арабы едят на полу

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

История

Научились у мусульман. Чего вы не знаете из истории личной гигиены в Европе (Sasapost, Египет)

«Великолепие французских духов», — эта рекламная фраза знакома многим. Достижения парфюмерного производства обычно приписываются Франции или Европе в целом, и для нынешних поколений в европейском мире это так. Однако, по мнению историков, представления, укоренившиеся в нашем сознании относительно личной гигиены и уровня культуры европейцев, противоречат историческим сведениям.

В своих книгах, написанных после путешествия по Европе в Х веке нашей эры, мусульманский писатель Ахмед Ибн Фадлан рассказал о местных обычаях в области личной гигиены: «Они грязнейшие из творений Аллаха, — не очищаются ни от испражнений, ни от мочи, не омываются от половой нечистоты и не моют рук после еды. Они умывают свои лица и моют головы самой грязной водой».

В словах Ибн-Фадлана нет преувеличений, он начал своё путешествие из Багдада, где было много общественных бань. Грязь европейцев шокировала его.

Это не единственное историческое свидетельство о европейском пренебрежении личной гигиеной в Средние века. Данная тема также раскрыта в книге Джозефа Маккейба (Joseph McCabe) «Цивилизация мусульман в Испании» (перевёл Мухаммед Таки ад-Дин аль-Хиляли). Согласно автору, королева Изабелла Кастильская использовала воду для купания всего лишь дважды за всю свою жизнь, в то время как испанский король Филипп II запретил купание в своей стране, и нарушивший запрет мог быть наказан. Его дочь унаследовала вредные привычки отца и поклялась не менять нижнее белье, пока не закончится осада одного из испанских городов. Эта осада продолжалась три года и, по мнению некоторых, этот инцидент стал причиной заболеваний женщины, в результате которых она умерла.

Великолепие французской парфюмерии, чтобы скрыть запах грязи

Можно сказать, французские духи производились лишь для того, чтобы скрыть неприятный запах, исходящий при встрече с людьми из других стран. И если хорошенько подумать, это довольно правдоподобно. Хотя европейцы не используют «шатафу» (аналог биде) в своих ванных комнатах, сейчас они гораздо больше заботятся о личной гигиене, чем в Средневековье, и все это благодаря мусульманам.

В подтверждение этому в арабских журналах по истории и культуре часто можно встретить цитату французского историка: «Мы, европейцы, в долгу перед арабами за благополучие нашей общественной жизни; мусульмане научили нас поддерживать чистоту своего тела, они были противоположностью европейцам, которые переодевались лишь, когда одежда начинала противно пахнуть, и позже ввели в привычку снимать одежду и мыться. Тем временем мусульмане носили яркую чистую одежду, некоторые украшали себя разными драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами и кораллами». В своих мемуарах европейский писатель Шандор Мараи писал: «Европейцы считали купание проявлением безбожности».

Контекст

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Если в баню, то в королевскую

Европейцы и дилемма личной гигиены

Отсутствие культуры и невежество в средневековой Европе были одними из наиболее важных причин плохой гигиены. Одни полагали, что купание свидетельствует о безнравственности, другие — что во время мытья тело становится беззащитным перед дьяволом. Господствовало убеждение, что контакт с проточной водой мог стать причиной различных заболеваний.

Европейцы не обращали особого внимания на мыло и лишь периодически чистили кожу от многочисленных слоёв грязи. Они не знали о существовании мыла до второй половины XIX века — доступно оно было лишь зажиточным слоям населения. Однако наличия моющего средства было недостаточно для качественного купания по причине нехватки воды. Строительство подходящих ванных с возможностью регулировать температуру воды требовало развития сложной инфраструктуры, которая долгое время отсутствовала в Европе.

Как пишет Кэтрин Эшенберг (Katherine Ashenburg)) в своей книге «Грязь на чистоту: антисанитарная история» («The Dirt on Clean: An Unsanitized History»), XVII век был самым грязным веком в западной истории. Европейцы использовали парфюмерию для скрытия неприятного запаха своих тел и тех, с кем совокуплялись. Например, мадам де Монтеспан была любовницей французского короля Людовика IV. Перед встречей с ним она имела обыкновение поливать себя духами, чтобы скрыть неприятный запах. Король ненавидел ее парфюм, поскольку из-за резкого аромата у него болела голова. В своих мемуарах он описывает большую ссору, вспыхнувшую между ними после просьбы отказаться от духов. Тем не менее, ее защитные меры стали популярны, и многие европейцы были заняты попытками скрыть неприятный запах вместо того, чтобы придумать, как от него избавиться. Так появился миф, благодаря которому европейцы оказались на вершине парфюмерной индустрии, став пионерами в этой области.

В то же время в исламском мире в каждом доме была канализация и чистая вода, что позволяло следить за чистотой. Это один из главных столпов ислама, который Запад позже перенял для поддержания здоровья. Огромная разница в образе жизни в Европе и исламском мире в Средние века не ограничивалось отношением к гигиене. В то время как европейская знать сидела на деревянных или каменных скамьях, что было крайне неудобно, мусульманская элита занимала лучшие места и ходила по роскошным коврам. Об этом свидетельствуют многие европейцы, познакомившиеся с обычаями мусульманских общин. Они были глубоко впечатлены образом жизни мусульман, их чистотой и благополучием, а также применением гигиенических средств и медицинских лекарств.

Сейк Дин Мухаммед — специалист по мытью головы в Британии

Пока в Европе и на Западе в целом отсутствовала культура чистоты, мусульмане соблюдали личную гигиену, наслаждались этим и восхваляли ее так же, как это принято видеть в современных европейских фильмах. Сегодня на экранах мы наблюдаем множество красивых сцен, где женщина лежит в ванне полной мыла и воды в окружении свечей, наслаждаясь этими мгновениями, и в этом заслуга именно мусульман.

Миграция на Восток и распространение исламских обычаев сыграли важную роль в популяризации личной гигиены в Европе. Особенно это касается повседневного использования воды. Европейцы поняли, что это полезно для здоровья и не имеет ничего общего с происками дьявола. Стоит также рассказать об индусе-мусульманине, сыгравшем огромную роль в распространении культуры купания на Западе.

Сейк Дин Мухаммед, живший в Англии в XVIII веке, — первый индийско-мусульманский автор, опубликовавший книги на английском языке в Британии. В одном его произведении целая глава посвящена преимуществам массирования головы во время купания, что, похоже, было его страстью. Он был писателем и владельцем ресторана в Брайтоне и первым представил концепцию спа-салона, как принято говорить сегодня. Он создал сеть заведений в этом городе, после чего его стали называть брайтонским доктором. Так индийский мусульманин научил англичан наслаждаться купанием. Сегодня в арабских странах это воспринимается как западная идея, хотя стала популярна в Европе благодаря исламскому миру.

Сейк родился в семье цирюльников и обладал обширными познаниями в области изготовления мыла и других моющих средств. Также он обладал навыками уникального массажа головы, популярного в Индии — так называемого шамписсажа, от которого позже произошло слово «шампунь».

Таким образом, европейцы принимают ванну и душ, а также соблюдают базовые правила личной гигиены, регулярно меняя нижнее белье, благодаря мусульманам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Вопрос мусульманам. Почему мусульмане едят сидя на полу?

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

10 правил приема пищи и питья, согласно сунне Пророка ﷺ
06.04.2017 quran-sunna
Мы едим несколько раз в день. Если делать это, соблюдая сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то этот ежедневный процесс принесет нам максимальное вознаграждение.

Итак, какие же правила Пророка следует соблюдать, чтобы прием пищи был богоугодным делом?

1. Мыть руки перед едой и после нее (Сунан Абу Дауд, 3755).

2. Есть, сидя на полу (Сахих Бухари, 5386)

3. Сидеть в одной из трех поз:

— В положении, как во время чтения ташаххуда во время намаза (Фатх аль-бари, 5399).

— В положении, как во время чтения ташаххуда с согнутой правой ногой (коленом вверх) (там же; Тахридж аль-ихья, 1304).

— Сидя на корточках (Сахих Муслим, 5299).

4. Есть щепотью из трех пальцев (среднего, указательного и большого) (Сахих Муслим, 5265; Маджмауз Заваид).

5. Произнести перед едой Имя Аллаха (Сахих Бухари, 5376).

6. Есть правой рукой (Сахих Бухари, 5376).

7. Брать пищу, лежащую с краю, а не из середины блюда (Сахих Бухари, 5376).

8. По-возможности, есть со всеми из одного блюда (Ибн Касир, сура 24, аят 61; Сунан Ибн Маджа, 3287).

9. Тщательно очищать посуду после еды и облизывать пальцы перед мытьем (Сахих Муслим, 5268).

10. Читать после еды маснун-дуа. Одно из них: «Аль-хамду лилляхи-ллязи атамана ва сакана ва джааляна миналь-муслимина» (Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами) (Сунан Абу Дауд).

Источник

10 правил жизни арабов, которые удивляют украинцев

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

В Украине этим летом очень много туристов из Саудовской Аравии. Кроме того, сами украинцы часто выбирают для путешествий ОАЭ и Шарм-Эль-Шейх.

И там, и там мы часто сталкиваемся с особенностями восточной культуры. Чтобы лучше понять мусульманскую религию и привычки жителей ОАЭ и других стран Ближнего Востока, OBOZREVATEL собрал 10 правил жизни арабов.

1. +35 градусов по Цельсию – это комфортная температура

Одна из самых больших сложностей в арабских странах – это жара.

Жители ОАЭ, Египта и Саудовской Аравии не замечают высоких температур, а вот для украинцев остается загадкой, как можно переносить лето со средними 45-50 градусов по Цельсию.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Дальше от моря, вглубь стран находится пустыня с сухим обжигающим воздухом и отсутствием ветра, где неподготовленному туристу станет дурно. А вот арабы при такой жаре могут спокойно жить, работать и даже заниматься спортом.

2. Никакого расизма и нетерпимости

В Арабских Эмиратах очень много эмигрантов, в том числе и граждан из Индии и Азии.

У всех свои культурные обычаи и привычки, которые если и вызывают неприязнь у представителей европейских народов, то у самих арабов лишь равнодушие.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

К примеру, запрещается законом даже указать пакистанцу в метро на неприятный запах, исходящий от него. По закону, это его гражданское право – мыться или нет, и нарушать его нельзя.

В Украине же многие непривыкшие к наплыву арабских туристов фотографируют женщин в хиджабах и ведут себя в целом нетолерантно.

3. Молиться – по расписанию

Многие знают, что жители Саудовской Аравии не едят свинину и ни в коем случае не употребляют алкоголь. А вот о ежедневных намазах слышали далеко не все. Это важное таинство для каждого правоверного мусульманина. Пять раз в день мусульманские страны «замирают» примерно на полчаса – в это время все молятся.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

4. Опаздывать – норма

Опоздать на час без объяснений причин у арабов – это не опоздание. У них этот час так и называется – «арабский». Многие бизнесмены, которые сотрудничают с арабами, жалуются также на неуважение и безответственность с их стороны.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Дело в том, что арабам нужно больше времени для принятия решений. Мы привыкли планировать свой график буквально по минутам, но у них все иначе.

Жители арабских стран могут переносить встречу несколько раз, пока не узнают, что вы за человек и сколько у вас детей (в буквальном смысле).

5. Ограничения передвижения по половому признаку

Одинокой женщине нельзя находиться в закрытом помещении наедине с мужчиной, даже в кафе. В заведениях общественного питания по этой причине сделали зоны – семейную и мужскую.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

В семейной зоне могут сидеть как супружеские пары с детьми или без, так и одни женщины. Одинокому мужчине туда вход воспрещен. Кроме того, один мужчина не имеет права и зайти во многие «женские» магазины, например, белья или ювелирные отделы.

6. Любви с первого взгляда места нет

В странах Ближнего Востока существует строгий запрет на добрачные отношения, поэтому молодым людям не так-то просто познакомиться.

Все правила устроены так, чтобы одинокие женщины и мужчины даже не пересекались на улице (женщины ходят только в сопровождении мамы, бабушки, взрослых детей и т.д.).

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Арабская молодежь довольно долго украдкой наблюдает друг за другом в общественных местах, иногда тайно обменивается записками с контактами через знакомых, а дальше уже ведет переписки в соцсетях.

7. Чем больше одежды – тем лучше

Не все арабки носят никаб, закрывающий лицо, но покрыть голову хиджабом и надеть абайю – длинное платье с рукавами, – обязательно.

Больше всего украинцев удивляет то, как мусульманки купаются в море или бассейне. Им запрещено оголяться при чужих мужчинах, поэтому они надевают специальную одежду более светлого цвета, чем черный. Чаще всего это темно-зеленый или темно-синий.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Мужчины могут свободно купаться в плавках. Религия практически не ограничивает их в выборе одежды.

Только на улицах и в общественных местах арабы не имеют права ходить в шортах, поскольку этот элемент гардероба у них воспринимается как трусы.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

8. Особенные туалеты

В мусульманских странах не существует общих туалетов, куда могут войти как мужчина, так и женщина. Это связано с запретом находится людям разных полов в закрытом пространстве и нарушением частных границ.

Кроме того, после туалета у арабов принято подмываться, поэтому во всех туалетах стран Персидского залива есть биде.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

9. Женщина – королева для мужчины

Пока в Украине все активисты и активистки борются за равные права между мужчиной и женщиной, в странах Ближнего Востока все закоренело держится на Коране.

Согласно священной книге мусульман, мужчина – это кормилец, а женщина должна заботиться о семье. Поэтому арабки не стремятся занять мужские «трудные» должности и зарабатывать деньги для себя.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Более того, женщина сама не пойдет в магазин за продуктами и не возьмется что-нибудь починить или передвинуть в доме.

10. В то же время женщин считают грязными

В Коране есть запись, которой многие арабы следуют до сих пор: «Прикоснувшись к собаке или женщине, перед молитвой вымой руки». Из-за этого даже появился обычай не пожимать друг другу руки противоположному полу, иначе после такого приветствия мужчине придется вымыться с головы до ног.

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

А если мужчина не сделает нужное «омовение», он не сможет молиться – а это будет грех для мусульманина.

О правилах общения с арабами, которые помогут не попасть в неловкую ситуацию.

О самых популярных достопримечательностях Египта, которые нужно увидеть.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Важное

Усик победил Джошуа и стал чемпионом мира в новой весовой категории

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Вена по-украински. Даем подсказки тем, кто хочет отдохнуть интересно и бюджетно

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Цены на газ украинцам пересчитали в октябре: кто заплатит больше 30 грн за каждый куб

Нерухомі

Последние отказы ГАСИ на ЖК: полный список

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

В Бостоне продали невероятно узкий дом по завышенной цене. Фото

Усик – Джошуа

Слезы Усика, жена в ринге и гопак с флагом Украины: лучшие фото боя с Джошуа

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

«Пояса едут домой»: появилось видео с Усиком после боя против Джошуа

Усик – Джошуа: лучшие моменты боя на видео

Жизнь

В Украине начали наказывать водителей электросамокатов: серьезным нарушителям грозит тюрьма

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Военные Украины и США осуществили первое в истории совместное десантирование с самолетов. Видео

На Харьковщине более тысячи человек почтили погибших в катастрофе Ан-26 курсантов. Фото и видео

Мнения

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

«Ихтамнебыло»: как Украина оказалась в ловушке из-за Холокоста

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Слияние «ЛНР» и «ДНР»: почему российские кураторы против

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Яблоки Симиренко: за что советская власть ненавидела селекционера

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Яблоки в творожном тесте: нереально вкусные пирожки

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Почему женщины в возрасте не стесняются своего тела

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Новости Крымнаша. Столько пафоса было, а по сути живем, как в Приднестровье

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Продукты, которые я не рекомендую есть своим пациентам

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу

Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на «Интерфакс-Украина» www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.

©2021 Все права защищены, ООО «Золотая середина».

Источник

11 слов, помогающих понять арабскую культуру

Как правильно пить кофе, о каких вещах стоит умалчивать, почему хвастаться — это нормально, кто такой человек, охваченный джинном, и что значит пословица «Верблюд не видит своего горба, он видит только горб своего брата»

Арабский мир занимает территорию в более чем 13 миллионов квадратных километров и включает в себя двадцать три страны, в которых говорят на сотнях различных диалектов. У каждой из этих стран свои обычаи, исто­рия и образ жизни, поэтому мы выбрали понятия, общие для большинства живущих там людей.

1. Иншалла إن شاء الله

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуМолитва в пустыне. Группа арабов в районе пирамид Гизы. 1911 год Wikimedia Commons

«Иншалла» буквально означает «если пожелает Бог». Это выражение, несколь­ко раз встречающе­еся уже в Коране, в современ­ном арабском языке стало прак­тически словом-паразитом — настолько часто его употребляют. Арабы верят, что большинство событий контролирует Бог, а не человек, поэтому, говоря о будущем, чуть ли не всегда добавляют «иншалла». Европеец будет удивлен, услышав это в качестве утверди­тельного ответа на вопрос, идет ли данный авто­бус в место. С другой стороны, «иншалла» — способ тактично отказать. Дело в том, что в арабской культуре не принято прямо говорить «нет». Сказав «иншалла», можно пообещать, но не сделать. В таких случаях час­то говорят in šāʾ aḷḷāh bukra — «даст Бог, завтра», что равносильно поговор­ке bukra fi l-mišmiš — «завтра, в сезон абрико­сов», то есть «после дождичка в чет­верг». Формула in šāʾ aḷḷāh была заимствована и в языки неарабоязычных наро­дов, исповеду­ющих ислам, часто употребляется и в речи мусульман России.

2. Ал-фусха الفصحى

Литературный арабский язык

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуАрабская школа. Каир, около 1900 года Art.com

Литературный арабский язык История арабского языка начинается в веках нашей эры, хотя разрозненные надписи на разных диалектах древнеараб­ского появляются несколькими веками ранее. C возникновением ислама язык полу­чает письменность и огромное культурно-религиозное влияние. В VIII веке появляются труды по грамматике и унификации языковой нормы, и с этого времени мы можем говорить о литературном арабском языке — сначала в его классическом варианте в период расцвета арабской литературы и поэзии до XI века, затем в период упадка до XVIII ве­ка. В XIX веке, в период арабского Возро­жде­ния, называемого в местной традиции ан-Нахда, сформировался современный литера­турный язык. И хотя за четырнадцать веков своего развития и лексика, и грамма­тика арабского языка значительно измени­лись, арабская традиция считает его неиз­мен­ным, идентичным языку священного Корана, до сих пор служащего моделью арабской речи. учат в светских и религиозных школах, на нем произносят официальные речи, проповеди и сводки новостей, на нем пишут, но практи­чески не говорят. В арабских странах разгова­ривают на потомках древнеарабского языка — многочисленных диалектах, претерпевших, как и лю­бой язык, сильные изменения за четырнадцать веков, прошед­шие с возникно­вения ислама. В наивном восприятии диалекты считаются простыми, «грязны­ми», утратившими старую грамма­тику, а литературный язык — правильным, «чистым». Изначально al-fuṣḥā — прилага­тель­ное к слову женского рода al-luġa («язык») и означает «самая ясная, чистая, красноречивая».

Один из самых популярных в современном Египте киногероев, простолюдин ал-Лимби, в фильме «Ал-Лимби в доисламские време­на» попадает в Аравию VI века, где оказы­вается среди людей, говорящих на фусхе, которую он прак­тически не знает и не пони­мает. Комические ситуации строятся вокруг слов и выражений, которые звучат одина­ково или похоже на египетском диалекте и лите­ратурном арабском языке и при этом значат абсолютно разные вещи. «Вам обеспе­чены два часа беспрерывного смеха», — уверяют кинорецензии.

3. Кахва قهوة

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуНатюрморт с арабским кофейником даллой и хурмой. Сэм Дум. 2014 год © Sam Doum / SamDoumArt.com

В Йемене, на родине кофейных плантаций, часто невозможно выпить черный кофе: его отправляют на экспорт, а сами йеменцы пьют напиток из кофейной шелухи, по вкусу и цвету больше похожий на зеленый чай. В Саудовской Аравии кофе готовят в далле — сосуде, похожем на метал­лический кувшин с острым изогнутым носиком и крышкой. В нем заваривают и черный, и «ры­жий» кофе. Последний — из необжа­рен­ных зерен с добавлением различных специй — считается более традиционным. Далла может быть большо­го объема: кофе принято подливать, пока гость не перевернет чашку. Как это часто бывает в араб­ской культуре, при этом действует неписанное правило: пить не более трех чашек; выпить меньше — значит обидеть гостеприимного хозяина, вы­пить больше — пожадничать. Этот обычай отражен в пословице: «Первая чашка для утоления жажды, вторая — для гостеприимства, третья — для кайфа, четвертая — для меча».

Кофе часто фигурирует в современной арабской поэзии. Одна из самых извест­ных касыд сирий­ского поэта XX века Низара Каббани «Гадалка», посвященная гаданию на кофейной гуще, была положена на музыку и исполнялась знамени­тым египетским певцом Абделем Халимом Хафизом, «Элвисом арабского ми­ра». Исполнение этой песни в разных вариациях (с оркестровыми проигрыша­ми, импровизациями и повтора­ми) могло длиться до полутора часов.

4. Сумʿа سمعة

То, что говорят о человеке; репутация

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуАрабский нищий. Фотография Луиджи Фиорилло. 1865–1895 годы Boston Public Library

У слова sumʿa тот же корень, что и у глагола samiʿa («слышать»), то есть репу­тация — это то, что о че­ло­веке можно услышать от других. Арабская пого­ворка гласит: «Хорошая репутация лучше краси­вого платья». Особое значение это высказы­вание приобретает в тради­ционном обществе, когда речь идет о неза­мужней девушке: о ее пове­дении внимательно расспрашивают, прежде чем посвататься. Но и в других ситуациях арабам очень важно, что о них говорят родственники, соседи, коллеги.

Исследовательница японской культуры Рут Бене­дикт ввела понятия культуры вины и культуры стыда. Культура вины строится на осознании человеком своего греха перед собой или перед Богом, а в культуре стыда, к которой отно­сится и арабская культура, самое важное — это твой образ в глазах окружаю­щих. Это видение мира определяет поведение человека в арабском обществе. Араб может рассказывать о своих достоинствах и добрых делах, и это не счита­ется хвастовством. При этом стыдно показывать окружающим, что ты голоден или недоволен, что у тебя нет денег или времени: подобного рода неп­ри­ятности нужно переносить с достоинством. Кроме того, важно проявлять внимание к другим людям, быть щедрым и ува­жать старших. Арабы всячески стараются скрыть то, что они считают недостатком, — например, стыдятся признать, что они не знают. Если репутации нанесен ущерб, позор можно смыть, отомстив за себя или свою семью.

5. Джинний جني

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуДжинн. Миниатюра из манускрипта, известного как «Kitab al-bulhan» («Книга чудес»). Вторая половина XIV века Bodleian Library

Джинн, воспринимающийся нами исключи­тельно как персонаж сказок «Тыся­ча и одна ночь», на са­мом деле часть мусульманской религии и араб­ской народ­ной культуры. В исламе считается, что Бог создал три типа существ: лю­дей, джиннов и ангелов. Джинны — невидимые человеку духи, они могут при­нимать разные формы, среди них есть мужские и женские особи (женщи­на-джинн называется джиннийя), они создают семьи и производят потомство. В Коране джиннам посвящена целая сура (глава), из которой следует, что про­рок был послан как к людям, так и к джин­нам. Джинны остаются популярными персона­жами арабских суеверий, страхов, рассказов и фильмов. Они бывают разными по характе­ру и образу жизни, среди джиннов есть добрые и злые, праведные и неправедные. Некоторые джинны живут рядом с людьми и могут даже овладеть их разумом: человек, попавший под влияние джинна, называет­ся majnūn «сумасшед­ший», буквально «охвачен­ный джинном». Маджнуном также называли персонажа арабского фольклора, сошедшего с ума от несчаст­ной любви.

6. Дыйафа ضيافة

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуПалатка бедуинов. 1900 год Library of Congress

7. Джамаль جمل

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуМошенник Абу Заяд верхом на верблюде. Миниатюра из книги Мухаммада аль-Харири «Maquamat» («Макамы»). XII век Bibliothèque nationale de France

Верблюды сыграли огромную роль в истории арабского народа: на них можно было коче­вать по огромным пустыням Аравийского полуострова, перевозить имущество и това­ры. Верблюд был непременным спутником древнеарабского поэта, героем его стихов и основой для метафор. Так поэт VII века ал-Аша характеризует свою возлюбленную:

В словаре классического арабского языка можно найти тысячи слов, описываю­щих разные виды верблюдов, их состояние, внешний вид, возраст, повадки, а также обращение человека с ними: rāša («верблю­дица с мохнатыми ушами»), šursūf («верблюд со сломанной коленкой»), habhabiyy («хоро­ший погонщик верблюдов, умеющий подгонять их правильными напевами»), bazama («доить верблюдицу двумя пальцами») и так далее. Самое частотное и общее название jamal было заимствовано (возможно, через посредство других ближнево­сточ­ных языков) в греческий и латынь, а оттуда — в большинство европейских языков, например английский (camel). Бедуинская легенда рассказывает, что пророк Мухаммад произнес вслух 99 имен Аллаха, а сотое шепнул на ухо верб­люду, поэтому у верблюда всегда немного высокомерный вид. «Верблюд не ви­дит своего горба, он видит только горб своего брата», — говорят арабы, подра­зу­мевая соринку в чужом глазу.

Сегодня верблюд почти перестал быть частью арабской жизни, однако на Ара­вийском полуос­трове до сих пор популярны верблюжьи бега. По сравнению с лошадьми верблюды бегут очень медленно. Чем легче жокей, тем быстрее верб­люд, поэтому традиционно жокеями были дети и подростки. Однако в последние годы некоторые страны запретили участие несовершеннолетних в соревнованиях и заменили их… радиоуправляе­мыми роботами!

8. Харума حرم

Быть запретным, быть священным, таким, к которому нельзя прикасаться

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуБайяд в окружении женщин гарема. Миниатюра из повести «История Байяда и Рийяд». Конец XII века Biblioteca Apostolica Vaticana

А еще есть ḥáram (второй гласный краткий и ударение падает на первый слог) то есть «святы­ня, священная территория». Официальный титул короля Саудов­ской Аравии — ṣāḥibu l-ḥaramayni, «хозяин двух святынь». Здесь слово ḥaram употреблено в двойственном числе и относится к Мекке и Медине. Третья святыня — Иерусалим.

Еще одно всем известное производное того же корня — это ḥarī́m, «гарем; женская половина дома». Это понятие скорее историческое: в современном мире уже не встретишь гаремы султанов, где живут жены, наложницы и евнухи. Традиционно женская половина теперь стала территорией семьи: гости не хо­дят по дому, а только сидят в гостиной. Многие дома имеют отдельный вход для семьи и для гостей, в квар­тирах гостиная расположена ближе всего к вход­ной двери. Такая система позволяет женщине находиться дома без платка. Но тради­ция заводить до четырех жен одновременно до сих пор существует, особенно у богатых арабов, которые могут обеспечить каждой из жен отдель­ный дом. Однако новая женитьба мужа может стать трагедией для женщины, и этой теме посвящено немало сюжетных линий арабских фильмов и сериалов.

9. Маджлис مجلس

Салон, клуб, собрание

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуМиниатюра из «Макам» Мухаммада аль-Харири. 1222–1223 годы Bibliothèque nationale de France

Маджлис — это большая комната для гостей, которая также может называться dīwāníyya (диванийя) или maḍā́fa (мадафа). По пери­мет­ру стоят диваны, а пол застелен коврами. Маджлис может быть обычной гостиной, где принимают друзей (как правило, мужского пола), интел­лектуаль­ным салоном или элитным клубом: все зависит от достатка хозяина. Здесь не приня­то подавать горячую еду, но можно пить чай и кофе, закусывать орешками и финиками, курить благовония. В больших маджлисах читают касыды, устраивают концерты и праздники. Бизнесмены и политики ведут формальные переговоры в офисе, тогда как важные вопросы решаются в маджлисе. В 2016 году маджлис как место бесед и собраний был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО — наряду с арабским способом заваривания кофе.

10. Касыда قصيدة

Касыда, традиционная арабская поэма

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полу
«Касыда аль-Бурда», переписанная Мухиддином ал-Амаси. XV–XVI века Sotheby’s

В арабской литературе существует собствен­ная традиция стихосложения, известная с доислам­ских времен, с особыми оригинальными метрами Чередование долгих и кратких слогов, строфа из двух полустиший и монорим, то есть рифма на один и тот же согласный на протяжении всей — порой очень длин­ной — поэмы. :

Сейчас касыдами называют и более современные поэтические формы, напри­мер верлибр. Языком поэзии стали в основном диалекты.

Интересна традиция чтения стихов, которую иногда можно наблюдать в маджли­сах, в телепередачах и на видеоза­писях: поэт или чтец читает одну или несколько строк, обычно с выра­жением и сильными эмоци­ями, а сидящие вокруг люди повторяют последнее слово строки в знак одобре­ния, как бы смакуя рифму, а в случае особенно удачных строк аплоди­руют, и только после этого поэт продолжает чтение. Есть и другая традиция: читать стихи нараспев, так, как обычно поют Коран.

Я множество дорог оставил за спиною,
И плачут многие, разлучены со мною.
Судьба гнала меня из края в край вселенной,
Но братьев чистоты любил я неизменно.
Друзьями стали мне года разлук с друзьями.
О расставания, когда расстанусь с вами? Стихотворение арабского поэта X века Абу-л-Аля ал-Маарри. Перевод Арсения Тарков­ского. Цит. по: Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. М., 1990.

11. Загруда زغرودة

Радостные пронзительные крики, свадебная песнь

арабы едят на полу. Смотреть фото арабы едят на полу. Смотреть картинку арабы едят на полу. Картинка про арабы едят на полу. Фото арабы едят на полуАрабские женщины готовятся к свадьбе. Багдад, 1918 год © Lanyon / Hulton Archive / Getty Images

Такие крики можно услышать во всех стра­нах арабского мира на свадьбах, помолвках, религиоз­ных праздниках, во время танцев и когда играет музыка, после рожде­ния ребенка, а также во время других радост­ных событий. Счита­ет­ся, что эта традиция восходит к доисламским языческим обрядам. Обычно крики издают женщины, прикрыв рот развернутой ладонью. Оригиналь­ность звука получается за счет быстрого движе­ния языка влево-вправо и громкого возгласа в конце. В сиро-ливанском регионе загруда­ми называют и специаль­ные свадеб­ные песни, для которых могут приглашать профессиональных исполнитель­ниц. Такие песни воспевают достоинства жениха и невесты, благородство их семей, поздравляют молодых. Пение постоянно прерывается загрудами-трелями. Иногда загруда сопровождает и грустное событие: так встречают тела павших героев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *