веник для бани трафарет
Как сделать веник для бани – технология заготовки, вязки и сушки
Любите настоящий банный отдых и решили попробовать своими руками навязать веничков на будущий сезон? Тогда данная статья будет вам весьма полезна, потому что речь в ней пойдет о том, как самостоятельно сделать это исконно русское изобретение.
Здесь вы узнаете, из чего можно вязать веники, как правильно их заготавливать, сушить, хранить и запаривать.
«В бане веник – дороже денег!»
Сырье для веников
В качестве исходного материала для этих чудо-приспособлений могут выступать ветви/стебли самых различных деревьев и растений! Мы же упомянем лишь некоторые и вкратце расскажем об их уникальных свойствах.
Итак, из чего делают веники для бани наши соотечественники?
На фото – свеженькие березовые «массажеры» на сушке
Плюс ко всему вышесказанному, березовые листья и почки содержат в себе ценный комплекс витаминов, эфирных масел и дубильных веществ.
А это изделие из крапивы
К сведенью!
Единственный минус таких веников – они годны только для одного похода в баню, однако этот недостаток вполне компенсируется легкой заготовкой и вязкой крапивных изделий.
Обратите внимание!
Заготовка веточек осуществляется в начале июня: срезаются молодые побеги и корневая поросль.
Далеко ходить за сырьем не нужно, особенно если вы проживаете в частном доме.
Ароматный веничек из вишневых веточек
Можжевеловый «массажер». Кстати, цена на веники сегодня варьируется от 60 до 200 рублей! Зачем платить, если можно запросто сделать самому?
Интересно знать!
Недаром еще не так давно хирурги стерилизовали нити для зашивания ран именно в можжевеловом масле.
Запасаться и использовать ветки можжевельника можно круглый год, так как этот кустарник вечнозеленый. Помните, что срезать «колючее сырье» нужно аккуратно, потому что растет можжевельник медленно, его заросли восстанавливаются плохо.
Процесс заготовки веток, вязки и сушки в подробностях
Ну что, узнав немного о многообразии сырья для самодельных «массажеров», перейдем непосредственно к ответу на главный вопрос – как правильно делать веники для бани?
Общее время сбора сырья, вне зависимости от выбранного вида дерева (будь-то береза, дуб, клен, липа и т.д.), это тогда, когда лист уже вызреет. Другими словами, сезон заготовки ветвей – с начала июля до середины августа. Сбор сырья именно в это время полностью оправдан, ибо листочки деревьев уже становятся большими, но у них еще остается достаточно эфирномаслянных желез.
Общие же правила выбора дерева для сбора сырья сводятся к тому, что нужно искать молодые деревья/кустарники с прямыми гибкими ветками, на расстоянии от жилой местности хотя бы 3-4 километра.
Правильная заготовка березовых веток
Итак, в этой статье мы решили описать, как грамотно собрать ветки для березовых веников, дабы они получились качественными и по максимуму полезными.
Несмотря на то, что речь будет идти о конкретном виде сырья, данная инструкция по сбору, в принципе, распространяется и на другие деревья/кустарники:
Важно!
Многие народные вязальщики рекомендуют наоборот выбирать молодые, ни разу не цветшие березки, объясняя это тем, что на них самые нежные листочки.
Конечно, не согласиться мы не можем.
Однако надо еще посмотреть на эти листы и даже попробовать языком: если верхняя сторона шершавая, то можно смело искать другое дерево.
Сверху листики должны быть бархатистыми.
Листочки – то, что надо!
Внимание!
Дабы не страдали деревья, срезайте с каждого лишь по несколько веточек.
Сырье для создания банных «массажеров»
Вязка веников
Как правильно сделать веник для бани – с чего начать его вязать?
Ниже приведена пошаговая технология этого простого, но требующего особых умений и навыков дела:
Вязать веники не сложно!
Наглядная технология вязки
Сушка и хранение веников
В первую очередь предупредим – нельзя сушить их на солнце или применять различные искусственные методы сушки. Веники высыхают сами по себе, главное правильно организовать им место для этого.
Оно должно быть в тени (например, сарай, гараж, чердак, стог сена и тому подобные помещения) с умеренной влажностью. Повышенная же концентрация влаги может стать причиной появления на листочках плесени, и тогда веники придется выбросить.
Лучше всего, когда изделия принимают форму веера, а не метелки. Для достижения такого результата свежие венички раскладываются на полу и каждый день переворачиваются. Когда они подсохнут (не высохнут!) нужно будет сложить их друг на друга, периодически меняя местами – так они постепенно сплющатся.
Важно не пересушить их! После сушки все листочки на венике должны быть концентрированного матового зеленого цвета, а от самого веника должен исходить аромат бальзамического березового масла. После распаривания изделия этот приятный запах будет резко усиливаться, что благоприятно скажется на оздоровлении всего организма.
К сведенью!
После сушки изделий, вторая вязка может ослабиться – ее нужно будет перевязать.
Примерно через неделю готовые веники можно будет плотно сложить в сухом темном и хорошо проветриваемом помещении. А чтобы они не запылились, можно обернуть их целлофаном или бумагой, но не туго, дабы был небольшой доступ воздуха.
Хранение засушенных изделий
Хороший вариант хранения банных веничков – в стоге сена. Также можно в зимнее время хранить просто заготовленные ветви в виде одного снопа, а по мере необходимости вязать из них целебные «массажеры». В обоях случаях листочки сохраняются лучше.
Запарка веников
Запарить веник тоже надо уметь!
Вот мы и узнали, как делать веники для бани. Однако остался еще один важный нюанс, без которого грамотную заготовку «массажера» для парилки нельзя считать оконченной – это его приготовление непосредственно к использованию.
Самый простой способ запарить веничек заключается в следующем: на 3-4 минуты опускаем его в тазик с холодной водой, потом на такое же время в теплую воду и напоследок в кадку с горячей водой (не кипятком!). При этом кадку важно чем-нибудь накрыть, дабы наш веничек «попарился». А вот когда вынимать его, вы определите по восхитительному аромату!
Совет!
Оставшуюся от запаривания водичку не выливайте – она пригодится для поливки раскаленных камней или стен печи бани, благодаря чему вся парная наполнится чудесными природными запахами.
Вывод
Пар должен быть легкий, а веник ароматный!
Попарившись от души в бане весь оставшийся день чувствуешь прилив бодрости, здоровья и сил. А если еще и веничек был связан собственноручно, с надлежащим усердием и аккуратностью, то банные процедуры будут настоящим наслаждением! По этим вопросам готово поделиться информацией видео в этой статье, смотрите!
Веники для бани: заготавливаем, вяжем, храним, паримся
В чем польза банного веника
Ответы давно найдены, и лежат они в области биологии, физиологии и гигиены человека. Парение веником оказывает на организм комплексное воздействие: массажирует, улучшает кровообращение, усиливает метаболизм, вызывает обильное потоотделение, расширяет поры – вредные микроорганизмы и токсины, на выход!
И многое зависит еще от вида веника: листья содержат эфирные масла, которые по-особому действуют на организм: убивают микробов, уничтожают бактерии, омолаживают кожу, улучшают ее состояние. Адепты современной русской бани используют около 80 видов веников, они могут быть монофлерными (из одного вида растений) и смиксованными из двух и более видов. Вот какое полезное воздействие оказывают самые популярные разновидности:
Березовый. Самый популярный веник, альфа, омега и духовная скрепа русской бани. Береза выделяет большое количество эфирных масел, которые лечат заболевания верхних дыхательных путей и легких, очищают поры кожи, стимулируют работу почек, снимают боли в суставах и мышцах, замедляют воспалительные процессы. Курильщикам и людям, страдающим астмой, врачи часто рекомендуют париться березовыми вениками.
Дубовый. Дубовый веник для бани заживляет ссадины, улучшает состояние кожи (врачи рекомендуют его при гиперфункции сальных желез, излишней пористости и акне), устраняет признаки аллергии, астмы, снимает воспаления, головную боль и понижает высокое артериальное давление).
Липовый. Успокаивает, нормализует работу нервной системы, очищает бронхи, лечит простуду, благоприятно воздействует на легкие, ускоряет регенерационные процессы – люди часто замечают, как после бани с липовым веником затянулись ранки и царапины.
Ольховый. Листья ольхи содержат вещества, по воздействию на организм сходные с ацетилсалициловой кислотой; им парятся при сильных болях в суставах и мышцах, при артритах, ревматизме, подагре.
Осиновый. Используется при обострениях ревматизма и подагры, укрепляет иммунитет, делает его устойчивым к вирусам, положительно влияет на нервную систему.
Эвкалиптовый. Оказывает прекрасное ингаляционное воздействие. Эвкалиптовый веник незаменим при болезнях бронхов, гортани и трахеи, и для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Рябиновый. В каком-то смысле является «антивеником», он не расслабляет, наоборот: мобилизует ресурсы организма, приводит в состояние бодрой сосредоточенности, повышает внимание, тонизирует, стимулирует умственные и физические способности к плодотворной работе. Это надо знать, и не парится им перед сном.
Веники для бани делают из черемухи, можжевельника и орешника; в них добавляют зверобой, душицу, черемуху, малину, донник, мать-и-мачеху, пижму. Наши предки любили париться ароматными вениками из бузины, применяли вишню и смородину – но только свежими, заготавливать впрок и даже запаривать их нельзя. Полки устилали травяными сборами, пучки травы подвешивали под потолок.
Бизнес: веники для бани в Горячем Ключе
Как зарабатывать на любителях попариться
Однажды Роман Цедов привез в Москву на продажу спортивное питание, а обратно уехал с предоплаченным заказом на веники.
Сейчас компания «Иван Купала и К» приносит предпринимателю до 550 тысяч рублей в месяц.
Ежегодно Роман продает около полумиллиона банных веников разных видов. А начинался бизнес на чердаке бывшей столовой завода по производству минеральной воды.
Почему веники
Роман занимался бизнесом с 2000 года — разрабатывал и продавал спортивное питание и сухие смеси для мороженого и коктейлей. Производственная база располагалась в городе Горячий Ключ, все основные покупатели — рядом, на территории Краснодарского края.
В 2004 году предприниматель решил расширить географию продаж. Загрузил полную машину спортивного питания и вместе с родственником поехал за удачей в Москву. Рынок подобных добавок в России только формировался, поэтому новых клиентов можно было найти даже в незнакомом регионе.
Чтобы отыскать клиентов в столице, решили заходить в первые попавшиеся на глаза фитнес-клубы и предлагать товар. Продукцией удалось заинтересовать администратора уже первой точки. Сделку сорвал один из клиентов клуба: он вмешался в разговор и попросил посмотреть коробку со спортивным питанием. Незнакомцу категорически не понравился город-производитель. Администратор, который поначалу был готов купить всю партию, пообещал перезвонить и выпроводил продавцов.
Роман дождался того клиента на улице и попытался высказать все, что о нем думает. Мужчина оборвал предпринимателя: «Ты занимаешься не тем бизнесом. Горячий Ключ — столица веников, где деньги растут в буквальном смысле на деревьях».
Незнакомец оказался серийным предпринимателем. Он был готов стать первым покупателем веников и в качестве аванса передал краснодарцам 100 тысяч наличными без всяких расписок. Спортивное питание, которое Роман привез с собой, мужчина выкупил за 20 тысяч.
Наш герой вернулся домой и задумался, как открыть новый бизнес с нуля.
Запуск производства
Если ехать по трассе М4 «Дон» из Москвы в Краснодарский край, то в районе Горячего Ключа можно увидеть десятки местных жителей, торгующих вениками. Вяжут их здесь испокон веков. Все дело в том, что в этой местности произрастает кавказский дуб, а из него получаются упругие крепкие веники, обладающие целебными свойствами.
Еще бизнес хорош тем, что с сырьем нет никаких проблем — дубы не надо сажать, обрабатывать и поливать. Пришел в лес, заготовил ветки, а на следующий год выросли новые. Но несмотря на кажущуюся простоту производства, почему-то крупных производителей в Горячем Ключе до «Ивана Купалы» не было.
Роман уже работал как индивидуальный предприниматель с открытым ОКВЭД по производству пищевых добавок.
С помещением вопрос решили просто: для производства спортивного питания и сухих смесей Роман еще до этого арендовал по знакомству бывшую заводскую столовую за 8 тысяч рублей в месяц. Выяснилось, что чердак над ней, который никак не использовался, идеально подходит под склад готовых веников. Его площадь в 150 м² это позволяла.
платил Роман за аренду бывшей заводской столовой
Главный человек на производстве — заготовитель. Он договаривается с лесниками и оформляет лесные билеты — специальные разрешения на сбор дубовых веток. После нанимает людей, которые едут в лес эти ветки ломать. Готовое сырье развозят по домам местных жителей, которые умеют вязать веники.
Одного из таких заготовителей, Александра, и нанял Роман. Договорились на сдельную оплату — по три рубля с веника. Заготовитель поставил условие — сам он продолжает трудиться на себя, а Роману сдает излишки. Правда, уже через три месяца Александр понял, что у него готовы закупать весь объем, а продавал своему новому шефу он около 10 тысяч веников в месяц. Заготовитель перешел работать к Роману на постоянку. Схема оплаты была такая: Александр по-прежнему получает сдельную оплату, но если заказов мало, то ежемесячная фиксированная ставка — 30 тысяч рублей.
В итоге уже через неделю в Москву ушли 4 тысячи веников — мужчине, сорвавшему сделку в фитнес-клубе. Одна штука стоила 25 рублей при себестоимости в 17 рублей. Чистая прибыль Романа составила около 30 тысяч.
чистая прибыль Романа за первую партию веников
После этого предприниматель решил плотнее заняться производством: помещение есть, кадров — целый город, сырья полно, а сбыт благодаря московскому партнеру налажен. Плюс технология простая и понятная в отличие от спортивного питания. Чтобы производить некоторые добавки, Роману пришлось даже ездить на стажировки в Европу.
Расходы на запуск производства в 2004 году — 70 000 Р
Сырье | 60 000 Р |
Расходники (шпагат, упаковка и т. п.) | 10 000 Р |
Помещение | 0 Р |
Первые годы
Первые полтора года Роман работал только на одного заказчика — того самого предпринимателя из Москвы. Потом, когда появился опыт, начал искать других клиентов, чтобы не зависеть от одного покупателя. Новых партнеров искал через интернет, публикуя информацию на досках объявлений, или профильные выставки. Плюс практиковал активные продажи, обзванивая банные комплексы.
Как оказалось, новых клиентов искал не зря — давний партнер из Москвы решил отказаться от услуг Романа и попытался сам открыть производство веников в Горячем Ключе. Но он не был местным, не знал специфики бизнеса, поэтому его идея не взлетела. Правда, даже эта история не испортила отношений партнеров. После неудачи столичный бизнесмен еще несколько месяцев продолжал закупать у Романа веники, пока не ушел в другой бизнес.
Когда производство веников разрослось, стали появляться новые клиенты. Понадобилось серьезно заняться оформлением. Крупные банные комплексы, покупавшие веники, интересовались лицензиями и сертификатами. От бань, в свою очередь, все это требовал Роспотребнадзор.
Но когда Роман попытался эти документы получить, выяснилось, что веники не подлежат сертификации. Так как клиентам все равно нужны были какие-то бумажки для проверяющих органов, пришлось оформлять отказные письма — специальные документы, в которых говорится, что товар не подлежит сертификации.
В 2006 году Роман открыл уже ООО и зарегистрировал торговую марку «Иван Купала и К». Тогда же пришлось взять партнера. Сам Роман хотел сосредоточиться на пищевых добавках, перепоручив совладельцу операционное управление бизнесом, связанным с вениками. Правда, в 2009 году пришлось вторую долю выкупить — коллега попал в аварию и отошел от дел. Партнер получил 2 млн рублей, а Роман — бизнес с прибылью 200—300 тысяч рублей в месяц. Он продолжил заниматься бизнесом один.
Заготовка сырья
За 15 лет работы «Иван Купала» перепробовал массу способов заготовки сырья. Например, Роман искал лесорубов, которые валят дубы ради стволов, а ветки считают отходами. Предложил им сотрудничество, но из этой идеи ничего не вышло: как правило, все подобные выработки находятся в чаще леса. Даже если отправлять вместе с лесорубами своих заготовителей, доставка обойдется дорого.
Тогда предприниматель попробовал сотрудничать с компаниями, которые прореживают лес вдоль линий электропередачи и газопроводов. Отходы они обычно просто бросали на просеках. Но тем возиться с ветками, чтобы потом передавать Роману, было неинтересно.
Пришлось работать по старинке — с бабушками и дедушками, которые просто ходят в лес, рвут ветки, собирают их в пачки, сушат и сдают Роману.
Просто так пойти в лес и наломать дубовых веток, сколько хочется, нельзя. Надо получить специальное разрешение в лесничестве — лесной билет. Этот документ разрешает собрать фиксированный объем веток на определенной территории, но в реальности никто не проверяет, сколько сырья принес из леса человек. Билет может получить любой желающий — надо просто написать заявление в лесничестве. Обычно проблем с получением билетов нет, но бывает, что в лесничестве отказывают. Например, говорят, что конкретно в этом районе растет молодняк, который ломать нельзя. Стоит оформление билета от тысячи рублей — в зависимости от того, сколько веток надо набрать.
Правила выдачи лесных билетов. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ
Некоторые заготовители сами получают лесные билеты, собирают ветки и потом сдают их Роману на переработку. Другая часть работает через его компанию, которая может оформить сразу пачку таких документов, а после раздать их своим заготовителям. Людям так удобнее — не надо возиться с бюрократией и множеством бумаг.
Количество заготовителей плавает год от года. У компании есть телефонная база всех, кто занимается сбором сырья. Перед началом сезона местных жителей обзванивают, чтобы было понятно, стоит ли нанимать рабочих, или сторонние подрядчики сами принесут достаточно веток. В месяц компания продает 15—20 тысяч веников. Заготовка длится три летних месяца, и за это время надо запасти объемов на год вперед — то есть около 500 тысяч пучков веток.
Поначалу с сырьем были проблемы — заготовители сдавали некачественную ветку. Например, внутрь веника клали толстые палки, причем так, чтобы их не было видно снаружи. Пришлось установить стандарты и проверять при заготовителях веники на наличие брака.
Цены на ветку колеблются сильнее цен на нефть
Одна из проблем бизнеса — цена на ветку, которая колеблется сильнее, чем мировая цена на нефть.
Дешевле всего ветка летом, когда дубы стоят зеленые. Например, в сезон 2018 года «Иван Купала» закупал у населения веники по 35 рублей за штуку. К осени листья желтеют, и до следующей весны свежей ветки уже в лесу нет. Местные жители, которые заготавливают сырье, стараются не продавать все сразу. Ждут до холодов, постепенно поднимая цену. Пик — в апреле, когда нового урожая еще нет, а старый уже почти весь продали. Цена может подняться до 100 рублей за веник.
стоит веник летом. В несезон цена увеличивается до 100 Р
Но бывает и по-другому : местные жители в расчете на большие прибыли летом активно заготавливают ветку. На дворе — март, а веников по дворам хранится много. Заготовители сами начинают названивать в «Ивана Купалу», чтобы продать все быстро хотя бы по 10 рублей, так как через два месяца несвежие прошлогодние веники уже будут никому не нужны. Причем не исключено, что на следующий год все случится наоборот — после такого перезатаривания ветку впрок никто запасать не станет, и цены снова взлетят.
Роман старается каждое лето создать запасы сырья на год вперед до начала следующего сезона, чтобы зимой и весной покупать ветку у населения по минимуму. Но учитывая, что компания постоянно растет, без дополнительных закупок обходиться не получается.
Есть и другие факторы, которые влияют на цену ветки. Например, весенние заморозки, которые могут погубить уже проклюнувшиеся листки. Или внезапная активность гусениц в лесу. Все это тоже сказывается на доступности сырья и, как следствие, на закупочных ценах.
Вязальщики и технология
Ключевая профессия, на которой держится производство веников, — вязальщик. Это человек, который превращает пучок веток в настоящий банный веник. В Горячем Ключе эти навыки передавались из поколения в поколение, и обычно этим всегда занимались женщины.
В основном на Романа работают те, кто уже умеет вязать, работал когда-то на себя, но захотел стабильности. Традиционно такие люди вязали веники только летом, в сезон, а остальные девять месяцев сидели без работы. «Иван Купала» дал им возможность трудиться весь год. Правда, многие вязальщики берут на все лето отпуск, чтобы поработать в сезон дома на самих себя. В это время Роман активно ищет дополнительные кадры. В среднем в компании трудится от 20 до 30 вязальщиков.
В «Иване Купале» можно научиться вязанию: к новичкам приставляют наставника, который вводит в курс дела. Обычно хватает месяца, чтобы стало понятно, выйдет ли из работника толк. Правда, стать вязальщиком может не каждый — это монотонная работа, нужна усидчивость. Как правило, в этой сфере работают женщины от пятидесяти и старше. Искать новые кадры надо постоянно — опытные сотрудники потихоньку выходят на пенсию. А вот болеют работники редко, так как на производстве дышат разными травами — такие ингаляции укрепляют здоровье.
Оплата сдельная — от 10 до 15 рублей за веник. Профессионал может связать 150 веников в день. Многое зависит от того, какой именно продукт делает специалист. «Иван Купала» производит около 40 видов веников, которые отличаются по составу. Еще у каждого свои стандарты по размеру ручки, махала и количества веток. На скорость работы влияет и качество сырья — ветки могут расползаться, и их тяжело собрать в один веник.
Для того чтобы вязать веники, не нужно специфического оборудования. Единственное, что требуется, — специальные удобные табуретки и столики для вязки с нанесенными размерами для будущего веника. На некоторых производствах пользуются специальными устройствами, чтобы обвязывать ручку. В «Иване Купале» это не прижилось — вязальщики плотно стягивают пеньковым шпагатом веники без всяких агрегатов.
Только собирая веник руками, оценивая, какую ветку к какой приложить, можно добиться идеального результата. Хотя как ни стягивай веник, в процессе транспортировки он разболтается. Поэтому перед походом в баню его все равно надо перетягивать либо запаривать — поставить на полчаса в чашку с водой, как цветы, чтобы ветка стала мягче, а ручка разбухла.
Автоматизация в производство веников придет не скоро. Только человек может в каждом конкретном случае понять, куда какую ветку положить лучше, как ее подмять, убрать внутрь или наружу.
Арендных платежей нет — пять лет назад у «Ивана Купалы» появилась своя производственная база. До этого компания постоянно переезжала с места на место. Все дело в том, что цеха и склады располагались, как правило, еще в советских промзонах. Но Горячий Ключ — курорт в предгорье, сюда активно едут и туристы, и просто эмигранты из других регионов на ПМЖ. Город активно застраивается, а старые промзоны, наоборот, сносят. Долго обосноваться на одном месте не удавалось.
В итоге Роман решил обзавестись собственной землей и в 2012 году арендовал на три года у муниципалитета 15 соток за 500 тысяч рублей. Землю можно было выкупить или оформить в долгосрочную аренду, но с условием, что предприниматель построит на ней производственное здание. Цех сделали по собственному проекту — два этажа с большим чердаком. Причем с расчетом, что в дальнейшем можно будет пристроить дополнительные помещения. Строительство закончили в 2014 году, обошлось все примерно в 4 миллиона рублей. После этого землю взяли в аренду на 49 лет.
потратил Роман на строительство цеха
Клиенты и продвижение
Роман считает, что лучше продавать товар оптом, чем пытаться попасть на полки крупных торговых сетей. Сейчас «Иван Купала» работает преимущественно по предоплате, а сети предпочитают брать товар под реализацию. Кроме того, нужны юристы, которые специализируются в этой сфере. Сейчас компания может реализовывать продукцию без всех этих лишних проблем.
Но планы выйти в ретейл есть. Сначала это будут интернет-магазины вроде «Озона» и «Вайлдберриз». На полках супермаркетов веники от «Ивана Купалы» можно найти уже сейчас, но попадают они туда не напрямую, а через вторые-третьи руки оптовиков.
Основные потребители — крупные оптовые заказчики, которые поставляют веники в бани, торговые сети, на мелкие оптовые базы и в магазины. Еще одна категория покупателей — крупные банные комплексы. Кроме того, продукцию покупают предприниматели, которые торгуют подобными товарами в розницу. На каждый тип этих клиентов приходится примерно равная доля.
География продаж охватывает почти всю Россию: крупнейшие покупатели находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но веники поставляют и на Дальний Восток, и в Сибирь, и на Урал. Есть покупатели в Белоруссии и Казахстане. Товар заказчикам доставляют железнодорожным транспортом или чаще фурами. Горячий Ключ расположен на трассе М4 «Дон», поэтому автомобильный трафик здесь большой. Часто заказы отправляют как попутный груз — коробки с вениками легкие, и их можно положить сверху на любой другой товар.
В сети компания представлена простым сайтом с каталогом продукции. Ресурс в интернете появился одновременно с торговой маркой «Иван Купала» в 2006 году, и с тех пор дизайн не менялся. В рекламу Роман не вкладывается — спрос на веники превышает предложение.
В основном покупатели приходят благодаря сарафанному радио. Но ажиотажный спрос не может продлиться вечно, поэтому компания планирует наращивать производство и объемы складских помещений. Предприниматель нанимает новых специалистов, чтобы они запускали лендинги, настраивали рекламу и соцсети.
Конкуренция
Производство веников со стороны кажется простым бизнесом: закупил ветку, связал веник, продал. Многие сотрудники, начиная от водителя и заканчивая начальником отдела снабжения, поработав какое-то время у Романа, уходили, чтобы открыть свой бизнес. На рынке такие конкуренты держались один-два года. В лучшем случае они превращались из бизнесменов в самозанятых, которые вяжут веники дома на продажу. Роман думает, это из-за того, что он почти всю прибыль вкладывает в развитие — расширяет ассортимент, совершенствует логистику и упаковку. Кустари же все время остаются на одном уровне и не выдерживают конкуренции.
Результаты и планы
Бизнес начинался на чердаке в 150 квадратных метров. Сейчас производственные площади компании достигли 600 квадратных метров. В ближайшее время введут в строй модуль, который увеличит размеры производства до 750 квадратов.
«Иван Купала» выпускает около полумиллиона веников в год. Кроме веников есть и другие товары для бани — травяные сборы, запарки. Появились эти товары практически одновременно с вениками, но почти случайно. После вязки веников оставалось много травы, дубовых листов, выбрасывать это было жалко. Вязальщицы предложили делать запарки и маленькие сувенирные веники.
Стратегическая цель — стать компанией номер один в мире по производству банных веников, запарок и чаев, увеличив годовой товарооборот до 200 миллионов рублей в год. Для этого надо удваивать объемы ежегодно.