су 30см история создания

Су-30СМ

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Галерея Су-30

Су-30СМ — российский многоцелевой истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в начале 2000-хх. Фактически, является модификацией экспортного истребителя Су-30МКИ для закупок Министерством обороны России.

История

ВВС СССР был нужен самолет, способный не только эффективно воевать с воздушными противниками, но и осуществлять командование авиагруппой, выполнять задачи радиолокационного обнаружения, а так же, атаковать наземные и надводные цели. Су-27 отлично справлялся с первой задачей, но остальные были для него непрофильными. Кроме того, остальные роли требовали от экипажа серьезной мультизадачности, а пилот Су-27 в одиночку с ней справиться просто не мог.

Тем не менее, Су-27, имея значительный модернизационный потенциал и широкие возможности был принят за базу для новой машины. Работы начались в ОКБ Сухого в середине 1980-хх на базе уже созданного двухместного учебного самолета Су-27УБ. Сначала, специалистам КБ удалось довольно быстро модифицировать несколько уже созданных учебных самолетов: их оснастили оборудованием для дозаправки в воздухе, новой системой навигации и рядом других современных приборов. К концу 1980-хх прототипы начали осуществлять испытательные полеты.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Первый серийный самолет, получивший индекс Су-30 выкатили в 1992 году. Самолет имел возможности завоевания превосходства в воздухе, дальнего патрулирования, радиолокационного сканирования и сопровождения, а так же управления группой истребителей.

Серийное производство Су-30 началось в 1990-хх годах. После распада СССР, внутренние заказы от собственных военных были, практически, нулевыми и в ОКБ Сухого был разработан специальный вариант — Су-30К — коммерческий.

С этим самолетом Сухой вышел на международные рынки и добился огромных успехов. Су-30, будучи одним из самых эффективных самолетов в мире, оказался весьма дешев и надежен. Он победил в нескольких крупных военных тендерах и стал активно поставляться в ВВС других стран.

Крупнейшим заказчиком Су-30 стали ВВС Индии. И если первые партии самолетов были именно Су-30К — лишь немного модифицированные версии. То, к началу 2000-хх специально для Индии был разработан значительно улучшенный вариант Су-30МКИ (Модернизированный Коммерческий Индийский).

В дальнейшем, уже на базе Су-30МКИ были созданы локальные версии для разных стран: Вьетнама, Китая, Венесуэлы и так далее. В общей сложности, на 2017 год, более 550 истребителей Су-30 разных версий находятся на вооружении 10 стран, подавляющая часть этих самолетов — экспортная.

Су-30МКИ и его модификации стали настолько эффективны, что было решено поставлять их и в состав ВКС России. Однако, требования Министерства обороны РФ довольно жесткие, особенно, касательно наличия иностранного оборудования в самолетах. Именно для ВКС был создан «домашний» вариант — Су-30СМ — крайняя и наиболее эффективная модификация Су-30.

Су-30СМ — многоцелевой истребитель. История и описание. Видео канала Skyships

Конструкция

Су-30СМ — двухместный тяжелый истребитель. Конструкционно, практически, копия прорадителя — Су-30МКИ. Оснащается передним горизонтальным оперением (отличие МКИ от базового Су-30, лишенного ПГО).

Силовая установка — два турбореактивных двигателя АЛ-31ФП, создающих тягу на форсаже до 12,5 тс каждый. Двигатели оснащены соплами с отклоняемым вектором тяги.

Система управления — электродистанционная. Су-30СМ оснащается радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, позволяющей ему вести 15 воздушных целей и атаковать четыре.

Су-30СМ является продолжателем идеологии Су-30 — это многоцелевой самолет, способный летать на большие дистанции, вести бой в воздухе и атаковать наземные цели, а так же осуществлять управление другими самолетами. Экипаж в размещен тандемом. Для дальних полетов самолет оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Вооружение

По классике всего семейства, Су-30СМ оснащается 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1.

Источник

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Многоцелевой истребитель Су-30СМ

Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения «4++», предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Су-30СМ

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Летом 2015 года в Великобритании во время совместных учений Exercise Indradhanush IV истребители Су-30МКИ военно-воздушных сил Индии одержали верх над Eurofighter FGR4 Typhoon Королевских ВВС.
В тренировочном сражении принимали участие по четыре «сушки» и «тайфуна». Официальных комментариев о результатах не было, так как победы или поражения сторон не предполагалось. Итог подвел руководитель группы индийских пилотов капитан Ашу Шривастав в неформальной, как сообщает The Independent, беседе с журналистами.

По словам командира, его подчиненные показали «исключительную производительность» в ближнем бою с британскими пилотами. Причём в нескольких ситуациях один Су-30 успешно поражал две единицы FGR4.

Тем не менее следивший за учениями эксперт авторитетного специализированного издания Aviation Week Тони Осборн заявил, что Су-30МКИ «в правильных руках несомненно способен дать мощный отпор серьёзному противнику».

Об этом в августе 2015 года писала Российская газета в своём специальном проекте «Русское оружие» (http://rg.ru/2015/08/07/sukhoi30-site.html).

На вооружении ВКС России на конец 2015 года находилось не менее трёх Су-30, 16-и Су-30М2 и 39-и Су-30СМ. ВМФ России по состоянию на август 2015 года имели в составе Черноморского флота восемь Су-30СМ. В августе и сентябре 2015 года новые Су-30СМ получила Морская авиация ВМФ России. 43-й отдельный штурмовой авиационный полк авиации Черноморского флота, дислоцированный на аэродроме Новофёдоровка в Крыму, пополнился пятью самолётами с бортовыми номерами 38, 39, 40, 41 и 42 «синий». А в октябре, ноябре и декабре 31-й истребительный авиаполк, дислоцированный на аэродроме Миллерово в Ростовской области, получил восемь самолётов Су-30СМ с бортовыми номерами 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09 и 11 «красный». Также два Су-30СМ с бортовыми номерами 03 и 04 «красный» были переданы в 929-й Государственный лётно-испытательный центр в Ахтубинске.

Андрей Величко, январь 2016 г.
Фото © Марина Лысцева

Источник

Су-30: многофункциональный истребитель 4-го поколения

Глубокая модернизация учебного двухместного самолёта Су-27УБ подарила российскому небу новую модель многоцелевого тяжелого истребителя – Су-30. Он создавался советскими конструкторами, а дорабатывался российскими инженерами, так как последние этапы разработки пришлись на время после распада СССР.

Как был создан Су-30

Основной причиной для создания истребителя Су-30 стала изменившаяся концепция ведения воздушных боёв в силу развития новых технологий. В те годы господствующее место занимал американский F-15, который называли «Король небес». Советский Союз не мог оставить такое обстоятельство без ответа.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Командованием военной авиации СССР был издан приказ о создании конкурентоспособного самолёта за короткое время. Разработку поручили КБ Сухого. В качестве основы была взята двухместная учебная модель Су-27УБ, созданная на базе многоцелевого всепогодного истребителя 4-го поколения.

К разработке проекта приступили в середине 80-х годов.

В то время технологический прогресс заметно менял облик военной авиации. На модифицированном истребителе было решено установить систему дальнего радионаведения (ДРЛО). По замыслу инженеров это позволило бы одной единице нового самолёта:

Боевое звено могло атаковать вражеские самолёты на удалении до 110-120 км. Для этого использовались ракеты типа РВВ-АЕ, направляемые подсветкой цели. Но преимущество было отдано ракетам с всеракурсным наведением. Данное решение отличалось простым аспектом «выстрелил и забыл».

Благодаря внедрённым технологиям, Су-30 показал превосходные результаты в учебных боях с зарубежными конкурентами. Ему удалось справиться не только с F-15, но и с F-16, предоставленными ВВС США. К тому же «Сушка» выиграла в инсценировочном бое у британского истребителя EurofighterTyphoon ВВС, считавшимся многообещающим в то время.

Конструкция

Истребитель Су-30 имеет стандартную аэродинамическую схему с интегральной компоновкой от Су-27УБ. Трапециевидные трёхлонжеронные крылья с небольшим наращиванием и плавным соединением с фюзеляжем. Вместе они образовывают монолитный корпус. Самолёт оснащался парой силовых установок ТРДДФ с управляемым вектором тяги. Это двухконтурные моторы с форсажными камерами АЛ-31Ф. Авиадвигатели размещались в двух раздельных мотогондолах, размещенных под корпусом центроплана.

Между мотогондолами в образовавшемся проёме расположены крепления для последовательной установки двух управляемых ракет.

Дифференциально-отклоняемый стабилизатор и два килевых руля образуют хвостовое оперение. Они крепятся к боковым балкам в задней части фюзеляжа. К этим же балкам, присоединены консоли стабилизатора. Конструкция шасси – трёхопорная. Носовая опора состоит из двух колёс. Боковые опоры – односкатные. По сравнению с моделью Су-27УБ на новом самолёте усиленное шасси, рассчитанное на повышенную взлётную массу.

Новая теория проектирования позволила не применять классическую механическую проводку управления, размещаемую ранее в продольном канале. Её заменила СДУ – электро-дистанционная система управления.

Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

Так как истребитель Су-30 был ответом потенциальному противнику с господствующими в воздухе F-15 и EurofighterTyphoon, проведём сравнительный анализ ТТХ с отображёнными параметрами в таблице.

Лётно-технические характеристикиСу-30McDonnell Douglas F-15 EagleEurofighterTyphoon
Страна производительСССР/РоссияСШАВеликобритания
Экипаж, чел211
Длина, м21,919,4315,96
Высота, м6,365,635,28
Размах крыла, м14,713.0510,95
Масса, т18,8 (пустой)
38,8 (предельная)
12, 7 (пустой)
30,8 (предельная)
11 (пустой)
23,5 (предельная)
АвиадвигателиТРДДФ АЛ-31Ф (2шт)Pratt & Whitney F100-PW-100 (2 шт)Eurojet EJ 200 (2 шт)
Тяга (кгс) на одном двигателе12 500 (форсаж)
7 770 (без форсажа)
10 810 (форсаж)
6 655 (без форсажа)
9 180 (форсаж)
6 120 (без форсажа)
Предельная скорость, км/ч1 350 (у земли)
2 350 (на высоте)
1 450 (у земли)
2 650 (на высоте)
1 400 (у земли)
2 450 (на высоте)
Дальность полёта, км1 270 (у земли)
3 000 (на высоте)
1 967 (у земли)
5 750 (на высоте)

3 790 (на высоте)
Практический потолок, м17 30020 00019 812
Боевое оснащениеШтатная авиапушка ГШ-30-1 (30 мм),
12 точек подвески,
Ракеты Р-77, Р-27, (6Шт),
Авиабомбы 0,5 т (8 шт),
Контейнеры КМГ-У (7шт),
Блоки НАР С-13 (4шт).

Авиапушка Дженерал Электрик М-61А1 тип гатлинг (20 мм),
УР AIM-9L/AIM-9M
(4шт),
УР AIM-7F/AIM-7M (4 шт),
УР AIM-120 AMRAAM (8 шт)
Авиапушка Маузер BK-27 (27 мм),
РВВ AIM-9 Sidewinder,
РВЗ AGM-84 Harpoon,
Авиабомбы: Paveway 2, Paveway 3,
Контейнер лазерногоцеленаведения LITENING

Российский истребитель крупнее и тяжелее своих конкурентов. Возможно, поэтому он уступает в скорости и дальности полёта. Однако, тяга силовой установки выше, чем у зарубежных аналогов.

Боевое применение

Главным заказчиком нового истребителя предусматривалась авиация ПВО, так как технические характеристики самолёта позволяли осуществлять перехваты и патрулирование на дальнем расстоянии. Но в начале 90-х военная доктрина опять изменилась и в войска ВВС начали поступать высокоточные ракетные установки таких классов, как воздух-поверхность и воздух-корабль.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Практически все основные производители вооружения принялись разрабатывать носители для данного типа ракет. ОКБ Сухого не стало исключением. Таким образом, массовое производство Су-30 не получило развития. В основном самолёты стали производиться на экспорт.

Летом 1999 года в объединённых командных учениях ВВС РФ, истребители Су-30 выполняли задачу по сопровождению бомбардировщиков стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС.

Полёт осуществлялся на Север до острова Новая Земля. Немногим ранее, в апреле, самолёты совершали аналогичные полёты, находясь в воздухе по 8 часов и осуществляя по 12 дозаправок. В данный момент 4 самолёта Су-30 СМ несут боевую вахту в Сирии. Они прикомандированы к смешанному 120-му полку ВКС РФ и находятся на военном дежурстве с 2015 года.

След в истории авиации и играх

Су-30 стал родоначальником модифицированных версий истребителя, которые выпускаются по сегодняшний день. Согласно информации 2016 года, ВКС РФ имеет в своём парке следующие модели: Су-30 (3 шт.), Су-30М2 (16 шт.), Су-30СМ (39 шт.). Черноморский флот обладает 8-ю истребителями Су-30СМ. В Крыму дислоцируются 5 самолётов Су-30СМ. Самолёт Су-30 М2 создан на базе экспортной машины Су-30МК2. Истребитель оснащается высокоточным вооружением.

су 30см история создания. Смотреть фото су 30см история создания. Смотреть картинку су 30см история создания. Картинка про су 30см история создания. Фото су 30см история создания

Не обошли стороной Су-30 и создатели электронных игр. Управляя авиасимулятором, можно выполнять боевые задачи и вносить свой мнимый вклад в борьбу с терроризмом. Наиболее популярная игра называется SU-30. Судя по описанию и отзывам пользователей, особенности натурализации управления позволяют дать шутеру самую высокую оценку среди остальных аналогов. Также, есть мобильные версии — скролл-шутеры SU-30.

Истребитель Су-30 был произведён в период распада СССР.

Череда катастроф с 1999 по 2018 год нисколько не испортила репутацию самолёта. В большинстве случаев, причиной аварий стал человеческий фактор или форс-мажорные обстоятельства. Например, последняя авиакатастрофа 03.05.2018 г., произошла из-за попадания птицы в силовую установку (по официальной версии). К сожалению пилоты погибли. Но случаи с трагичным исходом – единичны.

Видео

Источник

Российский истребитель Су-30СМ: история и ТТХ

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – “модернизированный, коммерческий, индийский”). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2020 и 2020 году. По состоянию на ноябрь 2020 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ – многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная “изюминка” Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

Характеристики


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *