вход в янтарную комнату

Янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине (Царское Село)

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнату

Янтарная комната за трехсотлетнюю историю пережила много периодов от создания до забвения, от возрождения как «Восьмого чуда света» до похищения, бесплодных поисков и нового воскрешения в обновленном Екатерининском дворце Санкт-Петербурга уже в современной России.

В этом зале стоит особенная атмосфера. Блики солнца и многочисленных лампочек, имитирующих свечи, отражаются в янтаре, позолоте и зеркалах. Входящих окутывают необъяснимые волны приятного тепла и умиротворения, излучаемых солнечным камнем.

Режим работы в 2021 году

Пандемия внесла изменения и в режим работы дворцов Царского Села в Санкт-Петербурге (ныне город Пушкин). Пространства Екатерининского дворца, где сейчас располагается Янтарная комната, предлагается осматривать по двум строго установленным маршрутам.Чтобы развести людские потоки, их направляют по разным сторонам здания.

Оба маршрута проходят через Янтарную комнату, поэтому для ее посещения можете выбрать любой маршрут:

Совпадают оба направления по посещению Янтарной комнаты, Большого зала и общего выхода к Стасовской лестнице.

Если вы давно или никогда не были в Екатерининском дворце, выбирайте, маршрут №1, он более парадный и познавательный. №2 подойдет тем, кто хочет восполнить недостаток впечатлений после предыдущих визитов.

Парк открывается в 7-00.Часы работы самого музея в г. Пушкине и, соответственно, Янтарной комнаты не изменились – с 10-00 до 18-00.

Вход для посетителей разбит на сеансы, которые начинаются каждые 15 минут.

Последний – в 16-45. Начало всегда указано в билете. Опоздание допускается не более, чем на четверть часа. Далее входные документы аннулируются.

Проход гостей в Янтарную комнату происходит в 2021 году иначе. До начала сеанса на входе в парк приложите штрих-код билета из вашего смартфона к окошку турникета. Затем проделайте аналогичную процедуру вторично – на входе во дворец со стороны Старого Екатерининского парка в крыле, ближнем к Камероновой галерее. Следуйте указателям: дверь зависит от номера маршрута. Только после этого музейные служители проверят персональные документы.

После осмотра Янтарной комнаты вы можете до 18-00 гулять по огромному парку.

Выходной день – вторник. В холодное время года с ноября по апрель добавляется еще один нерабочий день – каждый последний понедельник месяца.

Заказ билетов в Янтарную комнату и их стоимость

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнату

В период пандемии самый безопасный способ покупки билетов в Янтарную комнату – онлайн. В музейные кассы, расположенные рядом с главным входом в парк, попадают исключительно нераспроданные остатки.

На официальном сайте музея билеты выкладывают на неделю вперед. На любой сеанс планируется до 50 посетителей. В одном заказе вы оформите не более 5 билетов.

Цена билета в Янтарную комнату в Царском Селе

Категория туристовСтоимость, руб.
граждане РФ И ЕАЭС*
Взрослые850
Пенсионеры400
Студенты, курсанты, школьники старше 16 лет430
Члены творческих союзов (архитекторы, дизайнеры, художники), работники государственных музеев430
Другие иностранцы
взрослые1200
Студенты и школьники старше 16 лет610

*страны-участники ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.

Бесплатные категории

Независимо от гражданства:

Граждане России и Евразийского Союза:

Только во второе воскресенье каждого месяца – граждане РФ:

Важно: входные билеты на бесплатное посещение приобретаются при условии включения в заказ хотя бы одного – за деньги.

При оформлении требуются паспортные данные приобретателя. Их же придется предъявить на входе, а льготникам – и подтверждение права на скидку к стоимости либо бесплатный просмотр.

Билеты с аудиогидом

Чтобы лучше ознакомится с Янтарной комнатой и узнать много нового, мы рекомендуем заказать билет с аудиоэкскурсией в формате WeGoTrip. Электронный экскурсовод подробно расскажет о Янтарной комнате и «проведет» Вас не только по одному из дворцовых маршрутов, но и через роскошный парк. Вы увидите его регулярную и пейзажную части, павильоны Грот и Эрмитаж (с кухней), Камеронову галерею и даже Лицей, в котором учился Пушкин и другие знаменитые соотечественники (к сожалению, только снаружи).

Посещение Янтарной комнаты по программе «все включено»

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнату

Если вы хотите увидеть Янтарную комнату, но связываться с поиском нужного транспорта не любите, да еще предпочитаете рассказы живого гида вместо электронного, идеальным вариантом станет автобусная экскурсия по программе «все включено». Во дворец вас доставят из центра Санкт-Петербурга. Оформить заказ вы можете на сайте.

Стоимость билета по программе «все включено»

Категории туристовСтоимость, руб.
Взрослые граждане России и стран ЕАЭС*2315
Пенсионеры с гражданством РФ и Беларуси, российские студенты любых учебных заведений2100
Дети от 7 до 15 лет1950
Дети моложе 7 лет с предоставлением отдельного посадочного места850
Иностранцы2650

В стоимость билета входят:

Самостоятельное посещение Янтарной комнаты в Пушкине

Эта информация пригодится активным туристам, выбирающим индивидуальные путешествия. Если вы уже самостоятельно приобрели входные билеты, то и дорогу в город Пушкин (бывшее Царское Село) найти нетрудно.

Чтобы попасть в Янтарную комнату Вам нужно по Парадной лестниц Екатерининского дворца подняться на второй этаж и пройти через Белую парадную столовую, Малиновую столовую, Зеленую столовую и Портретный зал, сразу после которого Вы и попадете в Янтарную комнату.

План-схема прохода в Янтарную Комнату:

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнату

Как добраться в Екатерининский дворец и Янтарную комнату

Для путешествия вы можете выбрать одно из трех направлений.

Адрес музея: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул.Садовая, 7.

Официальны сайт: https://tzar.ru

Телефон для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68

Схема проезда:

Интересные факты из истории Янтарной комнаты в Царском селе

Первоначально янтарный кабинет создавался по приказу прусского короля Фридриха I для любимой супруги Софии-Шарлотты для установки в ее резиденции.

В 1709 году королева скончалась. Супруг решил перенести готовые янтарные панели в галерею собственного дворца. В очередном путешествии по Европе Петр I искал союзников в войне со Швецией. С Фридрихом удалось найти общие интересы, а во дворце тот показал русскому царю изысканное творение собственных мастеров. Петр восхитился увиденным.

В 1713 году Фридрих Iумер. Для его сына Фридриха Вильгельма союз с Россией был также важен. В результате подписанный договор 1716 года был скреплен подарком. Король отправил компаньону янтарный «неликвид», а взамен известный солдафон получил 55 высокорослых гвардейцев и чашу из слоновьего бивня, собственноручно изготовленную Петром.

От дворца к дворцу в России

Полученный подарок был исследован Меншиковым, знавшим толк в изящных штучках. Вердикт был таков: великолепно, но некомплектно.Диковину разместили в «Людских палатах» – общедоступном музее Летнего сада.

Следующей заинтересовалась янтарным убранством дочь Петра – императрица Елизавета. В 1743 году по ее указу панели отреставрировали и разместили в одном из дворцов в Санкт-Петербурге, собрав первый вариант Янтарной комнаты. Недостающие детали заменили холстами, расписанными под солнечный камень. Кабинет использовался для приема высоких иностранных гостей: императрица знала, чем удивить посланников!

После возведения нового Большого дворца в Царском селе по велению Елизаветы в 1755 году ящики с янтарными деталями за 6 дней были перенесены в новую резиденцию 76 гвардейцами. Созданием кабинета руководил лично Бартоломео Расстрелли.

Новый, больший по размеру,зал заполнили не только янтарем, но и пилястрами с зеркалами в золоченом обрамлении, а также привычными росписями, имитирующими камень.

Вошедшей на престол Екатерине II в Янтарной комнате роскоши не хватило. Она приказала убрать холсты и заполнить все пространство янтарем.

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнатуПрусский герб с одноглавым черным орлом и монограммой Фридриха I

В результате оформление комнаты превратили в трехъярусное, добавив нижний ряд. Над парадной дверью соорудили золоченое арочное украшение.На доделку ушло еще 450 кг янтаря. К панелям добавились 4 флорентийских мозаики с аллегориями пяти человеческих чувств из янтаря, агата и яшмы. Стало больше и золоченой резьбы.

Дополнили интерьер столиком и несколькими комодами, инкрустированными солнечным камнем. В витринах выставили императорскую коллекцию китайского фарфора и янтарных изделий.

Для периодической реставрации хрупкого и капризного камня ввели особую должность мастера-смотрителя, поэтому Янтарная комната и дожила до советских времен в виде, утвержденном Екатериной.

Реставрации, проведенные в XIX веке, восполняли утраты янтаря в результате нестабильности микроклимата. Камню вредили сырая погода летом и неравномерное печное отопление в холодное время года. Еще в середине века заменили потолочный плафон. Работами руководил архитектор Стасов.

Исчезновение

В 1936 году на случай войны был составлен эвакуационный план музея, где вывоз янтарных панелей почему-то был не предусмотрен. Уточнение 1939 года при невыясненных обстоятельствах исчезло. Скорее всего оно оказалось в одних руках с приказом Гитлера о вывозе советских культурных ценностей в Германию, где Янтарная комната числилась под первым номером.

Что могли сделать 5 оставшихся смотрительниц Екатерининского дворца для спасения Янтарной комнаты летом 1941 года, если общий вес декора составлял несколько тонн? Только закрыть подсобными материалами и досками.Из янтарного убранства эвакуировали только небольшие ларец и зеркало.

Вступившие в Пушкин немцы в течение пары дней демонтировали янтарную комнату и вывезли в Кенигсберг, где ее выставили в главном музее.

Безуспешные поиски?

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнату

Поисками янтарного достояния страны занимались много лет и спецслужбы, и группа, организованная писателем Юлианом Семеновым.

Версия первая. Комната погибла в Кенигсберге от бомбежек города или при пожаре. В найденном отчете директора музея установлено, что пострадали небольшие детали, остальные демонтировали и укрыли в подвале.

После пожара, случившегося на второй день после взятия Кенигсберга советской армией, наши специалисты не обнаружили следов плавления стекла от зеркал, позолоты и самого янтаря. Обгоревшие остатки мозаик оставлены намеренно.

Версия вторая. Комната погибла при перевозке морем вместе с подорванным кораблем. Это не подтверждено документально.

Версия третья. Упакованные панели вывезены задолго до штурма Кенигсберга в один из замков Тюрингии, а затем перепрятаны в соляной шахте. Эта часть Германии впоследствии была захвачена американцами, а сокровища найдены и увезены в Америку. События выглядят достаточно правдоподобно.

Поиск в этом направлении вела группа Юлиана Семенова и, похоже, нашла новые ниточки для разгадки. К сожалению, из немецких специалистов один был зверски убит перед пресс-конференцией, а другой скончался при странных обстоятельствах. Сам Семенов застрелился, якобы не выдержав болей при онкологии.

Версия четвертая, возникшая уже в 2012-2015 годах. Упакованные панели были все-таки найдены нашими войсками в Кенигсберге. Объяснения директора музея о том, что это местное сокровище, приняты за чистую монету. Позднее его включили в список ценностей, переданных США в уплату долга по лендлизу. Что это – преступная халатность или злой умысел?

И даже после этого энтузиасты пытаются разгадать тайну пропавшего шедевра мирового искусства!

Возрождение

Восстановление Янтарной комнаты стали вести с 1979 года. Сначала долго изучали фотографии, исторические документы XVIII века, старинные технологии обработки материалов. К работам приступили в 1981 году.

К девяностым годам заново воссоздали потолочный плафон. В Михайловском замке были найдены две его подлинные части, снятые при реставрации XIXвека. Верхний ярус панелей заменили росписями под камень. Мозаики восстановили по обгоревшим образцам. По фотографиям изготовили паркет. Пустые места затянули холстом. Далее финансирование прекратилось.

Деньги нашлись в 2000 году. Янтарную комнату возродили в Екатерининском дворце в полном объеме к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга и саммиту Большой Восьмерки, проведенному мае 2003 года.

В 2000 году в Россию вернулись флорентийская мозаика с аллегориями обоняния и осязания, а также комод.

вход в янтарную комнату. Смотреть фото вход в янтарную комнату. Смотреть картинку вход в янтарную комнату. Картинка про вход в янтарную комнату. Фото вход в янтарную комнатуФлорентийская мозаика «Обоняние и осязание»

Оказалось, что при разборке комнаты в 1941 году офицер, руководивший работами, присвоил мозаику. При попытке продажи в 1997 году судебные органы ФРГ ее конфисковали.

В запасниках одного из немецких музеев при ревизии нашелся и янтарный комод. По инвентарному номеру определили его принадлежность.

Распоряжением Канцлера ФРГ Шредера оба предмета были переданы России. Иначе, как чудом эти события назвать нельзя.

Источник

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *