женские бани в дербенте
Дербентский памятник архитектуры «Девичья баня»
Музейный комплекс «Девичья баня» располагается в старой части Дербента, недалеко от старейшей мечети России Джума-мечети.
Сейчас девичья баня превратились в музей с экспозицией «Культура и быт Древнего Дербента», а вот с XIX века по 50-е годы XX ею активно пользовались по прямому назначению.
Собственно, именно здесь проходило мытье девушек перед брачным обрядом. В зале для раздевания, куда посетители попадают, спустившись по длинной узкой лестнице, сейчас находятся музейные экспонаты, рассказывающие о жизни дербентских девушек XIX века. Экскурсовод расскажет о том, как совершался обряд очищения перед свадьбой, какое придание давали за девушкой и многое другое.
Например, в баню барышню приводил отец, а вот следующим мужчиной, который увидит чистую (и телом, и душой) девушку, будет уже ее законный супруг. По сути, обряд омовения чем-то походил на современный девичник. Невеста мылась в отдельном помещении, куда ведет низкий ход из банного зала. А после девушки пили приторно-сладкий шербет, слушали музыку и общались в последний раз, потому что после свадьбы нынешняя невеста мылась уже в другом месте.
Рядом с девичьей баней располагалась баня женская, куда отправлялись купаться недавние девушки. В здешние помещения туристов так просто не пускают, потому что с 1991 года баню закрыли на ремонт. Переходы между помещениями совсем низкие, что сделано для сохранения интимности: снаружи видны только ноги женщины, совершающей омовение.
Девичья баня в Дербенте
В памятнике архитектуры XIII века «Девичья баня» в Дербенте в настоящее время размещается музей «Культура и быт древнего Дербента».
Над дверью бани каменная табличка с надписью: «Во имя Аллаха милостивого это сооружение девичьей бани приноситься в дар Джума-мечети в 1322 г. хиджры»
Этя баня были действующей до 1950 года. В 1990 году здесь было кафе.
Баня построена из дербентского камня, известняка-ракушечника.
Раньше в Дербенте было шесть бань трех категорий: девичьи, женские, мужские. Девушкам и женщинам не полагалось мыться в одной бане, рядом была женская баня, они обслуживались одной котельной, которая топилась дровами. Сейчас в городе только одна мужская баня.
Первая комната была для переодевания.
Даже в бане у мусульман было не принято ходить обнаженными. Девушки заворачивались в питель, которая была красного цвета. Красный цвет был символом красоты, молодости и целомудрия.
Посредине зала бассейн для омовения ног перед выходом из бани.
Ниши устилали коврами и паласами.
Перед свадьбой здесь проводился обряд омовения и очищения невесты. Это был своеобразный девичник, на который невесту приводил отец.
После омовения пили шербет, слушали музыку, общались.
Второй зал для омовения.
Освещение в зале естественное через купол
Пол был теплым, потому что из котельной пар и дым шел под полом.
Посередине зала для омовения бассейн с горячей водой.
Вглубь уходят комнаты, где девушки могли раздеться наедине.
Баня углублена в землю на 2,2 метра, длина бани 13 м.
Многие древние традиции соблюдаются по сей день в Дербенте. Жениха и невесту выбирают родители. Наш экскурсовод по Девичьим баням рассказала, что до свадьбы даже не видела своего жениха, а между тем живут счастливо уже 13 лет. Муж разрешает ей работать и ходит она в обычной одежде. Как разрешает муж, так женщина и одевается.
Музей «Культура и быт древнего Дербента» очень интересный,
находиться по адресу: город Дербент, квартал 128, дом 8.
Женские бани в дербенте
Состоит на государственной охране как памятник архитектуры XIII в., является объектом культурного наследия федерального значения, на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960г.
Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. Это традиционный для Востока тип сооружения. Подобные бани играли большую роль в мусульманском городе, являясь такой же неотъемлемой составной частью его общественной жизни, как мечети и базары. Баня на Кавказе, как и на Востоке, служила не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия духа, для отдыха, дружеских и деловых бесед.
Древние Дербентские бани – это заглубленные в землю на 2-3 метра сводчато–купольные сооружения, освещенные верхним светом, проникающим через отверстия в куполах и сводах, имеющие значительные размеры и весьма сложную планировку.
Девичья баня построена в XIII в. по типу старинных бань Востока и была предназначена для омовения только девушек. Перед свадьбой невеста в сопровождении своих подруг посещала баню для осуществления здесь предсвадебного обряда – омовения. Омовение превращалось в предсвадебный ритуал.
Девичья баня расположена на 7 магале старин, в 50 метрах от Орта-капы и в 50 метрах от Джума-мечети. С северной стороны к ней примыкает так называемая Женская баня-XVII в. С южной и восточной сторон – жилые здания, с западной – улица, ведущая от Орта-капы к Джума-мечети.
Девичья баня представляет собой заглубленное в землю на 2,2м сводчато-купольное сооружение, освещаемое верхним светом через отверстия в куполах и сводах.
Фасад здания Девичьей бани имеет размеры:13 м 80 см длины, высота над уровнем улицы – 3,50 м. В стенах фасада – 5 стрельчато- арочных ниш глубиной 10 см. На фасадной стене расположены два дверных проема: один ведет в помещение котельной, а другой – в помещение самой бани. Над дверным входом в здание Девичьей бани в стене установлена плита из тесаного камня, на которой арабским шрифтом высечены слова: «Во имя Аллаха милостивого это сооружение девичьей бани приносится в дар Джума-мечети в 1322 г. хиджры».
Три каменных желоба – водостока установлены на фасадной части для отвода атмосферных осадков. Крыша купольно – сводчатая из тесаного камня известняка. Кровля выполнена из природного кира с земляным теплоизоляционным слоем.
Котельная бани (кулхана ) – имеет размеры длинной 7,80 м, ширина – 4,50 м. Покрытие арочно – сводчатое. В помещение котельной ведут 11 каменных ступеней. Напротив входа в стене имеется арочная ниша – топка катальной для девичьей бани. Слева была топка для женской бани, построенная в XVII в. Таким образом, с одного помещения котельной обогревались оба помещения бани. Слева от ступеней – место для укладки дров, так как котельная отапливалась дровами. На месте топки для женской бани в данный момент открыт проем – вход в женскую баню для сообщения между обеими банями.
Бани древнего Дербента (XVI — XIX века)
Бани на Востоке были не только местом омовения. Здесь часто проводили свой досуг горожане, совершались какие-то сделки в более доверительной обстановке, обменивались новостями, избавлялись от недугов. Для ислама институт бани является не совсем «ортодоксальным» (последовательным). В одном из хадисов, со слов жены Мухаммеда (Мир ему!) Айши, говорится: «Вначале Посланник Аллаха (Мир ему!) запретил людям ходить в общественные бани, а затем разрешил мужчинам посещать их, имея при себе нижнее бельё». Согласно другому хадису, Мухаммед сказал: «Остерегайтесь мест, называемых баней». Тогда его спросили: «О посланник Аллаха! Там устраняют грязь и лечатся больные». На это он ответил: «Тот, кто входит (в баню), должен покрыться». Посещение общественной бани, согласно хадисам, допускалось только для больных женщин — в лечебных целях; в противном случае считалось, что она совершает харам (грех).
Тем не менее, институт бани был широко распространён во всех мусульманских странах. В X веке в одном Багдаде насчитывалось около 10 тысяч бань: 2 тысячи имелось в XIII веке в Старом Каире. Многочисленные бани имелись и в средневековых городах Восточного Ирана и Средней Азии.
Стоит отметить, что стремление к чистоте и гигиене в высших слоях восточного общества той эпохи разительно контрастировало с отсутствием такового при дворе европейских монархов. Известная европейская мода на духи и благовония в XVII-XVIIIBB. имела, по словам историка Э. Фукса, весьма прозаическую причину: «Желание загрузить неприятные испарения, исходившие тогда решительно от всех и каждого. Век элегантности был в то же время веком отвратительной нечистоплотности. Внешний блеск и чарующий аромат были во всех отношениях не более чем замазкой… Людовик XIV довольствовался тем, что по утрам слегка обрызгивал руки и лицо одеколоном — этим ограничивался весь процесс умывания. Зато от него воняло на десять шагов так нестерпимо, что могло стошнить, как ему однажды в минуту раздражения заявила госпожа Монтеспан». Естественно, что европейцев не могло не удивлять то внимание, которое уделялось мытью и купанию при дворах мусульманских правителей. Вот как описывает своё посещение одной из них поэт и эссеист Игорь Померанцев- «Для меня в бане не меньше магии, чем в гареме. Духота и духовность соседствуют в турецкой бане точно так же, как и в словаре. Ты растягиваешься под куполом и минуте на десятой, перейдя в полуоблачное состояние, оказываешься в мечети. Ритуал всех банных процедур определён раз и навсегда. В отдельной комнатке, узкой, как купе, ты раздеваешься и выходишь оттуда в одной набедренной простынке. Смотритель даёт тебе деревянные котурны и указует перстом на предбанник. Там тебя ждёт банщик, твой раб и повелитель. Он ведёт тебя в парную, сплошь беломраморную и укладывает на большом беломраморном столе рядом с такими же человеческими тушами. Минут через пятнадцать твоя душа воспаряет. Моют тебя в другом помещении. Там духовный накал сходит на нет.
Но зато банщик трёт тебя наждачной рукавицей так отчаянно, что воспламеняешься телесно. Чтобы оценил тщание, банщик время от времени кивает головой на серую рябь, которой покрывается твоя кожа, словно её трут ученической резинкой. Если набедренная простынка спадает, банщик деликатно водружает её на срамную часть. Очищенного и обмытого, тебя ведут на другое мраморное ложе и там начинают месить. В какой-то момент банщик в запале делает это ногами. Хруст собственного тела воспринимаешь почему-то отрешенно. Всех, кто тебя обслуживал, после надо отблагодарить бакшишем».
Всё архитектурное совершенство и убранство бань располагалось внутри них. Внешняя же поверхность поражает и сейчас своей неприметностью и обыденностью: небольшой высоты стены с выровненной поверхностью, над которой расположены фонари куполов двух больших зал. В связи с этим профессор С.О.Хан-Магомедов так описывает Дербентские бани: «О художественном облике дербентских бань нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства…. Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».
Одна из этих бань Месджид-хамамы являлась долгие годы заброшенной, нося название Хама-дамы (крыша бани). Но в 1788г. один из жителей города по имени Хаджи Мухаммед Кербала Ибрагим-оглы очистил баню от мусора и отремонтировал её. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на баню, апеллируя тем, что над входом в баню существует надпись: «Эту баню султан Байазид Бен Бахрам Устаджлу отдал в вакф (привилегированная, не облагаемая налогом собственность) мечеть, которая рядом с баней в 1065 году». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесённые им убытки и расходы.
До настоящего времени сохранилось шесть построек. Это ханская баня в крепости, Девичья баня, баня возле Кильса — мечети, баня возле Кырхляр-капы, баня ниже Девичьей бани и еще одна на ул.Ленина,92. Все они имеют в архитектурном отношении традиционный вид восточной бани и расходятся меж собой лишь в размерах (от 300 до 600 кв.м) и планировке.
Бани представляют собой куполообразные сооружения с углубленным в землю основанием. Стены и перекрытия бань возведены из хорошо обработанного местного камня- ракушечника, скрепленного известковым, а в послемонгольский период и глиняным раствором. Полы состоят из огромных каменных плит.
Дербентские бани представляют собой два основных зала со значительным числом отсеков, разделенных столбами и арками, перекрытых тщательно продуманной системой сводов и куполов. Так два зала подразделялись на холодный (чёль, байыр), используемый для раздевания, и горячий (ичяри), собственно для омовения. Холодная часть бани имела крестовидную форму, завершаясь вверху куполом с фонарём для освещения помещения. Посредине был бассейн с холодной водой для полоскания ног перед одеванием.
В горячий зал бани вёл узкий коридор со стрельчатыми сводами. Эта часть состояла из центрального большого зала и перекрытых сводами куполов, отсеков. Эти отсеки огибают кольцом центральный зал. В одном из них сооружён бассейн для купания. Емкостями для холодной и горячей воды служат перекрытые стрельчатыми куполами помещения — хазна. Они связаны с горячим отсеком арочными проёмами.
Для нагрева воды и поддержания нужной температуры в бане существовала очень интересная система. В центре каменного пола бассейна находился медный таз воронкообразной формы, высота которого 20-30см с диаметром приблизительно 1м. Под тазом так расположена топка, чтобы доступ к ней находился вне здания бани. Топливом служили дрова. Под полом тёплого отделения проведены каналы, по которым передавался тёплый воздух. Описанная система обогрева использовалась во всех хамамах без исключения. А вода в бани поступала по подземным желобам, связанным с булагами. Так, каждая баня имела разный источник воды: в Хан- хамамы доставлялась вода из водопроводной системы цитадели Нарын-кала, Базар-хамамы из Хан-булага, Месджид-хамамы и Кызлар-хамамы- из Мечеть-булага, Кырхляр-хамамы-из Джарчы-булага, а Хаджи Тагы-хамамы-из Пейинник-булага.
В сочинении «Чудеса мира» рассказывается о бане, которую усовершенствовал великий учёный и врачеватель Абу Али ибн Сина (Авиценна), вода в ней «становилась горячей с помощью одного только светильника». Далее сообщается о 65 серных банях Тбилиси (в период, когда город был под мусульманским правлением), и серной бане в Истархе (область Фарс на территории современного Ирана), существовавшей ещё с доисламских времён и связываемой преданием с именем Сулеймана (Соломона): «В цитадели Истарха построена баня.
Человек, который в неё войдёт, никого не увидит. Вместе с тем, в бане всегда есть холодная и горячая вода. Откуда идёт вода, временами холодная, временами горячая, никто не знает. Говорят, будто баню построили дэвы для Сулеймана, мир ему. Дэвы же присматривают за баней».
История известных «мылен»: в какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба»
Баня «Сары-Гюзель» в Бахчисарае
Сары-Гюзель расположена в историческом центре Бахчисарая в Крыму. Это одно из старейших сооружений ансамбля Ханского дворца — оно относится к 1532 году. Тогда хан Сахиб I Герай решил перенести резиденцию в новое место. Для этого возвели новый «дворец-сад» — на крымско-татарском языке bağça saray.
Новую баню стали называть баней Сахиба Герая, или старой баней. Имя «Сары-Гюзель», «белокурая красавица», сооружение получило не раньше XIX века.
Баня делилась на мужское и женское отделения с отдельными входами, крытыми двориками с фонтанами и скамьями для отдыха. Естественный свет попадал в нее через отверстия в куполах — в форме звезд и полумесяцев. В баню приходили не только купаться, но и обмениваться новостями, проводить деловые встречи.
Окончив странствие мое верхом, с лишком на 200 верст продолжавшееся, мне нужно было освежиться банею, и я ходил в Турецкую. Это был для меня Багдадский вечер. Содержатель бани провожал меня из Хан-Сарая то есть дворца, держа в руках бумажный фонарь, который, несмотря на светлую месячную ночь, весьма был нужен по причине высоких стен и узкой улицы, по коей нам должно было проходить.
Иван Муравьев-Апостол. «Путешествие по Тавриде в 1820 годе»
Как вспоминал писатель, его завели в предбанник — «сторожку», где он сменил свою одежду на белый платок-передник и деревянные туфли. Затем провели в «потовую» с круглым куполом, где положили на мраморную низкую лежанку.
Муравьев-Апостол описал массаж: «Тут началось то, чем отличаются восточные бани от наших, — правление членов». Потом гостя отвели в «мыльную» с мраморным бассейном, где обтерли шерстяной рукавицей. «Последнее действие было то же, что и в русских банях, — окачивание». Вот только обливали не холодной, а горячей водой. А после — подвязали сухой передник, накинули на голову платок-чалму и проводили к дивану — для отдыха.
Баня работала почти 400 лет и закрылась только после землетрясения 1927 года. Сегодня отреставрированный комплекс — часть Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Холодная баня в Царском Селе
Построил ее для Екатерины II шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.
Термы созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната, массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.
На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на все убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.
Екатерина II критично отнеслась к завершенному проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что все строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.
Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Сандуны в Москве
Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актеров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодоженам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.
В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»
Бани сохранили свой облик даже после пожаров и разрухи Отечественной войны 1812 года. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».
После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде.
Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.
В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актер Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов. Певец Федор Шаляпин называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».
В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Черном море в «Броненосце «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал Сатаны в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать там с экскурсией.
Девичья баня в Дербенте
Девичья баня расположена в исторической части Дербента — самого древнего города России. Она находится рядом со старейшей в стране Джума-мечетью. Баню построили в XIX веке под землей — по типу старых восточных бань. Вниз спускались по каменной лестнице. Над землей виднелся купольный свод с отверстием, через которое естественный свет проникал в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и проходили в горячее отделение.
«Девичьей» баня называлась по своему предназначению: там могли мыться только незамужние девушки. Здесь устраивали и торжества — накануне свадьбы в бане проходила церемония купания невесты. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлой жизни — с помощью ароматных масел и благовоний. А после обряда девушки наряжались, пили шербет, пели ритуальные песни.
Домой невесту провожали, закрыв от любопытных глаз: над головой поднимали красную ткань и окружали со всех сторон живым коридором. Первым мужчиной, который увидит ее после церемонии, должен быть муж. В следующий раз девушка могла мыться только в соседней, женской бане.
Девичья баня работала до 1950-х годов. Спустя годы запустения, после реставрации в 1992 году, в здании открыли Музей культуры и быта древнего Дербента. Сегодня там можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры, банные принадлежности.
Банный корпус в Петергофе
Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.
При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.
В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».
В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.
Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Круглые бани в Санкт-Петербурге
Это проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.
Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и тоже располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.
Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию — для более экономичной эксплуатации.
В моечной было достаточно большое количество жестяных шаек с ручками, из расчета по две на каждого: в одной стоять, в другой — мыться. Но некоторые посетители захватывали по три шайки и мылись не в одной, а сразу в двух. Из-за этого иногда возникали ссоры.
Галина Есиновская. «Записки старожила»
«Баня-шайба», как называли ее местные жители, работала даже в годы войны. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в нее может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом.