А н толстой детство никиты главы сугробы сон старый дом

Алексей Толстой — Сугробы

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. Никита осмотрел — сделана прочно, попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, — Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс — и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели — мальчишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные. Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, все вниз, как стрела. И вдруг, там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лед. Пошла тише, тише и стала.

Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил ее в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел черную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.

Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была легкая, — снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в нее, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, — было уютно и приятно.

— Никита! Куда ты провалился? — услышал он голос Аркадия Ивановича.

Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.

— Вылезай, все равно я тебя оттуда вытащу.

Никита молчал, Аркадий Иванович попробовал лезть выше, но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:

— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…

— Какое письмо? — спросил Никита.

— Ага! Значит, ты все-таки здесь.

— Скажите, от кого письмо?

— Письмо насчет приезда одних людей на праздники.

Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.

Источник

Арка­дий Ива­но­вич, под­жав губы, погро­зил длин­ным, как каран­даш, паль­цем и быстро вышел из класс­ной. В кори­доре он спро­сил у матушки:

— Алек­сандра Леон­тьевна, что — пись­меца мне нет?

Никита дога­дался, от кого он ждет пись­мецо. Но терять вре­мени было нельзя. Никита надел корот­кий полу­шу­бок, валенки, шапку, засу­нул баш­лык под комод, чтобы не нашли, и выбе­жал на крыльцо.

Сугробы

Широ­кий двор был весь покрыт сия­ю­щим, белым, мяг­ким сне­гом. Синели на нем глу­бо­кие чело­ве­чьи и частые соба­чьи следы. Воз­дух, мороз­ный и тон­кий, защи­пал в носу, иго­лоч­ками уко­лол щеки. Карет­ник, сарай и скот­ные дворы сто­яли при­зе­ми­стые, покры­тые белыми шап­ками, будто вросли в снег. Как стек­лян­ные, бежали следы поло­зьев от дома через весь двор.

Никита сбе­жал с крыльца по хру­стя­щим сту­пе­ням. Внизу сто­яла новень­кая сос­но­вая ска­мейка с мочаль­ной витой верев­кой. Никита осмот­рел — сде­лано прочно, попро­бо­вал — сколь­зит хорошо, взва­лил ска­мейку на плечо, захва­тил лопатку, думая, что пона­до­бится, и побе­жал по дороге вдоль сада к пло­тине. Там сто­яли огром­ные, чуть не до неба, широ­кие ветлы, покры­тые инеем, каж­дая веточка была точно из снега.

Никита повер­нул направо, к речке, и ста­рался идти по дороге, по чужим сле­дам, в тех же местах, где снег был нетро­ну­тый, чистый, — Никита шел задом напе­ред, чтобы отве­сти глаза Арка­дию Ивановичу.

На кру­тых бере­гах реки Чагры намело за эти дни боль­шие пуши­стые сугробы. В иных местах они све­ши­ва­лись мысами над реч­кой. Только стань на такой мыс — и он ухнет, сядет, и гора снега пока­тится вниз в облаке снеж­ной пыли.

Направо речка вилась сине­ва­той тенью между белых и пустын­ных полей. Налево, над самой кру­чей, чер­нели избы, тор­чали журавли деревни Сос­новки. Синие высо­кие дымки под­ни­ма­лись над кры­шами и таяли. На снеж­ном обрыве, где жел­тели пятна и полосы от золы, кото­рую сего­дня утром выгребли из печек, дви­га­лись малень­кие фигурки. Это были Ники­тины при­я­тели — маль­чишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка заги­ба­лась, едва вид­не­лись дру­гие маль­чишки, «кон­чан­ские», очень опас­ные. Никита бро­сил лопату, опу­стил ска­мейку на снег, сел на нее вер­хом, крепко взялся за веревку, оттолк­нулся ногами раза два, и ска­мейка сама пошла с горы. Ветер засви­стал в ушах, под­ня­лась с двух сто­рон снеж­ная пыль. Вниз, все вниз, как стрела. И вдруг, там, где снег обры­вался над кру­чей, ска­мейка про­нес­лась по воз­духу и скольз­нула на лед. Пошла тише, тише и стала.

Никита засме­ялся, слез со ска­мейки и пота­щил ее в гору, увя­зая по колено. Когда же он взо­брался на берег, то невда­леке, на снеж­ном поле, уви­дел чер­ную, выше чело­ве­че­ского роста, как пока­за­лось, фигуру Арка­дия Ива­но­вича. Никита схва­тил лопату, бро­сился на ска­мейку, сле­тел вниз и побе­жал по льду к тому месту, где сугробы нави­сали мысом над речкой.

Взо­брав­шись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была лег­кая, — снег так и резался лопа­той. Вырыв пещерку, Никита влез в нее, вта­щил ска­мейку и изнутри стал закла­ды­ваться комьями. Когда стенка была зало­жена, в пещерке раз­лился голу­бой полу­свет, — было уютно и приятно.

— Никита! Куда ты про­ва­лился? — услы­шал он голос Арка­дия Ивановича.

Арка­дий Ива­но­вич попра­вил очки и полез к пещерке, но сей­час же увяз по пояс.

— Выле­зай, все равно я тебя оттуда вытащу.

Никита мол­чал, Арка­дий Ива­но­вич попро­бо­вал лезть выше; но опять увяз, сунул руки в кар­маны и сказал:

— Не хочешь, не надо. Оста­вайся. Дело в том, что мама полу­чила письмо из Самары… Впро­чем, про­щай, я ухожу…

— Какое письмо? — спро­сил Никита.

— Ага! Зна­чит, ты все-таки здесь.

— Ска­жите, от кого письмо?

— Письмо насчет при­езда одних людей на праздники.

Сверху сей­час же поле­тели комья снега. Из пещерки высу­ну­лась голова Никиты. Арка­дий Ива­но­вич весело засмеялся.

Таинственное письмо

За обе­дом матушка про­чла, нако­нец, это письмо. Оно было от отца.

— «Милая Саша, я купил то, что мы с тобой решили пода­рить одному маль­чику, кото­рый, по-моему, вряд ли заслу­жи­вает того, чтобы эту пре­крас­ную вещь ему пода­рили. — При этих сло­вах Арка­дий Ива­но­вич страшно начал под­ми­ги­вать. — Вещь эта довольно боль­шая, поэтому при­шли за ней лиш­нюю под­воду. А вот и еще новость, — на празд­ники к нам соби­ра­ется Анна Апол­ло­совна Баб­кина с детьми…»

— Дальше не инте­ресно, — ска­зала матушка и на все вопросы Никиты только закры­вала глаза и качала головой:

Арка­дий Ива­но­вич тоже мол­чал, раз­во­дил руками: «Ничего не знаю». Да и вообще весь этот день Арка­дий Ива­но­вич был чрез­мерно весел, отве­чал нев­по­пад и нет-нет — да и вытас­ки­вал из кар­мана какое-то пись­мецо, про­чи­ты­вал строчки две из него и мор­щил губы. Оче­видно, и у него была своя тайна.

В сумерки Никита побе­жал через двор к люд­ской, откуда на лило­вый снег падал свет двух замерз­ших око­шек. В люд­ской ужи­нали. Никита свист­нул три раза. Через минуту появился его глав­ный при­я­тель, Мишка Коря­шо­нок, в огром­ных вален­ках, без шапки, в наки­ну­том полу­шубке. Здесь же, за углом люд­ской, Никита шепо­том рас­ска­зал ему про письмо и спра­ши­вал, какую такую вещь должны при­везти из города.

Мишка Коря­шо­нок, посту­ки­вая зубами от холода, сказал:

— Непре­менно что-нибудь гро­мад­ное, лопни мои глаза. Я побегу, холодно. Слу­шай-ка, — зав­тра на деревне кон­чан­ских ребят бить хотим. Пой­дешь, а?

Никита вер­нулся домой и сел читать «Всад­ника без головы».

За круг­лым сто­лом под боль­шой лам­пой сидели с кни­гами матушка и Арка­дий Ива­но­вич. За боль­шою печью — тр-тр, тр-тр — пилил дере­вя­шечку свер­чок. Потрес­ки­вала в сосед­ней тем­ной ком­нате половица.

Всад­ник без головы мчался по пре­рии, хле­стала высо­кая трава, всхо­дил крас­ный месяц над озе­ром. Никита чув­ство­вал, как волосы у него шеве­лятся на затылке. Он осто­рожно обер­нулся — за чер­ными окнами про­нес­лась какая-то серо­ва­тая тень. Чест­ное слово, он ее видел. Матушка ска­зала, под­няв голову от книги:

— Ветер под­нялся к ночи, будет буран.

Никита уви­дел сон, — он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Легко, неслышно отво­ря­ется дверь в зал. На пар­кете лежат голу­бо­ва­тые отра­же­ния окон. За чер­ными окнами висит луна — боль­шим свет­лым шаром. Никита влез на лом­бер­ный сто­лик в про­стенке между окнами и видит:

Вот напро­тив, у белой, как мел, стены, кача­ется круг­лый маят­ник в высо­ком футляре часов, кача­ется, отсве­чи­вает лун­ным све­том. Над часами, на стене, в раме висит стро­гий ста­ри­чок, с труб­кой, сбоку от него — ста­рушка, в чепце и шали, и смот­рит, под­жав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытя­нули руки, при­сели, на четы­рех ногах каж­дое, широ­кие поло­са­тые кресла. В углу рас­селся рас­ко­ря­кой низ­кий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпу­чи­лись на луну, не шевелятся.

Источник

Из-под дивана, из-под бахромы, выле­зает кот. Потя­нулся, прыг­нул на диван и пошел, чер­ный и длин­ный. Идет, опу­стил хвост. С дивана прыг­нул на кресла, пошел по крес­лам вдоль стены, при­ги­ба­ется, про­ле­зает под руч­ками. Дошел до конца, спрыг­нул на пар­кет и сел перед часами, спи­ной к окош­кам. Маят­ник кача­ется, ста­ри­чок и ста­рушка строго смот­рят на кота. Тогда кот под­нялся, одной лапой оперся о футляр и дру­гой лапой ста­ра­ется оста­но­вить маят­ник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот доста­нет лапой.

Ох, закри­чать бы! Но Никита паль­цем не может поше­вель­нуть, — не шеве­лится, — и страшно, страшно, — вот-вот будет беда. Лун­ный свет непо­движно лежит длин­ными квад­ра­тами на полу. Все в зале затихло, при­село на нож­ках. А кот вытя­нулся, нагнул голову, при­жал уши и достает лапой маят­ник. И Никита знает, — если тро­нет он лапой — маят­ник оста­но­вится, и в ту же секунду все трес­нет, рас­ко­лется, зазве­нит и, как пыль, исчез­нет, не ста­нет ни зала, ни лун­ного света.

От страха у Никиты зве­нят в голове ост­рые стек­ля­шечки, сып­лется песок мураш­ками по всему телу… Собрав всю силу, с отча­ян­ным кри­ком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Огля­ды­ва­ется. В ком­нате — два мороз­ных окна, сквозь стекла видна стран­ная, больше обык­но­вен­ной, луна. На полу стоит гор­шок, валя­ются сапоги.

«Гос­поди, слава Тебе, Гос­поди!» — Никита наспех пере­кре­стился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теп­лая, мяг­кая, бит­ком набита снами.

Но не успел он зажму­рить глаза, видит-опять стоит на столе в том же зале. В лун­ном свете кача­ется маят­ник, строго смот­рят ста­ри­чок со ста­руш­кой. И опять из-под дивана выле­зает голова кота. Но Никита уже про­тя­нул руки, оттолк­нулся от стола и прыг­нул и, быстро-быстро пере­би­рая ногами, не то поле­тел, не то поплыл над полом. Необык­но­венно при­ятно лететь по ком­нате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмах­нул руками и мед­ленно под­нялся к потолку и летел теперь неров­ным поле­том вдоль стены. Близко у самого носа был виден леп­ной кар­низ, на нем лежала пыль, серень­кая и слав­ная, и пахло уютно. Потом он уви­дел зна­ко­мую тре­щину в стене, похо­жую на Волгу на карте, потом — ста­рин­ный и очень стран­ный гвоздь с обры­воч­ком вере­вочки, обса­жен­ный мерт­выми мухами.

Никита толк­нулся ногой в стену и мед­ленно поле­тел через ком­нату к часам. На верху футляра сто­яла брон­зо­вая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то — не рас­смот­реть. И вдруг Никите точно ска­зали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита под­ле­тел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сей­час же из-за стены, из кар­тины живо высу­ну­лась злая ста­рушка и худыми руками схва­тила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из дру­гой кар­тины высу­нулся ста­ри­чок, зама­хал длин­ной труб­кой и так ловко уда­рил Никиту по спине, что тот поле­тел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь мороз­ные узоры сияло, искри­лось солнце. Около кро­вати стоял Арка­дий Ива­но­вич, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вста­вай, вста­вай, девять часов.

Когда Никита, про­ти­рая глаза, сел на постели, Арка­дий Ива­но­вич под­миг­нул несколько раз и шибко потер руки.

— Сего­дня, бра­тец ты мой, зани­маться не будем.

— Потому, что потому окан­чи­ва­ется на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вско­чил из постели и запля­сал на теп­лом полу:

— Рож­де­ствен­ские кани­кулы! — Он совсем забыл, что с сего­дняш­него дня начи­на­ются счаст­ли­вые и дол­гие две недели. При­пля­сы­вая перед Арка­дием Ива­но­ви­чем, Никита забыл и дру­гое: именно — свой сон, вазочку на часах и голос, шеп­нув­ший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Старый дом

На Никиту сва­ли­лось четыр­на­дцать его соб­ствен­ных дней, — делай, что хочешь. Стало даже скучно немного.

За утрен­ним чаем он устроил из чая, молока, хлеба и варе­нья тюрю и так наелся, что при­шлось неко­то­рое время поси­деть молча. Глядя на свое отра­же­ние в само­варе, он долго удив­лялся, какое у него длин­ное, во весь само­вар, урод­ское лицо. Потом он стал думать, что если взять чай­ную ложку и сло­мать, то из одной части вый­дет лодочка, а из дру­гой можно сде­лать ковы­рялку, — что-нибудь ковырять.

Матушка, нако­нец, ска­зала: «Пошел бы ты гулять, Никита, в самом деле».

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль шту­ка­ту­рен­ной стены паль­цем, пошел по длин­ному кори­дору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого кори­дора, на южной сто­роне дома, были рас­по­ло­жены зим­ние ком­наты, натоп­лен­ные и жилые. Направо, с север­ной сто­роны, было пять лет­них, напо­ло­вину пустых ком­нат, с залом посре­дине. Здесь огром­ные израз­цо­вые печи про­тап­ли­ва­лись только раз в неделю, хру­сталь­ные люстры висели, оку­тан­ные мар­лей, на полу в зале лежала куча яблок, — гни­ло­ва­тый слад­кий запах их напол­нял всю лет­нюю половину.

Никита с тру­дом при­от­крыл дубо­вую дву­створ­ча­тую дверь и на цыпоч­ках пошел по пустым ком­на­там. Сквозь полу­круг­лые окна был виден сад, зава­лен­ный сне­гом. Дере­вья сто­яли непо­движно, опу­стив белые ветви, заросли сирени с двух сто­рон бал­кон­ной лест­ницы при­гну­лись под сне­гом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела чер­ная голо­ва­стая ворона, похо­жая на черта. Никита посту­чал паль­цем в стекло, ворона шарах­ну­лась боком и поле­тела, сби­вая кры­льями снег с ветвей.

Никита дошел до край­ней угло­вой ком­наты. Здесь вдоль стен сто­яли покры­тые пылью шкафы, сквозь их стекла поблес­ки­вали пере­плеты ста­рин­ных книг. Над израз­цо­вым оча­гом висел порт­рет дамы уди­ви­тель­ной кра­соты. Она была в чер­ной бар­хат­ной ама­зонке и рукою в пер­чатке с рас­тру­бом дер­жала хлыст. Каза­лось, она шла и обер­ну­лась и гля­дит на Никиту с лука­вой улыб­кой при­сталь­ными длин­ными глазами.

Никита сел на диван и, под­пе­рев кула­ками под­бо­ро­док, рас­смат­ри­вал даму. Он мог так сидеть и гля­деть на нее подолгу. Из-за нее, — он не раз это слы­шал от матери, — с его пра­де­дом про­изо­шли боль­шие беды. Порт­рет несчаст­ного пра­деда висел здесь же над книж­ным шка­фом, — тощий вост­ро­но­сый ста­ри­чок с запав­шими гла­зами; рукою в перст­нях он при­дер­жи­вал на груди халат; сбоку лежали полу­раз­вер­ну­тый папи­рус и гуси­ное перо. По всему видно, что очень несчаст­ный старичок.

Матушка рас­ска­зы­вала, что пра­дед обык­но­венно днем спал, а ночью читал и писал, — гулять ходил только в сумерки. По ночам вокруг дома бро­дили кара­уль­щики и тре­щали в тре­щотки, чтобы ноч­ные птицы не летали под окнами, не пугали пра­де­душку. Сад в то время, гово­рят, зарос высо­кой густой тра­вой. Дом, кроме этой ком­наты, стоял зако­ло­чен­ный, необи­та­е­мый. Дво­ро­вые мужики раз­бе­жа­лись. Дела пра­деда были совсем плачевны.

Одна­жды его не нашли ни в каби­нете, ни в доме, ни в саду, — искали целую неделю, так он и про­пал. А спу­стя лет пять его наслед­ник полу­чил от него из Сибири зага­доч­ное письмо: «Искал покоя в муд­ро­сти, нашел забве­ние среди природы».

Источник

Печа­та­ется по тек­сту сбор­ника А. Тол­стого “Пове­сти и рас­сказы (1910–1943)”, “Совет­ский писа­тель”, М. 1944.

Солнечное утро

Никита вздох­нул, про­сы­па­ясь, и открыл глаза. Сквозь мороз­ные узоры на окнах, сквозь чудесно рас­пи­сан­ные сереб­ром звезды и лап­ча­тые листья све­тило солнце. Свет в ком­нате был снежно-белый. С умы­валь­ной чашки скольз­нул зай­чик и дро­жал на стене.

Открыв глаза, Никита вспом­нил, что вчера вече­ром плот­ник Пахом ска­зал ему:

— Вот я ее смажу да полью хоро­шенько, а ты утром вста­нешь, — садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кри­вой и рябой мужик, сма­сте­рил Никите, по осо­бен­ной его просьбе, ска­мейку. Дела­лась она так:

В карет­нике, на вер­стаке, среди коль­цом закру­чен­ных, паху­чих стру­жек Пахом выстро­гал две доски и четыре ножки; ниж­няя доска с перед­него края — с носа — сре­зан­ная, чтобы не заеда­лась в снег; ножки точе­ные; в верх­ней доске сде­ланы два выреза для ног, чтобы лов­чее сидеть. Ниж­няя доска обма­зы­ва­лась коро­вьим наво­зом и три раза поли­ва­лась водой на морозе, — после этого она дела­лась, как зер­кало, к верх­ней доске при­вя­зы­ва­лась вере­вочка — возить ска­мейку, и когда едешь с горы, то править.

Сей­час ска­мейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой чело­век: «Если, гово­рит, что я ска­зал — закон, сделаю».

Никита сел на край кро­вати и при­слу­шался — в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо вся­кого, конечно, мытья и чище­ния зубов, то через чер­ный ход можно удрать на двор, А со двора — на речку. Там на кру­тых бере­гах намело сугробы, — садись и лети…

Никита вылез из кро­вати и на цыпоч­ках про­шелся по горя­чим сол­неч­ным квад­ра­там на полу…

В это время дверь при­от­во­ри­лась, и в ком­нату про­су­ну­лась голова в очках, с тор­ча­щими рыжими бро­вями, с ярко-рыжей бород­кой. Голова под­миг­нула и сказала:

Аркадий Иванович

Чело­век с рыжей бород­кой — Ники­тин учи­тель, Арка­дий Ива­но­вич, все про­ню­хал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Уди­ви­тельно рас­то­роп­ный и хит­рый был чело­век этот Арка­дий Ива­но­вич. Он вошел к Никите в ком­нату, посме­и­ва­ясь, оста­но­вился у окна, поды­шал на стекло и, когда оно стало про­зрач­ное, — попра­вил очки и погля­дел на двор.

— У крыльца стоит, — ска­зал он, — заме­ча­тель­ная скамейка.

Никита про­мол­чал и насу­пился. При­шлось одеться и вычи­стить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Арка­дий Ива­но­вич обнял Никиту за плечи и повел в сто­ло­вую. У стола за само­ва­ром сидела матушка в сером теп­лом пла­тье. Она взяла Никиту за лицо, ясными гла­зами взгля­нула в глаза его и поцеловала.

— Хорошо спал, Никита?

Затем она про­тя­нула руку Арка­дию Ива­но­вичу и спро­сила ласково:

— А вы как спали, Арка­дий Иванович?.

— Спать-то я спал хорошо, — отве­тил он, улы­ба­ясь непо­нятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сли­вок в чай, бро­сил в рот кусо­чек сахару, схва­тил его белыми зубами и под­миг­нул Никите через очки.

Арка­дий Ива­но­вич был невы­но­си­мый чело­век: все­гда весе­лился, все­гда под­ми­ги­вал, не гово­рил нико­гда прямо, а так, что сердце екало. Напри­мер, кажется, ясно спро­сила мама: «Как вы спали?» Он отве­тил: «Спать-то я спал хорошо», — зна­чит, это нужно пони­мать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и заня­тий, а вот Никита вчера вме­сто немец­кого пере­вода про­си­дел два часа на вер­стаке у Пахома».

Арка­дий Ива­но­вич не жало­вался нико­гда, это правда, но зато Никите все время при­хо­ди­лось дер­жать ухо востро.

За чаем матушка ска­зала, что ночью был боль­шой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пой­дут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

— Мама, чест­ное слово, страш­ная жара, — ска­зал Никита.

— Прошу тебя надеть башлык.

— Щеки колет и душит, я, мама, хуже про­сту­жусь в башлыке.

Матушка молча взгля­нула на Арка­дия Ива­но­вича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

— Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

— Идем зани­маться, — ска­зал Арка­дий Ива­но­вич, встал реши­тельно и быстро потер руки, будто бы на свете не было боль­шего удо­воль­ствия, как решать ариф­ме­ти­че­ские задачи и дик­то­вать посло­вицы и пого­ворки, от кото­рых глаза слипаются.

В боль­шой пустой и белой ком­нате, где на стене висела карта двух полу­ша­рий, Никита сел за стол, весь в чер­ниль­ных пят­нах и нари­со­ван­ных рожи­цах. Арка­дий Ива­но­вич рас­крыл задачник.

— Ну‑с, — ска­зал он бодро, — на чем оста­но­ви­лись? — И отто­чен­ным каран­да­ши­ком под­черк­нул номер задачи.

«Купец про­дал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чер­ного сукна…» — про­чел Никита. И сей­час же, как и все­гда, пред­ста­вился ему этот купец из задач­ника. Он был в длин­ном пыль­ном сюр­туке, с жел­тым уны­лым лицом, весь скуч­ный и плос­кий, высох­ший. Лавочка его была тем­ная, как щель; на пыль­ной плос­кой полке лежали два куска сукна; купец про­тя­ги­вал к ним тощие руки, сни­мал куски с полки и гля­дел туск­лыми, нежи­выми гла­зами на Никиту.

— Ну, что же ты дума­ешь, Никита? — спро­сил Арка­дий Ива­но­вич. — Всего купец про­дал восем­на­дцать аршин. Сколько было про­дано синего сукна и сколько черного?

Никита смор­щился, купец совсем рас­плю­щился, оба куска сукна вошли в стену, завер­ну­лись пылью…

Арка­дий Ива­но­вич ска­зал: «Аи-аи!» — и начал объ­яс­нять, быстро писал каран­да­шом цифры, помно­жал их и делил, повто­ряя: «Одна в уме, две в уме». Никите каза­лось, что во время умно­же­ния — «одна в уме» или «две в уме» быстро пры­гали с бумаги в голову и там щеко­тали, чтобы их не забыли. Это было очень непри­ятно. А солнце искри­лось в двух мороз­ных окош­ках класс­ной, выма­ни­вало: «Пой­дем на речку».

Нако­нец с ариф­ме­ти­кой было покон­чено, начался дик­тант. Арка­дий Ива­но­вич захо­дил вдоль стены и осо­бым, сон­ным голо­сом, каким нико­гда не гово­рят люди, начал диктовать:

— «…Все живот­ные, какие есть на земле, посто­янно тру­дятся, рабо­тают. Уче­ник был послу­шен и прилежен…»

Высу­нув кон­чик языка, Никита писал, перо скри­пело и брызгало.

Вдруг в доме хлоп­нула дверь и послы­ша­лось, как по кори­дору идут в мерз­лых вален­ках. Арка­дий Ива­но­вич опу­стил книжку, при­слу­ши­ва­ясь. Радост­ный голос матушки вос­клик­нул неподалеку:

— Что, почту привезли?

Никита совсем опу­стил голову в тет­радку, — так и под­мы­вало засмеяться.

— Послу­шен и при­ле­жен, — повто­рил он нарас­пев, — «при­ле­жен» я написал.

Арка­дий Ива­но­вич попра­вил очки.

— Итак, все живот­ные, какие есть на земле, послушны и при­лежны… Чего ты сме­ешься. Кляксу поса­дил. Впро­чем, мы сей­час сде­лаем неболь­шой перерыв.

Источник

Алексей Толстой — Сон

Никита увидел сон, — он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Легко, неслышно отворяется дверь в зал. На паркете лежат голубоватые отражения окон. За черными окнами висит луна — большим светлым шаром. Никита влез на ломберный столик в простенке между окнами и видит:

Вот напротив, у белой, как мел, стены, качается круглый маятник в высоком футляре часов, качается, отсвечивает лунным светом. Над часами, на стене, в раме висит строгий старичок с трубкой, сбоку от него — старушка, в чепце и шали, и смотрит, поджав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытянули руки, присели, на четырех ногах каждое, широкие полосатые кресла. В углу расселся раскорякой низкий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпучились на луну, не шевелятся.

Из-под дивана, из-под бахромы, вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресла, пошел по креслам вдоль стены, пригибается, пролезает под ручками. Дошел до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами, спиной к окошкам. Маятник качается, старичок и старушка строго смотрят на кота. Тогда кот поднялся, одной лапой оперся о футляр и другой лапой старается остановить маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

Ох, закричать бы! Но Никита пальцем не может пошевельнуть, — не шевелится, — и страшно, страшно, — вот-вот будет беда…

Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу. Все в зале затихло, присело на ножках. А кот вытянулся, нагнул голову, прижал уши и достает лапой маятник. И Никита знает, — если тронет он лапой — маятник остановится, и в ту же секунду все треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет, не станет ни зала, ни лунного света.

От страха у Никиты звенят в голове острые стекляшечки, сыплется песок мурашками по всему телу… Собрав всю силу, с отчаянным криком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Оглядывается. В комнате — два морозные окна, сквозь стекла видна странная, больше обыкновенной, луна. На полу стоит горшок, валяются сапоги.

«Господи, слава тебе, господи!» — Никита наспех перекрестился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теплая, мягкая, битком набитая снами.

Но не успел он зажмурить глаза, видит — опять стоит на столе в той же зале. В лунном свете качается маятник, строго смотрят старичок со старушкой. И опять из-под дивана вылезает голова кота. Но Никита уже протянул руки, оттолкнулся от стола и прыгнул и, быстро-быстро перебирая ногами, не то полетел, не то поплыл над полом. Необыкновенно приятно лететь по комнате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмахнул руками и медленно поднялся к потолку и летел теперь неровным полетом вдоль стены. Близко, у самого носа, был виден лепной карниз, на нем лежала пыль, серенькая и славная, и пахло уютно. Потом он увидел знакомую трещину в стене, похожую на Волгу на карте, потом — старинный и очень странный гвоздь с обрывочком веревочки, обсаженный мертвыми мухами.

Никита толкнулся ногой в стену и медленно полетел через комнату к часам. На верху футляра стояла бронзовая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то — не рассмотреть. И вдруг Никите точно сказали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита подлетел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сейчас же из-за стены, из картины живо высунулась злая старушка и худыми руками схватила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из другой картины высунулся старичок, замахал длинной трубкой и так ловко ударил Никиту по спине, что тот полетел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь морозные узоры сияло, искрилось солнце. Около кровати стоял Аркадий Иванович, тряс Никиту за плечо и говорил:

— Вставай, вставай, девять часов.

Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

— Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

— Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вскочил из постели и заплясал на теплом полу:

— Рождественские каникулы! — Он совсем забыл, что с сегодняшнего дня начинаются счастливые и долгие две недели. Приплясывая перед Аркадием Ивановичем, Никита забыл и другое: именно — свой сон, вазочку на часах и голос, шепнувший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *