В каком возрасте дети переходят на 2 сна днем
Переход с трех дневных снов на два. Сброс третьего сна.
Переход с трех дневных снов на два. Сброс третьего сна. 14.11.2016 09:40
Количество дневных снов по возрастам:
Возможно, вы встречали термин «сброс сна». Не знаю: откуда он появился, но в своих статьях я его не использую. На сайте я употребляю «отказ» или «переход» в контексте дневных снов.
Переход на два дневных сна обычно происходит в возрасте 7-10 месяцев. Иногда ребенок может перейти на два сна раньше: около шести месяцев. Отказ от третьего сна также может случиться немного позже: ближе к году. Обычно раньше от третьего сна отказываются дети, у которых первые два сна достаточно длинные. Если ребенок спит только короткими дневными снами, этот сон сохранится дольше.
Как понять, что пора перейти на два сна вместо трех?
Ниже перечислены типичные индикаторы готовности к переходу:
Преждевременный отказ от третьего сна
Типичной ошибкой является отказаться от этого сна только потому, что в какой-то день вам не удалось уложить ребенка. Третий сон – всегда самый проблемный. Часто в возрасте до восьми месяцев ребенку еще требуется сон №3, но уложить его становится все сложнее и сложнее.
Поэтому экспериментируйте с организацией такого сна прежде, чем вы решитесь точно отказаться от него. Хорошо выходить на третий сон погулять в коляске или в слинге. Можно использовать качающийся шезлонг и организовывать совместный сон с грудью. Ваша задача: не допустить переутомления малыша и обеспечить этот сон (пусть даже короткий) пока в нем существует потребность.
Преждевременный отказ от третьего сна ведет к чрезмерному интервалу бодрствования вечером: отсюда проблемное укладывание и плохой ночной сон. Обратите внимание, что обычно сон № 3 является коротким: за сон считаем даже сон в 20-30 минут. Даже эти 20-30 минут помогут снизить накопленную усталость и защитить режим всего дня.
Своевременный отказ от третьего сна
Если вашему ребенку не менее 9 месяцев необходимости очень сильно добиваться третьего сна, скорее всего уже нет. То есть вы не обязаны каждый день гулять с коляской в это время и укатывать малыша. В этом возрасте проще сосредоточиться на раннем укладывании и длине первых двух снов. В возрасте 8-10 месяцев и старше само наличие третьего сна или его длина могут вызывать сложности с укладыванием на ночь. Поэтому всегда смотрим на конкретную ситуацию. Если ребенок спит сном № 3 и у него нет проблем с ночным сном, принудительно убирать этот сон не стоит: значит в нем есть потребность. И наоборот.
Основной критерий готовности к отказу от последнего дневного сна: это стабильный отказ от него в адекватном возрасте.
Раннее укладывание.
При отказе от третьего сна вы неизбежно столкнетесь с необходимостью корректировать время укладывания на ночь. Ваш малыш еще не может держать очень большой интервал вечером, но в то же время не может спать третьим сном. Критично важно организовать очень раннее начало ночи (если его до сих пор нет) или же скорректировать имеющееся.
О хорошем сне для детей. Сколько и как долго должен спать ребенок, что делать, если у малыша проблемы со сном.
Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,
Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»
Нарушениями сна могут страдать каждые двое из пяти детей или подростков. Проблемы со сном могут наблюдаться даже у младенцев. Недостаточно хорошее качество сна или его количество связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, проблемами развития и трудностями в общении, отклонениями в массе тела и другими нарушениями здоровья. Расстройства сна у детей не только влияют на здоровье самого ребенка, но и могут повлиять на сон родителей, братьев и сестер, или даже ухудшить семейные отношения. Кроме того, нормальное развитие ребенка связано с качеством сна.
Дети могут страдать от проблем с засыпанием, поддержанием сна, ранними пробуждениями. У них могут возникать серьезные физиологические проблемы, такие как обструктивное или центральное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей, аномальное или деструктивное поведение во время сна, например, лунатизм или другие виды парасомнии, которые возникают перед началом сна, такие как синдром беспокойных ног, синдром ранней задержки фазы сна у подростков и дневные симптомы, такие как чрезмерная сонливость. Хотя подобные расстройства могут наблюдаться и у взрослых, причины нарушений сна у детей и их проявления у детей и подростков могут сильно отличаться. Чтобы разобраться в нарушениях сна ребенка, родителям необходимо обратиться за помощью к врачу, который проведет необходимую диагностику, чтобы установить причины нарушений и определить пути для восстановления жизненно важной функции сна.
Сколько должны спать дети?
Новорожденные (возраст 1–4 недели): 15–16 часов в сутки
Новорожденные обычно спят от 15 до 18 часов в день, но только короткими периодами от двух до четырех часов. Недоношенные дети могут спать непрерывно дольше, а дети с коликами — меньше. Поскольку у новорожденных еще нет внутренних биологических часов и отлаженного циркадного ритма, их режим сна не связан с дневным и ночным циклами. Проще говоря, новорожденные еще «не знают», что нужно спать именно ночью. Поэтому младенцы могут просыпаться по 2-3 раза в ночь за ночь. При этом малыши могут плакать, стонать, ерзать и извиваться, пугая неопытных родителей, которые не знают, что так выглядит смена фаз сна у ребенка. Это является естественной для возраста физиологической особенностью, которая вовсе не свидетельствуют о неблагополучии ребенка. Родителям нужно лишь успокоить и убаюкать малыша. Если же малыш полностью просыпается, то в большинстве случаев он потребует грудь. После кормления малыши снова засыпают.
Возраст 1–4 месяца: 14–15 часов в день
К 6-недельному возрасту ребенок начинает немного успокаиваться, и его сон становится более регулярным и размеренным. Самый продолжительный период сна длится от четырех до шести часов, и теперь, как правило, он чаще возникает в вечернее время. Путаница дня и ночи у малыша подходит к концу.
Возраст 4-12 месяцев: 14-15 часов в день
В то время как сон продолжительностью 15 часов является идеальным, большинство младенцев в возрасте до 11 месяцев спят только около 12 часов. Выработка здоровых привычек сна является первоочередной задачей в этот период, поскольку ребенок становится более общителен, а его режим сна все более начинает походить на взрослый. Малыши обычно спят днем три раза в сутки, а в возрасте около 6 месяцев они уже могут спать лишь два раза, и уже физически способны проспать всю ночь напролет. Установление режима регулярного сна обычно происходит во второй половине этого периода, когда, наконец, устанавливаются биологические ритмы. Утренний сон обычно начинается в 9 часов утра и длится около часа. Ранний дневной сон начинается с полудня до 14:00 и длится час или два. А поздний дневной сон может начинаться где-нибудь с 15 до 17 часов и обычно варьируется по продолжительности.
Возраст 1-3 года: 12-14 часов в день
По мере того, как ребенок переходит от первого года жизни к возрасту 18-21 месяц, он, скорее всего, уже не будет нуждаться в утреннем и раннем вечернем сне, и будет спать днем только один раз. В то время как малышам рекомендуется до 14 часов сна в сутки, они обычно спят всего около 10 часов. Однако на этом этапе развития малыши любят проверять свою независимость, и их иногда бывает трудно уложить спать. Маленькие дети также легко переутомляются и становятся раздражительными. В этом состоянии им труднее заснуть. Если дневной сон малыша будет слишком продолжительным, то он может быть не готов уснуть вечером. Некоторые малыши любят вставать в 5:30 или 6:00 утра.
Большинству детей в возрасте от 21 до 36 месяцев по-прежнему требуется дневной сон, который может длиться от одного до трех с половиной часов. Обычно они ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются с 6:00 до 8:00.
Возраст 3-6 лет: 10-12 часов в день
Дети в этом возрасте обычно ложатся спать с 19:00 до 21:00 и просыпаются около 6-8 часов утра, как и в младшем возрасте. Новые проблемы со сном обычно не развиваются после трехлетнего возраста.
При этом считается полезным сохранять и дневной сон продолжительностью около часа. Когда дети хорошо спят, они чувствуют себя счастливыми и защищенными. Хороший сон укрепляет иммунную систему ребенка и снижает риск инфекций и заболеваний.
В этом возрасте у детей нередко возникают страшные сны и кошмары. Тяжелые пугающие сны чаще возникают в первые часы глубокого ночного сна. При этом глаза ребенка могут быть открыты, или он может двигаться – так что родители могут подумать, что он не спит. Но при этом ребенок не будет отвечать родителям. Хотя страшные сны могут быть пугающими, они не причинят вреда ребенку. Его не нужно будить, потому что это может увеличить продолжительность страшных снов. Вместо этого достаточно подождать, пока ребенок перестанет плакать и биться. Если ребенок вылез из кроватки – его необходимо вернуть на место. После страшных снов дети обычно быстро засыпают, и утром уже ни о чем пугающем не помнят.
Ночные кошмары, как правило, происходят во второй половине ночи. В отличие от страшных снов, ребенок может вспомнить кошмар утром, что приведет к его подавленному эмоциональному состоянию. В этом случае ребенку понадобятся утешение, «обнимашки» и уверения, что сны и реальность – разные вещи, отличающиеся так же, как, например, реальность и «мультики».
Возраст 7-12 лет: 10-11 часов в день
Возраст 12-18 лет: 8-9 часов в день
Потребность во сне остается такой же жизненно важной для здоровья и благополучия подростков, как и у малышей, и детей. Многим подросткам, в связи с учебной нагрузкой может потребоваться даже больше сна, чем в предыдущие годы. К сожалению, часто ни сами подростки, ни их родители не понимают это факта, что препятствует получению надлежащего количества и качества сна.
Как можно улучшить качество детского сна?
Режим детей от 1 до 4 лет
Как сформировать здоровый режим для ребенка от 1 до 4 лет, отталкиваясь от его темперамента и потребностей, почему это важно и как помочь малышу в соблюдениии режима.
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Выбираем свой подход к режиму
Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?
Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.
Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.
Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.
Пример режима дня ребенка 1 года
Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:
Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон:
Режим дня ребенка 2 лет
Пример режима дня ребенка 2 лет
За основу режима дня для двухлетнего малыша можно взять распорядок дня ребенка, перешедшего на одноразовый сон в возрасте после 1,5 лет.
Режим дня ребенка 3 лет
Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив. В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности. Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления.
Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.
Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.
Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.
Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.
Придерживайтесь «правила 30 минут»: прием пищи должен длиться не дольше этого времени, даже если тарелка ребенка еще не опустела, еда — это не игра.
Пример режима дня ребенка 3 лет
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Для того чтобы малышу было интересно участвовать в составлении и соблюдении распорядка дня, используйте игровой момент: картинки, плакаты, расписания, флажки, галочки, плюсики, отмечающие законченные дела, таймеры, будильники и т. д.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы:
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7-10 лет – 10-11 часов;
в 15-17 лет – 9-8 часов
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.