арт пространство штаб квартира
Офис недели: креативная штаб-квартира Aegis
Новый офис коммуникационной группы Dentsu Aegis Network Russia расположился на трех этажах башни «Империя» в деловом центре «Москва-Сити». Площадь офиса – 12 тыс. кв. м.
Над этим проектом работали архитекторы бюро Aurora Антон Спивак, Антон Ким, Сергей Маркин и Ольга Митник. Разработкой концепции проекта офиса и его курированием занимались Наталья Альтшулер, Максим Неретин, Олег Николаевский, Алексей Чернышов. Разработка навигации и декорирование: Сергей Ильин, Анна Ершова.
Архитекторы решили объединить в едином пространстве шесть агентств, входящих в группу, которые прежде находились в разных частях города. Перед проектной командой стояла задача показать индивидуальность каждого агентства, но при этом подчеркнуть единый стиль и целостность всего офиса для создания ощущения крупной компании.
Изначально руководители всех агентств жаловались, что в их офисах нехватало вспомогательных помещений, а также были ограниченные пространства для проведения переговоров и командной работы. Архитекторы решили создать эффективный офис, который бы дал возможность выбирать сотрудникам компании способ работы, стимулировал бы развитие коммуникаций между людьми. При этом авторы проекта старались всеми силами сохранить корпоративный стиль компании.
От устаревшей кабинетной системы было решено отказаться, а на смену ей пришли системы hot desk и meeting points. Система hot desk – это система незакрепленных мест, которая позволяет сотрудникам менять рабочие места, а meeting points – это места для общения сотрудников. А небольшие и яркие переговорные зоны в разных частях open-space очень удобны для встреч не отходя от рабочего места в течение дня.
В новой штаб-квартире компании Dentsu Aegis Network Russia также много переговорных, и все они самого разного назначения. Здесь есть и простые комнаты на три-четыре человека для оперативных совещаний, и большие VIP-переговорные на 20. Также было сделано отдельное помещение для тренинг-центра с легко передвигающейся мебелью, которая помогает изменить конфигурацию зала.
Особое внимание авторы проекта решили уделить использованию вспомогательных помещений: все переговорные оснащены системой умного дома Crestron, позволяющей управлять светом, жалюзи и мультимедийным оборудованием помещения.
Интересной была история с выбором рабочих кресел для офиса. В течение двух недель сотрудники компании тестировали 20 разных кресел. Им не делали никаких пометок относительно поставщика, производителя и цены. Это делалось для того, чтобы сотрудники выбрали самое оптимальное для себя кресло. Большинство все же остановилось на креслах Herman Miller, Mirra и Setu.
Стены офиса украшают графичные портреты известных художников и поэтов с описанием их биографий. Это только подчеркивает творческий настрой в штаб-квартире.
Обилие отделочных материалов из дерева в зоне отдыха создает непринужденную и расслабляющую обстановку. Здесь можно пообщаться с коллегами в неформальной обстановке и даже поиграть в настольный хоккей.
Основное украшение офиса – это обилие ярких цветов. Особенно много ярко-оранжевых и красных кресел.
В офисе можно легко менять конфигурацию рабочих мест, при этом действуя в одной и той же планировке.
Переговорные в офисе Dentsu Aegis Network Russia отличаются самым интересным дизайном и яркими цветами. В то же время здесь довольно уютно. Насыщенный синий цвет и приглушенное освещение создают расслабляющую обстановку.
Фото предоставила компания Contract Interiors
Как район «Большой Сити» сделают новым центром Москвы
Где расположен «Большой Сити»?
Изначально проект «Большого Сити» предполагал застройку высотным жильем бывших промзон за ТТК между Звенигородским шоссе и Шелепихинской набережной общей площадью порядка 3 тыс. га. Об этом проекте в 2016 году впервые упомянул главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Позднее территорию перспективного развития вокруг «Москва-Сити» уточнил Институт Генплана Москвы. Он отнес к «Большому Сити» территории, расположенные на участке от Ленинградского проспекта до Кутузовского проспекта, включающие части территорий четырех административных округов города Москвы (ЦАО, САО, СЗАО, ЗАО). Сейчас в «Большой Сити» вошли Мневниковская пойма и Ходынка, а по правому берегу Москвы-реки — район Филевский Парк.
Для сравнения, деловой центр «Москва-Сити» (площадь застройки более 4 млн кв. м), который сегодня является частью «Большого Сити», занимает 60 га.
Как город видит будущее «Большого Сити»?
Разработанная в 2020 году правительством Москвы Концепция развития территории «Большого Сити», в частности, предполагает:
Что говорит о «Большом Сити» Сергей Собянин?
В сентябре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин провел рабочее совещание по вопросам развития «Большого Сити». К началу 2020-х годов город, а также инвесторы могут взглянуть на гораздо большую территорию вокруг «Сити», создать здесь комплексный проект современного развития значительной части Москвы, сказал Собянин.
«Это возможность комплексной реновации не только жилья, но и десятков заброшенных промышленных территорий, которые сегодня находятся в активной фазе развития. Идет благоустройство набережных, прокладка новых коммуникаций, освоение больших заброшенных территорий. В целом это проект, который будет реализован в Москве в ближайшие шесть-семь лет (2026–2027 годы соответственно. — Прим. ред.) и даст огромный толчок развитию экономики в городе», — уточнил мэр столицы.
«По своим масштабам эта работа (в «Большом Сити». — Прим. ред.) превосходит все, что мы до сих пор сделали в самом Сити», — отметил градоначальник.
Сколько недвижимости построят в «Большом Сити»?
В 2019 году глава столичного Стройкомплекса (с 2020-го — заместитель председателя правительства России. — Прим. ред.) Марат Хуснуллин оценивал объемы строительства на территории «Большого Сити» в 6 млн кв. м различной недвижимости.
«Эта площадка во многом занята бывшими промышленными предприятиями, фактически участок получит новую жизнь. Примет он участие и в программе реновации жилья. В частности, здесь появятся дома для жителей квартала Камушки», — отметил Марат Хуснуллин.
Что считается крупнейшим проектом в «Большом Сити»?
С учетом включения в территорию «Большого Сити» района Филевский Парк крупнейшим проектом развития в этой локации стало строительство Национального космического центра (НКЦ).
Многофункциональный комплекс НКЦ построят на части территорий бывшего ракетно-космического завода им. Хруничева. Общая площадь зданий НКЦ составит около 250 тыс. кв. м, здесь разместится штаб-квартира госкорпорации «Роскосмос». Доминантой станет 288-метровая башня, над дизайном которой работало бюро UNK project. По замыслу архитекторов, башня будет ассоциироваться с ракетой, стоящей на старте.
Какие жилые комплексы строят в «Большом Сити»?
В «Большом Сити» в продаже находятся квартиры и апартаменты в 25 новостройках. Большинство из них (80%) относятся к сегменту бизнес. В премиальной категории представлено 12% новостроек и 8% — в комфорт-классе, подсчитали в агентстве недвижимости Kalinka Group.
В качестве примера проектов, реализуемых в «Большом Сити», можно привести жилой комплекс бизнес-класса «Level Причальный» (проектная декларация на сайте «наш.дом.рф»). Жилой комплекс расположен на Шелепихинской набережной, которая в рамках городских программ будет преобразована в многофункциональный террасный парк размером 10,5 га с несколькими ярусами садовых террас, прогулочными аллеями, зонами для пикников и спусками к воде.
«Level Причальный» спроектирован архитектурным бюро «Остоженка», комплекс состоит из четырех корпусов высотой 6–33 этажа (плюс многоуровневый подземный паркинг). Всего около 1,9 тыс. квартир и 80 вариантов планировочных решений: компактные студии (метражи начинаются от 17,3 кв. м), просторные евроформаты, мастер-спальни, кабинеты. В одном из корпусов будет расположен полноценный коворкинг (лайфворкинг) площадью около 500 кв. м. Рабочие места смогут арендовать жители дома — для себя или своих сотрудников.
Что важно: осенью 2020 года компания Level Group получила более 1,3 тыс. заявок на квартиры в ЖК «Level Причальный» еще до открытия продаж и старта рекламной кампании. Высокий спрос обусловлен не только престижной локацией, оригинальными проектными решениями и инвестиционными перспективами, отмечалось в профильных СМИ.
Как будут благоустраивать «Большой Сити»?
Концепцию развития пешеходных пространств территории «Большого Сити» разрабатывает Институт Генплана Москвы под руководством Москомархитектуры. Важнейшим общественным пространством «Большого Сити» можно назвать Шелепихинскую набережную (от ТТК в сторону Хорошево-Мневников) и Карамышевскую береговую линию (от 3-го Силикатного проезда до Живописного моста). Здесь предусмотрено благоустройство как городское, так и силами инвесторов.
В целом в «Большом Сити» планируется обустройство и озеленение 24 км набережных. На реке предлагается организация шести порталов (общественных зон), на набережной появятся парк для активного отдыха (5 км), городской парк (4,8 км) и более 12 км пешеходных зон вдоль реки. Около 410 га общественных территорий планируется реорганизовать, а к существующим 137 га зеленых зон в будущем добавится еще 220 га. В общей сложности протяженность туристических маршрутов составит 37 км, протяженность вело- и пешеходных дорожек — 140 и 154 км соответственно.
Что будет с транспортом в «Большом Сити»?
Главный транспортный хаб «Большого Сити» — станция метро «Шелепиха» на Большой кольцевой линии. Уже сейчас станция обслуживает существующие и перспективные жилые и деловые комплексы, расположенные в районе «Большого Сити» (Шелепихинская набережная, Магистральные улицы), а также находится в пешей доступности от «Москва-Сити». Здесь объединены пассажиропотоки Калининско-Солнцевской линии, БКЛ и МЦК. Отсюда же начата прокладка новой линии, которая свяжет районы Хорошево-Мневники и Строгино и протянется в Рублево-Архангельское.
Отдельная тема в «Большом Сити» — использование речного транспорта. В 2022 году в Москве должна заработать полноценная система речных трамвайчиков в качестве водного метро. По карте «Тройка» с причала на Шелепихинской набережной можно будет, к примеру, за несколько минут добраться до причала в «Москва-Сити».
Что происходит с ценами на жилье в «Большом Сити»?
Цены на жилье в «Большом Сити» растут выше рынка. По подсчетам аналитиков компаний Level Group и Kalinka Group, средняя цена предложения в новостройках бизнес-класса в данной локации выросла в 2020 году на 24,1%, тогда как по московскому рынку в целом — на 19,9%. Комфорт-класс подорожал на 25,2% и 15,5% соответственно.
Средняя цена в новостройках бизнес-класса в «Большом Сити» составляет около 337 тыс. руб. за 1 кв. м, комфорт-класса — 249 тыс. руб. за 1 кв. м. Стоимость квартир в жилых комплексах, расположенных на территории «Большого Сити», находится в диапазоне от 195 тыс. до 769 тыс. руб. за 1 кв. м. Апартаменты можно приобрести по цене от 201 тыс. до 454 тыс. руб. за 1 кв. м. Около 25% лотов в «Большом Сити» предлагаются по цене 20–25 млн руб. В бюджете от 25–30 млн руб. представлено порядка 19% лотов. Еще 18% — в бюджете 15–20 млн руб.
Комментарий эксперта
Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group:
— Редевелопмент промышленных зон — это одно из основных направлений в архитектурно-градостроительном развитии Москвы. «Большой Сити» стал ярким примером преобразования депрессивной территории в комфортную городскую среду. Еще десять лет назад здесь были неработающие промышленные объекты и старые жилые здания. С тех пор район застраивался очень динамично, было выведено 36 проектов совокупной площадью 3,7 млн кв. м. В основном это авторские ЖК с выразительной архитектурой. Параллельно с застройкой современных кварталов развивается транспортная инфраструктура и благоустраиваются общественные пространства. Транспортная инфраструктура, близость к крупнейшему деловому центру и городским набережным делают район очень востребованным и стимулируют инвестиционный рост стоимости жилья и коммерческих помещений.
Что говорят о «Большом Сити» урбанисты?
Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов назвал «Большой Сити» одним из трех новых центров Москвы в 15-летней перспективе. «Реальностью станет тот самый полицентризм в жизни города, к которому мы стремимся», — сказал Кузнецов.
«[«Большой Сити»] продолжает существующий «Сити» и может развиваться на основе «работы над ошибками», — дополнил мысль в интервью «РБК-Недвижимости» основатель бюро Citymakers и член Архитектурного совета Москвы Петр Кудрявцев. Он назвал «Большой Сити» новым сердцем столицы — «с всесезонными общественными пространствами, нестандартными типологиями ретейла и офисов, качественным жильем и большим человеческим трафиком».
Архитектор Норман Фостер: 10 лучших проектов в России и мире
Норман Фостер — один из основоположников стиля хай-тек, автор множества высокотехнологичных зданий, обладатель Притцкеровской премии, которую называют аналогом «нобелевки» для архитекторов, и учрежденной в Японии Императорской премии. В свои 85 лет этот архитектор полон оригинальных и новаторских идей.
Работы Нормана Фостера можно увидеть в Сингапуре, Германии, США, Китае, Франции, Канаде. Они поражают своей масштабностью и геометрической сложностью — будь то небоскреб, оранжерея, станция метро, спортивный стадион, музей, штаб-квартира крупной корпорации или космопорт. Рассказываем о десяти самых впечатляющих работах британского архитектора.
Краткая биография Нормана Фостера
Норман Фостер родился в небогатой семье в британском Манчестере. Его отец был маляром на железнодорожном заводе, а мать работала в местной пекарне. Чтобы помогать родителям, будущий архитектор рано бросил школу.
Путь к архитектурной славе был непростым. До службы в армии он успел поработать в городском казначействе, а после демобилизации из ВВС — в пекарне, на заводе и в магазине мебели. Некоторое время Норман Фостер развозил мороженое.
Изучать архитектуру он начал в 21 год, когда стал студентом Манчестерского университета. А после его окончания в 1961 году талантливый выпускник смог выиграть стипендию, которая позволила ему поступить в Йельский университет.
Именно там Норман Фостер впервые встретился со своим деловым партнером Ричардом Роджерсом. Вместе с женами они основали архитектурную студию Team 4 и сформулировали новое направление в архитектуре — хай-тек. А после ее распада Норман Фостер создал свое всемирно известное бюро Foster + Partners.
Нескольких следующих лет он сотрудничал с американцем Ричардом Фуллером. Благодаря этой коллаборации архитектор начал придерживаться экологичного подхода в дизайне. В 1979 году его студия выиграла международный конкурс на проектирование новой штаб-квартиры корпорации HSBC в Гонконге — к тому моменту самого дорогого здания в мире.
С тех пор на Foster + Partners посыпались десятки крупных заказов. К началу 2000-х годов в копилке архитектора уже имелись золотая медаль RIBA, награда AIA и звание лауреата Притцкеровской премии. А британская королева присвоила ему баронский титул.
Излюбленные материалы Нормана Фостера — стекло и сталь. Его проекты сочетают в себе достижения технологического прогресса, экологически эффективный дизайн и эстетическую выразительность. По словам архитектора, его кумир — советский инженер Владимир Шухов. Помимо основной работы, Норман Фостер пишет книги, проектирует яхты и занимается дизайном мебели.
Здание Рейхстага, Германия
В 1993 году Норман Фостер взялся за восстановление Рейхстага. Обновленное здание немецкого парламента должно было символизировать воссоединение Германии.
