В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

Сны на страницах произведений русской литературы

«Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

«Лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. »

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

«Тихий дон» (М.Шолохов)

«Сегодня я видел сон. Будто я – бригадный командир одной из стрелковых дивизий, веду наступление в Карпатах. Вместе со штабом приезжаем на какую-то ферму. Встречает нас пожилой, нарядно одетый русин. Он потчует меня молоком и, снимая войлочную белую шляпу, говорит на чистейшем немецком языке: «Кушай, генерал! Это молоко необычайно целебного свойства». Я будто бы пью и не удивляюсь тому, что русин фамильярно хлопает меня по плечу. Потом мы шли в горах, и уже как будто бы не в Карпатах, а где-то в Афганистане, по какой-то козьей тропе… Да, вот именно козьей тропкой: камни и коричневый щебень сыпались из-под ног, а внизу за ущельем виднелся роскошный южный, облитый белым солнцем ландшафт…»

8. Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

9. В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?

Пример сочинения на эту тему на 4 балла (с частичным использованием клише):

Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали мотив сна героев. Так же, как и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С. Пушкин и М. Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи («И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри («Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»).

Источник

Сны в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

Роль сновидений в произведениях отечественных писателей

В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Смотреть картинку В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Картинка про В каких произведениях русской литературы передаются сны героев. Фото В каких произведениях русской литературы передаются сны героев

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Актуальность темы: Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. И если сны человека иногда и бывают лишены логики, то сновидения литературных героев всегда ей наполнены. Художественный текст – это сплетение смысловых образов. Их поиск, анализ снов в произведениях русской литературы, как правило, бывает трудным для обучающихся. Им сложно сопоставить все детали и соотнести их с моментами биографии того или иного героя, в этом поможет моя работа.

Проблема: На уроках литературы не уделяется должное внимание сновидениям, которые зачастую являются ключом к пониманию всего произведения. Сновидения литературных героев всегда наполнены смыслом.

Цель: Достижение понимания учащимися художественных произведений отечественных писателей путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения.

Задачи: 1) Собрать информационный материал о снах и сновидениях человека и использовании их как литературного приёма.

2) Провести сопоставительный анализ сновидений из ряда произведений русских писателей, акцентируя внимание на природе их происхождения, системе образов и смысле, придаваемом автором.

3) Провести анкетирование и творческие беседы, составить таблицу.

4) Обобщить полученные данные и сделать вывод.

Объект: Анализ сновидения литературного героя, как один из элементов анализа художественного произведения.

Предмет:Содержание и роль снов в произведениях русских писателей.

Методы: Сбор материала, изучение литературы, анализ практическая деятельность.

Гипотеза: Я предполагаю, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу.

2.1. Сны и сновидения с научной точки зрения.

Сны – это работа подсознания. Часто влияние на сон оказывают раздражители, воздействующие на организм человека во время сна, к примеру, чувство жажды, боль, звуки, жара или холод и т.п. Иногда людям снится то, о чём они думают и переживают в течение дня, продолжения фильмов, которые были просмотрены за день, или прочитанных книг. Снится могут и незнакомцы, но, как доказали учёные, подсознание не умеет придумывать образы, а лишь воспроизводит когда-то ранее увиденные. Существует подразделение снов на несколько категорий: сны-желания, сны-предсказания, кошмары и вещие. Исследователи утверждают, что вещих снов не бывает, тем не менее, как объяснить природу происхождения снов, где выпадают зубы, человека кусают змеи и т.д. Смысл подобных сновидений объясняют разнообразные сонники. [3]

2.2. Сон как литературный приём.

Сновидения часто встречаются в литературных произведениях. Как правило, сны имеют собственную композицию, отличающуюся от композиции всего произведения. Через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания; автор может вкладывать в сновидение собственное мнение, аллегорию или иносказание. Многие писатели делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон —это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не скованно внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Разделить сновидения можно и не по содержанию, а по происхождению: одни сны навеяны работой подсознания – это то, о чём размышляет герой в часы бодрствования, его переживания, желания; другие сны являются вещими, предсказательными, не имеющими под собой определённой, чётко выраженной почвы. [2; 4]

2.3. Сновидения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Узнав о сновидениях с биологической и с литературной точек зрения, я обратилась к произведениям. Мною были самостоятельно проанализированы сны из нескольких романов из школьной программы, на которые уделяется недостаточное количество уроков. Составив собственный анализ, я обратилась к источникам информации для сравнения найденных мною деталей.

Первое произведение, к которому я обратилась – роман «Мастер и Маргаритой», который отведён школьной программой на 11 классы. Михаила Афанасьевича Булгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же деле он – великолепный психолог и философ, этот факт доказывает и наличие столь психологически сильных снов. Одним из таковых является сон Понтия Пилата – 5 прокуратора Иудеи. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, которому судья вынес смертный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул. «Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.» Очень символичен в этом сновидении лунный путь. Ведь известно, что луна – это истина, в таком случае, дорога к луне есть дорога к истине, по которой поднимается Понтий Пилат, ведомый Иешуа. Этот сон символизирует противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора: он осознает, в чем его самая большая проблема. Говоря с Иешуа о пороках, прокуратор замечает, что самым страшным пороком является трусость. Пилат, не испугавшийся «в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана», он струсил сейчас. Именно это качество повлияло на решение «дневного» Пилата, и сейчас, во сне, к нему приходит осознание. Помимо того, другое душевное качество – он любит. Не случайно во сне появление его собаки Банги. Она является единственным существом на земле, которое он действительно любит, и которое по-настоящему предано ему.

Рассмотрим другой сон из данного романа. Маргарите приснился вещий сон. Не зная, что Мастер в сумасшедшем доме, она видит его всклоченного, небритого, с больными глазами. Именно так он и выглядит в это время. Сама Маргарита сразу поняла, что её сон является вещим, и придала ему смысл. Мастер, звавший её во сне, означал, что они в ближайшее время встретятся. Но, по толкованию Маргариты, если он умер, то это значило, что и она скоро умрёт. Всё так и вышло? Действительно, возлюбленные вскоре встретились. Подтверждается и второе значение сна. Отравленные Азазелло, Мастер и Маргарита умирают в реальном мире, что подтверждают слова мед. сестры сумасшедшего дома. Но главное, что она видит очень странное место. Приют, который в конце романа получают герои, очень похож на то место, где во сне оказывается Маргарита. А быть может, этот сон предвещает также и все те события, которые будут происходить с героиней? Не зря, она называет эту местность адской, непригодной для человека. Таким образом, данный сон можно назвать вещим. Он сообщает Маргарите информацию, является своеобразным знаком, предупреждением.

Также в романе Булгакова сон видит Никанор Иванович. Этот сон вызван страхом перед законом и перед самим собой, а также всеми предшествующими событиями. За то, что он получил взятку, тем более, как выяснилось позже, валютой, Никанора Ивановича ждало наказание. Понимая это, он очень переживал, поэтому во сне подсознание и выдало ему столь странный концерт, на котором призывали сдать валюту.

Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа –противостояния добра и зла. [5]

2.4. Сновидения в романе Л.Н. Толстова «Война и мир».

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» включает в себя описание сна как естественного бытового и биологического времени человеческой жизни и описания сновидений героев как особенной области сознания, подсознания и чувств. Лев Николаевич информирует читателя о ночном или дневном сне героев: о «дообеденном сне» старика Болконского, который считал, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой», о старческой сонливости Кутузова и т.п. Роман наполнен загадочными сновидениями. Всего в произведении их двенадцать, и видят их: Андрей Болконский (три сна), его сын Николенька (один сон), Пьер Безухов (пять снов), Николай Ростов (два сна), Петя Ростов (один сон).

Большой философией наделены сны друга Андрея Болконского – Пьера Безухова. В одном из них он убегает от собак, каждая из которых злее предыдущей – прямая параллель к масонству. В другом сне представлен его разговор с масоном Баздеевым. Оборотничество в сновидении означает раздвоение восприятия и неуверенность в том человеке, который раздваивается. Следующее сновидение Пьер видит после Бородинского сражения. Сон-размышление представляет собой ответ на вопросы, мучавшие Безухова. К этому моменту Пьер был уже близок к пониманию того, кто такие «они»: «Они в понятии Пьера были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Когда граф вспоминает свой страх, он чувствует, что не может соединиться с солдатами и жить так, как живут они: «Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его». Нужно всё сочетать, сопрягать, и в войне, и в мирной жизни. Сопрягать — значит соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с теми, кто во сне был назван словом «они». Эта истина и есть то, к чему стремится Пьер. Из этого сна он открывает для себя один из законов бытия и становится на одну ступень выше в своём духовном развитии. После смерти Каратаева Безухов видит ещё один сон, связанный с предыдущим, где точка в духовном поиске всё-таки не была поставлена. Ведь перед Пьером встал новый вопрос: «Как сопрягать всё?». Появляется образ старого учителя географии, держащего в руках хрустальный глобус. Стремление капель к всемирному слиянию, их готовность вместить весь мир — это любовь, сострадание друг к другу. Любовь как полное понимание всего живого перешла от Платона Каратаева к Пьеру, а от Пьера должна распространиться на всех людей. Он стал одним из бесчисленных центров мира, то есть стал миром. Всё, что сопрягает, есть мир; центры — капли, не стремящиеся к сопряжению, — это состояние войны, вражды. Вражда и отчуждённость среди людей. В сюжетах снов Пьера Безухова представлена борьба страстей, желание духовного очищения и покаяния. В этих вещих снах он рассуждает и находит ответы на собственные философские вопросы.

Юный Петя Ростов видит сон перед боем, накануне гибели. В стройное звучание хора постепенно превращается звук натачиваемой сабли. Сам того не зная, Петя сочинял фугу. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Сон, который видит, а точнее слышит Ростов, можно считать слуховой галлюцинацией, которая соединила музыку невидимого оркестра, мужские и женские голоса и падающие звуки капель недавно прошедшего дождя, свист натачиваемой сабли, ржание лошадей. Это сновидение Петя видит в одну и ту же ночь, что и Пьер Безухов (сон о «водяном шаре): для одного эта ночь накануне гибели, для другого – накануне долгожданного освобождения из плена. Стоит обратить внимание на связь фраз в двух снах: «Сопрягать надо!» и «Ну, голоса, приставайте!» – тема согласия. Заостряет на себе внимание и ещё одна схожая деталь: глобус во сне Безухова состоит из капель, а звук капель во сне Ростова является фоном для фуги. Сны Пети и Пьера как бы взаимоиллюстрируют друг друга: лучшего музыкального сопровождения к образу живого водяного шара, чем фуга из сна Пети, трудно представить.

Ещё один герой, которого не «обошли стороной» сновидения – старший брат Пети. Два сна Николая Ростова тесно связаны с войной. Первый сон следует сразу после ранения и включает в себя несколько слоев сновидений: сон-бред, который порождается телесной болью от раны и переходит в сон-воспоминание, далее – кошмар. В сновидении чувства Николая отворачиваются от жестокой реальности войны. Второе сновидение Ростова, снящееся ему, когда он засыпает, объезжая линию цепи гусар, тесно связано с сиюминутными впечатлениями жизни, счастливыми воспоминаниями и полно приятных чувственных ощущений. В нем Толстому удаётся передать поток звуковых и слуховых ассоциаций, порождающих эффект каламбура.

В романе «Война и мир» мы видим, что сны нерасторжимо связаны с жизнью, душой и судьбами героев. Эти люди обладают необычайно богатым внутренним миром, широкой и восприимчивой душой и, наконец, исключительной силой духа. Наверное, именно поэтому сны их очень ярки и образны, и, разумеется, они несут в себе определённую символику. [7]

2.5. Сновидение в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Значимое место в произведении А.С. Пушкина занимает пророческий сон Татьяны Лариной. Включая в повествование сновидение героини, автор помогает читателю понять её образ. В этих видениях слились между собой фольклорные символы образы, проникшие из святочных и свадебных обрядов. Обратимся к словам-символам из данного сновидения.

Помимо того, во сне Лариной даётся и другое предсказание. В фольклоре зимний лес – это царство мёртвых, царство душ, куда и попадает во сне Татьяна. В хижине Онегина окружает нечисть, демоны. Весь эпизод управления этими существами символизирует властность сложной натуры героя. Можно сказать, что это дьяволы его души. Ларина пытается понять внутренний мир Евгения. Смотреть в дверную щель хижины – пытаться проникнуть в душу Онегина». По сюжету сна Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Евгения девушка отправится в его поместье.

2.6. Сновидение в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой романа «Капитанская дочка». Как показало дальнейшее развитие действий, в этом сне Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву. В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой». Нетрудно догадаться, что этот мужик – Емельян Пугачёв. Топор в его руках и мёртвые тела символизируют крестьянскую войну, восстание Пугачёва. Мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. И это неслучайно: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев даёт ему жизнь.

О том, что сон вещий говорит и сам герой: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Гринёв не забывал свой вещий сон, не должен был его забывать и читатель. Написанный в начале произведения, вещий сон задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. [8]

3. Практическая часть.

В параллелях 9-11-ых классов было решено провести анкетирование, с целью выяснить, что ученики знают о роли снов в произведениях писателей, об их символизме и скрытом смысле, о том, в каких произведениях сны навеяны работой подсознания, а где являются вещими. Мной были разработаны вопросы анкеты и розданы в классах. Результаты позволили составить диаграммы и проанализировать их. Не знают, какую роль играют сны в произведениях 40%, взгляд в будущее и воспоминание (по 15%), очень важную или разную (20%), характеристика героя и символика (по 5 %). Среди литературных произведений были названы «Обломов» (40%), «Преступление и наказание» (15%), «Война и мир» (20%), «Гроза» (5%), не назвали произведения (20%). (Приложение №1)

3.2. Беседы с учениками разных классов.

После анкетирования в ряде классов были проведены творческие беседы, на которых ребята познакомились с моей работой. Исходя из того, какое произведение отводится школьной программой на какой класс, в них мы подробно остановились на определённом сновидении. Сон Петра Гринёва был подробно разобран с учениками 8-ого класса, Татьяны Лариной – с учениками 9-ого класса. Сны из произведения «Война и мир» были проанализированы на уроке 10-ого класса, а со снами из романа «Мастер и Маргарита» поработали ученики 11-ых классов. После этого ещё раз были розданы анкеты. Результаты стали положительными, количество правильных вопросов возросло. (Приложение №2)

3.3. Сопоставительная таблица.

По снам, подробный анализ которых не вошёл в мою работу, но включённых в школьную программу, была составлена таблица. В ней я отметила природу появления сновидения, и основные символы. (Приложение №3) А также был составлен список произведений, не анализируемых в школе и содержащих в себе сон героя, представлен. Таблица и список были розданы обучающимся школы и учителям русского языка и литературы.

Материалы моей работы и таблица легли в основу методических разработок, которые я раздала учителям и оставила в электронной базе школы. По ним педагоги уже провели первые занятия на классных часах и внеурочной деятельности. Мне и моей учительнице поступали положительные отзывы.

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу, подтвердилась. Сновидения героев раскрывают внутреннюю сущность — ту, которую не замечает их бодрствующий ум.

Сновидения приоткрывают занавесу к пониманию всего произведения, служат своеобразным ключом к анализу. Поняв символику сна героя и природу его происхождения, можно перенести эти критерии на весь текст.

Благодаря моей работе, ученики научились понимать художественный текст путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения, а составленная таблица поможет им самостоятельно разобраться в сплетении смыслов в других романах, рассказах, стихотворениях и др. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее, но все они полны тайн и загадочных подробностей, которые должен разгадать вдумчивый читатель.

Иду туда, куда зовёт мой сон,

По выстеленной звёздами дорожке,

В чудесный мир меня уводит он,

Загадочный и сказочный немножко.

Где слух ласкает звуков волшебство,

Так всё свободно, просто и легко,

5. Список использованных источников и литературы.

Ванслов В. И. Эстетика романтизма: Учебное пособие / В.И. Ванслов – М.: Кладезь, 1966. – 80 с.

Савельева В. П. Сновидение как Пробуждение. Сны в романах и в жизни Льва Толстого: Научная статья / В. П. Савельева – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 30 с.

Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина [Электронный ресурс]. – URL : http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-son-grineva-kapitanskaja-dochka-pushkin.html, свободный – (18.09.2018).

Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. – URL : http://litera.su/learner/all-works/bulgakov-m-a/analysis-of-19chapter-novel-master-and-margarita, свободный – (04.10.2018).

Сон как литературный приём [Электронный ресурс]. – URL : https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/2014/08/16, свободный – (17.09.2018).

Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой [Электронный ресурс]. – URL : https://www.allsoch.ru/sochineniya/15229, свободный – (22.01.2019).

Сон Татьяны Лариной [Электронный ресурс]. – URL : https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/son-tatyany-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html, свободный – (17.02.2019).

Приложение 1. Анкетирование.

Какую роль играют сны и сновидения в художественных произведениях?

В каких произведениях отечественных писателей вы встречали данный литературный приём?

Какие герои романа «Война и Мир» видели сны?

Какие герои романа «Мастер и Маргариты» видели сны?

К акие категории сновидений вы можете выделить в зависимости от их символики и содержания?

П риложение 2. Работа с детьми.

Приложение 3. Таблица.

Баллада «Светлана»; Светлана

Поэма «Слово о полку Игореве»; Святослав

Автор неизвестен. Находка этого памятника древнерусской литературы принесли мировую известность. Мусину-Пушкину

Роман «Обломов»; Илья Обломов

Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью. Опекаемый няньками, спешащими выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Сновидение открывает истоки формирования характера героя. Через сон автор показывает зарождение лени, вялости и апатии в Илье ещё с детства.

Повесть «Пиковая дама»; Германн

Сновидение является работой подсознания. В жизни Германн является алчным и азартным человеком, и во сне эти черты характера проявляются. Его сны наполнены игрой. Но только в той игре он знал секрет. Мужчина ставил и выигрывал. Он с жадностью складывал деньги к себе в карманы.

Роман «Анна Каренина»; Вронский, Анна

Один из важнейших символов романа «Анна Каренина» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой. «Мужичок» возникает в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до её знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам в сновидениях. В романе это сон-кошмар, даже «двойной кошмар», потому что Вронский и Анна видят одно и то же сновидение. Он снится им в переломный момент их переплетающихся жизней. Кошмар Анны и Вронского принимает образ страшного мужика с рыжей бородой, склонившегося над мешком, копошащегося в нем. Оба сна основаны на происшествии, случившемся при их знакомстве. Однако у Вронского он принимает облик крестьянина-обкладчика, который принимал участие в медвежьей охоте, а у Анны-облик кондуктора, истопника из поезда. В обоих снах он наклоняется и бормочет по-французски. Но Вронский не понимает, а Анна понимает, что в этих французских словах звучит идея железа, которое вскоре убьет, раздавит ее. Она вспомнит свой сон в последние секунды жизни: «Мужичок, приговаривая что- то, работал над железом».

Роман «Что делать?»; Вера Павловна

Во снах Веры Павловны соединились и реальные факты, и совершенно фантастические. Всего в тексте романа четыре сна.
Первые два сна символизируют прощание героини со старым, пошлым миром, разрыв всяких взаимоотношений, которые могли напоминать о прошедших годах. Третий сон связан с воспоминаниями о втором замужестве героини. А последний, четвертый сон подводит итог, раскрывает тайны духовного и философского мира главной героини.

Можно говорить о пророческом смысле «страшного сна» Алеко, предположив, что он видит во сне будущее, он видит мщение. Сознание его полно мыслью о том, что между ним и Земфирой встал другой человек. Мучительный сон превращается в преступление наяву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *