вышли в поле косари
Вышли в поле косари
Урок 3. ЖАТВЕННЫЕ ПЕСНИ
Вступление
Мы продолжим рассматривать взаимосвязь музыки с жизнью народа.
Разделение музыки на профессиональную и народную. Слушания, задачи
Украинскую музыку можно условно разделить на профессиональную и народную. Послушайте две песни и определите принадлежность каждого из них к народной или профессиональной (авторской). Что объединяет их, чем они отличаются?
Звучит песня «Поле мое, поле» (на музыку В. Филипенко)
Звучит украинская народная песни «В воскресенье рано»
Рассказ о жатвенные обряды, жатвенные песни
Одним из главных событий летне-осеннего цикла есть и были жатва, ведь именно они являются итогом тяжелого летнего труда земледельцев.
В Украине до начала жатвы готовились как к большому празднику, а также как к тяжелой ответственной работы, когда приходилось работать от рассвета до заката, не смотря на жару и жажду. В первый день жатвы одеты в праздничный наряд крестьяне торжественно отправлялись до восхода солнца на поле, где лучшая жница начинала зачинку. Сноп из первого урожая («воевода») вечером устанавливали в красном углу.
Демонстрация украинской народной песни „Вышли в поле косари”
Песни, которые исполняют во время жатвы, называют жниварськими.
Анализ прослушанного произведения
Украинскую народную песню „Вышли в поле косари” отнесем к собственно жатк, ведь в ней рассказывается про сам процесс работы на поле.
Разучивание песни „Вышли в поле косари”
Караоке. Песня „Вышли в поле косари”
Укр. нар. песня „Вышли в поле косари” минус
1. Вышли в поле косари
Косит утром на заре.
Припев:
Эй, ну то, косари,
Ибо не рано начали.
Хоть не рано начали,
Так много срезали!
2. До обеда покосили,
Острые косы потупили.
Припев.
3. После обеда почивали,
Острые косы поклепали.
Припев.
4. Вечером холодком
Шли домой все строкой.
Припев.
5. А в стога как поскладаєм,
То сильно погуляєм!
Припев
А Комаровский Вариации Вышли в поле косари
Одинцова Инна 10 лет А Комаровский Вариации на тему укр нар песни Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на украинскую народную песню Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари
Конкурс фестиваль АРТ ПРЕМЬЕР А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари Копылова Ксения
Агаева Самира 8 лет А Комаровский Вариации Вышли в поле косари
Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари Исп Сеня Геншпринг 9 лет
А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари Подобед Николай
Рагимова Муминат А Комаровский Вариации на тему песни Вышли в поле косари
Ершова Елена 7 лет Комаровский Вариации на тему укр нар песни Вышли в поле косари
А Комаровский вариации Вышли в поле косари A Komarovsky Mowers Came Out To The Field
Немошкалова Анастасия А Комаровский Вариации на русскую народную песню Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на тему укр нар песни Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари исп Яркова Настя 3 год обучения по скрипке
Зайцева Надежда А Комаровский Вариации на тему украинской народной песни Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле косари
Тарарыкин Антон А Комаровский Вариации на тему украинской народной песни Вышли в поле косари
А Комаровский Вариации на тему Вышли в поле касари
Даниил Тиракян Вариации Вышли в поле косари А Комаровский
Комаровский Вариации на тему Пойду ль я выйду ль я исп Шиликова Алиса г Новосибирск
Вариации Вышли в поле косари А Комаровський Канал Сеньор Арсений
Душина Виктория ДМШ1 Иркутск Комаровский Вариации
Вышли в поле косари Комаровский Экзамен
Вариации Вышли в поле косари
Скрипка гамма Ре маж арпеджио 22 этюд Шольц вариации на тему Вышли в поле косари Комаровский
А Комаровский Вариации Пойду ль я выйду ль я
Пьесса крупной формы Вариации Вышли в поле косари
Василиса Паршкова скрипка 5 лет
ПЬЕСЫ КРУПНОЙ ФОРМЫ ВАРИАЦИИ на тему украинской народной песни Вышли в поле косари А Комаровский
Комаровский Вариации Пойду ль я выйду ль я Аккомпанемент
Товмасян Элина А Комаровский Вариации
Выступление Маши академконцерт 18 12 2020
Вышли в поле косари Скрипка Канал Сеньор Арсений
Вариации на тему украинской народной песни Вышли в поле косари обработка М Михайлова
Танитовский Иван 10 лет
А Комаровский Вариации исп В Харламов 18 12 2010 г
Руминас Надежда 1 я возрастная категория
Концерт семейных ансамблей Музицируем вместе 18 декабря 2020 года
А Комаровский Вариации на тему русской народной песни Пойду ль я выйду ль я
Кулбаева Аэлита 8 лет А Комаровский Вариации концертмейстер Абдрахманова Галия Фуатовна
Вышли в поле косари
Руслан Сатылганов А Комаровскии Вариации
59113 Комаровский Вариации на тему Пойду ль я выйду ль я исп Шиликова Алиса 8 лет
Вышли в поле косари 2015
А Комаровский Вариации на тему Пойду ль я выйду ль я обработка для блокфлейты С Великанова
Для вашего поискового запроса А Комаровский Вариации Вышли В Поле Косари мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат А Комаровский Вариации Вышли в поле косари который загружен Alexey Gostev размером 2.65 MB, длительностью 2 мин и 1 сек и битрейтом 192 Kbps.
Слушают сейчас
А Комаровский Вариации Вышли В Поле Косари
L Entourloop All I Want To Do Feat Lmk
Mystery Mtv3229 Lta2 Smart Tv Android Прошивка Часть 2 Recovery Hard Reset
Greenlee Leo Et Al Greenlee S Lies Unravel Part 2
Мы Умрем Где То Посреди Ночи Но Я Люблю Тебя Очень
Yulduz Usmonova Va Shabnami Surayo Tarali Dali
Барои Бачаҳакои Ошиқ
Wide Awake Day Every Weekend Dj Sprinter Remix
Valer Erb Poqr Einq Վալեր Երբ Փոքր Էինք Mp3
Ноокат Кара Суу 06 04 2020
Ерлан Абдуллаұлы Теміртаулық Жыршы
Fnaf Welcome To The Show
No Doubt Dont Speak Hbz Bounce Remix Bass Boosted
Soren Elbaek Kairos Time Op 73 Sinfonias Nos 1 4 V Interludio Ii Sinfonia No 4 Op 73D Iii Interludio Ii
All Souls Carnival Iv Outside And Inside
Песенка Про Коронавирус
Shoxruz Abadiya Oddiyman Music Version 2
Ilhom Farmanov Laylo
Valeron I Love You So Much Original
Central Florida Dash Cam Footage 1
Turkmen Dana Sozler
Терёшечка Русская Народная Сказка Tereshechka Russian Folk Tale For Kids Сказка Для Детей
Ой Доктор У Меня Много Много
Little Swing На Русском
Three Moravian Dances Ii Celadensky
Warcraft 3 Tutorial Cómo Importar Modelos E Íconos Personaliza Tu Héroe
Сеанс Исцеления Желудка Поджелудочной Железы И Кишечника
Вышли в поле косари
А куда же эта девочка смотрела, и о чем думала, когда ей руки переставляли за год до выпуска? Я понимаю конечно, школа итд, но все-таки уже не 7 же лет.
и родители.
А за 10 дней можно много сделать. И даже за час.
Кстати, а как получилось, что она попала именно к ЭТОЙ педагогине, а не к просто хорошей??
Взяли, видимо, на мое место первого, кто пришел.
А куда же эта девочка смотрела, и о чем думала, когда ей руки переставляли за год до выпуска? и родители.
произведения которые ученик играл записываются то ли в личное дело, то ли в журнал какой-то.
(с)SergT
А за 10 дней можно не только выучить, но и выграть новую программу, ведь девочка уже взрослая и может при желании проявить необходимое для этого усердие!
Жаль, у нас педагогическая деятельность не лицензируется. Я б лицензии лишал таких педагогов, у которых в 7 классе «за 10 дней и выцчить, и обыграть».
Извините, Катя, ничего личного.
Жаль, у нас педагогическая деятельность не лицензируется. Я б лицензии лишал таких педагогов, у которых в 7 классе «за 10 дней и выцчить, и обыграть».
.
boris, извините, но уж если и лишать кого педагогической лицензии, так прежде всего педагогиню, которая
Бог мой, везде один и тот же неискоренимый идиотизм! Грустно 🙁
Amateur, я все понимаю. Это могло быть из лучших побуждений. Но ведь благими намерениями. Результат налицо или нет? Человек играл. Вам лучше судить на каком уровне- Вам скрипка знакома не понаслышке. А теперь он ВООБЩЕ ничего не играет. Результат опять налицо. Только противоположный. Такие вещи, как перестановка рук, снятие зажимов и пр. не делаются авралом. У девчонки был выпускной год. Ну, наверно, стоило прикинуть что реально (и стоит!) переделывать, а что нет. А когда педагог на нулевом выходе своей работы ищет виноватого вовне(«бездарь»), это тоже о чем-то говорит.
А за 10 дней можно не только выучить, но и выграть новую программу, ведь девочка уже взрослая и может при желании проявить необходимое для этого усердие!
Жаль, у нас педагогическая деятельность не лицензируется. Я б лицензии лишал таких педагогов, у которых в 7 классе «за 10 дней и выцчить, и обыграть».
Извините, Катя, ничего личного.
А передо мной- то Вы за что извиняетесь, Борис? Конечно надо лишать лицензии таких педагогов. И вообще педагогов, которые сами, по своей вине ставят ученика в критическую ситуацию. Жизнь их создаёт и без того предостаточно. Я лично своих- не ставлю. Но самой приходилось в силу разных обстоятельств решать и не такой трудности задачи чуть ли не за вечер. Поэтому и говорю: в критической ситуации, раз уж Вы в ней оказались, справиться с этим возможно. При надлежащем усердии, разумеется. А попадать в такие ситуации, конечно, не желательно. Кстати, куда смотрели родители? Они что, не могли забить тревогу раньше, не за 10 дней, а хотя бы за 15? Надо было бежать к Донне при первом упоминании о недостаточной даровитости их ребёнка.
Экзамен в среду, 19-го (глубокий вздох).
Ни пуха, ни пера!
А я пошла по известному адресу без напоминания 🙂
Девочка молодец. Азартная и умненькая. Все-все вспомнила, ничего не забыла, и еще своего добавила. Пошла я надираться на радостях нефильтрованным копченым пивом, сорри за офф-топ. :alcohol:
Простите, Ingrata Donna», за моё подчеркивание Ваших слов. Но это умеют далеко не все ученики и профессиональных школ. Ай да «бездарь»!! :fan: :appl:
Донна, хоть и с опозданием, но поздравляю. :appl:
ЗЫ: Отдельное спасибо за Лондона, Хорн и Каллас. Вот сегодня аккурат до меня дошли. 😉
Как много учеников заканчивает муз. школу с «приятными воспоминаниями» о том, как они играли гамму си-бемоль мажор!
Сложный вопрос. Не могу сам себе ответить, стал бы я возвращаться к занятиям музыкой, если бы закончил в свое время музшколу и получил-таки эту самую «корочку». Ведь тогда бы не было этого чувства незавершенности, по крайней мере оно не было бы таким острым. не было бы этих постоянных сомнений, которые подталкивают совершенствоваться. с другой стороны, вот институтский диплом у меня есть, но его наличие совершенно никакого влияния не оказывает на стремление узнавать что-то новое, неизвестное, я ж действительно учился не для корочек.
у Данкля там и штрихи все ж таки, даже рикошет какой-то, помнится, есть, и вообще славная салонная штучка для любителей домашнего музицирования
а эта вещь про косарей совершенно школьная и туповатая, ее всегда дают самым безнадежным больн.. э-э, т.е. ученикам.
статья 17. Жанры осеннего цикла календарно-обрядовой творчества
На разных славянских территориях есть свои отличия, обусловленные различными видами занятий (скотоводство, земледелие, виноградарство), видам сельскохозяйственных культур (зерновых, конопли и льна, винограда и фруктов и т.д.), неодинаковыми периодами созревания урожая в различных регионах. Поэтому в настоящее время, как и на протяжении всего года, есть множество меньших праздников, имеющих свои территориальные различия и особенности. Согласно этапов и видов труда обрядовые песни осеннего цикла делятся на жатвенные (зажинковые, жатвенные и обжинкові), косарские и гребовицькі.
Чья то красная нивка?
Люба бы му всякая денек;
Золотом бы любо пыхтел!
Ладно бы ся на все імав!
Распространенным в этих произведениях были мотивы просьбе помощи в тотемных птиц и сил природы, их заворожение:
Там на горойці три панинойці ячмень жнут.
Рефрен: Гей милый боже, кто же им поможет?
Не вижнуть! Соненько низко, вечеройка около, не вижнуть! Пташеньки летают, снопойки зношають, не снесут!
(Рефрен) Седой соколейко копойкы составляет, не возложит! (Рефрен) Зозулька кует, копойкы считает, не злічить! (Рефрен)
Встречаются также заговоры против вредных растений и птиц: « Ты, красный плевел, / Не родись на полю, / Родись при воблозі, / При конце, при дороге! ».
По завершении зажинок, уходя с поля на ночь, прощались с ланом до утра. Некоторые песни является отголоском этого ритуала:
— Ой ночи, широкеє поле,
— Приходите завтра раненько, Рожь-житечко! Как сонійко сойдет,
— Спокойной ночи, на здоровье, Росиця опадут
Жнії молодые, серпы золотых! И приносите по бохону хлеба.
Там в поле колодец,
Золотые серпы имели,
Также встречаются мотивы помощи тотемных птиц, что является воплощением духов поля (умерших предков):
Воплощением духов умерших предков выступает и облако, что символизирует плодородную влагу и способствует лучшему врожаєві:
Из бора темная хмаронька идет,
Родная матушка впереди.
Молодая дівонька пшеницу жнет.
— Не страшно ли тебе, девонька,
— Чего же имела бы я бояться?
Древними здесь можно считать мотивы, которыми слуги и служанки призвали друг друга жать быстрее до конца. Дж. Фрезер связывает традицию соревнования жнецов с ритуальным жертвоприношением слуги и служанки (завязыванием в снип), которая зжала последние колосья на поле и, как считалось, на нее переходил дух поля. Впоследствии жнецы такими песнями подбадривали друг друга, когда день близился к завершению, пели о близок время отдыха, вкусного ужина:
Наша хазяічка дома живет
Варила вареники в сметане,
И женчикам вечероньку готовит.
Идут мои женчики любимые.
В жниварських песнях более позднего периода (времени барщины, крепостничества, наймов) часто звучат жалобы на тяжелую непосильный труд без отдыха. Иногда жнецы пением упрекают солнцу за то, что их курит, или просят их ветер освежить. Анафорические повторы приближают такие произведения-обращение к заговорам.
Значительная часть указанных произведений отражает завершение работы жнецов: «До конца, женчики, до конца, Пойдем домой за солнца. ». Завершив работу, жнецы катались по стерне, заказывая к нивы:
Ой нивоноко, нивонько,
Верни нашу силоньку.
Как мы тя зажинали.
То мы силоньку имели,
Теперь мы марнесенькі,
Как лебедь білесенькі.
Часто у «бороды» имитировали пахоту, сев, скородження, что было символическим воспроизведением круглогодичного круга полевых работ и мало, по верованиям, обеспечить непрерывную плодородие нивы. При этом пели: «Уже-сьмо посеяли, поорали, поорали, / Хоть существуем на без рок дочекали, дочекали». Тотемічними верованиям обозначены обжинкові песни-обращение к полевых птиц. Ведущими их мотивам есть печаль по прошлым летом, сочувствия:
Где же ты будешь сидела?
Где же, будешь прятала?
Нет ржи ни пшеницы
Мы рожь уже пожали
На хозяйственной нивці.
Частый мотив созыва птичкой (перепелкой, павой, соколом, ястребом и т.д.) своих малых детей домой с поля.
Много обжинкових песен сохранили элементы описаний обрядов плетение венок из колосьев, наряджання «княгини», процессии жнецов от поля к дому хозяина:
Конец нивоньці, конец,
Будем плести венец.
Сделаем сегодня жатву.
То с ржи то из барвинка
Миры, месяцу, с гора,
Чтобы была видна дорога.
. Пусть я в стороне отдохну,
Буйного ветра наслышан,
Ой пока пойду на ниву.
Мелкого дождя напился.
Уже в поле набувся,
На хороших жнецов насмотрелся.
Значительное количество обжинкових песен предназначалась для пения по дороге от поля к дому хозяина. Они сохранили элементы обряда плод венчика, величание лучшей слуги и служанки:
Наши женчики с поля идут,
То не голосок, то жнецы
На двор голосок подают:
Привели дівоньку в венце.
Среди обжинкових песен можно выделить отдельную группу произведений величального характера, которые по форме, структуре, поэтикой, ху-дожньообразною системой очень подобны соответствующих колядки, щедровки, веснушек. Часть этих произведений предназначена для выполнения на поле хозяину, который присутствует при завершении работы:
Наш господин молоденький,
В счастливую годиноньку.
Под ним конь вороненький,
Добрую судьбу имеет
Нередко такие песни исполняются в форме диалога:
Ой летает он по полю, как сокол. Или дожали житечко вы мне?
И все своих женчиків спрашивает: Чтобы здоровые на второй год ожидали.
Другая группа величальных обжинкових песен предназначалась для выполнения их у ворот, во дворе и в доме хозяина. Этими произведениями поход жнецов извещал обладателя жатвы о том, что его рабочие возвращаются с поля: «Ой одчини, хозяину, новый двор, Несем тебе венчика на выбор. ». Жнецы в этих величальных произведениях вызвали всю семью хозяина на двор радоваться успешному завершению урожая:
Ой на небе ясный месяц с зорою, Ой на небе ясный месяц со звездами,
Выйди, выйди, хазяїне, с женой! Выйди, выйди, хазяїне, с детками!
Ой выжали житечко в добрый час, То не будет житечко полегать.
А теперь, господин, частуй нас! А как будешь, хозяину, поить,
Ой как будешь, хозяину, угощать, Будет тебе житечко выдержать.
Выкуп за венок всегда возникает своеобразной жертвой за то, чтобы хорошо велось хозяйство, чтобы силы природы способствовали во всем.
Были также отдельные величальные обжинкові песни, которые пелись хозяйки. В них величалась ее красота, трудолюбие, хорошее отношение жнецам:
Сударыня пышная за воротонька вышла, Стала си в воротах в красных сапогах. Тарелочку держит, женчиків приветствует, Венчика выглядит.
В величаннях хозяйки звучит мотив благодарности ей за то, что во время жатвы она беспокоилась о рабочих, выглядела их с поля, вовремя давала обед и ужин, готовила для них лучшие блюда. Воспевается ее любовь к хозяину, с которым она делит заботу о урожай, утешает, что он уже собран:
Хозяйка калину ломала
— Спи, хозяйку, довольно,
И хозяину в головах положила:
Уже твоя пшеница в овине.
Рядом с хозяйкой величаются ее дети. Особые произведения предназначались взрослой дочери, которая тоже воспевалась как хорошая хозяйка готовит жнецам праздничный ужин в честь окончания жатвы:
Что Ганночка девка по дворику ходит,
В руках ключи носит, сундуки отпирает.
Столы тесовії, жнецы младост.
. Скатерти вынимает, столы застилает.
Ой государь наш, обжиночок ваш. Гу-у-у!
Конечный возглас «Гу!» часто встречается в древних песнях, в которых находим остатки обрядов отпугивания злых духов от поля.
В отдельную группу обжинкових песен можно выделить произведения, которыми сопровождался обряд ритуального выпечки каравая с нового зерна (своеобразная жертва богам и духам поля). Эта лирика полна элементов древней мифологии. В ней часто звучат разговоры с караваем, обращение-заговоры к нему как к живому существу: «Каравая мой румяный, Или боги тебя рисовали?», «Здравствуй, здравствуй, святой каравая, Здравствуй, здравствуй, гость из божьего дома. Где же ты был, святой каравая, Что же ты видел с божьего дара?» Встречаются здесь и обращение к языческих божеств, которые, по мнению праславян, способствовали хорошему врожаєві:
— Есть на нем райськії пташеньки.
— Есть на нем житнєє колосья.
— Есть на нем вишни и черешни.
С завершением урожая молодежь имела больше времени, поэтому в песнях, предназначенных для девушек и парней, звучит мотив любви, который иногда сочетается с мотивом скорой свадьбе (что традиционно происходило осенью, после завершения полевых работ). Мотивы любви звучат и в песнях для хозяина с хозяйкой: «Господин золото веет, а госпожа обметает, А господин паню обнимает. ». Они доносят остатки языческих ритуалов, осуществляемых на поле в честь духов нивы, что происходили у «бороды». Порой эти обряды назывались «качания по стерне». Это были своеобразные языческие игрища-гуляния, по форме похожие к весенне-летних, с тем отличием, что главными их участниками были зрелые люди, а не молодежь. До нашего времени дошли отдельные тексты, которыми сопровождались эти игры:
Женьчичок, бреньчичок вылетает,
Если бы-то забито ніженьку пробито,
Высоко ніженьку поднимает,
В зеленом лугу, бери себе вторую.
Как и другие жанры календарной обрядности, о которых говорилось ранее, крестьянский лирика, теряя связь с языческими верованиями, позбувалась ритуальных элементов, приобретая взамен покрифічно-библейских мотивов:
Святой Петр за плугом ходил,
А сам Господь Бог пшеничку сеял.
Святой Павел волоньки водил,
А святой Ілльо заволочував.
Основным признаком таких произведений является язичницько-христианский синкретизм. А в других случаях, теряя сакральный пафос, много обрядовых жниварських песен приобрели юмористически-шутливого тона:
Пошли в поле жнецы жать,
Серпы взяли, хлеб забыли,
И забыли серпы взять,
То же то такие жнецы были.
Элементы земледельческой обрядности вошли не только, как отмечалось выше, в другие жанры календарной и семейной обрядности, но и в баллады, сказочный и неказковий эпос, народную пареміографію и т.д. Несколько приближенными к жниварських песен по тематике и художньообразною структурой является косарские и гребовицькі песни.
Основными образами в этих произведениях есть косари, работа которых поетизується и воспевается:
Вышли в поле косари косит утром на заре.
Эй, нуте, косари, потому что нерано начали:
Хотя не рано начали, так много утяли!
И в жниварських, и в косарские песнях часто звучат мотивы тяжелого труда и скорби вдовы, которая сама не может справиться с работой в поле, поэтому в нее бедный урожай, некому помочь, и ей приходится за плату нанимать рабочих:
Загрустила бедная удівонька,
Косари косят, а ветер повевает,
Что не кошенное дібровонька.
А бедная вдова из жалости умирает,
Найма косарей семьдесят четыре.
Над мелкими детьми рыдает.
Чтобы покосили горы и долины.
Этими мотивами жатвенные и косарские произведения перекликаются с вдовиними песнями. Меланхоличным настроением, мотивам любви, переживаниями лирического героя отдельные из них приближенные к семейно-бытовых песен, которые, очевидно, возникли с календарно-обрядовой творчества:
Косари косят, ветер повевает.
К грубленої крайниці,
Где моя милая разговаривает с другим.
Брать холодной водицы.
Как пойду я оврагом, яром, долиной
А там берут воду чужие женщины.
Архетип воды здесь опять же является отголоском архаичных обычаев и обрядов.
Давность традиции косарские песен удостоверяет тот факт, что их ведущие мотивы котенок травы, образы серебряной косы, чистой росы и т.д имеющиеся в произведениях других циклов, в частности в зимнем, где они широко представлены в щедровках («Там Василий сено косит», «А Василий сено косил» и др.). В этом проявляется годовая календарная цикличность и непрерывность, связь с жанрами других периодов, где каждый цикл провіщенням следующих, что четко прослеживается в тематике, мотивах и образности всех жанров, совместной архетиповості. Символичным является образ смерти с косой, который появляется не только в обрядовой творчества (в частности рождественской), но и в народной лирике, лиро-эпохе и эпохе.
Однако, часть косарские песен происходит из более позднего времени, чем архаичная календарная обрядность, поэтому они меньше связаны с ритуалами и больше с «новыми» жанрами. В частности, зафиксировано значительное количество косарские песен с коломийковим размером:
Ой я косил сено-косил сено, я отаву.
Ой любил я дівчиноньку белокурую, черноволосую.
Ой я косил сено-траву косил я осоку,
Ой любил я дівчиноньку тоненькую, высокую.
Ой косил я вперед гречку, а потом пшеницу,
Ой чьи же то гребцы, девушки и парни? Самые молоденькие, грабли золотенькі, Зубчика терновые, сами чорноброві.
Как в жниварських и косарские песнях, в гребовицьких есть мотивы заговоров до солнца (чтобы оно не жгло), к ветра (чтобы не разносил сено, а освежил от тяжелого труда), до вечера (чтобы скорее пришел и принес покой). Особенно остро эти мотивы звучат в произведениях, где они переплетаются с темой барщины, работой в наймах и т.д.
Распространенными здесь также есть темы любви, ухаживания, женихання, любовно-эротические мотивы:
Ой мы сено громадили,
А еще будем копить,
Чтобы луччого приманить:
Еще чорнявішого, еще кудрявішого.
Часто проводится параллель между сгребанием сена и «сгребанием вместе» казака с девушкой, которая, очевидно, является отголоском некоего древнего обряда или игры.
Чиняй, господин, погреба,
Уже и покопили, господина повеселили.
Потому что уже сено погребли,
В копне положили, мы и не почивали.
Часто в таких песнях, как и в жниварських, звучат мотивы выкупа, платы за работу, призывы к угощение рабочих лучшими блюдами, самым дорогим вином, накликання беды на хозяйство, если господин не воздастся как следует и не примет гребцов как нельзя лучше. Среди них много произведений шутливо-юмористических. В них высмеиваются неумелые гребцы, что поломали грабли, плохой и скупой хозяин или хозяйка, что не давали есть. Объектами насмешек становились и чужие ватаги гребцов, которые работали на соседних полях. Отдельные исследователи высказывали мнение о том, что такие произведения не имеют связи с обрядом, в частности Ф. Колесса думал, что косарские и громадільницькі песни не имеют обрядового характера и не отличаются по своей форме от обычных песен. Все же их следует выделять в отдельные группы календарной творчества, поскольку, в отличие от лирических песен, которые не имеют никакой временной локализации, косарские и гребо вицькі песни тесно связаны с определенным периодом годового цикла, вне которого они не выполняются.
Календарная обрядность всех циклов прошла одинаковый путь трансформации: в древнейший период своего существования она играла утилитарную роль, имея целью с помощью магических ритуалов влиять на природу и мир. Во всех циклах четко прослеживаются элементы магии, признаки древних культов и верований, центральным из которых является чествование духов умерших предков (в том числе связанное с ним имеющееся во всей годовой обрядности восприятия чужака как божества или воплощенного духа из потустороннего мира: колядника-полазника в зимнее время; пришельца как «суженого» в весенне-летний; путевого как воплощение духа поля во время жатвы). Впоследствии, «потеряв свое высокое предназначение, не сприймаючись более торжественные обряды, от пунктуального выполнения которых зависит благополучие и само существование общины, они постепенно скатилась в тартарары карнавалов, пантомим и развлечений. И наконец, на последней стадии вырождения эти обряды, которые прежде воспринимались всерьез взрослыми и мудрыми людьми, становятся пустой детской забавой». Именно такими большинство из них в наше время.