бродский портрет на стене
Граффити с Иосифом Бродским закрасили в Санкт-Петербурге
Как сообщает «Фонтанка», граффити заметили с балкона бара «Полторы комнаты» видеооператоры праздничного эфира с участием Басты, Noize MC и других артистов, который состоялся 24 мая.
«Для нас это было полным сюрпризом, потому что с нашим эфиром работа граффитистов была никак не связана, в музее ее не заказывали», — рассказал куратор музея в «Полутора комнатах» Павел Котляр.
Сотрудники музея обрадовались, что в городе появилось новое место для селфи. Однако на следующий день граффити уничтожили — плотно замазали белой краской.
«Все утро звонили журналисты с вопросами про граффити (фреску?) напротив дома Мурузи. Радовались вместе визуальному присутствию Бродского у своего дома, подарку горожанам к юбилею поэта. Но теперь этот инфоповод уже неактуален. Наши фото стали историческим источником, а вспомнившие коммунальные службы подписчики оказались правы. Это фото сделано сегодня в 11:38. В 10:00 Бродский еще был на месте. Прохожие пытаются расчистить только что нанесенный раствор», — сообщил аккаунт музея в Instagram.
В ответ на обращение администрация Центрального района Петербурга и Жилкомсервис № 1 открестились от уничтожения граффити. «По нашим данным, Жилкомсервис Бродского не трогал. Рисунок был на территории школы, возможно, что это их инициатива», — сказали чиновники.
«Фонтанка» обратилась в школу № 189, звонок приняла завхоз Татьяна Михайловна, заявив, что приказ о ликвидации рисунка отдала она. «Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ (Государственно-административная техническая инспекция. — «РБК Стиль»)! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — сказала она.
Автор граффити, Олег Лукьянов, дал комментарий изданию «Подъем»: «Обидно, что его не просто закрасили, а… как саркофагом накрыли». По его задумке, поэт «как бы приехал обратно на улицу Пестеля и смотрел на свой же балкон».
«Эта стена принадлежит школе. Я решил на этом заборе сделать такую инсталляцию, чтобы Бродский, которого несколько раз звали вернуться в город, как бы приехал на улицу Пестеля и смотрел на свой же балкон, на свои полторы комнаты. Обидно, что его не просто закрасили, а еще забетонировали — штукатуркой сантиметровой цементной укатали, как саркофагом накрыли. Как будто это радиоактивная какая-то история, — сказал Лукьянов. — Хочется вернуть работу на это же самое место, хотя бы в виде временной инсталляции. Мне кажется, это самое место для портрета. Надо усадить всех за стол переговоров и решить вопрос. Хотя бы день можно было дать постоять, раз день рождения».
Почему история с закрашенным портретом Бродского — пиар-ход бизнесмена, из-за которого травят завхоза школы
Подписаться:
Поделиться:
24 мая Петербург праздновал 80-летие Иосифа Бродского. Бизнесмен Олег Лукьянов сделал к юбилею свой подарок — «цифровую фреску» с изображением поэта на заборе напротив дома, где жил Бродский. На следующий день ее закрасили, как выяснилось позже, по решению завхоза местной школы №189 — история вызвала всплеск негодования в соцсетях и интернет-травлю сотрудницы учебного заведения. Редактор рубрики «Искусство» «Собака.ru» Генералова Александра разбирается, что не так в этой истории.
Кто сделал фреску и кто ее закрасил?
24 мая бизнесмен Олег Лукьянов нанес изображение с портретом поэта на заборе между домами по улице Пестеля, 16 и 16Б — прямо напротив дома Мурузи, где в юности жил поэт и где сейчас в тестовом режиме работает Музей Иосифа Бродского. Это место культовое, даже сакральное для петербуржцев и всех тех, кто любит Бродского. Процесс нанесения «урбан-фрески» — так Лукьянов называет свою технику — попал в прямой эфир, который велся в инстаграм-аккаунте музея, а фото картинки мгновенно разошлось по соцсетям и лентам СМИ. Яркий инфоповод в день, когда отмечается юбилей нобелевского лауреата. Само изображение — снимок фотографа Грациано Аричи 1989 года.
Для Лукьянова внимание медиа — обычная история. В прошлом году он прославился благодаря «музею под открытым небом» в переулке Радищева — на стену он помещал свои «урбан-фрески» — переводные репродукции Боттичелли, Никаса Сафронова и просто картинки из фотостоков с лебедями. Стена мгновенно стала популярным селфи-спотом, а «фрески» начали регулярно закрашивать коммунальщики. Тогда это создало общественный резонанс — многие горожане выступали против «закрашивания красоты», а Олег пообещал камуфлировать огромными «фресками» «безликие» брандмауэры.
У Лукьянова есть свой Центр печати, который предоставляет услуги по производству таких «цифровых фресок», цена — около 4 тысяч рублей за квадратный метр. Мы уже писали подробно о том, как Олег совмещает рекламу своего бизнеса и деятельность «уличного художника». Кстати, Лукьянов хочет и дальше работать со зданием на Литейном — планирует украсить фреской непарадную стену-брандмауэр Дома Мурузи, его северного фасада с балконом Бродского.
25 мая в районе 11:00 портрет Бродского на стене уже был закрашен белой штукатуркой, в тот же день там оказался Олег Лукьянов с операторами одного из петербургских телеканалов. Оказалось, что стена относилась к школе №189. В интервью в инстаграме музея бизнесмен говорит, что портрет закрасили не просто краской, а толстым слоем бетонной штукатурки, которую невозможно смыть или отскрести. «Штукатурка быстро схватилась и Иосиф Бродский был повторно заперт в своей комнате», — комментирует Лукьянов. Прохожие начали самостоятельно пытаться «высвободить» рисунок. 26 мая, как сообщает instagram Музея Иосифа Бродского, стена уже была чисто выкрашенной в тот же колер, что школа рядом. «Теперь очевидна принадлежность стены образовательному учреждению — до инцидента она была выкрашена в тот же оранжевый цвет, что соседний бизнес-центр и как территория школы не воспринималась».
Общественная реакция
После того как «фреску» Лукьянова 25 мая закрасили, соцсети взорвались из-за самого факта того, что портрет осужденного в СССР поэта, вынужденно эмигрировавшего, стёр завхоз — символ всего «швондерского», как метко выразился в twitter Вася Обломов «Завхоз в России больше, чем поэт».
На месте «закраса» горожане начали писать стихотворные строчки: «Замазан классик будто высечен, как в 63-м прокурором. Страной Поэтов некий выскочка посмел назвать страну заборов». Более того — к месту, где был портрет, несут цветы. Одновременно в соцсетях за один день появились десятки мемов и даже стихи, посвященные ситуации. Приведем некоторые из них.
Чуть дëрнулся нерв на щеке Петербурга.
Ахматовой шëпот — не трогайте гения.
Как выйти из мрачного оцепенения?
Иосиф, прости. Чей приказ? Завхоз? Дура!
Нет, мы идиоты, блаженные, нищие.
И терпим, подставив чужие щеки.
Но север Венеции черным плащом
Закутав, задует. Мы ж ветра не ищем.
Свеча не трепещет, Нева замерла.
В твой праздник рождения кисть порвала
Сердце.
Заперев его снова в комнате, закатали под слой штукатурки
— «Не положено! Не положено!» — завопили «завхозы» придурки
Это ж где это, это ж видано, чтобы стены культурного города
Очернял своим видом предательским житель вражеского мегаполиса?
Ты зачем мужика с сигаретою накалякал у нас под балкончиком?
Ты же знаешь, бродяга юродивый, кого нынче писать полагается?
Что ж ты творчество принялся сызмальства на никчемную дурь разбазаривать?
Нарисуй ты нам, друг, красно солнышко, что с Кремля в наши окна вливается
За такую работу почетную орден славы, труда, полагается!
Дорогие товарищи швондеры, дорогие завхозы, начальники,
Почитайте-ка вы лучше Бродского вдруг в мозгах что-нибудь поменяется!
Стих другой прочитав – призадумайтесь, в чем душа, сила, русского творчества
И стирать штукатуркой историю, вам уже никогда не захочется!
Общественное мнение четко разделилось на огромный лагерь обвиняющих завхоза в посягательстве на «святыню» и маленькую группу скептически настроенных к китчевому стилю работ Лукьянова людей, понимающих, что стрит-арт по сути своей — нелегальная практика (хотя, строго говоря, стрит-артом творения бизнесмена не являются). Историк искусства Дмитрий Пиликин у себя в Facebook по пунктам объяснил, почему Олег Лукьянов — не художник, а грамотный маркетолог, который знал, что рисунок закрасят, а также провел юридическое разъяснение ситуации. За 18 часов публикация собрала 791 репост. Критические высказывания о качестве работы и низком художественном уровне всех инициатив Лукьянова одобрили только представители арт-сообщества. Остальные комментаторы не посчитали важным такие нюансы: «Это как раз тот случай когда тонкости и детали не важны. Наглядно показана страна завхозов. И законы пишут завхозы и за образования отвечают завхозы. Вместо Бродского в российском образовании закрашенное пятно. Это очень точно и очень символично. И если это сделано специально, то вдвойне круто!»
Кстати, чиновники Центрального района в интервью РБК сказали: «Закраска рисунка не означает неуважение к творчеству поэта. Стихи Бродского по-прежнему любят, восхищаются ими, их перечитывают. Возможно, Иосиф Александрович и сам весьма иронично, да и вряд ли одобрительно отнесся бы к своему появлению на школьном заборе. Он бы скорее выступил за сохранение целостности и чистоты исторического центра Петербурга, столь долго вдохновлявшего его в своем творчестве».
Что не так с травлей завхоза?
«Сама того не ведая школьный завхоз, устроившая в 2020 году самосуд над Бродским, стала автором настоящего политического перформанса: пусть все знают и не забывают, какова здесь участь свободы и творчества».
«А то и замазать-покрасить больше нечего. Вандалы. А завхозу, которая это придумала, наше презрение и хула».
Такие комментарии появились в социальных соцсетях в адрес завхоза школы №189. «Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — рассказала завхоз в комментарии «Фонтанке». ГАТИ — это Государственная административно-техническая инспекция по предписанию которой, например, было закрашено популярное изображение Юрий Шевчука от группы HoodGraf на трансформаторной будке, принадлежащей «Ленэнерго». И хотя сама компания лояльно относится к изображениям, штраф в 100 тысяч рублей платить бы пришлось.
Дмитрий Пиликин, который несколько лет изучает вопрос стрит-арта, рассказывает: «Пока закон о граффити не принят (а в законопроекте пока каша без понимания явления) так и будет, причем со всеми, даже талантливыми работами. Ибо закон. Более того есть даже специальный телефон “горячей линии” в муниципалитете куда “возмущенные жители” пишут заявки на “незаконные граффити” и на них (что удивительно) довольно быстро реагируют. Такая вот демократия». Действительно, из-за жалоб самих горожан чаще всего закрашивают даже согласованные работы, например, «Колбасу» художника Андрея Люблинского, появившуюся на одном из домов Петроградского района в рамках официально разрешенного фестиваля «Арт-проспект».
Оставив Бродского на стене, завхоз навлекла бы на школу штраф в сотни тысяч рублей, кроме того — штраф на руководство учебного заведения. «И каждый раз — в первую очередь прилетает городу и власти, а потом всплывает какой-нибудь «завхоз», — пишет телеграм-канал «Закулиска». «Здесь мог бы быть Бэнкси, но он не смог. Потому что на страже коллективный завхоз Татьяна Михайловна», — пишет телеграм-канал «Беспощадный пиарщик». Но на самом деле всем таким комментаторам стоит задать себе вопрос: а готовы ли они сами заплатить 100 тысяч из своего кармана? Упражняться в интернет-красноречии, бойко обобщать и ставить диагноз обществу — куда проще, чем рисковать своей работой и деньгами, нарушая закон. К сожалению, в этой истории общество среагировало на закрепившийся в сознании образ необразованного завхоза и дало команду «фас», не разобравшись с матчастью, весьма прозаичной. Кстати, законы в Петербурге в плане «борьбы со стрит-артом» весьма либеральные, если сравнивать с соседним Хельсинки с нулевой толерантностью к стрит-арту и уголовной ответственностью за рисование в неположенном месте. Да-да, можно попасть в тюрьму.
Олег Лукьянов, скорее всего, осведомлен о действующем законодательстве, и, наверняка, лукавит, когда удивленно рассказывает о закрашенном портрете. Такой поворот событий очевиден, и, скорее всего, ожидаем бизнесменом, который знает и умеет создавать общественный резонанс. Поэтому его искреннее недоумение в интервью в instagram-аккаунте Музея Иосифа Бродского — выглядит как введение аудитории в заблуждение. Более того — у Лукьянова есть опыт цивилизованного решения вопроса с институциями — его урбан-фреска вполне законно и согласованно появилась во дворе Военно-медицинского музея в рамках прошлогодней «Ночи музеев». Но такие коллаборации не вызывают резонанса, а вот картинки на городских стенах, которые по закону надо закрашивать — всегда.
В пресс-службе городского правительства отметили, что вопросов о согласовании изображения Бродского от Лукьянова к ним не поступало. «В нашем районе есть дворы и стены с рисунками, которые всех радуют, и их никто не пытается стереть, ни одна жилищно-коммунальная служба. Были даже специальные конкурсы на уровне города, когда на стенах что-то рисовали. Для того чтобы вернуть рисунок, пускай, не на том месте, а на другом, согласованном, нужно просто пойти и сделать все по плану, как написано. Есть понятный, простой механизм. Да, он не быстрый, это не за два часа делается. Но он есть, он вполне всем доступен», — сказали в пресс-службе.
О чем на самом деле эта история?
За пару дней банальное городское происшествие — на стене закрасили картинку — разрослось до масштабов всероссийского события, которое даже отвлекло общественность от темы коронавируса и грядущего экономического кризиса. В этом — безусловный талант Олега Лукьянова-маркетолога, который раз за разом запускает вирусные истории и знает, на что надо «надавить», чтобы вызвать эмоции у аудитории минимальными средствами, а заодно — прорекламировать бизнес. При этом Лукьянов невольно сделал то, что не может сделать ни Министерство культуры, ни музеи, ни СМИ, ни лидеры мнений — сделать юбилей поэта центром инфоповестки. Вы могли пропустить онлайн-трансляции с чтением стихов, но сложно не кликнуть на новость, что «Завхоз закрасил портрет Бродского».
Бродский — символ гения, который был изгнан в ссылку властью, душившей все живое и идущее в разрез с «линией партии». Завхоз — символ приземленного и недалекого человека, которому только бы «закрасить» и «не пущать». Два образа соединились в голове и получилась интернет-травля с далеко идущими выводами, а работа начала жить своей жизнью — на закрашенном портрете появились стихи, а горожане начали носить к «закрасу» цветы. Сама картинка Лукьянова — скорее похожа на яркие китчевые фотообои, но реакция общества — как лакмусовая бумажка. Людям нужно искусство в городском пространстве, а пока нет хорошего — сражаться будут и за переводную «фреску» сомнительных художественных достоинств.
Стрит-артисты всегда готовы к исчезновению своих работ с улиц — таковы правила игры. «Я нормально отношусь, что мои работы закрашивают. А то, что у школы закрасили портрет курящего человека — совершенно правильно, хотя я и сам курю», — комментирует уличный художник и куратор Максим Има. Однако Олег Лукьянов, чьи фрески в СМИ упорно называют стрит-артом, всегда акцентирует внимание на том, что его творения уничтожают, а его комментаторы постоянно используют термин «вандализм». Хотим мы этого или нет, но пока не принят закон об уличном искусстве, каждый художник должен быть готов, что его арт-объект закрасят или снесут. Лукьянов на этом юридическом казусе делает одновременно рекламу своему бизнесу и реноме общественного деятеля и гуманиста.
Ажиотаж вокруг закрашенного «Бродского»: интуиция не подвела поэта
История с закрашиванием портрета Иосифа Бродского напротив дома Мурузи вызвала серьезную дискуссию в соцсетях не только о памяти поэта, но и о петербургском стрит-арте. Сначала сети ожидаемо наполнили гневные комментарии в адрес завхоза школы, распорядившейся закрасить арт-объект, а также городской администрации. Чуть позже, когда страсти улеглись, стали звучать альтернативные оценки произошедшего: от рассуждения об ответственности «прославившегося» завхоза до критики самого произведения, которое его автор именует «урбан-фреской» (подробнее об этом проекте ранее писала «Собака»).
Своим мнением с пользователями Facebook поделился Дмитрий Пиликин, искусствовед, научный сотрудник Института исследования стрит-арта. С согласия автора РБК Петербург публикует его комментарий, а также мнение самого автора «урбан-фрески» Олега Лукьянова и руководителя архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Фёдора Гаврилова.
Дмитрий Пиликин, искусствовед, научный сотрудник Института исследования стрит-арта:
«Наблюдаю спорадический перепост истории с закрашенной фотографией Иосифа Бродского и удивляюсь тому, что читатели Facebook строго линейно реагируют на эту картинку, именно как на жест, произошедший в канун юбилея. Никто не хочет вникать в тонкости и детали, а они очень важны так как переворачивают эту историю с ног на голову.
Во-первых, работа сделана бизнесменом Олегом Лукьяновым, который коммерчески продвигает (как он сам пишет) разработанную им технологию «урбан-фрески» (хотя сама технология уже известна под названием «холодный деколь»). Хитрость в том, что это технология, при которой бумажная фотораспечатка с принтера пластифицируется и буквально «переводится» на стену, образуя довольно прочную поверхность. Стена под ней не дышит, а краску ПВА (которой у нас красят стены) с нее легко можно смыть (что автор и делает). А вот содрать ее нельзя, только соскоблить с повреждением стены. Это нарушает все законы уличного искусства, которое априори — носит временный характер.
Во-вторых, произошедшее событие я считаю «рассчитанным медиа-перформансом» (кстати, отдаю должное тактике). Предполагаю, что автор точно знал, что закрасят (он уже с этим сталкивался, плюс надо понимать, что значит напечатать и вывесить у школы любого человека с сигаретой в руке. ). Поэтому, он точно рассчитал, как поймать пиар и поддержу у сетевой аудитории, что называется «в слепую». Мне это напоминает историю как наставники кремлевской молодежки научили «Наших» делать публичные «арт-акции» (вроде запихивания романов Сорокина в унитаз) и методология искусства вдруг оказалась развернута против самого искусства. Другое дело, что выглядели эти акции всегда топорно и бездарно и дальше желтой прессы не обсуждались. Провокация прошла успешно, разницы никто не видит, ибо автор удачно поймал аудиторию на «защите святынь», выставив себя «гонимым».
В-третьих, большинство пишут «завхоз решила», как бы даже не подозревая о существующем городском законе, по которому в случае появления надписей, рекламы или граффити на стенах здания его ответственный владелец или компания штрафуются. Пока закон о граффити не принят (а в законопроекте пока каша без понимания явления), так и будет, причем со всеми, даже талантливыми работами. Ибо закон. Более того есть даже специальный телефон «горячей линии» в муниципалитете куда «возмущенные жители» пишут заявки на «незаконные граффити» и на них (что удивительно) довольно быстро реагируют. Такая вот демократия.
В-четвертых, перепутаны причины и следствия. Никто не хочет вникать в реальность городской практики, а только обличать и переводить стрелки на стрелочницу — завхоза, которую еще чуть-чуть и будут тут линчевать, а потом ведь стыдно будет за травлю.
