азовский музей золотая комната
Азовский музей золотая комната
Информационный портал «DonDay Азов» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник города Азов, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.
Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.
Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.
Знаменитая «золотая комната» Азовского музея-заповедника пополнилась новыми экспонатами (+ВИДЕО)
Новый стенд вместил в себя около 300 предметов из «царского» кургана близ хутора Недвиговка Мясниковского района.
Экспозиция «Сокровища кочевников Евразии», которою еще называют «золотой комнатой», открывшаяся 22 декабря 2004 года, последний раз обновлялась в 2010 году. В экспозиции около 180 тысяч предметов, выполненных из золота, серебра, полудрагоценных камней, а также археологические находки из бронзы, стекла, глины, обнаруженные на территории Ростовской области, пожалуй, за все годы существования Азовского музея.
С 2010 года фонды Азовского музея-заповедника пополнились новыми находками. После обработки, реставрации, экспертизы все раритеты будут представлены в экспозиции «Сокровища кочевников Евразии». В новой витрине представлено 267 предметов, в том числе из золота и серебра – 255. Все они обнаружены при раскопках «царского» кургана близ хутора Недвиговка Мясниковского района.
Клад состоит из железного шлема восточно-кельтского типа и сложенных в него различных предметов. Данный комплекс. По словам старшего научного сотрудника Азовского музея-заповедника Марины Филимоновой, принадлежит к серии так называемых кладов непогребальных ритуальных комплексов III-I вв. до н.э.
2003-2008 Сокровища кочевников Евразии
В оформлении зала важная роль отводится верхнему экспозиционному поясу на основе трассированных изображений людей и животных так называемого «Звериного стиля». Изображения выполнены с использованием серебристых материалов, появляющихся и таинственно исчезающих в полумраке в зависимости от нахождения зрителя.
В оформлении первой части «Скифского зала» использованы абстрактные фактуры, повторяющие и перекликающиеся с геометрическими мотивами, нанесенными на поверхностях экспонатов. (возрастом более 4 тысяч лет. )
2-й зал экспозиции состоит из витрин с экспонатами, манекенами и реконструкциями, расположенных по периметру и центральной части — раздел «сарматский тайник», где находится наиболее ценные экспонаты и витрина с антивандальным стеклом. Там же размещен мультимедийный комплекс с плазменной панелью и сенсорной насадкой. Пространство организовано с помощью полупрозрачных витринных перегородок, позволяющих избирательно просматривать группы экспонатов в общем объеме зала.
В 2006 году экспозиция получила диплом 1 степени в номинации «Оформление музейной экспозиции» на Всероссийском конкурсе «Интермузей»
a308.ru — авторский сайт Юрия Бессмертного
Скифское золото за семью замками: как в Азове хранят богатую историю
Один из крупнейших на юге России историко-археологических и палеонтологических музеев-заповедников, расположенный в городе Азове Ростовской области, имеет особо охраняемую экспозицию. Выставку посетил специальный корреспондент «ПолитЭксперта» Сергей Никифоров.
Коллекция находится за крепкой решеткой и располагается в двух небольших помещениях. В народе ее называют скифским золотом, но это, скорее, по аналогии с известной экспозицией Эрмитажа. Иногда, правда, реже, говорят о золоте сарматов.
Сокровища кочевников из кладов
Официально же выставка именуется «Сокровищами кочевников Евразии», и такое название более соответствует ее содержанию. И действительно, каждый из народов, населявших когда-то этот край, оставил после себя часть своего «народного творчества», да еще выполненного из золота или серебра. Конечно, подобные сокровища не передавались по наследству, чаще всего они были спрятаны в кладах. Самой древней находке около четырех тысяч лет, самая «молодая» датируется IV веком нашей эры.
Большинство из нас предполагают, что подобные вещи находят исключительно в богатых захоронениях. Отчасти это так, но до нашего времени неразграбленных могил сохранилось очень немного. В большинстве из них побывали древние «черные археологи», наведавшиеся туда еще в то время и неплохо поживившиеся. Вспомним хотя бы египетские пирамиды — даже они не смогли защитить усопших фараонов от грабителей.
Тем более легкой добычей были могильные курганы, служившие отличным ориентиром — ведь они указывали на то, что здесь похоронен не простой человек, а весьма состоятельный. Поэтому много драгоценностей того времени обнаружили именно в спрятанных кладах — в данном случае своеобразным «сейфом» служила земля, в которую закапывали ценности при приближении врага. И далеко не все «хозяева» сумели вернуться за своими сокровищами.
Древние ювелиры без работы не сидели
В коллекции азовского музея хранятся примерно двадцать тысяч ювелирных украшений, оружий, предметов быта, изготовленных из драгоценных металлов и украшенных различной ценности камнями. Возможно, в древности агат, сердолик или бирюза считались драгоценными, сегодня они перешли в разряд «поделочных». Но это не умаляет их ценность, когда они представлены как ювелирное изделие, изготовленное несколько тысяч лет назад.
«Обратите внимание, — говорит сопровождающая меня по экспозиции старший научный сотрудник музея Ирина Гусач, — так же, как и людей, в драгоценности обряжали и лошадей – в экспозиции представлено большое количество богато украшенной сбруи. Чего стоит одна попона, декорированная пятнадцатью тысячами золотых пластинок! Скакать на лошади, покрытой этой попоной, никто не собирался, но есть предположение, что украшенного таким образом коня провожали в последний путь вместе с богатым хозяином, то есть приносили в жертву».
Не менее ценны и предметы, изготовленные в Греции или на Востоке, — парадный меч с ножнами, на которых изображены фигурки верблюдов и орлов, детали конской упряжи — это совершенно уникальные находки, в мире им нет аналогов.
Тонкость работы необыкновенная
Поражает тонкость работы мастеров того времени. Например, ювелирные изделия с изображением лиц размером со спичечную головку. Они настолько мелкие, что помещены под увеличительное стекло — иначе их не разглядеть. Не буду утверждать, что технологию изготовления древним передали инопланетяне, — я и сегодня знаю достаточно умельцев, способных на такое без микроскопа, но в данном случае в голову приходит другая мысль.
Ведь эти украшения для кого-то делались, значит, хозяин (или хозяйка) тоже должны обладать таким же зрением, чтобы понять всю тонкость работы. Следовательно, глаза у тех людей были не чета нашим. Сегодня мы можем либо воспользоваться лупой, либо сфотографировать и увеличить.
«Интересно, что некоторые золотые пластины, которыми украшена одежда или конская упряжь, имеют пару микроскопических отверстий для крепления на ткани или коже. Но вот что характерно — в эти отверстия не пролазит никакая современная иголка. В них может пройти только конский волос, это тоже свидетельство тонкости работы древних «белошвеек», — говорит Ирина Гусач.
Где же древние ювелиры брали золото?
Среди экспонатов попались золотые изделия, представляющие из себя что-то вроде массивных сережек. Я восхитился массой изделия, но Ирина Гусач развеяла мои подозрения, сказав, что на самом деле эти предметы дутые. Я сразу понял, у кого цыгане научились делать свое «цыганское» золото! Этот прием, оказывается, практиковали еще древние ювелиры.
Еще не так давно золотые уникальные работы демонстрировались жителям Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Шотландии. Кстати, именно шотландские коллеги помогли сделать анализ золотой чаши и определить, что она содержит 99% драгоценного металла! Но сегодня, после прецедента с крымской коллекцией золота, которую голландцы не знают, кому возвратить, – Украине или Крыму, вывозить их за пределы России уже не разрешают.
Глядя на такое количество золотых изделий, поневоле напрашивается вопрос: а где те же скифы брали сырье для работы? Есть предположение, что они разрабатывали местные месторождения. Ведь до сих пор на территории Донбасса периодически пытаются начать добычу золота – известны места его выходов из песчаников неглубоко от поверхности.
Есть определенные запасы и в Приазовье, в кристаллических породах. А технология промывки золотоносной руды для извлечения самородков или золотого песка была известна задолго до скифов, так что это предположение имеет под собой достаточное основание.
Азовский историко археологический и палеонтологический музей-заповедник
Азовский музей-заповедник — это культурное учреждение, обладающее одной из богатейших и обширных коллекций на российском юге. На площади в 78 тыс. кв. км экспонируется более 350 тысяч экспонатов, среди которых: палеонтологические и археологические находки, исторические артефакты, предметы искусства. Экспозиция помогает отследить всю историю планеты Земля и развития цивилизации на примере Приазовья.
Первая выставка была проведена в мае 1917 года. Публике Азова были представлены старинные монеты, коллекции почтовых марок, образцы минералов и камней. Но в период Гражданской войны Азовский музей был уничтожен. Учреждение вновь открылось в 1937 году, но в годы Великой Отечественной войны снова было уничтожено. Счастливым стало третье открытие в 1960 году. Сейчас Азовский историко-палеонтологический музей занимает историческое здание городской управы.
Азовский краеведческий музей на google-панорамах:
Цены на билеты
В Азовском музее-заповеднике есть несколько категорий билетов — в зависимости от посещаемой экспозиции.
Основная экспозиция:
Экспозиция «Сокровища кочевников Евразии»:
Режим работы историко-археологического музея в Азове
Азовский музей-заповедник работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия музея. По понедельникам музей принимает только организованные группы с приобретенным экскурсионным обслуживанием.
Пороховой погреб открыт ежедневно 10:00—18:00.
Зал «Меценат» — ежедневно 9:00—17:00.
Валы Азовской крепости можно посетить каждый день с 9:00 до 22:00.
Мемориальный музей Р. Л. Самойловича доступен для посещения со вторника по субботу с 10:00 до 18:00.
Экспозиции
Экспозиция Азовского палеонтологического музея делится на 11 коллекций. Каждая из коллекций рассказывает об определенном историческом периоде азовских земель:
Для детей проводятся интерактивные мероприятия, с использованием мультимедийных технологий и компьютерных игр.
Подразделения
Помимо основной экспозиции Азовского археологического музея-заповедника по адресу: улица Московская 38/40, в ведение культурного учреждения входят:
Выставки
Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник является популярной в городе площадкой для проведения временных выставок. В течение года проводится до 10–12 выставок, посвященных истории Азова и окрестных земель, русской культуре разных эпох, именитым людям Ростовской области.
Как добраться до Азовского историко-археологического музея
Азовский археологический музей находится в центре города, у Петровской площади. Рядом расположены: Парк культуры и отдыха «Жемчужина Азова», Петровский бульвар и площадь Ленина.
У входа в музей находится остановка общественного транспорта «Центр». До нее можно доехать на:
Такси можно вызвать через приложения Uber Russia, Яндекс. Такси.
Видео об Азовском палеонтологическом музее-заповеднике
Об экспонате
Все бляшки исполнены в технике тиснения и имеют маленькие отверстия для пришивания. Обычно такими деталями украшали одежду или покрывала, их нашивали на основу в определенном порядке, образуя различные узоры.
В тайнике кургана Дачи, где были обнаружены нашивки, удалось частично зафиксировать их первоначальное положение. Когда пластины обнаружили, они лежали в четыре слоя. Вероятней всего, это была сложенная в несколько раз попона — накидка на лошадь. В результате многолетних поисков, научных гипотез и расчетов С. Лукьяшко и М. Филимонова реконструировали из 10 860 бляшек загадочный предмет.
Некоторые исследователи считают, что золотыми деталями могла быть расшита не лошадиная попона, а прямоугольный ритуальный коврик или два двузубых полотнища знамен, изготовленных из плотного материала.
Реконструкцию демонстрировали в музеях Франции, Австрии, Германии, в городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Один из посетителей Азовского музея-заповедника назвал музейный экспонат чудом света.