бродский портрет на стене

Граффити с Иосифом Бродским закрасили в Санкт-Петербурге

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Как сообщает «Фонтанка», граффити заметили с балкона бара «Полторы комнаты» видеооператоры праздничного эфира с участием Басты, Noize MC и других артистов, который состоялся 24 мая.

«Для нас это было полным сюрпризом, потому что с нашим эфиром работа граффитистов была никак не связана, в музее ее не заказывали», — рассказал куратор музея в «Полутора комнатах» Павел Котляр.

Сотрудники музея обрадовались, что в городе появилось новое место для селфи. Однако на следующий день граффити уничтожили — плотно замазали белой краской.

«Все утро звонили журналисты с вопросами про граффити (фреску?) напротив дома Мурузи. Радовались вместе визуальному присутствию Бродского у своего дома, подарку горожанам к юбилею поэта. Но теперь этот инфоповод уже неактуален. Наши фото стали историческим источником, а вспомнившие коммунальные службы подписчики оказались правы. Это фото сделано сегодня в 11:38. В 10:00 Бродский еще был на месте. Прохожие пытаются расчистить только что нанесенный раствор», — сообщил аккаунт музея в Instagram.

В ответ на обращение администрация Центрального района Петербурга и Жилкомсервис № 1 открестились от уничтожения граффити. «По нашим данным, Жилкомсервис Бродского не трогал. Рисунок был на территории школы, возможно, что это их инициатива», — сказали чиновники.

«Фонтанка» обратилась в школу № 189, звонок приняла завхоз Татьяна Михайловна, заявив, что приказ о ликвидации рисунка отдала она. «Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ (Государственно-административная техническая инспекция. — «РБК Стиль»)! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — сказала она.

Автор граффити, Олег Лукьянов, дал комментарий изданию «Подъем»: «Обидно, что его не просто закрасили, а… как саркофагом накрыли». По его задумке, поэт «как бы приехал обратно на улицу Пестеля и смотрел на свой же балкон».

«Эта стена принадлежит школе. Я решил на этом заборе сделать такую инсталляцию, чтобы Бродский, которого несколько раз звали вернуться в город, как бы приехал на улицу Пестеля и смотрел на свой же балкон, на свои полторы комнаты. Обидно, что его не просто закрасили, а еще забетонировали — штукатуркой сантиметровой цементной укатали, как саркофагом накрыли. Как будто это радиоактивная какая-то история, — сказал Лукьянов. — Хочется вернуть работу на это же самое место, хотя бы в виде временной инсталляции. Мне кажется, это самое место для портрета. Надо усадить всех за стол переговоров и решить вопрос. Хотя бы день можно было дать постоять, раз день рождения».

Источник

Почему история с закрашенным портретом Бродского — пиар-ход бизнесмена, из-за которого травят завхоза школы

Подписаться:

Поделиться:

24 мая Петербург праздновал 80-летие Иосифа Бродского. Бизнесмен Олег Лукьянов сделал к юбилею свой подарок — «цифровую фреску» с изображением поэта на заборе напротив дома, где жил Бродский. На следующий день ее закрасили, как выяснилось позже, по решению завхоза местной школы №189 — история вызвала всплеск негодования в соцсетях и интернет-травлю сотрудницы учебного заведения. Редактор рубрики «Искусство» «Собака.ru» Генералова Александра разбирается, что не так в этой истории.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Кто сделал фреску и кто ее закрасил?

24 мая бизнесмен Олег Лукьянов нанес изображение с портретом поэта на заборе между домами по улице Пестеля, 16 и 16Б — прямо напротив дома Мурузи, где в юности жил поэт и где сейчас в тестовом режиме работает Музей Иосифа Бродского. Это место культовое, даже сакральное для петербуржцев и всех тех, кто любит Бродского. Процесс нанесения «урбан-фрески» — так Лукьянов называет свою технику — попал в прямой эфир, который велся в инстаграм-аккаунте музея, а фото картинки мгновенно разошлось по соцсетям и лентам СМИ. Яркий инфоповод в день, когда отмечается юбилей нобелевского лауреата. Само изображение — снимок фотографа Грациано Аричи 1989 года.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Для Лукьянова внимание медиа — обычная история. В прошлом году он прославился благодаря «музею под открытым небом» в переулке Радищева — на стену он помещал свои «урбан-фрески» — переводные репродукции Боттичелли, Никаса Сафронова и просто картинки из фотостоков с лебедями. Стена мгновенно стала популярным селфи-спотом, а «фрески» начали регулярно закрашивать коммунальщики. Тогда это создало общественный резонанс — многие горожане выступали против «закрашивания красоты», а Олег пообещал камуфлировать огромными «фресками» «безликие» брандмауэры.

У Лукьянова есть свой Центр печати, который предоставляет услуги по производству таких «цифровых фресок», цена — около 4 тысяч рублей за квадратный метр. Мы уже писали подробно о том, как Олег совмещает рекламу своего бизнеса и деятельность «уличного художника». Кстати, Лукьянов хочет и дальше работать со зданием на Литейном — планирует украсить фреской непарадную стену-брандмауэр Дома Мурузи, его северного фасада с балконом Бродского.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

25 мая в районе 11:00 портрет Бродского на стене уже был закрашен белой штукатуркой, в тот же день там оказался Олег Лукьянов с операторами одного из петербургских телеканалов. Оказалось, что стена относилась к школе №189. В интервью в инстаграме музея бизнесмен говорит, что портрет закрасили не просто краской, а толстым слоем бетонной штукатурки, которую невозможно смыть или отскрести. «Штукатурка быстро схватилась и Иосиф Бродский был повторно заперт в своей комнате», — комментирует Лукьянов. Прохожие начали самостоятельно пытаться «высвободить» рисунок. 26 мая, как сообщает instagram Музея Иосифа Бродского, стена уже была чисто выкрашенной в тот же колер, что школа рядом. «Теперь очевидна принадлежность стены образовательному учреждению — до инцидента она была выкрашена в тот же оранжевый цвет, что соседний бизнес-центр и как территория школы не воспринималась».

Общественная реакция

После того как «фреску» Лукьянова 25 мая закрасили, соцсети взорвались из-за самого факта того, что портрет осужденного в СССР поэта, вынужденно эмигрировавшего, стёр завхоз — символ всего «швондерского», как метко выразился в twitter Вася Обломов «Завхоз в России больше, чем поэт».

На месте «закраса» горожане начали писать стихотворные строчки: «Замазан классик будто высечен, как в 63-м прокурором. Страной Поэтов некий выскочка посмел назвать страну заборов». Более того — к месту, где был портрет, несут цветы. Одновременно в соцсетях за один день появились десятки мемов и даже стихи, посвященные ситуации. Приведем некоторые из них.

Чуть дëрнулся нерв на щеке Петербурга.
Ахматовой шëпот — не трогайте гения.
Как выйти из мрачного оцепенения?
Иосиф, прости. Чей приказ? Завхоз? Дура!
Нет, мы идиоты, блаженные, нищие.
И терпим, подставив чужие щеки.
Но север Венеции черным плащом
Закутав, задует. Мы ж ветра не ищем.
Свеча не трепещет, Нева замерла.
В твой праздник рождения кисть порвала
Сердце.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Заперев его снова в комнате, закатали под слой штукатурки
— «Не положено! Не положено!» — завопили «завхозы» придурки
Это ж где это, это ж видано, чтобы стены культурного города
Очернял своим видом предательским житель вражеского мегаполиса?

Ты зачем мужика с сигаретою накалякал у нас под балкончиком?
Ты же знаешь, бродяга юродивый, кого нынче писать полагается?
Что ж ты творчество принялся сызмальства на никчемную дурь разбазаривать?
Нарисуй ты нам, друг, красно солнышко, что с Кремля в наши окна вливается
За такую работу почетную орден славы, труда, полагается!
Дорогие товарищи швондеры, дорогие завхозы, начальники,
Почитайте-ка вы лучше Бродского вдруг в мозгах что-нибудь поменяется!
Стих другой прочитав – призадумайтесь, в чем душа, сила, русского творчества
И стирать штукатуркой историю, вам уже никогда не захочется!

Общественное мнение четко разделилось на огромный лагерь обвиняющих завхоза в посягательстве на «святыню» и маленькую группу скептически настроенных к китчевому стилю работ Лукьянова людей, понимающих, что стрит-арт по сути своей — нелегальная практика (хотя, строго говоря, стрит-артом творения бизнесмена не являются). Историк искусства Дмитрий Пиликин у себя в Facebook по пунктам объяснил, почему Олег Лукьянов — не художник, а грамотный маркетолог, который знал, что рисунок закрасят, а также провел юридическое разъяснение ситуации. За 18 часов публикация собрала 791 репост. Критические высказывания о качестве работы и низком художественном уровне всех инициатив Лукьянова одобрили только представители арт-сообщества. Остальные комментаторы не посчитали важным такие нюансы: «Это как раз тот случай когда тонкости и детали не важны. Наглядно показана страна завхозов. И законы пишут завхозы и за образования отвечают завхозы. Вместо Бродского в российском образовании закрашенное пятно. Это очень точно и очень символично. И если это сделано специально, то вдвойне круто!»

Кстати, чиновники Центрального района в интервью РБК сказали: «Закраска рисунка не означает неуважение к творчеству поэта. Стихи Бродского по-прежнему любят, восхищаются ими, их перечитывают. Возможно, Иосиф Александрович и сам весьма иронично, да и вряд ли одобрительно отнесся бы к своему появлению на школьном заборе. Он бы скорее выступил за сохранение целостности и чистоты исторического центра Петербурга, столь долго вдохновлявшего его в своем творчестве».

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Что не так с травлей завхоза?

«Сама того не ведая школьный завхоз, устроившая в 2020 году самосуд над Бродским, стала автором настоящего политического перформанса: пусть все знают и не забывают, какова здесь участь свободы и творчества».

«А то и замазать-покрасить больше нечего. Вандалы. А завхозу, которая это придумала, наше презрение и хула».

Такие комментарии появились в социальных соцсетях в адрес завхоза школы №189. «Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — рассказала завхоз в комментарии «Фонтанке». ГАТИ — это Государственная административно-техническая инспекция по предписанию которой, например, было закрашено популярное изображение Юрий Шевчука от группы HoodGraf на трансформаторной будке, принадлежащей «Ленэнерго». И хотя сама компания лояльно относится к изображениям, штраф в 100 тысяч рублей платить бы пришлось.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Дмитрий Пиликин, который несколько лет изучает вопрос стрит-арта, рассказывает: «Пока закон о граффити не принят (а в законопроекте пока каша без понимания явления) так и будет, причем со всеми, даже талантливыми работами. Ибо закон. Более того есть даже специальный телефон “горячей линии” в муниципалитете куда “возмущенные жители” пишут заявки на “незаконные граффити” и на них (что удивительно) довольно быстро реагируют. Такая вот демократия». Действительно, из-за жалоб самих горожан чаще всего закрашивают даже согласованные работы, например, «Колбасу» художника Андрея Люблинского, появившуюся на одном из домов Петроградского района в рамках официально разрешенного фестиваля «Арт-проспект».

Оставив Бродского на стене, завхоз навлекла бы на школу штраф в сотни тысяч рублей, кроме того — штраф на руководство учебного заведения. «И каждый раз — в первую очередь прилетает городу и власти, а потом всплывает какой-нибудь «завхоз», — пишет телеграм-канал «Закулиска». «Здесь мог бы быть Бэнкси, но он не смог. Потому что на страже коллективный завхоз Татьяна Михайловна», — пишет телеграм-канал «Беспощадный пиарщик». Но на самом деле всем таким комментаторам стоит задать себе вопрос: а готовы ли они сами заплатить 100 тысяч из своего кармана? Упражняться в интернет-красноречии, бойко обобщать и ставить диагноз обществу — куда проще, чем рисковать своей работой и деньгами, нарушая закон. К сожалению, в этой истории общество среагировало на закрепившийся в сознании образ необразованного завхоза и дало команду «фас», не разобравшись с матчастью, весьма прозаичной. Кстати, законы в Петербурге в плане «борьбы со стрит-артом» весьма либеральные, если сравнивать с соседним Хельсинки с нулевой толерантностью к стрит-арту и уголовной ответственностью за рисование в неположенном месте. Да-да, можно попасть в тюрьму.

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Олег Лукьянов, скорее всего, осведомлен о действующем законодательстве, и, наверняка, лукавит, когда удивленно рассказывает о закрашенном портрете. Такой поворот событий очевиден, и, скорее всего, ожидаем бизнесменом, который знает и умеет создавать общественный резонанс. Поэтому его искреннее недоумение в интервью в instagram-аккаунте Музея Иосифа Бродского — выглядит как введение аудитории в заблуждение. Более того — у Лукьянова есть опыт цивилизованного решения вопроса с институциями — его урбан-фреска вполне законно и согласованно появилась во дворе Военно-медицинского музея в рамках прошлогодней «Ночи музеев». Но такие коллаборации не вызывают резонанса, а вот картинки на городских стенах, которые по закону надо закрашивать — всегда.

В пресс-службе городского правительства отметили, что вопросов о согласовании изображения Бродского от Лукьянова к ним не поступало. «В нашем районе есть дворы и стены с рисунками, которые всех радуют, и их никто не пытается стереть, ни одна жилищно-коммунальная служба. Были даже специальные конкурсы на уровне города, когда на стенах что-то рисовали. Для того чтобы вернуть рисунок, пускай, не на том месте, а на другом, согласованном, нужно просто пойти и сделать все по плану, как написано. Есть понятный, простой механизм. Да, он не быстрый, это не за два часа делается. Но он есть, он вполне всем доступен», — сказали в пресс-службе.

О чем на самом деле эта история?

За пару дней банальное городское происшествие — на стене закрасили картинку — разрослось до масштабов всероссийского события, которое даже отвлекло общественность от темы коронавируса и грядущего экономического кризиса. В этом — безусловный талант Олега Лукьянова-маркетолога, который раз за разом запускает вирусные истории и знает, на что надо «надавить», чтобы вызвать эмоции у аудитории минимальными средствами, а заодно — прорекламировать бизнес. При этом Лукьянов невольно сделал то, что не может сделать ни Министерство культуры, ни музеи, ни СМИ, ни лидеры мнений — сделать юбилей поэта центром инфоповестки. Вы могли пропустить онлайн-трансляции с чтением стихов, но сложно не кликнуть на новость, что «Завхоз закрасил портрет Бродского».

Бродский — символ гения, который был изгнан в ссылку властью, душившей все живое и идущее в разрез с «линией партии». Завхоз — символ приземленного и недалекого человека, которому только бы «закрасить» и «не пущать». Два образа соединились в голове и получилась интернет-травля с далеко идущими выводами, а работа начала жить своей жизнью — на закрашенном портрете появились стихи, а горожане начали носить к «закрасу» цветы. Сама картинка Лукьянова — скорее похожа на яркие китчевые фотообои, но реакция общества — как лакмусовая бумажка. Людям нужно искусство в городском пространстве, а пока нет хорошего — сражаться будут и за переводную «фреску» сомнительных художественных достоинств.

Стрит-артисты всегда готовы к исчезновению своих работ с улиц — таковы правила игры. «Я нормально отношусь, что мои работы закрашивают. А то, что у школы закрасили портрет курящего человека — совершенно правильно, хотя я и сам курю», — комментирует уличный художник и куратор Максим Има. Однако Олег Лукьянов, чьи фрески в СМИ упорно называют стрит-артом, всегда акцентирует внимание на том, что его творения уничтожают, а его комментаторы постоянно используют термин «вандализм». Хотим мы этого или нет, но пока не принят закон об уличном искусстве, каждый художник должен быть готов, что его арт-объект закрасят или снесут. Лукьянов на этом юридическом казусе делает одновременно рекламу своему бизнесу и реноме общественного деятеля и гуманиста.

Источник

Ажиотаж вокруг закрашенного «Бродского»: интуиция не подвела поэта

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

История с закрашиванием портрета Иосифа Бродского напротив дома Мурузи вызвала серьезную дискуссию в соцсетях не только о памяти поэта, но и о петербургском стрит-арте. Сначала сети ожидаемо наполнили гневные комментарии в адрес завхоза школы, распорядившейся закрасить арт-объект, а также городской администрации. Чуть позже, когда страсти улеглись, стали звучать альтернативные оценки произошедшего: от рассуждения об ответственности «прославившегося» завхоза до критики самого произведения, которое его автор именует «урбан-фреской» (подробнее об этом проекте ранее писала «Собака»).

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

Своим мнением с пользователями Facebook поделился Дмитрий Пиликин, искусствовед, научный сотрудник Института исследования стрит-арта. С согласия автора РБК Петербург публикует его комментарий, а также мнение самого автора «урбан-фрески» Олега Лукьянова и руководителя архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург Фёдора Гаврилова.

Дмитрий Пиликин, искусствовед, научный сотрудник Института исследования стрит-арта:

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

«Наблюдаю спорадический перепост истории с закрашенной фотографией Иосифа Бродского и удивляюсь тому, что читатели Facebook строго линейно реагируют на эту картинку, именно как на жест, произошедший в канун юбилея. Никто не хочет вникать в тонкости и детали, а они очень важны так как переворачивают эту историю с ног на голову.

Во-первых, работа сделана бизнесменом Олегом Лукьяновым, который коммерчески продвигает (как он сам пишет) разработанную им технологию «урбан-фрески» (хотя сама технология уже известна под названием «холодный деколь»). Хитрость в том, что это технология, при которой бумажная фотораспечатка с принтера пластифицируется и буквально «переводится» на стену, образуя довольно прочную поверхность. Стена под ней не дышит, а краску ПВА (которой у нас красят стены) с нее легко можно смыть (что автор и делает). А вот содрать ее нельзя, только соскоблить с повреждением стены. Это нарушает все законы уличного искусства, которое априори — носит временный характер.

Во-вторых, произошедшее событие я считаю «рассчитанным медиа-перформансом» (кстати, отдаю должное тактике). Предполагаю, что автор точно знал, что закрасят (он уже с этим сталкивался, плюс надо понимать, что значит напечатать и вывесить у школы любого человека с сигаретой в руке. ). Поэтому, он точно рассчитал, как поймать пиар и поддержу у сетевой аудитории, что называется «в слепую». Мне это напоминает историю как наставники кремлевской молодежки научили «Наших» делать публичные «арт-акции» (вроде запихивания романов Сорокина в унитаз) и методология искусства вдруг оказалась развернута против самого искусства. Другое дело, что выглядели эти акции всегда топорно и бездарно и дальше желтой прессы не обсуждались. Провокация прошла успешно, разницы никто не видит, ибо автор удачно поймал аудиторию на «защите святынь», выставив себя «гонимым».

В-третьих, большинство пишут «завхоз решила», как бы даже не подозревая о существующем городском законе, по которому в случае появления надписей, рекламы или граффити на стенах здания его ответственный владелец или компания штрафуются. Пока закон о граффити не принят (а в законопроекте пока каша без понимания явления), так и будет, причем со всеми, даже талантливыми работами. Ибо закон. Более того есть даже специальный телефон «горячей линии» в муниципалитете куда «возмущенные жители» пишут заявки на «незаконные граффити» и на них (что удивительно) довольно быстро реагируют. Такая вот демократия.

В-четвертых, перепутаны причины и следствия. Никто не хочет вникать в реальность городской практики, а только обличать и переводить стрелки на стрелочницу — завхоза, которую еще чуть-чуть и будут тут линчевать, а потом ведь стыдно будет за травлю.

В-пятых, о всех проблемах с закраской Олег Лукьянов прекрасно знает, так как уже с этим сталкивался и не раз и жаловался прессе. Пресса, кстати (ежедневная и недалекая) почему то называет его стрит-артистом, хотя это не так, он салонный менеджер, вышедший на улицу). Автор также прекрасно знает о быстрых «закрасках» по звонку и штрафах. Он выбрал место для своей «постоянной галереи» на наружной стене территории Консульства Финляндии в переулке Радищева. Расчет хитрый, облагать штрафами и требовать от Консульства перекрасить стену — задача не простая (к тому же я не уверен, что внешняя сторона ограды находится в зоне ответственности Консульства, а не зависла «между зонами ответственности».

Ну и, в-шестых, Иосиф Бродский — безусловно наше национальное и петербургское достояние, тут никаких сомнений нет».

Олег Лукьянов, директор арт-центра «Винсент» (автор «урбан-фрески» с портретом Бродского):

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

«Это не первый случай, когда мои работы-граффити уничтожаются. Конечно, я понимал, что и эту работу уничтожат, но хотелось сделать подарок горожанам. И я не рассчитывал, что изображение Бродского ликвидируют так быстро, так варварски. Изображение Иосифа Александровича было фактически закатано в саркофаг.

Хочу отметить, что коммунальные службы не занимаются уничтожением стрит-арта, это обычно делается только по жалобе граждан. Получается, в нашем городе есть люди, которым искусство совсем чуждо.

Что касается изображения Бродского, то я бы назвал его перформансом. Писатель смотрит (вернее, смотрел) на балкон своей квартиры. И если вы находитесь в его квартире и выходите на этот балкон, то фактически встречаетесь с писателем взглядом. Правда, такой возможности больше нет.

Тем не менее, мы бы хотели восстановить изображение после всех необходимых согласований. Правда, боюсь, к тому времени, после согласований, уже закончится год, во время которого отмечается юбилей Иосифа Александровича».

Фёдор Гаврилов, руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург:

бродский портрет на стене. Смотреть фото бродский портрет на стене. Смотреть картинку бродский портрет на стене. Картинка про бродский портрет на стене. Фото бродский портрет на стене

«Как известно, Иосифа Бродского ждали в перестроечном Ленинграде самого конца 80-х и демократическом Петербурге первой половины 90-х — и не дождались. Поэт так и не решился посетить свою первую родину. И дело тут вовсе не в отсутствии ностальгии. Известно, что Бродский неоднократно бывал на берегах Балтийского моря, посещал Финляндию, мечтал, вместе с Михаилом Барышниковым, сесть на паром и явиться в Питер инкогнито. Но, так или иначе, на поездку в родной город он так и не решился — и объяснял почему. «Мы с ним об этом говорили, и он сказал мне, что с удовольствием побывал бы в Петербурге, но один, чтобы ни с кем не встречаться. Однако избежать ажиотажа, который непременно поднялся бы и был ему крайне неприятен, не представлялось возможным. А потом Иосиф добавил: «Я просто боюсь, что мое сердце этого не выдержит», — вспоминал финский переводчик Бродского Юкка Маллинен.

Происходящее же в наши дни трудновато пережить даже если ты не поэт, отправленный в изгнание. Что мы имеем? Безумный социальный коктейль из маркетинговых действий человека, выдающего себя за уличного художника, железной воли завхоза, демиурга школьной стены напротив дома Бродского, его (её) равнодушие к юбилею гения и, что ещё ужаснее, к genius loci — под предлогом борьбы с курением! Разумеется, красноречиво молчание властей всех уровней, которые не прочь записать покойного поэта в списки местночтимых культурных героев, но ни словом, ни делом не вмешались в конфликт. Так же, как они ничем не помогли в создании музея в квартире Бродского. Но не менее несносен и этот «базар всесоюзной любви», залповое цитирование стихов юбиляра, одобрительные смайлики в социальных сетях, ужас перед случившимся, но завтра календарь соцсети предложит новый повод для эйфории и всё сегодняшнее будет забыто. Это наш мир в капле воды — и наблюдателя не покидает ощущение, что вода эта чем-то отравлена».

Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Записали: Роман Кизыма, Екатерина Фомичева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *