ставропольские казаки история происхождения
Терцы и кубанцы Ставрополья
Казачество стало расселяться на территории Ставропольского края стихийно. Терцы занимают район Кавказских Минеральных Вод, южные и восточные части края, но на западе проживают казаки Кубанского войска. В формировании ставропольского казачества в разное время принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки, русские и украинские крестьяне-переселенцы.
Ставрополье расположено на территории Центрального Предкавказья, и в центре края есть населенные пункты, где жили казаки Кавказского линейного войска. Позже они были переведены в крестьянское сословие, но жители этих сел до сих пор считают себя казаками.
После основания Терской крепости в 1588 году между Тереком и Астраханью возникло сообщение через степи восточного Ставрополья. Для охраны этого пути в Маджарах (теперь это Буденновск), был устроен казачий сторожевой пост. Терский и астраханский воеводы получали наказы царя: регулярно отправлять конные разъезды в ставропольские степи.
В 1676 году с Дона на Куму переселилась партия казаков-старообрядцев. Как отмечает историк казачества Василий Потто, донцы шли сюда уже хорошо знакомой дорогой. Казаки-старообрядцы устроили недалеко от современного Буденновска укрепленный городок. Обживаться им помогали гребенские казаки. В дальнейшем «новоселы» растворились в среде народов Северного Кавказа.
Прочное становление казачества на землях Ставрополья произошло в последней трети XVIII столетия. Тогда основываются станицы Стодеревская и Галюгаевская. В них по указу Екатерины II были поселены волжские казаки для охраны тракта Моздок – Кизляр – Грозный. В 1773 году появляется станица Старопавловская. Ее образовали яицкие (уральские) казаки – участники Пугачевского восстания, бежавшие сюда после подавления бунта.
В 1777 году в Предкавказье устраивается Азово-Моздокская оборонительная линия, протяженностью в 500 верст. Она начиналась от впадения реки Малки в Терек, пересекала степи Ставрополья и соединялась с землями Донского казачьего войска. Сюда с Дона был переселен Хоперский казачий полк в 500 казаков. Его состав был многонациональным: украинцы, русские, персы, калмыки. С Волги пересилили Волжский казачий полк в 700 воинов. Им предстояло обживаться здесь с семьями. Лишь полк донцов, охранявший крепостные работы, сменялся.
Павловская, Марьинская, Георгиевская, Александровская, Северная, Ставропольская, Московская, Донская – это первые крепости Азово-Моздокской линии с казачьими станицами. По 140 семей поселилось в каждой из них, а между крепостями ставились редуты и пикеты.
Станицы имели правильную форму: в центре — просторная площадь, а вокруг станичное правление с конюшней, церковь, рынок, со временем появились и школы. Церковь обносилась каменной стеной и в случае военной опасности превращалась в убежище для женщин, стариков и детей. На площади проводились круги и военные смотры, а вокруг нее нарезалась правильная сетка улиц с казачьими усадьбами. Вокруг станицы возводились укрепления: ров с валом или стеной. На сторожевой вышке у ворот велось круглосуточное дежурство. В целом станица напоминала собой римский лагерь. Эта планировка до сих пор хорошо просматривается в центральной части Новопавловска, в районе Нижнего рынка города Ставрополя и в других населенных пунктах, ведущих свое происхождение от станиц.
Генерал А.П. Ермолов
В обжитые места прибывали семьи казаков. Непросто приходилось им в военных условиях и непривычном климате. Особенно сложно пришлось линейцам в 1779 – 1780 годах: станицы Ставропольская, Северная и Марьинская непрерывно атаковывались. Казаки с военными гарнизонами отбивали противника, несли потери. И все же военный быт и домашнее хозяйство быстро налаживались, строились православные храмы. Со временем под прикрытием казаков стали селиться мещане, купцы, ремесленники, крестьяне и отставные солдаты.
В 1794 году была устроена новая Кубанская оборонительная линия. Она разграничила среднее течение Кубани и верховья Кумы. Здесь возникли станицы Григорополисская, Прочноокопская, Темнолесская, Воровсколесская. Чуть позже — Новоалександровская, Каменнобродская, Расшеватская, Рождественская, Новомарьевская. Населялись они донскими казаками. В начале XIX века на Кавказской военной линии было уже восемь казачьих полков и одна горская команда – всего 30 тысяч человек.
Ермолову принадлежала инициатива переноса военной линии на передний край обороны. Казаков Хоперского и Волжского полков стали переселять на границу между Кубанью и Кумой и наделять землями. Азово-Моздокская линия оказалась в глубоком тылу. Но казаки не радовались этому.
За полвека трудов и лишений на линии они приспособились к местным условиям, нажили хозяйства, приумножили семьи, пустили глубокие корни на ставропольской земле. Подчиняясь приказу, они оставили обжитые места и за два года переселились в предгорья. Ими были основаны Барсуковская, Беломечетская, Баталпашинская, Невинномысская, Кисловодская, Ессентукская, Бекешевская, Боргустанская, Суворовская, Горячеводская, Лысогорская и другие станицы.
За три года с 1825 года было переселено 11 станиц, а это 8 тысяч человек! К 1830 году на переднем крае появилось еще пятнадцать станиц. Все это далось ценой больших испытаний и лишений.
В правительственных и военных кругах стал обсуждаться вопрос о причислении к казакам всего населения Кавказской области, по принципу Всевеликого войска Донского. В итоге, этого не произошло, но правительство перевело в казачье сословие 37 крестьянских селений: Дмитриевское, Сергиевское, Калиновское, Северное, Круглолесское, Саблинское, Верхнеподгорное, Нижнеподгорное, Незлобное, Александрия и некоторые другие. Так, ставропольское казачество пополнилось русскими и украинскими крестьянами.
Кавказское казачье линейное войско
В 1832 году создается Кавказское казачье линейное войско. В него вошли полки терских казаков, Волжский, Хоперский, Кубанский и Кавказский. Во главе войска императором назначался наказной атаман, и он осуществлял военное и гражданское управление казаками. Штаб войска находился в станице Михайловской, затем в Ставрополе. За годы существования Кавказского казачьего линейного войска атаманами назначались генералы П. С. Верзилин, С. С. Николаев, Ф. А. Круковский, Г. Р. Эристов и Н. А. Рудзевич.
В составе Кавказского линейного казачьего войска был сформирован Ставропольский казачий полк. К нему приписали Каменнобродское, Новомарьевское, Надежду, Бешпагир, Пелагиаду, Михайловскую, Темнолесскую, Татарку, Сенгилеевское.
Кавказская казачья линия превратилась в хорошо налаженную оборонительную машину. Днем за окрестностями велось наблюдение с вышек, совершались объезды. На ночь в особых местах устраивались «секреты». При больших тревогах казаки поднимались все как один. Хорошая выучка позволяла Ставропольскому казачьему полку действовать весьма эффективно: через 15 минут после тревоги он мог собрать 20 казаков, через полчаса – 60, а через час весь состав полка, при этом организовав себе в помощь до 500 вооруженных крестьян из соседних селений. Нападений на станицы и села губернии стало меньше, атаки отбивались быстро и с большим уроном для разбойничьих банд.
В это время казаки не только участвуют в боевых действиях, но и несут внутреннюю службу: на постах, в станицах, сопровождают почту и другое.
Чем дольше и лучше служили казаки, тем больше они втягивались в систему общероссийского военного и гражданского управления. В 1831 году вводится форма одежды, основу которой составил кавказский мужской костюм – черкеска. В 1845 году вышло Положение о Кавказском казачьем линейном войске, которое регламентировало все стороны военного и гражданского управления казаками. Со времен А. П. Ермолова командирами к казакам направлялись кадровые военные офицеры, а роль казачьей общины была снижена.
Согласно новому Положению, Кавказскому казачьему линейному войску отводились земли от Усть-Лабинска до Каспийского моря. Оно состояло из 17 полков, объединенных в 8 бригад. Полковой командир имел всю полноту военной и гражданской власти в станице: распределял наряды по службе, командовал военными действиями, определял время пахоты, посева и уборки, порядок выпаса скота и заготовки сена, руководил строительными и ремонтными работами общественных зданий, дорог и мостов.
В 1860 году от Ставропольской губернии были отделены Терская и Кубанская области. В них образовались Терское и Кубанское казачьи войска. При этом часть земель Ставрополья оказалась в составе Кубанского казачьего войска, другая – в составе Терского казачьего войска, а несколько казачьих станиц вернулись в гражданское состояние.
Такое положение существовало до установления советской власти, которая отнеслась к казачеству крайне враждебно.
В 1920–1930-х годах менялось административно-территориальное деление: прилегающие к Ставрополью части территорий терских и кубанских казаков то присоединялись, то отделялись. Во время депортаций 1918– 1920 годов множество терцев были выселены в Ставропольский край, а тысячи казачьих семей из плодородной Кубани насильно переселены в засушливые степи Ставрополья. Там до сих пор живут их потомки.
Из-за расказачивания и раскулачивания множество ставропольских казаков оказались разбросанными по всей стране, а на Ставрополье приехали представители других казачьих войск России и Украины. Поэтому современный состав ставропольского казачества так разнообразен, что, однако, не мешает ему возрождаться и объединяться.
Политика советской власти негативно сказалась и на целостности терского казачества. Имевшее до революции собственную территорию и администрацию, оно было лишено своей субъектности и оказалось разделенным между современными республиками Северного Кавказа и Ставропольским краем.
Численность кавалерийских войск Красной армии без казаков значительно сократилась. И в 1924 году была создана Ставропольская казачья дивизия им. М. Ф. Блинова, а в 1936 году — 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия.
В 1941 году на Ставрополье появилась знаменитая казачья дивизия в составе корпуса Доватора. После войны в Ставрополе действовала высшая школа верховой езды, где готовили кадры кавалеристов. В 1955 году эта школа была закрыта и казачьи кавалерийские части ушли в историю.
Николай Охонько,
директор Ставропольского государственного краеведческого музея Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА
Казачество стало расселяться на территории Ставропольского края стихийно. Терцы занимают район Кавказских Минеральных Вод, южные и восточные части края, но на западе проживают казаки Кубанского войска. В формировании ставропольского казачества в разное время принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки, русские и украинские крестьяне-переселенцы.
Ставрополье расположено на территории Центрального Предкавказья, и в центре края есть населенные пункты, где жили казаки Кавказского линейного войска. Позже они были переведены в крестьянское сословие, но жители этих сел до сих пор считают себя казаками.
Азово-Моздокская линия
После основания Терской крепости в 1588 году между Тереком и Астраханью возникло сообщение через степи восточного Ставрополья. Для охраны этого пути в Маджарах (теперь это Буденновск), был устроен казачий сторожевой пост. Терский и астраханский воеводы получали наказы царя: регулярно отправлять конные разъезды в ставропольские степи.
В 1676 году с Дона на Куму переселилась партия казаков-старообрядцев. Как отмечает историк казачества Василий Потто, донцы шли сюда уже хорошо знакомой дорогой. Казаки-старообрядцы устроили недалеко от современного Буденновска укрепленный городок. Обживаться им помогали гребенские казаки. В дальнейшем «новоселы» растворились в среде народов Северного Кавказа.
Прочное становление казачества на землях Ставрополья произошло в последней трети XVIII столетия. Тогда основываются станицы Стодеревская и Галюгаевская. В них по указу Екатерины II были поселены волжские казаки для охраны тракта Моздок – Кизляр – Грозный. В 1773 году появляется станица Старопавловская. Ее образовали яицкие (уральские) казаки – участники Пугачевского восстания, бежавшие сюда после подавления бунта.
В 1777 году в Предкавказье устраивается Азово-Моздокская оборонительная линия, протяженностью в 500 верст. Она начиналась от впадения реки Малки в Терек, пересекала степи Ставрополья и соединялась с землями Донского казачьего войска. Сюда с Дона был переселен Хоперский казачий полк в 500 казаков. Его состав был многонациональным: украинцы, русские, персы, калмыки. С Волги пересилили Волжский казачий полк в 700 воинов. Им предстояло обживаться здесь с семьями. Лишь полк донцов, охранявший крепостные работы, сменялся.
Павловская, Марьинская, Георгиевская, Александровская, Северная, Ставропольская, Московская, Донская – это первые крепости Азово-Моздокской линии с казачьими станицами. По 140 семей поселилось в каждой из них, а между крепостями ставились редуты и пикеты.
Станицы имели правильную форму: в центре — просторная площадь, а вокруг станичное правление с конюшней, церковь, рынок, со временем появились и школы. Церковь обносилась каменной стеной и в случае военной опасности превращалась в убежище для женщин, стариков и детей. На площади проводились круги и военные смотры, а вокруг нее нарезалась правильная сетка улиц с казачьими усадьбами. Вокруг станицы возводились укрепления: ров с валом или стеной. На сторожевой вышке у ворот велось круглосуточное дежурство. В целом станица напоминала собой римский лагерь. Эта планировка до сих пор хорошо просматривается в центральной части Новопавловска, в районе Нижнего рынка города Ставрополя и в других населенных пунктах, ведущих свое происхождение от станиц.
Генерал А.П. Ермолов
В обжитые места прибывали семьи казаков. Непросто приходилось им в военных условиях и непривычном климате. Особенно сложно пришлось линейцам в 1779 – 1780 годах: станицы Ставропольская, Северная и Марьинская непрерывно атаковывались. Казаки с военными гарнизонами отбивали противника, несли потери. И все же военный быт и домашнее хозяйство быстро налаживались, строились православные храмы. Со временем под прикрытием казаков стали селиться мещане, купцы, ремесленники, крестьяне и отставные солдаты.
В 1794 году была устроена новая Кубанская оборонительная линия. Она разграничила среднее течение Кубани и верховья Кумы. Здесь возникли станицы Григорополисская, Прочноокопская, Темнолесская, Воровсколесская. Чуть позже — Новоалександровская, Каменнобродская, Расшеватская, Рождественская, Новомарьевская. Населялись они донскими казаками. В начале XIX века на Кавказской военной линии было уже восемь казачьих полков и одна горская команда – всего 30 тысяч человек.
Ермолову принадлежала инициатива переноса военной линии на передний край обороны. Казаков Хоперского и Волжского полков стали переселять на границу между Кубанью и Кумой и наделять землями. Азово-Моздокская линия оказалась в глубоком тылу. Но казаки не радовались этому.
За полвека трудов и лишений на линии они приспособились к местным условиям, нажили хозяйства, приумножили семьи, пустили глубокие корни на ставропольской земле. Подчиняясь приказу, они оставили обжитые места и за два года переселились в предгорья. Ими были основаны Барсуковская, Беломечетская, Баталпашинская, Невинномысская, Кисловодская, Ессентукская, Бекешевская, Боргустанская, Суворовская, Горячеводская, Лысогорская и другие станицы.
За три года с 1825 года было переселено 11 станиц, а это 8 тысяч человек! К 1830 году на переднем крае появилось еще пятнадцать станиц. Все это далось ценой больших испытаний и лишений.
В правительственных и военных кругах стал обсуждаться вопрос о причислении к казакам всего населения Кавказской области, по принципу Всевеликого войска Донского. В итоге, этого не произошло, но правительство перевело в казачье сословие 37 крестьянских селений: Дмитриевское, Сергиевское, Калиновское, Северное, Круглолесское, Саблинское, Верхнеподгорное, Нижнеподгорное, Незлобное, Александрия и некоторые другие. Так, ставропольское казачество пополнилось русскими и украинскими крестьянами.
Кавказское казачье линейное войско
В 1832 году создается Кавказское казачье линейное войско. В него вошли полки терских казаков, Волжский, Хоперский, Кубанский и Кавказский. Во главе войска императором назначался наказной атаман, и он осуществлял военное и гражданское управление казаками. Штаб войска находился в станице Михайловской, затем в Ставрополе. За годы существования Кавказского казачьего линейного войска атаманами назначались генералы П. С. Верзилин, С. С. Николаев, Ф. А. Круковский, Г. Р. Эристов и Н. А. Рудзевич.
В составе Кавказского линейного казачьего войска был сформирован Ставропольский казачий полк. К нему приписали Каменнобродское, Новомарьевское, Надежду, Бешпагир, Пелагиаду, Михайловскую, Темнолесскую, Татарку, Сенгилеевское.
Кавказская казачья линия превратилась в хорошо налаженную оборонительную машину. Днем за окрестностями велось наблюдение с вышек, совершались объезды. На ночь в особых местах устраивались «секреты». При больших тревогах казаки поднимались все как один. Хорошая выучка позволяла Ставропольскому казачьему полку действовать весьма эффективно: через 15 минут после тревоги он мог собрать 20 казаков, через полчаса – 60, а через час весь состав полка, при этом организовав себе в помощь до 500 вооруженных крестьян из соседних селений. Нападений на станицы и села губернии стало меньше, атаки отбивались быстро и с большим уроном для разбойничьих банд.
В это время казаки не только участвуют в боевых действиях, но и несут внутреннюю службу: на постах, в станицах, сопровождают почту и другое.
Чем дольше и лучше служили казаки, тем больше они втягивались в систему общероссийского военного и гражданского управления. В 1831 году вводится форма одежды, основу которой составил кавказский мужской костюм – черкеска. В 1845 году вышло Положение о Кавказском казачьем линейном войске, которое регламентировало все стороны военного и гражданского управления казаками. Со времен А. П. Ермолова командирами к казакам направлялись кадровые военные офицеры, а роль казачьей общины была снижена.
Согласно новому Положению, Кавказскому казачьему линейному войску отводились земли от Усть-Лабинска до Каспийского моря. Оно состояло из 17 полков, объединенных в 8 бригад. Полковой командир имел всю полноту военной и гражданской власти в станице: распределял наряды по службе, командовал военными действиями, определял время пахоты, посева и уборки, порядок выпаса скота и заготовки сена, руководил строительными и ремонтными работами общественных зданий, дорог и мостов.
В 1860 году от Ставропольской губернии были отделены Терская и Кубанская области. В них образовались Терское и Кубанское казачьи войска. При этом часть земель Ставрополья оказалась в составе Кубанского казачьего войска, другая – в составе Терского казачьего войска, а несколько казачьих станиц вернулись в гражданское состояние.
Советский период
Такое положение существовало до установления советской власти, которая отнеслась к казачеству крайне враждебно.
В 1920–1930-х годах менялось административно-территориальное деление: прилегающие к Ставрополью части территорий терских и кубанских казаков то присоединялись, то отделялись. Во время депортаций 1918– 1920 годов множество терцев были выселены в Ставропольский край, а тысячи казачьих семей из плодородной Кубани насильно переселены в засушливые степи Ставрополья. Там до сих пор живут их потомки.
Из-за расказачивания и раскулачивания множество ставропольских казаков оказались разбросанными по всей стране, а на Ставрополье приехали представители других казачьих войск России и Украины. Поэтому современный состав ставропольского казачества так разнообразен, что, однако, не мешает ему возрождаться и объединяться.
Политика советской власти негативно сказалась и на целостности терского казачества. Имевшее до революции собственную территорию и администрацию, оно было лишено своей субъектности и оказалось разделенным между современными республиками Северного Кавказа и Ставропольским краем.
Численность кавалерийских войск Красной армии без казаков значительно сократилась. И в 1924 году была создана Ставропольская казачья дивизия им. М. Ф. Блинова, а в 1936 году — 10-я Терско-Ставропольская территориальная казачья дивизия.
В 1941 году на Ставрополье появилась знаменитая казачья дивизия в составе корпуса Доватора. После войны в Ставрополе действовала высшая школа верховой езды, где готовили кадры кавалеристов. В 1955 году эта школа была закрыта и казачьи кавалерийские части ушли в историю.
Николай Охонько,
директор Ставропольского государственного краеведческого музея Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
Кто такие некрасовцы, и Как вышло, что в Ставрополье живут люди, которые застряли в XVIII веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В самом начала шестидесятых годов председателей двух колхозов предупредили: срочно стройте общежития семейного типа. В общей сумме примерно на двести семей. Кого селить будут? Казаков, которые от царя за границу бежали. Казаки? От царя бежали? Всё это выглядело странно, но к прибытию тысячи человек казаков из Турции в Ставрополье общежития были готовы. На все двести пятнадцать семей.
Пришельцы изумляли – яркими костюмами, турецким манером повязанными платками, речью, в которой «е» то и дело превращалось в «я», «ч» – в «щ», а иные слова можно было услышать только в кино про эпоху париков… Многие слова прежде не слыханы были и в кино. Гоняясь за мужчинами в красных шароварах, за женщинами в полосатых, невероятно пёстрых рубахах, ставропольская детвора кричала: «Цыгане! Цыгане!»
Всё в пришлых было странно. Верующими Кубань было не удивить – так что двум возведённым церквам тоже никто не удивился (даже власти). Но церкви были… староверские. Женщины ходили в них, надев под туфли ослепительно-белые чулки – если кто-то из соседей видел фотографии с балканских праздников, то не мог их не вспомнить, глядя на идущих в церковь «турецких» казачек. Чай подавали вроде как в мисочках, к чаю подавали невиданные сладости – щедро политые сиропом булочки, рахат-лукум, манную халву. На платках у женщин покачивались на булавках крохотные фигурки из бисера – какие-то не то рыбки, не то птички. И живые цветы – когда был сезон. Цветы по платку шли узором, цветы над платком – обычные, местные цветы – веяли знойной южной страной.
Новый год пришельцы не праздновали – пост. Ждали Рождества. Быстро отстроились, поставив дома на выделенных участках. Быстро освоились на колхозной работе. Отдавали детей в садики, а пошедшие в школу дети постарше, хоть и путали русское письмо и турецкое, программу осваивали обычным путём. Словно и не пришельцы из прошлого, каких выдавали в этих людях словечки, песенки и шутки восемнадцатого века. Именно восемнадцатого, словно прямиком оттуда их в Советский союз и вынесло.
Под царей не возвращаться!
Казаки – вольный люд. Чтобы попасть в казаки, надо было добраться до казацкого лагеря и поклясться, что веры ты христианской. Были казаки потомственные – тех с едва проклюнувшимися усами привозили в лагерь отцы, деды и дядья. Но попадали в казаки и другим способом. Предки тех, кого потом станут звать «некрасовцами» или «турецкими казаками», были беглыми крепостными, которые искали свободы или спасались от притеснений очень уж жестокого барина. Такие являлись и по одному, и с целыми семьями – бабами и детьми. Как бежать повезёт. Смешивались с ними и потомственные донские казаки, попавшие в какой-нибудь переплёт.
На службе у полумесяца
Первым, кто приветил некрасовских казаков, был крымский хан Девлет-Гирей, который правил Кубанщиной в годы, когда казаки там искали убежища. В его владениях уже жили казаки-старообрядцы, бежавшие некогда от религиозных притеснений. С ними и смешались люди Некрасова, приняв заодно уж староверчество. Некрасовцам хан предоставил земли и ряд привилегий – в обмен на верную службу, ведь на кубанские земли покушались сразу с нескольких сторон.
Когда крымское ханство оказалось уничтожено русскими войсками и на Кубани забрезжила царская угроза, некрасовцы направили прошение турецкому султану – и получили его высочайшее разрешение селиться на Дунае и сохранение всех выданных крымским ханом привилегий. Но и на Дунае теснили мусульман. В результате большинство казаков разъехалось по турецким землям.
Казацкие поселения османскими султанами рассматривались как очень выгодные проекты. Казаки-некрасовцы не только растили овощи и злаки и занимались ратным делом, как кубанские казаки. Их особенностью был зимний рыбный лов. Вскоре после сбора урожая все взрослые мужчины, кто был ещё в силе, надолго отправлялись в море. Этого зимнего лова потом, по возвращении на родину, очень не хватало и мужчинам, и женщинам. Старики без него начали сохнуть и тосковать. Старухи вздыхали: и зимой от мужиков не отдохнуть… Молодые приспособились как-то.
От той поры остались на память рыбные вареники. Некрасовские казачки их до сих пор лепят. Обязательно с крохотной дырочкой в уголке – чтобы бульон внутрь проникал. Самое, пожалуй, главное блюдо некрасовской кухни. Другое популярное блюдо – тушёная с овощами белая фасоль.
Свято храня память о родине, язык, обычаи, песни и обряды, турецкой культуры притом некрасовцы никогда не чурались. Быстро переняли и любовь местных к полосатым пёстрым тканям, к расшивке тесьмой одежды, к манере повязывать платок, плотно закрывая всё вокруг лица и даже подбородок, к украшениям, сладостям, блюдам и манере сидеть на коврах, скрестив ноги. Ну и, конечно, Балканы оставили свой след – белые чулочки всегда были гордостью некрасовских казачек. Перед походом в церковь – а ходили туда каждый день – непременно надевали свежие, ослепительной белизной. Не гордыни ради, а чтобы показать, что чистым путём идут, на чистое дело…
Сосуществование турков и некрасовцев было практически идиллическим до тридцатых. Казаки сами для себя не могут объяснить, что тогда случилось. Турецкие соседи стали гнать их из домов, спускать собак. До того, бывало, турки поднимут налоги – обидно, но куда ни шло, а тут началась буквально травля. Потом ситуация устаканилась, кто остался без домов – построил себе новые, турецкие соседи снова стали мимо ходить, как ни в чём не бывало… Но казаки стали крепко задумываться о том, стоит ли им оставаться в мусульманском краю.
«У вас всех детей отберут»
В 1956 году атаман Саничев начал переговоры с советской властью. Ему было важно не просто вывезти казаков на родину, но и убедиться, что они смогут там посещать церкви и следовать своей вере. Этот вопрос был принципиальным: от частной собственности некрасовцы готовы были отказаться, а от веры – нет. Кроме страха перед притеснениями со стороны турков был ещё один важный аргумент: некрасовцев в общине на озере Майнос осталось очень мало. Часть казаков не пережили эпидемий двадцатых, часть нарушили завет Игната Некрасова и уехали в самом начале века «под царей», часть начала переезжать в Стамбул, жениться с греками. В результате общине начала грозить, выражаясь сегодняшними терминами, генетическая деградация из-за инбридинга, то есть вырождение от кровосмешения.
Трудно сказать, почему, но турки чуть не на дыбы встали, пытаясь удержать некрасовцев в Турции. Напрямую, например, арестовать всю общину власти не могли – это означало бы большой конфликт с СССР (и с США, с которыми договорилась другая часть казаков), но власти оскорбляли атамана, стращали казаков: мол, в этом вашем Советском Союзе детей у вас всех поотнимают, чтобы без веры вырастить в интернатах, а мужей с жёнами разделят. Когда угрозы не остановили казаков, турки перешли к последней мере: арестовали церковные иконы и утварь как культурную и историческую ценность, которую, мол, из страны вывозить нельзя.
Представить, что казаки кинут свои намоленные, двухсотлетние иконы, было невозможно. Но они поклонились своим церквям на прощание и уехали так, без икон. Лишь несколько образов было спрятано по чемоданам. На новом месте, когда отстроены были церкви, нарисовали новые. Удивительно, но советские власти даже разделить казаков на два селения согласились именно по приходам, как они привыкли – и разрешили по своей церкви построить на каждый из приходов.
Нынешние некрасовцы ассимилировались уже очень сильно. Противостоять ассимиляции они особо нужным не видят: ведь к своим вернулись. В русскую культуру вливаются, не в какую чужую. Церковь почти что стала уделом стариков – молодым не до того, они делают карьеру или просто деньги. Мужчины, как водится, первыми начали носить местный костюм, магазинный, «советский». Потом и женский костюм стал праздничным.
Но раствориться полностью некрасовцам уже не дано. У них устоялся свой говор, свои детали быта, своя кухня – и свои похоронные обряды. Потому что жить можно ещё, наверное, как попало. А умирать казак должен правильно.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: