бас в двери авто
Бас в задних дверях. Часть 2.
Первая часть тут
Прошли новогодние праздники, скоро и зиме конец. Начнется дачный сезон, а значит не жить корпусному 12″ сабвуферу в багажнике. На его место уже заглядываются культиватор, бензопила и другие садоводачные принадлежности… Но это не повод отказываться от баса вообще. Поэтому вместо безвременно погибших DLS RW6 я поставил в задние двери бюджетненькие сабвуферы Lanzar VW-64.
Реальная посадочная глубина и размер динамиков на фото. Слева Lanzar, справа DLS.
Фотографии этих динамиков, которые попадаются в интернете на самом деле не вполне соответствуют действительности. Самое главное отличие в том, что американские китайцы на моих экземплярах почему-то перевернули клеммы. Подключить к таким клеммам провода можно только если монтировать динамик корзиной наружу, что в мои планы не входило. Если ставить динамик как обычно, то провода попадают под уплотнительное кольцо и динамик на посадочное место не встаёт.
Поэтому сверху припаял другие клеммы, развернув их к магниту, как, собственно, и на официальных фотографиях.
Защитной сеточки на вентиляционном отверстии звуковой катушки в реальности тоже нет.
Чувствительность у динамика указана 87 дБ. Может быть, может быть. Жаль, что не указано, как и чем они эту чувствительность намерили. У DLS — 86,1 дБ. При этом, от одного и того же усилителя, в одной и той же машине, на одном и том же музыкальном материале, DLS играет значительно громче.
Вообще не думаю, что надо серьёзно относится к тому, что в характеристиках указано. Всё-таки китайское изделие…
Вот так динамик выглядит в двери.
Теперь общие субъективные впечатления от звука. Звук понравился. Вроде и не могут эти сабы похвастаться высокой отдачей, и крышу не трясет, но… Хорошо они дополняют своим басом фронтальную акустику.
Стоимость сабов тоже радует — по 1500 руб за штуку. Правда усилитель им нужен довольно мощный, а такие усилки дорого стоят. У меня, как и прежде, трудится Soundstream TRA340.2 c максимальной мощностью 88 Вт (при 14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом).
Кстати, ход диффузора совсем небольшой. Это хорошо видно на видео.
Без мидбасу нету басу, или Щиты мне в двери.
Всем снова здрасте. В этой записи расскажу про то как я установил мидбас в двери Сивки. Про то как, зачем и почему так есть куча теории в сети, я лишь кратко поясню.
Для хорошего звучания нам нужно, чтоб излучение тыльной стороны динамика было изолировано от внешней и чтоб динамик был вынесен за обшивку. Это избавит нас от акустического короткого замыкания. (Далее пойдет выдержка с одного умного сайта.) При работе громкоговорителя его диффузор совершает колебания вперед и назад с различными амплитудами в соответствии с величиной и направлением тока, проходящего через звуковую катушку. Двигаясь вперед, диффузор сжимает воздух перед собой и разрежает его позади себя. В результате этих сжатий и разрежений воздуха создаются звуковые волны распространяющиеся со скоростью приблизительно 340 м/сек, Однако звуковые волны от передней и задней сторон диффузора (вследствие того, что одна создается сжатием, а другая — разрежением воздуха) различаются но фазе на 180 градусов, что соответствует разности в половину длины излучаемой волны.
Если в точку пространства, где прослушивается звук, придут обе волны — прямая и оборотная (от задней стороны диффузора), то, взаимодействуя одна с другой, они почти полностью уничтожатся и звук будет резко ослаблен. При этом вместо того, чтобы возбуждать звуковые волны, диффузор будет перегонять воздух с одной своей стороны на другую (такой эффект называют не совсем точно акустическим коротким замыканием).
Акустическое короткое замыкание проявляется только в области самых низких звуковых частот (приблизительно ниже 100 гц), при которых размеры диффузора малы по сравнению с длинами этих волн. Для более высоких звуковых частот, у которых длина волны меньше, отрицательное воздействие оборотной волны ослабляется самим диффузором.
Тот же эффект наблюдается, если нарушена фазировка динамиков, то есть перепутаны клеммы плюс и минус.
И второе, что нам нужно, это чтоб динамик был как можно крепче прикреплен к металлу двери, это даст в целом жесткость конструкции и повысит кпд динамика, так как больше энергии пойдет на движение диффузора без потери на паразитную вибрацию.
Начну со второго варианта, по типу этого устроено оформление штатной акустики в дверях. В штатном исполнении, из-за малой мощности динамиков, этот вариант имеет место быть. А когда мы меняем динамики на более мощные, появляется возможность возникновения АКЗ, на высоких частотах может возникнуть стоячая волна под обшивкой, да и обшивка начинает подыгрывать.
С первым вариантом вообще беда, динамик закреплен на обшивке, даже если через кольцо. Жесткости ни какой, обшивка будет петь свою мелодию. Звуковые волны идут под обшивку, через обшивку а там, добро пожаловать, АКЗ и звук превращается в какашку.
Третий вариант — динамик прикручен к металлу двери через кольца. Жесткость максимальная, все волны от тыльной стороны идут в дверь и оттуда не выходят (если заглушены все технологические отверстия, у Сивки с этим беда), но тут уже нужно понимать что это оформление для мидбаса, и играть он должен только свой диапазон (не выше 1000 Гц) иначе возникнет стоячая волна ( усиление какой то частоты, условия возникновения и расчет гуглите ). И если рассматривается вариант установки двухкомпонентной системы, то необходимо учитывать это и применять акустические линзы. Еще необходимо учитывать то, что при установке в кольца есть возможность возникновения тунельного эффекта, это когда на большой громкости диффузор толкает такое количество воздуха, которое не успевает пройти в щель между магнитной системой и кольцами, возникает что то вроде пульсации воздуха, превышается механический предел колебаний и поэтому динамик начинает стучать катушкой раньше времени. Чтоб этого избежать нужно оценить площадь между магнитом и кольцами и если динамик с развитой магнитной системой то необходимо увеличить внутренний диаметр колец, чтоб площадь просвета была хотя-бы равна площади диффузора, а если магнит заходит немного в металл (как в моем случае), то придется пожертвовать железом.
В общем уже понятно за какой вариант установки я топлю. Я попытался объяснить физику всей этой пежни так как понял ее Я, не претендую на научную точность изложенного, но мысли в нужном направлении.
Но так как у Сивки в дверях огромные технологические отверстия, то их обязательно нужно глушить. Практически все делают это виброй, но она не позволяет достичь нужной жесткости. Вообще если делать, то вначале нужно клеить специальные самоклеящиеся листы алюминия и потом виброй, но в идеале нужно делать как сделал я.
Аut cum scuto, aut in scuto
Хватит теории, теперь поговорим о практике. Я решил лепить не просто проставочный туннель, чтоб вынести динамик за обшивку, а полноценный ЩИТ для перекрытия тех. отверстия и максимально плотного и жесткого крепления динамика.
Начал я с дверных карт, с них я срезал штатные сетки вместе с юбкой. потом фрезером сделал колечки с проточкой, для того чтоб выровнять плоскость кольца с плоскостью карты. Потом просверлил отверстия под крепление динамика на болты, ну и примерил это все дело.
Следующим шагом было создание щита для тех. отверстия. Для основания взял картон, который обклеил малярным скотчем. ВАЖНО: скотч нужно лепить нахлестом снизу вверх, чтоб смола не натекла в двери. И необходимо выделить контур щита ярким маркером.
Дальше я начал смолить. Не без поддержки.😉😉😉
Нанес я как обычно три слоя, чтоб щит уже сам держал форму.
Снял заготовку и вырезал по контуру балгаркой.
Потом я вырезал отверстие для динамика, просверлил отверстия для креплений щита. Выставил кольцо по обшивке, закрепил на шпильки.
После срастил кольцо туннелем со щитом, примерил динамик, площади с учетом выреза металла более чем достаточно.
Пока что я все подгонял, примерял, пилил, много мусора налетело в двери, я сначала пропылесосил, но была грязь в щели и я решил промыть дренажные отверстия.
Бас в задних дверях
Хочу поделиться опытом установки шестидюймовых сабвуферов в задние двери.
Почему в двери?
Во-первых, очень хотелось оставить нетронутым багажник. Возможность разложить задние сиденья в ровный пол — одно из преимуществ Гетца.
Во-вторых, хотелось использовать места под динамики в задних дверях. Для установки среднечастотных динамиков эти места почти бесполезны, т.к. это осложняет построение правильной звуковой сцены. Это не значит, что тыловой аккустики в машине быть не должно. Тыловые динамики — важный элемент для формирования звукового образа. При правильной установке она позволяет «расширить» салон за счёт имитации отраженного звука. Вот только задние двери для этих целей не очень подходят.
Поэтому хотелось попробовать сделать необычную инсталляцию.
Итак, мой вариант: сабвуферы DLS RW6,
усилитель SoundStream Tra 340.2
RW6 потому, что… Просто нравится мне звук динамиков DLS, а усилитель прекрасно подошел им по мощности. Плюс к этому у данной модели усилка достаточно большое количество настроек. Диапазон перестройки фильтра НЧ от 45 Гц до 4,5 кГц, а фильтра ВЧ — от тех же 45 Гц до 6,8 кГц. Фильтры включаются независимо, и потому ничто не мешает задействовать их в полосовом режиме. В данном случае это важно, т.к. динамики RW6 расчитаны на работу в фазоинвенторе или ЗЯ. Обеспечить же герметичность двери невозможно, поэтому оформление получается скорее фриэйерное. В результате динамик на высокой громкости идёт «в разнос». Поэтому имеет смысл «подрезать» его снизу. Учитывая то, что устанавливается два
динамика, т.е. не монофонический вариант сабвуфера как обычно, а стереофонический, можно пустить на них более широкую полосу частот, чем на обычный саб, и это не должно приводить к локализации на источник и нарушению звуковой сцены.
Процесс установки начал с оклеивания металла задних дверей виброизоляцией Dynamat Extreme. Результат порадовал. На постукивания дверь отзывается очень глухим звуком. Кстати, имеет смысл наклеить полоски шумки на рычаги стеклоподъёмника, которые тоже позвякивают.
Далее вырезал из фанеры подиумы примерно по форме штатных динамиков и покрасил для защиты от влаги. Выпиливал из десятимиллиметровой фанеры, а потом склеивал эпоксидкой. Сверху толщина подиума 20 мм, но книзу его надо делать тоньше, иначе обшивка не встанет.
Однако, чтобы динамики не мешали стеклоподъёмнику их надо вынести в салон ещё на 10 мм. Поэтому из MDF выточил проставочные кольца точно по размеру грилей DLS и окрасил чёрной краской.
Обшивку двери с внутренней стороны на всякий случай оклеил эластичным пористым пенополиуретаном (поролоном), чтобы при возможной вибрации обшивка не стучала по металлу двери.
В собранном виде это выглядит так
О результатах эксперимента.
В целом бас получился не такой уж и слабенький, как можно было бы подумать. На максимальной мощности ощутимо вибрирует крыша и панели дверей. На нормальной громкости бас вполне комфортный.
Но… Жили динамики не долго. Через год умер один динамик, а следом за ним и второй. Думаю, что причиной стала влага в двери.
Что ж… Продолжим эксперименты с другими динамиками.
Какие колонки поставить в задние двери
Пассажирское сиденье в салоне автомобиля является зоной комфорта, поэтому воспроизведению звука уделяется повышенное внимание. Какие динамики лучше поставить в задние двери, определяется требованиями владельца. Для нормального звуковоспроизведения подойдут коаксиальные акустически системы, но при повышенных требованиях к качеству нужно устанавливать компонентную акустику, состоящую из двух или более отдельных излучателей.
Динамики в задние двери
Удачным решением будет применение в качестве тыловых головок коаксиальной акустической системы Пионер. Они отличаются надёжностью и хорошим качеством. Для них можно заказать пластиковые крепёжные кронштейны, поэтому установка динамиков будет несложной даже для неопытного автолюбителя. Некоторые пользователи отмечают слабый уровень басов. В этом случае имеет смысл установить компонентную акустику из низкочастотного динамика и твиттера. Низкочастотные динамики в задние двери нужно выбирать по габаритам с таким условием, чтобы их установка потребовала минимального количества переделок в салоне. Одной из конфигураций размещения динамиков является отказ от высокочастотной головки и установка только мощного низкочастотного динамика.
Какие колонки ставить в задние двери
Автолюбители часто устанавливают компонентную акустическую систему DLSR6A. Она состоит из высокочастотного твиттера и широкополосного динамика. Акустика обеспечивает полосу частот от 35 до 20 000 Гц при номинальной выходной мощности 80 Вт. В комплект поставки входит ВЧ-НЧ фильтр (кроссовер) с частотой разделения 3 кГц. Основной громкоговоритель обеспечивает сочный и насыщенный бас. Это определяется высоким качеством диффузора, который выполнен из целлюлозы, армированной углеродным волокном, а подвес сделан из бутадиенового каучука. Недостатком этой акустики является большая глубина установки, что затрудняет установку колонок в задние двери.
Тогда, для установки громкоговорителей, нужно сделать подиумы, которые позволяют установить акустические излучатели любых размеров.
Надо ли ставить колонки в задние двери
По поводу установки тыловых громкоговорителей существуют противоположные мнения. Считается, что звук в задней части салона негативно действует на водителя, а громкоговорители не могут обеспечить хорошего звучания музыки. Это связано с тем, что хорошие низкие частоты могут дать только мощные динамики большого диаметра. Какие динамики установить в задние двери автомобиля зависит от выходной мощности усилителя низкой частоты. Автомобильные двери выполнены из тонкого металла и при большой мощности будут резонировать, искажая звук. Другие автолюбители утверждают, что звук становится более насыщенным, глубоким и хорошего звучания можно добиться, используя громкоговорители 6-8 дюймов.
Примером мощного звука является акустика Harmony Audio HA-C65 Scion xb колонки в задние двери. Широкополосный громкоговоритель обеспечивает качественное воспроизведение звука с мощностью 300 Вт. Диаметр динамика 6,5 дюймов, что позволяет монтировать его в штатные посадочные места.
Акустический отражатель сделан из углеродного волокна, что обеспечивает его высокую надёжность. Твиттер установлен на поворотном шарнире. Это обеспечивает точное направление звуковой волны.
Какие динамики установить в задние двери автомобиля
Одним из вариантов конфигурации автомобильной акустической системы является отказ от тылового звукового канала в задних дверях и установка там сабвуфера. Басовый громкоговоритель должен размещаться в нижней части дверного пространства. Он устанавливается на специальный подиум, который позволит направить звук вверх под небольшим углом. В противном случае вся звуковая волна будет уходить под ноги пассажиров. Если сабвуфер в багажном отделении может состоять из одного динамика, то дверная система должна включать в себя две симметричные головки.
Размер двери заметно ограничивает выбор мощных низкочастотных динамиков, так как большинство из них имеют очень большие габариты. Габариты полости не позволяют использовать качественные излучатели 12 дюймов, поэтому в дверь инсталлируются только акустические низкочастотные излучатели от 6 до 8 дюймов. Сложным моментом при установке дверного сабвуфера является прокладка кабелей. Основные ошибки выглядят следующим образом:
Басовые колонки в задние двери
Колонки в задние двери для басов должны комплектоваться хорошими низкочастотными динамиками. Самый удобный для установки размер это 13, 16 или 20 см. Важным элементом динамика мид бас является диффузор. В зависимости от материала и конструкции он может быть средне- или низкочастотным. Пользователи отмечают высокое качество низкочастотного динамика Ural AS-W 165MB. Он имеет диаметр 6,5 дюймов и обеспечивает полосу частот от 35 до 7 000 Гц. Отмечается его отличная отдача на самых низких частотах.
Сабвуферы в двери
Доброго дня, любители нестандартных, креативных решений в автозвуке!
Я установил в передние двери своего автомобиля (Lexus RX II) пару сабвуферов Аудисон Тезис, и сейчас расскажу Вам что из этого вышло.
Конечно как всегда первыми об этом узнали мои подписчики, но и сюда не могу не выложить, и не похвастаться готовым результатом!
что имеем:
* Изготовлены стелсы — ящики с фазоинвертором, объёмом по 18 литров каждый
* Ящики не мешают штатной работе стеклоподъёмников. Стекла опускаются до самого низа
* Открывается бардачек. не задевая подиум
* Частота настройки ФИ — 38 герц. Диаметр порта 3″
* Короб крепится к двери простым и надежным креплением, и имеет виброразвязку с обшивкой.
* На полной громкости на обшивку, и на переднюю стенку корпуса не передается вибрация. Совсем. Обшивка панели в салоне больше резонирует, дверь и корпус не колеблются.
* Обшивка держится на штатных пистонах, снимается без каких либо усилий, удалив 2 штатных самореза.
* Ручка перетянута в натуральную кожу, сабвуфер и нижняя часть обшивки в биэластик
* Вставка перетянута в тёмно-серую алькантару со строчкой, подоконник — в чёрную алькантару.
* Мидбасы будут в панели, но и сейчас сабвуферы свелись с 3″ серединками неожиданно приятно =) на частоте 350 герц, 4 порядком.
* Выполнены декоративные подсветки и мой логотип с подсветкой. Так же установлена снизу подсветка двери.
* На момент написания статьи — сабы подключены штатной проводкой( 2*0,5мм2) от усилителя аудисон трента. В будущем на усиление будут направелны два усилителя vrx 1.500 и акустические провода 2*10 мм2
* Фронтальная стенка крепится на полиуретановом герметике, конструкция разборная ( боялся что придётся делать доводку настройки порта)
* Грили, порт, и весь пластик покрашены в цвет свежего лексуса ( toyota 9H1, матовый)
* Веса добавилось 15 килограмм.
* Вся работа выполнялась одними руками (моими) по вечерам (ночам), после работы.
* Защитные грили будут. Но позже.
п.с. На самом деле, у меня есть полный фотоотчет о том, как это делалось, но там больше сотни фотографий, и они не уместились бы и в 5 постов в сообществе, но ссылки тут давать запрещено, поэтому все интересующиеся сами догадаются где можно всё найти =) ( подсказка в начале поста)