Бог отвечающий за сон
Морфей – греческий бог сна в маковом венке
Сновидения – особый мир, который до сих пор остаётся неразгаданной тайной для человека. В Древней Греции люди верили, что приносит сны нам особенный бог, Морфей. Прекрасный юноша с букетом маков стал героем многих преданий, изображался на картинах, упоминался в стихах.
Сложно сказать, сколько лет одному из самых древних искусств, толкования сновидений. Оракулы и жрецы, почитатели Морфея старались объяснить видения, которые посылал людям этот бог. Почему же образ его кажется таким притягательным? Что могут рассказать древнегреческие легенды о Морфее?
Морфей – бог-озорник
Даже сегодня в разговоре нередко упоминают бога сна, известного в Древней Греции. Например, выражение “в объятиях Морфея” означает спокойный и приятный процесс сна. О его делах и характере очень подробно рассказал поэт Овидий в своих “Метаморфорфозах”.
Интересно, что именно в этом творении автор акцентирует внимание на сути имени бога. В переводе с греческого оно означает “форма”, однако имеется в виду, что конкретной формы Морфей не имеет, он может менять её по желанию. Мне это кажется вполне логичным, ведь и сами сны порой принимают причудливые образы, что могут измениться в любой момент.
Морфей мог в совершенстве воспроизводить жесты, внешность, повадки любого человека. Именно поэтому бог отличался озорным нравом. Он любил менять обличия, разыгрывая других божеств и людей.
Морфей обитал в киммерийской пещере, откуда часто выбирался, чтобы в образе какой-нибудь известной личности немного поозорничать. Появляясь в обществе, бог начинал веселиться и чудить, чем изумлял всех окружающих. Когда же тому человеку, чей лик принял Морфей, рассказывали о его проделках, он недоумевал, ведь не помнил о своих чудачествах.
Маки и звёздное покрывало стали символом Морфея
Внешность и символы Морфея
Дар забирать людей в мир сновидений Морфей получил от отца, бога Гипноса, что также воплощает силы сна и образы сновидений. Некоторые предания отмечают, что матерью Морфея была Нюкта, покровительница ночи.
Несмотря на умение принимать любую форму, бог предстаёт на изображениях и в собственном обличье. Чаще всего греки показывали морфея красивым юношей, виски которого украшали небольшие крылышки.
Кстати, Морфей мог дарить разные сновидения. Его эмблемой считалось изображение сдвоенных ворот. Одни из них были сделаны из слоновой кости (через них приходили обманчивые видения), другие являлись роговыми (врата истинных снов).
В иных версиях облик Морфея значительно отличается от темноволосого очаровательного юноши. В некоторых преданиях Морфей напоминает старца. Его борода и волосы сияют серебром, словно лунный свет, а с плеч спускается плащ, украшенный звёздами. В руках старика – кубок с маковым зельем, которое он предлагает каждому, кто засыпает.
Царство Морфея
Морфей был не просто одним из множества наследников Гипноса. Этот бог являлся царём сновидений, которые так и назывались – царство Морфея. В подчинении у бога находились все его братья, его помощниками были духи, внешне напоминающие маленьких детей с чёрными крыльями.
Все они могли приходить в сны, принимать облики людей или существ, становиться вещими или лживыми образами. Греки верили, что правильно истолковать сон способен лишь сам Морфей, ведь он управляет этой тонкой стихией. К его почитателям обращались за советом, просили истолковать увиденные образы и символы.
Выражение “царство Морфея” используется и сегодня. Со времён старины так говорят о глубоком сне, в который погружается человек. В таком состоянии, как верили, ему является сам бог сна, однако далеко не всегда он сохраняет собственную внешность.
Таинственность состояния сна порой пугала людей. В Древней Греции народ молился Морфею, прося защитить от смерти и недугов. Во время сна человеку казалось, что он становится слабее и уязвимее, а помочь справиться с неприятностями и кознями мог могущественный повелитель сновидений.
Бог без храмов
Древние изображения Морфея можно часто увидеть на амфорах, вазах, предметах быта или украшениях. Вот только отдельного храма у этого бога не было. Несмотря на это, в каждом доме существовал небольшой алтарь, священное место, где Морфею приносили дары.
Одно из самых известных изображений Морфея не принадлежит к античным творениям. Картина “Морфей и Ирида” была создана позднее, в 1811, французским художником Пьером Гереном. На ней изображена трогательная сцена из мифа об этом боге.
Согласно ему, посланница богов Ирида была влюблена в красавца Морфея. Увы, спускаясь к нему, она заставала его спящим, и Ириде оставалось лишь любоваться бесконечно прекрасным юношей. Сегодня увидеть это полотно можно в Государственном Эрмитаже города Санкт-Петербурга.
Скульптура Морфея из мрамора
Морфей так и остаётся загадочным и притягательным богом сна. Несмотря на то, что времена поклонения ему ушли в прошлое, мы порой упоминаем его имя и, конечно, погружаемся в мир удивительных снов. Есть мнение, что сны – это параллельная реальность, в которой человек открывает нечто новое, фантастическое. Верить в это или нет – решать вам, но, несомненно, сновидения – самая таинственная стихия, прекрасная и жуткая одновременно, наполненная образами нашего подсознания и нередко приоткрывающая будущее.
Бог Гипнос
Сны издревле интересовали людей. Их считали необычным, даже мистическим явлением. Некоторые верили, что через сны можно путешествовать в иные реальности или миры, либо получать послания от высших сил. Поэтому во многих культурах есть боги сновидений. Именно они усыпляли людей с наступлением ночи и насылали невероятные образы, в том числе пророческие. В древнегреческой мифологии это в первую очередь бог сновидений Гипнос. Он был персонификацией сна, а также породил целую группу других богов с похожими функциями.
