его и какими документами можно заменить.
Фото с Flickr.com — Что такое ордер на квартиру
Ордер на квартиру — это основной документ, который выдавался районным Советом и давал разрешение человеку и его семье на вселение в квартиру.
С помощью этого документа человек мог доказать в советские времена, что он действительно является собственником бесплатного жилья, которое ему выдало государство. На сегодняшний день ситуация изменилась.
Ордер на квартиру в современном мире не имеет никакой юридической силы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКак бесплатно получить квартиру
Документы, которые заменяют ордер на квартиру
Этот документ в соответствии с Жилищным кодексом 2005 года заменяется договорами, которые можно условно разделить на три вида:
Площадь квартиры, которую выделяет человеку государство, определяется одним из видов этого договора. Например, если человек подписал безвозмездный договор, то жилищная площадь одного человека составляет восемнадцать квадратных метров. Исключением в этом случае являются инвалиды. Людям, имеющим документально подтвержденную группу инвалидности, жилплощадь в соответствии с этим договором может быть увеличена. При подписании коммерческого договора нет ограничений к квартирных условиях. Но при подписании этого документа владельцы квартиры не смогут оформить снижения уровня оплат на коммунальные услуги. Социальный договор оформляется на бессрочной основе, другие варианты договоров оформляются сроком на пять лет.
Особенности заключения договора
Для заключения договора человеку необходимо обратиться в Управление Департамента Жилищной Политики. При себе он должен иметь соответствующие документы:
Сотрудники Управления Департамента Жилищной Политики изначально произведут проверку предоставленных документов, а после этого занесут данные заявителя в соответствующую базу данных. Ответ с этого органа придет заявителю в течение 30 дней с момента подачи заявки. Согласно действующему законодательству право на жилье будет у людей, которые не имеют имущества и нуждаются в нем. Для выдачи жилья по этому договору изначально производится расчет доходов на каждого члена семьи. Если они имеют какое-либо имущество, тогда производится расчет его стоимости. В том случае, если Управление Департамента Жилищной Политики примет положительное решение, то ордер на квартиру обменяют на договор социального найма.
В соответствии с законодательством, предоставляется возможность перевести квартиру в частную собственность. Этот процесс называется приватизация. Если человек пользуется квартирой по договору найма, то он имеет право на проведение приватизации этого жилья. О том, какие документы нужны для приватизации квартиры, читайте в отдельной статье.
Для проведения этой процедуры необходимо сдать в Управление Департамента Жилищной Политики пакет документов, которые описывались ниже, и написать заявление. После подписания договора на разгосударствление необходимо сдать в Управление ордер на квартиру.
После этого будет произведена процедура регистрации, длительность которой составляет пятнадцать дней.
Восстановление ордера на квартиру
Сейчас ордер на квартиру вытесняется различными договорами. При оформлении документов на квартиру ордер будет заменен на социальный, коммерческий договор или договор безвозмездного пользования.
Но при этом подписать данные договора и, тем более, приватизировать квартиру без ордера практически невозможно. Восстановлением ордера на квартиру необходимо заниматься сразу же после его утери.
Это объясняется тем, что процедура восстановления хоть и не хлопотная, но требует затраты времени на бумажную волокиту.
Как произвести восстановление договора: Изначально нужно явиться в ремонтно-эксплуатационное управление с просьбой выдать талон к ордеру. Если ордер не сохранился в этой организации, то нужно потребовать у них выдать справку, подтверждающую этот факт. Следующим шагом будет обращение в администрацию района, где находится квартира. В данной инстанции нужно написать заявление с просьбой о заключении договора социального найма. Данный документ заполняется с помощью специалиста по жилищным вопросам. В том случае, если администрация отказала в требовании собственника квартиры, он может подать жалобу в судовую инстанцию. Для того чтобы восстановить ордер, нужно обратиться в департамент недвижимости, который находится в районе расположения квартиры. В том случае, если этот орган не смог помочь в восстановлении ордера, владелец квартиры может обратиться за помощью в службу одного окна, которая гарантировано займется восстановлением этого документа.
Согласно новому Жилищному кодексу, восстановить договор найма практически невозможно. На сегодняшний день этот документ будет заменен на договор найма. При потере ордера не стоит сильно расстраиваться. Этот документ хоть и является очень важным, но воспользоваться им в мошеннических целях без пакета сопутствующих документов невозможно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕДоговор социального найма жилого помещения
Восстановление ордера при приватизации квартиры
Для приватизации квартиры необходимо обязательно предоставить ордер на нее. Если этот документ был утерян, тогда нужно попытаться восстановить его. В ордере на квартиру вписаны не только ее хозяин, но и члены семьи.
По смерти хозяина приватизировать квартиру может любой из членов семьи, кто прописан в квартире. При этом все остальные члены семьи должны написать отказ от имущества. Существует несколько вариантов проведения этой процедуры.
Вариант 1: Для того чтобы восстановить ордер нужно написать заявление в региональную администрацию, где находиться квартира. В этом учреждении должна сохраняться информация о выдачи ордера, а также записи в домовой книге, корешки или копии документов. На основе этой информации будет выдан новый ордер.
Вариант 2: Если данные о выдаче этого документа в региональной администрации не сохранились, лучше всего оформить договор социального найма. Договор является аналогом ордера на жилье, который используется в современности.
Для того чтобы подписать договор необходимо написать соответствующее заявление, на основе которого будет приниматься решение.
В том случае, если администрацией будет вынесен отказ о выдаче договора, восстанавливать свое право на проживание в квартире необходимо будет в судовом порядке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Что такое платная приватизация
Ордер на квартиру также можно получить в паспортном столе. Сам ордер не выдается на руки человеку, который вселяется в квартиру. На руки жителям выдается только копия, а оригинал сохраняется в соответствующей инстанции.
Ордер на квартиру является неотъемлемым атрибутом при ее переоформлении. Поэтому необходимо очень бережно к нему относится и стараться не терять его. При утере ордера необходимо обратиться в Управление Жилищной политики для его восстановления. С помощью этого документа можно приватизировать квартиру и тем самым перевести ее в частную собственность.