старый китайский мультик про царя обезьян
Что посмотреть из китайских мультфильмов? Подробный разбор 2х2
О слиянии западной и восточной культуры говорят давно, но всё-таки китайские мультфильмы уникальны и самобытны. Китайцы везде продвигают свою культуру и традиции: почти в каждом мультфильме (помимо героев азиатов) мы видим д̶р̶а̶к̶о̶н̶о̶в̶, локальную архитектуру, кухню, м̶н̶о̶г̶о̶ ̶д̶р̶а̶к̶о̶н̶о̶в̶, музыку. Сюжеты часто основываются на традиционных легендах, которые, впрочем, не всегда интересны кому-то кроме самих китайцев.
Причём китайская массовая культура почти не доходит до европейского зрителя, но многие недооценивают её масштабы. В Китае настоящий бум посещения кино — именно там продаётся больше билетов в кинотеатры, чем в любой другой стране, а кассовые сборы порой обгоняют американские.
Кадр: «Цзян Цзыя» / Beijing Enlight Pictures
Мейнстрим XX века
В середине прошлого века такой популярностью китайская киноиндустрия не пользовалась. В то время, как советская анимация уже дала нам «Вовку в Тридевятом царстве», «Чиполлино» и «Мойдодыра», в Китае только начинали анимировать. Мультфильмы 40-80-х годов теперь считаются истинной китайской классикой. Вот основные полнометражки, о которых важно знать:
Принцесса железный веер (1941 год)
Самый первый китайский полнометражный мультфильм. Его сделали в Шанхае братья Вань, взяв сюжет из популярного китайского романа «Путешествие на Запад». Мультфильм на удивление хорошо анимирован для своего времени. Важно учитывать, что в 1941 году японцы оккупировали Китай, поэтому то, что в такие неспокойные времена удалось снять хоть что-то, уже удивляет. Анимация заметно вдохновлена ранними мультфильмами о Микки Маусе, а среди действующих лиц попадаются довольно интересные персонажи, например, однобровая свинья.
Царь обезьян (1961 год)
Знаковый фильм для всей китайской культуры, по мотивам которого в разные годы выходило очень много ремейков. Изначально мультфильм выпустили режиссеры Ван Лай-Минг и Тан Ченг в двух частях — в 1961 и в 1965 году. Для тех времён получилось неплохое визуальное зрелище с крутой анимацией и художественным оформлением.
Сюжет основан на китайском мифе о Короле обезьян, а за музыкальное сопровождение отвечает оркестр пекинской оперы. В 2015 году студия October Media восстановила мультфильм и преобразовала его в 3D. Если нужно понять, что такое китайская анимация, оригинал или один из ремейков точно нужно посмотреть.
Три монаха (1980 год)
Мультик в этот раз не просто по легенде или сказке — теперь в основе лежит целая древняя пословица. Её смысл такой: если одному монаху нужно донести два ведра воды, он взвалит их на плечи, если это нужно будет сделать двум монахам, они разделят ведра, а если появится третий, воду не понесёт никто. В мультфильме нет диалогов, зритель просто наблюдает за тем, к чему придут забавные монахи.
Главная особенность мультфильмов того времени — тяга к отечественным историям, а особенно к мифам. Не учитывая то, что их популярность отчасти объясняется протекционистской политикой правительства, фольклор всё равно остаётся в центре индустрии. Так продолжается и сегодня: в истории китайской анимации началась по-настоящему новая волна, а миллионы долларов собирают высокобюджетные полнометражные мультфильмы, по-прежнему основанные на традиционных легендах.
Новая волна китайской анимации
Все мы хотим, чтобы мультики перестали ассоциироваться в первую очередь с чем-то детским, но пока что большинство из них, даже с большим бюджетом, производится для детей. В Китае точно так же довольно сложно найти то, что можно посоветовать не только своим младшим братьям и сёстрам. Но мы постарались и сделали подборку из десяти лучших мультфильмов новой волны.
Нэчжа (2019 год)
Мультфильм получил восторженные отзывы в Китае: на ведущей платформе рейтингов фильмов Douban у него 8,6 баллов. Это настоящий триумф для начинающего сценариста и режиссера Ян Ю и продюсерской компании Beijing Enlight Media, которая всего за шесть недель до релиза сообщала о падении своей прибыли. В 2021 году выйдет продолжение истории Нэчжа, вернувшегося в тело человека спустя 3000 лет после победы Царя Драконов.
Белая змея (2019 год)
Мультфильм от крутейшей китайской студии Light Chaser Animation. Именно тут делают самую сочную и качественную анимацию. Мультики её производства чаще остальных выходят на международный рынок, а некоторые из них периодически даже показывают в российском прокате.
«Белая змея», задуманная как приквел к одной из самых древних и непреходящих историй Китая, представляет собой роскошный рассказ о вечной любви, демонах-обманщиках и смертоносных мифических зверях. Девушка Бланка потеряла память и была спасена змееловом Сюань. Вместе они отправляются на поиски ключей к разгадке её личности. По пути они встречают много опасных препятствий и постепенно влюбляются друг в друга. Как только они приближаются к тому, чтобы понять, наконец, происхождение Бланки, случается катастрофа.
Анимационный фильм вышел в сотрудничестве с Warner Bros.
Дахуфа (2017 год)
Мрачная драма-антиутопия, ставшая первым китайским фильмом, получившим рейтинг PG-13. Вот мы и нашли недетский мультфильм. Мрачность и жестокость некоторых эпизодов действительно рассчитана на взрослую аудиторию, возможно, даже старше 18 лет.
Необычный рисунок сразу же очень выделяется на фоне других мультфильмов. Сюрреалистичный мир арахисовых человечков, у которых всё как-то странно, но притягательно. Гармоничная озвучка, которую можно смотреть даже в оригинале с субтитрами, чем нечасто может похвастаться что-либо на китайском языке. Сюжетная линия и уникальный художественный стиль, которого ещё не было в китайской анимации. Здесь много метафор и философских вопросов, например «Что значит быть человеком?».
Поднимается очень неожиданная для Китая тема контроля и манипуляции населением со стороны власти. Есть много скрытых сообщений, которые зритель может смаковать, а некоторые из них остаются открытыми для воображения. Учитывая строгие законы о цензуре в Китае, сценаристы и продюсеры сделали очень смелую попытку самовыражения. Сценарная свобода — это то, чего крайне мало в китайской анимации.
Главный герой — воин по имени Да Хуфа, который отправляется спасти принца своего государства из деревни арахисовых людей. Он обнаруживает, что деревня-антиутопия управляется фальшивым Богом. Чтобы спасти принца, Да Хуфа должен раскрыть весь заговор и победить Бога и его стражей.
Цзян Цзыя (2020 год)
Вы, возможно, даже не слышали о нём, но это самый кассовый анимационный фильм 2020 года в мире. Он основан на мифе о реальной исторической фигуре, которая помогала свергнуть безумного императора династии Шан. Цзян Цзыя — практически божество, одарённое сверхъестественными способностями и навыками, которые помогают ему избавить мир от демонических существ.
Чтобы заслужить своё место среди богов, командующий небесной армией Цзян Цзыя должен победить ужасающего демона-лиса, угрожающего самому существованию мира смертных. Узнав, что жизнь демона связана с судьбой молодой девушки, Цзян Цзыя щадит своего противника, что приводит к его изгнанию в царство смертных. Десять лет спустя ему предоставляется ещё один шанс выполнить задание, и Цзян Цзыя должен решить: стоит ли вступление в ряды небес цены одной невинной жизни?
Хорошего дня (2017 год)
Независимый и полностью авторский мультфильм, чего в Китае практически не бывает. Премьера «Хорошего дня» прошла на Берлинском международном кинофестивале в 2017 году. Это неонуарная история о том, как мафия следует за большой сумкой с деньгами, переходящей от одного человека к другому. Лю Цзянь — писатель, режиссёр, иллюстратор, продюсер, редактор фильма и даже написал один из саундтреков. Тут полно отсылок: на «Крёстного отца», на «Бегущего по лезвию» и на Тарантино. Все персонажи очень странные, а общее настроение передаётся анимацией мельчайших деталей: на заднем плане хромает собака, мерцает неоновая вывеска или лежат, развалившись, бездомные.
Подруга Сяо Чжана неудачно перенесла пластическую операцию, и ей нужны деньги на новую. Чтобы их достать, Чжан отнимает у криминального авторитета миллион юаней, но информация об этом распространяется слишком быстро, и теперь, помимо наёмного убийцы от владельца состояния, на него охотится жестокий приспешник, влюблённая парочка с венерическими заболеваниями и ещё множество ненормальных людей.
Криминальный триллер, над каждой сценой которого витает социально-экономический подтекст. В насыщенном действиями сюжете попадаются острые наблюдения за классом и культурой. В иллюстративных фигурах фильма отсутствуют карикатурные элементы, а реалистичная обстановка делает необычный триллер фантастическим примером анимации, раздвигающей границы, используемой для рассказа недетских историй.
Легенда о Хэй (2019 год)
История о кошачьем духе, который отправляется в путешествие самопознания после того, как люди разрушили его лесной дом. Режиссер MTJJ работал над мультфильмом пять лет, но концепцию позаимствовал из своего же проекта. В 2011 году он выпускал и сам распространял на китайской видео-платформе Tudouо одноимённый Flash-сериал о молодой девушке и её необычном коте. Количество поклонников росло, и MTJJ начал получать доход от мерчендайзинга, что позволило ему создать небольшую команду. Производство было довольно медленным, и за восемь лет вышло меньше 30 серий. В конце концов, мир увидел анимацию, выросшую из настоящего андеграунда.
Рисунок мультфильма, на первый взгляд, кажется простой, но фон и декорации очень детально проработаны. Над анимацией постарались студии Beijing Han Mu Chun Hua Animation и MTJJ Animation. Удалось воссоздать атмосферу затерянного мира природы, напоминающего «Тоторо» или «Принцессу Мононоке». В центре внимания кошачий демон Ло Сяо Хэй, который растёт как персонаж в нескольких измерениях. Его сопровождают симпатичные партнеры-гоблины и серьёзные люди-хозяева.
Эверест (2019 год)
Совместная работа шанхайской Pearl Studio и всеми известной Dreamworks. Это не первый продукт их производства — в 2016 году студии уже объединялись для создания «Кунг-фу панды 3».
«Эверест» рассказывает историю необычной дружбы между обаятельным пушистым йети и девушкой, демонстрируя, что, на самом деле, означает семья, и что в ней каждый может сделать друг для друга. Девушка играет на скрипке, и на это делается яркий акцент в некоторых эпизодах. Музыка вместе с хорошей анимацией создают захватывающий поток. Пейзажи представляют собой разнообразную иллюстрацию Китая и показывают красивую природу страны.
Хрустальное небо вчерашнего дня (2018 год)
Ну чё, пацаны, как тут без аниме, это же Азия. Здесь не самый оригинальный сюжет, но если хочется посмотреть что-то лёгкое, наивное и вдохновляющее, это идеальный вариант. Главные герои — старшеклассники, которым предстоит окончить школу и разъехаться по свету. Дружба, влюблённость, призвание — всё это под приятную музыку и красивые розовые закаты.
Легенда о воюющих царствах (2016 год)
Детализация лиц персонажей здесь на таком уровне, что сначала даже непонятно: то ли это фильм с большим количеством компьютерной графики, то ли всё-таки мультфильм.
В основе сюжета сирота Чилин, который становится учеником могущественного колдуна. Он обнаруживает у себя магические способности и втягивается в крупный конфликт между мировой магической элитой. Атмосфера анимационного фильма очень тёмная и зловещая, но посмотреть стоит даже если вы далеки от магов — анимация действительно очень качественная. Над «Легендой» работали 12 компаний, студий анимации и производства высокотехнологичного контента.
Гнездо дракона (2014 год)
Анимационный фильм, основанный на одноименной MMORPG 2010 года. В земле Альтера на протяжении многих лет враждуют люди, эльфы и злые твари, верные легендарному Чёрному Дракону. Но Чёрный Дракон начинает выходить из спячки, отправляя Зверей маршем через Альтеру. В опасной близости от зверя небольшая группа людей и эльфов объединяется, чтобы попытаться найти секретную дорогу к пещере Чёрного Дракона и разрушить её.
Анимация мультфильма в целом и выглядит как развёрнутое промо к игре. Среди персонажей те же светлые и тёмные эльфы, колдуны, варвары и жулики. Музыкальное сопровождение довольно тщательно подобрано: для каждой сцены и эмоции используется определённый инструмент, задающий определённый тон. «Гнездо дракона» особенно понравится поклонникам фэнтези-историй, базовых игр D&D и World of Warcraft.
Китайцы прокачивают свои технологии и стараются ориентироваться на мировой опыт, но всё-таки никто пока не нашёл волшебной формулы для последовательного создания хитов, которые выстреливали бы за границей так же, как и в Китае. И наоборот. Возможно, причина в слишком большом культурном разрыве. Пока ещё никому не удалось создать персонажа, который стал бы подлинным и в Китае, и на Западе. Даже По из любимой китайскими зрителями «Кунг-фу Панды» воспринимается ими как явно американская панда. А калькированное из других культур искусство почти всегда отдаёт фальшью. Если мы говорим об анимации, она определённо должна быть самобытной, но с умеренным заимствованием чужого опыта в благих целях.
Кстати, это ещё не всё. В следующий раз мы расскажем вам о Тайваньском андеграунде в противовес китайской анимации. А там прям очень интересно, так как Тайвань — Китайская Республика, но там демократия, поэтому не запрещён Винни-пух и нет таких строгих законов. А значит и у художников должно быть больше свободы. Но это уже другая история, точнее статья.
Родился — зумер (вы находитесь здесь) — бумер — умер.
Сунь Укун – Царь обезьян, культовый персонаж китайской культуры
Царь обезьян – один из самых известных персонажей приматов в мировой литературе. Он появляется в великом китайском романе «Путешествие на Запад» 1592 г. н. э. Лишь в 20 веке авторство было закреплено за писателем по имени У Чэнъэнь. Сунь Укун является бессмертным демоном, который получает исключительную силу от долгих лет духовного совершенствования и восстания против первенства небес.
Подобно Локи в норвежской мифологии и Люциферу в иудео-христианской мифологии, этот обманщик падает с небес, когда верховное божество, в данном случае Будда, изгоняет его в земную тюрьму. Но в отличие от своих западных коллег обезьяна раскаивается, становится буддистским монахом и соглашается использовать свои способности для защиты монаха Сюаньцзана в пути, чтобы собрать сутры из Индии.
Содержание
Литературный персонаж
Согласно легенде, Sun Wukong рождается из волшебного камня. Из него появляется яйцо, которое в итоге превращается в каменную обезьяну. Она может ползать и ходить, а при открытии глаз два луча золотого света стреляют в дворец и поражают Императора. На горе Сунь Укун подружился с разными животными и присоединился к группе других обезьян. Рядом находился ручей, через который племя находит водопад. Они решают, что тот, кто пройдет через него и вернется, станет их царем. Каменная обезьяна прыгает в водопад и находит мост с пещерой. После этого ее провозглашают Королем обезьян.
Красивый Король Обезьян (Mei houwang, 美 猴王) управляет островом почти четыреста лет, прежде чем мысль о надвигающейся смерти начинает вызывать у него беспокойство. Один из его советников предполагает, что надо найти даоса, чтобы тот научил короля секретам вечной жизни. От него он и получил свое имя Sun Wukong, что означает «обезьяна, познавшая пустоту». Бессмертный преподает ему 72 метода небесной трансформации или бесконечные способы изменения его формы и размера. Царь обезьян получает всевозможные магические заклинания для управления богами и духами, обучается боевым искусствам и, самое главное, внутреннему методу дыхания, который приводит к его бессмертию.
История Сунь Укуна очень длинная и захватывающая. Один из самых важных китайских литературных персонажей по происхождению из легенд Белой Обезьяны из китайского царства Чу (700-223 до н.э.), где почитали гиббонов, особенно белых. Легенды породили истории и мотивы искусства во времена династии Хань. Это способствовало росту персонажа Sun Wukong. После «Путешествия на Запад» герой появляется во многих последующих историях и адаптациях. К слову, в повествовании У Чэнъэня главным считается монах Сюаньцзан, отправившийся в Индию. Но Царь обезьян, охраняющий его, проявляет себя гораздо ярче.
Фильмы с Сунь Укуном
Король обезьян считается лучшим архетипом в мифологии Восточной Азии. Его образ использовали для создания книг, фильмов и даже статуэток. Так бренд Yeenjoy Studio, известный за коллекции курильниц из китайского фарфора, сделал фигурку Monkey King, вдохновляясь мифологией и культурой Китая. Многие игры MOBA, такие как League of Legends, Vainglory и Dota 2, показывают героев, созданных на основе этого персонажа.
Роман «Путешествие на Запад» экранизировали бессчетное количество раз. Начиная с японского и корейского производство и до западных фильмов и сериалов, легенда о буддийских монахах распространялась с завидной регулярностью. Самыми известными произведениями стали «Запретное царство» с Джеки Чаном и Джетом Ли. «Король обезьян» вышел в 2001 году совместно с США, а японский фильм с таким же названием появился в 2014 году. За ними последовал «Путешествие на Запад: Покорение демонов». Первая часть вышла в 2013 году, вторая была представлена в 2017 году. Также есть довольно интересная интерпретация под названием «Китайская история», где в роли Sun Wukong выступил Бо Лин Чен.
По слухам 2011 года, Джеймс Кэмерон вместе с Гильермо дель Торо должны были выпустить фильм «Король обезьян» в 3D формате по сценарию Нила Геймана. Однако данные о его готовности и даже съемках так пока и не появились.
Мультфильмы про Царя обезьян
Несмотря на то, что образ Сунь Укуна чаще всего используют в странах Азии, на Западе каменная обезьяна тоже получила свою долю популярности. Довольно известный аниме-сериал «Жемчуг дракона» создан на основе оригинального романа про обезьяну. Мультфильм из трех частей про Сунь Укуна китайского производства выходил с середины 1960-х годов. Также есть сериал 2000-х годов на основе манги «Gensomaden Saiyuki» и китайского произведения про путешествия демона.
Привлекательность персонажа привела к непрерывной популярности и адаптации Sun Wukong. Король обезьян часто используется в рекламе всех видов. Однако он не ограничивается своим родным Китаем и появляется в разнообразных формах: от японских гравюр из дерева 19-го века до оперы «Обезьяна: Путешествие на Запад», созданной Деймоном Албарном, музыкантом из Blur и Gorillaz.
Царь обезьян. Мультфильм.РАДЫ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ.
-Сунь Укун родился из камня. По народной версии, произошло это из-за того, что на камень присела Гуаньинь (или Будда).
Сунь Укун стал Царём Обезьян, так как не побоялся прыгнуть сквозь водопад в Пещеру водного занавеса на Горе Цветов и Плодов. Там он с тех пор и жил простой и пасторальной жизнью китайского оборотня — пируя с обезьянами и друзьями-оборотнями и поедая случайных путников.
По желанию Укуна посох может уменьшаться до размеров иглы (так что его можно носить в ухе) и увеличиваться (доставая до неба).
Укун хотел достичь бессмертия, для чего пошёл в ученики к даосу. Там он научился 72 превращениям, полётам на облаке, созданию двойников и прочим полезным магическим приемам.
Но, как оказалось, для достижения бессмертия этого было недостаточно. Однажды Сунь Укун (чуть не) умер от алкогольного отравления, и за ним явились слуги Янь-ло (китайский вариант имени повелителя подземного мира мёртвых, бога Ямы), но Сунь Укун вычеркнул свое имя из книги мёртвых, а также вырвал страницы с именами почти всех обезьян. Поэтому многие обезьяны на Горе Плодов и Цветов бессмертны.
Сунь Укуна дважды приглашали работать на Небо: первый раз конюхом (Укун в гневе покинул конюшни, когда узнал, что это не высокая должность), а второй раз Великим Мудрецом, Равным Небу (после того, как небесному войску не удалось победить Царя Обезьян, Небесный Император решил, что лучше признать этот титул официальным и пригласить Царя Обезьян во второй раз, смотреть за персиковым садом).
Сунь Укуна пытались изжарить в котле для плавки пилюль бессмертия Лао Цзы. Укун не расплавился, но с тех пор у него красные горящие глаза.
В конце концов Царь Обезьян был заточён под горой Пяти Пальцев Буддой, за то, что устроил на Небе небольшой переполох. Укун съел персики бессмертия в саду, который охранял, выпил и съел угощения, приготовленные для пира Ван Му (он обиделся, что его туда не пригласили), и заел всё это пилюлями бессмертия Лао Цзу (при жизни известного как Лао Цзы).
Под горой Укун провёл 500 лет, после чего по повелению Гуаньинь его освободил Сюаньцзан, монах, идущий в Западный Рай Будды Амитабхи за священными буддийскими писаниями.
Сунь Укун стал первым учеником Сюаньцзана. Для того, чтобы усмирить буйного ученика, Гуаньинь также выдала Сюаньцзану обруч, который и надели Сунь Укуну на голову. С тех пор, если монах читал особую мантру, у Сунь Укуна начинала ужасно болеть голова.
После того, как Сунь Укун понял, что ему от монаха никуда не деться, он верой и правдой служил своему учителю на пути в Западный Рай, защищая его от оборотней и призраков, многократно атаковавших вкусного и питательного монаха в надежде отведать его плоти (во всех смыслах этого выражения).
По окончании путешествия, в награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь Укуна Всепобеждающим Буддой. Дальнейшая биография Сунь Укуна простым смертным неизвестна. Известно только, что, согласно произведению «Лотосовый светильник», Сунь Укун однажды стал учителем мальчика, который боролся с богом Эрланом для того, чтобы освободить из заточения свою маму. Мальчик победил, что и неудивительно при таком учителе.
Рецензия на мультфильм «Король обезьян 3D»
Неплохой китайский компьютерный мультфильм, основанный на подвигах классического литературного персонажа
Могущественная обезьяна Сунь Укун нападает на небесный дворец Нефритового Императора. Когда Сунь Укун побеждает всех, кто пытается защитить правителя, в конфликт вмешивается Великий Будда. Он наказывает Сунь Укуна, заточив его внутри скалы. Пятьсот лет спустя бессмертную обезьяну случайно находит маленький Люэр – странствующий монашек, спасающийся от горных троллей. Благодаря ему Сунь Укун освобождается из заточения. Однако наложенное на него проклятие все еще сковывает его почти что божественную силу, и Сунь Укуну нужно научиться думать не только о себе, прежде чем он вновь станет таким, каким был прежде.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
Во всей дальневосточной литературе нет более любимого китайцами персонажа, чем пушистый герой романа У Чэнъэня «Путешествие на запад». Его история много раз переносилась на экран, но китайцам она ничуть не надоела. Поэтому, когда стало известно, что китайские аниматоры работают над полнометражным компьютерным мультфильмом о Сунь Укуне, проект вызвал небывалый ажиотаж. Китайский Интернет был буквально заполнен фанскими публикациями по поводу будущей ленты. Это позволило «Королю обезьян» заработать колоссальные 153 миллиона долларов (при 16-миллионном бюджете) и стать самым успешным китайским мультфильмом. А ведь всего два года назад в прокат вышло гонконгско-китайское «Путешествие на Запад: Покорение демонов», а за год до этого мультфильма – «Царь обезьян» с Донни Йеном, которые также были потрясающе успешны…
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
Заслуживает ли мультфильм режиссера-дебютанта Тянь Сяопэна всех тех похвал, которых он удостоился от благодарной китайской публики? Отчасти да. Это определенно самый технически совершенный китайский компьютерный мультфильм, созданный без активного участия западных специалистов. В «Короле обезьян 3D» есть потрясающе красивые пейзажи и даже целые сцены – особенно в самом начале картины, где Сунь Укун сражается с небесной армией, и в ее кульминации, где герой бьется со зловещим демоном, который повелевает горными троллями и похищает детей в надежде сделать из них эликсир бессмертия и могущества. И хотя в целом это далеко не «Зверополис», графика и анимация ленты более чем компетентны. Особенно с учетом бюджета картины.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
С другой стороны, сюжет «Короля обезьян 3D» оставляет желать лучшего. Во-первых, разумеется, фильм создан в расчете на китайских детей, которые наизусть знают историю Сунь Укуна и всех ее персонажей, а потому не нуждаются в подробных пояснениях и разъяснениях. В России же картина смотрится так же, как смотрелись бы наши «Богатыри» в Китае: «Кто все эти люди и где все эти места?» Не то чтобы в картине вовсе нельзя было разобраться, но временами она ставит в тупик. Это не было бы проблемой, если бы она была ориентирована на подростков, но лента нарисована для малышей, которые свою-то национальную культуру только-только начинают осваивать. Так что если вы поведете свое чадо в кино, будьте готовы отвечать на недоуменные вопросы.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
Это, впрочем, проблема не фильма, а его зарубежного проката. Куда хуже то, что сюжет ленты суетлив и сумбурен и что воспринимается она не столько как полноценная кинематографическая история, сколько как сшитые в фильм несколько начальных эпизодов продолжительного мультсериала о Сунь Укуне. Так, финальный злодей картины – не какой-то эпический суперпротивник для главного героя, а просто достаточно крепкий «мальчик для битья», на котором Сунь Укун может продемонстрировать свою легендарную мощь. Графически их противостояние впечатляет, но драматургически оно слабовато. Тут явно нужен был злодей, у которого с Сунь Укуном давние счеты, а не «простой» провинциальный горный демон, похищающий детей.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
Проблема у картины и с ее формальным главным героем – крохотным сиротой Люэром. Мальчик занимает то место в сюжете, которое в «Путешествии на запад» принадлежит странствующему монаху Сюаньцзану (в книге Сунь Укун становится телохранителем буддийского ученого, выполняющего важное задание). Но если Сюаньцзан был «человеком с миссией», а также мудрецом и начальником Сунь Укуна, то сюжетное участие Люэра сводится к тому, что он сперва безостановочно восхищается обезьяной, а затем попадает впросак, и Сунь Укун его спасает, преодолев свой эгоизм.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
Это, конечно, значимая роль. Но когда фильм вводит в сюжет персонажа, с которым дети будут себя отождествлять, то странно видеть этого героя в качестве слабосильной «девы в беде», своим обожанием вдохновляющей центрального персонажа на подвиги. Американское «Запретное королевство», также основанное на «Путешествии на запад», куда удачнее раскрыло эту тему, когда позволило юному герою геройствовать почти наравне с его могучими спутниками.
Кадр из мультфильма «Король Обезьян 3D»
И, кстати, насколько обоснованно обожание Сунь Укуна в начале ленты? В контексте мира он – демонический злодей, покусившийся на небесный престол в сугубо эгоистичных интересах. «Путешествие на запад» – история его реабилитации, и «Король обезьян 3D» тоже поначалу изображает Сунь Укуна антигероем, которого волнует лишь его собственная судьба. Так почему же мальчик относится к нему так, будто путешествие на запад уже состоялось и Сунь Укун уже совершил все свои героические подвиги? Почему Люэр надеется, что обезьяна станет его защитником? Как-то это нелогично. И в России этот ляп виден лучше, чем в Китае, где обожание Сунь Укуна – общее место.
Зато с глуповатым физиологическим детским юмором (сопли, моча и прочее) у «Короля обезьян 3D» все в порядке. Он есть, его много, и он не нуждается в переводе и комментарии. Козявки – они и в Китае козявки!