бизнес аренда квартир риэлтор
Профессия без возраста: как стать агентом по недвижимости
Получить диплом агента по недвижимости или риелтора сегодня нельзя. Специальных факультетов, обучающих этой профессии, нет ни в одном государственном учебном заведении. При этом, чтобы добиться успеха, риелтору предстоит овладеть широким спектром навыков и компетенций. Брокерам часто приходится быть юристами, психологами, дипломатами, аналитиками и даже дизайнерами в одно и то же время.
Однако это не пугает россиян. По словам участников рынка, риелторский бизнес продолжает привлекать соотечественников по целому ряду причин. Мы узнали о том, как стать успешным риелтором с нуля и где получить профессиональные навыки.
Сегодня агент по недвижимости — не просто посредник, занимающийся решением целого комплекса задач. Хороший специалист должен разбираться в текущей ситуации на рынке, обладать достаточной юридической, технологической, маркетинговой и финансовой квалификацией. Изучение конъюнктуры рынка и понимание трендов его развития, консультации потенциальных продавцов и покупателей, подбор подходящих для них вариантов, проведение юридической экспертизы объекта недвижимости, сопровождение сделки — вот далеко не полный перечень обязанностей современного брокера.
«Кроме того, риелтор нередко выступает и в роли психолога. Во время заключения сделки и продавцы, и покупатели испытывают сильнейший стресс. Задача специалиста в этом случае — снять возникшее напряжение, которое может привести к срыву соглашения», — рассказывает директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов.
Распространено мнение о том, что риелторская работа — источник легких больших денег и не требует при этом профессионального подхода и квалификации. «Подобное заблуждение сформировалось еще в 90-е годы. Тогда с некоторыми оговорками это можно было назвать правдой. Рынок только зарождался и не был не только цивилизованным, но и хоть как-то структурированным. Сегодня изменились потребительские запросы и ожидания, далеко вперед шагнули технологии работы. В этих условиях успешно работать, не обладая необходимыми знаниями и навыками, просто нереально», — рассказывает вице-президент Российской гильдии риэлторов* (РГР) Олег Самойлов.
С наступлением кризиса работать агентом по недвижимости стало значительно сложнее, считает Михаил Куликов. «Особенно сильно кризис ударил по небольшим риелторским агентствам. Маклерам-одиночкам также приходится нелегко. Чаще всего при отсутствии клиентов они занимаются какой-либо другой деятельностью, возвращаясь на рынок недвижимости после его оживления. При кризисных турбуленциях лучше быть в штате ведущей в отрасли компании», — добавляет он.
С чего начать новичку
Преимущество при устройстве на работу будет у тех кандидатов, которые уже имеют опыт работы в сфере продаж, юридической компании или банке. Как показывает практика, такие сотрудники наиболее успешны, рассказывает руководитель отдела продаж квартир департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Илья Прогоннов. Однако стать брокером может и человек с улицы.
Крупные агентства недвижимости готовы обучать своих будущих сотрудников самостоятельно. Как правило, программа включает тренинги и практические занятия по ведению переговоров, технологии продаж, юридическим вопросам. Начинающие риелторы учатся искать и привлекать клиентов, составлять договоры, заниматься формированием и сопровождением сделок. Кроме того, они изучают районы города и уровень цен на недвижимость.
Базовый курс профессионального обучения, позволяющий получить необходимые первичные знания, можно пройти не только у работодателя. Например, обучение для брокеров проводят профессиональные организации — Московская ассоциация риелторов и Российская гильдия риэлторов. В последней, например, действует специальная программа добровольной сертификации. Она включает в себя необходимые знания о рынке и стандарты оказания услуг. По итогам обучения все выпускники должны подтвердить свои знания успешной сдачей экзамена.
Начинать путь в профессии лучше всего в солидном агентстве недвижимости, где новичку готовы уделять время, советует Олег Самойлов из РГР. «В риелторской отрасли развита практика наставничества. Начинающему риелтору придется пройти целый ряд этапов: «смотри, как делаю я», «делай вместе со мной», «делай под моим присмотром», «делай по моему указанию», «делай сам, но докладывай мне» и просто «делай». Чаще всего проблемы возникают у тех, кто прошел только половину этого пути, но уже считают себя специалистами. Столкнувшись с нестандартной ситуацией в переговорах или в сложной сделке, они теряются. В агентстве в любом случае подстрахуют более опытные коллеги, юристы и руководители», — объясняет он.
Выбрать свой сегмент рынка — важный вопрос для брокера-новичка. Самым легким считается массовая аренда жилья. Попасть туда могут люди с низким уровнем компетенции. Однако этот сегмент и менее престижен: много показов, высокая конкуренция и низкие заработки. Для сделок в других сегментах необходим больший опыт и терпение. Нужно быть готовым регулярно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать меняющимся реалиям рынка, уверен Олег Самойлов. Для повышения квалификации сегодня также существуют различные курсы и семинары, в том числе дистанционные.
Кому подходит эта профессия
Агент по недвижимости — профессия без возраста. Попробовать свои силы может и выпускник института, и человек со стажем, рассказывает управляющий директор брокерского департамента компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Александр Москатов. При этом потенциальному кандидату очень важно уметь представить себя. «Нам не должно быть стыдно за своего сотрудника. Его речь должна быть правильной, он должен понимать, на каком социальном уровне находятся люди, с которыми он будет работать. Нужно стараться соответствовать им хотя бы внешне. Но если мы видим наличие нужных нам компетенций — внешность и образование уходят на второй план», — объясняет Илья Прогоннов из Penny Lane Realty.
Профессия риелтора не подойдет для тех, кому в работе нужны стабильность и возможность ровно сидеть на стуле, уверен Михаил Куликов из «Инком-Недвижимости». По его словам, все хорошие агенты — немножко авантюристы. Соответственно, больше шансов добиться успеха у кандидатов, которые от природы динамичны, мобильны, коммуникабельны и не представляют свою жизнь без интересного общения.
В процессе работы придется контактировать с разными людьми — покупателями, продавцами, контрагентами, другими риелторами. «Иногда клиенты ведут себя не вполне адекватно, но у этой медали есть и другая сторона. Один из основных плюсов профессии — постоянное совершенствование навыков общения», — делится Михаил Куликов.
Будущему риелтору предстоит освоить много новых навыков. Например, нужно владеть техническими знаниями в отношении квартир, зданий, планировок и материалов. Не менее важно ориентироваться в юридической плоскости. «Еще до того, как сделку будет сопровождать юрист, мы можем выявить множество нюансов. Безусловно, мы и психологи. Часто человек не только покупает квартиру, но и решает попутно возникшие конфликты в семье. К тому же покупка квартиры на премиальном или элитном рынке — серьезное финансовое предприятие. А значит, мы должны проконсультировать клиента с точки зрения возможных доходов, рисков и перспектив», — рассказывает Илья Прогоннов.
И все же основное условие для успешной работы в этой профессии — любовь к людям, готовность им помогать, уверен Олег Самойлов. «Можно назвать это эмпатией, способностью понимать потребности и жизненные обстоятельства людей, переводить их на язык рынка недвижимости. Без этого состояться в нашей профессии всерьез и надолго просто не выйдет», — заключает он.
* Нормы современного русского литературного языка требуют написания слова «риелтор» через букву «е». Бренд «Российская гильдия риэлторов» был зарегистрирован до вступления в силу этой лингвистической нормы, поэтому в названии объединения слово написано через букву «э», как было принято в начале 1990-х годов.
Как я зарабатывал на агентстве по аренде жилья
1 min
О существовании агентств по аренде жилья я много раз слышал и даже имел нескольких знакомых, которые, скажем так, попались на этот «честный развод».
Когда решил заняться этим видом заработка, я, конечно, не собирался так работать и думал, что в этой сфере можно оказывать качественную услугу.
С момента открытия ИП, до начала моей работы на этом поприще, прошел целый месяц. Я решил поработать в агентстве такого рода. Оно как раз находилось недалеко от моего дома.
Хватило меня на одну неделю. Эта шарашкина контора (самое мягкое слово, которым ее можно назвать), оказывала информационные услуги по всей стране кроме города, в котором дислоцировалась.
Риэлторы размещали утки (несуществующие квартиры) по заниженной цене, а желающим снять данное жилье высылали на электронные почту договор оферты.
Человек переводил деньги на банковский счет, и оператор скидывала ему кучу объектов из его города, большую часть которых сдавали те же самые риэлторы.
Я ушел оттуда в другое агентство и попал туда, куда мне и нужно было. Даже лучше. Информационные агентства работают по простому принципу.
В договоре, который заключается с клиентом, черным по белому прописано, о предоставлении исключительно, инфо услуг. Человек оплачивает, уходит, а потом получает кучу sms оповещений с объектами (зачастую совершенно не по тем параметрам, которые его интересовали) и телефонами собственников.
В агентстве, куда я попал, сидели две девушки и продавали ту же саму услугу, но, как говорится: по высшему разряду. Качество их работы, было безупречным. За три дня, глядя на них, я понял, как нужно работать в этом направлении.
До последнего не хотел вкладывать деньги, которые у меня лежали на счете в банке. Боялся прогореть и все потерять. Думал о привлечении инвесторов, партнеров и даже собирался взять кредит в банке. Вовремя одумался. Никакого бизнес плана я не составлял. Все подсчеты, были записаны на последней странице ежедневника.
В первых числах месяца, после тщательных приготовлений я начал работать.
Сумма стартового капитала составила: 28 000 т. р.
Интернет и подключение базы собственников жилья – 5000 руб. Базу подключил самую дорогую и актуальную.
Без лимитная сотовая связь – 600 рублей.
Ноутбук, принтер, принес из дома. Удалось уложиться в сумму, меньше, чем изначально планировалось. Сайт создал сам. Он был очень сжатый, далеко не высшего качества. Собственно говоря, он был мне не нужен.
Просто было, что указать в визитке. Для солидности. Планировал в дальнейшем заняться его раскруткой, но руки ни как не доходили.
Стоимость услуг:
Комната – 3000 руб.
Квартиры, дома – 4000 руб.
Начал очень активно. Выставлял на различные сайты несуществующие объекты (утки), преимущественно, комнаты. Здесь главное не переборщить, иначе модераторы могут заблокировать аккаунт.
С утра, перед тем как шел в офис, по пути, обязательно расклеивал несколько десятков объявлений. Звонков было много, но в офис приходило только два человека из десяти позвонивших.
Главное – личная встреча. Только при личной встрече, человека можно убедить и продать услугу.
Хотя, доводилось мне слышать о мастерах телефонных продаж….
Единственная трудность, с которой я сталкивался: люди были наслышаны об информационных агентствах и многие даже попадались на их удочку. Мне приходилось всячески убеждать человека, что наше агентство совершенно не такое, и мы заинтересованы в оказании качественных услуг, чтобы расширять клиентскую базу.
Когда потенциальный клиент приходил в офис, необходимо было снова убеждать его примерно тем же набором дежурных реплик.
Поначалу я робел, но после десятка таких встреч, почувствовал себя в несколько раз уверенней. Тем более, первые 9 из 10 встреч закончились заключением договора.
После заключения договора необходимо было искать для клиента жилье по необходимым для него параметрам: тип жилья, район, наличие или отсутствие мебели, цена.
Нечестные компании просто скидывают первые попавшие объекты в большом количестве, я же, напротив, обзванивал каждое объявление подходящее моему клиенту, уточнял различные нюансы и немного рассказывал о том, кто собирается снимать жилье. Это важный момент, потому что каждый второй владелец отдает предпочтения определённой категории граждан.
Кто-то сдает только семейной паре, кто-то только девушка девушкам или наоборот лицам мужского пола.
Таким образом, удавалось находить за время действия договора 5-6 объектов. Контакты отправлял в виде sms сообщения. Иногда, зная, когда у клиента свободное время, договаривался на просмотр.
Сам я, конечно же, ни куда не ходил. Этим и отличаются риэлторы инфо-агентств от риэлторов, которые работают с выездом. Именно из-за выезда, стоимость их услуг дороже.
После того как клиент посмотрел квартиру, я обязательно звонил ему и узнавал как прошел просмотр и что его не устроило. В общем, был со всеми вежлив и предельно внимателен. Дела шли в гору.
Заработок по месяцам:
Первый месяц – 42 т. р.
Второй месяц — 49 т.р.
Третий месяц – 56 т.р.
Четвёртый месяц – 52 т.р.
Пятый месяц – 61 тыс.руб.
Затем два месяца я терпел убытки, так как набрал четырех сотрудников. Они конечно быстро влились в работу, но доход приносили маленький.
Из-за того что я не вел строгую бухгалтерию, полностью запутался и не мог посчитать сколько потратил и сколько заработал за этот период времени.
Тем более пришлось переехать в соседний более просторный офис. Стоимость соответственно была выше на 10 000 руб. Покупка четырех ноутбуков обошлась в 100 000 руб.
Арендодатель предоставил мне три стола, но пришлось покупать еще два. К вопросу расширения подошел крайне неряшливо. Но, потом все, начало налаживаться.
Отныне я не работал, работали на меня. Для повышения мотивации сотрудников был установлен план. Измерялся он в денежном эквиваленте. Каждый агент, в месяц, должен был совершать сделки на сумму 50 000т.р. В среднем, это 15 сделок в месяц. Работали все под пятьдесят процентов. Все что свыше плана, принадлежало сотруднику.
Именно по этой причине, план, всегда выполнялся и даже перевыполнялся. Скаждого агента я имел по 25 000 рублей. С четырех получалось 100 000 т. р.
Половина этих денег уходила на оплату аренды офиса, налоги, оплату бизнес ланча для каждого сотрудника в соседнем ресторане, интернета, базы собственников жилья, оплату сотовой связи и прочие мелкие расходы.
Итог: чистая прибыль – от 40000 до 50000 руб.
Нестандартные ситуации
Бывало и такое что агент не справлялся с работой и не мог в течении действия договора предоставить более двух-трех объектов, хотя в договоре предусматривалось предоставление для просмотра не менее пяти комнат (квартир).
Недовольный клиент требовал вернуть ему деньги. В таком случае я говорил ему о том, что работа по его договору все-таки велась и не выполнена, лишь частично.
Предлагал вернуть половину суммы. Всегда удавалось урегулировать любой конфликт.
Различные расходы
Они возникают ежемесячно. В какое- то момент я понял, что необходимы офисные перегородки. Затем диван.
Кухонный уголок с микроволновкой и небольшим холодильником, потому что бизнес ланча, по выходным не было, а сотрудники в выходные дни, практически всегда были на работе, так как суббота и воскресенье, самые идеальные дни для заключения договоров.
Сотрудники
Только за первый год работы, у меня в агентстве проработало около 10 человек, самых разных возрастов. Самые лучшие сотрудники, молодые люди, которые успели уже себя попробовать в сфере продаж.
Работал у меня на протяжении года молодой человек. Раньше он продавал фильтры для воды. С первого месяца и до последнего дня работы (проработал целый год) был лидером по заключению договоров.
Взрослые и даже пожилые люди, тоже не плохие сотрудники.
Они не такие активные, но доверяют больше.
Преимущества данного заработка
1) Доступность. Заниматься таким видом бизнеса может совершенно любой человек. Возраст не имеет значение.
2) Не требует каких-либо специфических знаний, навыков, умений, высшего образования. Однако преимуществом будет опыт работы в организациях подобного рода.
3) Сравнительно не большой стартовый капитал. Для того чтобы начать работать одному у меня ушло 27 000т. р. Но это без расходов на мебель.
Если нанимать сотрудников в количестве 4 человек, то исходя из моих расчетов, необходима сумма в размере 150 000т. р.
Возможно больше, возможно меньше, в зависимости от региона.
4) Быстрая окупаемость. В моем случае бизнес окупился за один месяц, когда я начинал работать один. С появлением сотрудников, четыре месяца.
5) Идут года, но такой заработок остается актуальным.
6) Если работать качественно, то уже буквально через полгода можно выйти на уровень рекомендаций. Ко мне уже на третий месяц начали приходить знакомые бывших клиентов или сами клиенты, которым снова нужно было, что то снять.
Недостатки заработка
1) Не большой доход, но довольно таки стабильный. Исключение месяцы: декабрь и январь. Как ни старался я и все мои агенты, никто так и не смог довести заработок до шести злачного числа.
2) Сложная работа. Казалось бы, сиди себе весь день в офисе, болтай по телефону, но если честно, за первый месяц, наговорился по телефону, на всю жизнь.
При этом клиентов одновременно может быть вплоть до десяти и более. Все время нужно искать, звонить, вести какие-то записи. Голова идет кругом.
3) Нет возможности устроить сотрудников официально. Это лишние расходы. По этой причине, многие, находя официальный заработок и уходят. Пока не появится новый и не обучится (на это, обычно, уходит месяц), доход падает, а чтобы его поддерживать приходится самому приступать к работе.
Агентств по аренде жилья информационного типа, на самом дел не так уж и много, большинство из них часто меняют офисы и свои названия.
Конкуренция на этом рынке минимальная. Если работать качественно, то можно преуспеть.
8 профессиональных советов, которые помогут безопасно снять квартиру
Неопытных арендаторов жилья легко обмануть, поэтому они нередко становятся жертвами мошенников. Но даже опытные иногда попадают в неприятные истории только из-за того, что пустили отношения с владельцами на самотек и не договорились с ними «на берегу» об условиях найма.
Профессиональные риелторы дали потенциальным нанимателям жилья несколько советов, которые помогут заключить безопасную сделку.
1. Не гонитесь за дешевизной
Минимальная стоимость аренды в Москве сегодня составляет около 20 тыс. руб. за однокомнатную квартиру. Все, что предлагается в объявлениях значительно дешевле, вероятнее всего, обман. «Квартир по стоимости ниже рынка не бывает, и если вам попался изумительно дружелюбный арендодатель, который почему-то очень дешево сдает отличную квартиру с прекрасным ремонтом, значит вас где-то обманывают. Все реальные арендодатели внимательно изучили рынок и готовы торговаться за каждый рубль», — советует эксперт агентства недвижимости Century 21 Milestone Александр Григорьев.
2. Не спешите с авансом
Не спешите авансировать понравившуюся вам квартиру сразу на просмотре. Во-первых, вы ведь не уверены, что общаетесь именно с собственником (кто и как потом вернет эти деньги?). Во-вторых, вы еще будете смотреть другие варианты, которые, возможно, понравятся вам больше.
3. Не платите деньги за сомнительные услуги
Такой вид обмана, как публикация липовых объявлений по заниженной стоимости и сбор денег за контакты собственника, до сих пор существует. Поэтому помните, что любые платежи агенту или агентству производятся только после подписания договора аренды.
«На рынке аренды существуют так называемые информационные агентства, которые за определенную плату предлагают доверчивым гражданам подобрать качественное и недорогое жилье, — поясняет управляющий директор компании «Миэль-Аренда» Мария Жукова. — За свою работу они просят 5–8 тыс. руб., обещая найти квартиры с ценой ниже рынка на 20–30%. Оплатив аванс, клиент получает список с номерами телефонов якобы собственников дешевых квартир. Но во время обзвона оказывается, что по указанным телефонам квартир в аренду либо нет вообще, либо они сдаются по рыночной цене, а не по той, которую обещали мошенники».
4. Проверьте документы
Главное, что проверяет риелтор во время общения с собственником и на что следует обратить внимание при самостоятельном подборе жилья, — это документы. Вам должны предоставить оригиналы паспорта и свидетельства о собственности — никаких копий и ламинированных документов. Нередки случаи, когда по поддельным документам квартира сдается одновременно нескольких арендаторам.
5. Составьте опись имущества
При осмотре квартиры главное не спешить, внимательно осмотреть внешний вид и состояние квартиры, мебели и бытовой техники. После чего нужно составить опись имущества — либо на специальном бланке акта о приеме жилого помещения, либо в свободной форме. Опишите внешний вид и техническое состояние мебели, освещения, бытовой техники, окон и дверей. Если что-то не работает, это тоже нужно зафиксировать при описи имущества, чтобы потом было проще разбираться с претензиями собственника.
6. Заключайте договор
Обязательно подпишите договор аренды. В нем регламентируются отношения двух сторон, указываются предмет договора, права и обязанности каждой из сторон, а также точный адрес, информация о владельце или о владельцах, сроки договора. Немаловажный пункт договора — это оплата, ее форма, размер и сроки. Плюс все дополнительные расходы, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации: кто из двух подписывающих договор сторон за что несет ответственность, например в случае форс-мажора (затопления своей квартиры или соседей).
«Если договора нет, то риски возрастают многократно, поскольку любые устные договоренности мгновенно разбиваются при возникновении каких-либо сложных ситуаций», — предупреждает Мария Жукова.
7. Расплачивайтесь по безналу
Крайне желательно, чтобы платежи по договору шли по безналичному расчету, поскольку это фактическое подтверждение оплаты. Но если вы расплачиваетесь наличными, необходимо брать расписки. Это не всегда удобно, поэтому безналичный расчет проще.
8. Работайте с риелтором
Работайте с агентами по поиску и аренде квартиры. Это позволит избежать мошеннических схем, потери времени от обзвона несуществующих объявлений, согласования времени встречи, подготовки документов. С агентом вы снимете квартиру быстрее, а иногда и дешевле.
«Нормальной рыночной практикой является оплата агентству 50% от месячной арендной платы, оплата арендодателю депозита в размере одной месячной платы и оплата за первый месяц аренды, — отмечает Александр Григорьев. — Отличные от этих условия должны быть разумно обоснованы».
Как стать риелтором? 7 причин начать карьеру с аренды чужой недвижимости
Если на реализацию приходится в среднем 1-2 дома или квартиры в месяц, то второй вид сделок происходит намного чаще. На продаже можно зарабатывать от 100 до 200 тысяч за один объект, а на аренде – суммы поменьше, но регулярно. У вас получится доход от 10 до 20 тысяч и больше с каждого клиента, если заниматься дорогой недвижимостью.
7 причин начать карьеру со сдачи чужой недвижимости в аренду
Какие аргументы за то, чтобы начать карьеру со сдачи чужой недвижимости в аренду, вообще существуют? Давайте посмотрим:
На самом деле это – только основные преимущества. В действительности же их намного больше. Для кого-то важно то, что начать зарабатывать можно и без профильного образования. А кто-то получает возможность найти себе отличное жилье.
Схема работы риелтора при сдаче чужого жилья в аренду
Схема довольно проста: нужно только помочь покупателю найти собственника и заключить сделку. Поэтому, чтобы стать риелтором, достаточно желания работать.
Понять все будет проще, если посмотреть на то, как это работает на практике:
В среднем комиссия риелтора при аренде недвижимости составляет от 50 до 100% от месячной ставки. Но чаще всего – 100%.
Согласитесь, цифры очень неплохие. И можно оформить ИП, тогда весь доход, за исключением налогов, будет уходить вам.
Пример начинающего риелтора, который за 2 дня сделал 60 000 рублей на аренде
В заключении статьи хочу подвести итог. Чтобы получить все необходимые навыки, можно выбрать один из следующих вариантов:
Разумеется, вам никто не мешает самостоятельно собрать информацию, что взвесить аргументы как «за», так и «против». Но мы всегда готовы помочь в деле сбора первоначального капитала.