Бако ловцы снов хазарский словарь

Чеховский фестиваль представляет балет из Сербии «Ловцы снов. Хазарский словарь»

Мистическая Вселенная, таинственные декорации и за каждым движением на сцене кроется слово! Культовый роман Милорада Павича «Хазарский словарь», переведенный на язык танца, представили столичной публике. В рамках Чеховского фестиваля в Москве гости из Сербии. Белградский балет рассказывает историю, в которой зашифрованы тайные послания во снах и реальности.

Они умеют читать сны, живут в них, оказываясь то в прошлом, то в будущем, они разгадывают знаки и погружаются в лабиринты чужих фантазий. Но можно ли предвидеть, в какой отрезок времени попадут чьи-то мысли сегодня? Ловцы снов попытаются.

На Чеховском фестивале самый знаменитый спектакль Национального театра Белграда «Хазарский словарь». Пока сербские танцовщики осваиваются на сцене Геликон-оперы, на скользкий пол заботливо распыляют газировку, такой секрет современной хореографии, липкое покрытие просто необходимо, чтобы не подскользнуться.

Константин Костюков, художественный руководитель Национального театра Белграда: «С большим нетерпением мы ждали наш приезд, потому что последний раз белградский балет был в Москве в 1979 году, 45 лет прошло, и вот наш приезд, у всех большое волнение, встретиться с московской публикой. Спектакль по роману Милорада Павича, одного из лучших писателей XX века».

Павич записывал свой каждый сон и складывал эти листы в ящик, в день, когда он был полон, в голове автора словно родилась эта новая вселенная, глубокая философская антиутопия о жизни и обычаях хазарских племен и их покровительнице принцессе Атех.

Эта труппа словно превращает слово в движение, а источник этой бешеной энергии она. Давно ушедшая на пенсию сербская балерина Соня Вукичевич для этой роли специально вернулась на сцену: «Мне 70 лет, и я просто счастлива, что могу воплотить этот образ. Эта жрица, это такое космическое существо, она вне времени и время ей подвластно».

Современный танец в чистом виде. «Ловцы снов» – еще и очень стильный балет. Лаконичные костюмы телесного цвета ненавязчиво подчеркивают фигуры танцовщиков, главный акцент на движениях. Декорации напоминают инсталляцию в музее, на сцене огромная скала, соляное зеркало, которое то быстро, то медленно вращается под порывами ветра.

Саня Нинкович, балерина/Сербия: «Роман очень сложно читать, ведь он написан как словарь, там нет хронологии, и иногда складывается впечатление, что автор придумал какой-то свой алфавит, так и мы на сцене будто бы изобретаем новый танцевальный язык, в котором слова должны путешествовать по нашему телу».

Действительно ли хазары навсегда исчезли с лица земли или продолжают скитаться в поисках потерянного дома? Этот секрет не раскрыт до сих пор, но может быть, у нас получится? Главное не забывать, что этот сон надо смотреть с широко открытыми глазами.

Кстати, сербские артисты далеко не последние гости Чеховского фестиваля, вслед за ними на гастроли в Москву приедут театры из Франции и Финляндии, а в декабре увидим лучших иллюзионистов из Южной Кореи.

Источник

«Хазарский словарь» Милорада Павича перевели на язык танца

Национальный театр Белграда привёз на Чеховский фестиваль балет «Ловцы снов. Хазарский словарь».

Чеховский фестиваль продолжает театральный марафон. Напомним, что в этом году фестиваль изменил привычный формат, и показы спектаклей мировой серии продолжатся до конца декабря. На очереди — спектакль балетной труппы Национального театра Белграда «Ловцы снов. Хазарский словарь».

Работа танцовщиков Национального сербского балета завораживает еще во время репетиции. Это как отдельный спектакль, который дает возможность рассмотреть все вблизи. При явном минимуме средств — максимум выразительности.

Саня Нинкович, танцовщица (Сербия): «Это особая работа, она дает много свободы. Здесь нам задан общий рисунок, но содержание мы вольны проживать по-разному. Я могу раствориться в своих мыслях и чувствах, когда танцую».

Роман Павича написан в форме словаря, обобщившего реальные сведения о хазарах и вымышленные факты. Читать его можно, как любую энциклопедию, перескакивая с одной статьи на другую. В каждой зашифрованы тайные послания от века минувшего веку нынешнему.

Почему исчезли хазары? И кто такие ловцы снов? «Хазарский словарь» — очень важная книга для сербской культуры. И потому нынешний спектакль — важное высказывание. Сделать из сложного материала, насыщенного знаками и символами, полнометражный балет, передать языком современного танца уникальность и мистическую атмосферу первоисточника — серьезный вызов.

Константин Костюков, директора балета Национального театра (Сербия): «Очень интересная книга. Трудно ее объяснить. Тем более объяснить без слов, в балете. Мы просто символически показали какие-то детали из книги. В принципе, это может быть даже просьба, а может быть просто первый шаг, чтобы люди взяли и прочитали эту книгу, и задумались о том, о чем я сказал. Может быть сегодня надо подумать, чтобы какие-то люди, народы, племена больше перестали не существовать на нашей планете».

Балерина Соня Вукичевич была лично знакома с Милорадом Павичем. Вспоминает, как писатель работал над «Хазарским словарем»: несколько лет складывал в ящик записки со своими снами и мыслями, потом на их основе создал книгу. В балете режиссера Ливии Пандур Соня играет Время. Перед каждым спектаклем она выбирает, какое из своей коллекции перьев наденет на сцену в этот раз — все зависит от настроения.

Соня Вукичевич, танцовщица: «Я сейчас играю время, погружаюсь в прошлое и будущее, читаю сны разных людей. Я бессмертна, существую вне времени и пределов, в ином измерении. Технологии идут вперед, а вот человечество движется назад. И я собираю слезы всего человечества. И слез этих становится все больше».

«Ловцы снов. Хазарский словарь» — первый спектакль финального блока XV Чеховского фестиваля, который в этот раз проходит в течение всего года. Впереди ещё три замечательные постановки из Франции, Финляндии и Южной Кореи.

Из Франции приедет «Электра на дне» — постановка Симона Абкаряна по мотивам древнего мифа. Работа удостоена трех «Мольеров» – высших театральных наград Франции. На сцене 20 исполнителей – актеры, танцовщики, певцы и музыканты. Блюз и рок-н-ролл — «легкие» этого спектакля.
Следом за «Электрой» спектакль на музыку Монтеверди от танцевальной компании Теро Сааринена из Финляндии — музыка, танец и безграничная фантазия. А еще хельсинкский барочный оркестр. Под занавес, незадолго до Нового года — мистическое представление в исполнении лучших иллюзионистов Южной Кореи. Не фокусы, но настоящая театральная магия, озорная и забавная. Волшебство на сцене, которого сегодня так хочется в жизни.

Источник

Бако ловцы снов хазарский словарь

Хазарский словарь. Роман-лексикон в 100 000 слов. Женская версия

© Савельева Л., перевод на русский язык, 1996

© Оформление. ЗАО ТИД «Амфора», 2010

Бако ловцы снов хазарский словарь. Смотреть фото Бако ловцы снов хазарский словарь. Смотреть картинку Бако ловцы снов хазарский словарь. Картинка про Бако ловцы снов хазарский словарь. Фото Бако ловцы снов хазарский словарь

Обложка первого (уничтоженного) издания «Хазарского словаря» Даубманнуса, 1691 год (реконструкция)

На этом месте лежит читатель, который никогда не откроет эту книгу. Здесь он спит вечным сном.

(Словарь словарей о хазарском вопросе)

Реконструкция первоначального издания Даубманнуса от 1691 года (уничтоженного в 1692 году) с дополнениями до новейшего времени

Предварительные замечания ко второму, реконструированному и дополненному изданию

Современный автор этой книги заверяет читателя, что тот не обязательно умрет, если прочитает ее, как это произошло с его предшественником, пользовавшимся изданием «Хазарского словаря» от 1691 года, когда эта книга была впервые составлена. В связи с тем изданием необходимы некоторые пояснения, однако, чтобы они не были слишком утомительными, лексикограф предлагает читателям заключить договор: он сядет писать эти пояснения перед ужином, а читатель возьмется читать их после обеда. Таким образом, голод заставит автора быть кратким, а сытому читателю введение не покажется слишком длинным.

1. История создания «Хазарского словаря»

Событие, описанное в этом словаре, произошло, видимо, в VIII или в IX веке нашей эры (возможно, было несколько подобных событий), и в специальной литературе оно обычно называется «хазарской полемикой». Хазары, независимое и сильное племя, воинственные кочевники, в момент, не известный истории, появились с Востока, гонимые жаркой тишиной, и в период с VII по X век населяли сушу между двумя морями – Каспийским и Черным[1]. Известно, что ветры, пригнавшие их, были ветрами-самцами, – они никогда не приносят дождей, и из них растет трава, которую они влекут по небу как бороды. Один поздний источник славянской мифологии упоминает Козие море, – возможно, это название какого-то моря, которое называлось Хазарским, так как славяне хазар называли козарами. Известно также, что хазары основали сильное царство между двумя морями и исповедовали неизвестную в настоящее время религию. Хазарские женщины в случае гибели на войне своих мужей получали по одной подушке для того, чтобы хранить в ней слезы, проливаемые по погибшему ратнику. Хазары заявили о себе в истории, начав воевать с арабами и заключив в 627 году союз с византийским императором Ираклием, однако их происхождение остается загадкой, исчезли и все следы, которые привели бы нас к тому, под каким именем и среди какого народа искать хазар сегодня. После них осталось одно кладбище на берегу Дуная, о котором точно не известно, хазарское ли оно, и еще груда ключей, у которых вместо головок припаяны золотые или серебряные монеты с изображением трехрогого знака; как считает Даубманнус✡, такие монеты отливали хазары. С исторической сцены хазары исчезли вместе со своим государством после того, как разыгрались события, о которых здесь главным образом и пойдет речь, а именно после того, как они из своей первоначальной и ныне неведомой нам веры обратились в одну из известных и тогда и теперь религий – иудейскую, исламскую или христианскую. Считается, что вскоре за обращением последовал распад хазарского царства. Один из русских полководцев X века, князь Святослав, не сходя с коня съел хазарское царство, словно яблоко. Главный город хазар в устье Волги русские разрушили в 943 году за восемь ночей, а с 965 до 970 года уничтожили и хазарское государство. Очевидцы отмечали, что тени домов хазарской столицы еще долго не исчезали, хотя сами дома давно были разрушены. Они стояли, сопротивляясь ветру и водам Волги. Одна из русских хроник XII века свидетельствует о том, что Олег в 1083 году назывался архонтом Хазарии, но в это время, то есть в XII веке, территорию бывшего государства хазар уже занимал другой народ – кумы. Материальные следы хазарской культуры весьма скудны. Никакие тексты, общественного или личного характера, не обнаружены, нет никаких следов хазарских книг, о которых упоминает Халеви✡, ничего не известно об их языке, хотя Кирилл✞ отмечает, что они исповедовали свою веру на хазарском. Единственное общественное здание, обнаруженное при раскопках в Суваре, на некогда принадлежавшей хазарам территории, судя по всему, не хазарское, а болгарское. Ничего особенного не найдено и во время раскопок на месте города Саркела, нет даже следов стоявшей там когда-то крепости, которую, как нам известно, построили для хазар византийцы. После уничтожения их государства хазары почти не упоминаются. В X веке вождь одного из венгерских племен предложил им поселиться на своих землях. В 1117 году какие-то хазары появлялись в Киеве у Владимира Мономаха. В Пресбурге в 1309 году католикам было запрещено вступать в брак с хазарами, и Папа подтвердил этот запрет в 1346 году. Это почти все.

Источник

По следам хазарского словаря

ПО СЛЕДАМ ХАЗАРСКОГО СЛОВАРЯ
эссе

Ситуация, которая складывается в наше время в литературе, достаточно интересна. Сегодня, в силу того, что весь мир пришел в хаотическое движение, мы можем наблюдать, как постепенно происходит постепенный отход от традиционных форм восприятия литературы. Этот процесс вполне закономерен и связан он с тем, что общество постепенно переходит в новую эпоху и те открытия, которые совершила наука конца XX века, так или иначе, воспроизводятся в современной литературе.
В последнее время появились множество новых наук, открывших новые законы, Важнейшим из которых является закон хаоса. Доказательство существования хаоса ставит под вопрос все предыдущие теории, где шла речь о гармонии и порядке, а также заставляет признать, что система, в которой мы живем, регрессирует. Общество конца XX века, опираясь на законы гармонии и порядка, загнало себя в рамки стереотипов, которые не могут удовлетворить потребности индивида.
При чём же здесь хаос? Признание существования хаоса дает возможность обществу создать новую цивилизацию, основанную на переосмыслении уже существующего.
Современная литература как бы вторит научным открытиям, моделируя хаос в прозе и поэзии. Отныне она обращена непосредственно к читателю, ставшему теперь её главным героем, она не однозначна, как и само по себе современное понятие истины. Это, своего рода, теория относительности в действии.

Мутис составляет хаос путем обрывочных зарисовок, мелких деталей. он предлагает читателю увлекательное занятие- собрать мозаику картины мира из кусочков его самого: из вещей, которые, с одной стороны, не имеют никакой ценности для общества…Лишь для индивида, который вдыхает в них частичку своей души.

Источник

Бако ловцы снов хазарский словарь

Хазарский словарь. Роман-лексикон в 100 000 слов. Женская версия

© Савельева Л., перевод на русский язык, 1996

© Оформление. ЗАО ТИД «Амфора», 2010

Бако ловцы снов хазарский словарь. Смотреть фото Бако ловцы снов хазарский словарь. Смотреть картинку Бако ловцы снов хазарский словарь. Картинка про Бако ловцы снов хазарский словарь. Фото Бако ловцы снов хазарский словарь

Обложка первого (уничтоженного) издания «Хазарского словаря» Даубманнуса, 1691 год (реконструкция)

На этом месте лежит читатель, который никогда не откроет эту книгу. Здесь он спит вечным сном.

(Словарь словарей о хазарском вопросе)

Реконструкция первоначального издания Даубманнуса от 1691 года (уничтоженного в 1692 году) с дополнениями до новейшего времени

Предварительные замечания ко второму, реконструированному и дополненному изданию

Современный автор этой книги заверяет читателя, что тот не обязательно умрет, если прочитает ее, как это произошло с его предшественником, пользовавшимся изданием «Хазарского словаря» от 1691 года, когда эта книга была впервые составлена. В связи с тем изданием необходимы некоторые пояснения, однако, чтобы они не были слишком утомительными, лексикограф предлагает читателям заключить договор: он сядет писать эти пояснения перед ужином, а читатель возьмется читать их после обеда. Таким образом, голод заставит автора быть кратким, а сытому читателю введение не покажется слишком длинным.

1. История создания «Хазарского словаря»

Событие, описанное в этом словаре, произошло, видимо, в VIII или в IX веке нашей эры (возможно, было несколько подобных событий), и в специальной литературе оно обычно называется «хазарской полемикой». Хазары, независимое и сильное племя, воинственные кочевники, в момент, не известный истории, появились с Востока, гонимые жаркой тишиной, и в период с VII по X век населяли сушу между двумя морями – Каспийским и Черным[1]. Известно, что ветры, пригнавшие их, были ветрами-самцами, – они никогда не приносят дождей, и из них растет трава, которую они влекут по небу как бороды. Один поздний источник славянской мифологии упоминает Козие море, – возможно, это название какого-то моря, которое называлось Хазарским, так как славяне хазар называли козарами. Известно также, что хазары основали сильное царство между двумя морями и исповедовали неизвестную в настоящее время религию. Хазарские женщины в случае гибели на войне своих мужей получали по одной подушке для того, чтобы хранить в ней слезы, проливаемые по погибшему ратнику. Хазары заявили о себе в истории, начав воевать с арабами и заключив в 627 году союз с византийским императором Ираклием, однако их происхождение остается загадкой, исчезли и все следы, которые привели бы нас к тому, под каким именем и среди какого народа искать хазар сегодня. После них осталось одно кладбище на берегу Дуная, о котором точно не известно, хазарское ли оно, и еще груда ключей, у которых вместо головок припаяны золотые или серебряные монеты с изображением трехрогого знака; как считает Даубманнус✡, такие монеты отливали хазары. С исторической сцены хазары исчезли вместе со своим государством после того, как разыгрались события, о которых здесь главным образом и пойдет речь, а именно после того, как они из своей первоначальной и ныне неведомой нам веры обратились в одну из известных и тогда и теперь религий – иудейскую, исламскую или христианскую. Считается, что вскоре за обращением последовал распад хазарского царства. Один из русских полководцев X века, князь Святослав, не сходя с коня съел хазарское царство, словно яблоко. Главный город хазар в устье Волги русские разрушили в 943 году за восемь ночей, а с 965 до 970 года уничтожили и хазарское государство. Очевидцы отмечали, что тени домов хазарской столицы еще долго не исчезали, хотя сами дома давно были разрушены. Они стояли, сопротивляясь ветру и водам Волги. Одна из русских хроник XII века свидетельствует о том, что Олег в 1083 году назывался архонтом Хазарии, но в это время, то есть в XII веке, территорию бывшего государства хазар уже занимал другой народ – кумы. Материальные следы хазарской культуры весьма скудны. Никакие тексты, общественного или личного характера, не обнаружены, нет никаких следов хазарских книг, о которых упоминает Халеви✡, ничего не известно об их языке, хотя Кирилл✞ отмечает, что они исповедовали свою веру на хазарском. Единственное общественное здание, обнаруженное при раскопках в Суваре, на некогда принадлежавшей хазарам территории, судя по всему, не хазарское, а болгарское. Ничего особенного не найдено и во время раскопок на месте города Саркела, нет даже следов стоявшей там когда-то крепости, которую, как нам известно, построили для хазар византийцы. После уничтожения их государства хазары почти не упоминаются. В X веке вождь одного из венгерских племен предложил им поселиться на своих землях. В 1117 году какие-то хазары появлялись в Киеве у Владимира Мономаха. В Пресбурге в 1309 году католикам было запрещено вступать в брак с хазарами, и Папа подтвердил этот запрет в 1346 году. Это почти все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *