страницы истории отечественного воздухоплавания
Страницы истории отечественного воздухоплавания
Любители истории запись закреплена
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
< http://MosPravda.ru/2016/10/05/12576/
6 октября 1805 года в Нескучном саду состоялся первый в истории отечественного воздухоплавания пилотируемый полёт на большом воздушном шаре. [без … ]
https://www.wikiwand.com/ru/Аэростат (от греческого аэр — воздух, стато — стоять) — летательный аппарат легче воздуха, принцип действия которого основан на законе Архимеда.
Для создания подъёмной силы используется заключённый в оболочке газ (или нагретый воздух) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха.
По типу наполнения АЭРОСТАТЫ делятся на:
ГАЗОВЫЕ— шарльеры (фр. charlière);
https://www.wikiwand.com/ru/Шарльер
— аэростат, наполненный водородом, гелием или другими газами легче воздуха. Назван по имени французского учёного и изобретателя Жака Александра Сезара Шарля. Аэростат объёмом 25 м³ совершил свой первый полёт 27 августа 1783 года при стечении 300 тыс. зрителей на Марсовом поле в Париже.
ТЕПЛОВЫЕ — монгольфьеры (фр. Montgolfière) ;
https://www.wikiwand.com/ru/Монгольфьер
Первый полёт в городе Аннонэ (Annonay, Франция) 5 июня 1783 года.
История монгольфьера началась ещё раньше:
В 1306 году, в Китае, вероятно впервые в мире, — был открыт «аэростатический принцип полёта» и использован в развлекательно-увеселительных целях. Придворные фокусники и пиротехники, изготовили небольшую лёгкую сферическую оболочку, и наполнив её дымом — выпустили в воздух… После этого, как оказалось, малоизвестного события, в течение нескольких столетий, вплоть до начала XVIII в., изобретатели, исследователи и учёные — открывали варианты использования исключительно «аэродинамического принципа полёта» путём создания различных (по способу его реализации) типов летательных машин, но ни одна из них по своим лётным данным пока ещё не удовлетворяла требованиям — приемлемым для практического использования в качестве «воздушного судна»…
От пассажира до пилота
По свидетельствам летописей, первая полумифическая попытка подъёма на воздушном шаре в России относится к 1731 году: «тогда когда рязанский подьячий Крякутный из Нерехты соорудил нечто, наполнил это нечто субстанцией «поганой и вонючей», и «нечистая сила» совершила чудо, подняв его в воздух выше березы».
[wiki: Крякутной (Крякутный — в ряде публикаций XX в.; Фурцель — в первом варианте рукописи Сулакадзева) — персонаж исторической фальсификации, вымышленный русский изобретатель и воздухоплаватель, подьячий, якобы происходивший из Нерехты и живший в XVIII веке в Рязани. Согласно данной версии, Крякутной в 1731 году совершил первый в мировой истории полёт на воздушном шаре (аэростате).
В единственном говорящем об этом событии источнике, рукописи коллекционера и крупного фальсификатора исторических источников начала XIX века А. И. Сулакадзева, первоначально слова «нерехтец Крякутной фурвин»
А вообще до полёта Кашинского в небо над Россией успешно поднимались лишь иностранные летательные аппараты.
Так, первый в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов состоялся 30 марта 1784 года под руководством француза Минеля.
А 15 апреля 1784 года Екатерина II подписала «Указ о запрещении запускать воздушные шары с 12 марта по 12 декабря (под страхом уплаты штрафа 20 рублей)», то есть, в теплое время года из-за возможной опасности возникновения пожаров.
При Александре I этот запрет был отменен, так как тогда обсуждалась идея вооружить воздушными шарами русскую армию.
Уже в 1803 году в Санкт-Петербург приехал один из первых аэронавтов Андре-Жак Гарнерен, ученик изобретателя газового аэростата профессора Шарля. Он получил привилегию подниматься на аэростате перед петербургской и московской публикой.
Так, 20 июня 1803 года в Петербурге при стечении огромной толпы зрителей состоялся его первый показательный полет.
А через месяц француз предложил желающим из публики подняться вместе с ним.
Первым русским пассажиром стал Сергей Лаврентьевич Львов (1740–1812), генерал от инфантерии, герой Очаковского штурма, на 62-м году жизни поднявшийся в небо на воздушном шаре по велению Александра I-го. Полет проходил на высоте 2 тыс.500 метров. С такой высоты весь небольшой тогда Санкт-Петербург был как на ладони. Но ветер неожиданно переменился, и шар полетел в сторону Финского залива. Осторожный Жак Гарнерен заставил шар опуститься на землю.
После полетов в Петербурге Гарнерен отправился в Москву, где 20 сентября 1803 года, в Москве с территории казарм полицейских драгун в Крутицах возле Новоспасского монастыря был впервые запущен монгольфьер. Накануне он оповестил Москву, что полетит с товарищем, «ежели оный отыщется». Но среди осторожных москвичей такой не нашелся, и с Гарнереном отправился его друг, тоже француз, Обер. Именно после этих полетов, вызвавших большой общественный резонанс, в России всерьез заинтересовались воздушными шарами.
Родился И.Г. Кашинский в украинском городке Василькове в семье священника. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому Иван в 13 лет поступил в Киево-Могилянскую академию, однако далее продолжил обучение в Санкт-Петербургском медико‑хирургическом училище, по окончании которого со званием кандидата медицины и хирургии стал ординатором Генерального сухопутного госпиталя, а в 1798 году уже в ранге врача 1‑го класса перешел на службу в Петербургский воспитательный дом.
В 1803‑м Иван Григорьевич занимает должность штаб‑врача Московского военного госпиталя, издает работу «Способ составлять минеральные целительные воды». О предложенном им продукте «Русский вестник» писал: «Не только служит к сохранению здоровья и к предупреждению многих недугов, но может исцелять и от нравственной болезни, влекущей по одному только предубеждению к иноплеменным целительным водам, где нередко, не возобновляя телесных сил, истощают денежные доходы»
Не прекращая профессиональную деятельность, И.Г. Кашинский начал разрабатывать собственный воздушный шар. Что подтолкнуло доктора к увлечению воздухоплаванием, трудно сказать. Возможно, его вдохновили выступления Гарнерена.
Плод своих трудов Иван Григорьевич продемонстрировал на гуляниях в Нескучном саду (описанный выше аэростат с моделью военного корабля).
Второй запуск — 10 сентября — «Московские ведомости» анонсировали так: «Г. Кашинский будет иметь честь пустить вторично большой прозрачный воздушный шар. Как скоро он поднимется на высоту, то прикрепленный к шару фейерверк загорится и доставит канонадой на воздухе и блестящими фонтанами приятный для глаз вид. Сад будет иллюминован, а после воздушного шара сожжен будет еще большой фейерверк».
В тот же день Кашинский показал публике шар, на котором собирался совершить полет сам. Свое намерение он подтвердил в «Московских ведомостях », подчеркнув, что мероприятие имеет не развлекательный, но научный характер.
Наблюдать полет публика приглашалась 24 сентября: воздухоплаватель, «поднявшись в 5 часов пополудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом и, по отделении оного от шара поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы».
Значительно потратившись на подготовку эксперимента, И.Г. Кашинский обращался к москвичам: «Первый сей опыт Русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек; а потому льщу себя надеждой, что знатные и просвещенные патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям»
// продолжение http://Mosjour.ru/2018099469/ //
Весной 1805 года с приходом в Москву тепла полеты на воздушных шарах возобновились. Интерес к ним был очень большой. «Вестник Европы» опубликовал очерк «Исторические известия о воздухоплавании»2, посвященный полетам в XVII–XVIII веках. А вот что объявляли «Московские ведомости: «Воздухоплаватель г‑н Александр, элев (ученик. — М. Б.) г‑на Гарнерена, имеет честь известить почтенную публику, что он намерен совершить второе свое воздушное путешествие и спущение на землю с парашютом в воскресенье, 14‑го мая, в Нескушном саду, что близ Калужской заставы. Подробнее будет уведомлено о том в особых афишах». Как водится, время старта перенесли — на 21 мая.
В этот день ожидалась прекрасная погода, но к шести часам вечера наступило ненастье: «Удары грома предвещали настоящую бурю, и хотя опыт совершен удачно и к полному удовольствию почтенных зрителей, однако поспешность, с которой воздухоплаватель должен был произвести оный в действо, воспрепятствовали ему посвятить все то внимание, какое посвятить сему опыту он прежде расположен был. Когда он достигнул до некоторой высоты, то порыв ветра, бурею возбужденного, перенес его за пределы сада, в котором он хотел опуститься на землю.
Видя себя несомым к городу и опасаясь удалиться на великое расстояние от взоров зрителей своих, при том уже поднявшись от земли почти на 1200 туазов (1 туаз равен 1,949 метра. — М. Б.), он отрезал веревку, соединявшую его с шаром.
После весьма быстрого падения, продолжавшегося несколько секунд, парашют его, распускаясь постепенно, представил столько же интересного, как и новое зрелище для жителей здешней столицы.
Тогда он начал опускаться весьма тихо, без всякого колыхания, несмотря на сильный ветер, и сел почти за версту от места отъезда в большой пруд в саду, находящемся близ Девичьего монастыря.
Воздухоплаватель, отцепясь от своей лодочки, бросился вплавь, чтобы не остаться в воде, запутавшись в веревках.
Первая особа, с которою он встретился, был Его превосходительство Московский обер‑полицмейстер Александр Дмитриевич Балашов, который уверил воздухоплавателя о всеобщем удовольствии московской публики».
Летом 1805 года полеты воздушных шаров становятся неотъемлемой частью городских увеселительных мероприятий.
Купец Матвей Колесников устроил на Барятинской даче, расположенной недалеко от Нескучного сада, аттракцион с запуском на бумажном шаре животных. После поднятия на высоту «пассажир» автоматически спускался на землю с помощью заблаговременно прикрепленного к нему парашюта.
На 19 августа планировался полет иллюминированного аэростата — вновь в Нескучном саду. Для пущего увеселения здесь должна была играть музыка и запускаться фейерверк. Доступ к зрелищу осуществлялся по билетам. В воздух взвивался «большой иллюминированный воздушный шар, снабженный фейерверком, изображающим горящую каскаду, выбрасывающую из себя блестящие звезды».
Спустя три дня «Московские ведомости» дали объявление, что по требованию публики состоится полет еще одного аэростата. На этот раз к нему прикрепят модель военного корабля.
«Как скоро он отлетит на 200 саженей в высоту, то на корабле последуют 12 пушечных выстрелов, а при последнем из оных корабль при помощи своих парусов и парашюта опустится опять на тот же пруд, с которого он полетел, и после того будет плавать по воде, представляя из себя военный корабль на морской баталии, производящий огонь из всех своих отверстий».
Руководил запуском штаб-лекарь Лефортовского госпиталя
Иван Григорьевич Кашинский. Порой его называют первым русским воздухоплавателем.
О готовящемся полете он оповестил москвичей заранее, выпустив «особливую афишку», в которой сообщалось, что «поднявшись в 5 часов пополудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы».
Согласно сообщениям в «Московских ведомостях» от 1805 года, 6 и 13 октября Кашинский на своём «гродетуровом шаре» 2 раза поднимался в воздух, стартовав в Нескучном саду («гродетур» – от франц. gros de Tours – тяжелая шелковая материя, которую впервые стали выделывать в г. Туре).
Все желающие наблюдать за полетом могли приобрести билеты на Сретенке в магазине грека Михаилы Псалиды; на Никольской улице в конфетной лавке у грека Ивана Фомика; в Кусовниковом доме у Ивана Васильева Вериги; а также в Лафертове, в госпитале, у самого г-на Кашинского.
«Цена билету в первые места или ложи по 5 рублей; во вторые 2 рубля серебром, а в третьи, вне круга, по 1 рублю серебром с персоны. Для особ, желающих иметь особые покойные места, оставленные нарочно в загородке, где последует самое действие, цена полагается для целой фамилии с уступкою противу лож, о которых благоволят дать знать в Нескучный сад или к г-ну Кашинскому в Лафертов заблаговременно, – сообщали газеты. – Оный шар желающим особам будет показываться с 17-го числа сего сентября в большой зале Петровского театра ежедневно с 10 часов утра до 10 часов вечера за 50 коп. серебром; кто же возьмет билет для смотру в Нескучном, тот может видеть здесь безденежно».
Несмотря на то, что по основной специальности Иван Кашинский был врачом, изготовлением и проектированием монгольфьеров-аэростатов он увлекся задолго до полетов («монгольфьерами» воздушные шары называли в честь французов братьев Жозефа и Жана Монгольфье, которые впервые запустили воздушный шар в 1783 году).
По свидетельствам специалистов того времени, аэростат Кашинского был ничуть не хуже иностранных моделей и не отставал от них технически. Причем делал он это все за свой счет в свободное от основной работы время.
«Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям», – обращался к почтенной публике отважный воздухоплаватель.
Однако надежды эти так и не сбылись… Его начинания так и не были материально поддержаны, и Кашинский, оставив мечту о небе, продолжил заниматься медицинской практикой… Но дело его не пропало даром: «Московские ведомости» в 1806 году сообщали, как русский воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре, совершил с него прыжок с парашютом и удачно приземлился, приветствуемый наблюдавшей за действом публикой.
А 31 августа 1828 года в Москве на аэростате собственной конструкции поднялась на высоту 650 метров первая русская женщина-воздухоплавательница госпожа Ильинская, мещанка из Пресненской части. Не обошлось и без жертв:
12 сентября 1847 года воздушный шар объемом около 610 кубических метров под управлением Августа Леде был унесен в Ладожское озеро, а воздухоплаватель погиб.
3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через 5 лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов.
В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел.
В феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована первая Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов.
В 1910 состоялся первый Всероссийский праздник воздухоплавания,
а в 1924 – Всесоюзные воздухоплавательные состязания. >
Страницы истории отечественного воздухоплавания
Книга содержит подробную историю воздухоплавания в нашей стране с конца XVIII века до наших дней. В ней освещены все направления развития и применения летательных аппаратов легче воздуха — военное, научное и спортивное воздухоплавание.
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Авиация сыграла заметную роль в Первой мировой войне. Но ещё до самолётов на вооружении появились аэростаты и дирижабли. Данная книга посвящена истории этих летательных аппаратов в нашей стране. Они применялись для воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня, защищали города от налетов, а в мирные годы служили для изучения атмосферы и стратосферы, использовались для решения задач космонавтики. Автоматические аэростаты находят применение и в наши дни.
Русские и советские воздухоплаватели вписали ряд славных страниц в историю мирового воздухоплавания. Им принадлежит немало мировых рекордов высоты и продолжительности полёта, интересных конструктивных решений и приоритетов в области применения аэростатических летательных аппаратов.
Авторский коллектив на протяжении многих лет собирал архивные документы и воспоминания ветеранов, чтобы написать эту книгу, которая является наиболее исчерпывающей работой по истории отечественного воздухоплавания.
ОТ АВТОРОВ
Авторы стремились как можно более полно охватить все стороны развития отечественного воздухоплавания, в том числе военного, научного и спортивного. Границы между ними временами провести очень трудно, так как научные исследования зачастую проводились военными воздухоплавателями на военных аэростатах, а спортивные рекорды устанавливались при научных полётах гражданскими и военными аэронавтами. Излагается также история учебных и научных учреждений и общественных организаций отечественного воздухоплавания. Спортивное воздухоплавание освещено только до 50-х годов XX века. Читателям, интересующимся современным состоянием спортивного воздухоплавания, рекомендуем журнал «Воздухоплаватель», издаваемый с 1995 г. В.Г. Латыповым.
Открытие архивных фондов, ранее недоступных исследователям, дало авторам возможность осветить в книге вопросы стратосферной программы СССР, германо-советского и американо-советского сотрудничества в области строительства дирижаблей жёсткого типа, довоенной гелиевой программы СССР, а также ряд других сюжетов.
В работе использованы материалы Архива Российской академии наук (АРАН), Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), Российского государственного архива кинофотодокументов (РГА КФД), Центрального архива кинофотодокументов С.-Петербурга (ЦАКФД СпБ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного архива современной политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), Научно-мемориального музея им. Н.Е. Жуковского (НММ), Долгопрудненского историко-художественного музея (ДИХМ), Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА), документы из частных собраний, книги и периодические издания, а также сведения, почерпнутые из бесед с ветеранами отечественного воздухоплавания.
Авторы благодарят за возможность работы с документами домашних архивов и за предоставленные исторические фотографии родственников отечественных воздухоплавателей и метеорологов: Н.Н. Анощенко, В.Н. Басалаева, О.Э. Бирнбаума, И.Н. Евгенову, М.Е., Т.Е. и Н.Д. Карамышевых, А.Н. Конокотину, К.Н. Микоса, В.А. Мороко (Кованько), Л.Н. Назимову, Г.К. Новикова, А.А. Остроумова, Н.М. Паршину (Оппман), СВ. и Ю.В. Сельдешовых, Е.Е. Сергееву (Кованько), П.П. Федосеенко, Н.В. Шевырёву. Раздел об Уральском конструкторском бюро дирижаблестроения написан на основе материалов архива его руководителя Д.З. Бимбата, любезно предоставленных его женой Ф.В. Бимбат, дочерью С.Д. Бимбат, внуками Л.Н. Бимбатом и А.Н. Козловой.
Беседы с участниками проекта «Вега» В.М. Линкиным и академиком Французской академии наук Жаком Бламоном позволили уточнить ряд важных вопросов по истории проектов венерианских аэростатных зондов.
Для России все даты до февраля 1918 г. приведены по старому стилю. События, общие для Западной Европы и России, датируются по старому и, в скобках, по новому стилю.