амортизация квартиры при сдаче
Что нужно знать собственнику при сдаче квартиры в аренду
Сдавать квартиру в аренду — ответственное и хлопотное дело. Многие неопытные арендодатели зачастую допускают ошибки, которые могут привести к потере не только времени и нервов, но и денег, а порой и к порче имущества. Вместе с экспертами рассказываем об основных ошибках, которые неопытный арендодатель может допустить при заключении договора.
Заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов выделяет пять основных ошибок при заключении договора аренды жилья.
Первая ошибка — арендодатель не подготовил и не приложил к договору найма акт приема-передачи жилья. Нередко попадаются недобросовестные квартиросъемщики, которые могут нанести вред имуществу. В случае съезда арендатора из квартиры с актом приемки будет легче установить, все ли вещи на месте.
Вторая ошибка — арендодатель не уточнил, какие коммунальные платежи включены в арендную плату. Это может быть оплата всей квитанции либо только вода и электроэнергия. Если этот пункт не оговорен, может возникнуть путаница и, как следствие, задолженность по коммунальным платежам.
Третья ошибка — собственник не включил в договор депозитный платеж. В этом случае арендодатель не застрахован от порчи имущества арендатором или от неожиданного съезда. На время ремонта квартиры и поиска новых арендаторов у него не будет никакой финансовой подушки в виде депозита, который в случае нарушения договора арендатором остается у собственника жилья.
Четвертая ошибка — собственник жилья уходит от налогообложения. Нередко соседи любят «стучать» на собственников, сдающих жилье в аренду.
Пятая ошибка — собственник жилья не обговорил условия проживания в квартире. Могут ли там проживать животные, маленькие дети либо третьи лица. Если этот вопрос не оговорен, то арендаторы могут завести в квартире хоть двух котов и трех собак вместе. И в этом случае может быть причинен значительный ущерб имуществу арендодателя. То же самое можно сказать и о ситуации, когда в квартире будут проживать маленькие дети, о которых собственник жилья ничего не знает. Испорченное имущество может стать неприятным сюрпризом.
Кому не хотят сдавать квартиры в Москве
Согласно опросу ЦИАН, чаще всего московские арендодатели не хотят сдавать свои квартиры гражданам других стран (29%) и жильцам с домашними животными (28%). Неохотно сдают жилье парам с маленькими детьми (16%) и родителям-одиночкам (14%). Готовы принять у себя любых квартиросъемщиков лишь 10% хозяев жилья в столице.
На что жалуются арендаторы
Самая серьезная жалоба арендодателей на жильцов — это пересдача теми снятой квартиры посуточно, отмечает директор офиса продаж вторичной недвижимости компании Est-a-Tet Юлия Дымова. Такая практика влечет за собой большую амортизацию квартиры, а затраты на ремонт лягут на собственника. Чтобы избежать этого, необходимо прописать в договоре, что квартиру нельзя сдавать в субаренду, рекомендует эксперт.
Также, по словам Юлии Дымовой, среди наиболее распространенных жалоб фигурируют задержки платежей и так называемые «лишние» жильцы. Например, договаривались о проживании двоих, а потом выясняется, что в квартире живут на несколько человек больше.
Есть еще проблема «тайного» появления в снятых квартирах домашних животных. «Собственники очень часто против животных в квартире, боятся запахов, шерсти, повреждений от зубов и когтей. Обычно, если речь заходит о животных в съемном жилье, в договоре настоятельно рекомендуется прописывать расширенный депозит, который пойдет на восстановление жилья от возможных повреждений», — говорит Юлия Дымова.
Слабые места в договоре
Юлия Дымова, директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet:
— Отсутствие страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. Такой вид страхования очень выручает, например, при заливе.
Необходимо прописывать, кто имеет право проживать в квартире, с фиксацией паспортных данных. Если есть домашние животные, то их нужно перечислить, чтобы избежать ситуации, когда арендатор договаривается, что в квартире будет жить мопс, а по факту оказывается, что собачка съемщика — это огромная кавказская овчарка. В таких случаях в договоре лучше прописывать расширенный депозит.
Для снижения рисков предварительного расторжения договора и недополучения прибыли рекомендуется прописывать, в каком случае депозит не возвращается. Такая практика получила широкое распространение в прошлом году при загородной аренде в пандемию. Собственники боялись, что договор по аренде дома, который сняли на длительный срок, может быть расторгнут через два-три месяца, и для таких случаев вписывали условие о невозврате депозита.
Расторжение договора аренды
Отношения между нанимателем и наймодателем регулируются ст. 619 и 620 Гражданско-правового кодекса (ГПК). Закон предусматривает, что договор аренды может быть расторгнут по желанию наймодателя не только по соглашению сторон, но и в судебном порядке, говорит нотариус Юрий Кашурин.
«Собственник сдаваемого жилья имеет право подать в суд в случае, если арендатор при краткосрочном найме задерживает оплату более двух раз по истечении срока, который прописан в договоре. Соглашение об аренде также может быть прекращено в судебном порядке, если наниматель или граждане, за действия которых он отвечает, испортили или разрушили жилое помещение. Есть и третий случай — наниматели используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей», — говорит Юрий Кашурин.
10 обязательных пунктов в договоре аренды жилья:
«Проверяйте все документы вдумчиво и внимательно, не скачивайте первый попавшийся договор найма из интернета, а составьте грамотный, желательно в присутствии юриста. Не сдавайте квартиру кому попало, тогда вы защитите себя от неприятных ситуаций, связанных со сдачей жилья», — резюмирует Тимур Баязитов.
Что означает состояние нормального износа или договор аренды в помощь
Часто в Интернете можно встретить вопрос: «Что Вы понимаете под словами «нормальный износ имущества», когда они применяются при аренде нежилых помещений?» Его задают как арендаторы, так и арендодатели.
Попробуем ответить на него.
Ситуация, описанная на форуме:
ООО «А» приняло решение сдавать в аренду один из офисов, сделало
в нем ремонт и заключило договор аренды с ООО «Б» на год. По истечении года ООО «Б» выехало из помещения. При приемке помещения ООО «А» обнаружило, что в помещении потерты и загрязнены обои, в некоторых местах вытерт ковролин. Чтобы сдать помещение новым арендаторам, в нем нужно снова сделать ремонт.
ООО «Б» компенсировать стоимость ремонта отказывается, ссылаясь на то,
что это нормальный износ помещения.
В договоре прописана типовая формулировка:
«Арендатор обязан возвратить помещение Арендодателю в том состоянии,
в котором он его получил, с учетом нормального естественного износа».
В связи с этим у ООО «А» возник вопрос, как определить, что относить к нормальному износу, а что подлежит восстановлению за счет арендатора?
Что такое нормальный износ
Значение словосочетания «нормальный износ» ни в законодательстве,
ни в юридической литературе не дано.
В целом можно говорить о том, что износ — это ухудшение состояния объекта
(его части) и, как следствие, его обесценивание. Такое происходит по множеству разных причин: временных, природных, технологических и экономических. Исходя из этого, обычно выделяют три вида износа:
физический — износ имущества и его частей, вызванный ухудшением первоначальных технико-эксплуатационных качеств в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека;
моральный — износ имущества и его частей, вызванный несоответствием характеристик имущества современным требованиям рынка;
экономический — это уменьшение стоимости имущества ввиду изменения внешних факторов (экологических, экономических, политических и так далее).
Говоря об износе арендованного помещения при его возврате, скорее всего,
имеют в виду физический износ. Следовательно, он может быть обусловлен воздействием природно-климатических факторов или жизнедеятельностью человека.
Как было сказано выше, какое из этих воздействий подпадает под понятие «нормальный износ» помещения в период аренды, в законодательстве не определено. По нашему мнению, это такое ухудшение состояния помещения, на которое не мог и не должен был влиять арендатор и (или) которое произошло не по его вине.
Так, арендатор не может влиять на природно-климатические факторы. Например, на выцветание обоев от солнечных лучей. Что касается износа вследствие жизнедеятельности человека, этот фактор имеет оценочный характер. Как видно из таблицы ниже, не во всех случаях арендатор может повлиять на износ помещения.
Ухудшение имущества, вызванное воздействием человека | Примечание |
Облупилась краска на стене (от «старости» или некачественного окрашивания и др.) | Вины арендатора нет |
Сбит угол на стене | Произошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было |
Порван линолеум из-за плохой стяжки пола (есть углубления) | Вины арендатора нет |
Порез на линолеуме | Произошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было |
Подтеки на потолке из-за затопления верхними этажами | Вины арендатора нет |
Дыры в потолке, просверленные для установки временных конструкций | Произошло по вине арендатора, если до передачи помещения ухудшения не было |
Вытертые места на обоях от спинок стульев | Это ухудшение спорное |
При возврате помещения арендатору целесообразно вместе с арендодателем проанализировать причины, по которым возник каждый из недостатков помещения.
В этом случае можно будет четко ответить на вопрос, нормальный это износ или нет.
Чем может помочь договор аренды
Не всегда можно четко определить, относится ли ухудшение помещения к нормальному износу. Как видно из таблицы, в последнем пункте приведено ухудшение, которое носит спорный характер. С одной стороны, вина арендатора присутствует,
но с другой — такое ухудшение неизбежно. Арендодатель мог его предвидеть и установить защитные отбойники для стен. Кроме того, у каждой стороны свое понимание слов «нормальный износ», из-за чего порой возникают спорные ситуации.
Примеры формулировок условия договора аренды:
«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и согласованных Арендодателем изменений, произведенных Арендатором. Под нормальным износом стороны понимают такое ухудшение состояния Помещения, которое не будет препятствовать дальнейшему использованию Помещения без необходимости проведения восстановительного ремонта».
«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и согласованных Арендодателем изменений, произведенных Арендатором. Под нормальным износом стороны понимают ухудшение состояния Помещения, вызванное природно-климатическими факторами, включая обесцвечивание окраски стен, пола и потолка, а также ухудшения Помещения, возникшие не по вине Арендатора».
«Арендатор обязан вернуть Арендодателю Помещение в том состоянии, в котором он его получил, с учетом допустимого износа:
— пол: допускается выгорание цвета полового покрытия от солнца, наличие вытертых мест от стульев;
— стены: допускается выгорание цвета обоев и наличие потертостей от стульев;
— (иные показатели)».
«Арендатор обязуется освободить и сдать арендуемое Помещение Арендодателю на дату окончания срока аренды по Акту приема-передачи и оплатить стоимость ремонта, если повреждения возникли по вине Арендатора и выходят за рамки нормального износа.
Под нормальным износом стороны понимают ухудшение состояния Помещения, вызванное природно-климатическими факторами. Причины возникновения повреждений расследуются технической комиссией Арендодателя совместно с представителем Арендатора и фиксируются в отдельном акте».
Как определить точку отсчета «нормальности»
Когда стороны договора аренды определяют, относится ли ухудшение помещения
к нормальному износу, они должны фактически сравнить состояние помещения
в момент возврата с его состоянием до передачи арендатору. Чтобы это можно было реализовать, нужно зафиксировать первоначальное состояние помещения.
И чем более конкретным и полным будет описание помещения, тем меньше спорных моментов возникнет при возврате арендуемого помещения.
Обратите внимание!
Госнедвижимость передают арендатору на основании передаточного акта,
в котором должны быть указаны (п. 7 Положения о сдаче в аренду госнедвижимости):
— место и дата составления акта;
— регистрационный номер и дата заключения договора аренды;
— характеристика состояния передаваемого недвижимого имущества;
— сроки и порядок устранения выявленных недостатков и неисправностей.
Для иных объектов аренды нет установленных обязательных форм акта или перечня условий, которые следует в него включить. Однако за основу при составлении документа о передаче можно взять перечень условий, обязательных для включения
в передаточный акт при передаче госнедвижимости.
Кроме того, в документе о передаче помещения можно отразить, что недвижимое имущество передается в надлежащем состоянии, пригодном для его использования по целевому назначению. Если имущество передается после косметического, текущего или капитального ремонта, то об этом также целесообразно упомянуть в нем.
К документу о передаче можно приложить фотографии, сделанные при совместном осмотре объекта аренды перед подписанием акта. В этом случае каждую фотографию рекомендуем подписать обеим сторонам договора аренды с указанием реквизитов этого договора. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при возникновении судебного спора ни одна из сторон не могла ссылаться на то, что фотографии сделаны не в момент передачи имущества либо на фотографиях изображен иной объект.
Возмещение ущерба мебели в арендованом жилье
При сдаче арендованной квартиры арендодатель увидел, что у дивана в одном месте разошелся шов. Кроме этого, за время эксплуатации светлый кожаный диван немного запачкался. Диван эксплуатировался правильно, на него ничего не проливали, пятен нет, только стал потемнее со временем. Фотографий исходного состояния дивана у меня нет. Арендодатель говорит, что это диван б/у. Он хочет заменить обивку всего дивана, что довольно дорого, или предлагает отдать этот диван, чтобы ему купили новый. Арендодатель прав?
В соответствии с п. 1 ст. 611 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Арендатор, согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ, обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Сдавая квартиру, собственник должен осознавать, что, скорее всего, получит свое жилье не в том состоянии, в каком оно было передано квартиросъемщику, поскольку квартира и находящаяся в ней мебель являются средством для получения прибыли наймодателем и наниматель имеет полное право использовать указанное имущество.
Следует различать понятия «порча имущества» (случайная или намеренная) и «естественный износ» (амортизация). При этом законодательно эти понятия четко не определены. Амортизация – это постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию (в нашем случае – перенесение стоимости ремонта на стоимость арендной платы). Наниматель не должен платить за повреждения, появившиеся по естественным причинам. Если есть повреждения, учитывается их характер, оценивается, не относятся ли они к нормальному (естественному) износу. Например, продавленный матрас – это естественный износ в процессе эксплуатации, а порванный – это причиненный вред, ответственность за который ложится на нанимателя, если он был передан в нормальном состоянии.
Как составить опись к договору найма квартиры?
Опись к договору найма квартиры играет первоочередную роль. Она в обязательном порядке прилагается к договору и является официальным документом, составлять который — в интересах арендующей и предоставляющей в аренду жилье сторон.
Особенности описи квартиры
Перед въездом в квартиру необходимо снять данные всех учетных приборов (на воду, газ, электричество) и отобразить данные цифры в договоре.
По описи жилплощади сдается квартира и принимается, когда жильцы ее покидают. Вот основные пункты, которые содержит в себе стандартная опись:
В данном разделе передается все оборудование, мебель, текстиль и прочие предметы, с которыми сдается квартира. При описывании бытовой техники указывается марка, модель и серийный номер, а также вещи, которые представляют ценность. В описи также необходимо указать количество комплектов ключей, выдаваемых арендующей сторонне. Для точности есть смысл указать состояние предметов мебели. Например, в коридоре установлен новый шкаф-купе 2015 года выпуска, а в спальне — трюмо б/у в удовлетворительном состоянии.
Серийные номера техники указывать обязательно, чтобы предприимчивый арендатор не заменил телевизор на «такой же, только не работающий» — известны и такие прецеденты.
Все дефекты должны быть зафиксированы документально. К примеру, отколовшаяся плитка в ванной, сорванный кусок обоев в коридоре, неработающий светильник в коридоре, потеки на потолке в ванной, не работающая розетка в коридоре и др.
Перед въездом в квартиру необходимо снять данные всех учетных приборов (на воду, газ, электричество) и отобразить данные цифры в договоре. Такая практика актуальна и при посуточном съеме жилья, так как известны случаи, когда арендаторы выставляют солидный счет постояльцам.
Опись в обязательном порядке составляется в двух экземплярах. Обе стороны совершают осмотр квартиры, сверяя состояние жилплощади с описание в документе.
Опись должна быть составлено отдельно от договора аренды с указание ФИО, паспортных данных нанимателя и наймодателя.
От риска нанести ущерб арендуемой жилплощади никто не застрахован. Такое бывает, особенно если квартира сдается под праздник или же при аренде семьей с маленькими детьми — диван очень легко может быть испорчен пятнами от сока, а обои в коридоре в считанные секунды могут превратиться в полотно художника-авангардиста. Что делать в таком случае? Рассудить спорную ситуацию поможет либо списание ущерба на амортизацию, либо возмещение ущерба за счет страхового залога.
Понятие «амортизация» при аренде квартир или реальный ущерб?
Как правило, в процессе аренды жилья страдают механизмы — доводчики шкафов, петли дверей, ручки и др. Очень спорный момент — «вешать» ли эти недостатки на арендующую сторону или починить все самостоятельно? Такие моменты относятся к категории «амортизация», которая ложится на плечи арендодателя. Действительно, ни одна техника и ни один дверной механизм не застрахованы от выхода из строя. И было бы несправедливо, если десять лет стиральная машинка работала исправно, и на определенном жильце все-таки вышла из строя, а замена такой техники будет «вешаться» на последнего арендатора. В таком случае действует понятие «амортизация», когда ремонтом техники занимается все-таки владелец квадратных метров.
А вот реальный ущерб имуществу, за который нужно отвечать арендующей стороне, виден невооруженным глазом. Это выбитое стекло, сломанная дверь, разбитая витрина шкафа или стена и др. Всех ситуаций не опишешь, ведь многое зависит от личностных качеств арендодателя и арендатора. Но именно в таких случаях опись поможет обезопасить обе стороны от неприятных и неожиданных трат.
Разумеется, идеальный вариант, когда у обеих сторон отсутствуют претензии друг к другу. Если же состояние жилплощади существенно ухудшилось по вине арендующей стороны, ущерб будет компенсирован за счет суммы страхового залога, который вносился на начальном этапе аренды жилья.
А если опись не составлять, ведь квартиру снимаем у родственников?
Отсутствие претензий при завершении договора аренды необходимо внести либо в первоначальную опись, либо же во вновь созданный акт приема-передачи жилья, подписанный обеими сторонами.
С такими вопросами чаще всего обращаются к риэлторам люди, которые еще не попадали в сложные ситуации, где опись являлась решающим документом. Предположим, вы арендуете жилье на пару суток, и привезли с собой ноутбук для работы. На следующий день в квартиру могут явиться судебные приставы с целью описи и конфискации имущества по судебному решению (владелец жилья выставлял квартиру в качестве залогового имущества, взяв кредит). То, что вам придется съехать с квартиры, — это одна проблема. А вторая — то, что и ваш личный ноутбук может быть изъят на законных основаниях, ведь это имущество находится внутри квартиры. Чтобы доказать свое право собственности на ноутбук, вы либо должны предъявить чеки на него (что очень маловероятно), либо опись, сделанную при аренде квартиры, где ноутбук не числится.
Нужно ли фиксировать отсутствие претензий при завершении срока договора аренды?
Да, нужно. Отсутствие претензий необходимо внести либо в первоначальную опись, либо же во вновь созданный акт приема-передачи жилья, подписанный обеими сторонами. Вот только принимающей стороной же в таком случае является уже арендодатель.
Если претензии не удается закрыть?
Рекомендуем вам всегда включать опись в список обязательных документов при аренде квартиры, и тогда с большой вероятностью удастся избежать финансовых проблем.
Если же обеим сторонам не удается договориться, есть смысл обратиться к третьей стороне — риэлтору, который помогал совершить сделку. Современная практика показывает, что крупные риэлтерские компании помогают своим клиентам в решении спорных ситуаций, предлагает целые пакеты программ постарендного обслуживания.
К сожалению, далеко не во всех случаях аренды квартир составляется опись имущества. В некоторых случаях самого процесса приема и передачи вообще не происходит, из-за чего в последствии страдает обе стороны. Рекомендуем вам всегда включать опись в список обязательных документов при аренде квартиры, и тогда с большой вероятностью удастся избежать финансовых проблем.
Если же вам необходимо гарантированно арендовать квартиру в Москве или Санкт-Петербурге на два часа, сутки или боле долгосрочный период, воспользуйтесь нашим каталогом предложений. Здесь вы найдете хорошие квартиры посуточно от 1200 рублей, а опубликованные контактные данные владельцев жилья помогут оперативно связаться с арендодателем и забронировать понравившийся вариант. Действуйте!
Амортизация квартиры
«Налоговый вестник», 2017, N 5
Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения могут быть использованы исключительно для проживания граждан.
С учетом указанного ограничения каковы варианты использования жилой квартиры в бизнесе?
Как правило, их два. Во-первых, сдача жилья в аренду (например, в составе «доходного дома»). Во-вторых, приобретение квартиры как альтернатива гостиницы. Можно приобрести квартиру в другом городе для размещения командированных работников «туда», а можно приобрести квартиру в своем городе для размещения командированных работников «оттуда». (А можно и там и там.)
Налоговая часть Квартира в аренду
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
В п. 2 ст. 256 НК РФ перечислено имущество, не подлежащее амортизации. И жилые помещения, принадлежащие коммерческой организации, там не указаны. На основании п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг или для управления организацией.
Таким образом, если квартира соответствует критериям амортизируемого имущества, прописанным в ст. 256 НК РФ, и предоставляется для проживания граждан на платной основе, то по такому объекту начислять налоговую амортизацию можно.
Такой вывод был сделан еще в «древних» Письмах УМНС России по Санкт-Петербургу от 07.07.2003 N 02-05/13936, УМНС России по г. Москве от 17.05.2004 N 26-12/33266 и УФНС России по г. Москве от 23.06.2005 N 20-12/44942.
Позднее этот вывод был подтвержден в Письмах Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/2/231 и УФНС России по г. Москве от 12.03.2012 N 16-15/020628@.
Однако вот какая здесь есть важная и не самая приятная деталь. В Письме Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/2/231 чиновники посчитали, что налогоплательщик имеет право начислять амортизацию по таким помещениям не ранее чем станет использовать их для извлечения дохода. Для этого расходы в виде амортизации данных жилых помещений должны быть подтверждены договорами аренды, составленными в соответствии с гражданским и жилищным законодательством.
Но главное даже не это. Предположим, что жилое помещение стало сдаваться в аренду не сразу, а спустя некоторое время после приобретения. (Возможно, довольно продолжительное.) Каков в этом случае должен быть размер и срок амортизации?
Пример. ООО «Магнолия» получило в качестве отступного жилую квартиру в 2014 году. Сумма отступного составила 3 112 780 руб. В 2016 году общество произвело ремонт квартиры на сумму 311 425 руб.
В мае 2017 года квартира стала сдаваться в аренду для проживания граждан.
Амортизация против вычета
Предположим, что индивидуальный предприниматель приобрел жилую квартиру, а потом начал сдавать ее в аренду. Имеет ли он право начислять амортизацию по этой квартире для целей исчисления НДФЛ? Отчего же нет? Конечно, имеет. Раз мы выяснили, что при сдаче жилых квартир начислять амортизацию в налоговом учете на их стоимость можно, то на основании п. 1 ст. 221 НК РФ, п. 2 ст. 54 НК РФ и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002, амортизацию данной квартиры предприниматель может учесть в составе профессиональных налоговых вычетов.
Как указано в подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение в том числе имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных им расходов, в частности на приобретение на территории РФ жилых домов или квартир.
В силу подп. 1, 6 и 7 п. 3 ст. 220 НК РФ указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение этого имущества, не превышающем 2 000 000 руб.
Для подтверждения права на вычет налогоплательщик представляет налоговикам договор о приобретении квартиры и документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру.
При этом запрета на применение физическим лицом (а предприниматель тоже является в этом вопросе физическим лицом) имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья в случае его использования в предпринимательской деятельности в НК РФ нет. Получается, что предприниматель имеет право получить по рассматриваемой нами квартире имущественный вычет.
Однако при этом даже простая логика нам подсказывает, что он должен выбрать или амортизацию, или вычет, потому что использовать и то и другое для уменьшения одной и той же суммы НДФЛ ему явно никто не позволит.
Квартира-гостиница
А вот это самый спорный вопрос. В Письме Минфина России от 24.11.2014 N 03-03-06/2/59534 чиновники рассуждают так.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
На основании п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг или для управления компанией.
Чиновники полагают, что служебная квартира не является основным средством и не относится к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода. Следовательно, амортизационные отчисления по ней для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Однако, как считают в Минфине России, служебная квартира, используемая для проживания работников, направленных в командировку, может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам. Поэтому расходы на содержание такой квартиры могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 275.1 НК РФ.
Вообще-то объекты жилищного фонда вполне могут подвергаться амортизации исходя из указанного нами выше Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2009 по делу N А33-14312/2006.
Это во-первых. Во-вторых, для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Если же компания приобрела квартиру, чтобы в ней жили только ее командированные работники, о каких сторонних лицах и, соответственно, о каких обслуживающих производствах и хозяйствах вообще может идти речь?
На наш взгляд, приобретение служебной квартиры в указанных целях вполне отвечает и духу, и букве ст. 252 НК РФ. Этот объект может быть отнесен к основным средствам налогоплательщика и амортизироваться в обычном порядке. Но биться за это право налогоплательщикам придется в суде.
Бухгалтерский учет
Так, например, приобретенная квартира, предназначенная для проживания командированных работников компании, удовлетворяет условиям, установленным в п. 4 ПБУ 6/01, и принимается к учету в качестве объекта основных средств согласно п. 5 ПБУ 6/01.
Согласно пп. 18 и 19 ПБУ 6/01 при линейном способе начисления амортизации сумма ежемесячных амортизационных отчислений рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
В силу п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования квартиры устанавливается при принятии ее к учету исходя из ожидаемого срока ее использования. При этом можно использовать упомянутую выше Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Сложнее ситуация, когда квартира ранее не использовалась в хозяйственной деятельности, а потом начала предоставляться в аренду.
До начала аренды амортизировать квартиру, по нашему мнению, было нельзя. Дело в том, что в п. 17 ПБУ 6/01 особо оговорено, что «по объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке». Это явно означает, что по всем остальным объектам жилищного фонда амортизация начисляться не должна, иначе данное предложение просто теряет всякий смысл.
Но это означает, что квартира превращается в объект основных средств только в тот момент, когда она начинает использоваться как объект для аренды. И ровно в этот момент по квартире определяются ее первоначальная стоимость и срок службы как данные, необходимые для правильного исчисления амортизации.
Впрочем, это даже и неплохо. Учитывая позицию чиновников из Письма Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/2/231, такой порядок ведения бухгалтерского учета совпадет в данном случае с порядком ведения учета налогового, что исключает появление постоянных или временных разниц, формируемых по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.