баня под старину снаружи
Рубленная баня под старину из бревна большого диаметра
Узнайте все о строительстве из дерева
Стилизация под старину – не просто придание характерного цвета и фактуры древесине. Такие бани – это живые мосты между миром настоящего и величеством миром прошлого, которые соединяют исконные и самобытные традиции с современным бытом. Внешняя харизма и внутренняя самодостаточность – вот что отличает старинные рубленные бани от сотен-тысяч безликих заводских собратьев.
В типовых банях, сделанных на заводе, можно очистить тело, но нельзя очистить душу, а без этого баня никогда не принесет ожидаемого удовольствия, легкости и здоровья. Для строительства бани под старину берется крупное бревно от 350 мм в диаметре, которое заготавливают, как это было принято несколько веков назад, зимой. Крупное бревно используется по нескольким причинам: во-первых, бани получаются теплее, во-вторых, дольше служат и меньше дают усадку, в-третьих, выглядят мощно и добротно, сразу видно, что построено на века.
Бревно снаружи и внутри тщательно вышлифовывается, обрабатывается маслами с воском, это полностью защищает древесину от воздействия природных факторов. Внутри рубленная баня обставлена так чтобы все в ней было комфортно и удобно – кухня, душ, санузел. Детали интерьера и экстерьеры разрабатываются группой дизайнеров путем плотного общения с заказчиком. Это кропотливая и сложная работа, на которую, однако же, уходит больше всего времени при строительстве, так как именно мелочи придают необходимый стиль и раскрывают всю красоту строения.
Стоимость рубленной бани
Стоимость такой рубленной бани из мощного бревна, стилизованной под старину, при строительстве под ключ со всеми инженерными системами, включая эксклюзивную авторскую мебель и элементы декора, которые выполнены вручную в стиле интерьера бани, составила около 8 миллионов рублей.
Сруб для бани начинают делать ранней весной, чтобы к началу строительства он полностью выстоялся и подсох. На этом рисунке показана парная будущей бани. На данном этапе подгоняются только бревна.
Нижняя часть сруба готова. Из-за того, что для бани применяются только массивные бревна средней толщины 350 мм, высота этой части сруба уже 1,5 м. Обращаем ваше внимание на то, что все бревна целые, нет перерубов и сращенных частей, работать с таким бревном сложнее, но красота требует жертв.
Рубка сруба, угловые соединения
Здесь мы хотим обратить ваше внимание на подгонку бревен в углах сруба друг к другу, зазоры между бревнами минимальны, правда потом, когда бревно окончательно подсохнет, они немного увеличатся, но произойдет это года через два – это естественный процесс. В это время всю баню еще раз проконопатят, в ней будет тепло и уютно. Так же на фотографии видно, что снята только кора дерева, а самый твердый слой древесины не тронут. Этот слой очень тонкий, но при этом крепкий.
Сруб на участке заказчика
В конце июня мы ставим сруб на уже готовый фундамент и приступаем к отделочным работам.
Шлифовка бревен сруба
Так как нормальной крыши у дома пока нет, то приступаем к шлифовке бревен внутри дома, после шлифовки бревна приобретут пятнистый вид и будут приятны на ощупь. Мы не скрываем, что для ускорения работ используется электроинструмент, иначе мы бы просто не успевали подготавливать дома к обработке мастикой за 2 недели.
Крыша из гибкой черепицы
Закончены работы по обустройству крыши. Крыша теплая, покрыта гибкой черепицей «Тегола». Для увеличения света в комнатах второго этажа еще на этапе проектирования было принято решение использовать мансардные окна. Рядом с дальним окном видны вентиляционные трубы, одна для вентиляции помещений, другая для вентиляции канализации (чтобы не было неприятных запахов в туалете).
Баня готова под обработку маслом
Сруб обработан мастикой
После шлифовки бревно обрабатывается мастикой на основе натурального воска. После такой обработки дому не страшны влага и солнце, мастика отталкивает воду и защищает от ультрафиолетовых лучей, мастика дорогой материал, но её свойств хватает лет на 20.
Обработка торцов бревен
Обратите внимание на торцы бревен, это самое «слабое» место любое сруба. Чтобы защитить торец, его надо покрыть мастикой несколько раз, что мы и делаем.
Вынос второго этажа
Увеличение площади второго этажа за счет выноса, который также является и навесом над входом.
Баня, интерьер, комната отдыха
Интерьер бани выполнен под старину, этот столовый гарнитур из стола и 6 стульев изготовлен вручную с использованием технологий старения древесины. Чтобы стулья служили долго – сидения обтянули кожей, которая не дает влаге попадать на дерево. Очень практично.
Лестница из половинок бревна
Винтовая лестница на второй этаж выполнена из половинок бревна и обработана мастикой. Центральная опора (массивное вертикальное бревно) поддерживает лестницу с одной стороны, а с другой ступеньки врезаны в сруб.
Просторный предбанник, в котором легко могут одеться два-три человека, имеет два небольших окна, они используются для проветривания помещения, что особо важно для бани. Рядом со стульями находится чугунная батарея, покрашенная под старую медь.
Просторный санузел со всеми необходимыми аксессуарами. Стильный итальянский унитаз в стиле 19 века с сидением из красного дерева. Рядом ящик для всяких полезных вещей.
Баня, санузел, столешница под раковину
Под столешницей два больших ящика под банные принадлежности. Оригинальная раковина ручной работы придает особый колорит всей композиции.
Баня, санузел, раковина ручной работы, медь
Специально для этой бани дизайнер изготовил эту раковину, сложности были в сочетании раковины и крана. Заказчики не ожидали получить такое решение, ведь материал для раковины пришлось искать больше недели. Оказалось, старинные медные вещи в наше время в большом дефиците.
Баня, холл второго этажа
В просторном холле второго этажа планировалось установить бильярд. Специально для этого холл проектировался без перегородок и стоек. Потолок обшит необрезной доской и обработан под старину, грубая доска с естественными неровностями дополнительно подчеркивает выбранный стиль. Деревянные двери тоже сделаны по этой технологии.
Баня, светильник, авторская работа
Баня, буфет в комнате отдыха, ручная работа
Буфет выполнен в одном стиле со столом – под старину. Рядом с буфетом тумбочка под СВЧ, которая тоже стилизована.
Баня, аксессуар для курения 19 века
Баня, люстра ручной работы
Основа люстры – подвешенное на цепях к потолку колесо телеги. Очень нестандартное решение.
Баня, камод ручной работы под старину
Баня, лестница с перилами из цельного дерева
Перила для лестницы выполнены из цельного дерева.
Баня, спальня на втором этаже
Банная печь, вид из мойки
Печь для русской бани выложена из кирпича таким образом, чтобы топочная в комнате отдыха выглядела как камин, при этом размер печи и ее масса долго сохраняет тепло в парилке.
Банная печь, вид из парилки
План 1-го этажа с растановкой мебели
План второго этажа бани. две спальни, хол для игры в бильярд.
Эскизный проект, фасад
Эскизный проект фасада, двухэтажная баня под старину
Красивые проекты бань, традиционные и новые решения
Отправим материал на почту
В бане должно быть все прекрасно… Так можно перефразировать известное выражение классика на тему статьи. Ведь если раньше баня была просто одной из «хозяйственных» построек крестьянского двора, то сейчас на участке загородного дома она играет не меньшую роль в ландшафтном дизайне, чем основное здание. Поэтому прежде, чем говорить о «душе» – интерьере бани, надо рассказать о «лице и теле» – ее архитектуре.
Традиции и современность
Настоящая русская баня всегда рубилась из бревна. Сейчас наряду с классическим срубом используют и современные методы строительства. Принципиальное отличие заключается не только в материалах, но и в самой технологии: сруб из «дикого» бревна – это исключительно ручная работа, а баню из бруса или оцилиндрованного бревна можно заказать по каталогу типовых проектов. Хотя в последнем случае ничто не мешает внести поправки на свой вкус или заказать индивидуальную разработку экстерьера и интерьера, красивые бани возможны и в этом случае.
Видео описание
На что обратить внимание при выборе материала для строительства бани, смотрите в следующем видео:
Классика жанра – сруб из дикого бревна
Красивая баня начинается с фасада.
Даже простой сруб, не отличающийся архитектурными изысками, где каждое бревно подобрано по размеру, можно украсить резными наличниками. Тем более, что это традиция деревянного русского зодчества. Такой простой прием, позволяет обычную деревенскую баньку сделать по-настоящему индивидуальной и нарядной.
Небольшая, но видимая, «разнокалиберность» бревен сделают фасад оригинальным и необычным. А когда бревна в венцах уложены со смещением друг к другу через один ряд, то углы сруба эту индивидуальность еще больше подчеркнут. И уж точно такая баня, как на фото ниже, не будет иметь «близнецов».
Крупный формат – настоящая роскошь деревянного строительства. У скандинавов – это отесанный с двух сторон лафет, у нас – просто ошкуренное бревно очень большого размера. И наша «избушка» намного оригинальней уже только из-за неповторимости профиля каждого бревна. А стена высотой всего в три или четыре венца этой оригинальной бани – просто фантастика.
Оцилиндрованное бревно
Баня из оцилиндрованного бревна также может быть «нескучной», несмотря на стандартизованные размеры самого материала. Достаточно несколько индивидуальных «штрихов», чтобы баня заимела индивидуальность.
На фото ниже готовый проект бани. По сути в одной конструкции объединены баня и беседка с садовым камином. Здесь можно не только попариться, но и приятно провести летний вечер на открытом воздухе.
Рустикальный стиль
Если для оформления интерьера в рустикальном стиле применяют искусственно состаренные или нарочито грубо отделанные материалы, то при рубке сруба используют сухостой.
В России одними из «ярких» представителей этого стиля считают артель «Данила, Макар и братья», которые работают с карельской сухостойной сосной (КЕЛО). Это элитный материал с высокой стоимостью. А дома и бани из него – по-настоящему «штучная» работа
Помимо необычного вида «под старину» другая характерная особенность сухарника – отсутствие усадки. Баню из КЕЛО рубят и вводят в эксплуатацию за один сезон. И она сразу готова принять «посетителей»
Брус по сравнению с бревном не так «многолик». Он более прост как строительный материал, но у него нет такой индивидуальности. Основная нагрузка по выразительности дизайна ложится на чисто архитектурные приемы – красивое крыльцо, закрытая галерея или элементы с использованием натурального камня.
Достоинство брусовых бань в том, что проекты для них, как правило, уже разработаны и можно выбрать любой по вкусу, сэкономив на этой статье расходов.
В современном исполнении баня может быть центром целого оздоровительно-развлекательного комплекса на территории участка. Открытые и закрытые террасы, бассейн, садовый камин, комнаты отдыха, бильярдная – и все это под одной крышей.
Не менее популярны проекты бани с мансардой, которые имеют такой же широкий профиль, как и предыдущий вариант. Здесь часто обустраивают гостевой дом – и это тоже дань традиции, когда в комнате отдыха русской бани хозяева могли уложить спать припозднившихся гостей.
А главное достоинство таких хором – это большие возможности для дизайнеров интерьеров. Здесь есть где разгуляться и задействовать фантазию в полную силу.
Интерьер бани
Если опустить в современной бане комнаты, которые имеют такое же назначение, как в доме (тамбур, душевую, санузел), то «главными» объектами остаются парная и комната отдыха.
Парная
У парной вообще нет аналога среди жилых помещений. Как говорил герой Буркова в «Иронии судьбы»: процесс мытья бане – это торжественный обряд, а в ванне – смывание грязи.
Конечно, русская парная это не хамам, с его роскошью натурального камня и мозаики. Но природное «обаяние» дерева и дубовый веник – имеют свою непередаваемую прелесть.
Самый простой вариант парной – это полки и каменка. Здесь все строго и функционально. И в классическом варианте нет никаких изысков.
Чтобы сделать интерьер парной привлекательней, используют комбинированную обшивку стен и потолков из дерева разного цвета.
Довольно популярны стали бани-бочки. Они компактны – подойдут для любого участка. У них меньше размеры парной при той же высоте и длине, что у обычной. А чтобы протопить такую баньку, надо меньше времени.
Если уж говорить об изогнутых формах, то парная обшитая панелями из «гнутого» дерева сделает любую баню ультрасовременной.
В качестве еще одного примера стильной парной можно привести фото ниже. Здесь традиционные полки соседствуют с необычными лежаками в форме волны.
Комната отдыха
По сути комната отдыха в бане – это как гостиная в доме. Здесь обязательно есть «обеденная» группа, часто стоит мягкая мебель, а наличие телевизора или мультимедийного центра зависит лишь от желания хозяина.
Видео описание
Чтобы деревянная мебель служила долго, ее обрабатывают лаком или обжигают. Последний способ не только закрывает поры дерева от проникновения влаги, но и придает мебели неповторимы «авторский» стиль. Об этом можно узнать из видео ниже:
Самый простой вариант – деревянные лавки и стол. Но и в этом случае, есть достаточно возможностей сделать интерьер красивым и запоминающимся.
Еще удобней кожаные диваны и кресла. Они и сырости не боятся, и быстро сохнут.
Деревенский или охотничий стиль – это не единственный выбор для интерьера комнаты отдыха. Есть и другие красивые проекты бань, где используются современные направления стиля.
И как видно выше совершенно необязательно придерживаться каких-либо канонов. В современной бане камень, плитка и мозаика не менее уместны, чем дерево. Особенно когда в «предбаннике» расположена такая купель, как на фото ниже.
Здесь даже можно поместить небольшой бассейн – что может быть лучше, чем окунуться с головой после жаркого пара.
Видео описание
Технология ручной рубки и сколько стоит баня из кедра, смотрите в следующем видео:
Заключение
Баня в своем роде – уникальное здание. Это не жилой дом, и здесь нет условностей и ограничений при выборе стиля. Возможны любые самые смелые фантазии в архитектуре и интерьере. Важно, чтобы их воплощали профессионалы, которые помогут разработать проекты красивых бань, и воплотить их в жизнь. И тогда процесс мытья будет «торжественным обрядом, а не просто смыванием грязи».
Баня по-черному: где мылись наши предки, как устроена современная «черная» парная и почему она не гниет?
«Разве может цивилизованный человек понять, что это такое? Рубленый дом, из которого валит дым. И в этом угаре русские занимаются развратом и вакханалией!» — «Чушь. В банях моются». — «Три раза в неделю?! Не смешите меня. »
Помните, именно так рассуждал о русской бане соперник гардемаринов шевалье де Брильи, ожидая с Анастасией Ягужинской выездных паспортов в домике на болоте. Ну, как мылась «цивилизованная» Европа — тема отдельная, мы же поговорим о нашей традиционной бане по-черному, которая так поразила утонченного француза.
Классическая русская баня совсем не похожа на комфортабельные банные комплексы с панорамным остеклением в зоне отдыха, раздевалкой, душевой, с купелями на обширных террасах или с крытым бассейном, которые можно видеть сегодня во многих загородных домовладениях. В своем исконном варианте это маленькая низкая избенка, сложенная из соснового, липового или осинового кругляка-тонкомера и частично врытая в землю — полуземлянка. Крышу делали земляной или тесовой, под ней (а по факту почти над землей) — крохотное окошко, служащее для освещения и проветривания. Воздухообмен обеспечивается также через естественные щели между венцами. Швы в стенах конопатили мхом — он не только не поражается гнилью сам, но и за счет бактерицидных свойств защищает от порчи древесину. Усыхая, такая прокладка между бревнами делала стены воздухопроницаемыми.
Баня по-черному с земляной крышей
Баня по-черному с тесовой кровлей
Чтобы сруб лучше держал тепло, межвенцовые стыки в верхней части постройки (там, где собирается горячий воздух) замазывали снаружи глиной, а самую нижнюю пару венцов, выступающих над землей, обкладывали глиняной «подушкой»
Помещение в срубе одно, поскольку раздевались за порогом бани, а топили печь и мылись прямо в парной (правда, В. Даль отмечает, что «при порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом»). Притолока над входом низкая, а порог высокий — так при открывании двери горячий воздух не будет сразу вырываться наружу, а холодный — стелиться по полу (к слову, в постройках, имеющих сени, порожек сильно не завышали). При этом высота дверного проема могла не достигать и полутора метров. Да и, в общем-то, потолок в парной был не выше 1,8 м.
Внутри бани находится широкий (около 1 м) помост из «незанозистой», ароматной липы — полóк для парения, к которому ведут одна-две, тоже широкие ступени, использовавшиеся как лавки для мытья. Дощатый настил на полу делали со щелями для стока воды и набрасывали на него сено, солому или лапник «для духа».
Если бы наши далекие предки услышали, что кого-то забанили, они бы решили, что человека хорошенько попарили и вымыли, так как «банить» для них означало очищать водой — мыть, стирать, купать. Банили, например, белье и полы в доме; также банили, то есть вымачивали и промывали, соленую рыбу; банили пушечные и ружейные дула — вычищали их специальной меховой щеткой-банником. А словом «баня», кстати, называли еще природные горячие источники, ключи.
Сердцем бани являлась печь — каменка с камнями-голышами, уложенными слоями от крупных к мелким, или (позже) чугунка, наполненная боем чугунного литья. Причем печь эта не имела дымохода: таким образом, горячий дым не выносился в трубу, а оставался в воздухе парной, отдавая свой жар поверхностям и притом покрывая их сажей. Для вытяжки предназначалось маленькое отверстие, вырезанное в стене поблизости от очага. Всё в бане по-черному: и ее размеры, и устройство помещения, и способ топки — работало на одну идею: достичь максимального эффекта при минимальном расходе дров. Баня должна была быстро разогреваться и долго удерживать тепло, чтобы его хватило на всех многочисленных чад и домочадцев. Печь топили поленьями из деревьев лиственных пород (береза, ольха, дуб, осина, липа), отличающихся малым содержанием смол, дающих сильный жар и, что важно, не выбрасывающих снопы искр при горении.
Тонкие, сухие бревна бань, проложенные легко воспламеняющимся мхом, вспыхивали как спички, и нередко это приводило к тому, что в считанные часы сгорали целые деревни. Вот почему было даже особое распоряжение, предписывающее строить бани за околицами — вдали от жилых домов, амбаров и сенохранилищ
Топку производили в два-три приема. Чтобы обеспечить приток воздуха для горения дров, дверь держали приоткрытой. Концентрация угарного газа в помещении была такова, что при необходимости войти внутрь нужно было накрывать голову и наклоняться пониже, чтобы не надышаться дымом (СО легче воздуха и устремляется вверх). Для удобства печку располагали близко от входа: так можно было наблюдать за очагом прямо от двери и подбрасывать дрова, не проходя вглубь задымленной парной. В целях пожарной безопасности печь ставили прямо на землю, оставляя между нею и деревянным настилом пола свободный промежуток.
После первой закладки, в процессе которой выделяется много дыма, поверхности в парной обливали водой, чтобы прибить сажистый налет. При сгорании второй порции топлива копоти образуется уже меньше. Пока головешки еще красные, камни продолжают накапливать тепло. Когда угли прогорят до конца, их выгребают из топки и выносят. Полок и лавки снова обдают водой, смахивают веником сажу с камней и, распахнув дверь и окно, хорошо проветривают помещение. Теперь можно париться. Для получения влажного, духовитого пара на каменку плескали отвары трав или хлебный квас, настоянный на мяте. В течение веков горячую воду приготовляли, опуская в нее крупные раскаленные камни; позднее, во всяком случае в XX веке, по бокам печи пристраивали многовёдерные чугунные емкости — котлы. Холодную воду держали в бочке.
Первыми из членов семьи в баню шли мужчины — им доставался самый сильный жар, поэтому на полкé можно было находиться только в шапке и рукавицах, чтобы не обжечься. За ними мылись женщины, и уже затем, когда пар становился «легким», наступала очередь детей и стариков
Для крестьян, занимающихся тяжелым физическим трудом, баня, с охаживанием себя жестким веником, была физиологической потребностью. Она глубоко очищала кожу, удаляя из пор жир и соли, содержащиеся в поте; облегчала боли в натруженных мышцах и суставах, благотворно воздействовала на органы дыхания и пр. К слову, пока парились, в бане, развесив на жердях, прожаривали и одежду, не давая расплодиться в ней платяным вшам — переносчикам опасных болезней. В дворянской среде, а также у горожан парная была не в чести, а для современного человека она и вовсе стала своеобразной формой отдыха и релаксации.
«Черная» парная на современный лад
Сегодняшние представления о гигиене и комфортности проведения банных процедур обусловливают облик современных бань, который, казалось бы, сложно сочетается с принципами организации «черной» парной. Однако при ближайшем рассмотрении это совсем не так. Константой, по сути, остается небольшой размер парильного помещения (9–12 м²), а также приземистая (1,5–1,6 м, ширина 70–80 см) дверь, выходящая из него, конечно, не прямо на улицу, а в предбанник. Прочие составляющие бани по-черному, безусловно, могут быть модернизированы и осовременены.
Современная баня по-черному
Помещение»черной» парной, как и в старину, небольшое
Как правило, в банях планируют отдельную от парной помывочную, раздевалку (располагать ее в предбаннике не рекомендуется: через него будет выходить дым при проветривании, оставляя здесь черный налет) и просторную комнату отдыха. Также здание подключают к коммуникациям — холодному водопроводу, канализации, электричеству. При наличии магистрального газа имеет смысл установить в бане газовый котел, однако большинство пользователей предпочитает и сегодня нагревать воду по старинке, пристраивая бак к печи.
Для безопасности в парной целесообразно использовать низковольтное освещение (36 или 12 В). Проводка должна быть термоизолирована, а светильники — иметь влагозащищенный, жаростойкий корпус
Баню ставят на фундамент, подходящий к конкретным условиям участка и рассчитанный на предполагаемую нагрузку. Если это столбы или сваи, под щелевыми полами может быть устроен дренаж, в других случаях в гидроизолированной конструкции перекрытия предусматривают наклонные трапы с системой направленного отведения стоков.
Сруб складывают из сосновых или лиственничных бревен любой желаемой толщины, применяя в качестве отделки только тщательную шлифовку. В каркасной постройке потребуется толстая деревянная обшивка, например, из блок-хауса. Швы конопатят льняной или джутовой ленточной паклей — она экологически безопасна, имеет низкую теплопроводность, устойчива к влаге, не повреждается плесенью и гнилью.
Потолок в парной, испытывающий экстремальное тепловое воздействие, делают из толстых досок, бруса или бревна. Лиственница для этого подходит больше, чем сосна, поскольку последняя, по крайней мере в начале эксплуатации, может ронять капли смолы. Чтобы избежать сильного коробления древесины, следует использовать только хорошо высушенный материал, а при его укладке не применять механический крепеж: в условиях постоянной смены температурно-влажностного режима между элементами настила неминуемо появятся щели, и тогда их будет гораздо проще устранить. Кроме того, есть опасность, что от накалившихся металлических метизов дерево может воспламениться. Принятая высота потолка — 2–2,1 м; конструкцию, в том числе в местах опирания на стены, необходимо теплоизолировать, например, плитами негорючего фольгированного утеплителя.
Баню по-черному следует располагать на участке так, чтобы дым из нее не валил в окна жилых построек и не коптил их фасады. Кроме того, его не должно задувать обратно в парную. Оптимальным для такой бани является безветренное место
Полкủ в невысоком помещении «черной» бани устанавливают на двух уровнях — 0,3–0,4 и 1–1,2 м. Чтобы не пачкаться сажей при парении, их можно застилать простынями, но лучше всего изготовить тонкие и легкие съемные настилы. Их кладут на полкủ, когда помещение уже протоплено и проветрено, а после процедуры выносят и просушивают на воздухе. Так их не придется каждый раз скоблить, чтобы удалить копоть, и прослужат они довольно долго.
Печь ставят на отдельном бетонном основании. В самом простом варианте она представляет собой выложенное огнеупорным кирпичом «кострище», над которым закреплена металлическая решетка для камней. Также это может быть классическая кладочная топка с каменкой, оснащенная дверцей или заслонкой для защиты от искр. Водяные баки встраивают в очаг, подвешивают над ним либо сооружают для емкости подставку над камнями. Размеры печи для стандартных по объему парных: длина 1,2–1,5 м, ширина 1 м, высота — 0,9 м от уровня пола.
Форму и местоположение печки выбирают по своему вкусу. Круглые обычно располагают по центру помещения, а те, что имеют плоские грани, — у стены или в углу: главное, чтобы они были хорошо видны от двери в парную. Где бы ни стоял очаг, между ним и горючими конструкциями обязательно предусматривают противопожарные расшивки (например, из кирпича и глины), а также устраивают предтопочную площадку из огнестойких материалов.
Для банных печей рекомендуется использовать теплоемкие породы камня, такие как малиновый кварцит, порфирит, жадеит, базальт, талькомагнезит. При выборе материала важно также учитывать, что пригодные по своим характеристикам для каменок габбро и темно-серая разновидность жадеита, содержащая много сульфидов, источают неприятный запах; на талькохлорите образуется пылевой налет, который разноситься по воздуху, а полупрозрачный белый кварц, состоящий только из молекул кремния и кислорода и при охлаждении выделяющий озон, к сожалению, быстро разрушается под воздействием высоких температур и прослужит не больше года. Впрочем, со временем любые камни становятся хрупкими, покрываются толстым слоем сажи и снижают теплоотдачу, так что периодически каменку необходимо перекладывать.
Кроме окошка размером примерно 50 × 50 или 30 × 60 см, в стенах «черной» парной должны присутствовать еще несколько технологических отверстий: одно-два приточных (внизу стены напротив топки), для подпитки кислородом огня, и одно вытяжное — вблизи печки. При этом оптимально, чтобы над вытяжкой находился фронтон — так дымовой поток будет свободно утекать вверх, а не разбиваться о свес крыши и устремляться обратно в помещение. Технологические отверстия (обычно диаметром 10–15 см) снабжают плотными деревянными затычками.
Некоторые пользователи, стремясь ускорить удаление дыма из парной, вставляют в вытяжное отверстие трубу в виде конуса, направляя ее раструб в сторону очага. Такое «усовершенствование», в общем, имеет право на существование, но главное, чтобы не пропал сам смысл топки бани по-черному. Есть и прямо противоположное решение: над печью сооружают своего рода крышку-рассекатель, которая рассеивает дым по помещению и не дает ему быстро уйти в вытяжку, не успев отдать все свое тепло. Кроме того, в этом случае жар от печи не бьет в одну точку потолка над очагом.
Принцип топки бани с давних времен, по сути дела, не изменился. В общей сложности процесс занимает 2–2,5 часа (зимой, при трех закладках, — на час больше). Первая порция дров горит от 40 минут до часа, вторая — час-полтора. Ориентировочный расход дров — 0,2–0,4 м³. Выгребать прогоревшие угли нужно не сразу — их ворошат и оставляют еще на полчаса. Если баня устроена правильно, полноценно париться в ней можно будет в течение как минимум четырех часов, а мягкое тепло сохранится в помещении еще очень долго.
Убирать в парной гораздо проще, когда она просохнет. Влажная сажа липкая, и, чтобы удалить ее, придется приложить немало усилий. При рядовой уборке достаточно смести сухой налет веником, а вот во время генеральной чистки без скребка уже не обойтись
Черным по белому
Основной аргумент «против» бани по-черному — сажа, которую, не допуская ее нарастания толстым слоем на всех поверхностях, периодически приходится удалять механическим способом — с помощью специальных щеток для чистки древесины. Процесс этот, безусловно, трудоемкий и не быстрый. Существуют и химические средства, но перед их применением нужно убедиться в полной безопасности состава, а также в том, предназначены ли они для обработки именно банных помещений с их особыми условиями эксплуатации. Правда, такой вариант не подходит тем любителям парных, кто не приемлет в них никакой «химии» в принципе. Казалось бы, тут «белые» бани безоговорочно выигрывают у «черных». Однако не стоит забывать, что чистка от сажи дымоходов, необходимая для поддержания нормальной тяги, тоже требует и затрат, и определенного приложения сил.
Как ни странно, есть у сажи и свои плюсы. Во-первых, она работает как антисептик для ничем не обработанной древесины, защищая ее от плесени и гнили и надолго продлевая ей жизнь. Ведь копоть от березовых дров — это деготь, обладающий противомикробными и противопаразитарными свойствами. Испокон веков его применяли для заживления ран и ожогов, при лишае, себорее, диатезе, экземах, грибковых поражениях кожи и т. п. Кроме того, благодаря той же саже в помещении бани никогда не будет запаха затхлости.
Ну, и в завершение зададимся вопросом: какой смысл для нас сегодня имеет «черная» парная, когда тот же эффект можно получить без дыма, без копоти и в более комфортных, «чистых» условиях? Да, экономия средств на кладке дымохода и на расходе дров налицо. Но важнее, пожалуй, другое. Баня по-черному дает возможность оторванному от корней и традиций современному человеку почувствовать, что эти корни всё еще живы.