В-пятых, о всех проблемах с закраской Олег Лукьянов прекрасно знает, так как уже с этим сталкивался и не раз и жаловался прессе. Пресса, кстати (ежедневная и недалекая) почему то называет его стрит-артистом, хотя это не так, он салонный менеджер, вышедший на улицу). Автор также прекрасно знает о быстрых «закрасках» по звонку и штрафах. Он выбрал место для своей «постоянной галереи» на наружной стене территории Консульства Финляндии в переулке Радищева. Расчет хитрый, облагать штрафами и требовать от Консульства перекрасить стену — задача не простая (к тому же я не уверен, что внешняя сторона ограды находится в зоне ответственности Консульства, а не зависла «между зонами ответственности».
Ну и, в-шестых, Иосиф Бродский — безусловно наше национальное и петербургское достояние, тут никаких сомнений нет».
Олег Лукьянов, директор арт-центра «Винсент» (автор «урбан-фрески» с портретом Бродского):
«Это не первый случай, когда мои работы-граффити уничтожаются. Конечно, я понимал, что и эту работу уничтожат, но хотелось сделать подарок горожанам. И я не рассчитывал, что изображение Бродского ликвидируют так быстро, так варварски. Изображение Иосифа Александровича было фактически закатано в саркофаг.
Хочу отметить, что коммунальные службы не занимаются уничтожением стрит-арта, это обычно делается только по жалобе граждан. Получается, в нашем городе есть люди, которым искусство совсем чуждо.
Что касается изображения Бродского, то я бы назвал его перформансом. Писатель смотрит (вернее, смотрел) на балкон своей квартиры. И если вы находитесь в его квартире и выходите на этот балкон, то фактически встречаетесь с писателем взглядом. Правда, такой возможности больше нет.
Тем не менее, мы бы хотели восстановить изображение после всех необходимых согласований. Правда, боюсь, к тому времени, после согласований, уже закончится год, во время которого отмечается юбилей Иосифа Александровича».
Фёдор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург:
«Как известно, Иосифа Бродского ждали в перестроечном Ленинграде самого конца 80-х и демократическом Петербурге первой половины 90-х — и не дождались. Поэт так и не решился посетить свою первую родину. И дело тут вовсе не в отсутствии ностальгии. Известно, что Бродский неоднократно бывал на берегах Балтийского моря, посещал Финляндию, мечтал, вместе с Михаилом Барышниковым, сесть на паром и явиться в Питер инкогнито. Но, так или иначе, на поездку в родной город он так и не решился — и объяснял почему. «Мы с ним об этом говорили, и он сказал мне, что с удовольствием побывал бы в Петербурге, но один, чтобы ни с кем не встречаться. Однако избежать ажиотажа, который непременно поднялся бы и был ему крайне неприятен, не представлялось возможным. А потом Иосиф добавил: «Я просто боюсь, что мое сердце этого не выдержит», — вспоминал финский переводчик Бродского Юкка Маллинен.
Происходящее же в наши дни трудновато пережить даже если ты не поэт, отправленный в изгнание. Что мы имеем? Безумный социальный коктейль из маркетинговых действий человека, выдающего себя за уличного художника, железной воли завхоза, демиурга школьной стены напротив дома Бродского, его (её) равнодушие к юбилею гения и, что ещё ужаснее, к genius loci — под предлогом борьбы с курением! Разумеется, красноречиво молчание властей всех уровней, которые не прочь записать покойного поэта в списки местночтимых культурных героев, но ни словом, ни делом не вмешались в конфликт. Так же, как они ничем не помогли в создании музея в квартире Бродского. Но не менее несносен и этот «базар всесоюзной любви», залповое цитирование стихов юбиляра, одобрительные смайлики в социальных сетях, ужас перед случившимся, но завтра календарь соцсети предложит новый повод для эйфории и всё сегодняшнее будет забыто. Это наш мир в капле воды — и наблюдателя не покидает ощущение, что вода эта чем-то отравлена».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Записали: Роман Кизыма, Екатерина Фомичева