заявка для получения больничного ваша заявка успешно зарегистрирована код заявки что дальше
Больничный лист на Госуслугах
Возможность получить больничный лист на Госуслугах появилась относительно недавно — в разгар эпидемии коронавируса. В текущих обстоятельствах практически все действия по получению тех или иных государственных услуг ушли в онлайн. Правом на удаленную выдачу больничного наделялись граждане, которые сидели на карантине.
Получение больничного на Госуслугах — временная мера, вызванная пандемией коронавируса. Рассмотрим, можно ли сейчас получить документ дистанционно, что собой представляет электронный больничный лист. Просматривать информацию можно не только на Госуслугах, но и в личном кабинете ФСС. Подробности — на Бробанк.ру.
Постановление правительства РФ №294 от 18 марта 2020 года
Постановление №294 появилось в тот момент, когда ситуация с коронавирусом в России стала стремительно ухудшаться, именно тогда были предприняты первые ограничительные меры.
Гражданам рекомендовали не покидать свои дома, а все необходимые услуги государства люди смогли получать через интернет, воспользовавшись госпорталом. В итоге с 20 марта 2020 года россияне получили возможность оформлять больничный лист на Госуслугах.
Важные моменты постановления:
Важный момент — эти правила получения больничного через Госуслуги действовали до 1 июля 2020 года в разгар пандемии. На сегодня выдача листов нетрудоспособности проводится стандартно — через лечащего врача.
Так что, если вы хотите получить больничный лист через личный кабинет на Госуслугах, у вас ничего не получится. На данный момент этот сервис прекратил действие. Вам необходимо обращаться в поликлинику по месту жительства.
Об электронных больничных листах
На государственном портале есть другая опция, связанная с листами нетрудоспособности. Гражданин может заказать запрос сведения по электронному больничному.
С 2017 года медицинские организации получили право отказаться от бумажных больничных листов в пользу электронных. Это и более удобно, и исключает ситуации с подделками. Теперь врач, посадивший больного на больничный, оформляет лист в электронном виде.
При этом пациент правомочен выбрать вид документа. Если ему удобно, он может инициировать выдачу стандартного, привычного всем бланка.
При формировании электронного документа врач выдает пациенту талон с номером, по нему и можно проверить электронный больничный на Госуслугах. Этот же номер работник передает в бухгалтерию для получения положенных выплат по нетрудоспособности.
Работодатель в свою очередь найдет больничный лист в базе ФСС, предварительно заключив с Фондом соглашение о передаче информации. Для обмена информацией на компьютер бухгалтера устанавливается специальная программа ФСС, откуда и черпается информация об электронных больничных по их номеру.
Как посмотреть больничный лист через Госуслуги
Больничный лист запрашивается гражданином через личный кабинет на Госуслугах. То есть у вас уже должен быть подтвержденный аккаунт на госпортале. В итоге человек дистанционно может посмотреть информацию, убедиться в правильности заполнения документа.
Порядок действий:
Зайти на сайт Госуслуг под своими учетными данными. На главной странице портала внести в поиск “Запрос сведений по электронному листку нетрудоспособности”. Далее нужно кликнуть по названию соответствующего раздела.
Откроется раздел заказа сведений. Данные гражданина уже будут внесены, так как аккаунт персонализированный. Для запроса нужно ввести только номер электронного листа нетрудоспособности, который отражен в талоне, выданным врачом. Также можно заказать обзор листов за заданный период.
Система обрабатывает информацию и через несколько секунд выдает информацию.
Электронный больничный лист через Госуслуги предоставляется заказчику бесплатно. Он нужен больше для собственного спокойствия, для проверки данных. Сведения ФСС все равно передает только работодатель.
Личный кабинет гражданина на сайте ФСС
Федеральный Фонд Социального Страхования тоже имеет сайт и предлагает гражданам и работодателям пользоваться личными кабинетами. Вход выполняется на сайте lk.fss.ru. Зайдя на него, пользователь видит два главных раздела:
Для граждан предусмотрен первый вариант — Кабинет получателя услуг. Второй же — это рабочий инструмент работодателя, где он может получать информацию о листках нетрудоспособности работников.
Вход в личный кабинет ФСС выполняется путем авторизации через Госуслуги. То есть и здесь все взаимосвязано, требуется подтвержденный аккаунт на государственном портале.
Какую информацию по больничным можно получать в личном кабинете ФСС:
Если зайти во вкладку электронных больничных листов, откроется информация по всем открытым листам на имя авторизованного пользователя. Кликнув на номер документа, можно просмотреть по нему полную информацию:
Пример того, как выглядит эта страница:
В разделе пособий и выплат можно увидеть финансовую информацию, которая касается электронных листков нетрудоспособности:
Отследить оплату больничного через Госуслуги невозможно. Эта информация есть только в ФСС, и она отражается в личном кабинете застрахованного гражданина.
Как проходит оплата больничного листа
Оплата больничного листа через Госуслуги не проводится, этим вопросом занимается ФСС во взаимодействии с работодателем. Начальный больничный лист по периоду действия не может превышать 15 дней. Если человек не выздоровел за этот период, назначается комиссия, которая принимает решение о дальнейшем продлении документа.
Порядок оплаты:
В некоторых регионах пособие выплачивает работодатель, а позже получает компенсацию от ФСС. Но с 2022 года все выплаты будет делать только фонд.
Госуслуги и ФСС больничные листы не оформляют. Госпортал может только предоставить сведения о листе. ФСС же занимается сопровождением больничных и регулирует оплату по ним. Бланки же или электронные версии могут выдавать только врачи. Период выдачи через Госуслуги из-за карантина закончился летом 2020 года.
Электронный больничный: инструкция для бухгалтера
Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам?
Подготовка к работе
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе
Чтобы работать с электронными больничными листками, организации потребуется завести личный кабинет в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС на cabinets.fss.ru (далее — ЕИИС «Соцстрах»). Войти в него можно через учетную запись юрлица на портале Госуслуг.
Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):
Если у вас обслуживающая бухгалтерия, читайте о том, как получать больничные сотрудников, в статье.
После регистрации в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах» заполните информацию о своей компании и ознакомьтесь с инструкцией.
Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:
Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).
Шаг 2. Перераспределите обязанности
Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными, получите на него электронную подпись и обеспечьте доступ к ЕИИС «Соцстрах». Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.
Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.
Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях
Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.
Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:
Татьяна Огородникова, бухгалтер «Агентство Бонус»:
— ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось.
Оформление пособия
Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного
Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.
Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».
Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.
Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете
По этому номеру бухгалтер находит в личном кабинете в ЕИИС «Соцстрах» больничный лист сотрудника. Полученные из листка сведения (о периоде болезни и т.д.) нужно будет использовать для расчета и учета больничного листа.
Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.
На этапе выплаты пособия
Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия
Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.
Дальше сценарии работы по начислению и выплате пособий различаются в разных регионах России. Часть регионов участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В этих регионах пособие выплачивает ФСС напрямую сотруднику. В остальных регионах пособие сотруднику начисляет и выплачивает работодатель. Рассмотрим сценарии работы бухгалтера в обоих случаях.
Зачетная система
Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.
При зачетной схеме:
Прямые выплаты
Рисунок 2. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности в регионах, где действует пилотный проект «Прямые выплаты».
При прямых выплатах:
Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Импорт данных из 2-НДФЛ 5.06. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 14 дней.
Преимущество электронных больничных
Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.
При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.
Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.
С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:
Меньше места для архивов
Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.
Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
ФСС рассказал все об электронных больничных
ФСС РФ выпустил справочник об электронных листках нетрудоспособности.
Организационные вопросы
После того как электронный листок нетрудоспособности закрыт, сотрудник сообщает его номер своему работодателю. Компания запрашивает в инфосистеме ФСС ЕИИС «Соцстрах» документ по его номеру и СНИЛС сотрудника. Далее надо заполнить данные о работнике, компании, а также данные о стаже и заработке и отправить их в ЕИИС «Соцстрах», заверив квалифицированными ЭЦП главбуха, руководителя и работодателя-юрлица.
Сообщить номер электронного больничного граждане могут по телефону, e-mail или предоставить талон с номером. Однако ФСС РФ отмечает, что сам по себе талон с номером не является документом, на основании которого назначаются страховые выплаты. Он служит только для того, чтобы граждане узнали о сформированном листке.
2. Как и где проверяют подлинность больничного?
Чтобы проверить электронный больничный, можно обратиться в территориальное отделение ФСС РФ по месту регистрации компании или в региональное отделение по адресу медорганизации, чьи реквизиты указаны в больничном.
3. Зачем переходить на электронные больничные?
4. Можно ли получить больничный задним числом?
Следуя порядку выдачи листков нетрудоспособности, утвержденному Минздравом РФ, больничные выдает медработник после осмотра гражданина и записи о его здоровье в карте больного. Если граждане лечатся в поликлинике, то больничный выдается в день обращения. Если лечение происходит в больнице, то лист нетрудоспособности гражданин получает в день выписки. В исключительных случаях больничный можно получить за прошедшее время.
5. Что требуется для замены на российский больничный заграничных медицинских документов?
Иностранные документы, которые подтверждают болезнь гражданина, должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально заверен. Также для замены таких бумаг на российский больничный они должны быть легализированы, а записи в них должны подтверждать состояние здоровья гражданина.
Единственной формальностью для удостоверения подлинности документа является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Чтобы заменить иностранный документ на российский больничный, заявитель может обратиться в медорганизацию либо лично, либо по доверенности.
6. Планирует ли ФСС РФ в дальнейшем полностью перейти на электронную документацию, а за отказ в оформлении цифровых больничных взыскивать штрафы?
Сейчас электронные больничные равнозначны бумажным. Если у работодателя есть техническая возможность принять документ в цифровом виде, а он отказывается это сделать, то это считается нарушением прав работника. Однако обязанности переходить только на цифру в законодательстве РФ нет.
Особенности работы с электронными больничными
В поле «Место работы — наименование организации» указывают название компании-работодателя, зарегистрированной как страхователь в региональном отделении ФСС РФ. Если подразделение не является работодателем застрахованного лица, то название такого подразделения в больничном не указывается. Если же договор у работника заключен с подразделением, то вписывается название подразделения.
8. Нужно ли распечатывать и хранить цифровые больничные вместе с традиционными БСО?
Так как электронные больничные имеют юридическую силу и хранятся в инфосистеме ФСС РФ, у работодателя нет необходимости распечатывать и хранить у себя копию электронного листка нетрудоспособности.
Информация для граждан
Данные об электронных больничных доступны в личном кабинете получателей услуг на сайте ФСС РФ. Для входа в кабинет можно воспользоваться логином и паролем с сайта госуслуг. Если работодатель гражданина находится в регионе, в котором проходит проект «Прямые выплаты», то в личном кабинете человек может получит информацию о расчете пособий и об их выплате.
10. Может ли безработный получить электронный больничный?
В формировании электронных больничных участвуют страховщик, страхователь и медорганизации. Так как у безработных граждан страхователя нет, им выдается обычный, бумажный больничный.
11. Что делать, если оформлен электронный больничный, а работодатель требует бумажный?
ФСС РФ напоминает, что электронные и бумажные больничные равнозначны, а форму выбирает пациент. Электронный больничный оформляется только с его письменного согласия. Однако если работодатель технически не готов принять электронный листок нетрудоспособности, то больничный оформляют в бумажном виде. Если документ уже оформлен в цифре, то с помощью специальной программы фонда «Подготовка расчетов для ФСС» можно распечатать бумажную копию. Кроме того, работодатели, работающие с рядом бухгалтерских программ, с середины прошлого года могут работать с электронными больничными. Эта возможность встроена непосредственно в программу.
Электронный больничный лист в 2021 году
В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.
Вводная информация
Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).
После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).
Что такое электронный листок нетрудоспособности
Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.
Справка
С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».
ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.
Важно
Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.
Условия перехода на ЭЛН
На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).
Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.
Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).
Внимание
Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.
Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».
Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.
В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).
Как получить ЭЛН
Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.
После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.
Внимание
Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.
Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя
Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).
После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.
Важно
Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).
Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).
Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).
Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».
Важно
Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.
Плюсы и минусы электронного больничного
Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:
Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.
Практические выводы
Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).
В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».