белый поиск янтарная комната
В поисках Янтарной комнаты: калининградские энтузиасты уверены, что нашли знаменитый шедевр
Руководитель поисковой организации «Белый поиск» Николай Шумилов заявил, что пока не будет выставлена охрана, оглашать точное место этого бункера он не будет. И сейчас объявлено о том, что будут собираться деньги на то, чтобы извлечь эти раритетные объекты. Николай Шумилов заявил, что есть ряд признаков, которые говорят о том, что это именно она, Янтарная комната, что существуют документы, подтверждающие данные о загрузке сокровищ в бункер секретного назначения на глубину 30 метров.
Следы Янтарной комнаты были потеряны в 1945 году. Сейчас её стоимость эксперты оценивают в 150 миллионов долларов. Она была изготовлена в 1716 году в Пруссии, подарена Петру I и хранилась в Большом Екатерининском дворце Царского Села. В 1941 году после захвата Царского Села немцы разобрали этот кабинет и вывезли в Кёнигсберг. В последний раз Янтарную комнату видели в начале апреля 1945 года в упакованном виде в подвале кёнигсбергского замка, который при отступлении немецких войск сгорел.
В разные годы поиски велись в Прибалтике, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии и даже в Южной Америке. В 1967 году в СССР была создана государственная комиссия по розыску шедевра, но 17 лет её работы не принесли результата. Только в 1997 году в Германии у частных лиц были обнаружены два подлинных фрагмента Янтарной комнаты.
Безусловно, если это сообщение имеет хоть какое-то отношение к действительности, то это открытие мирового масштаба. Но пока никаких доказательств нет. На форуме сайта, который опубликовал это сообщение, многие называют эту информацию фейком. Там также сказано, что на работы по извлечению драгоценных панелей поисковики планируют собрать почти миллион рублей. Пока собрано всего 550 рублей. Так что будем ждать развития событий.
Популярное
Внешняя политика Украины – продолжение внутренней
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Украинские политики раздуваются от амбиций – им кажется, что они могут всё. Проблема заключается в том, что на каком-то этапе практика стала подтверждать их уверенность, что они могут всё. Они стали применять СНБО для неконституционных методов управления. На Украине давно вытирают ноги о Конституцию, но так, как это делают они, до них не делал никто.
«Фактически Украина оказалась в политической изоляции»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Учитывая, что Украина, а значит и украинская власть находится фактически в политической изоляции, к ним даже поляки начинают относится с некоторым предубеждением, а выживать они самостоятельно не могут …. А каким-то образом привлекать к себе внимание и финансирование надо. А что у них осталось, кроме войны? Ничего.
Свою работу на Украине Нуланд уже сделала
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Думаю, что если Нуланд не совершила чего-то ужасного, о чем мы не знаем, потому что на то, что она уже совершила, можно глаза закрыть – она свою работу выполнила, то имеет смысл с ней встретиться и поговорить хотя бы для того, чтобы оценить уровень американской готовности к уступкам.
Бесценный артефакт может находиться в секретном подземелье в центре Калининграда
Тайна янтарной комнаты
За 75 лет, прошедшие со дня исчезновения Янтарной комнаты из Кёнигсбергского королевского замка, тысячи кладоискателей пытались найти этот раритет. Несколько раз создавались специальные комиссии, назначались следователи, а писатель Юлиан Семёнов совместно с бароном из Лихтенштейна Эдуардом фон Фальц Фейном даже основали Международный комитет по поиску Янтарной комнаты.
Денег барон на экспедиции не жалел. Они обшарили чуть не полсвета, а архив собранных документов уже не помещался в громадных шкафах баронской библиотеки, когда некто, судя по всему, крайне заинтересованный в сворачивании бурной деятельности комитета, запустил: Янтарная комната как будто бы сгорела во время пожара в 1944 году. К этому пожару, вызванному жестокой бомбёжкой Кёнигсберга английской авиацией, мы ещё вернёмся, но сначала немного истории.
Подарок Петру Великому
Первый король Пруссии Фридрих I слыл большим поклонником всего французского, а потому поручил своему архитектору Андреасу Шлютеру придумать для дворца в Берлине что-то необычное, чему мог бы позавидовать сам король Франции. Зодчий решил соорудить из янтаря небольшой зал для особых приёмов. Однако у него, как и при любом королевском дворе, имелись завистники. В результате интриг Андреаса «подвинули», отчего комната так и осталась недоделанной. Когда король умер, его сын Вильгельм I решил избавиться от «недостроя» и в 1716 году подарил Янтарную комнату Петру I. Королевский подарок привезли в Петербург на двух десятках телег, принимал презент лично светлейший князь Меньшиков. Но, перефразируя старую пословицу, принимали – веселились, а распаковали – прослезились. Собрать комнату не смогли лучшие русские мастера: там недоставало многих деталей. До прихода к власти Елизаветы Петровны детали Янтарной комнаты хранились во дворце Летнего сада. Позже она велела перенести раритет в свою резиденцию в Царском Селе.
Зодчий Бартоломео Растрелли дополнил недостающие части мозаики зеркалами с янтарными рамами и украсил комнату мебелью, отделанной окаменевшей ископаемой смолой. Однако свой последний вид комната получила только в 1770 году при Екатерине II. Красотой Янтарной комнаты восхищались дипломаты, вельможи и поэты, а после революции в 1917 году в Екатерининский дворец приходили на экскурсии рабочие и служащие. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Когда фашистские войска уже находились на подступах к Ленинграду, то наиболее ценные экспонаты музейные сотрудники вывезли в Новосибирск. А Янтарную комнату обклеили бумагой и ватой и оставили в Царском Селе. Трогать её не стали якобы из-за хрупкости. В своё оправдание директор экспозиции позднее заявил, что для разборки и упаковки Янтарной комнаты требовалась пара недель, которых не было.
Ситуация, как в Индии, с быстрым распространением нового штамма COVID-19 может произойти в любой стране, сообщил директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге.
Череда странных смертей
Где именно? Ответ на этот вопрос хотели найти тысячи историков и кладоискателей. Тайну, без сомнения, знал Эрих Кох, которого после войны судили и приговорили к
пожизненному заключению в тюрьме в Варшаве. Уже после его смерти в 1986 году поляки сообщили правительству СССР: Кох много раз просил амнистировать его – взамен он готов был показать, где находится Янтарная комната. Но то ли поляки не слишком хотели помогать советским «братьям» найти бесценный раритет, то ли была другая причина, амнистии Кох так и не дождался.
В 1986 году к поискам Янтарной комнаты подключился первый заместитель начальника Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР генерал-полковник Юрий Гусев. В середине ноября 1992 года он рассказал в интервью, что точно знает, где спрятано сокровище. 30 ноября Гусев был убит.
Теперь вернёмся к Международному комитету, основанному Юлианом Семёновым и бароном Эдуардом фон ФальцФейном. Итак, 20 лет розыска по всему свету не дали никаких результатов. Заметим, что барон не только имел огромные деньги, но и пользовался большим влиянием в самых высших кругах Запада. Так, именно он убедил Олимпийский комитет провести в Москве Олимпиаду 80. Барон отчаялся, когда ему подсунули фальшивку, что Янтарная комната сгорела ещё в 1944 году. Якобы на камнях Королевского замка нашли следы горелого янтаря. Но в начале осени 2018 года фон Фальц получил некий документ. Это был подлинный доклад того самого хранителя раритета Альфреда Роде своему шефу Эриху Коху о том, что сокровище не пострадало. Результаты многочисленных экспедиций по всему свету говорили только об одном логичном выводе: если Янтарной комнаты во всех возможных местах не найдено, значит, она никогда и не покидала пределов Кёнигсберга. Более того, она не покидала и пределов Королевского замка, а именно – подземной его части. Дело в том, что крепость замка возводилась по приказу короля Чехии в XIII веке и по средневековому обычаю из неё вели тайные ходы. Позже замком владел ещё и Тевтонский орден: рыцари тоже знали толк в подземных лабиринтах. Да и в Третьем рейхе тоже любили зарываться в глубину – достаточно вспомнить многочисленные гитлеровские бункеры. Потому не было ничего удивительного в том, что ящики с Янтарной комнатой фашисты решили спрятать в оборудованных ими подземельях замка. Причём выходило, что секретная галерея должна быть гораздо глубже рва с водой, когда-то в Средневековье окружавшего замок. То есть минимум 10 метров под землёй. А все археологические раскопки, как знал сам барон, достигали от силы 4–5 метров. По словам близких друзей, меценат собирался отправить новую экспедицию в Калининград. Но не успел. Утром 17 ноября 2018 года его особняк в Вадуце неожиданно загорелся. Пожарные обнаружили в доме бездыханное тело барона. Что это было? Роковая случайность? Или он наконец раскрыл тайну «пропажи» Янтарной комнаты, после чего его постигла такая же участь, как и многих других, кто смог прикоснуться к тайне?
Выяснить это можно довольно нехитрым способом. В 1968 году Королевский замок в Калининграде взорвали, начав строить на месте его юго-восточной части Дом Советов. Однако закончить стройку так и не смогли. Последние годы недостроенный объект принадлежал компании «Протострой», которая приобрела его в 2003 году за 7 млн рублей. А этим летом «позор Калининграда», по меткому выражению краеведов, на 99% выкупила Корпорация развития Калининградской области, а на 1% – Региональная энергетическая компания. Власти потратили на приобретение 340 млн бюджетных целковых, хотя что делать с огромным недостроенным зданием, до конца никто не знает: введение его в постоянную эксплуатацию может стоить гигантских денег. Так не снести ли его? После чего провести полноценные раскопки на месте бывшего Королевского замка. Кстати, нынешняя стоимость Янтарной комнаты достигает 200 млн долларов, а её историческая ценность не поддаётся никакой оценке. Хотя, судя по истории поисков Янтарной комнаты, кто-то крайне не хочет, чтобы тайна её исчезновения оказалась раскрытой…
Археологи из РФ не хотят искать сокровища Янтарной комнаты в Германии
КАЛИНИНГРАД, 4 мар — РИА Новости. Руководитель поискового общества «Белый поиск» Николай Шумилов уверен, что пропавшие в годы Великой Отечественной войны сокровища Янтарной комнаты спрятаны в бункере на территории Калининградской области, и искать их в Германии бессмысленно.
В 2013 году пенсионер из немецкого Вупперталя Карл-Хайнц Кляйне начал поиски сокровищ, но средства у кладоискателя закончились. В интервью изданию Bild он заявил, что готов отдать долю Янтарной комнаты тому, что поможет ему с финансированием поисковых работ. Пенсионер убежден, что гауляйтер Восточной Пруссии Эрик Кох (был родом из Вупперталя) позаботился о безопасности награбленных в советских музеях сокровищ и перевез их к себе на родину.
«В январе 1945 года, когда в автоколонне вывозили ценности из Королевского замка Кенигсберга в Саксонию, а затем в Тюрингию, Кох приказал специально разбить один из ящиков и обратить внимание, что рассыпался янтарь, чтобы породить множество слухов и пустить будущих охотников за сокровищами по ложному следу», — уверен Шумилов.
По его словам, существует полтора десятка версий о том, где на территории Германии спрятана Янтарная комната. Есть также версии, что сокровища спрятаны в Польше, Чехии, и даже на дне Балтийского моря, но никаких подтверждений этому нет.
По версии краеведов «Белого поиска», сокровища Янтарной комнаты находятся в одном из бункеров на территории Калининградской области. Они уверены, что 27 ящиков с панелями и три ящика с другими элементами были выгружены из замка Кенигсберг в 1945 году и спрятаны в бункере секретного назначения на глубину 30 метров, с вентиляцией и автономными электроснабжением и отоплением.
Идентифицировать обнаруженный замаскированный бункер, точное расположение которого краеведы не раскрывают, им помогли свидетельства старожилов, а также четыре георадарных исследования и геологический анализ вынутого грунта. В январе поисковики начали сбор средств для подготовки и ограждения площадки, разминирования, обследования подземелий, однако собрать необходимые 980 тысяч рублей им не удалось.
Янтарная комната создана немецкими мастерами в XVIII веке преимущественно из янтаря для прусского короля Фридриха I, позднее подаренная Петру I и ставшая главной жемчужиной резиденции российских императоров в Царском селе. Во время Второй мировой войны в 1941 году немцы вывезли комнату в Королевский замок Кенигсберга (ныне — Калининград).
Незадолго до штурма города-крепости Кенигсберг весной 1945 года при отступлении немцев комната бесследно исчезла. В 1967 году была создана государственная комиссия по розыску шедевра, которую упразднили в 1984 году после безрезультатных поисков.
Калининградец «нашел» сотни нацистских сокровищниц
Схрон размером с дом
Николай Владимирович разворачивает карту области, сплошь покрытую яркими квадратиками, и поясняет:
Забетонировано и взорвано
Как же это возможно, чтобы такие огромные схроны, в том числе и в областном центре, за семьдесят лет остались нетронутыми? Ведь поисковых экспедиций здесь предпринималось множество, в том числе и сразу после войны, и это не говоря о «черных археологах», которые роют неустанно. Неужели никто ничего не нашел? И вообще, как же тогда можно утверждать, что в них находится, если внутри никто не побывал?
Ответы у Шумилова давно готовы. Тайники не вскрыты, потому что сделать это без серьезных дорогостоящих работ невозможно, даже наткнувшись на них: они расположены на глубине 12-30 метров, забетонированы, подходы взорваны.
За прошедшие десятилетия здесь было организовано более пятидесяти поисковых экспедиций, начиная с апреля 1945 года, когда розыск сокровищ вели трофейные части и политические управления Советской армии. Но, по подсчетам Шумилова, все они смогли найти менее одного процента захороненных ценностей.
А причины неудач, считает он, в том, что на многих объектах слишком поспешно прекращались работы, в непонимании системы и масштабов захоронения ценностей, в скудном финансировании и слабой технической оснащенности. Ведь лопатой и ломиком не обойдешься, и даже экскаватора не хватит.
Точные цифры этих потерь до сих пор неизвестны. Многотомный «Сводный каталог культурных ценностей России, утраченных и похищенных в результате Второй мировой войны», начал создаваться Министерством культуры РФ лишь в декабре 1997 года, и работа эта далека от завершения. Сейчас, как сообщается на сайте проекта, в этом каталоге 18 томов в 50 книгах, где зафиксирован причиненный войной ущерб в 1 177291 единицу хранения.
Операция «Янтарная комната»
Соглашаясь с тем, что проблема поиска и возвращения национального достояния в регионе существует, Служба госохраны ссылается на недостаточную проработанность этого вопроса в федеральном законодательстве: отсутствует полная информационная база утраченных ценностей, не прописан порядок их поиска и извлечения на землях субъектов РФ, вопросы координации различных инстанций и полномочия местных органов власти в этой деятельности и так далее.
— А зачем вы бьетесь, пишете письма по инстанциям, пытаетесь привлечь внимание? Могли бы тихо потрошить мелкие тайники.
Исчезновение века: историк рассказал, где сейчас может находиться пропавшая Янтарная комната
— Александр Георгиевич, о таинственном исчезновении Янтарной комнаты во время войны слышали, наверное, все, многие бывали в Царском Селе и видели её в воссозданном виде. Расскажите об истории создания этого произведения искусства и его появления в России.
— Янтарная комната была создана в начале XVIII века по замыслу архитектора Андреаса Шлютера для нового дворца прусского короля Фридриха I в Берлине. Изначально она была меньших размеров — это был, скорее, Янтарный кабинет. Однако собрать панели в готовом виде не успели, так как в 1713 году Фридрих I умер, а сменившему его Фридриху Вильгельму I это произведение искусства было не нужно. Зато ему был очень нужен союз с Россией в войне против Швеции, и в ноябре 1716 года, во время встречи с Петром I, Фридрих Вильгельм, зная, что русский царь проявлял интерес к Янтарному кабинету, преподнёс его в качестве политического дара, чем очень обрадовал Петра. В июле 1717 года кабинет перевезли в Санкт-Петербург, где он некоторое время находился в Меншиковском дворце, потом его дважды собирали, но в конечном итоге Янтарная комната была собрана в середине XVIII века гениальным Франческо Растрелли в одной из парадных комнат Большого Екатерининского дворца Царского Села. Там она находилась до осени 1941 года, когда её похитили гитлеровцы.
— Именно Растрелли превратил Янтарный кабинет в комнату?
— Да, перед этим она была собрана в старом Зимнем дворце, там было помещение парадное, но не очень большое. А в Большом Екатерининском дворце помещение было гораздо больше, и Растрелли, чтобы заполнить всё пространство комнаты, существенно расширил общую композицию: вставил зеркальные пилястры, дополнительные вставки сверху и снизу.
— Янтарная комната после исчезновения стала своеобразным символом утраченного культурного достояния России. Она всегда имела статус особо ценного объекта или здесь сыграл дополнительную роль фактор её таинственного исчезновения?
— Специалисты о Янтарной комнате, конечно, знали, но за пределами узкого круга лиц она была малоизвестна, так как находилась в действующей царской резиденции. Там жили члены императорской фамилии, бывали только гости и служащие дворца. Лишь в 1913 году историк Царского Села полковник Сергей Вильчковский составил для царя «Всеподданейший доклад о создании и реставрации Янтарной комнаты», где впервые подробно её описал. Она также значилась в путеводителях по Царскому Селу.
Свой нынешний статус Янтарная комната обрела уже после войны, когда в конце 1950-х годов начала раскручиваться история, связанная с её бесследным исчезновением. Тогда вокруг неё возникла какая-то навязчивая паранойя, которая продолжается до сих пор. Только за последнее время её «находят» в третий раз.
Год назад была шумиха в Польше, где нашли какой-то очередной бункер, заброшенный со времён войны. Но там достаточно хотя бы на вход посмотреть. Большие янтарные панели были размером 3,69 на полтора метра, а в этот бункер еле человек пролезет. Ну разве можно было их там спрятать? Но шуму в СМИ было очень много.
— К недавней находке польских водолазов вы тоже относитесь скептически?
— Да. Поляки давно разрабатывают эти «морские» версии. Но никаких документальных данных о том, что Янтарная комната или другие сокровища Восточной Пруссии вывозились на «Карлсруэ», не существует. В реальности в последних числах января 1945 года из гавани Кёнигсберга один за другим вышли четыре корабля. Один из них был «Вильгельм Густлофф», десятипалубный круизный лайнер, который потопила подлодка C-13 под командованием Александра Маринеско. Польские исследователи сначала утверждали, что Янтарная комната, которую они искали, была на этом корабле. Но потом были найдены списки грузов, погружённых на судно, и там никаких янтарных панелей нет. Второй корабль, вышедший из Кёнигсберга, назывался «Гойя», его тоже потопили. Кроме того, были гражданский пароход «Бранденбург» и лёгкий крейсер «Эмден». Вот на нём действительно в Германию из Восточной Пруссии были вывезены ценнейшие экспонаты, в том числе гроб Фридриха I, для которого сделали Янтарную комнату, саркофаг Гинденбурга, а также сокровища, награбленные Эрихом Кохом в украинских музеях. Груз благополучно прибыл в Германию, где его спрятали в соляных шахтах в Тюрингии.
— Возвращаясь к Янтарной комнате. Что достоверно известно о том, как её вывозили в 1941 году из Царского Села? И куда дальше ведут её следы?
— Янтарной комнаты не оказалось в утверждённых перед войной советским правительством списках ценностей из дворцовых ансамблей Петербурга, которые подлежали эвакуации. Сотрудники Екатерининского дворца-музея побоялись самостоятельно её вывозить, а немцы после занятия Царского Села Янтарную комнату очень быстро демонтировали и вывезли.
Комната была так называемой прерогативой фюрера и предназначалась для будущего грандиозного музея фюрера в австрийском Линце.
Но так как на тот момент он ещё не был построен, то гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох и директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде, крупнейший специалист по янтарю, попросили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в бывшем Королевском замке Кёнигсберга. Разрешение было получено.
В ноябре 1941 года сокровище доставили в Кёнигсберг, но собрали только в апреле 1942-го. В собранном виде Янтарная комната экспонировалась в музейном зале №37 замка. Однако это помещение было примерно на треть меньше зала в Царском Селе. И эта «маленькая» Янтарная комната значилась в немецких музейных документах как «немецкий Янтарный кабинет».
— Получается, в этот момент образовались «лишние» детали?
— То есть подчиняться распоряжению Бормана и расставаться с комнатой Роде не хотел?
— Не хотел, и начал игру в дурака с Гитлером. Роде стал отправлять вглубь Германии «лишние детали». Две-три детали отправит — и пишет в документах, что это Янтарная комната.
А так как отправлял он всё по разным адресам, то таких «комнат» оказалось по документам множество, что потом сбивало с толку искателей потерянного сокровища.
— Известно, куда они в итоге попали?
— С конца 1960-х годов поисками Янтарной комнаты занялся самый известный немецкий кладоискатель Георг Штайн, вокруг которого роились агенты спецслужб. Под видом историка Пауля Колера её искал подполковник «Штази» Пауль Энке. Видимо, он в начале 1987 года сообщил Штайну о соляной шахте Граслебен-1 в Саксонии, куда в начале 1945 года прибыло 60 транспортов с ценностями, награбленными в Европе гитлеровцами, среди которых были и «лишние» детали Янтарной комнаты. Есть версия, что все эти огромные ценности весной 1945 года захватили и вывезли в США. Это была сенсационная и опасная информация. В августе 1987 года Штайн решил дать пресс-конференцию в Мюнхене. Но накануне ему позвонили двое неизвестных якобы с важной информацией. Он поехал на встречу с ними и погиб. А вскоре после этого отправился в мир иной и 42-летний подполковник Энке.
Однако незадолго до смерти Штайн написал письмо своему врачу Альберту Рауху, где поделился тем, что ему удалось узнать. Я много лет работал с архивом Штайна, который после его смерти попал в СССР, и ксерокопия этого письма у меня есть. Там сказано, что до 10 апреля 1945 года янтарные панели хранились в охотничьем замке Рейнхардсбрунн под Готой, после чего их должны были вывезти в район Нюрнберга, но из-за быстрого продвижения американских войск колонна с архивами и культурными ценностями под грифом «музей кайзера Фридриха» свернула, и их привезли в саксонскую соляную шахту Граслебен-1. Эти ценности под инвентарным номером 16+17 разместили в забое шахты на глубине 430 м.
Через несколько дней этот район заняли американцы, и уже в мае 1945 года все находившиеся в шахте элементы Янтарной комнаты через Антверпен были вывезены в США. Штайн сетовал в письме, что все акты касательно этого дела недоступны для ознакомления, полностью засекречены и хранятся в архивах военного департамента США.
— С «лишними» деталями будем считать, что разобрались. Но что случилось с основной частью Янтарной комнаты?
— Вплоть до начала штурма Кёнигсберга утром 6 апреля 1945 года упакованный в ящики «немецкий Янтарный кабинет» находился в Орденском зале Кёнигсбергского замка, который чудом уцелел после бомбёжек города вместе с расположенным под ним рестораном. 9 апреля 1945 года около 22:00 гарнизон Кёнигсберга капитулировал. В тот день Роде не было в городе, а директор упомянутого ресторана Пауль Фейерабенд, его сотрудники и работники замка находились в Орденском зале — сидели на ящиках с янтарными панелями. В полночь в зал вошел «русский полковник» и панели передали ему.
— Откуда известны такие подробности?
— Поисками Янтарной комнаты после войны занимался Анатолий Михайлович Кучумов, которого я хорошо знал лично. Он был хранителем Янтарной комнаты до войны, а после её окончания возглавлял советскую правительственную комиссию по поиску похищенных гитлеровцами культурных ценностей. Его группе удалось отыскать более 200 тыс. произведений искусства, вывезенных не только немцами. За эту работу он был удостоен Ленинской премии СССР. Кучумов многое рассказывал мне, но правду о судьбе Янтарной комнаты так и не сказал, так как дал пожизненную подписку МГБ СССР о неразглашении. Уже после его смерти в его архиве, к которому я получил доступ, в 2011 году я нашёл уникальные документы, которые проливают свет на судьбу комнаты.
— Так что же с ней в итоге произошло?
— В бумагах Кучумова опровергается версия о том, что комната погибла в огне, который охватил замок 11 апреля 1945 года. Ящики с панелями успели вывезти, сгорели лишь три мозаики. По свидетельству, которое я привожу в книгах, панели сначала переправили в район Литовского вала в Кёнигсберге, в то место, где находятся Закхаймские ворота.
По материалам Кучумова видно, что там же хранились и другие найденные в тайниках сокровища Восточной Пруссии. Все эти ценности МГБ затем переправило в Берлин.
Как сообщил в письме Кучумову немецкий профессор Штраус, который занимался перемещёнными ценностями и присутствовал при этих событиях, в 1950 году они были переданы американцам и оказались в Западном Берлине.
Дело в том, что трофейные ценности тогда делились на три категории. Одна из них касалась тех ценностей, которые находились на территориях, которые Германия теряла по итогам войны. Она не имела на них никаких прав, поэтому всеми ценностями, которые наши войска и спецслужбы нашли и изъяли на территории отошедшей к СССР Восточной Пруссии, наша страна на совершенно законных основаниях могла распоряжаться как угодно. И они, наряду с золотом, пошли на оплату ленд-лизовского долга.
— Неужели наши спецслужбы сознательно отдали американцам это уникальное произведение искусства?
— Вот в этом всё и дело. Они, конечно, ничего не знали. По всем имевшимся документам она же шла как «немецкий Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка», никакой связи с Царским Селом не было. Дело в том, что журнал замка-музея исчез. Его нашёл профессор Иваненко и передал МГБ, но больше журнал никто не видел. А уже когда после передачи комнаты американцам в МГБ наконец разобрались, что натворили, то началась вся эта эпопея с ложными и труднопроверяемыми версиями.
— Давайте ещё раз зафиксируем. По вашему мнению, вся довоенная Янтарная комната так или иначе попала в руки американцев?
— Не совсем. Часть янтарных панелей погибла во время пожара Кёнигсбергского замка ночью 30 августа 1944 года. Кроме того, был ещё один случай. Ночью 10 марта 1945 года банда немецких уголовников в военной форме на грузовике подъехала к замку. Они предъявили фальшивые документы охране и ограбили музей. Было вывезено семь ящиков ценных и особо ценных экспонатов, четыре из которых, судя по документам, которые есть у меня, содержали часть предметов из убранства «немецкого Янтарного кабинета».
— Удалось их разыскать?
— Они до сих пор не найдены. Главарь банды Клаус Штефман и двое его подельников были убиты при задержании, а остальные участники преступления не были установлены. Однако криминальная полиция в переписке сообщала, что две возможные явки налётчиков в Кёнигсберге, где могло быть спрятано украденное, осмотреть не удалось вследствие обрушения зданий из-за боевых действий. Я не исключаю, что эти ящики с ценностями до сих пор могут быть спрятаны на месте этих домов. Это здание на Штайнштрассе (ныне ул. Офицерская), в которое 21 марта 1945 года попала авиабомба, и здание на Шульцштрассе (ныне ул. Школьная), разрушенное при артобстреле. Надо также осмотреть «бункер Роде» на улице Коперника, где он прятал свои главные сокровища. Этот бункер в 1945 году Роде показал профессору Александру Брюсову — и его почистили военные «поисковики», но что-то могло остаться. Вскоре после этого Роде погиб при невыясненных обстоятельствах.
— То есть общей путаницы с пропажей комнаты изрядно добавляет то, что сама комната была разделена и вывозилась разными путями.
— Да, но ей способствует также то, что по заказу Коха, который захотел иметь свою Янтарную комнату, группа мастеров в имении Коха под Белостоком изготовляла копию с оригинала. Когда в конце июня 1944 года началась советская операция «Багратион», копии янтарных панелей (сколько точно — неизвестно) перевезли в имение Коха Гросс-Фридрихсберг под Кёнигсбергом, их судьба с января 1945 года неизвестна. Эти дубликаты могут где-то найти — и их могут принять за подлинники.
— А легко отличить оригинал от копии?
— Отличия есть, и эксперты смогут увидеть разницу. Но даже если допустить, что комната лежит не на дне моря или в земле, а в каком-то помещении, то всё равно приходится признать, что она с большой долей вероятности погибла. Ведь за ней нужен постоянный уход, определённая температура, влажность. Без этого за 75 лет янтарные панели превратятся в неэстетичную массу тёмно-коричневого цвета.
Вообще же история с Янтарной комнатой — это лишь малая часть вселенского круговорота сокровищ, который породила Вторая мировая война. Но Янтарная комната является самым дорогим произведением искусства, утраченным в ходе той войны.
— Как бы вы оценили работу современных мастеров, воссоздавших её к 300-летию Петербурга?
— Это творческий подвиг. Комнату воссоздавали с помощью тех же методов обработки, которые использовали мастера три века назад, и мне она кажется даже лучше оригинала. Особенно если смотреть на закате солнца или ночью при свечах. Мне однажды посчастливилось видеть её такой, это фантастическое зрелище! Днём при ярком солнце и толпах людей она смотрится совсем иначе.
— Ваши книги, как я понимаю, пользуются большой популярностью, а как к вашим во многом сенсационным изысканиям относятся в Царском Селе?
— Мне доводилось не раз выступать перед музейщиками Царского Села, в том числе на международной конференции по перемещённым культурным ценностям в 2015 году.
Мой доклад музейщики встретили аплодисментами. А Борис Павлович Игдалов, специалист экстра-класса, руководитель янтарной мастерской, воссоздавший Янтарную комнату, попросил, чтобы я ему подписал свою книгу. Для меня это было высшей формой признания моего труда.
Другого признания мне не надо. Музейщики люди очень въедливые, и если они признали твой труд, то значит, потрудился не зря.