святое озеро чечерск история

Озеро Святое: сколько можно церквям проваливаться?

Пронизывающий ветер бросает в лицо колючий снег. Земля им покуда что укрылась будто тонкой скатертью. Однако озеро уже полностью замощено ледяным панцирем. Ступил на него с берега, и лёд тут же провалился под ногой. А ещё рассчитывал обходить озеро Святое по льду, копируя береговую линию длиной 1,35 километра. Тонкий лёд испугал не опасностью провалиться, а перспективой идти вокруг водоёма берегом. Это означает, что придётся штурмовать под десяток километров болотин, каналов, ручьёв, лесных завалов, непролазных кустарников.

святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Про озеро Святое в районной газете писалось много: о праздновании Купалы на берегу, застройке прибрежной зоны отдыха, загрязнении береговой полосы припаркованными легковушками. Однако никто не удосужился описать водоём в природном виде, таким, каким его видят рыболовы, туристы, любители природы.

Сознательно не развиваю легенду об образовании озера на месте провала церкви. Это очевидная неправда, поскольку только на Лепельщине приходилось слышать, что церкви проваливались на месте озёр Большой и Малый Гоголи. И вокруг всех белорусских Святых озёр и даже водоёмов с иными названиями блуждают легенды о провале церквей. Проваливались культовые строения и в болота, лощины, и даже на ровном месте, а в лепельской деревне Большие Торонковичи, которая несколько лет как вымерла, озера не было, так церковь в гору провалилась. Стояла себе, верующих привечала, и вдруг ни с того, ни с сего гора под ней и расступилась. Об этом мне рассказывал последний житель деревни. Даже утверждал, что битый кирпич на том месте сохранился. Я, разумеется, искать его не пошёл, поскольку такие идентичные легенды считаю примитивным вымыслом. Хотя, вполне вероятно, что строительный мусор на месте «проваленной» церкви мог остаться от иного сооружения.

Рассуждения рассуждениями, а идти вокруг Святого нужно. Легко шагать по горе, на которой всегда празднуется Купала.

Обход начинаю со стайской стороны и вскорости упираюсь в широкий полноводный канал. Был бы не в зимних, а в резиновых сапогах, перешёл бы вброд.

Только на полпути до Стай через канал лежал двойной трубопереезд. За ним полевая дорога потянулась вдоль заснеженных полей, а тропка подалась в сторону озера. Привела она к кучке старых сосен, между которыми лежали будто специально поставленные валуны. Рядом на пару десятков метров вытянулась насыпь военной узкоколейки из Лепеля в Крулевщизну. Упирается она в глубокий канал, преодолеть который не хватит и болотных сапог. С полкилометра иду вверх по течению. Наконец русло делается уже, по затвердевших от небольшого мороза торфяных кочках перебираюсь на противоположный берег. С облегчением заглубляюсь в сосновый лес. Ну, думаю, пойду прямо, чтобы выйти на дорогу с озера Большой Люсинец к Святому и больше не блуждать по болотам. Вот и просветление впереди. Направляюсь к нему.

Проклинаю сам себя, ибо выхожу к той самой насыпи немецкой узкоколейки, и нас разделяет злосчастный канал. Злой, поворачиваю и чешу между заболоченными кустарниками и заполненным самообразованными завалами сосновым взгорком. Чувствую, что от озера отдаляюсь. За узким болотом вижу такой же сосняк. Сунусь в кусты. Будто кто-то специально прижал к земле кривые лозины. Переступать через них настолько сложно, что пот смачивает одежду. Расстёгиваюсь. Снимаю шапку. Где та спасительная вьюга, что пронимала до костей в озёрной пойме?

Боровой склон побежал вниз. Святое! Ветер с него аж с валит. Хорошо заметная под снегом тропинка бежит в сторону беседок зоны отдыха, которые оседлали длинный берег озера вдоль дороги с Большого Люсинца. Вот где находится отличное место встречи Нового года на природе!

Перед самым городом со Святого вытекает речка Каменка и направляется уже в законно городское озеро Проша. За декоративным мостком начинается купальская прибрежная гора. Маршрут закольцован!

С Новым годом тебя, Святое! Живи вечно!

Ваўчок ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). ЛЕПЕЛЬ. 2013 год.

Источник

Святое озеро: мифы и реальность

В советские времена Святое озеро называлось Гребеневским. Находится оно на южной окраине Могилева. Впервые в письменных источниках (актовых книгах Могилевского магистрата) название «Святое озеро» встречается под 1643 г. в завещании представителя местной знати «пана Осипа Лукаша», в котором описываются его «местности» за «Святым озером лежащие».

Перед войной 1941-1945 гг. в озеро впадала речка Кочерга (до наших дней не сохранилась), которая протекала по краю Абиссинии.
На V Международной научной конференции «История Могилева: прошлое и настоящее» прозвучал доклад доктора исторических наук, заведующего кафедрой археологии МГУ им. А. Кулешова И.А. Марзалюка «Неизвестное стихотворение о Святом озере в Могилеве».

В журнале также было и стихотворение друга Адама Киркора, могилевского шляхтича, ученика 7 класса Игнатия Асоветского. Стихотворение это написано на русском языке и называется «Святое озеро». В нем пересказывалось широко известное местному населению предание о том, что раньше на месте Святого озера находилось поселение, которое вместе с церковью провалилось под землю и оказалось на дне возникшего в результате этого события озера.

Сюжет, похожий на этот, широко распространен в белорусском фольклоре и связан с первоначальным этапом христианизации. Рядом с местами, которые имеют такие названия, археологами обычно фиксируются остатки древних языческих капищ, которые позже были разрушены христианским духовенством.

В пользу этой интерпретации легенды свидетельствует и то, что при проведении археологической разведки, проведенной И.А. Марзалюком, рядом со Святым озером зафиксирована раннекруговая гончарная керамика. Наиболее ранние находки датируются второй половиной Х-ХІ вв.

Таким образом, история Святого озера в Могилеве связана с событиями языческих времен. Никакой церкви на этом месте не было. Принудительная христианизация местного населения родила красивую легенду.

Источник

Отпусти меня, Святое озеро!

Воды одного из водоемов вернули к жизни мальчика, укушенного гадюкой…

К озеру Святому я подъезжал в самый разгар пасхального снегопада — явления чрезвычайно редкого, тем самым добавившего интриги мероприятию. Однако как только выкатил на велосипеде на берег, тучи, как в сказке, расступились, небо прояснилось и ярко засветило солнце. Под его лучами еще контрастнее выглядела гладь озера — зеркально-черная, с особым притягательным шармом темной глубины… Всего в Беларуси порядка 20 озер с названием Святое. Каждое из них овеяно легендами, иначе не носило бы такого высокого статуса.

Например, водой одного из Святых озер на Витебщине вернули к жизни мальчика, укушенного гадюкой. У большинства легенд сюжет похожий, но самый фантастический и порой противоречивый относится к тому Святому озеру, что находится в Солигорском районе. Удивительно, как один и тот же водоем одновременно является и святым, и пристанищем нечистой силы. Но даже, если не касаться легенд, сведения об озере не оставляют равнодушным. Однако обо всем по порядку.

Уникально уже само происхождение озера. Ничего подобного в ближайших, да и далеких окрестностях не встретишь — посреди леса вдруг возникает заполненная водой чаша. Небольшая (длиной всего 200 метров), но глубокая — в центре почти 10 метров одной воды, не считая толстого слоя ила. Местные жители вообще считают озеро бездонным. Таким бы оно и оставалось, если бы 4 года назад специалисты-озероведы впервые не провели комплексное обследование водоема. До этого о Святом были известны лишь скудные данные, почерпнутые из «Материалов для географии и статистики России (датированных 1864 годом), собранные офицерами генерального штаба». Ученые объясняют появление карстовой котловины выщелачиванием карбонатных пород, которые в один прекрасный день (примерно 12 тысяч лет назад) обвалились и образовали воронку. Народная же молва из уст в уста передает свою версию появления озера.

Давным-давно стояла в этих местах церковь. И как-то явился в нее отпетый грешник за покаянием. Но видно много нагрешил он до этого, что не выдержала церковь и в одну ночь ушла под землю. Образовавшуюся яму святые ключи заполнили водой, и возникло на месте храма озеро. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек — местность вокруг болотистая, берега Святого большей частью покрыты сплавиной, однако на юго-восточной стороне четко просматривается холм-курган — не иначе как здесь располагалось языческое капище. Так что религиозную направленность происхождения озера исключать не стоит. Тем более что до недавних пор здесь отмечались как христианские, так и языческие праздники — Крещение и Купалье.

Впрочем, святость озера не помешала поселиться в нем и нечистой силе. Нередко она пугает заезжих браконьеров, норовя утянуть их в темную пучину. А одни горе-рыбаки поведали мне историю, как подняли они однажды сетями со дна старую полусгнившую лодку, из которой раздавался громкий плеск. «Чудо-юдо» оказалось всего-навсего здоровенной рыбиной, но страху браконьеры натерпелись и больше на Святое не возвращались. Рассказывают также, что каждый год в озере кто-нибудь обязательно тонет. То ли это плата за давние грехи, которые так и не были прощены, то ли с озером, действительно, что-то не чисто. Поэтому я предпочел навестить и исследовать Святое на Пасху — почитаемый христианский праздник.

С первого взгляда озеро показалось совершенно мертвым: абсолютная тишина стояла вокруг — ни всплеска рыбы, ни пения птиц, не говоря уже об отсутствии людей на берегу. Лишь через несколько часов удалось обнаружить влюбленную парочку серых жаб, окутанную нитями икры. Это одни из самых крупных земноводных в Беларуси, достигающие 20 сантиметров длины, и тоже, кстати, наделяемые в народе нечистыми способностями.

Рыбу поймать так и не удалось — постились, видимо, подводные обитатели. Кстати сказать, мое первое впечатление о безжизненности Святого озера было недалеко от истины: животный мир его сильно обеднен, из рыбы водятся только хищники — щука да окунь, которые поедают другую живность, не брезгуя и своими родственниками. Настоящее мертвое царство наблюдается на глубине свыше 4 метров — лишь редкие миниатюрные рачки да личинки комаров обитают тут. Между тем подводные источники бьют до сих пор, пополняя кислую болотную воду кислородом. Местами Святое не замерзает даже в суровые зимы, хотя является совершенно замкнутым, непроточным водоемом. Говорят, будто под землей оно соединяется с соседним Саковичским озером и был, дескать, случай, когда помеченную щуку выпустили в Саковичах, а поймали здесь.

Но настало время навестить соседнее озеро — Саковичское, расположенное в двух километрах на север от Святого. При всей схожести процесса возникновения и своих характеристик, два водоема существенно отличаются. Если Святое люди зачастую обходят стороной, то Саковичское, наоборот, обжили полностью. Причем в прямом смысле: сначала здесь поселился пан со своей челядью, а потом и крестьяне начали строить дома по берегу, пока они не сомкнулись в кольцо. До сих пор довольно большая деревня Саковичи с населением почти в полтысячи жителей расположена по окружности озера. А своим названием она обязана, вероятно, шляхтичам Саковичам. На Беларуси было два рода с такой фамилией. Деревень же с названием Саковичи я насчитал, как минимум, 5, причем в Солигорском районе — самая большая.

Местное озеро побольше и поглубже Святого, берега его песчаные, повсюду деревянные мостки. Но оттого Святое и стало четверть века назад гидрологическим заказником местного значения, что по-настоящему уникально.

Сначала особо охраняемая территория включала в себя только акваторию озера площадью 2,7 гектара, но после комплексного обследования была значительно расширена по территории водосбора и включила в себя целый квартал Листопадовичского лесничества. В результате на территории заказника, кроме озера, оказались ценные природные объекты — высоковозрастные сосняки мшистые и черничные в сочетании с участками березняков. Обнаружены также более 100 видов редких и хозяйственно ценных сосудистых растений, среди которых два краснокнижника. Так, арнике горной присвоена вторая категория охраны как виду, находящемуся под критической угрозой исчезновения. Это реликтовое растение имеет декоративную, лекарственную, медоносную и пищевую ценность международного значения и с 1978 года было занесено в Красную книгу СССР. В Беларуси арника горная произрастает отдельными островками в небольших количествах и на ограниченных площадях. Лилия кудреватая — евросибирский подтаежный реликтовый вид, у нас встречается чаще, но этот вид мало изучен.

В отличие от озера, в лесу на территории заказника водится достаточно много животных. Тут и там я встречал изрытые кабанами участки почвы, видел различные следы, гнезда и норы, но дал о себе знать лишь дятел, да и то ненадолго — очередной, уже вечерний, снегопад «вы­ключил» редкие природные звуки. Берег озера начал покрываться сказочно-белым покрывалом, отчего и так черная вода Святого казалась еще мрачнее и загадочнее. Жутко стало одному у одинокого лесного озера — незаметно наступили сумерки. Заставив напоследок как следует поплутать по лесным тропинкам, озеро ослабило наконец свою силу и отпустило меня восвояси…

Источник

Тайна Святого озера

Есть в Спасском районе село Старый Киструс, с названием которого связана любопытная легенда. Будто бы принадлежало оно то ли князю, то ли княжескому дружиннику по имени Кис, который в одном из сражений с татарами струсил и бежал с поля битвы. Поэтому и стали называть его сельцо Киструсом, то есть Кис-трус. У специалистов по топонимике есть, конечно, свои толкования этого названия…

святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

В давние времена между селом Старый Киструс и деревней Островки стояли церковь, вокруг нее несколько домов, где жил церковный причт, крестьянские избы, хозяйственные постройки. Церковь, как принято на Руси, стояла на возвышенном месте и была видна издалека.

И вот однажды ранним летним утром сельчане были разбужены истошными криками деревенского пастуха, встающего раньше всех.

Выскочившие на улицу люди с изумлением и ужасом увидели, что церковь и окружающие постройки исчезли, а на их месте образовалась огромная водная гладь, изредка будоражимая пузырями воздуха, поднимавшимися со дна.

Погибли все, кроме двоих:

На другой день люди, едва дождавшись рассвета, снова пришли сюда и увидели, как из воды вдруг поднялся церковный купол с крестом и опять погрузился на дно.

Испуганные жители соседних селений все происшедшее приписали, конечно же, промыслу Божьему, наказавшему прихожан за их грехи. Вот так, говорят, и возникло озеро, которое назвали Святым. А потом появилась легенда что якобы поднимается в 12 часов ночи в годовщину гибели купол церкви на поверхности озера и оттуда слышится колокольный перезвон.

На протяжении нескольких поколений молодежь, не знавшая точной даты случившегося, чуть ли не дежурства устраивала по ночам в летние месяцы, чтобы увидеть чудо. Участвовали в этом и моя соседка, и сослуживица — уроженка Киструса. Однако никто никогда и ничего не видел и не слышал.

Многие считают это предание легендой: дескать, водолазы, не раз разыскивавшие утопленников на дне этого водоема, давно ставшего местом купания, никаких строений там не видели. Но ведь откуда-то брались (и многие старожилы это помнят!) на поверхности озера, и особенно во время сильных волнений воды, обработанные бревна.

Некоторые специалисты утверждают, что

Святое озеро — метеоритного происхождения, как и другие в Мещере.

А вот мой добрый знакомый Сергей Алексеевич Колтаков, геолог, к которому я обратился за консультацией, другого мнения. Он считает, что

Святое озеро образовалось в результате проявления карста, когда имеющиеся под землей карбонатные отложения (известняки, доломиты, писчий мел) или галогеновые (глины, ангидриды, каменная соль) растворяются подземными водами, и в результате в грунте образуются пустоты.

Вот и считает Колтаков, что в результате проявления карста под поселком образовался провал, быстро заполненный подземными водами, куда и опустилась церковь.

Наверное, нет никакой мистики и в том, что на другой день на поверхности озера поднялась колокольня. Просто она была достаточно герметичной, под куполом накопился сжатый воздух; под его усилием колокольня оторвалась от основного здания и поднялась наверх. Когда же воздух на поверхности из нее вышел, она опустилась на дно.

Если посмотреть на Святое озеро с высоты птичьего полета (раньше это было запросто — с рейсового «кукурузника»), то оно напоминает грушу или каплю воды, готовую упасть.

Раньше вода в нем была чистой, прозрачной — как говорят местные жители, каждую песчинку можно было рассмотреть. Из-за подземных ключей, подпитывающих озеро и держащих в нем постоянный уровень, вода даже в самую жаркую погоду прогревалась только на 2—2,5 метра в глубину. И еще вода была настолько щелочной, что, по утверждению моего приятеля Сашки Грибкова, тамошнего уроженца, механизатор, бросивший вечером в озеро промасленную спецовку, доставал ее утром как новенькую, оставалось только просушить.

Ну а сколько рыбы было, и говорить нечего. Хватало всем — и местным, и приезжим.

Вы заметили, что об озере рассказывается в прошедшем времени?

За последние три десятилетия озеро значительно обмелело, зеркало воды уменьшилось.

Причины называют разные, в основном то, что в 1972 году во время засухи озеро не подпитывалось атмосферными осадками, и много воды было выкачано для полива картофельных плантаций. Однако умница Колтаков считает, что озеро обмелело из-за повсеместного понижения уровня грунтовых вод в рязанской Мещере в результате недостаточно продуманной, до конца технически обоснованной и неряшливо проведенной мелиорации. Это сказалось не только на Святом озере.

Владимир Егоров.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Святое озеро чечерск история

Город Чечерск – центр Чечерского района Гомельской области. Чечерск находится в 65 км на север от Гомеля и в 37 км от ближайшей железнодорожной станции Буда-Кошелево. Автомобильными дорогами Чечерск соединен с областным центром Гомелем, а также районными центрами Кормой, Буда-Кошелевом и Веткой. По переписи 2005 г. население города насчитывало 7600 человек.
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Чечерск расположен на крутом берегу реки Чечёры, правого притока реки Сож. Вблизи от впадения Чечёры в Сож имеется речная пристань на Соже, построенная 160 лет назад. К ней причаливают грузовые баржи, перевозящие грузы в Гомель.

Разлив реки Сож длится очень долго. Разливаясь в конце марта или в начале апреля, она превращает пойму и плоские междуречья в сплошные водные просторы, и только к концу мая вода постепенно спадает, оставляя множество озёр-стариц. Летом эти озера очень красивы, в них растут белые лилии и желтые кувшинки, водится множество рыбы
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Едва ли не в каждом районе Беларуси найдется озеро, которое называют Святым. Есть Святое озеро и в Чечерске, на его восточной окраине. И конечно же есть легенда об утонувшей в нем церкви. Рядом со Святым озером находится Лысая гора, самая высокая точка района: 177 метров над уровнем моря. Неподалеку ещё одно озеро – Колпино, славящееся чистейшей водой и зарослями клюквы по берегам, заросшим трясиной.

В конце 70-х годов проводилась геологическое обследование поймы Сожа и выяснилось, что Чечерщина богата пресной водой не только на поверхности, но и в своих недрах. Геологи обнаружили огромную линзу чистой пресной воды, залегающую под землей. Возможно, именно она питает несколько криниц, известных издавна в Чечерске. Одна из них, находящаяся на окраине города недалеко от Замковой горы, считается святой. Ходят легенды о языческих обрядах, проводившихся возле этой криницы. Рядом стоит святой крест, который и по сей день женщины украшают вышитыми рушниками. Еще одна криница есть на улице Мичурина.

Под лесом сейчас находится 46% территории Чечерского района, большая их часть находится на левом берегу реки Сож, в белорусском Полесье. Отсюда и названия многих деревень: Полесье, Залесье, Дубровка, Осиновка. Преобладают хвойные, берёзовые, ольховые леса, встречаются также дубовые, осиновые, грабовые и другие. Под болотами 3% территории. В границах Чечерского района находится биологический заказник республиканского значения для охраны редких растений и животных. Например, вдоль дороги из Залесья на Покоть можно увидеть летом цветущие дикие ирисы-касатики, которые мы обычно привыкли видеть лишь в садах.

В самом Чечерске на мысу высокого правого берега Чечёры находится древнее городище Х-го столетия Замковая Гора, давшее начало городу, вобравшему в себя затем окрестные поселения.

Название города по одной из версий происходит от древнеславянского «чичер», что значит «воск». Видимо, жители занимались сбором меда и торговали воском. По другой версии здесь жило племя чичаков, отсюда и название.

Впервые в письменных источниках город упоминается в Ипатьевской летописи в 1159 г. как город племени радимичей Чичерск, который киевский князь Изяслав вернул черниговскому князю Святославу. Раз вернул – значит, было что возвращать, т.е. город существовал задолго до этой даты. Однако именно эта дата и считается годом основания Чечерска.

Историческая судьба Чечерска сложна и противоречива: он входил в состав Черниговского, Киевского княжеств, Великого княжества Литовского, Российской империи. Владельцы города часто менялись.

В XII–XIII в. город входил в Черниговское княжество. С середины XIV в. Чечерск является центром волости в Великом княжестве Литовском. В это время на месте древнего детинца на Замковой горе здесь был построен укрепленный замок.
В 1387 г. Чечерск вместе с окрестными деревнями, «с людьми и со всеми доходами», перешел во владение князя Скиргайлы и городом управляли наместники великого князя. С 1501 по 1518 г. Чечерском владела великая княгиня Елена — жена великого князя Александра и дочь великого князя московского Ивана.

Чечерское староство с XVI в. отдавалось в пожизненное владение разным государственным деятелям. 25% чистого дохода владелец староства вносил в государственную казну на содержание войска. После смерти княгини Елены городом владели: князья Чарторыйские, Астафий Дашкевич (за сражения с татарами), Юрий Зенович, с 1621 г. — Александр Сапега (за заслуги в войнах с турками).

В XVI в. приграничный Чечерский замок осаждали крымские татары. Помните фильм «Анастасия Слуцкая»? Вот такие же набеги татар приходилось отражать и чечерянам.

С 1629 г. Чечерск числился в разряде городков-местечек, получил королевскую грамоту-привилей на торговлю и проведение 4 ярмарок в год. Ярмарки были тогда настолько важными событиями, что их количество даже регулировалось королевской грамотой. Традиция проведения ярмарок в Чечерске существовала примерно до 1965 г. На базарной площади торговали домашним скотом, птицей, гончарными изделиями, плетеными корзинами, медом и прочими сельскими продуктами.

За годы своего существования город не раз подвергался опустошительным разрушениям, пережил пожары. В годы русско-польской войны 1648-1654 гг. около города прошли крестьянские восстания, а замок подвергался осаде русских войск. Замковые укрепления были сильно разрушены, но после войны восстановлены.

Смотрели ли Вы польский фильм «Огнем и мечом», повествующий о жестокой войне между польскими панами и украинскими казаками? Эти события затронули и Чечерск. В 1648 г. Чечерск захватили казаки Богдана Хмельницкого, но в начале лета следующего года войска ВКЛ во главе с гетманом Янушем Радзивиллом отбили городок. За неслыханные зверства, которые чинили казаки, Радзивилл приказал отсечь пленным правые руки до запястья. 50 казаков посадили на колы, а остальных, с жёнами и детьми, порубили саблями.
В 1654 г. Чечерск захватил казацкий атаман Золотаренко. Пять лет городок и его околицы входили в состав гетманских казацких владений на Беларуси.

Последующие сто с лишним лет, до раздела Польши в 1772 г., Чечерск относился к землям Речи Посполитой. Нахождение в течение веков на границе великих держав: Великого Княжества Литовского и Великого Княжества Московского, а потом Речи Посполитой и Российской империи наложило свой отпечаток на судьбу города и его жителей. В те времена он стоял на больших торговых путях, водных и сухопутных, это было выгодно для развития города. При ВКЛ в Чечерске даже существовала своя таможня.

В XIV-XVII в. через Чечерское староство проходила дорога из города Владимира в город Торунь (древний путь на Балтийское море), за проезд по которой брали пошлину «с коня» по 3 гривны и 4 денария.

Через Чечерск до середины XIX века проходила также большая дорога на юг, именно по ней ехала Екатерина II в свое путешествие в Крым в 1787 г. И сейчас эту местами сохранившуюся старую дорогу, обсаженную двухсотлетними дубами, местные жители называют «Екатерининский шлях».

Однако, как метко заметил писатель Владимир Короткевич, “где выгодное положение, где удобные дороги, там и враг”. Так что ни одна война, гремевшая в восточной Европе, не минула Чечерщину. Но как бы то ни было, жители города и окрестных деревень каждый раз отстаивали своё жильё, не покорялись нашествиям, а жили и продолжали трудиться.

В XVI–XVIII в. Чечерск был обнесен стеной с тремя воротами-брамами: Замковой, Великой и Подольной. По данным инвентарной переписи 1726 г., в городке существовали Воскресенская, Николаевская, Пречистенская и Спасская церкви (которые находились на улицах с соответствующими названиями), синагога на окраине, и было 109 жилых домов.
В Чечерске в это время было 7 улиц, которые радиально сходились к замку и торговой площади. На площади размещались корчма и лавки. Возле замка стоял костел Святой Троицы. Время появления костёла в городке определить сложно, но в инвентаре 1704 г. он уже упоминается как костёл Святой Троицы. Вероятно, он был построен в конце ХVII в.

Герб и флаг зарегистрированы в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 21 февраля 2001 г. под № 50.
Герб: в красном поле испанского щита серебряный шеврон зубцами вверх.
Флаг: прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2, на лицевой стороне которого серебряный шеврон зубцами вверх.
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

При разработке концепции герба Чечерска в основу легли ранние события, а именно возникновение в X в. поселения на месте городища Замковая гора и существование здесь некогда Чечерского замка. Основным элементом герба является геральдическая фигура «шеврон». Зубчатый шеврон ассоциируется с крепостными стенами, напоминающими о пограничном положении города, неоднократно подвергавшегося нападениям неприятеля. Мужество, отвага и кровь защитников города переданы красным цветом поля герба.

В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Чечерск, население которого составляло на тот момент 860 человек, отошел к Российской импepии. Его тогдашний владелец князь Михал Казимир Огинский (дядя известного композитора Михала Клеофаса Огинского, автора знаменитого полонеза «Прощание с родиной»), будучи великим гетманом литовским, пытался организовать сопротивление российским войскам, но 12 сентября 1771 года был разбит А.В.Суворовым в битве возле д. Сталовичи (Барановичский район). Чечерское староство было у него конфисковано.

В 1774 г. Екатерина II подарила Чечерск генерал-губернатору края – графу Захарии Григорьевичу Чернышову. Граф Чернышов был выдающейся личностью, известным государственным деятелем и военачальником. Он прославился во время Семилетней войны между Россией и Пруссией тем, что в сентябре 1760 г. русскими войсками под его командованием был взят Берлин.

Граф Чернышов сыграл важную роль в реконструкции Чечерска и строительстве памятников архитектуры. Он был несметно богат и щедро тратил деньги на развитие и украшение своего имения. Во 2-й половине XVIII в. были построены каменная ратуша, 4 храма возле нее, заложен парк, работали стекольная мануфактура, 2 больницы, пристань «Кремень».
Энциклопедия XIX века писала:
«Граф З. Г. Чернышов, которому было пожаловано местечко, устроил в нем две больницы и пансион для бедных дворянок. Местечко было перестроено по плану Растрелли, улицы обсажены липовыми аллеями, была построена ратуша в готическом стиле»
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Для закрепления российского господства на отобранных у Польши землях туда были введены войска. Первый белорусский наместник Захария Чернышов, который одновременно был и президентом военной коллегии, разработал проект размещения крепостей и гарнизонов. В 1775 г. из войск, введенных на белорусские земли, была создана Белорусская дивизия, в состав которой входили 5 пехотных и 4 конных полка, из них один гусарский. Эту дивизию возглавил сам Чернышов. Именно в Чечерске с 1775 г. и размещалась половина Белорусского гусарского полка. Другая половина размещалась в Гомеле.

Белорусский гусарский полк имел штаб из 5 человек во главе с подполковником. В его подразделениях было 6 капитанов, 6 поручиков, 10 прапорщиков, 60 унтер-офицеров и капралов, комиссар, священник, два лекаря и 674 гусара. Даже если учесть, что только половина из них квартировала в Чечерске, то можно сделать вывод, что светская жизнь тут была вовсе не скучной. Видимо, бывали и балы, и просто славные попойки, и романтическая любовь, случались и дуэли.

19 августа русский отряд занял Чечерск, и с этого дня началась продолжавшаяся 10 недель оборона этого стратегически важного населенного пункта, закрывавшего наполеоновским войскам дорогу на юг.

Кто бывал в Пинске и Полоцке, тот видел огромные здания иезуитских коллегиумов, бывших в то время престижными учебными заведениями. Иезуиты немало содействовали развитию просвещения на Беларуси.
Миссия иезуитов в Чечерске существовала с 1744 по 1820 гг. и относилась к коллегиуму в Могилёве. Миссия сначала была организована на пожертвования шляхты при местном костёле Св. Троицы. В 1777 г. брат Станислав Сестренцевич заложил собственно иезуитский приход, а граф Чернышов дал деньги на возведение нового здания костела. В 1796 г. в приходе насчитывалось 770 католиков. В середине ХVIII в. практически вся Чечерская шляхта была уже католической (римско-католики и греко-католики).

Школа в Чечерске была открыта в 1788 г. В ней работали иезуит и светский учитель с годовой зарплатой в 90 рублей за счёт графа Чернышова. Школа в Чечерске давала неполное среднее образование. В первом классе учились читать и писать по-польски, по-русски и по-немецки, начинали изучать латынь, катехизис, основы арифметики и географии. Во втором классе изучали грамматику, латинский и немецкий языки, арифметику, географию, библейскую и всеобщую историю. С 1802 г. школа стала трёхлетней, в ней училось 44 ученика, а в следующем году уже 56 учеников.

Дело в том, что Чернышовы и Пушкин были родственниками. Еще в конце 80-х годов ХХ века ученые-литературоведы на основании архивных документов установили, что Пушкин и владелица Чечерска Софья Чернышова-Кругликова с братьями и сестрами имели общих предков из старинного рода князей Ржевских. Так, Сара Юрьевна Ржевская, в замужестве Пушкина, приходилась Александру Сергеевичу прабабкой. Её племянница была женой Григория Чернышова, племянника графа Захарии Чернышова, первого российского владельца Чечерского майората. Как известно, З. Чернышов не имел детей и Чечерское имение наследовал его брат Иван, а затем его сын, вышеупомянутый Григорий Чернышов. У Григория было шестеро детей: Захар (полный тёзка первого российского владельца Чечерска), Софья, Александра, Елизавета, Вера и Наталья. Таким образом, дети графа Григория Чернышова доводились четвероюродными братьями и сестрами А.С.Пушкину. Они знали о своем родстве, гордились им и дружили.

Еще один интересный факт: в 1831 году Александр Пушкин женился на Наталье Гончаровой, так вот родители Н.Гончаровой владели половиной подмосковного села Ярополец, а второй половиной владели Чернышовы. Так они стали в некотором роде еще и соседями.

Родилась она в семье генерал-майора Иродиона Кондратьевича фон Веделя и Анастасии Богдановны Пасек, была старшей из двух дочерей. Прожила она долгую жизнь, занимала весьма высокое положение в обществе, была уважаемой фрейлиной, а затем и статс-дамой при Петре ІІІ, Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I. Она была крестной матерью будущего императора Александра I. Правда, после смерти мужа, графа Захара Григорьевича Чернышева, отдалилась от двора и жила в своих провинциальных имениях, в основном, в Чечерске.
Анна Родионовна отличалась крепким телосложением и крутым норовом. Периоды капризов и самодурства у нее сменялись «приступами» исключительного благочестия и набожности. Она неоднократно принимала у себя в гостях самих императоров и членов их фамилии, анонимно занималась благотворительностью и много денег жертвовала на монастыри и храмы.

Захар Чернышов-младший, блестящий кавалергард и образованнейший человек, считался наследником Чечерского майората. Он любил Чечерск, бывал здесь неоднократно, но судьба уготовила ему и его сестре Александре (жене декабриста Никиты Муравьева) большие испытания…

Осенью 1821 г. именно из Чечерска Чернышов привез в Минск Никите Муравьеву, руководителю «Северного общества», комплект журнала «Сын Отечества». В Минске Н.Муравьев в то время писал свой проект «Конституции».

Именно через Александру Муравьеву Пушкин передал декабристам свое стихотворение:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Александра привезла в ссылку и стихотворное послание Пушкина другу И.Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный. «. Впоследствии А.Г.Муравьева (урожденная Чернышова) умерла в Сибири.

А Захар Чернышов в 1829 г. был отправлен рядовым на Кавказ, воевать с чеченцами. После амнистии он уехал лечиться в Италию, там и умер.

Впоследствии по дороге из ссылки в Чечерск заезжал известный декабрист А.Розен, который оставил интересные сведения о городе (о башне с часами, великолепном саде с оранжереями, в которых росли персики и абрикосы).

Во времена Великого княжества Литовского здесь был деревянный замок, сведений о котором сохранилось немного. Сведения за 1682 г. сообщают о наличии на замковой горе 8 башен, ворот-брамы и двойной изгороди из сосновых стволов. Все это окружал оборонительный ров, наполненный водой из реки Чечёры. Через ров был перекинут подъёмный мост на цепях. Деревянные рубленые стены были обмазаны глиной. Обмазка не позволяла зажечь стены специально снаряженными стрелами, а также предохраняла от гниения. Внизу, в прудах, разводилась рыба разных пород.

В 1787 г. на месте старого Чечерского замка новый владелец Чечерска граф Чернышов построил на горе дворец. Дворец был построен в готическом стиле и имел форму полукруга. Однако он не простоял и ста лет. В документах 1855 г. дворец ещё упоминается как дворец вдовы Захарии Чернышова Анны Родионовны, но в то время он уже находился в запустении. Ещё через 30 лет, по описанию 1884 г. дворец уже не существовал, его место занимали разные насаждения.

На Замковой горе раздолье для археолога. Здесь можно найти и керамические черепки бронзового века, и каменное ядрышко времен Речи Посполитой, и осколки бутылки XVII века.

Согласно с классической концепцией идеального поселения, в центре города была запроектирована огромная площадь (302 м х 294 м), окруженная симметричной системой кварталов. На площади в 1780 г. была построена ратуша, где теперь находится историко-краеведческий музей. На площади также симметрично размещались Г-образные строения, в которых работали 76 лавок. По периметру площади были высажены липовые аллеи.
Из памятников архитектуры в Чечерске сохранились городская ратуша и Спасо-Преображенская церковь. Оба этих здания были построены в XVIII в. Также в Чечерске сохранился городской дворец начала XIX века и здание винодельческого завода конца 19 в.

Ратуша строилась как центральное сооружение города: ее должно было быть видно из любой точки Чечерска. Это массивное двухэтажное квадратное здание завершено пятью деревянными четырехугольными башнями, из которых четыре увенчаны шпилями и располагаются по углам ратуши, а пятая, сужающаяся кверху, занимает центр постройки и установлена на четырехугольном барабане.

Действительно, изысканный вкус был у графа Чернышова, заказавшего архитекторам ратушу. Он создал здесь также крепостной театр и оркестр, выступавшие в ратуше.

Исторический персонаж настолько яркий, что Чернышову в Чечерске поставили памятник. Все архитектурные изыски Чечерска связаны с его именем. Жители города до сих пор называют один из концов города Захарполье, а другой – Аннаполье в честь Чернышова и его жены, т.е. так, как назвал их сам Чернышов при планировке города.
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история
В старых исторических постройках обитают привидения. Их шаги и присутствие не раз отмечали в ратуше и усадьбе Чернышевых-Кругликовых. Вот еще интересный факт: в 1980-х годах чечерянин, вспахивая огород, провалился под землю вместе с лошадью. Так открылось наличие подземных ходов, ведущих от ратуши в трех направлениях: Замковой горе, винокурне и Мещанскому лесу. Но те закрыты даже для музейных работников из-за опасности обрушения.

В свое время по сторонам вокруг ратуши размещались четыре храма: один католический и три православных. По одной из версий 4 культовых постройки Чечерска были построены по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. В их основе лежал один и тот же проект храма-ротонды, т.е. круглого храма. Граф З. Чернышов сам дополнил проект Кваренги: Преображенской и Вознесенской церквям он дорисовал притвор и апсиду, а костёлу Святой Троицы и церкви Рождества Богородицы — башни на главном фасаде.

святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история
Дворцово-парковый ансамбль имения графов Чернышевых-Кругликовых сложился в 1-ой половине XIX века. Городской дворец Чернышевых-Кругликовых расположен на высоком берегу реки Чечёры. Здание дворца многократно перестраивалось, и свой окончательный вид обрело в 1860 году. Здание украшают высокие окна, их которых открывается чудесный вид на пойму Чечёры и Сожа и бескрайние леса Полесья. Террасы, балконы и ажурное чугунное литье, гармонично вписывались в архитектуру дворца.

Очень интересна сохранившаяся до наших дней летняя терраса, расположенная на стройных чугунных опорах. На этой террасе любили пить чай члены графской семьи и приветствовать своих почетных гостей.
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Памятник архитектуры XIX века смотрится сейчас несколько уныло. Но усадьба включена в областную программу реконструкции в связи с включением Чечерска в «золотое кольцо» Гомельщины. Здесь откроются центр этнографии и фольклора, детская школа искусств, библиотека, концертный зал на 100 человек. А еще есть идея воссоздать оранжерею, которая была у Чернышовых.

Будете рядом, не поленитесь зайти и погладить рукой перила лестницы, сделанные из какого-то ценного дерева.
святое озеро чечерск история. Смотреть фото святое озеро чечерск история. Смотреть картинку святое озеро чечерск история. Картинка про святое озеро чечерск история. Фото святое озеро чечерск история

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *