Биомеханика тела в положении сидя стоя при поднятии тяжестей при отдыхе для сна
Биомеханика тела медицинской сестры (мед.работника)
Биомеханика тела в положении сидя:
1. Колени должны быть чуть выше бедер (это позволит перераспределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника).
3. Плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бедрам.
Если по роду своей деятельности медсестра часто приходиться поворачиваться на стуле, лучше, чтобы он был вертящимся и на колесах. Кроме того надо правильно подобрать стул.
Для этого надо сесть на стул и опереться на его спинку. Высота стула и его глубина подобраны правильно, если:
1. 2/3 длины бедер находятся на сиденье.
2. Стопы без напряжения касаются пола.
Если размер стула не подходит, следует использовать различные приспособления (подушки, подставки для ног), для того, чтобы биомеханика тела была правильной.
Биомеханика тела в положении стоя:
1. Колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно.
2. Ступни должны быть расставлены на ширину плеч.
3. Стоять надо прямо, напрячь мышцы живота и ягодиц, голову при этом надо держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости (для того, чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника).
4. Расположить плечи в одной плоскости с бедрами.
5. При повороте, надо сначала повернуть ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинать поворот с поясницы!
Биомеханика при поднятии тяжести:
1. Перед поднятием тяжестей необходимо расположить стопы на расстоянии 30 см друг от друга, выдвинув одну стопу слегка вперед(этим достигается хорошая опора и уменьшается опасность потер равновесия и падения).
2. Встать рядом с человеком, которого надо поднимать так, чтобы не нужно было наклоняться вперед.
3. Прижимать поднимаемого человека к себе в процессе подъема.
4. Сгибать только колени, поднимая человека, сохраняя туловище в вертикальном положении.
Понятие о биомеханике тела пациента и медицинской сестры
Понятие о биомеханике тела
Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть:
В медицине биомеханика изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в положении сидя, стоя, лежа. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.
Сохранить вертикальное положение тела в пространстве возможно только сохранив равновесие. Это позволит избежать падений, травм, уменьшит нагрузку на позвоночник. Сохранить устойчивое положение возможно при определенном соотношении центра тяжести тела к площади опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног. Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. При изменении позы центр тяжести может выйти за пределы площади опоры, что нарушит равновесие и может привести к падению.
Медсестра должна знать правила биомеханики и обучать пациента и его родственников для эффективного удовлетворения потребности двигаться, избегая падения и травмы.
Правила биомеханики
Выполняя правила биомеханики необходимо помнить. Что резкое изменение положения тела в пространстве может вызвать неадекватные физиологические реакции в организме:
Остеопороз – системное заболевание, повреждающее кости, снижая их плотность и прочность. Связан с потерей организмом минералов, особенно кальция. Физические нагрузки на позвоночник и суставы вызывают их компрессию, появление боли. Прогрессирование заболевания приводит к переломам, деформациям.
Остеохондроз – дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях. Остеохондроз позвончника обусловлен истончением и дистрофией межпозвоночных дисков.Постоянные физические нагрузки приводят к их уплотнению и истончению, к образованию костных разрастаний и, как следствие, к сдавливанию кровеносных сосудов и корешков спинного мозга.
Медсестра должна знать правила биомеханики и эргономики и использовать их в работе.
Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда.
При выборе стула необходимо учитывать:
При поднятии тяжести следует:
При поднятии (перемещении) пациента следует:
Одежда и обувь медицинской сестры должны быть удобными и не ограничивать движения.
Виды и правила транспортировки пациента
Вид транспортировки пациента определяет врач, учитывая клиническую ситуацию.
Методическая разработка «Биомеханика тела при поднятии тяжестей»
Проблема здоровья медицинских работников на сегодняшний день, приобретает все большую биологическую и социальную значимость. Профессиональные заболевания приводят к инвалидизации и преждевременному уходу из жизни специалистов здравоохранения. Статистика не утешительна! Каждый год 80 тыс. медицинских работников среднего звена травмируют спину, 3,6 тыс. (почти 5%) вынуждены уходить на пенсию из-за полученных травм, что составляет приблизительно 10 человек ежедневно. Каждая четвертая медсестра регулярно испытывает сильную боль в спине и вынуждена брать больничный лист.
Здоровье медсестры оказывает огромное влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею медицинских услугнаселению.
Занятие позволит обучить студентов принципам сохранения здоровья медицинского работника нарабочем месте, научит справляться с физической нагрузкой, связанной с перемещением тяжестей, без ущерба собственному здоровью.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Биомеханика тела при поднятии тяжестей»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)
Медицинский колледж (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ 04 Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
ТЕМА: «Биомеханика тела при поднятии тяжестей»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество часов: 6
Лаврова Елена Александровна
Рассмотрена на заседании ЦМК
клинических дисциплин №1
«___» __________ 2015 г.
Председатель ____________ Лаврова Е. А.
Г. Симферополь, 2015 – 2016 уч.год.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ 3
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ 6
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 6
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ 11
ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 22
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 28
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ 28
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 28
ИНСТРУКЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 29
Проблема здоровья медицинских работников на сегодняшний день, приобретает все большую биологическую и социальную значимость. Профессиональные заболевания приводят к инвалидизации и преждевременному уходу из жизни специалистов здравоохранения. Статистика не утешительна! Каждый год 80 тыс. медицинских работников среднего звена травмируют спину, 3,6 тыс. (почти 5%) вынуждены уходить на пенсию из-за полученных травм, что составляет приблизительно 10 человек ежедневно. Каждая четвертая медсестра регулярно испытывает сильную боль в спине и вынуждена брать больничный лист.
Здоровье медсестры оказывает огромное влияние не только на качество ее жизни, но и на качество предоставляемых ею медицинских услугнаселению.
Занятие позволит обучить студентов принципам сохранения здоровья медицинского работника нарабочем месте, научит справляться с физической нагрузкой, связанной с перемещением тяжестей, без ущерба собственному здоровью.
УЧЕБНАЯ: Сформировать у студентов представление о медицинской эргономике и биомеханике, как обязательной составляющей их профессиональной деятельности
ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики
соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур
Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности;
Оценивать возможные профессиональные вредности, связанные с физическими перегрузками при перемещении пациента;
Соблюдать правила биомеханики тела и эргономики при поднятии тяжестей, перемещении пациента.
Использовать в работе вспомогательные средства и средства малой механизации.
Понятие «биомеханика тела», «эргономика»;
Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала;
Факторы, негативно влияющее на здоровье медицинской сестры (производственные нагрузки, токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов, облучение);
Правила биомеханики тела медицинского персонала при поднятии тяжестей, при перемещении пациента;
Меры профилактики неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье медицинского персонала;
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса.
Оформлять медицинскую документацию.
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Формирование познавательных потребностей и интересов к избранной профессии, воспитывать ответственность, добросовестность при выполнении профессиональных обязанностей среднего медработника.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: Формирование навыков самообразования и самореализации личности, развивать самостоятельность и коммуникабельность.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Использование контрольно-оценочных средств для проверки результатов освоения умений и знаний на конечном этапе практического занятия.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: КДП
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Тип занятия: практическое занятие
Вид занятия: урок формирования, контроля и корректирования знаний, умений и навыков.
Метод практических работ
Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата
Топографически распознавать строение опорно-двигательного аппарата
Латинские названия органов и систем
Применять латинские названия органов для обозначения медицинских манипуляций
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
1. Понятие «биомеханика тела», «эргономика»;
2. Причины, приводящие к травме спины и позвоночника сестринского персонала;
3. Факторы, негативно влияющее на здоровье медицинской сестры (производственные нагрузки, токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов, облучение);
4. Правила биомеханики тела медицинского персонала при поднятии тяжестей, при перемещении пациента;
5. Меры профилактики неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье медицинского персонала;
1. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности;
2. Оценивать возможные профессиональные вредности, связанные с физическими перегрузками при перемещении пациента;
3. Соблюдать правила биомеханики тела и эргономики при поднятии тяжестей, перемещении пациента.
4. Использовать в работе вспомогательные средства и средства малой механизации.
Основные правила перемещения пациента одним, двумя и более лицами в кровати
1. Понятие лечебно-охранительного режима ЛПУ, его элементы;
2. Виды положения пациента в постели (активное, пассивное, вынужденное);
3. Правила пользования функциональной кроватью;
4. Правила перемещения пациента в кровати в положение лежа на боку, на животе, к изголовью кровати одним, двумя и более лицами;
Правила перемещение пациента в кровати в положение Симса, Фаулера одним, двумя и более лицами;
1. Поддерживать лечебно-охранительный режим в ЛПУ;
2. Применять правила биомеханики тела при перемещении пациента в постели;
3. Перемещать пациента в кровати в положение на боку, животе, к изголовью кровати одним, двумя и более лицами;
4. Перемещать пациента в кровати в положение Симса, Фаулера одним, двумя и более лицами;
5. Использовать при перемещении пациента в кровати вспомогательные средства.
Основные правила перемещения пациента одним, двумя и более лицами вне кровати
1. Факторы риска для пациентов в ЛПУ;
2. Правила пересаживания пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул, кресло-каталку одним, двумя и более лицами;
3. Правила пересаживания пациента из положения «сидя на кресле-каталке» в положение «лежа на кровати»;
4. Правила перекладывания пациента с кровати на каталку (и наоборот);
5. Правила транспортировки пациента на каталке, носилках, кресле-каталке;
1. Обеспечивать пациенту поддержание физической активности, предупреждая риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током;
2. Пересаживать пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул, кресло-каталку одним, двумя и более лицами;
3. Пересаживать пациента из положения «сидя на кресле-каталке» в положение «лежа на кровати»;
4. Оказывать помощь пациенту при ходьбе;
5. Удерживать пациента методом «захват через руку», «захват при поднятом локте», «подмышечный захват»;
6. Транспортировать пациента на кресле-каталке, каталке, носилках.
1) Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения.
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
Выбрать тип общения и канал общения в зависимости от состояния больного.
2) Обучение в сестринском деле.
Уровень усвоения пациентом информации, необходимость повторения, достижения поставленной цели, демонстрация полученных навыков.
1) Определить способность пациента к обучению.
2) Выбрать способ обучения пациента.
3) Дать оценку эффективности обучения пациента
1) Прием пациента в стационар
Виды транспортировки пациента в стационар
Транспортировать пациента в отделения, соблюдая правила биомеханики и эргономики.
2) Проведение туалета тяжелобольному пациенту
Элементы ухода за тяжелобольным пациентом.
Соблюдать правила эргономики и биомеханики при уходе за тяжелобольным пациентом.
3)Оценка функционального состояния органов дыхания.
Виды положения пациента в постели при патологических симптомах со стороны органов дыхания.
Придать пациенту необходимое положение тела в постели, облегчающее его состояние.
ПОНЯТИЕ ЭРГОНОМИКИ И БИОМЕХАНИКИ
ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДСЕСТРЫ
Токсическое действие фармацевтических препаратов, дезинфектантов
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИ ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ
Использование вспомогательных средств
Правильное положение спины, ног и рук медсестры
Методы удержания пациента одним, двумя и более лицами
ИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ
ПОНЯТИЕ «ЭРГОНОМИКИ» И «БИОЕХАНИКИ ТЕЛА»
Биомеханика — раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления.
Биомеханические исследования охватывают различные уровни организации живой материи: биологические макромолекулы, клетки, ткани, органы, системы органов, а также целые организмы и их сообщества.
Чаще всего объектом исследования этой науки является движение животных и человека, а также механические явления в тканях, органах и системах. Под механическим движением понимается движение всей биосистемы в целом, а также движение отдельных частей системы относительно друг друга — деформация системы. Все деформации в биосистемах связаны с биологическими процессами, которые играют решающую роль в движениях животных и человека. Это сокращение мышцы, деформация сухожилия, кости, связок, фасций, движения в суставах.
Отдельным направлением биомеханики является биомеханика дыхательного аппарата, его эластичное и неэластичное сопротивление, кинематика (то есть геометрическая характеристика движения) и динамика дыхательных движений, а также другие стороны деятельности дыхательного аппарата в целом и его частей (лёгких, грудной клетки); биомеханика кровообращения изучает упругие свойства сосудов и сердца, гидравлическое сопротивление сосудов току крови, распространение упругих колебаний по сосудистой стенке, движение крови, работу сердца и др.
Биомеханика человека — наука комплексная, она включает в себя самые разнообразные знания других наук, таких как: механика и математика, функциональная анатомия и физиология, возрастная анатомия и физиология, педагогика и теория физической культуры.
ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДСЕСТРЫ
Заболеваемость работников системы здравоохранения также является одной из наиболее высоких в стране. Ежегодно около 220 тыс. медицинских работников не выходят из-за болезни на работу. В структуре их заболеваемости наибольший удельный вес занимают гинекологические заболевания, осложнения беременности и послеродового периода, что нельзя объяснить только преобладанием женщин в системе здравоохранения, сравнивая, например, с текстильной или швейной промышленностью. Очень высока заболеваемость гипертонической болезнью, болезнями костно-мышечной системы, ишемической болезнью сердца, пневмонией, болезнями печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Показатели дней нетрудоспособности по этим заболеваниям у работников здравоохранения также значительно выше, чем в среднем по стране.
Результаты опроса медицинских работников, проживающих на различной территории нашей страны, показали, что из 100 опрошенных 75-76 имеют хронические заболевания, и только 40% из них (то есть меньше половины) состоят на диспансерном учете.
И хотя в настоящее время расширились исследования по изучению условий труда и состояния здоровья медицинских работников, однако они не охватывают все необходимые стороны и аспекты, носят частичный, фрагментарный характер, очень уж специализированы по целям и задачам.
Среди основных факторов профессиональной вредности у работников здравоохранения встречаются, кажется, все вредности самых вредных (в смысле профпатологии) производств. Это, как правило:
Сочетанные неблагоприятные микроклиматические условия;
Возможность травматизации в связи с контингентом больных;
Травматизация в связи с транспортом, с аппаратурой и т.д.;
Контакт с патогенной инфекцией, особенно во время эпидемии;
Переходы во время работы;
Работа в неудобной позе при проведении даже плановых операций;
Определение степени трудоспособности с выдачей больничных листов, особенно у конфликтных больных;
Сложность контактов с больными и их родственниками;
Консультативная, учебно-педагогическая деятельность;
Ночные дежурства, экстренные операции во время ночных.
Основные же факторы профессиональной вредности медицинского персонала различного профиля можно классифицировать так же, как Ф. Энгельс классифицировал формы движения материи в «Диалектике» природы: механические, физические, химические, биологические и (вместо социальных) психогенные факторы.
К механическим факторам можно отнести вынужденное положение тела или напряжение отдельных органов и систем. Особенно эта группа факторов имеет отношение к медперсоналу хирургического профиля (хирургам, акушерам-гинекологам, операционным сестрам, анестезиологам, физиотерапевтам и массажистам). Почти вся оперирующая бригада стоит склонившись над операционным столом, с вынесенными вперед руками, с наклоненной головой, округлой спиной. Длительное статическое мышечное напряжение сопровождается тоническими и тетоническими сокращениями мышц. При длительном стоянии во время операции в нижних конечностях наблюдается застой крови, объем голени увеличивается почти на один сантиметр, а площадь стопы — почти на 5%, что ведет к проявлению и развитию варикозного расширения вен нижних конечностей и тромбофлебита, а также геморроя.
Биологические и психогенные факторы профессиональной вредности у медицинского персонала различного профиля хотя и менее разнообразны, зато более весомы и значимы, так как их действие наступает значительно быстрее и проявляется более выражено. Это в основном патогенные микроорганизмы и вирусы, антибиотики и биостимуляторы, вакцины и сыворотки, контакт с больными нервными и психическими заболеваниями, психогенное действие, связанное с неблагоприятным исходом лечения.
Из физических факторов можно назвать: рентгеновское излучение, радионуклиды, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, лазерное (когерентное) излучение, токи и поля СВЧ, УВЧ, ВЧ, повышенное давление, аэрозоли, шум аппаратов и приборов. Почти все физические факторы (за исключением аэрозолей) встречаются в основном у медперсонала хирургического профиля: хирургов, травматологов, анестезиологов, операционных сестер, офтальмологов, ЛОР-врачей, акушеров-гинекологов. (Аэрозоли встречаются в основном у стоматологов и физиотерапевтов.)
Психический стресс – весьма распространенное явление. Каждый из нас, безусловно, регулярно испытывает стрессы, которые явно мешают нам счастливо жить. Часть этих стрессов случается с нами на работе.
Можно выделить следующие группы стрессоров, типичных для сестринского персонала.
Стрессоры, вызванные условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереализуемые профессиональные знания и умения; перегрузки; сменная работа,
Возникающие по личным причинам: боязнь администрации, дефицит психологических знаний, знаний самоменеджмента, ошибка в выборе профессии, «сгорание» на работе, чувство высокой ответственности за результаты работы, когнитивный диссонанс,
Провоцируемые администрацией: аттестация, сертификация; контроль за работой извне; конфликты с администрацией; критика со стороны администрации.
Возникающие при общении с пациентами, их родственниками, студентами.
Возникающие при общении с коллегами: одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе; психологическая несовместимость; безотчетная неприязнь; наличие группировок; критика со стороны коллег.
В результате действия стрессов у сестринского персонала могут развиться стрессовые состояния:
Психические: гнев, выражающийся в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; озлобленность против пациентов, коллег, администрации; когнитивная ригидность (невосприимчивость).
Нравственно-психические: озлобленность, проявляющаяся в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое поведением; чувство неопределенности по отношению к социальной неустроенности; утрата интереса к работе.
Стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; потеря сна; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость, сопровождающаяся потерей самообладания.
ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИ ТЕЛА ПРИ ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТЕЙ
По законам биомеханики эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, нагрузкой на скелет и расходом энергии. В равной мере это относится и к неподвижному положению тела человека (лежа, сидя, стоя).
При перемещении сохранять устойчивое равновесие тела. Устойчивое равновесие тела возможно лишь тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Площадь опоры может быть расширена разведением стоп в удобном положении (расстояние между стопами 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед).
Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, не наклоняясь вперед.
Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка, т.е. наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:
плечи и бедра в одной плоскости;
суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
Потребуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжестей заменить перекатыванием, там, где это возможно.
Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в тех случаях, когда это движение сопровождается подъёмом тяжести. Избегайте резких движений!
Кроме выполнения этих правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха при подъеме тяжестей. В этот момент возможны нарушения в сердечно-сосудистой системе – нарушения ритма работы сердца (эффект Вальсальвы). При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания.
Похожее состояние возникает и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ПАЦИЕНТА
К вспомогательным средствам относятся скользящие простыни, пелёнки, рукава, удерживающий пояс, ходунки, костыли, трости, каталки, специальные подъёмники и другое.
В последнее время появилось простое в обращении вспомогательное устройство Easyslide.
Немного истории. 25 лет назад норвежский врач Хель Рёйсет получил травму позвоночника, перекладывая тяжелого пациента. Это заставило его задуматься над проблемой перемещения больных. Результатом четырехлетних исследований и экспериментов стало изобретение из уникального синтетического материала, обладающего низким коэффициентом трения. Этот материал и лег в основу гениального изобретения — Easyslide.
Простейшее изобретение позволяет без особых усилий перемещать пациента с кровати на каталку, с каталки на кровать, операционный, массажный, перевязочный, рентгеновский столы, а также передвигать пациента в кровати для осуществления ухода за ним и т. п. При этом не нужно поднимать пациента.
Easyslide представляет собой «трубу» с двойными стенками и подушками между ними. Внутренние стенки изготовлены из материала с очень низким коэффициентом трения, благодаря чему обеспечивается легкое скольжение Easyslide с одной поверхности на другую. Причем масса тела пациента может быть значительной. С помощью Easyslide, даже если разница между двумя уровнями поверхности составляет до 100 мм, два человека могут совершенно безопасно и легко переместить пациента. Кроме того, с помощью Easyslide можно легко повернуть пациента набок.
Существует насколько разновидностей Easyslide:
стандартный — для перемещения с одной поверхности на другую;
Turn-slide — модель, с помощью которой пациента можно регулярно поворачивать в постели;
Minislide предназначен для пациентов, обладающих некоторой подвижностью. Позволяет им самостоятельно переместиться с кровати в кресло, на стул, из автомобиля — на кресло-каталку;
Сверху Easyslide надевают чехол (одноразовый или многоразовый). Многоразовые чехлы можно стирать, кипятить, подвергать паровой стерилизации при температуре 130°С, протирать спиртом, обеспечивая необходимую инфекционную безопасность.
Вспомогательных средств перемещения и различных подъемных устройств, к сожалению, пока очень мало в наших лечебных учреждениях.
ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Основные этапы занятия, их функции, содержание