Цитаты классической древнегреческой литературы
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь II. 237-238. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 20) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«…Гипнос на сумрачных крыльях
Всю объемлет природу, ей отдых даруя…»
Орфический гимн LXXXV. Гипносу (фимиам с маком). 1-10. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 265) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Гипнос, владыка блаженных богов и смертного люда,
Равно и живности всей, что просторы земли населяет!
Ты, кто единственный властен над всеми, ко всем ты приходишь,
Ковы твои не из меди окутают всякое тело!
Происхождение Гипноса
Греческий бог сна Гипнос был рождён от двух богов, которые олицетворяли собой тьму и ночь. Это были те самые силы, которые властвовали в мире с самого начала, ещё до появления остальных богов, первичные силы. Мать Гипноса – богиня ночи Нюкта или Никс. Она пользовалась таким уважением и считалась столь могущественной, что против неё не смел выступить ни один бог, даже Зевс. Отец же бога сновидений – Эреб, вечный мрак, брат Нюкты, рождённый вместе с ней из превозданного Хаоса.
Гипнос бог сна и сновидений имел множество братьев и сестёр. Это были боги, которые тоже воплощали неизведанные, подчас тёмные или хтонические силы. Среди них встречается немало божеств смерти, например, Керы (воплощение судьбы, богини, несущие страдания и смерть), Харон (перевозчик душ умерших через реку Стикс в царстве Аида). Другие боги – воплощение неминуемого рока, например, пряхи судьбы мойры, Немезида (возмездие), Эрида (раздор). Большинство этих персонажей объединяет то, что их воля была обязательна для всех живых существ – от смертных людей до богов-олимпийцев.
Античные авторы называют разные места обитания Гипноса. Но почти всех объединяет отсутствие света, тишина, покой, в окружении которых бог дремлет на своём ложе.
Царство Гипноса. Джулио Карпиони. Галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, США.
Другие авторы называют следующие места:
Функции Гипноса
Несмотря на огромную власть и даже пугающую силу, Гипнос был нежным и мягким богом, спокойным, благосклонным к людям.
Это божество могло не просто даровать сон. Его называли тем, кто прогоняет тревоги, кто позволяет отдохнуть не только телу, но и душе. Поэтому Гипноса называли бальзамом для души, лучшей частью жизни, к нему взывали в моменты смятения и тревоги. В мифе о Геракле, потерявшем рассудок, за него молится хор, призывая Гипноса. Бог способен погрузить героя в целебный сон и вернуть ему разум.
Бронзовая голова Гипноса. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Семья Гипноса
Самый известный сын бога сна Гипноса – это Морфей. Изначально в мифологии Древней Греции он был богом, который во снах принимал облики людей. Овидий в «Метаморфозах», пишет, что нет в этом деле кого-то более искусного, чем Морфей. Этот бог мог скопировать любого человека, его голос, одежду, даже манеру говорить или действовать. Поэтому он запутать сновидца, внушить ему что-то. Такие поручения может давать ему отец Гипнос.
Со временем бог сновидений в Древней Греции сын Гипноса начал приобретать всё большее значение. Это произошло даже не в Античности, но в Средневековье. Тогда Морфей стал общим образом для всех богов с подобными функциями. Само его имя приобрело нарицательный характер. Появились выражения «в царство Морфея», «в объятия Морфея». Все эти фразы означали либо отход ко сну, либо состояние сна. Таким образом бог по-прежнему воспринимается как персонификация сна.
У Гипноса были ещё два сына, каждый из которых выполнял во снах особую функцию, формируя видения для богов и людей:
Матерью Морфея и Фобетора античные авторы называют Ночь, Нюкту. И только Фантас был уже сыном Пасифеи, хариты и жены Гипноса.
Легенды о Гипносе
Гипнос нередко появляется в различных мифах. Чаще всего это истории о других богах или героях, в т.ч. рассказы о достаточно масштабных событиях. Гипнос при помощи своих чар мог повлиять на ход событий и в корне изменить их. Однако сам он редко вмешивался в происходящее по своей воле. Обычно это просьба или приказы других богов, в первую очередь верховных. Часто к помощи бога сна прибегала Гера, когда хотела помешать своему мужу Зевсу или даже отомстить ему.
Миф о Геракле
В первый раз Гера попросила Гипноса о помощи, когда преследовала сына Зевса Геракла и смертной женщины Алкмены. По замыслу громовержца Геракл должен был стать великим героем, победителем чудовищ. Однако Гера нередко чинила ему препятствия, мстя своему мужу Зевсу за очередную измену. Подчас она старалась делать это тайно, чтобы не навлечь гнев громовержца.
Именно поэтому Гера попросила наслать на Зевса сон, когда решила отомстить Гераклу за разграбление Трои. Царь Трои Лаомедонт обманул Геракла и не дал ему обещанную плату за спасение своей дочери Гесионы. Девушку должны были принести в жертву морскому чудовищу, насланному Посейдоном. Ещё раньше Лаомедонт также нарушил обещание, данное Посейдону и Аполлону. Те служили троянскому царю, а он в благодарность должен был принести щедрый дар в виде скота.
Разгневанный Геракл собрал корабли и отправился в поход на Трою. Лаомедонт и почти все сыновья пали от его руки. Однако на обратном пути героя настигли бушующие ветра, насланные Герой, и корабль Геракла отнесло далеко от остальных. Пробудившийся Зевс увидел произошедшее, понял, кто усыпил его. Лишь заступничество матери Нюкты спасло Гипноса от гнева громовержца.
Геракл, Алкионей, Гипнос и Афина. Национальная галерея Виктории. Мельбурн, Австралия.
Троянская война
В другой раз Гера попросила Гипноса усыпить Зевса, когда хотела помочь ахейцам, т.е. грекам, в Троянской войне. В этой войне многие олимпийски боги заняли разные стороны, подчас тоже сталкиваясь друг с другом. Однако Гипнос помнил о гневе Зевса и не желал снова испытывать судьбу.
Тогда царица богов пообещала ему щедрую награду. Она знала, что Гипнос был давно влюблён в одну их харит, богинь веселья и красоты (в Риме – грации). Её звали Пасифея, и она считалась младшей среди харит (либо единственной). Гера поклялась водами реки Стикс, а свидетелями её клятвы были боги подземного мира. Гипнос не мог отказаться от столь заманчивого дара и согласился помочь богине.
Прежде Гера надела прекрасные одежды и намазалась маслами. Также она использовала пояс Афродиты, перед обладательницей которого никто не мог устоять. В таком облике она явилась к Зевсу, соблазнительная и притягательная. Богиня не открыла свою истинную цель, сказав, что желает лишь прекратить их ссоры. Зевс был столь увлечён богиней, что не заметил Гипноса, скрывающегося на сосне в тумане.
Замысел Юноны удался – Гипнос усыпил громовержца, который и без того уже не думал ни о чём, кроме своей супруги. После бог снов отправился к Посейдону с посланием от Геры о том, что теперь Нептун может помочь без опасений грекам. Это событие переломило ход войны, в результате чего Троя пала. Гипнос же получил свою награду, женившись на Пасифее. На этот раз он избежал наказания, ведь Зевс так и не узнал, что заснул не по своей воле.
Гипнос в древнеримской мифологии
Бог снов был и в Древнем Риме. Это бог Сомнус, ещё одно олицетворение сна. Его имя, как и имя Гипноса, переводилось как «сон», подчёркивая ещё раз функции божества. Фактически, его можно считать одним богом с Гипносом, т.к. легенды и истории об обоих персонажах очень похожи. Матерью Сомнуса была Нокс, римская богиня ночи, отцом – Скотос, вечная тьма, мрак, аналог греческого Эреба. Так же как был брат близнец бога сна Гипноса, воплощение смерти Танатос, так и у Сомнуса был брат-смерть Морс.
Сомнус часто изображался с крыльями, так же, как и Гипнос. Нередко эти атрибуты помещались на виски бога.
Мраморная голова Сомна. Национальный музей. Рим, Италия.
И Сомнус, и Морс обычно обитали в подземном мире. В других версиях называются те же места, что и у Гипноса, например, Лемнос. Сомнус был отцом тысячи сыновей-сновидений. Они назывались Somnia, формы сновидений. Эти божества могли принимать различные образы, которые боги и люди и видели по ночам. Среди этой тысячи выделялись три сына – Морфей, Фобетос и Фантас. Их имена и функции перекликаются с аналогичными богами в греческой мифологии.
Гимны и стихи Гипносу
Орфический гимн LXXXV К Гипносу (русский перевод)
(воскурения – фимиам с маком)
Гипнос, владыка блаженных богов и смертного люда,
Равно и живности всей, что просторы земли населяет!
Ты, кто единственный властен над всеми, ко всем ты приходишь,
Ковы твои не из меди окутают всякое тело!
О, прекратитель забот, от невзгод избавляющий сладко,
Всякому горю несущий святое свое утешенье,
Страх перед смертью спасительно ты от души удаляешь,
Единокровный ведь брат ты и Лете [Забвению], и Танату-смерти,
О, умоляю, гряди и сладостью смутной окутай,
Мистов храня благосклонно для дел их, угодных бессмертным!
Орфический гимн LXXXV К Гипносу (древнегреческий оригинал)
Ὕπνε, ἄναξ μακάρων πάντων, θνητῶν τ’ ἀνθρώπων,
καὶ πάντων ζώων, ὁπόσα τρέφει εὐρεῖα χθών·
πάντων γὰρ κρατέεις μοῦνος, καὶ πᾶσι προσέρχῃ,
σώματα δεσμεύων ἐν ἀχαλκεύτοισι πέδῃσιν.
λυσιμέριμνε, κόπων ἡδεῖαν ἔχων ἀνάπαυσιν,
καὶ πάσης λύπης ἱερὸν παραμύθιον ἔρδων·
καὶ θανάτου μελέτην ἐπάγεις, ψυχὰς διασώζων·
αὐτοκασίγνητος γὰρ ἔφυς Λήθης Θανάτου τε.
ἀλλά, μάκαρ, λίτομαί σε κεκραμένον ἡδὺν ἱκάνειν,
σώζοντ’ εὐμενέως μύστας θείοισιν ἐπ’ ἔργοις.
Орфический гимн LXXXV К Гипносу (перевод на английский)
Sleep, king of Gods, and men of mortal birth,
Sov’reign of all sustain’d by mother Earth;
For thy dominion is supreme alone,
O’er all extended, and by all things known.
‘Tis thine all bodies with benignant mind
In other bands than those of brass to bind:
Tamer of cares, to weary toil repose,
From whom sweet solace in affliction flows.
Thy pleasing, gentle chains preserve the soul,
And e’en the dreadful cares of death controul;
For Death and Lethe with oblivious stream,
Mankind thy genuine brothers justly deem.
With fav’ring aspect to my pray’r incline,
And save thy Mystics in their works divine.
Молитва страдающего бессонницей – богу сна (Сомнусу, Гипносу)
(из сборника «Сильвы» Публия Папиния Стация)
В чем я повинен, скажи, из богов любезнейший отрок,
За прегрешения чьи, один средь смертных, лишен я
Благ твоих, Сон? Покоится все: скот, и птицы, и звери,
Клонят деревья главы и будто бы дремлют в истоме,
Ропот неистовых вод утихает; на глади морские
Оцепененье легло и уснула пучина у суши.
Только меня в седьмой уже раз очей не сомкнувшим
Феба застала. Этейский то огнь, иль светоч Пафийский [вечерняя и утренняя завезды]
Столько же раз восходил, и Тифони [Аврора (Эос), Рассвет] я, стон мой услышав,
Сжалившись, нас, мимоездом, бичом холодным кропила.
Как эту муку терпеть? Ведь если б даже имел я
Тысячи глаз, словно Аргус священный, хоть поочередно
Им позволял бы дремать: ведь и он не бодрствовал вечно!
Ныне ж – увы! – лишь о том я молю: если где-то
Деву в объятьях сжав, отгоняет тебя добровольно,
К нам приходи! Не прошу, чтобы очи мои осенил ты
Перьями всеми (пускай о том теперь кто счастливей
Молится), ты же меня коснувшись хоть кончиком ветви
(Хватит и этого нам!), удаляйся на цыпочках тихо.
Картины бога Гипноса
Гипнос и тело Сарпедона. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Бог Гипнос. Рисан, Черногория.
Gipnos. Ольга Кузнецова-Блок.
Статуи Гипноса
Гипнос. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва, Россия.
Никс, Гипнос и Танатос. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Статуэтка Гипноса. Музей истории искусств. Вена, Австрия
Греческие боги сна
Сны всегда виделись людям чем-то мистическим, волшебным. В древности их воспринимали как путешествие в другие миры, реальности. Некоторые сновидения пугали, другие же дарили отдых, вдохновение. Нередко в снах видели знаки и предзнаменования. Поэтому быстро появились мифы о богах и духах, которые навевали эти видения. Древние люди верили, что настолько фантастические образы могут возникнуть только по велению высших сил. Древние греки тоже сочиняли подобные легенды. Древние боги сна представляли собой целую группу персонажей, которые и отвечали за ночные сновидения. Каждый отвечал за свои сны – хорошие или плохие.
Гипнос
Среди всех богов снов самым главным считается Гипнос. Гипнос – это само воплощение сна, его персонификация в этом божестве. Даже его тихий, спокойный характер подчёркивает это.
Происхождение Гипноса и характер
Гипнос не относится к богам-олимпийцам, его происхождение совсем иное. Этот древнегреческий бог сна – сын Нюкты или Никс, воплощения ночи, рождённой из первозданного Хаоса, и её брата Эреба – вечного мрака. Вместе с Гипносом Нюкта породила и других похожих богов, например, Танатоса (смерть), Гемеру (день), Эфира (воплощение верхнего слоя неба, обиталища богов), других богов смерти. Нюкта – одна из самых могущественных и уважаемых богинь. Сам Гипнос тоже пользуется большим почётом. Против Ночи и её детей не решается выступать даже сам Зевс.
Никс, Гипнос и Танатос. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
Однако сам Гипнос отличается спокойным, тихим нравом. Он один из тех богов, которые всегда проявляют к людям благосклонность. Гипноса можно даже назвать нежным. Из-за того, что люди много времени проводят во сне, бог сна у древних греков владеет фактически половиной их жизни. Однако Гипнос с бережностью относится к ней. Он всегда может помочь нуждающимся в отдыхе людям. Поэтому можно сказать, что он – бог сладких снов, отдыха, расслабления, который позволяет отпустить тяготы дня.
Бог сна Гипнос. Музей Гетти. Лос-Анджелес, США.
Подобный образ Гипноса – бога, что даёт возможность отдохнуть от забот и успокоить усталую душу – нередко встречается в различных античных текстах. Например, подобное есть в произведении Сенеки «Геркулес в безумстве». Хор персонажей молится о Геракле, который потерял рассудок. К Гипносу обращаются, как к покою усталой души, гавани, где можно найти приют после всех бед и скитаний. Сон же здесь называют «лучшей частью жизни». По-видимому, сон уже тогда считали одним из лучших лекарств. Гипноса просят погрузить Геракла в сон, покуда герой не очнётся от безумства, а его душа не отдохнёт.
Место, где обитает Гипнос
У разных авторов этот бог отвечающий за сон живёт в разных местах:
Царство Гипноса. Джулио Карпиони. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, США.
Функции Гипноса
Гипнос – это в первую очередь покровитель сновидений. Он либо насылает их сам, либо поручает это своим детям, другим божествам сновидений. Чаще всего в легендах описывается, как он погружает человека или бога непосредственно в сам сон. По-видимому, стезёй Гипноса был сон как состояние тела, когда оно расслабленно и отдыхает, когда сам разум отвлечён от дневных забот. Божество отвечает в первую очередь не за сны как видения, но за ночной отдых.
Именно поэтому Гипнос был так любим греками. Это видно по древним текстам, где к нему обращались как к богу, который дарует спокойствие, как телесное, так и душевное. Его призывали, чтобы прогнать страдания, чтобы облегчить болезни, особенно душевные, как в мифе о Геракле. По-видимому, уже тогда, в античное время, люди понимали целебное значение сна самого по себе.
Однако Гипнос был связан с ещё одной сферой, уже не столь приятной. Древние люди соотносили сон не только с отдыхом, но и со смертью. Спящий человек слишком напоминал в их глазах мёртвого. Поэтому Гипнос был братом Танатоса, смерти, а также сам мелькал в легендах, где описывалось, как он приходил к умершим.
Гермес наблюдает за тем, как Гипнос и Танатос уносят Сарпедонта. Метропόлитен-музей, Нью-Йорк, США.
У Гомера Гипнос также приобретает роль вестника. По-видимому, в этой роли он становится близок к Гермесу – крылатому богу-посланцу, о котором тоже пишут, как о боге снов.
Атрибуты Гипноса
Главный символ Гипноса как бога сновидений – это мак. Цветок был издревле связан со сном, поэтому и изображался рядом с богами, обладающими подобными функциями. Считалось, что маки растут в изобилии около пещеры Гипноса в подземном царстве. Этот символ также перешёл и к сыну Гипноса Морфею.
Ещё одним символом этого бога была река Лета. Река Лета – одна из пяти рек в царстве Аида. Она была известна своими водами, дарующими забвение. Поэтому все умершие, приходившие к Аиду, должны были выпить воды из этой реки. Тогда они забывали своё прошлое и навсегда оставались в мире мёртвых. Лишь некоторые, самые достойные заслуживали право и после смерти помнить свою жизнь. Сам Гипнос как сон был тоже неразрывно связан с забвением, хотя и временным (на момент сна).
Последним символом Гипноса был тополь. Это дерево тоже связывалось с умершими, поэтому здесь проявляется роль Гипноса как бога не снов, а смерти.
Мифы о Гипносе
Боги сна и сновидений в греческой мифологии нередко играли важную роль в тех или иных событиях. Их способность усыплять людей и даже богов порой могла буквально переломить ход истории. Поэтому другие боги обращались к ним за помощью, а люди нередко молили о благосклонности и тоже просили встать на их сторону. Гипнос как бог сна в древнегреческой мифологии был не исключением.
Гипнос в легенде о Геракле
Нередко к помощи Гипноса прибегала царица богов Гера, супруга Зевса, когда хотела в чём-то противостоять своему мужу. В первый раз она попросила усыпить громовержца, когда замыслила навредить Гераклу. Геракл был героем, полубогом, сыном Зевса, которого тот зачал, чтобы сделать великим героем. Однако Гера преследовала всех любовниц мужа и их детей, а потому подстраивала Гераклу бесчисленные козни.
В первый раз Гера решила отомстить герою за то, что тот отправился в поход на Трою. Геракл был рассержен на Лаомедонта, который тогда был царём Трои. Дочь Лаомедонта Гесиона должна была стать жертвой для морского дракона. Аполлон велел привязать её к скале, где девушка ждала своей участи. Однако Геракл победил чудовище и спас её. Лаомедонт же обманул его, не отдав обещанных в награду коней и саму Гесиону.
Пока Зевс спал, Гера выпустила в море ветра. Поднялась буря, которая налетела на корабли Геракла. Его собственное судно откинуло далеко к острову Кос. Зевс проснулся и увидел это, тут же поняв, кто усыпил его. Однако бог покровитель сна Гипнос спасся благодаря своей матери Нюкте. Та укрыла сына в объятиях. Ночь же была настолько священна, что Зевс не решила оскорбить могущественную богиню. Он лишь велел богу сновидений больше не использовать свою силу для таких целей.
В «Картинах» Филострата Старшего, однако, есть упоминание, что однажды Гипнос уже сам решил попробовать усыпить Геракла. Он смог это сделать, когда герой спал после победы над великаном Антеем. В произведении указывается, что Геракл был невероятно силён. Гипнос же стоит рядом в своём человеческом обличии и гордился тем, что смог погрузить могучего полубога в по-настоящему глубокий сон.
Гипнос в мифах о Троянской войне
В другой раз Гера хотела помочь уже ахейцам (грекам) победить троянцев, для чего она опять попросила Гипноса усыпить Зевса. Однако Гипнос сомневался, помня гнев царя богов в прошлый раз. Тогда Гера пообещала ему, что отдаст в жёны одну из харит, богинь грации и красоты, веселья. То была Пасифея, младшая из харит, в которую бог сна и спокойствия был давно влюблён. Она покровительствовала ложным видениям (галлюцинациям) и расслаблению. Тогда Гипнос согласился помочь Гере.
Перед этим сама царица богов отвлекла Зевса, соблазнив его. Она надела прекрасные одежды, натёрлась маслом и использовала пояс Афродиты, который делал его обладательницу невероятно привлекательной. Свой визит к громовержцу Гера объяснила тем, что хочет прекратить их ссоры. Когда Зевс в объятиях жены потерял бдительность, Гипнос усыпил его. Затем бог сна у греков отправился к Посейдону с известием, что тот может помочь греческим воинам. Именно поэтому ахейцы получили превосходство в войне и разгромили троянцев.
Однако в этот раз Гипнос избежал наказания. Пока Гера отвлекала Зевса, бог снов прятался на сосне, скрытый туманами. Позже громовержец тоже не узнал, что его усыпили по приказу Зевса. Гипнос же женился на Пасифее, как и обещала Гера, поклявшись водами реки Стикс в присутствии подземных божеств.
Другие упоминания Гипноса в легендах
Гипнос часто мелькает в античных текстах. Он не всегда может играть важную роль, но всё же этот бог часто становится силой, важной для происходящих событий. Либо же его появление просто добавляет некоторой романтической или загадочной окраски легендам.
Гипнос появляется в произведении «Деипнософисты» Ликимния Хиосского. Там описывается легенда про Эндимиона, прекрасного юношу, царя Элиды (область на полуострове Пелопоннес). Эндимион получил от Зевса право загадать любое желание, и он выбрал вечную молодость и вечную красоту. Тогда боги погрузили его в сон, в котором юноша и правда мог оставаться всегда таким, каким он был на момент произнесения желания. По другим версиям – об этом попросила влюблённая в Эндимиона богиня луны Селена, либо она сама его усыпила поцелуем.
В «Деипнософистах» Гипнос тоже оказывается заворожён красотой Эндимиона. Поэтому он приходит к нему, чтобы полюбоваться на лицо юного царя. Чтобы ничто не мешало этому, и Гипнос мог сполна насладиться видом, он делает так, чтобы Эндимион спал с открытыми глазами.
К Гипносу обращается колдунья Медея, дочь царя Колхиды, которая влюбляется в героя Ясона. Такой отрывок есть в «Аргонавтике» Аполлония Родосского. Ясон отправился вместе с товарищами за золотым руном, шкурой барана, который когда-то по велению Зевса спас детей царя Афаманта, правящего городом Орхоменосом. Это были Фрикс и Гелла, которых едва не принесли в жертву из-за козней их мачехи. Добравшись до Колхиды, Фрикс принёс барана в жертву, шкура же стала даром колхидскому царю и с тех пор хранилась на дереве в роще Ареса.
Это место и находящееся там руно охранялось драконом. Царевна Медея, влюбившись в Ясона (сама либо по велению Афродиты), помогла герою в добыче сокровища. В «Аргонавтике» она встаёт над драконом и обращается к богам, чтобы усыпить чудовище. В первую очередь звучит имя Гипноса как того, кто помогает погружать существ в сон. Его чарам не может сопротивляться ни человек, ни бог. Своим пением Медея в итоге погружает дракона в сон, при этом ещё касаясь его можжевельниковой ветвью, смоченной волшебным зельем.
Гипнос также помогает порой Дионису, богу виноделия и веселья. Однажды из-за стрелы Эроса Дионис влюбился в нимфу Никею, дочь богини природы Кибелы. Это была наяда, которая однажды пришла к реке совершить омовение. Сначала Никея отвергает Диониса, и тогда тот пускается в погоню по диким лесам в сопровождении верного гончего пса. Тогда на помощь Вакху приходит Гипнос. Он накладывает чары на ручей, и Никея, испивая из него, засыпает. Дионис же настигает её. Позже наяда родила ему дочь Телету, одну из вакханок и спутниц бога виноделия.
Гипнос участвует в мифе и о любви Диониса к другой нимфе, Авре. Однако тут он сначала навевает девушке пророческий сон, в котором Вакх приходит к ней и лишает девственности. Нимфа разъярена из-за сна с такими нецеломудренными образами. Она с гневом обращается к Гипносу, Афродите и Эросу. Чтобы отвлечься от неприятных сновидений, она отправляется на охоту с богиней Артемидой.
Пророческий сон, однако, сбывается после того, как Авра насмехается над Дианой и ставит под сомнение её собственную целомудренность. За это Артемида делает так, чтобы Дионис преследовал нимфу и овладел ею. Авра, не смирившись с потерей невинности, съедает одного из рождённых от Диониса младенцев. Второй, Иакх, стал ещё одним спутником Вакха и богом мистерий.
Бог Гипнос в римской мифологии
Существовал также римский бог сна, очень похожий на Гипноса. Фактически оба бога исполняли похожие функции, и легенды о них во многом перекликаются друг с другом. Бог сна в римской мифологии – это Сомнус. Больше всего информации о нём можно найти у римского поэта Вергилия. Сомнус также выступал олицетворением сна и был братом смерти, бога Морса, аналога греческого Танатоса. У Сомнуса есть тысяча сыновей, которые называются Somnia. Они принимают различные формы, чтобы под их видом приходить к людям.
Боги снов нередко изображались с крыльями. Относитс это и к Сомнусу, в частности, такие изображения можно встретить у Овидия.
Голова Гипноса из бронзы. Британский музей. Лондон, Великобритания.
Местом обитания Сомнуса и его брата-смерти античные авторы также называют в основном подземный мир мёртвых. Иногда страна сна оказывалась на пути туда. Упоминается также и Лемнос, и Киммерийские земли. Фактически, бог сна в греческой и римской мифологии обитал в одном и том же месте, если сравнить легенды о них. О том, что боги сна и смерти братья, что они живут рядом друг с другом у хода в подземный мир, говорит в первую очередь опять же Вергилий.
Сомнус тоже часто описывается в легендах, как движущая сила, которая может губить или спасать людей. В «Энеиде» Сомнус губит Палинура, рулевого Энея. По сути, это была плата за безопасный путь по морю, который Нептун даровал Энею, троянскому герою, и его товарищам.
Сомнус явился к Палинуру и потребовал, чтобы тот ушёл с поста рулевого. Когда Палинур отказался, Сомнус взмахнул на мужчину ветвью, что была прежде опущена в воды рек Стикс и Лето, текущих в подземном мире. Вода попала на Палинура. Так как та имела свойство даровать забвение и сон, кормчий без сознания упал за борт, в море. Однако в море он не погиб, как узнаёт Эней, встретив тень Палинура в царстве мёртвых. Палинур выбрался на берег, где столкнулся с дикарями, и уже от них не смог отбиться.
В «Метаморфозах» Овидия Сомнус присутствует в легенде об Алкионе, жене Кеика, царя Трахины (город в Фессалии). Кеик погиб при кораблекрушении. Когда это произошло, Юнона послала Ириду, богиню радуги и свою посланницу, в пещеру к Сомнусу. В пещере, где дремал бог сна, его окружали дети, сны, которых Ириде пришлось растолкать по пути к Сомнусу. Сияющие одежды богини радуги пробудили его.
В этом отрывке хорошо видно, что Сомнуса как римского бога сна тоже воспринимали дарителем отдыха и спокойствия. Ирида говорит, что он – самый мягкий, нежный из богов, приносящий покой от всего, успокаивающий уставшие тела, чтобы люди и боги могли отдохнуть перед продолжением трудов. Он – бальзам для души.
В этом мифе Юнона через Ириду передаёт Сомнусу приказ, чтобы тот отправил видение к Алкионе, реалистичное, будто это настоящая форма. Сомнус передаёт послание Морфею, своему сыну, и отправляет его исполнять наказ, сам же ложится на ложе, продолжая спать.
Влияние образа и имени Гипноса
Образ Гипноса и особенно его имя оставили важный след в истории и дали название различным объектам, связанным со сном. Это в первую очередь медицинские и близкие к ним термины:
Онир (Онейр) и Ониры
Боги и богини сна в Древней Греции – это также Ониры, целая группа божеств со сходными функциями. Слово «онир» или «онирос» происходит от древнегреческого слова «сон», т.е. эти персонажи также являлись персонификацией сновидений, которые приходили к человеку. В результате то, как зовут бога сна, было прямым указанием на его функцию, фактически единственную.
Также существовал и отдельный бог по имени Онир (Онейр, Онирос), покровитель сновидений разного рода, в первую очередь лживых и пророческих.
Как отдельный бог Онир считается братом Гипноса, ещё одним сыном Нюкты (Ночи) и Эреба (вечной тьмы). Их даже порой изображали вместе как двух богов сна. У географа Павсания упоминается подобная скульптура. Она находилась в храме Асклепия в древнегреческом городе Сикионе на Пелопоннесе. Статуя изображала Гипноса и Онира, которые усыпляли льва. Скульптуру называли эпитетом Эпидот, т.е. «щедро дающий». Он использовался и в отношении других богов.
Онир играет важную роль в «Илиаде» Гомера. Там Зевс приказывает богу сна обмануть Агамемнона, предводителя греческого войска и царя Микен. По замыслу Зевса греки должны были проиграть бой. Для этого Онир принял вид Нестора, царя Пилоса, советника Агамемнота. Явившись Агамемнону в якобы вещем сне, Онир сказал царю, что греки победят, и велел вести войско в атаку. Однако это было обманом, и войско ахейцев потерпело поражение.
Ониры как группа богов упомянуты у Гесиода. Там они тоже выступают как братья и сёстры Гипноса, дети Нюкты, «толпа сновидений». Она породила Ониров без отца. Еврипид в пьесе «Гекуба» называет иную мать снов, а именно землю. Она – мать «чернокрылых сновидений». Одновременно с этим к онирам причисляется и один из сыновей Гипноса, Фобетор, который во снах становится животными различных видов.
Ладья Харона, чары Ночи и Морфей. Лука Джордано. Палаццо Медичи-Риккарди. Флоренция, Италия.
Греки считали, что сны, в которых говорится правда, выходят из царства снов через ворота, сделанные из рога. Лживые же – через врата из слоновой кости.
Боги снов – дети Гипноса
Древнегреческие боги и богини сна – это также небольшая группа детей Гипноса, в частности, его сыновей. Судя по легендам, они жили вместе с отцом в его пещере на краю света (либо в других местах, например, в подземном царстве). Гипнос мог отправить их выполнять поручения по созданию каких-либо снов, видений, чтобы подсказать богам или людям что-то или запутать их.
Морфей
Один из самых известных сыновей Гипноса с подобными функциями – это бог хороших снов Морфей или Морфеус. Морфей насылал всегда приятные сны, однако они могли быть как пророческими, так и лживыми. Его имя происходит от греческого слова, означающего того, кто формирует, придаёт форму. В данном случае Морфеус бог сна даёт форму и видимый облик именно снам, чтобы они были как можно более реалистичные.
Происхождение и функции Морфея
Отцом Морфея всегда называют бога Гипноса, воплощения снов и их персонификацию. Однако в отношении его матери информация разнится. Часто ею называют одну из Граций или Харит, богинь красоты, изящества, веселья. Они прислуживали и везде сопровождали Афродиту, богиню любви и красоты. Возлюбленной Гипноса и матерью Морфея была Аглая, вестница Афродиты, имя которой обозначало «блеск» или «ликование». По некоторым версиям она – младшая из Граций.
Но иногда также пишут, что Морфея породила Нюкта, ночь. Таким образом он становится одним из детей Нюкты, которые связаны со снами. У этой богини немало подобных сыновей и дочерей, отвечающих за тёмные и хтонические сферы жизни, связанные с подземным миром и всем непонятным для людей.
Темный вечер, или Морфей. Шарль Лебрен. Лувр. Париж, Франция.
У Морфея немало способностей и проистекающих из них функций, но все они так или иначе связаны со снами. В легендах можно найти следующие упоминания:
Греческий бог сна Морфей стал едва ли не более известным и популярным богом сновидений из всех. В этом плане он прославился даже больше, чем его отец Гипнос. Со временем его имя даже стало нарицательным. В Средневековье так начали называть всех богов сна.
С его именем связаны два выражения:
Облик Морфея и атрибуты
Внешний вид Морфея отличается на разных изображениях. Фактически, можно встретить два варианта его облика:
Морфей. Жан-Антуан Удон. Лувр. Париж, Франция.
Атрибуты же в обоих случаях одни и те же. В легендах можно встретить такие символы Морфея:
Интересны традиции изображения Морфея на разных предметах у греков и римлян. В Греции обычно расписывали таким образом вазы, в Риме же – украшали его образом саркофаги (сон нередко связывали со смертью в древние времена).
Морфей в «Метаморфозах» Овидия
Про Морфея и то, какую роль он играет в греческой и римской мифологии, больше всего информации можно найти в произведении «Метаморфозы» римского поэта Овидия. В римской мифологии отца Морфея Гипноса называли Сомнусом, богом с похожими функциями. Он тоже был покровителем сна, мог насылать его. Имя тоже переводилось как «сон». У Сомнуса была тысяча сыновей, Somnia, богов, которые представляли собой формы снов. То есть это были божества, которые отвечали за различные образы в сновидениях.
Бог приятных снов Морфей в текстах Овидия предстаёт одним из этих детей. Он крылат, и его роль заключается в изображении людей во снах. Овидий подробно описывает функции Морфея – он очень искусен в этой роли. Бог может очень точно передать внешний облик человека, его манеры, речь, даже привычные слова или одеяния. Морфеус даже выходил порой в мир, приняв чей-то облик и замаскировавшись таким образом.
У Овидия также упоминаются братья Морфея, ещё два сына Гипноса, боги сновидений Фобетор (принимал вид животных) и Фантас (изображал неодушевленные вещи, в т.ч. природные объекты). Что интересно, именно у Овидия все три имени встречаются впервые. Поэтому некоторые исследователи считают, что именно этот античный автор и ввёл их. Таким образом Морфей, Фобетор и Фантас становятся не мифологическими, но литературными персонажами.
Фобетор
Ещё одним сыном Гипноса и Нюкты был Фобетор, известный также под именем Икел или Икелос. Рассказ о нём можно найти в «Метаморфозах» Овидия. Фобетора включают в число ониров, божеств сна в греческой мифологии. Икел выполнял роль того, кто во снах людей представал в виде различных животных. Овидий пишет, что это божество предстаёт в виде птицы, зверя или же змеи с длинным телом.
Двойственность имени Фобетора объясняется следующим образом:
Фобетор также присутствует и в римской мифологии. Там он сын Сомнуса, бога, ассоциировавшегося с Гипносом и фактически являющегося с ним одним персонажем. Фобетор – один из многочисленных (тысячи) сыновей Сомнуса, сонма сновидений.
Фантас
Третьим и последним сыном Гипноса, а также ещё одним богом снов был Фантас, чьё имя означает «фантазия». В римской мифологии он считался одним из тысячи сыновей Сомнуса, главного бога сна. Матерью Фантаса была уже харита Пасифея, грация, олицетворявшая веселье, радость, изящество. Гипнос женился на Пасифее после того, как помог Гере, усыпив Зевса во время Троянской войны. Гера обещала хариту богу сна, поклявшись водами реки Стикс. Пока громовержец спал под действием чар Гипноса, Посейдон смог помочь грекам в войне.
Морфей, Фантас и Ирида. Пьер Нарсис Герен. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
У Овидия описывается, что Фантас принимает облики неодушевлённых предметов. Чаще всего это объекты природы. Овидий перечисляет землю, скалы, воду, даже деревья. Судя по всему, Фантас, в отличие от своего брата Фобетора, обращался чаще всего в предметы, не пугающие сновидца. Это были нейтральные, спокойные образы, которые просто создавали нужную сцену для действий, разыгрывающихся в сновидениях.
Телесфор
С хорошими, приятными и целебными сновидениями был также связан бог Телесфор. Телесфор – это в первую очередь один из божеств-лекарей. Он принадлежит к семейству Асклепия – главного врача среди богов Греции. Бог хороших снов Телесфор считался сыном Эскулапа, хотя культы обоих богов изначально существовали по отдельности. Культ Телесфора возник в Малой Азии, в городе Пергам, где находился храм божества. Имя Телесфора означало того, кто приносит пользу и обеспечивает хороший итог (лечения). Другие его эпитеты означали дословно «целитель». Это имена Эвамерион и Акесий – вот как называется бог сна.
Телесфор был богом-помощником, и именно в этом проявлялись его функции как покровителя сна. Он мог насылать целебный, глубокий сон, который способствовал выздоровлению, восстановлению и накоплению сил. Бог обычно изображался с Асклепием и его дочерью Гигиеей, богиней профилактики болезней, чистоты. Она считалась второй по значимости после Асклепия.
Нередко встречались статуи, где Асклепий стоит вместе с Гигиеей, а Телесфор находится между ними.
Телесфор – это ещё один бог медицины из семейства Эскулапа, изображения которого встречаются достаточно часто. Однако эти статуэтки и другие произведения меньше, чем скульптуры других богов. По-видимому, это подчёркивает второстепенную функцию Телесфора. По росту он обычно едва достигает пояса Асклепия или Гигиеи. Это небольшой человек, закутанный в плащ, с остроконечной шапочкой. Фигурки очень простые, в форме конуса, без деталей. Часто детально сделано только лицо, а одежда лишена каких-либо элементов.
Телесфор. Археологический музей Нима. Ним, Франция.
Хотя в греческой мифологии уже было немало богов, отвечавших за исцеление и медицину, появление Телесфора было вполне понятным и нелишним. Лечение обычно проходило в храмах Асклепия, асклепионах, и там жрецы подчас обращались к вполне прогрессивным методам. Однако даже это не гарантировало благоприятный исход. Поэтому появился Телесфор – тот, который усиливает способности Асклепия, помогал целителям, поддерживал силы больного и помогал ему справиться с ранами и болезнями.
О том, как Телесфор мог помогать людям через сны, написано в истории об ораторе Публии Элии Аристиде. Как-то по пути из Рима мужчина заболел из-за плохой погоды. Он не просто простыл, сказалось также утомление и причины, которые врачи не могли распознать. Поэтому и помочь они также не сумели до тех пор, пока во сне к Аристиду не пришёл Асклепий и не дал указаний. Телесфор объяснил, какой бальзам и как использовать. Благодарный оратор провёл обряды в честь богов и принёс жертвы.
Гермес как бог сна
Ещё одним богом, в функции которого входило управление снами, был быстрый бог счастливого случая, хитрости, торговли и магии Гермес. Эта функция тесно переплеталась с тематикой смерти и ролью Гермеса как Психопомпа – т.е. проводника умерших. Это в первую очередь проявлялось в том, что Меркурий уводил душу в страну снов почти так же, как он вёл умерших в подземный мир к Аиду.
Изначально обе функции приписывались Гермесу. Так было в древнейшие времена. Позже же появились отдельные боги снов, однако и Гермес остался проводником. Этих новых персонажей назвали Ониры или Онэйры, сны – вот как называется бог царство сна.
Гермес мог усыплять людей при помощи своего главного атрибута – кадуцея, крылатого посоха, обвитого змеями. Подобные упоминания встречаются в «Одиссее» Гомера. Там описывается, как бог при помощи золотого жезла убаюкивает тех, кто желает отдыха. Однако, по-видимому, он мог и принуждать ко сну.
Гермес также использовал свою способность усыплять в легенде о Хионе. Это была девушка невероятной красоты, в которую влюбились одновременно Гермес и Аполлон. Гермес наслал на Хиону сон, чтобы прийти к ней и возлечь с красавицей. От него она родила Автолика, известного вора и хитреца, деда Одиссея и одного из участников похода за золотым руном.