сведения о царь колоколе
Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45’02.9″N 37°37’07.1″E
Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.
История создания Царь-колокола
Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.
И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер.
И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.
Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.
Легенда о Царь-колоколе
Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.
В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.
Сведения о царь колоколе
Вид со стороны Ивановской площади.
Вид со стороны Ивановской площади.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 году по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.
350 руб.
Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади без скидок.
Царь-колокол
Царь-ко́локол— памятник русского литейного искусства XVIII века.
Содержание
История
В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой — отлить колокол такого размера.
Выполнить эту работу подрядился Иван Фёдорович Моторин. Предварительно Моторин отлил небольшую (12 пудов) модель колокола. После чего все чертежи, в том числе и схема подъёма, были отправлены в Петербург на утверждение.
Отливка колокола
После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича.
Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубины. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.
Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.
Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.
Последняя плавка металла продолжалась 36 часов в четырёх плавильных печах, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.
Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг). [1]
После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.
Повреждение колокола
20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился. [2]
Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.
Восстановление колокола
В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.
17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы.
Во время подъёма часть канатов лопнула и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней, заменив канаты, подъём продолжили. [1]
Отлит из бронзы. Украшения, портреты и надписи на нём выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым.
Несколько раз поднимался вопрос о спайке колокола. Но в итоге от этого отказались, так как восстановить нормальное звучание оказалось невозможным.
Внутри пьедестала сохраняется язык от неизвестного колокола.
Другие «Царь-колокола»
Под названием «Царь-колокол» на Руси известны колокола, отлитые в начале XVII века и в 1654 году (весил около 130 т). Последний разбился при пожаре 1701 года, а его части были использованы при отливке Царь-колокола.
Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется «Царь». Отлитый в 1748 году «Царь-колокол» весил 4 тыс. пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый «Царь-колокол» весом 72 т. [5]
Примечания
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Царь-колокол» в других словарях:
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — «ЦАРЬ КОЛОКОЛ», памятник литейного искусства 18 в. Отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными (см. МАТОРИНЫ). Во время пожара 1737 от «Царя колокола» отвалился кусок в 11,5 т. Установлен в Московском Кремле (см. КРЕМЛЬ… … Энциклопедический словарь
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; вес свыше 12 тыс. пудов (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит по указу императрицы Анны Ивановны в 1733 1735 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Материными. Во время пожар … Русская история
царь-колокол — царь колокол, царь колокола … Орфографический словарь-справочник
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от Царя колокола отвалился кусок в 11 … Большой Энциклопедический словарь
Царь-Колокол — Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°37′06″ в. д. / 55.750833° с. ш. 37.618333° в. д. … Википедия
Царь колокол — Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°37′06″ в. д. / 55.750833° с. ш. 37.618333° в. д. … Википедия
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ — название колокола, установленного в Московском Кремле, уникальная бронзовая отливка; масса свыше 200 т, высота 6,14 м, диаметр 6,6 м. Отлита мастерами И. Ф. Моториным и его сыном Михаилом в 1733 1735 гг. Украшения, портреты и надписи выполнены В … Металлургический словарь
«Царь-колокол» — памятник литейного искусства XVIII в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733 35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от «Царь колокола» отвалился кусок … Энциклопедический словарь
Царь-колокол — Царь ко/локол, Царь ко/локола … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Царь колокол в Москве
Царь – колокол, находящийся в Москве, не имеет аналогов. Это самый гигантский колокол в мире. Он остается единственным и непревзойдённым творением искусства русских литейных мастеров. Историческая ценность располагается на Ивановской площади, в восточной стороне от звонницы «Иван Великий».
Не звонивший никогда колокол ошеломляет масштабами. Имея диаметр 6,6 метров, высоту 6,4 метра, вес его составляет 202 тонны. Колокольный гигант входит в программу обязательного осмотра ансамбля Соборной Площади Кремля, которое включает посещение: Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, церковь Ризоположения, Патриаршие палаты, Царь- пушки. Ведь это одна из главных достопримечательностей на территории Московского Кремля – возведенный на пьедестал Царь – Колокол.
История Царя колокола
Это не первый российский гигантский колокол, он имел предшественников. Изначально большой колокол — Годуновский отлили в XVI веке, весом около 33,6 тонн. В начале XVII века, звоня уже более 50 лет, он раскалывается при пожаре. Указом государя Алексей Михайловича выплавляют новый колокол, весом около 130 тонн. Новый отливают, используя старую медь предшественника.
Но звон его также недолог. В самом начале, от сильного удара колокольного языка он раскалывается, проводят перезаливку колокола, массой 160 тонн. Во время колокольного звона он падает со звонницы, но остается цел. И только через 50 лет колокол разбивается при пожаре в 1701 году.
По распоряжению государыни Анны Иоанновны, которая захотела оставить след своего правления и еще раз перелить обломки предшественника начинается создание нового колокольного гиганта. Колокольный великан в 200 тонн был необходим для украшения своим видом Ивановской звонницы. Работа была доверена московским мастерам Ивану и Михаилу Моториным, чьи колокола издавали звонкие переливы в Москве, в Санкт Петербурге, Киеве и Нижнем Новгороде.
Знаменитые литейные искусники, ранее изготовлявшие по приказу Петра I пушечные стволы для артиллерии и колокола кремлевских соборов, были привлечены к созданию колокола после неудачных стараний заказать исполнение великана у королевского механика Франции — Жерменя. Мастер королевских дел Жермень, изучив задание российской государыни, и обещания денежной награды за труды, подумал, что это шутка – так как выполнение заказа счел не возможным.
Правда, оправившись от удивления, французский механик представил свою смету дорогостоящего и сложного проекта, от которого императрица поспешила отказаться.
Рельефный орнамент колокольного царя было приказано изготовить петербуржским резчикам деревянных искусств П. Галкину, В Кобелеву, П. Кохтеву, П. Серебрякову. К работе были привлекли скульптора Ф. Медведева, который по указу Петра I проходил обучение в Венеции, и мастера формовального дела П. Луковникова. Подготовка к работе заняла более двух лет.
В самом начале, с помощью чертежей Конторы артиллерии Иван Моторин изготовил модель колокола, которую отправил на согласование в Санкт Петербург. Вместе с моделью направлялись также подробные эскизы и чертежи подъема царского великана.
Царь колокол в Москве
Стены ямы для укрепления были выложены кирпичом, дубовыми балками с металлическими ободьями, твёрдая металлическая решетка размещалась на дне. Внутрь была помещена колокольная форма. Образовавшиеся пустоты между формой и стенами литейной ямы были тщательно засыпаны землей и утрамбованы, кожух должен был выдержать высокую температуру литейного сплава.
После окончания основных приготовлений, в Успенском Кремлевском Соборе отслужили церковную службу, и приобретя благословение приступили к литью нового колокола- великана.
28 ноября 1734 г. в специальных установленных 4 печах провели первую плавку металлического сплава. Каждая из печей, сооруженная по периметру ямы могла вмещать в себя не более 50 тонн расплавленной меди, которая дальше поступала по желобкам, сделанным из кирпичей, в литейную форму.
Для литья колокольного великана был взяты остатки его предшественника, разбившегося при пожаре. Но так только одного старого колокола было мало, Моторин попросил у царского двора дополнительно около 16 тонн меди и 5 тонн олова.
Создание царя колокола изначально было связано с трудностями и неудачами. Через несколько дней в двух печах из четырех была обнаружена утечка сплава. На их нижних горизонтальных поверхностях печной топки поднялись поды.
Чтобы не останавливать процесс литья, было принято решение делать ремонт на месте, не прекращая работу двух других печей, а также увеличив нагрузку на них. Для литья колокола с московского пушечного двора доставили дополнительно 600 колоколов, общей массы в 27 тонн, меди пушечной 68 тонн и 11 тонн олова.
Для недопуска повторной протечки сплава, весь горящий поток пустили в дополнительные печуры. При ремонте двух печей загорелась машина подъёма кожуха и рядом стоящие деревянные сооружения. Кроме того, пострадала литейная форма колокола. На устранения неисправностей, постройки новых деревянных сооружений вокруг рабочей ямы, разборки, проверки и дальнейшего исправления колокольной формы уходит продолжительный период времени.
Во период реконструкции умирает Иван Моторин, работать над литьем продолжает сын, Михаил Моторин. 23 ноября 1735 г. литье начинают заново, с учетом принятых противопожарных мер. Работа над царственным колоколом занимает 48 часов. За успешное выполнение гиганта Михаилу Моторину выдают 1000 рублей и присваивают должностной чин – литейных дел цехмейстер.
С конца 1735 г. проводятся работы только декоративные — вычеканивают барельефный рисунок. По малопонятным обстоятельствам колокол долгий период остается в яме, где его через два года настигает Троицкий пожар, бушевавший на территории Кремля. Вспыхнули перекрытия и балки, служившие частью каркаса в литейной яме, и удерживающие колокол.
По официальной версии царского двора колокол рухнул с деревянного каркаса, начал нагреваться, и чтобы не допустить расплавления, принимают решение тушить водой. Во время тушения, холодная вода попадает на расплавленный металл, что вызывает многочисленные трещины и откол куска массой 11,5 тонн. Пожар также остановил все дальнейшие барельефные работы – и сегодня можно увидеть незаконченную чеканку на колоколе.
По окончании пожара существовало еще несколько вариантов происшедшего:
Современные историки не подтверждают версию, где главной причиной является пожар, так как в этом случае, пластичный сплав меди и бронзы не смог расколоться на куски, и предполагают нарушение технологии литья. Так же после пожара колокол стоял на решетке в литейной яме, в том же месте, где изначально отливался. Эти факты говорят о том, что его не вынимали.
Возможно, именно поэтому Моторин получил небольшую денежную компенсацию за такую работу, так как стоимость более простых его колоколов в Троице – Сергиевской Лавре и Новодевичьем монастыре составляла около 6000 рублей каждый.
В течение дальнейших 100 лет проводятся неоднократные, безуспешные попытки извлечь колокол из ямы. Императрица Елизавета изъявила желание поднять его и перелить, но представленная смета ей показалась слишком завышена. Свои намерения о подъеме высказывали Екатерина II и Александр I.
В 1821 году было решено организовать осмотр колокола для всех желающих посетителей. Место вокруг ямы расчистили, установили деревянные перила, подъемные лестницы, над ямой был установлен деревянный помост с дверным входом. Дверной ключ находился у послушника Ивановской колокольни. Желающие посмотреть колокол сходили в подземелье по лестнице. Впереди шел проводник, держащий фонарь.
Активным инициатором поднятия царского колокола выступает император Николай I. В период правления государя активно преображается территория Кремля – убирают последние следы французского нашествия 1812года, возводят Оружейную палату и Большой Кремлевский дворец.
Начинается реставрация исторических памятников культуры. Огромная яма даже с колокольным царем в самом сердце Кремля не украшает площадь. Поняв, что колокольный звон великана никогда не будет услышан, император дает распоряжение поднять его и поставить на пьедестал как памятник.
Данная работа поручается петербургскому архитектору французского происхождения О. Монферрану. С помощью разработанного чертежа подъемного устройства он смог поднять колокольного великана на сооруженный для него каменный восьмигранный пьедестал из песчаника.
Архитектор уже был известен как специалист по созданию механизмов подъема больших грузов благодаря участию в возведении Исаакиевского собора, а также сооружению Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт Петербурге.
Подготовительная работа по подъему колокола занимает больше полугода. Вынимают землю, окружавшую колокол, укрепляют стены ямы, выкачивают воду, собирают строительные леса. Но первая попытка заканчивается неудачей – под грузом массы лопаются четыре каната и ломается блок рычага подъема.
Чтобы проведенная работа была не напрасной, один из рабочих спускается в яму и под нависшим колоколом, устанавливает подпорку из дубовых бревен. Колокол зафиксировали и остановили работы.
Для продолжения подъема были заказаны новые канаты, увеличено количество рычагов – механизмов для тяги каната.
Следующая попытка продолжалась около часа. Колокол подняли, на яму установили деревянный настил, на него поставили полозья на катках, на которые в дальнейшем опустили колокольного гиганта. Медленными передвижениями его в течение трех дней установили на постамент, где Царь – колокол стоит в настоящее время. Кроме того, архитектор Монферран увенчивает верх большой державой из меди с золоченым крестом, подчеркнув его величие.
Издается указ о сохранении колокола как великого монумента мастеров литейного искусства. При осмотре исторической ценности поражает не только уникальный масштаб работы, но также и красота скульптурной металлической чеканки.
По периметру колокола выделяются барельефные портреты российских самодержцев — Алексея Михайловича и Анны Иоановны. Государь Алексей Михайлович, в руках удерживающий скипетр и державу, одет в парадное платье. Изображение государя, напоминает о истории создания больших колоколов.
Созданная барельефная фигура Анны Иоановны в праздничном убранстве для коронации рассказывает о истории создания самого колокола. Внизу чеканного изображения государыни на круглом медальоне вылита запись о тех, кто создал колокол – умельце Иване Федорове, и отце и сыне Моториных.
Между фигурами расположены картуши с декоративным орнаментом в стиле барокко. Литейные мастера воссоздали образ Христа с Божией Матерью, апостола Петра, святого Иоана Предтечи, святую Анну, небесных ангелов. Выбор святых для был очень важен для государыни – на колоколе изображены лики небесных покровителей самой Анны, ее отца, царя Иоанна V и дяди императора Петра I.
Реставрационные работы Царя — колокола проводились только в 1979 году – его очистили от налета, позже нанесенной краски, благодаря этому возможно увидеть изначальный рельеф декоративных украшений.
Существует многочисленные легенды о Царь – колоколе. В одной говорится, что во время прибытия государя Петра I в Москву сразу после победы в Полтавской битве, звенели все колокола, кроме большого. Все усердия звонарей не могли раскачать тяжелый колокольный язык. В страшном гневе царь отправляет свою гвардию в подмогу звонарям, но они только смогли оторвать язык великана.
Народная молва утверждала, что упрямее самого царя был только колокол. Видя, что не все рады победе, государь ударяет поверхность колокола дубинкой, взятой в сражении у шведского короля. От удара откалывается осколок, а великан с гулом уходит под землю. Историки связывают эту легенду с организованной Петром Великим компанией о переплавке церковных колоколов в пушки.
Легенда старообрядцев гласит, что падение колокола с колокольни связано с реформами патриарха Никона. Они верили, что если он поднимется и начнет звонить, то настанет время Страшного Суда над изменниками старой веры.
Интересные факты о Царе колоколе
Помимо легенд, есть интересные факты, связанные с историческим памятником:
Про фонтаны Москвы и район Новокосино читайте здесь.