баня на чувашском языке
Баня на чувашском языке
1 баня
См. также в других словарях:
баня — См. здание дать баню, задать баню. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баня байня, байна, банное заведение, мыльня, (в)лазня, паровая, парилка, сауна, термы, фуро, сэнто,… … Словарь синонимов
БАНЯ — БАНЯ, бани, жен. 1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню. || только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани. || только ед. Мытье в бане (разг.). До бани … Толковый словарь Ушакова
БАНЯ — БАНЯ, 1) в быту различают 2 основных типа бань: римскую и русскую. В римской бане используется сочетание сухого горячего воздуха (влажность 20 30%, t 50 60шC), поступающего в помещения бани по особым каналам из центральной печи (калорифера), и… … Современная энциклопедия
БАНЯ — БАНЯ, и, жен. 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна). 2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню. • Задать баню кому (разг.) сильно разбранить. Кровавая баня (высок.)… … Толковый словарь Ожегова
БАНЯ — БАНЯ, баньки, см. банить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
баня — БАНЯ, и, ж.. 1. Жара, зной, духота, душное место. 2. (или горбачёвская баня). Винный магазин с большой очередью … Словарь русского арго
баня — БАНЯ, сауна, устар. мыльня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Баня — Баня. Так называется помещение, предназначаемое для омовения всеготела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимыхпотребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке,в самой глубокой древности. Б. как средство для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Баня — Урбан, Урбана Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Почему в чувашском языке многие слова, звучат как русский мат? © cheb.ru
Дубликаты не найдены
немного неправильно,точнее,совсем неправильно!
Не «ебала»,а «япала»(чит. как ябала);и не ХЕРь,а ХЕР,так и читается.
А над хунямой и мы с друзьями смеемся все время.Говорим что-то типа «это че-за хуняма?»,суть выражения понятна,однако без мата)
И года не прошло. Ой. Прошло. Целых три. ))
красна девица дословно не переводится. в чувашском языке цветом, обозначающим красоту является желтый, а не красный
Более года, тем не более.. Слова «чувашин» в русском не существует, как и «татар». Есть «чуваш» и » татарин».
Переведи капщи вот это чув. мат.
Е*ал чахха кавакал. Так правильней
@moderator, неоднократные оскорбления автора поста.
Вопрос: Что было бы с Русским если бы он так поступил с самкой таджика на фоне мечети в Душанбе.
Описание: Зверёныш-блогер (исповедующий самую мирную религию) Руслан Бобиев выкладывал в сети видео, на которых он провоцировал конфликты с людьми, а затем бил их в лицо исподтишка. Вскоре за нападения его задержали. Но, видимо, оборотни в погонах отпустили на волю дикаря.
В скором времени гастарбайтер из Средней Азии «отблагодарил» полицаев. Он снял проститутку, нарядил в куртку с нашивкой «полиция», поставил на колени и «поимел» чернильницу в рот на фоне храма Василия Блаженного. Русская Служба Новостей
UPD: блогер задержан
Просто пойти и умереть
Кириллица? Мефодица?
Воспитанники детского дома в Севастополе: «Нас бьют и объедают»
Воспитанники детского дома «Наш дом» в Севастополе заявляют, что их бьют и объедают работники. Охрана это подтверждает. По словам воспитанников и охранников детдома, сила в учреждении якобы применяется систематически. Кроме того, детей якобы объедают сотрудники интерната, забирающие себе лучшие продукты.
А она и не против
Был пойман. Оказался трусливой мокрой курицей
Я обращаюсь к парням нашей многонациональной Родины, кому дорога честь мундира. Отпускаю другие вопиющие моменты этого животного на фоне религиозных святынь. Это животное-и Ваша полицейская куртка у его ног.
Лучший комментарий: Наказать его по законам шариата (в качестве примера)
Хитрый
Недавно узнал, что у дядьки в детстве было прозвище «Хитрый»
Спрашиваю, мол где такую погремуху получил, за какие дела?)
Дядька говорит, в детстве, когда я жил в интернате, зимой в морозы все бегали в деревянные туалеты на улицу.
А я срал на теплом чердаке. Пока не спалился)
Кража
Сегодня уволили начальника ремонтного участка. Задержали на проходной. Выносил в портфеле отходы меди. 2кг. Зарплата 150 000. Вот стоило оно того. С виду серьезный мужик, никогда бы на него не подумал.
Уволили по собственному.
Будулай
Не пьет и не курит.
Решили попробовать взять его на испытательный срок на небольшую стройку.
Начал работать – вроде норм, не отлынивает, старается, только когда заходил на обед в нашу столовую, все, кто там находился, старались скорее выбежать оттуда, вонял он очень сильно.
Так вот. Сегодня Егор (уже бывший «Будулай») вполне себе чистый и почти опрятный работяга, постригся, начал бриться, стирать одежду, вкалывает честно, получает свою зарплату, всем доволен, хотя общаться с людьми у него еще не получается. Буркнет что-то и идет дальше с лопатой или тачкой со строительным мусором. С женщинами вообще говорить боится. Краснеет и убегает.
И я к чему. Да, человек звезд с неба не хватает. Уровень развития примерно как у пятиклассника. Высоты и женщин боится очень сильно.
Наш прораб ставит ему конкретные задачи, типа «пойдёшь вон туда, возьмешь вот такую лопату, прокопаешь отсюда до того столба траншею на ширину штыка лопаты и глубиной в два штыка. Понял?» Тот повторяет задачу и можно быть уверенным, что он её выполнит.
И парень не сидит ни у кого на шее, не попрошайничает, не бухает. Честно работает и обеспечивает себя. И так бывает…
Первые новостройки
«С легким паром!»
Бани на Руси существовали еще в глубокой древности. Они являлись средством достижения чистоты и опрятности, предохраняли от многих простудных заболеваний, являлись одним из лучших способов сохранения и укрепления здоровья.
Одновременно бани служили и «родильными домами». Чувашские женщины любили вспоминать, что такого-то из своих детей они родили в бане и хвалились этим.
Хватало и суеверий. Последний из вымывшихся, выходя из бани, веником ударял по полоку. Такой обычай являлся данью памяти предкам. Бытовали «банные заклинания» и молитвы. Верили в существование «банных болезней». Теперь подобные суеверия ушли в прошлое.
Необходимым атрибутом всякой бани были полоки, парильни, где можно было попариться веником. Веники заготовляли заранее, предпочтенье оказывалось березовым. Береза была вне конкуренции. В листьях березы был особый лечебный дух, листья липли к телу, не зря существовала поговорка: «Прилип, как банный лист». В последнее время широко применяется веник из крапивы: полезен от радикулита. Более эффективна сухая, свежая, сорванная с корня крапива.
В досоветский период в Чебоксарах не было коммунальной бани. Имелись бани на призывном пункте, на лесопильном заводе. Домовладельцы имели свои, «семейные». В годы гражданской войны в городе стоял красноармейский гарнизон. Через Чебоксары проходили воинские части. Свирепствовал тиф. Областной комитет государственных сооружений 25 октября 1920 года постановил «В связи с ежедневным прибытием войск в Чебоксары отнести к ударной группе работ военного характера, как-то: постройка бани на сборном пункте с дезинфекционной камерой. » Ремонт бани на сборном пункте также приравнивался к ударной группе работ.
Из Москвы местным властям было дано указание взять на учет все бани, принадлежащие горожанам, в первую очередь с пропускной способностью не менее 20 человек единовременного мытья. Таких бань в Чебоксарах не оказалось. «Семейных» было 98.
Облздрав 17 ноября 1920 г. принял решение о проведении «недели бани и прачечной». Решение осталось невыполненным из-за отсутствия мыла.
Эксплуатация бани стоила дорого. Дрова нужно было привозить из-за Волги, платить за распиловку и колку.
Ветхое здание бани прогнило и развалилось. Город снова остался без бани.
В 1923-1924 хозяйственном году снова решался вопрос о бане. Новое строительство было неосуществимым. Выход искали в приспособлении существующего здания. Сторонников использования здания городской управы было больше всех. Вряд ли кто-нибудь думал о сохранении его как архитектурного и исторического памятника. Людям нужна была баня!
Баня была оборудована деревянными чанами и сдана в эксплуатацию 4 сентября 1924 года. Через год чаны заменили металлическими.
Для отделки стен, потолков и устройства полов коллектив СУОР применил новые для Чебоксар строительные материалы: уральский и саянский мрамор, ракушечник Мангышлака, стеклокремнезит, а также керамическое панно, глазурованные плитки, декоративные блюдца и тарелки, ограждения из цветного литья.
Шаги к чувашскому. Шаг двенадцатый
Как «обращаться» со словом «пултӑр»
Вам уже желали приятного аппетита на чувашском языке? Если да, то вы знаете, как это звучит: «Апачӗ тутлӑ пултӑр!» Давайте подробнее разберем, что к чему. Итак «апачӗ», слово «апат» — еда в форме изафета. Кстати, узнаете в «апат» русское «обед»? Так вот, это слово плавно перекочевало из русского языка, фонетически «привело себя в порядок» и выглядит вполне по-чувашски.
Следующее слово «тутлӑ» — вкусный, здесь тутӑ — вкус, к которому прибавляется аффикс «-лӑ» (и его вариация «-лӗ»), то есть придает слову признак корневой основы, и получается новое слово, как правило, выраженное именем прилагательным или наречием. Сравните: прогреслӑ — прогрессивно, прогрессивный, интереслӗ — интересно, интересный и так далее.
И, наконец, пултӑр — да будет, пусть будет. Вообще пултӑр — частый «представитель» в выражениях, где что-то кому-то желают. Например: Ырӑ каҫ пултӑр — Добрый вечер (Да будет вечер добр!), хотя можно услышать и «Каҫӗ ырӑ пултӑр!» (Да будет вечер добр!). Еще одна фраза: «Ыйхи тутлӑ пултӑр!» — Спокойной ночи! (дословно: Пусть сон будет вкусным).
Внимательно присмотревшись, мы можем увидеть, как строятся такие предложения. Итак, выводим правило:
1. Слово-существительное, которое мы желаем (обычно в конструкции изафета, то есть на –ӗ или –и: апачӗ, каҫӗ, ыйхи).
2. Слово-прилагательное, которым мы «насыщаем» пожелание: тутлӑ, ырӑ.
3. Наше универсальное слово «пултӑр!» — да будет, пусть будет.
Ну что, проверим нашу теорию: Ҫемье телейлӗ пултӑр! Смотрим в словарь или просим друга, коллегу, родственника помочь перевести слова: ҫемье — семья, телейлӗ — счастливый (ага, здесь у нас аффикс –лӗ, значит, телей — это счастье. Какие мы умные!) и, наконец, пултӑр! Пусть семья будет счастлива! Все работает.
Еще пример: Халӑхсен туслӑхӗ сывӑ пултӑр! Халӑхсен туслӑхӗ — дружба народов, сывӑ — здоровый, пултӑр — да будет. Соединяем: «Да будет здоровой дружба народов!» Ах, ну конечно же: «Да здравствует дружба народов!»
Итак, мы разметили план, конструкцию, как построить фразу с пожеланием чего-либо, теперь попробуйте сами сказать: «Счастливого пути!» По-чувашски говорят дословно: «Пусть дорога будет ровной». А вот и слова: Дорога — ҫул, ровная — такӑр.
«С легким паром!» По-чувашски говорят дословно: «Пусть баня будет вкусной». Слова, чтобы составить фразу: баня — мунча, вкусная — тутлӑ. (Ответы: Ҫулӗ такӑр пултӑр! — Счастливого пути! Мунчи тутлӑ пултӑр! — С легким паром!)
Очень надеюсь, что и сегодня ваши знания чувашского стали лучше. Если это так, то вот вам еще одно «бонусное» выражение: «Ҫапла пултӑр!» — Да будет так!
Новое в блогах
Сообщество «Политика, экономика, общество (без банов)»
Уникальный язык и необычное происхождение чувашей
Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.
По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.
Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.
Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия «Suvar».
В русских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары.
Где живут и на каком языке говорят чуваши
Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.
За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации,
Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой («окающий») и низовой («укающий») диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.
Особенности внешности чувашей
С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.
С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.
Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Но четкого понимания этой веры нет. Как чувашский народ не однороден, так же чувашская доправославная религия неоднородна. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Это монотеистическая вера. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь. Кереметь — это реликт языческой религии. Такой же языческий реликт в христианском мире как празднование нового года и масленицы. У чувашей кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. Кереметь при дословном переводе означает “вера в (бога) Кер”. Кер (название бога) еметь (вера, мечта).
Возможно часть верует в тенгрианство, что это такое, до конца не понятно. Тенгрианство, по чувашски тенкер, фактически означает тен (вера) кер (название бога), т.е. “вера в бога Кер”.
Существовала еще языческая религия со множеством богов. При этом каждое поселение, город имел своего главного бога. По названию этих богов назывались селения, города, народы. Чуваши — по чувашски звучит Сьаваш (Сав-Ас дословно означает “асы(бога) Сав”), булгары — по чувашски пулхар (пулэх-ар — дословно означает “народ (бога) пулэх”), русы — Ре-ас (дословно означает “асы (бога) Ра”) и т.д. В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти языческие боги идентичны с богами древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад), чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка).
Многие названия рек, городов и сел носят названия богов. Например, река Адал (Волга) (Ада-илу озчает бог Ада), река Сьавал (Цивиль) (Сав –илу- бог Сав), река Савака (Свияга) (Сав-ака- луга бога Сав), село Моркаш (Моргауши) (Мэрдэк-аш — бог Мэрдэк), город Шупашкар (Чебоксары) (Шуп –аш-кар – город бога Шуп), село Сятракасси (улица (бога) Сятра) и многое другое. Вся чувашская жизнь пронизана реликтами языческой религиозной культуры. На сегодняшний день мы не задумываемся о религиозной культуре, и религия в жизни современного человека занимает не первое место. Но чтобы понять себя, мы должны понять народную религию, а это невозможно без восстановления истории народа. На моей малой родине (деревня Туппай Эсмеле Мариинско-Посадского района) православие было насильственно принято в середине 18 века, что привело уменьшению численности населения деревни на 40%. Чуваши всегда были приверженцами своей старины и не воспринимали насильственное навязывание другой культуры и религии.
Рассмотрение народной религии показывает наслоение трех видов религий:
В разных частях Чувашии и Российской Федерации присутствуют реликты этих видов религии, соответственно, отличаются обряды и существует культурное разнообразие. Причем это разнообразие сопровождается также языковым разнообразием. Таким образом, существует предпосылки для предположения, что это разнообразие связано с влиянием разных культур или народов. Но как показал исторический анализ, что это предположение неверно. На самом деле такое разнообразие связано с тем, что в этногенезе чувашского народа участвовала только одна культура, один народ, но разные племена этого народа, прошедших разный исторический путь.
Предками чувашей являются амореи,библейский народ, три или четыре волны миграции амореев в разные эпохи оседали на средней Волге, прошедших разные исторические пути развития. Чтобы понять историю чувашей необходимо проследить историю амореев от 40 в до н.э. до 10 в н.э. В 40 в до н.э. наши предки — амореи проживали на территории западной Сирии, оттуда в течение почти 5 тыс. лет амореи расселялись по всему миру, распространяя свою языческую веру и культуру, которая была в то время наиболее прогрессивной. Аморейский язык считается мертвым языком. Вплоть до начала н.э. на огромной Евроазиатском континенте господствовали две основные религии — кельто-друидская и языческая. Носителями первой были кельты, носителями второй были амореи. Граница распространения этих религий проходила по Центральной Европе — к Западу господствовали друиды, к востоку вплоть до Тихого и Индийского океана — язычники.
Спанекаппи рассказывала мифы про мировое дерево с двумя вершинами, на одной вершине сидит сова, на другой орел, как у корней этого дерева расположен священный родник, по веткам бегает ротаткан, а листья обгладывает качака. Вершиной дерево упирается в небо. (У нас в деревне на мысе Таномаш стоит такое дерево, у корней бьет священный источник.) В небе живет бог Ану, люди, животные живут на земле, а гады под землей. Этот миф очень похож на скандинавский эпос. Там тоже белка называется ротатканом. Мировое дерево — ясень иккторсьил, если перевести с чувашского языка, то это дословно означает — двувершинное.
Рассказывала Спанекаппи про богатыря Чемень, повзрослев я начал искать исторический прототип богатыря Чемень и пришел к выводу, что это полководец Семень, в честь которого был назван город Семендер.
Рассказывала Спанекаппи про богатыря (не помню имя), который совершал подвиги, путешествовал подземный мир, где боролся и побеждал различных чудовищ, путешествовал в небесный мир к богам и тягался с ними. Все эти мифы я вспомнил уже через несколько десятилетий, когда читал про подвиги Гильгамеша из Месопотамской мифологии, настолько они были схожи.
Но у меня всегда был вопрос, на который я не мог найти ответа, почему у чувашей нет полноценного языческого эпоса. Изучение исторического материала, размышление привели меня к выводу, что это результат сложной истории народа. Сказки, мифы и легенды, рассказанные нам в детстве Спанекаппи, были намного богаче тех, которые зафиксированы и напечатаны в книгах. Но эти мифы характерны только для чувашей марийского заволжья, которые отличались от остальных чувашей, как по мифологии, языку, так и по внешнему виду- светловолосые и рослые.
Попытки понять, размышления и изучение исторического материала позволили мне прийти к определенным выводам, которые я хочу изложить здесь.
Современный чувашский язык содержит большое количество тюркских слов из булгарского языка. В чувашском языке часто параллельно существуют два слова, имеющих одно значение — одно с тюркского, другое с древнечувашского. Например, слово картошка обозначается двумя словами — сьер улми (чув) и паранка (тюркс), кладбище – сьава (чув) и масар (тюркс). Появление большого количества тюркских слов связано с тем, что, когда булгары принимали мусульманство, часть булгар отказалась принять ислам и осталась в старой религии, и смешалась с чувашами-язычниками.
Многие исследователи чувашский язык относят к тюркской языковой группе, я не согласен с этим. Если чувашский язык очистить от булгарского компонента, то мы получим древнечувашский язык, который окажется аморейским языком.
Здесь я хочу привести свою точку зрения про историю чувашей, которая начинается с 40 века до н.э. В 40 в до н.э. предки чуваш амореи проживали на территории современной западной Сирии. (Вспомните упоминания о фресках в Сирии). С 40-го века до н.э. аморейские племена начинают интенсивно расселяться по всему миру. Имеются сведения о миграции амореев в 40-ом веке до н.э. на запад, на север Африки, где они совместно с лувийскими племенами участвовали в образовании первых Египетских царств.
В 16-ом веке до н.э. следующее аморейское племя торийцы (которых называют северогреческим племенем, главный бог — Тора) вторглись на север Балканского полуострова. Все эти племена совместно с индоевропейскими племенами (пеласги, ахейцы) участвовали в создании Критской, Греческой и Римской цивилизаций с языческой религией и культурой. Ученые до сих пор бьются над разгадкой критской письменности. В прошлом году американцы пришли к выводу, что критское письмо- разновидность греческого. Но на самом деле это является одной из разновидностей аморейской письменности и написано на аморейском языке.
Между 30-м и 28-м веками до н.э. аморейские племена мигрировали на восток, прошли через Месопотамию не останавливаясь, где было сильное шумерское государство, двинулись дальше на восток и дошли до северо-западного Китая. Придя в Туфянскую впадину, создали цивилизацию Турфянских сернов (Турхан сьере), заселили Тибет. Эти же амореи захватили всю территорию Китая, создали первое китайское государство и первую царскую династию в Китае, правили около 700 лет, но потом были свергнуты. Пришедшие амореи по внешнему виду отличались от китайцев — рослые, светловолосые. В последующем, китайцы, придя к власти, решили вытеснить из памяти воспоминания о правлении пришельцев, было принято решение уничтожить все упоминания о правлении амореев. Уже в более поздние времена в 14 веке до н.э. амореи были вынуждены покинуть Турфянскую впадину. Из-за тектонических движений (нового горообразования) изменялся облик северо-западного Китая, впадины были затоплены. Амореи мигрировали на север — в Сибирь, на Запад — на Алтай, и на юг. Через столетия, после прекращения тектонических движений, амореи снова заселили северо-западный Китай и уже в начале нашей эры пришли в Европу в составе союза племен под названием гунны, главную роль в этом союзе занимали савиры. Гунны принесли веру – тенгрианство, которая является развитием языческой религии амореев и превращением его в монотеистическую, где был один бог Тенкер (Тен-кер – с чувашского означает бог Кер). Только часть савиров осела на средней Волге, где уже проживали амореи первой волны миграции, пришедшие из Месопотамии, часть ушла в западную Европу.
В 20-ом веке до н.э. более мощный поток аморейской миграции было направлено опять на восток. Под натиском этой миграции пало ослабевшее шумеро-аккадское государство. Придя в Месопотамию, амореи создали свое государство со столицей Вавилон. До прихода амореев на месте Вавилона была только небольшая деревушка. Но амореи не уничтожили шумеро-аккадское культурное наследие, в результате синтеза шумеро-акадского и аморейского культур возникла новая – вавилонская культура. Первые аморейские цари брали себе аккадские имена. Только пятый аморейский царь взял аморейское имя- Хамураппи, что с чувашского переводится как “старейшина нашего народа”. Письменность, переписка велась на аккадском языке, родственном аморейскому. Поэтому практически не сохранились документы на аморейском языке. В современном чувашском языке, культуре очень много общего именно с аморейской культурой и языком Вавилонии периода 20 по 10 век до н.э. В 10 веке до н.э. амореи были вытеснены из Месопотамии более воинственными племенами- арамеями. С уходом амореев из Месопотамии связано изменение культуры и хозяйственного уклада данного региона, изменение рациона питания и т.д, Например, амореи варили пиво, с их уходом пивоварение было заменено виноделием.
Именно с этим потоком аморейских мигрантов (савроматами) в чувашской культуре связано язычество, но оно было вытеснено из жизни амореями более поздних и многочисленных потоков миграции. Поэтому чувашскую языческую мифологию я узнал только из уст Спанекаппи, которая была родом из чувашей марийского заволжья, где влияние более поздних мигрантов-амореев не сказалось.
Следующая волна мигрантов-амореев, пришедших на Волгу — это гунны, часть которых осела на территории родственных племен, принесли тенгрианство, часть ушла на запад. Например, племя под названием свевы во главе вождя Чегесь ушло на запад и осело на юге Франции и в Испании, свевы участвовали позже в этногенезе французов и испанцев. Название Сивилья принесли именно они (Сав-илу, означает бог Сав).
Следующая волна аморейской миграции — это переселение савиров, которые проживали на северном Кавказе. Кавказские савиры многие отождествляют гуннскими савирами, но они, вероятно, осели на Кавказе при вытеснении из Месопотамии еще в 10-ом веке до н.э. К моменту переселения савиры уже отказались от языческой религии и приняли христианство. Принцесса савиров Чечек (цветок) стала женой византийского императора Исавра V, приняла христианство и имя Ирина. Позже после смерти императора стала императрицей и активно принимала участие в канонизации православия. На Кавказе (чувашское название Арамази) савиры приняли христинство в 682 году. Принятие христианства было насильственное, царь всех савир элтебер (по чувашски этот титул звучал йалтывар, дословно с чувшского означает — “совершать обычаи” ) Алп Илитвер срубил священные деревья и рощи, уничтожил идолы, казнил всех жрецов, из древесины священных деревьев сделал кресты. Но савиры не захотели перейти в христианство. Разобщенные савиры с принятием новой религии не смогли устоять арабскому нашествию через 24 гола в 706 году. До принятия христианства савиры были очень воинственным народом, постоянно участвовали в войнах с арабами, персами и выходили победителями. Основой воинственности и храбрости савиров была их религия, по которой савиры не боялись смерти, только воины погибшие в бою с врагами попадали на небо в божественную страну. С принятием христианства изменилась психология и идеология народа. Аналогичный процесс произошел с норвежцами и шведами (викингами) после принятия христианства.
Вторжение арабов привело к тому, что савиры отошли от языческой религии из-за уничтожения жрецов, которые ведали обычаями, но новая христинская религия не успела укрепиться в народе и приняла форму монотеистической религии веры в Тора. Последняя волна миграции была наиболее многочисленной. О переселении савиров с Кавказа (с гор Арамази — с чувашского переводится как — “земля (ам) народа (ар) асов (аз)”) говорится в мифах. В мифе чуваши спешно покинули места проживания по мосту Азамат, который упирался одним концом в горы Арамази, а другим на волжские берега. Савиры переселившись с еще неустоявшейся религией забыли про Христа, но отошли от языческой религии. Поэтому у чувашей практически нет полноценной языческой мифологии. Рассказанные Спанекаппи языческие мифы, вероятно, привнесены амореями первой волны миграции (савроматов), и сохранились только в малодоступных районах, таких как марийское заволжье.
В результате смешения трех потоков потомков амореев и синтеза получили доправославную веру чувашей. В результате синтеза трех волн миграции потомков амореев (савроматов, савиров, гуннов), мы имеем разнообразие языка, различия внешнего облика, культуры. Преобладание последней волны миграции над другими привело к тому, что язычество и тенгрианство было практически вытеснены. Савиры с Кавказа мигрировали не только на Волгу, большая группа мигрировала и осела на огромной территории современной Киевской, Харьковской, Брянской, Курской областей, там создали свои города и княжества (например, княжество Новгорода Сиверского). Они совместно со славянами участвовали в этногенезе русских и украинцев. Еще в 17 веке нашей эры они упоминались под именем севрюков. Русские города Тмутаракань, Белая Вежа (с чувашского переводится дословно — “край (бога) Бел”), Новгород Сиверский были савирскими городами.
Необходимо отметить о вторжении амореев с Иранского нагорья в Индию. Это вторжение произошло в 16-15 веке до н.э. Вторжение, возможно, произошло совместно с индо-европейскими народами, в истории упоминается как вторжение ариев. С приходом амореев пало ослабевшее Хараппское государство и пришельцы создали свое государство. Амореи привнесли в Индию новую религию и культуру. В Махабхарате существует раннее упоминание савиров совместно с синдами. В античное время территория Синдов была известно под именем Совира. В древних ведах существует много слов схожих с чувашскими, но видоизмененных. (Например, как видоизменили название города Шупашкар при русском написании Чебоксары). Священный столб называется юпа, у чувашей тоже –юпа. Пятая книга ведов о жизнеописании – Пуран (Пуран с чувашского – жизнь), книга ведов Атхарва о лечении с чувашского означает (Ут – хорви, с чувашского- защита тела), другая книга ведов Яджур (йат-сьор — земное имя).