белый гибсон лес пол
Мифы о гитарах Gibson
Разрушаем шесть популярных мифов о гитарах Gibson: используемые материалы, особенности датчиков и звучания и различия в модельном ряду.
Gibson — Святой Грааль гитарного звука для гитаристов, символ рок-н-ролла и инструмент, внешний вид которого знаком каждому. Гитарные форуму преисполнены тысячами постов о великолепии этого инструмента. Наличие Gibson Les Paul поднимает чувство собственной важности гитариста на сотни пунктов вверх, дает +100 к карме, харизме и прочим умениям.
Но как и другие малодоступные и популярные вещи, Gibson Les Paul оброс мифами и легендами, воспевающими «божественное» происхождение инструмента. Давайте посмотрим, насколько правдивы мифы о гитарах Gibson.
Миф 1. Gibson Les Paul Custom делают только в кастом-шопах
Парадоксально, но это заблуждение отчасти верно.
Гитары с приставкой Custom — разновидности оригинальных моделей инструментов, отличающихся техническими и конструкторскими решениями. Другими словами, Les Paul Custom — не более, чем разновидность оригинального Les Paul (это правило справедливо для всех моделей Gibson — Firebird, Explorer, Flying V, SG или Thunderbass).
Оригинальный Gibson Les Paul Custom 1954
В 1954 году компания выпустила дорогую модель Les Paul, отличающуюся другим цветовым оформлением, и с корпусом из красного дерева (не верьте тем, кто рассказывает о корпусе из клена, это не так). Гитара выделялась на фоне других выпускаемых инструментов того времени, но с точки зрения конструкции отличия от модели Les Paul Standard оставались минимальными.
С середины 1950-х годов модели с приставкой Custom производились на тех же мощностях и в тех же цехах, что и Studio, Standard и Traditional. Чтобы подчеркнуть элитность модели, в 2004 году Gibson открыла новое подразделение, получившее название Custom Shop. Элитность подчеркнуть удалось, хотя перенос производства на новые «рельсы» сказался не лучшим образом на конечной цене: рост стоимости оказался в районе 15-20%.
Миф 2. Копии Gibson Les Paul не могут звучать подобно оригинальным гитарам из-за использования других пород дерева
Частично правдивый миф, основанный на особенностях производства американских гитар в середине XX века.
Изначально производители электрогитар использовали красное дерево из Латинской Америки, которое также применялось в судостроении и производстве мебели. При этом главным материалом выступал вид Swietenia macrophylla или гондурасское махагони (или просто махагони).
Потребление махагони увеличивалось с каждым годом, что привлекло внимание Greenpeace, выступившего в защиту деревьев. Вмешательство «зеленых» сделало породу защищенной, а на территории Латинской и Северной Америки осталась только пара-тройка мест, где происходит заготовка Swietenia macrophylla.
Исчезновение мест заготовки махагони на территории двух Америк не стало проблемой, так как эти регионы не единственные, где произрастает красное дерево: гондурасское махагони выращивается и заготавливается на плантациях в Юго-Восточной Азии и Африки. Экспорт из Азии и Африки не испытывает никаких проблем — около 95% красного дерева закупается именно здесь.
Проблема в том, что «диванным знатокам» невдомек, что гондурасское махагони растет где-то еще, кроме Гондураса! В подтверждение доводов, спорщики приводят аргументы о запрете экспорта красного дерева в Гондурасе под предлогом защиты природы, что вызывает проблемы даже у Gibson, Fender и прочих гитарных производителей, а махагони из Азии и Африки просто по факту не может называться гондурасским.
Структура и внешний вид гондурасского махагони (Swietenia macrophylla).
Что касается отличий звучания оригинальных и современных инструментов, то здесь речь идет о простейших конструктивных особенностях производимых электрогитар. К примеру, японские и корейские производители отдают предпочтение ольхе (тоже красное дерево, только дешевле) и другим породам древесины при изготовлении инструментов.
Gibson тоже не всегда производит инструменты из гондурасского махагони. Среди электрогитар нэшвилльского производителя найдутся инструменты из ольхи, тополя, ореха, клена и других пород дерева. Конечно, такие инструменты будет тяжело найти в реальности, но изучение каталогов 30-40-летней давности подтвердит использование других материалов.
Миф 3. Инструменты Gibson делаются только из цельного куска дерева
Удивительное и популярное заблуждение интернет-гитаристов. По неизвестной причине, завсегдатаи гитарных форумов считают, что инструменты, сделанные из одного куска дерева отличаются низким качеством. Откуда взялись такие умозаключения — остается тайной.
В деревообработке принято распиливать большие куски дерева на небольшие части, а затем склеивать распиленные части для получения нужной формы и размера. По этой причине найти инструменты из одного куска дерева — сложно. Грифы гитар изготавливались из трех частей клена, корпуса производились по конструкции «бутерброд»: слой красного дерева, слой клена, еще слой красного дерева, еще слой клена. К примеру, Fender всегда делают инструменты как минимум из 2-3 кусков дерева.
Процесс производства гитар Gibson
Логично предположить, что производители электрогитар и деревообработчики не станут распиливать дерево на два куска забавы ради. Но для знатоков с интернет-форумов гитары из нескольких частей дерева остаются шлаком и низкопробным ширпотребом. Только цельный кусок дерева — только хардкор!
Миф 4. Высокая цена гитар Gibson обусловлена невероятным качеством инструментов и вообще это лучшие в мире гитары
Если обратиться к гитарным мастерам с вопросом о стоимости идентичного гитарам Gibson инструмента, то выяснится много интересных подробностей. Сложив цены на дерево, пластик, фурнитуру и электронику, и отняв стоимость работы мастера, получится сумма, равная 30 000 рублей по старому курсу. С учетом возросшего курса, цена возрастет до 50 000-60 000 рублей. При этом такие расчеты справедливы для штучных экземпляров, а не серийного производства инструментов.
Оригинальные гитары Gibson производятся в Нэшвилле, штат Массачусетс, США, где налоговые ставки, стоимость труда и стоимость бренда выше, чем в России. Прибавив к этому желание получить прибыль для дальнейшего изготовления гитар и налоги на доставку и ввоз в другие страны, не сложно догадаться, что стоимость серийных гитар Gibson из США выше, чем стоимость идентичных инструментов, сделанных у частного мастера в России.
Миф 5. Детали инструментов Gibson — лучшие по качеству
Расхожее заблуждение, вызванное высокими ценами на инструменты Gibson и влиянием других мифов о «богоподобности» инструментов американского производителя.
Объясняется двумя простыми вещами: слепой любовью к бренду и простейшим идиотизмом.
Миф 6. Только датчики Gibson могут давать теплый ламповый звук
Электроника — отдельная тема для разговора. В интернете встречаются удивительные рассказы о волшебных хамбакерах Gibson, буквально заставляющих гитару играть самостоятельно.
Когда в обсуждения всплывает этот миф, то речь идет о классических хамбакерах Gibson PAF, которые устанавливались на гитары Gibson с середины 1950-х годов. Сет Ловер, разрабатывавший электронику для Gibson, Fender и Seymour Duncan, рассказывал, что хамбакеры PAF мотались как попало и, что называется, «на глаз». Намотка делалась на все алниковские магниты подряд, а во время изготовления никто не разделял датчики на нековые и бриджевые — звукосниматели просто наматывались и ставились на электрогитары.
Звукосниматель Gibson PAF
Такой подход привел к появлению различий в параметрах, характеристиках и звуке хамбакеров Gibson PAF. Встретить два идентичных датчика — сложно, и это справедливо для всех звукоснимателей Gibson, выпускавшихся до конца 1980-х годов.
Принято считать, что PAF наматывались на магниты Alnico II, но это верно только отчасти: в производстве иногда использовались магниты Alnico III, Alnico IV и Alnico V. Сопротивление Gibson PAF различается даже у двух одинаковых экземпляров датчика из-за той самой намотки «на глаз» — от 6,5 до 9-10 кОм. Получается такая «палка о двух концах»: одни Gibson PAF дадут теплый ламповый звук, другие — нет.
История Gibson Les Paul
Gibson Les Paul. Наверняка каждый гитарист знает об этом инструменте. Это удивительно, но Les Paul далеко не сразу стал гитарной иконой и эталоном гармоничного сочетания дизайна, технологии, комфорта и звучания.
История инструмента началась в середине XX века: и первые прототипы были просто неплохими инструментами, которые обеспечивали достаточно бархатистое и мягкое звучание при меньшем количестве фона – особенно в сочетании с легендарными звукоснимателями P-90. Инструмент, хоть и с некоторой опаской, но начали приобретать исполнители джаза и блюза – именно так начала писаться история одной из самых знаковых гитар прошлого столетия.
Lester William Polsfuss – отец Les Paul
Начнем разговор об истории легендарного инструмента с рассказа о его создателе. Лестер Полфус (Les Paul) был отличным гитарным техником и инженером, а также очень увлеченным музыкантом. Играть на гитаре он начал с самого детства – в 20-30-е гг. прошлого века большой популярностью среди гитаристов пользовались кантри, фолк, набирал популярность гитарный джаз. Будучи увлеченным гитарой и данным стилями, Les Paul в юношеские годы начал изучать свой любимый инструмент и с технической стороны.
В те времена техническая начинка гитар оставляла желать лучшего: инструменты передавали звук весьма скудно, все они фонили, возможности звукообработки были очень ограниченными. Лес Пол поставил себе цель во что бы то ни стало улучшить звучание гитар в целом: он начал изучать строение гитарных датчиков, темброблоков, пытаться улучшить их и снизить потери в звучании.
Шел 1940-й год и Лестер пошел на смелый эксперимент: он распилил на две части свою цельнокорпусную гитару Epiphone, а между получившимися частями вставил брус из сосны, на котором крепились звукосниматели.
Инструмент звучал достаточно интересно, было сделано еще несколько подобных прототипов, которые в переводе на русский получили название «Драндулет». Пытаясь пронести свою идею в массы, молодой инженер посещает компанию Gibson, предлагая им купить идею подобного строения гитары. В то время идея не показалась компании перспективной – Les Paul уходит ни с чем, на время бросает активную инженерно-изобретательскую деятельность и занимается записью собственной музыки с различными музыкантами, в числе которых была и его будущая жена Мэри Форд.
В начале 50-х годов идею производства цельнокорпусной гитары перехватывает Fender, как раз в это же время наблюдается необычайный всплеск популярности электрогитары как инструмента. Gibson не могли пропустить такой момент – особенно с учетом достаточно шаткого экономического положения, которое наступило в кампании после войны.
Единственным человеком с инженерными навыками, мышлением и амбициями, который жил в том регионе и имел опыт проектирования и создания цельнокорпусных гитар, был Les Paul – именно его и позвала компания для участия в разработке совершенно новой гитары.
Отметим, что первые лес полы по качеству были достаточно далеки даже от самых дешевых современных одноименных моделей: струны располагались на очень большом расстоянии от грифа, часть гитар плохо строила и обладала непростительно малым сустейном, на инструменте использовался комбо-струнодержатель с намоткой струн.
Les Paul активно взялся за доделывание всех ошибок, в результате чего был изменен наклон и профиль грифа, а также поставлен двухопорный струнодержатель – инструмент практически приобрел современный, знакомый нам всем внешний вид.
Первыми моделями, которые обеспечили компании Gibson долгожданную прибыль и возврат популярности – Gibson Les Paul Goldtop, которые до 1954 года были единственной разновидностью лес полов. Далее были выпущены модели Custom и Junior.
Параллельно с работой над новыми сериями гитар инженеры Gibson постоянно проектируют новые конструкции звукоснимателей, которые бы обеспечивали лучшие частотные характеристики и меньшее количество шума. Разработка знаковых для Les Paul звукоснимателей была окончена в 1957 году, а уже в 1959 новые датчики начали устанавливать на все новый гитары – так мир узнал о легендарных PAF Pickups.
Gibson Les Paul Sunburst
В ходе поиска новых дизайнерских решений конструкторы Gibson начали эксперимент с легендарной расцветкой Sunburst: благодаря ей стала видимой красивая структура накладки из клена и появилась классическая схема «книжного» расположения кленового шпона.
Стоит отметить, что конвейерное производство в те времена в гитарной индустрии еще не получило активного распространения, из-за чего две модели из одной партии могли ощутимо отличаться: несмотря на наличие точных спецификаций использовалось очень много ручного труда, из-за чего гитары банально могли иметь разницу и в дизайне, и в размерах, и по расположению некоторых надписей.
Санберсты стали необычайно популярны в конце 50-х – начале 60-х годов. Однако в 1961 году их привлекательность в глазах гитаристов резко упала из-за появления нового формфактора – Gibson SG Les Paul. Да-да, первые модели назывались именно так.
Лестеру совершенно не понравился новый дизайн гитар: как раз в этом время его контракт с Gibson заканчивался, и инженер принял решение снять свое имя с новых гитар. Из-за этого дела у компании пошли под откос: лес полы потеряли былую популярность, а SG хоть и продавались неплохо, но не «выстрелили», как этого ожидали управленцы Гибсон.
Второе дыхание Les Paul
Появление на рок-сцене таких музыкантов как Eric Clapton и Jimmy Page оказало большое влияние на то, что Gibson остались на плаву. Спрос на Les Paul снова пошел вверх – но найти старые инструменты стало неимоверно сложно. Управление компанией сменилось в конце 60-х – тогда же произошло и расширение производства, появление новых моделей Les Paul и необычайный рост рынка данных гитар, который активен и жив до сих пор.
В 70-х очередной рост продаж обеспечило появление моделей Les Paul Deluxe, а также подписных моделей Лестера: Les Paul Professional и Les Paul Artist, на которых установлены звукосниматели с низким импедансом.
Следующий удачный шаг Gibson – выпуск модели Studio в 80-х годах. С тех пор начинается современная история Gibson: более успешная, чем 50-60-е гг. прошлого века, но также не безоблачная и насыщенная на различные события.
Gibson Les Paul: современный этап
Сегодня в линейке лес полов около пяти десятков моделей: среди них множество подписных моделей, а также кастом-спецификаций, которые дальновидные маркетологи запустили в серийное производство. Запутаться в таком изобилии очень несложно: сейчас мы постараемся вам кратко рассказать об особенностях каждой из серий Gibson Les Paul.
Для простоты восприятия поделим все семейство лес полов на следующие классы: Burst, Custom, Studio и Junior.
Les Paul Standard
Классическая модель, которую условно отнесем к классу Burst. Впервые появилась в 70-х годах, на данный момент прошла более 30 этапов модификаций.
Сегодня стандарты производятся из махогани, который очень сильно расфрезировывают для уменьшения веса деки. Некоторые модели Les Paul Standard по сути представляют собой гитары с корпусами hollow body – особенно это характерно для моделей 2007-2008 года.
Сверху на махогон ложится кленовый топ – по большей части из соображений эстетического восприятия инструмента. Инструмент имеет достаточно тонкий гриф, два хамбакера с отсечками и переключением режима работы катушек, а также байпассом. На стандартах используются потенциометры push-pull.
Фурнитура: локовые набор колков Гровер, пикгард отсутствует. Бридж – Tune-o-Matic.
Les Paul Traditional
Более классический вариант, во многом схожий с винтажными моделями. Корпус производится также из махогани с пропилами, сверху ложится шпон из клена.
Звукосниматели – PAF, более массивный традиционный профиль грифа. Имеет 12-струнный вариант, а также вариант с матовым лаком. На гитаре имеется пикгард.
Les Paul Studio
Пусть вас не путает название Studio, которое многие воспринимают как показатель высочайшего качества. Лес Полы Студио – это качественные гитары со слегка урезанной спецификацией и менее дорогими комплектующими.
Корпус и гриф из махогона с фрезеровкой (также есть разновидности hollow body), кленовый топ устанавливается только на бёрстах, на моделях с матовым лаком накладку не ставят. Накладка на гриф производят на данный момент из жареного клена.
На традиционном LP Studio устанавливаются датчики 490R/498T, на сатиновой версии в основном Burstbucker. Также в линейке Студио есть огромное множество трибьют-версий, посвященных классическим моделям 50-х, 60-х и 70-х годов.
На LP Studio устанавливаются качественные, но менее дорогие колки без локовых механизмов, бридж – Tune-o-Matic со стопбаром.
Les Paul Custom
Премиумная серия: черный инструмент с золотой высококачественной фурнитурой, который получил прозвище Black Beauty («Черная красавица»). Имеет топ из красного дерева и накладку из эбони.
Помимо традиционной модели с разфрезерованным корпусом есть и разновидность VOS, у которой корпус выполнен из цельного махогона.
В качестве звукоснимателей устанавливаются 2 или 3 датчика PAF либо дуэт из 2-х P-90.
Les Paul Junior
Младшая серия Gibson Les Paul, такие инструменты были выпущены на рынок по большей части в качестве недорогих гитар для начинающих музыкантов. Однако проверка временем показала, что этот инструмент неплохо подходит и для опытных музыкантов.
На большинстве гитар серии Junior устанавливается плоский шпон из красного дерева, расцветка – бёрст. На самой первой модели джуниоров был установлен один звукосниматель P-90 – предполагалось, что инструмент подойдет в первую очередь тем, кто только начал осваивать игру на гитаре и не стремится экспериментировать со звуком. Максимально простыми были и инкрустация, а также поетнциометры.
В конце 60-х были выпущены модели Les Paul Junior с двумя вырезами и новыми расцветками, а также модель с уменьшенной мензурой.
Сегодня классические джуниоры почти не выпускают: их сменили на посту гитар для новичков гитары Melody Maker с хамбакером, декой и накладкой на гриф из клена, а также грифом из красного дерева.
Новое в блогах
Легендарные электрогитары. Gibson Les Paul. Часть 1
Проводник (струна в нашем случае), колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь генерирует переменный ток в проволоке, намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока пропорциональна амплитуде колебаний проводника в магнитном поле. (Вспоминаем Фарадея?) Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.
Уже в 1925 году Бошам экспериментировал с использованием иголок от фонографа на однострунной электрогитаре и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний, которые можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени.
После нескольких месяцев проб и ошибок Бошам совместно с Полом Бартом разработали действующий звукосниматель-датчик (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводов. Каждая струна проходила над своим отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использована проволока мотора от стиральной машины Бошама.
Убедившись в работе устройства, Бошам связался с Гарри Уотсоном, управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Тот, при помощи подручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бошама алюминиевые гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).
Готовый прототип Бошам представил Адольфу Рикенбакеру. Рикенбакер, кстати сказать, родственник героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (26 воздушных побед), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее Instruments Rickenbackers. Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность (2700 «сковородок» продано с 1932 по 1939 год) и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории серийного производителя электрогитар. Надобно заметить, что патент на электрогитару был получен лишь в 1937 году, и это позволило конкурентам воспользоваться базисными моментами изобретения.
Заявка на патент для «сковороды»
Вот так нужно играть на «сковородках»:
Переходим, собственно, к Gibson Guitar Company. Орвил Гибсон был производителем мандолин в середине-конце 1890-х годов. Он одним из первых разработал гитару по подобию скрипки, с выпуклой декой, которую называют также арктоп и начал их выпуск в 1894 в своей домашней мастерской в Каламазу, штат Мичиган, не забыв получить патент на дизайн инструмента. Спрос на его изделия превышал возможности Гибсона, и в 1902 году пятеро бизнесменов в Каламазу сформировали Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co., Ltd. Не совсем ясно, какую роль играл в компании сам Гибсон, есть косвенные свидетельства того, что он был довольно эксцентричным человеком и, возможно, страдал психическим расстройством. Получив в 1908 году (отступных?) 500 долларов (соответствует примерно 20 тыс. нынешних долларов), оставшиеся десять жизни он провёл по большей части в больницах.
Орвил Гибсон
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в привычном «испанском» стиле был Ллойд Лоар. Лоар работал инженером на фирме Gibson, и ещё с 1920-х годов занимался проблемой электрического усиления звука гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной-единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро вернулось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone привёл Gibson к созданию устроившей настоящую революцию и во многом повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.
Ллойд Лоар
Несмотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же довольно часто возникали проблемы с обратной связью, наводками (в случаях, когда микрофон подносили к датчику, раздавался жуткий свист) а также с множеством нежелательных обертонов.
Gibson ES-150
Лес Пол и Тед Маккарти на фабрике в Каламазу
В марте 1950-го у Fender появилась электрогитара со сплошным корпусом (Esquire с одним звукоснимателем). Маккарти вспоминает реакцию Gibson: «Мы наблюдали за тем, что делали Fender, понимая, что они завоевывают на Западе популярность. Я следил и следил за ними и сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делают такую гитару с таким пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-и-вестерн. Мы обговорили это и решили сделать такую же…»
Пять с половиной минут просмотра – и вы легко представите, как изготавливают деку LP :
Лес Пол в юности
Скоро стало ясно, что его амбиции не будут ограничиваться исключительно музыкой. Лестер имел прирожденные технические способности, которые он применял не только в музыке, но также и в изготовлении своих собственных музыкальных и электронных приспособлений. Позже, ему повезло предложить несколько музыкальных изобретений в нужное время и в нужном месте, и историки сегодня раздумывают, считать Леса Пола музыкантом или же изобретателем. Обычно они сходятся на том и другом.
Как и большинство исполнителей того времени, молодой Лестер вскоре заинтересовался идеей усиления звука своей гитары. Он вспоминает, что в отроческие годы пытался усилить гитару, «втыкая в нее иглу фонографа». Вскоре после этого он применил старый телефон и радио своих родителей для того, чтобы привлечь внимание публики на концерте в местном баре.
Семь минут просмотра – и гриф гитары с анкерным стержнем будет готов. На нём разместят лады и вклеят его в деку, потом заготовку покрасят и отполируют.
Лес Пол стал большой звездой звукозаписи, но после длительного перерыва, потребовавшегося ему, чтобы оправиться от автомобильной аварии, он достиг еще большей популярности, когда подключил к своим выступлениям певицу Мэри Форд. Пол знал Форд (настоящее имя Колин Саммерс) с 1945 года, но их отношения были узаконены только в 1949 году. Гитара, а также теперь еще и голос, прошли через процесс многократной записи, и Лес Пол с Мэри Форд выдали череду больших хитов. Под конец 50-х годов Лес Пол и Мэри Форд, «Музыкальные Любимцы Америки» были звездами первой величины.
Лес Пол и Мэри Форд
LES PAUL & MARY FORD How High the Moon (Nancy Hamilton / Morgan Lewis) 1951
Маккарти вспоминает: «Фил, бизнес-менеджер Леса, сказал, что он хочет внести один пункт в контракт: Лес Пол должен был согласиться, что не будет играть ни на одной гитаре кроме Gibson в течение действия контракта. Если на четвертый год он бы появился с Gret sc h, это отменило бы все, и он не получил бы ни цента».
Но Маккарти непреклонен: «Я точно говорю вам, как мы сделали Les Paul. Мы целый год разрабатывали эту гитару, и Лес никогда ее не видел, пока я не привез ему ее в Пенсильванию».
Пол говорит, что черный цвет для Custom выбрал именно он: «Потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают». Пол утверждает, что Gibson перепутали всю линейку, так как, насколько он был в курсе, более дешевый голдтоп должен был быть только из красного дерева, а более дорогой Custom должен был иметь более трудоемкую комбинацию клена и красного дерева.
Помимо обычного Р-90 у бриджа Custom имел звукосниматель нового типа у грифа. Эта модель скоро получила кличку » alnico «, навеянную сплавом алюминия, никеля и кобальта, из которого были сделаны характерные прямоугольные полюса. Он был разработан Сетом Ловером, экспертом по радио и электронике, который периодически работал с Gibson в 40-х и ранних 50-х, помимо своей основной работы по обучению персонала и наладке оборудования для американского флота.
Custom также был первой моделью, на котором появился новый бридж Gibson Tune-O-Matic, который использовался с отдельным струнодержателем в виде бруска. Разработанный Тедом Макккарти Tune-O-Matic впервые для Gibson давал возможность индивидуально изменять длину каждой струны, улучшая точность настройки.
Очертания корпуса у Junior оставались прежними, самым очевидным отличием от собратьев по линии LP у него был плоский корпус из красного дерева. Он не выглядел ничем, кроме как дешёвой гитарой.
Четыре с половиной минуты займёт просмотр процесса натяжки струн и комплектование LP электронной начинкой.
Сет Ловер и первый хамбакер
Заявка на патент хамбакера
Продажи оригинальных LP у Gibson в целом достигли пика в 1956 и 1957 году, и на основе этих моделей позже будут базироваться основные вариации на тему LP. Среди известных гитаристов LP в 50-х увлекались: Фрэнни Бичер (гитарист Билла Хэйли), Гитар Слим, Фредди Кинг, Джон Ли Хукер, Карл Перкинс и другие.
CARL PERKINS Blue Suede Shoes (Carl Perkins ) 1956
HUBERT SUMLIN, SUNNYLAND SLIM & WILLIE DIXON Come On Home Baby 1964
Этот малыш, Хьюберт Самлин, был не слишком заметен за могучими плечами харизматичного гиганта блюза Хаулин Вулфа, но во многом именно его телепатическая связь с Волком более 20 лет создавала яркий и яростный звук. Волк в своём завещании назвал его сыном, Джими Хендрикс, Эрик Клэптон и Джимми Пейдж, будучи новичками, восхищались его игрой, а Кит Ричардс и Мик Джеггер взялись оплатить расходы на его похороны.
Продажи LP голдтопов начали сокращаться, поэтому в 1958 году Gibson изменили их внешний вид, перейдя в попытке продавать больше гитар на более традиционный санбёрст (окраска санбёрст, s unburst, характеризуется затемненными краями корпуса с мягким переходом цвета на более светлые оттенки ближе к его середине). Хотя для этих моделей среди гитаристов и коллекционеров широко используется имя Standard, Gibson не называли их Standard в своей литературе до 1960 года, гитара вообще не имела имени. Несмотря на то, что производство в 1959 и 1960 годах было больше, чем в предыдущие два года, увеличение было скромным, и модель Sunburst была снята в 1960 году. Фактически LP Sunburst выпускались только между 1958 и 1960 годом и ноябрьский прайс-лист Gibson от 1959 года выставляет их по цене 280$. Среди гитаристов и коллекционеров она с тех пор стала самой дорогой электрогитарой с цельным корпусом всех времен. Санбёрсты обычно продаются за огромные суммы, намного превосходящие цены других коллекционных гитар, и фактор, который определяет величину их цены обычно вообще не имеет дела к звуку или пригодности гитар, а только к их внешнему виду.
THE ROLLING STONES (I Can’t Get No) Satisfaction (Mick Jagger / Keith Richards) 1966 (запись 2002)
Первой рок-звездой в Британии, заполучившей LP , стал Кит Ричардс (в 1964-м), это была LP 1959 года с вибрато Bigsby , а мир увидел её в шоу Эда Салливана 1966 года.
Официальный гитарист компании Брюс Болен также вспоминает плачевное состояние дел в Gibson: «Одна из причин, по которой меня наняли, была в том, что продажи электрогитар Gibson проваливались. Все, что у нас было – SG, плюс полу-акустики, и они продавались не очень хорошо. Компания в то время держалась на акустиках с плоским верхом. Поэтому меня наняли, в основном, за тем, чтобы я начал продавать гитары».
AL KOOPER & MIKE BLOOMFIELD Stop (Jerry Ragovoy / Mort Shuman) 1968
Игра Майкла Блумфилда с сильным привкусом джаза и этнической музыки, была поразительно новаторской для середины 60-х и оказала непосредственное влияние на ряд восходивших в тот момент звёзд рок-гитары, которым предстояло диктовать гитарную моду к началу 70-х.
Вот тут-то всё и завертелось.
LES PAUL Caravan (Duke Ellington / Irving Mills / Juan Tizol) 1991