Архитектор решил сохранить исторический облик фасада, достроив большой стеклянный купол. Получилось не только красиво, но и экономично. В центре купола находится колонна с сотнями зеркальных панелей. Они меняют угол наклона в зависимости от погодных условий и направляют солнечный свет во внутренние помещения. В этой же колонне спрятана вентиляционная шахта. Воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить потребление энергии.
Кроме того, прямо под куполом находятся ресторан и смотровая площадка, откуда полюбоваться видом на Берлин может любой желающий.
«Фостер деликатно работает с существующими объектами. Он создает новую архитектуру, гармонично сочетающуюся с историческими зданиями. Находит компромиссы и смелые решения, которые украшают, а не портят», — говорит генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.
Башня «Мэри-Экс, 30», Великобритания
Одна из самых узнаваемых работ Нормана Фостера. Небоскреб «Мэри-Экс, 30» стал современным символом Лондона. «Ему посвящен целый документальный фильм, рассказывающий о том, что строительство подобных объектов — сложный процесс, который требует культуры в организации труда, слаженной работы команды и профессионализма на всех этапах», — рассказывает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.
Из-за необычной формы и зеленоватого оттенка стекла англичане прозвали здание «огурцом», The Gherkin. Это не просто оригинальный дизайнерский ход. Как всегда, при проектировании Норман Фостер заботился об энергоэффективности будущего творения.
«Башня «Мэри-Экс, 30» — не его изобретение по форме. Жан Нувель сделал похожую башню «Агбар» в Барселоне раньше. Но у Фостера решения и реализация элегантнее. Причем не только внешне, но и технически», — объясняет основатель архитектурной практики «Северин Проект» Александр Балабин.
Интересная конструкция 41-этажной башни и использование солнечных батарей дали впечатляющий результат. «Мэри-Экс, 30» потребляет вдвое меньше энергии, чем другие небоскребы аналогичного размера. А благодаря специальным фасадным панелям воздух проникает внутрь здания и обеспечивает естественную вентиляцию офисных помещений.
Мост Миллениум, Великобритания
Миллениум — горизонтальный висячий мост, переброшенный через Темзу. Его строительство приурочили к наступлению третьего тысячелетия. Сегодня это единственный пешеходный мост в Лондоне.
Перед Норманом Фостером стояла задача построить переправу с минимальным влиянием на городской пейзаж. Он решил протянуть через реку 320-метровую «стальную ленту». Этот мост сложно спутать с каким-то другим. Он состоит из двух Y-образных речных опор, между верхушками которых проходят натянутые стальные канаты. Благодаря такой конструкции пешеходы могут беспрепятственно любоваться живописным панорамным видом.
Кстати, именно этот мост показан в начале фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». По сюжету на него нападают Пожиратели Смерти.
Штаб-квартира Apple, США
Новая штаб-квартира компьютерного гиганта напоминает огромный пончик. Желающим обойти его по периметру придется преодолеть более 1,7 км.
Этот инновационный офис Норман Фостер стал проектировать еще при жизни Стива Джобса — здесь все отвечает пожеланиям основателя корпорации. На крыше установлены солнечные панели, кампус на 100% обеспечивается энергией из возобновляемых источников.
Кроме того, комплекс оснащен сложной системой естественной вентиляции. Благодаря ей большую часть года можно обходиться без кондиционеров и отопления.
Торговый центр «Хан Шатыр», Казахстан
Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хотел, чтобы «Хан Шатыр» стал не только всесезонным местом встреч, но и новым инженерным символом столицы Казахстана.
Торгово-развлекательный центр в исполнении Нормана Фостера получился впечатляющим. Это 150-метровый футуристичный шатер, состоящий из стальных вант и прозрачной трехслойной оболочки из полимеров.
Последняя защищает 127 тыс. кв. м внутреннего пространства от перепадов температур и обеспечивает комфортный микроклимат во время суровых зим и засушливого лета.
Кроме магазинов, здесь расположены рестораны, городской парк, офисы, фитнес-центры, кинотеатр и аквапарк с искусственно созданным тропическим климатом, водными горками и белоснежным мальдивским песком.
Стадион «Уэмбли», Великобритания
В 2003 году был снесен легендарный футбольный стадион «Уэмбли». Тогда же Норман Фостер взялся за проектирование новой арены. Она получилась почти в четыре раза выше и вдвое больше своего предшественника. Теперь «Уэмбли» вмещает 90 тыс. зрителей.
Здесь сделано все для максимального удобства и комфорта болельщиков — появилось больше пространства для ног, лестницы заменены на эскалаторы, а благодаря 315-метровой стальной опорной арке с любого места на трибунах обеспечивается беспрепятственный обзор.
Одна из особенностей новой арены — раздвижная крыша в форме двух полумесяцев, которая защищает зрителей от солнца и дождя. Кроме того, при необходимости «Уэмбли» быстро трансформируется в атлетический стадион и концертный зал.
Виадук Мийо, Франция
Виадук Мийо связывает Южную Францию с Испанией. Многие местные жители выступали против его строительства. Они считали, что в провинции такой мост никому не нужен — он опустошит государственную казну и вряд ли окупится.
И все же его появление пришлось как нельзя кстати. Во-первых, вантовый мост помог забыть о многочасовой пробке, возникающей на национальной трассе. Во-вторых, он стал пользоваться популярностью у фотохудожников и туристов. Сегодня эта конструкция считается одной из сложнейших в мире. Длина моста равна 2,46 км, а высота самой большой опоры — 343 м. Даже Эйфелева башня немного ниже. Внешне виадук кажется очень «воздушным», как паутина. Но это впечатление обманчиво. Одно только его дорожное полотно весит 36 тыс. тонн.
«Виадук Мийо — самый поразительный объект, который спроектировал Фостер, я считаю. Это главная особенность его проектов — изящные инженерно-конструктивные решения. Все его работы исключительны благодаря этой элегантности», — отметил Александр Балабин.
Небоскреб «Херст-тауэр», США
В 1920-х медиамагнат Уильям Херст решил построить новый офис для своего издательства. Согласно уцелевшим наброскам, он мечтал о высотной башне, но из-за экономического кризиса смог закончить только шестиэтажный цоколь.
Спустя 70 лет Норман Фостер осуществил этот замысел. Сложнее всего было объединить оба здания — старый цоколь и новый 46-этажный небоскреб. Но он смог этого добиться, не нарушив исторических фасадов.
Как всегда, здесь не обошлось без «зеленых» технологий. Специальная сетчатая оболочка со срезанными углами позволила сэкономить 21% стали. Кстати, почти вся она — вторично переработанная. Кроме того, небоскреб собирает дождевую воду и потребляет на 25% меньше электроэнергии, чем классическое офисное здание.
«Сити-Холл», Великобритания
Здание мэрии Лондона отдаленно напоминает современный купол Рейхстага. Оно тоже выполнено из стекла и имеет выпуклую форму. Кроме того, Норман Фостер повторил идею спиральной лестницы — она пронизывает все десять этажей.
«Сити-Холл» известен, прежде всего, своей необычной искривленной формой. Она пришлась не по вкусу многим критикам, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон даже называл здание «стеклянным яичком».
По словам архитектора, такой оригинальный дизайн был выбран для того, чтобы уменьшить поверхность постройки и таким образом снизить расход потребляемой энергии. Кроме того, поскольку верхние этажи получились более узкими, нижние получают больше естественного света.
Проекты Фостера в России
Россия
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России, но пока удалось реализовать только два проекта. Сначала архитектор разработал концепцию 612-метровой башни «Россия», которая должна была стать самым высоким зданием в Европе. Строители успели вырыть котлован и сделать некоторые подземные конструкции, но вскоре работы пришлось свернуть из-за нехватки средств. Потом Норман Фостер взялся за реконструкцию острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. Пушкина в Москве. А еще позже представил проекты многофункционального комплекса «Апельсин» на Крымском Валу и экологического небоскреба-кристалла в Ханты-Мансийске. Но по разным причинам ни один из этих замыслов так и не был воплощен в жизнь.
«Хрустальный остров»
Особого внимания заслуживает его «Хрустальный остров». Это 450-метровый небоскреб гиперболоидной формы, который мог появиться в Нагатинской пойме. Теперь на его месте находится тематический парк развлечений «Остров мечты». Внутренняя площадь здания превышала 2,5 млн кв. м, что делало его самым вместительным в мире. Внутри «Хрустального острова» планировалось разместить квартиры, гостиничные номера, магазины, офисы, спортивные комплексы, международную школу и смотровую площадку. Как и в случае с башней «Россия», этот проект был отменен из-за проблем с финансированием.
Отель «Mriya Resort & Spa»
Первый реализованный проект Нормана Фостера в России. Пятизвездочный отель «Mriya Resort & Spa» расположен на южном побережье Крыма — в 28 км от Ялты. Создавая его, архитектор постарался максимально использовать возможности и преимущества окружающего горно-водного ландшафта.
Всего в отеле 425 номеров и 17 вилл. Здание выполнено в виде цветка лотоса с пятью раскинувшимися лепестками — четырьмя корпусами и бассейном. Благодаря такой необычной форме Норман Фостер смог сохранить приватность каждого номера и обеспечить всем постояльцам комплекса живописный вид на море и горы.
Здесь есть все для отличного отдыха: рестораны, кинотеатры, подогреваемые бассейны, пляж с водными аттракционами, банный комплекс, спа-салон, медицинский центр, семейный парк развлечений, площадки для волейбола и тенниса. Комплекс открыли в конце 2014 года. С тех пор он не раз признавался лучшим европейским курортом и сегодня по праву считается одной из визитных карточек полуострова.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Строительство главного офиса «Русской медной компании» началось в 2012 году и было завершено прошлым летом. Это 15-этажное здание в центре Екатеринбурга, которое жители города ласково называют «ананасом» — за его необычный фактурный фасад медного цвета.
Специалисты Foster + Partners отвечали не только за архитектуру и интерьеры, но и за рассадку сотрудников РМК. Для этого им пришлось тщательно изучить то, как люди коммуницируют друг с другом и между отделами. Всего здание вмещает 450 сотрудников. Интересно, что после окончания рабочего дня и в праздники оно автоматически переключается в режим энергосбережения.
«Здание построено в стиле Фостера,п но сам архитектор в проекте не участвовал. Его автор — старший партнер бюро Foster + Partners австралиец Люк Фокс», — уточняет Александр Балабин.
Комментарии архитекторов
Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:
— Фостер — один из моих любимых архитекторов. Вдохновлялся им, еще учась в университете. Я глубоко погрузился в его творчество, посещал объекты, многое для себя почерпнул. А несколько лет назад встретился с Норманом Фостером лично на премии World Architecture Festival.
Он внес большой вклад в мировую архитектуру. Например, современные здания аэропортов появились благодаря Фостеру. Раньше они строились по одному типу — малоэтажными, без окон, инженерия располагалась наверху. Норман Фостер убрал инженерное оборудование вниз, сделал парящие кровли, стал использовать зенитные фонари. Он не только думает об архитектурном и визуальном образе здания, но и тщательно прорабатывает узлы, детали. Его объекты чисты в решениях. Особенно это заметно, когда смотришь на здания вблизи.
Норман Фостер одним из первых стал использовать переработанные материалы, естественную вентиляцию в офисных помещениях и альтернативные источники энергии. Причем архитектор начал делать это еще тогда, когда технологии только появлялись. Почти каждый его проект получает статус одного из самых экологичных зданий в мире. Норман Фостер много лет предлагает создавать многофункциональные комплексы, которые совместят в себе офисы, жилье, ретейл и досуг. А главное — снизят городской трафик, что положительно скажется на экологии.
Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:
— Норман Фостер работает с открытыми конструкциями и со сложносочиненными конструктивными узлами. Поэтому он и называет своим предтечей русского инженера Владимира Шухова, который использовал в качестве опор для инженерно-строительных сооружений бетонные и каменные конструкции.
Архитектура Фостера — хай-тек в своем лучшем проявлении. Открытые конструкции фостеровских зданий крайне точны, аккуратны и являются архитектурно-художественными элементами фасада. Основные материалы, с которыми он работает, — алюминий, высококачественная сталь и стекло. Поскольку для проектов Нормана Фостера характерно почти стопроцентное наружное остекление — им требуется защита от солнечного света и решения, которые позволяют избежать тепловых потерь.
В солнечные дни у зданий теплоизбытки, а в холодное время — теплопотери. Поэтому архитектору важно найти способ поддерживать ровный климат внутри помещений и уменьшить потребление электроэнергии.
Норман Фостер старается использовать естественную вентиляцию и стекло со специальными свойствами, которое имеет более низкую теплопроводность и защищает от ультрафиолета. Однако естественная вентиляция не может в полной мере гарантировать качественный воздухообмен. Для обеспечения работы инженерных систем архитектор предлагает своим заказчикам альтернативные источники энергии.
Здания Нормана Фостера насыщены высокотехнологичным оборудованием и управляются компьютерами. Но чтобы их построить, нужно потратить огромное количество энергии — и ее вырабатывают совсем не ветряки. Например, на создание генерирующего устройства (той же солнечной батареи) тратится столько средств и энергии, сколько само оно за срок службы выработать не может. Экологизация архитектуры — гуманная идея. Но сегодня она используется, скорее, как маркетинговый ход. С экономической точки зрения это пока себя не оправдывает.
Архитектура Нормана Фостера и его бюро качественная, но дорогая в проектировании, строительстве и обслуживании. Ее могут позволить себе только богатые покупатели.
Здания, сделанные Фостером от начала и до конца, — это Bentley в мире архитектуры.
Лучше они или хуже, чем результаты других архитекторов — вопрос дискуссионный. На мой взгляд они «холодноваты» — монотонны с точки зрения подбора материалов и цвета. Его проекты не предполагают человеческих слабостей. В них все настолько идеально, словно ими должны пользоваться механизмы, а не живые люди. Но это дело вкуса.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Хочу выделить один из проектов Нормана Фостера — частный космодром «Америка» в США. В большинстве своих работ архитектор представляет качественные, выверенные и тонкие решения. Но без поиска новых средств выразительности. Космодром — иной проект. В нем прослеживается новая эстетика, несвойственная Фостеру. Интересная и актуальная.
А вот в проекте штаб-квартиры Русской медной компании новаторства и художественности не так много. Да, здание интересно пластикой фасада — он выверен и эстетичен. Но в целом здесь преобладают, скорее, механистические решения. Я слышал, что среди западных коллег у Нормана Фостера сложился примерно такой же образ, как в России у Зураба Церетели — в его работах преобладает грубоватость. Я отчасти соглашусь. Но бюро Нормана Фостера коммерчески успешно. А это говорит о его востребованности у заказчиков.
Работы Владимира Шухова были на грани инженерии и архитектуры. Даже по сегодняшним меркам его решения новаторские. Поэтому любой архитектор, ответственно относящийся к своей работе и желающий сделать проект интересным с инженерной, конструктивной и эстетической сторон, непременно обращается в творчеству Шухова. Норман Фостер не исключение.
Его работы ассоциируются с энергоэффективными решениями, высоким качеством стекла и алюминиевых конструкций. Архитектура Фостера изобилует «зелеными» технологиями. Например, он использует солнцезащитные ламели — подвижные части каркаса здания, снижающие уровень солнечного воздействия. В стиле хай-тек форма вторична — первичен функционал, а также коммерческая и технологическая эффективность зданий.