большая восьмерка штаб квартира
Что такое «Большая семерка» (G7), кто в ее составе, где находится штаб-квартира и для чего была создана
«Большая семерка», G7 — это не формальная экономическая организация, а своего рода клуб. Ее решения не имеют обязательной силы, но они в значительной степени влияют на состояние мировой экономики и валютных рынков.
Что такое «Большая семерка», G7
В составе «Большой семерки», G7 — промышленно развитые страны с сильной экономикой. Само название говорит о числе участников. В рамках сотрудничества между странами проводится неофициальный форум, на котором обсуждаются актуальные проблемы.
В составе «Большой семерки», G7, — промышленно развитые страны с сильной экономикой
Состав
В Group of Seven входят не только страны Европейского Союза. В составе «Большой семерки», G7:
В состав этого международного клуба не включена Россия. Прежде она участвовала в работе «Большой восьмерки», хотя имела ограниченный статус. С 2014 года этот формат больше не включает в себя Россию, к которой применили санкции из-за Крыма.
История образования
«Большая семерка», G7, с самого начала создавалась для координации усилий в монетарной сфере. Предпосылками ее формирования стали:
Создание «Большой семерки» — заслуга французского президента д’Эстена
Сначала возникла идея проводить совещания, не допуская обострения отношений между ЕС, США и Японией. Создание «Большой семерки» — заслуга французского президента д’Эстена, по инициативе которого в 1975 году впервые была проведена встреча на высшем уровне. Тогда присутствовали главы только шести государств. Была принята первая совместная декларация, способствовавшая разрядке отношений.
Цель создания
Главной целью создания «Большой семерки» (G7) является ускорение процессов интеграции в Европе и во всем мире, больший уровень глобализации. Также группа ставит перед собой следующие цели:
Хотя решения, принятые на саммите, не являются обязательными, страны предусматривают механизмы их исполнения через хорошо зарекомендовавшие себя структуры (МВФ, ВТО).
Где находится штаб-квартира
Штаб-квартиры у «Большой семерки» (G7) нет. Это не международная организация, а форум, у которого нет устава, учредительных документов и секретариата. Штаб-квартира в этом случае тоже не предусмотрена.
Встречи лидеров проходят в форме саммитов, проводящихся на территории государства, которое в текущем году выполняет функции председателя (все страны делают это поочередно). Иногда проводятся дополнительные встречи или совещания членов правительства. Штаб-квартира для этого не нужна. Формированием повестки дня занимаются доверенные лица национальных лидеров. В 2020 году саммит был посвящен пандемии коронавируса и ее влиянию на экономику.
Большая семёрка
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов».
Поскольку «Большая восьмерка» не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в 1996 году.
Содержание
История
«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.
Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.
На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.
В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. Большая восьмёрка (шестёрка, семёрка): Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, страна-председатель ЕС, Индия и Китай.
Лидеры Большой восьмёрки
Страна | Представитель | Должность | Член с | Фото |
---|---|---|---|---|
Ангела Меркель | Федеральный канцлер Германии | 22 ноября 2005 | ||
Стивен Харпер | Премьер-министр Канады | 6 февраля 2006 | ||
Николя Саркози | Президент Французской республики | 16 мая 2007 | ||
Гордон Браун | Премьер-министр Великобритании | 27 июня 2007 | ||
Дмитрий Медведев | Президент Российской Федерации | 7 мая 2008 | ||
Сильвио Берлускони | Председатель Совета Министров Италии | 8 мая 2008 | ||
Таро Асо | Премьер-министр Японии | 24 сентября 2008 | ||
Барак Обама | Президент США | 20 января 2009 |
Председатель
Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).
Совещания («саммиты»)
Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.
Поимённый список
Великобритания — премьер-министры
Германия — федеральные канцлеры
Италия — Председатели Совета Министров
Канада — премьер-министры
Россия (с 1997) — президенты
США — президенты
Франция — президенты
Япония — премьер-министры
Кандидаты
Участники
Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).
Саммиты
Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный Валютный Фонд)
Темы и места встреч «Большой восьмёрки»
1976 Пуэрто-Рико Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
1977 Лондон Безработица среди молодежи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.
1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
1981 Оттава Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, мировая ситуация после распада СССР, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
2000 Окинава Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
2003 Эвиан Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
2007 Хайлигедамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо,а также с инфляцией в целом.
Критика «Большой восьмёрки»
«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.
Россия и «Большая восьмёрка»
Большая семёрка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Государства-члены G7
Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих государств (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу, саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
Большая семерка. Чем занимается группа и почему из нее ушла Россия?
Как функционирует группа и почему из нее вышла Российская Федерация?
Решения этих саммитов не имеют силы законов, но их итоги учитываются международным сообществом. Постоянными участниками этих встреч также являются руководители Евросоюза, Всемирного банка, Международного валютного фонда, ООН.
По данным Всемирного банка, в странах G7 проживает 10% населения планеты, на них приходится примерно 41% мирового ВВП, 33% мирового экспорта и 35% мирового импорта.
Создание и приглашение России к участию
Объединение берет свое начало во французском Рамбуйепо в 1975 году, где инициативе президента Франции Валери Жискар д’Эстена и канцлера Германии Гельмута Шмидта для поиска совместного выхода из кризиса в экономике состоялась первая встреча руководителей Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и Японии. Когда в 1976 году к объединению присоединилась Канада, закрепилось название Большой семерки.
Впервые равноправным партнером Россия выступила на саммите в 1997 году в американском Денвере, после чего объединение стало называться Большой восьмеркой. Первый и единственный саммит группы в России прошел в 2006 году в Стрельне.
Обратно к « семерке »
Второй российский саммит должен был пройти в июне 2014 год в Сочи. Ему не суждено было случится из-за событий в марте этого года, в ходе которых начался конфликт на юго-востоке Украины, а также воссоединение Крыма с Россией.
24 марта в рамках встречи на высшем уровне по ядерной безопасности в Гааге прошло совещание лидеров стран G7, главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и президента ЕС Хермана Ван Ромпея, которые приняли решение проводить саммит без России. По итогам того совещания было сделано заявление о выходе « семерки» из G8, тем самым обойдя невозможность исключения России из объединения из-за отсутствия процедуры приостановления членства отдельной страны.
В ответ на этот шаг глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия не будет цеплятся за формат G8. Позже в апреле 2016 года заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков отметил, что участие России в объединении стало совершенно неактуальным вопросом.
Российские дипломаты считают, что усилия по практическому решению ряда важных международных проблем переместились из G7 в другие форматы с полноценным российским участием.
Впервые на высоком уровне о возможности возвращения к формату G8 заявил в 2016 году глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Тогда он отметил, что в интересах G7 не исключать Россию из узкого переговорного формата крупнейших мировых экономик, чтобы достичь какого-то прогресса по разрешению конфликта на Донбассе и в Сирии.
Новый виток переговоров о возвращении России начался в августе 2019 года. Президент США Дональд Трамп в ходе переговоров согласился на предложение президента Франции Эммануэля Макрона пригласить Россию на саммит G7 в 2020 году в США. Американский лидер заявил, что намерен поднять этот вопрос на саммите G7 в Биаррице.
«Группа восьми» (G8, «Большая восьмерка»): история создания и задачи
«Группа восьми» — неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
История «восьмерки» (ранее — «семерки») началась в ноябре 1975 года, когда по инициативе президента Франции Валери Жискар д’Эстена в Рамбуйе (Франция) состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Канада. С 1977 года во встречах участвуют представители руководства ЕС (Европейский Союз на саммитах «Группы восьми» всегда представлен в лице председателя Комиссии Европейских сообществ и председателя Европейского Совета).
Первые российские контакты с «Группой семи» состоялись еще во времена СССР. 17 июля 1991 года в Лондоне «на полях» саммита состоялась рабочая встреча президента СССР Михаила Горбачева с лидерами «семерки». В дальнейшем лидеры стран «Группы семи» придерживались подобного формата проведения встреч уже с российским президентом.
«Группа восьми» не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения «восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников.
Саммиты «восьмерки» проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя «Группы восьми». Она организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, вырабатывает график и обеспечивает координацию всей текущей работы «восьмерки».
Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу (допущены лишь шерпы — личные представители лидеров). При принятии решений действует принцип консенсуса.
Ежегодный рабочий цикл «восьмерки» сориентирован, прежде всего, на подготовку и проведение саммитов — главного мероприятия «клуба». Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы, которые встречаются обычно четыре раза в год. Шерпы возглавляют «национальные команды» в составе политических директоров, внешнеполитических и финансовых су-шерпов, других национальных экспертов.
Важную роль в процессе подготовки саммитов играют регулярные встречи министров иностранных дел и финансов. Также проводятся встречи министров окружающей среды, энергетики, труда и социального развития, здравоохранения, науки и образования, внутренних дел и юстиции (участвуют генеральные прокуроры).
В рамках «Группы восьми» организуются также рабочие, экспертные и целевые группы по определенным направлениям. В настоящее время в «восьмерке» действуют Группа высокого уровня по вопросам нераспространения ОМУ, Римская/Лионская группа (борьба с терроризмом и оргпреступностью), Группа контртеррористических действий, Группа личных представителей лидеров «восьмерки» по связям с руководителями африканских стран, Группа экспертов по вопросам Глобального партнерства, Группа экспертов по нераспространению (с подгруппой по утилизации плутония), Рабочая группа по ядерной и физической безопасности и другие.
В среднем по линии «восьмерки» за год проходит от 60 до 80 мероприятий.
В 2013 году саммит G8 пройдет 17-18 июня в Северной Ирландии, после чего председательство в клубе перейдет к России, и местом проведения саммита «большой восьмерки» в 2014 году станет Сочи.
В период проведения встречи «восьмерки» в Петербурге в июле 2006 года «контрсаммит» антиглобалистов собрал около полутора тысяч участников. Для проведения мероприятий антиглобалистам было предоставлено место, которое было выбрано ими самими — на стадионе Кирова. В рамках «контрсаммита» прошел «социальный форум», симпозиум по проблемам образования и семинар по вопросам защиты социальных прав.
Антиглобалисты выразили благодарность правительству РФ за предоставленную им возможность побывать в Санкт-Петербурге в дни саммита «восьмерки» и провести свою альтернативную встречу.
В 2010 году в канадском Хантсвилле специально для участников акций протеста в нескольких километрах от места, где встречались главы G8, была создана «зона свободы слова». Но активности антиглобалистов не наблюдалось.
В 2011 году во Франции антиглобалисты выступали в Гавре, в 40 километрах от места проведения саммита и серьезных проблем организаторам не создали.
В 2012 году саммит «большой восьмерки» прошел без многочисленных протестов антиглобалистов и не был отмечен беспорядками и столкновением с полицией.
11 июня 2013 года в Лондоне пикеты антиглобалистов и анархистов, протестующих против проведения саммита G8 в Северной Ирландии, прошли на центральных площадях британской столицы. Протестующие периодически блокировали движение транспорта, создавая многочисленные заторы.
За различные правонарушения, в том числе за неповиновение полиции и за попытки воспрепятствовать движению транспорта стражами правопорядка были задержаны более 30 человек. Один из антиглобалистов попытался спрыгнуть с крыши здания, однако был схвачен подоспевшими полицейскими.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников