святое озеро в косино история названия
Страница из истории: Святое озеро хранит множество тайн
Косинские озера издавна посещают паломники со всей России
На архивных фото 1888-1890 гг. Святое озеро в Косино. Тогда Святое озеро было популярным не только среди жителей, но и паломников со всей России. Сейчас на территории уже нет той арки, но Святое озеро посещают до сих пор.
Интересно, что дно Святого озера покрыто толстым слоем ила, тем не менее оно никогда не цветет, вода в нем постоянно холодная.
Существует древняя легенда о церкви, когда-то находившейся на месте Святого озера и со временем опустившейся под воду, благодаря чему воды озера приобрели целебные свойства и всегда оставались чистейшими. По преданию, когда-то на месте Святого озера была небольшая церковь и при ней жил священник. Неподалеку в лесу жил разбойник Букал. Однажды во сне ему приснилось, как возникнет город Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и перенесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Тогда пошел Букал в соседнее село Косино и рассказал о своем сне священнику. Оба они пошли в церковь и стали молиться Богу за весь русский народ и за будущий град Москву. Во время Божественной литургии и Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь. Букал отступил на землю, а церковь со служащим священником стала опускаться в землю, под воду, и на ее месте образовалось озеро.
В день памяти Косинской иконы Божьей Матери в храме Старого Косино проходит праздничная литургия и крестный ход с освещением воды на Святом озере. В январе 2020 года Святое озеро стало самым популярным во время крещенских купаний в ВАО, озеро посетили 7 тысяч человек.
Святое озеро в Косино
В один из прекрасный осенних дней я оказалась в одном из районов нашей необъятной столицы – Косино. Уладив рабочие дела, я отправилась гулять по ныне не известным для меня местам. Посмотрев заранее картографию района, я решила своими глазами увидеть «святое озеро», расположенное в шаговой доступности от станции метро «Улица Дмитриевского». Местные жители с легкостью смогли показать нужное направление. Пройдя живописный бульвар, в конце которого стояла небольшая, симпатичная церквушка, я вышла на берег озера. Чистая водная гладь, обрамленная золотом лесом, предстала перед моими глазами. Я решила пройти вдоль береговой линии, что оказалась непросто, так как берега были немного заболочены и двигаться приходилась по стихийным, положенным местными жителями доскам. Но как говориться: «где наша не пропадала». И вскоре, преодолев стихийную переправу, я оказалась на твердой земле, в замечательной «позолоченной» березовой роще. Поняв, что быстро обойти озеро не получиться, было решено сделать кадры с тех ракурсов, где был доступный подход к берегу.
Фото дня: «Яйцо Сокола»
Озеро Святое с незапамятных времен стало местом паломничества множества богомольцев. После Отечественной войны 1812 года сюда привозили раненых для лечения целебными грязями Святого Озера. По преданию, на этом месте жил Вукол, некогда воин, ушедший от мира ради спасения души, и старец – священник. Однажды, при совершении литургии в храме, где они молились, явилась Пресвятая Богородица, а хор ангелов запел Херувимскую песнь. Вукол счел себя недостойным видеть это и вышел из храма, а старец остался служить литургию. В тот же миг церковь начала погружаться и на ее месте образовалось озеро с кристально чистой водой. Предание гласит, что в нем по сей день не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и град Москву. На озере существовала часовня с пятью великолепными купальнями к которым вел двухсот метровый деревянный помост.Со Святым озером связана известная легенда об утонувшей церкви. Достоверность ее не установлена, но каждый год летом от комплекса Косинских церквей совершается Крестный ход к Святому озеру.
По преданию, когда-то на месте Святого озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Букал. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Букал о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. Много лет здесь не было храма, но люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу…
Интересно, что это предание вполне может иметь под собой какую-то реальную основу. Ведь достоверно известно, что Косинское озеро образовалось от провала. Это доказывается тем, что оно имеет совершенно круглую форму, а на дне его встречаются остатки больших деревьев. Кроме того, удивительное озеро имеет подводные пласты. При постройке часовен сваи уходили вниз более чем на пятнадцать метров, причем сперва свая легко шла в илистое дно, потом встречала твердый грунт, а после нескольких ударов снова долго опускалась, не встречая препятствия…
Сформировался обычай совершать молебен перед иконами Моденской Божией Матери и святителя Николая, а затем купаться на святом озере.
«Село Косино хорошо известно православному люду земли Русской и ежегодно посещается, по преимуществу в летнее время, массой богомольцев, приходящих помолиться перед чудотворными иконами, находящимися в храмах его, и погрузиться в цельбоносные волны Святого озера, — писал в 1903 году И. К. Померанцев. — Озеро имеет тесную, можно сказать, органическую духовную связь с храмами села Косина, и целебная сила его вод, по народному верованию, основанному на многих опытах богомольцев, производится благодатным действием Божией Матери и святителя Николая, по молитвам верующих пред чудотворными, находящимися в храмах села Косина иконами».
Ныне Косино – южная окраина Москвы, застроенная многоэтажными домами, рассеченная шумными магистралями. Давно исчезли деревеньки, стоявшие по берегам трех озер, луга, пригорки, сосновый бор. Но огонек веры не угас. Он теплится не только в лампадах храмов, но и в глазах юных прихожан, воспитанников Церковно-приходской школы. Здесь, в Косино, бережно хранятся традиции православного просвещения.
В 1990 г. после 50-летнего перерыва начала возрождаться приходская жизнь.
2 июля 1991 года из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева была возвращена Косинская икона Пресвятой Богородицы.
Святое озеро ледникового происхождения. Имеет круглую форму диаметром 430-460 м. Площадь озера — 0,08 км², средняя глубина — 3 м, максимальная — до 5,1 м. Берега озера заболочены примерно на 200—250 м, подойти к озеру во многих местах довольно трудно. На дне озера большой слой ила, тем не менее, оно ни разу не цвело. Вода в нём холодная, чистая и довольно прозрачная.
Вода Святого озера имеет полезные свойства: в донном иле присутствует йод, серебро, бром. Крестьяне издревле использовали ил и озёрную воду в народной медицине. Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу.
До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса на Святом озере не сохранилась, прекрасная тополиная аллея тоже не дожила до наших дней.
Погуляв немного по березой роще и получив свою порцию приключений на немного заболоченном берегу, я двинулась в обратном направление. На отвесном берегу, чуть уходящим в озерную гладь мне встретился рыбак, закинув удочку, он ждал улова. А тем временем, озеру подошла женщина средних лет, и в специальном месте, оборудованным для купания в зимнее время, стала готовиться к заплыву. «Прекрасная купальщица», заметив, что ее снимают немного смутилась, но не стала возражать. Пока она переодевалась после заплыва, мы разговорились, и она рассказала, что постоянно купается в озере и чувствует себя замечательно. Так же, она говорила о том, в крещенские морозы на озере собирается много людей, что бы именно в этом озере совершить праздничные омовения.
Мы пожелали друг другу удачи и всего доброго, она пригласила приехать сюда в дни крещенских морозов, я отшутилась, сказав, «разве что в качестве фотокора». Улыбнувшись друг другу мы пошли каждая в свою сторону.
Прогулка получилась замечательной, впечатления остались самые приятные и теплые.
Святое озеро в Косино
Святое озеро расположено в Косино-Ухтомском районе недалеко от одноименной железнодорожной платформы и входит в систему Косинских озер. Вместе с Черным и Белым озерами оно образует так называемое Трехозерье. Благодаря целому ряду причин, это место очень популярно среди жителей Москвы и гостей города.
Прежде всего, стоит отметить, что Святое озеро имеет очень богатую историю, а также окружено легендами, повествующими о событиях Древней Руси. За все время его существования сохранилось множество летописей, документов и даже сказаний, которые относятся к разным эпохам, что свидетельствует о популярности места не только в современном мире. В первую очередь связано это с уникальным составом воды, сложившимся в результате взаимодействия с илистым дном, почва которого признана целебной.
В настоящее время многие люди по-прежнему приезжают на Святое озеро для того, чтобы подправить свое здоровье лечебной глиной. Есть и те, кто просто желает провести время на природе, не выезжая далеко за пределы города. Стоит отметить, что с недавних пор все три озера включены в природно-исторические парк «Косинский».
Рыбалка
На Косинских озёрах, в систему которых входит Святое, организовано культурное рыбное хозяйство. Ловля рыбы в Святом озере бесплатна и возможна круглый год, однако из-за заболоченных берегов мало кто из желающих делает выбор в пользу этого места. Хотя водоем насчитывает около 12 видов рыб, а больше всего здесь окуня, плотвы и ерша. Также, в воды озера выпустили мальков щуки, стекловидного угря, разновозрастного карася, карпа, форели и судака.
По мнению многих рыбаков, бывающих на Святом озере, весной и осенью на червя, тесто, каши, картофель и мотыля чаще всего клюют лещ, окунь, плотва, ерш, карп и карась. Осенью же лучше всего ловить на живца, клюет в основном окунь. Зимой рекомендуют использовать мормышку, берут плотва, окунь и ерш.
Главными преимуществами Святого озера рыбаки считают спокойствие и тишину, так как людей здесь, как правило, мало. Однако следует учесть, что на выбор места для ловли придется потратить достаточно много времени. Связано это с тем, что передвигаться вдоль заболоченной береговой линии непросто: ходить удается только по положенным местными жителями доскам, которые есть далеко не везде.
История возникновения Святого озера в Москве
Согласно древним преданиям, Святое озеро возникло задолго до основания и развития Москвы. Легенды достаточно красочно описывают существовавшую на этом месте церковь, построенную неизвестным священником, и Букала, жестокого участника междоусобных войн.
Около 900 лет назад витязь, получив серьезное ранение, отстал от княжеского войска и случайно встретил на берегу озера упомянутого выше отшельника. Под влиянием старца Букол раскаялся во всех совершенных грехах и полностью исцелился. Воин решил отказаться от кровавой вражды, поселившись в лесу на берегу реки, которую в наше время мы называем Москвой. Позднее именно в этом месте будет возведен Московский Кремль. Букал проводил свои дни, молясь о судьбе русского народа, пока однажды ему не привиделся огромный город с каменными домами и искусно сделанными церквями.
Однако радость витязя была омрачена: помимо величия будущего города он увидел бунты, несчастья, сражения и даже пожар 1812 года. Неведомый голос поведал Букалу, что Москва станет центром Руси, а сама Богородица возьмет ее под свою защиту. Витязь поделился своим озарением с отшельником, и вместе стали они вновь молиться о судьбе города. Именно в храме Девы Марии на месте будущего Святого озера Букал увидел свое второе видение: приход Царицы Небесной и ангелов вместе с ней. Посчитав себя недостойным ее видеть, бывший воин вышел из храма и затем тот стал торжественно опускаться под землю. Тогда и появилось Святое озеро.
Действительно, современными учеными было установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть было образовано в результате провала грунта. Этим объясняется его большая глубина. Более того, исследователи обнаружили, что водоем пересыхал и вновь наполнялся водой как минимум три раза. В торфяных отложениях на дне найдены следы былых пожаров.
Дальнейшая история Святого озера также богата событиями. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали здесь раны, так как испокон веков считалось, что вода в озере способствует исцелению. С XVII в. зародилось массовое паломничество, о чем свидетельствуют найденные на дне серебряные копейки времен царя Михаила Федоровича и монеты, введенные в обиход при Алексее Михайловиче. Гораздо позднее неоднократно посещал столь необычное место и Петр I, который позднее подарил уже вновь построенному храму икону, привезенную Шереметевым из поездки по Италии.
Во время Наполеоновских войн храм был разграблен, а затем и вовсе разрушен. Только в послевоенные годы здесь был возведен новый храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который существует и в настоящем времени.
Можно ли купаться в озере
Святое озеро отличается тем, что имеет практически идеально круглую форму, которая объясняется его карстовым происхождением. Более того, оно достаточно большое — диаметр Святого составляет 430–460 м, а площадь — 0,08 км². То, что водоем образовался путем провала грунта, повлияло и на глубину. В среднем она составляет 3 м, а максимально — 5 м, что является достаточно крупными величинами для озер.
Особый интерес представляет дно озера, покрытое плотным слоем ила, который признан лечебным, так как содержит йод, серебро и бром. Согласно исследованиям, это сильно повлияло на физико-химический состав водоема. Ученые говорят, что в старину крестьяне даже лечились от ревматизма и кожных заболеваний, обливаясь водой из Святого озера и натираясь илом. Помимо химического состава, Святое озеро отличается от других Косинских озер своей более низкой температурой, чему до сих пор не нашли объяснения, а также более чистой и прозрачной водой. Интересно, что за столько лет существования, водоем ни разу не цвел. Такие уникальные свойства озерной воды способствуют тому, что место пользуется большой популярностью как среди местных жителей, так и среди гостей города. Кроме того, к Святому озеру всё еще совершаются настоящие крестовые походы.
Также следует отметить, что берега водоема в основном заболочены примерно на 200–250 м, из-за чего подойти к нему во многих местах трудно, однако есть центральный удобный спуск со стороны Народного парка и храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Там же постоянные посетители Святого озера устроили небольшой стихийный пляж.
Важно сказать, что он не оборудован ни туалетами, ни раздевалками. На его территории нет кафе и развлечений, но в нескольких метрах ближе к парку находится неплохая детская площадка и пространство со спортивными тренажерами. В отличие от соседнего Белого озера, Святое не вошло в официальный перечень водоемов Москвы, разрешенных для купания, однако отдыхающие все равно приезжают на берег этого водоема, чтобы окунуться в целебную воду и просто хорошо провести время на природе.
Cвятое озеро в Москве на панораме Google-карт
Как добраться до Святого озера в Косино
Водоем находится в 2,5 км от МКАД по Новоухтомскому шоссе, а его координаты на карте — 55.715170, 37.868984.
Добраться до Святого озера можно на общественном транспорте. Для этого нужно доехать до станции метро «Улица Дмитриевского», затем пешком пройти по ул. Салтыковская до Народного парка, за которым находится озеро. Также, рядом находится остановка «Народный парк», до которой ходят автобусы № 14, 613, 792, 885, 940к, 1064, 1149, 1225 и 1227к.
На личном автомобиле из центра Москвы нужно проехать по Косинскому шоссе до ул. Салтыковская, проследовать до Народного парка, затем пройти пешком до самого озера еще около 300 м.
Комфортную поездку до Святого озера могут также обеспечить такие сервисы такси, как Uber, Яндекс. Такси, Ситимобил, а также заказ такси «Везёт» и «Максим».
Святое озеро в Косино на видео
Святое озеро в косино история названия
Главные достопримечательности Косино — косинские озера. Их три: Белое, Чёрное и Святое. В 1950-х-1960-х годах Белое и Чёрное были соединены каналом длиной 30-40 метров, что привело к печальным экологическим последствиям: вода в Белом озере стала более мутной, а естественный уровень воды повысился.
Обнесенные каменной оградой, на высоком восточном берегу Белого озера стоят три храма: Успенский, Никольский и Тихоновский. Успенский, в стиле ампир, огромный, величавый, светится своими желто-белыми стенами, рядом с ним – Никольский, поменьше, и деревянный Тихоновский. Два каменных храма были построены в 1823 и 1826 годах, тщанием владельца села Косино Дмитрия Александровича Лухманова.
Северную часть Чёрного озера представляют залитые водой торфоразработки, на которых добывали торф ещё во время Великой Отечественной войны. В 1999 году там нашли и подняли со дна отлично сохранившийся огнемётный танк на базе Т-34, провалившийся под лёд в конце декабря 1942 года. В настоящее время танк в ходовом состоянии находится в музее Уралвагонзавода.
Главной святыней Косина является Косинская (Моденская) икона Божией Матери. Согласно истории, на Белом озере царь Петр Первый разместил свой «потешный флот» и сам любил кататься на ботике по водам Косинского Белого озера. Бывая здесь, он навещал усадьбу Телепневых. А когда ему пришла мысль перевести свою флотилию на Переславское озеро, то в память своего пребывания он подарил Косинской церкви икону Божией Матери. Ее привез из итальянского города Модены ближний вельможа, граф Борис Петрович Шереметев. И начиная с 1808 года икона прославилась множеством совершаемых от нее чудес.
Другая известная святыня – икона святителя Николая Чудотворца. Она была обретена на волнах Святого озера в глубокой древности. Чудотворный образ перенесли в церковь.
Храмоздателем Д.А. Лухмановым для иконы Божией Матери была изготовлена риза из чистого золота, для образа святителя Николая – из серебра.
Еще до разорения храмов Божия Матерь посылала через Свою икону исцеления от безчадия. В наше время случаи подобных исцелений стали особенно частыми.
Празднование иконы Косинская совершается 3 июля. В этот день после поздней литургии совершается многолюдный крестный ход на Святое Озеро, где совершается освящение вод озера.
Святое Озеро находится в километре на восток от храма.
Озеро Святое с незапамятных времен стало местом паломничества множества богомольцев. После Отечественной войны 1812 года сюда привозили раненых для лечения целебными грязями Святого Озера. По преданию, на этом месте жил Вукол, некогда воин, ушедший от мира ради спасения души, и старец – священник. Однажды, при совершении литургии в храме, где они молились, явилась Пресвятая Богородица, а хор ангелов запел Херувимскую песнь. Вукол счел себя недостойным видеть это и вышел из храма, а старец остался служить литургию. В тот же миг церковь начала погружаться и на ее месте образовалось озеро с кристально чистой водой. Предание гласит, что в нем по сей день не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и град Москву. На озере существовала часовня с пятью великолепными купальнями к которым вел двухсот метровый деревянный помост.
Со Святым озером связана известная легенда об утонувшей церкви. Достоверность ее не установлена, но каждый год летом от комплекса Косинских церквей совершается Крестный ход к Святому озеру.
По преданию, когда-то на месте Святого озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Букал. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Букал о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. Много лет здесь не было храма, но люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу.
Интересно, что это предание вполне может иметь под собой какую-то реальную основу. Ведь достоверно известно, что Косинское озеро образовалось от провала. Это доказывается тем, что оно имеет совершенно круглую форму, а на дне его встречаются остатки больших деревьев. Кроме того, удивительное озеро имеет подводные пласты. При постройке часовен сваи уходили вниз более чем на пятнадцать метров, причем сперва свая легко шла в илистое дно, потом встречала твердый грунт, а после нескольких ударов снова долго опускалась, не встречая препятствия.
Сформировался обычай совершать молебен перед иконами Моденской Божией Матери и святителя Николая, а затем купаться на святом озере.
«Село Косино хорошо известно православному люду земли Русской и ежегодно посещается, по преимуществу в летнее время, массой богомольцев, приходящих помолиться перед чудотворными иконами, находящимися в храмах его, и погрузиться в цельбоносные волны Святого озера, — писал в 1903 году И. К. Померанцев. — Озеро имеет тесную, можно сказать, органическую духовную связь с храмами села Косина, и целебная сила его вод, по народному верованию, основанному на многих опытах богомольцев, производится благодатным действием Божией Матери и святителя Николая, по молитвам верующих пред чудотворными, находящимися в храмах села Косина иконами».
В наступившее время безбожия и революционных смут, храмы были разорены, с икон содраны драгоценные оклады, исчезли и сами святые образа, часовня с купальнями на Святом озере были разрушены…
Ныне Косино – южная окраина Москвы, застроенная многоэтажными домами, рассеченная шумными магистралями. Давно исчезли деревеньки, стоявшие по берегам трех озер, луга, пригорки, сосновый бор. Но огонек веры не угас. Он теплится не только в лампадах храмов, но и в глазах юных прихожан, воспитанников Церковно-приходской школы. Здесь, в Косино, бережно хранятся традиции православного просвещения.
В 1990 г. после 50-летнего перерыва начала возрождаться приходская жизнь.
2 июля 1991 года из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева была возвращена Косинская икона Пресвятой Богородицы.
Вот лишь некоторые случаи исцелений на Святом озере.
. 1 августа 1866 года житель Владимирской губернии, уволенный в запас унтер-офицер Иван Ильич Орлов, сообщил приходскому священнику, что, прибыв домой по окончании русско-турецкой войны, почувствовал боль в ногах, затем на ногах стали образовываться раны, которые сопровождались опухолью ног, лишали возможности ходить, при этом были частые головокружения. Много раз он обращался к врачам, но пользы не получал. Так продолжалось пять лет. В конце мая 1866 года его родственники отправились на поклонение Моденской иконе. Орлов хотел идти с ними, но, не имея возможности обуться, принужден был остаться дома. Возвратившись домой, родные привезли ему книгу с описанием Косина. Прочитав об исцелениях в Святом озере, он решил идти в село босиком. «Путь был для меня очень труден, — вспоминал Орлов, — но с помощью Царицы Небесной я добрел до Косина. 24 июня, отслужив молебен перед чудотворной иконой, я отправился на Святое озеро и, с молитвой о благодатной помощи, окунулся раз в водах Святого озера и почувствовал себя много лучше, и голова стала свежее; до дома я уже дошел с меньшей трудностью. По возвращении домой раны стали постепенно уменьшаться и наконец уничтожились; головокружение с тех пор не повторялось, и я стал совершенно здоров и бодр».
А вот интересный случай исцеления от неизвестной болезни, которая названа в источнике «порчей» (по всей видимости, речь все же идет о бесновании).
Крестьянка Тульской губернии деревни Домнино Елена Марковна Жестоковская была больна пять лет. Однажды в сонном видении она услышала голос, приказавший ей идти в Косино и искупаться в водах Святого озера. 30 июля 1899 года Жестоковская пришла в Косино, но сначала купаться не могла. Отправившись на Святое озеро, она почувствовала сильную боль в ноге, которую свело, затем упала в обморок и страшно мучилась; но, очнувшись, почувствовала внезапное облегчение в своей болезни и уже сама легко и свободно пошла купаться, после чего почувствовала себя совершенно здоровой.
. 30 июля 1889 года в Косино приезжала женщина по имени Клавдия. В благодарность за исцеление от болезни она оставила в часовне привески в дополнение к оставленным прежде серьгам. Клавдия страдала от страшной болезни, при кото¬рой ее руки опухли, почернели, и вся она как опухала и с трудом могла двигаться. Прибыв в Косино и искупавшись в водах Святого озера, она почувствовала приближение сильного обморока и в совершенно расслабленном состоянии поехала домой. Однако на другой день она почувствовала себя вполне хорошо и выздоровела совершенно, о чем сообщила приходскому священнику.
. 30 июля 1889 года московский купец Петр Егорович Жернов сообщил, что он приехал с семейством в Косино поблагодарить Царицу Небесную за оказанную Ею милость: зять его, купец Егоров, долгое время мучился зубной болью, так что день работал, а ночь страдал. Приехав в середине июля в Косино и отправившись на Святое озеро, он не хотел сначала купаться, боясь еще более простудиться. Однако его уговорили; окунувшись в воду Святого озера, он внезапно почувствовал полное облегчение, с того времени боль совершенно прекратилась. Жена Жернова получила облегчение от боли в ногах.
. В 1902 году, летом, мещанин г. Волоколамска Московской губернии Роман Александрович Правкин заявил, что у него был болен сын Василий (полтора года от роду), который, ко всему прочему, еще и потерял способность ходить. Придя в Петровский пост в Косино с больным ребенком, родители искупали его в Святом озере, и после этого мальчик начал ходить и совершенно выздоровел.
В мае 1903 года причтом храма Косинской церкви был записан следующий случай.
. У мещан Черниговской губернии города Ста-родуба Ивана Кузьмича и Глафиры Алексеевны Ахтырко заболела дочь, младенец Мария. У ребенка появилась сыпь на глазах, по определению доктора окулиста Крюкова — экзема. Ребенок ослеп и в таком состоянии находился четыре месяца. 27 апреля бабка Марии, мать Глафиры, переехала из Москвы на дачу в Косино и здесь стала ежедневно ходить в храм и в молитве просила Царицу Небесную и святителя Николая исцелить внучку. Нужно заметить, что больной ребенок не давался умываться, но у бабки появилось сильное желание умыть его водой из Святого озера. Ребенка несколько раз приводили на Святое озеро, и девочка охотно давала себя умыть. Приходя на озеро, бабка каждый раз оставалась на молебен в часовне (молебны там совершались ежедневно) и внушала ребенку молиться Богу усерднее, чтобы Он открыл ей глазки. В начале мая бабка причастила больную внучку в храме, а вечером опять пошла на Святое озеро и по обычаю умыла ее водой из озера. Дорогой, идя по мосткам к часовне, ребенок сказал: «Баба, мостик», а подойдя к часовне: «Баба, посмотри, у Боженьки как много воды». Когда Маню умыли водой из озера, она вдруг открыла глазки, совершенно чистенькие и светленькие. Назад девочка сама уже бежала бегом по мосткам, и бабка со слезами радости на глазах едва за ней поспевала. Болезнь с этого момента у ребенка исчезла бесследно.
Летом 2000 г. приезжали священник Евгений Афанасьев с матушкой Екатериной из города Астрахани. После услышанных рассказов об исцелениях от чудотворной иконы от бесчадия, матушка усердно молилась пред этой святой иконой. Потом с верой погрузилась в Святое озеро. Через месяц врачи сказали, что у нее будет ребенок (детей не было три года).
Эта история имеет продолжение. В Астрахани одна женщина пришла к матушке Екатерине со своим горем – у них с мужем не было детей, и родственники укоряли ее. Матушка дала ей акафист Косинской иконе Божией Матери, на обложке которого была изображена икона. Через три месяца женщина пришла благодарить матушку за добрый совет и сказала, что ждет ребенка.
На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. Сюда совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской (Моденской) иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот. В неё вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250–метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная тополиная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером.
Мост, находясь над болотной котловиной озера на высоте 2–2,5 метров, у берега самого озера переходил в довольно большую деревянную площадку, на которой находилась часовня. Она была просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам.
За часовней на свободной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы, особенно приезжие, устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.
Святое озеро ледникового происхождения. Имеет круглую форму диаметром 430-460 м. Площадь озера — 0,08 км², средняя глубина — 3 м, максимальная — до 5,1 м. Берега озера заболочены примерно на 200—250 м, подойти к озеру во многих местах довольно трудно. На дне озера большой слой ила, тем не менее, оно ни разу не цвело. Вода в нём холодная, чистая и довольно прозрачная.
Вода Святого озера имеет полезные свойства: в донном иле присутствует йод, серебро, бром. Крестьяне издревле использовали ил и озёрную воду в народной медицине. Современные исследования доказали, что вода Святого озера может оказывать лечебное воздействие, обладает особыми физико-химическими свойствами, благодаря невысокой температуре и особому биоценозу.
До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса на Святом озере не сохранилась, прекрасная тополиная аллея тоже не дожила до наших дней.
Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на берегу Святого озера устроена недалеко места, где в XIX веке находились часовня и купальни. Малое освящение храма состоялось 16 апреля 2011 года. На берегу озера близ храма у удобного спуска к воде установлены иконы.
Как добраться: на общественном транспорте от ст. м. «Улица Дмитриевского» идти через Народный парк в северо-западном направлении около 600 м.
на личном транспорте из центра Москвы по СВХ, Косинскому шоссе и Салтыковской улице до перекрёстка с ул. Руднёвка, далее пешком по парку в западном направлении 200 м.
Координаты: N55° 42’54.37″ E 37° 52′ 9.69″
Источники: Цветков И., свящ. Историко-археологическое описание села Косина и находящейся в оном святыни. 2-е издание, значительно исправленное и дополненное по первоисточникам — М.: Типография вдовы Н.Л. Орлова 1895 г. 62 с., 4 л.илл.
Смирнова Е. Д. Реки и озёра Московской области / Авторы фотоснимков науч. работники и преподаватели МГУ: А. И. Соловьёв, Н. А. Солнцев, А. М. Абатуров, К. П. Гугуева, М. Ю. Белоцерковский, Е. А. Трофимовская, Е. Д. Смирнова и др., Г. В. Арманд (Московское общество испытателей природы); Автор схемы на стр. 75 и 80 К. И. Геренчук; Обложка художника В. Фейгиной. — М.: Московский рабочий, 1958. — 96 с. — 11 200 экз.
Шеповалов Т. И. По озёрам Косинской группы — Белому, Чёрному и Святому // По рекам и озёрам Подмосковья: Пешеходные туристские маршруты / Т. И. Шеповалов; Художник В. Журавский. — М.: Московский рабочий, 1960. — С. 372-380. — 488 с. — 14 000 экз.
Розанов В. Б. Регулирование нарушений экосистемы и необходимость аэрации на косинских озёрах (недоступная ссылка). Архивировано 4 марта 2016 года. // Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных. — 2010.
Сайт прихода церкви Успения Пресвятой Богородицы в Косино