старый город в евпатории история
Что посмотреть в Старом городе Евпатории
Старый город Евпатории — что посмотреть самостоятельно? Маршрут на карте, достопримечательности, цены на билеты 2021, экскурсии. Где можно поесть в центре Евпатории, стоит ли снимать там жилье — в обзоре Eurotraveler.ru.
Евпатория, как многим, должно быть, известно — крупный курорт в Крыму. Впрочем, не совсем обычный — с историей, корнями уходящей в античные времена.
Во времена господства на полуострове Оттоманской империи Евпатория под именем Гёзлева являлась крупнейшим портом. И как предполагают историки, в какой-то момент могла бы стать столицей — один из крымских ханов вознамерился перебраться из Бахчисарая на побережье.
Об этом мало кто знает. Тем более, что и примет того времени — XVI века — сохранилось мало. Но старый город Евпатории при внимательном изучении может открыться с необычной и очень интересной стороны. И тогда все эти кривые переулки и не имеющие архитектурного декора домишки буквально заиграют новыми красками.
А вы оглянетесь вокруг и живо представите, как бурлила здесь жизнь несколько столетий назад. Ездили арбы, голосили базары, в порту стояли сотни торговых кораблей. А по улицам и площадям, набережным важно или суетливо текла пестрая человеческая река.
Отстраненно взирали на все это крепостные башни, числом 24. Как и сегодня нежно голубел над всем этим безмятежный небосвод. И ярко светило солнце…
Но мы замечтались и отвлеклись — к сути!
Достопримечательности
Достаточно условно границы старого центра Евпатории можно обозначить улицами Караева, Интернациональной, Дмитрия Ульянова, Володарского и шоссе Революции. Где-то здесь высились стены крепости XVI века, длина которых по периметру составляла около 3 км.
Это не значит, что за пределами обозначенной территории заканчиваются старинные дома. Отнюдь — их хватает на набережной и примыкающих улочках, активно застраивавшихся в последней трети XIX — начала XX веков.
Но именно внутри ныне уже не существующего кольца крепостных стен билось некогда сердце татарско-турецкого города. Чью ауру, атмосферу и хотят в первую очередь почувствовать туристы — pogruzhenie-v-evpatoriyu.
Кстати, зайти внутрь прежнего крепостного периметра можно везде, где имеются проходы. Но «парадный вход» дислоцирован на перекрестке Матвеева и Караева. Который по факту представляет собой скорее небольшую площадь.
Одун-базар капусы
«Ворота дровяного базара», как очевидно явствует из названия, никогда не были главными в Гёзлеве. Да и — огорчим — они не уцелели!
Остатки оригинального сооружения тотально и со смаком уничтожили в 1959 году. Снеся не только сооружение, но вынув и фундамент. То есть, как печально замечают археологи, уничтожив весь культурный слой.
Но турист всего этого может и не узнать. Ведь башня вновь высится, выглядит оригинально и празднично, а ракушечник гордо золотится на солнце.
Фокус провернули в 2003-2007 годах, причем ворота немного сдвинули в сторону. Дабы будущим поколениям археологов было, в чем копаться.
В арку и мимо башни можно беспрепятственно пройти. Но большинство заглядывает и внутрь.
Ведь на втором этаже ворот обосновалось неплохое, хотя и дорогое кафе Кезлёв къавеси. А на третьем — оцените маркетинговое решение — функционирует небольшой музейчик. Центральным экспонатом которого является макет Гёзлева. Билет обойдется рублей в 200 — около того.
Откушать чебуреков и выпить кофе можно и на уличных верандах. Если вас не смущает внимание отдыхающих, непрерывно снующих мимо.
Сразу за воротами вереницей тянутся лавки с сувенирной и, в том числе, «хэнд-мейд», продукцией. Здесь же можно прикупить традиционные татарские сладости… в фабричной упаковке.
Цены — так себе. Хотя в целом и не сильно выше, чем в других туристических местах — на той же набережной.
Чуть дальше располагается сцена. В будний день она обычно пустует, но по пятницам и выходным здесь дают представления самодеятельные коллективы. А рядом — не протолкнуться от курортников!
Караимские кенасы
Известная, если не вообще ключевая достопримечательность Евпатории, вообще-то оттоманов не застала. Ее наружная архитектура да и начинка датируются началом XVIII века. То есть временем, когда Крым уже входил в состав Российской империи.
Кенасами называются молельные дома караимов, сегодня крайне немногочисленной народности — в Крыму их осталось немногим более 2 тысяч. Исповедуют они одну из разновидностей иудаизма.
Можно посетить Большую и малую кенасы, попытаться — это несложно — ощутить приток спокойствия или даже умиротворения во внутреннем, увитом зеленью, дворике. На мраморных плитах во встречающем посетителей Виноградном дворике изложена история караимов.
Входной билет некогда стоил всего 100 рублей. В 2021 году цены если и выросли, то не принципиально. За услуги экскурсовода придется выложить на порядок больше.
Зато в обмен вы получите связный и увлекательный рассказ. Как о кенасах и караимах, так и прочих интересных местах «Малого Иерусалима» — malyiy-ierusalim-sozvezdie-pamyatnikov.
Егия-капай
Евпаторийская синагога выстроена из того же золотистого ракушечника, что и многие городские здания. Выглядит привлекательно и даже старо, хотя на самом деле это почти что «новодел». Начало XX века, если быть точным, — 1912 год.
Внутри можно побывать абсолютно бесплатно. Рядом создана Малая Стена плача наподобие иерусалимской, и в ее кладку также принято засовывать записки с просьбами.
На территории синагоги располагается этнический ресторан «Йоськин кот». Очень уютный и не разорительный. Но об этом чуть ниже.
Джума-джами
Крупнейшая мечеть по совместительству является единственным хорошо сохранившимся здесь зданием XVI века. Строил храм великий Синан, некогда ведущий архитектор Оттоманской империи.
В том же Стамбуле и Эдирне вы сможете обнаружить другие произведения его гения — к примеру изящную Сулеймание. Где покоится султан Сулейман Великолепный и его любимая жена — всем известная Роксолана. Бывшая, возможно, — если верить авторитетным некоторых комментариям современников — русской по происхождению.
Джума-джами располагается посреди небольшого сквера, за пределами хаотического нагромождения кривых улочек. Посетить ее можно в составе бесплатной экскурсии — их расписание указано на информационном стенде при входе.
Главный фасад мечети смотрит на пересечении Демышева и шоссе Революции. По другую сторону последнего находится зеленая зона, высится колесо обозрения и высокий забор. Скрывающий местную боль — разрушенную, то есть якобы уже который год реконструируемую набережную Терешковой.
Свято-Николаевский собор
Главный православный храм Евпатории фактически располагается за пределами старого города. Естественно, это не повод давать задний ход и разворачиваться, увидев импозантное здание.
Напротив, стоит непременно зайти внутрь и осмотреться в одном из красивейших соборов Крыма. Построенном практически на грани столетий — его освятили в 1899 году.
Архитектура отсылает вас к лучшим образцам византийского зодчества. И, в частности, собору святой Софии в Константинополе.
Текие дервишей
На закуску мы рекомендуем осмотреть комплекс, изначально дислоцированный вовне городских стен — мусульманский монастырь дервишей. Находится он в самом конце улицы Караева, в месте соединения ее с самой оживленной городской магистралью, Интернациональной.
Теоретически текие сохранился хорошо. Стены стоят, черепица пристутсвует, ряд келий также уцелел. Внутри пустовато, и человек, не слишком подкованной в истории XVI века, имеет полное право заскучать.
Но увлеченный экскурсовод, а здесь почти сплошь живут позитивные и какие-то радостные люди — несомненно наполнит подобный визит яркими красками.
Рассказ входит в стоимость посещения, экскурсии проводят каждый час. Цена входного билета для взрослого — 150 рублей.
Где поесть
Естественно, в старом городе Евпатории есть кафе и даже рестораны. О паре мы уже упоминали увыше, теперь подробнее.
Кезлёв къавеси
Расположено в узнаваемой, хотя и не сильно старинной «Башне дровяных ворот». Кофе здесь варят отличные, традиционные десерты и чебуркеи — на уровне. А вот цены понравятся не всем — не крошечная чашка ароматного напитка и порция пахлавы обойдутся почти в полтысячи.
Караман
Этническое кафе караимской кухни, когда-то здесь готовили отличные чебуреки. Некоторые, с овощами и сыром, оценят и не строгие веганы.
Судя по свежим отзывам, правда, заведение испортилось. Возможно, большой поток клиентов и очереди позволяют не обращать особенного внимание на качество блюд. Во всяком случае, местные чебуреки и плов у многих не вызывают особых эмоций.
К вечеру частенько не бывает половины меню. Так что вы вполне можете уйти слегка голодным.
Йоськин кот
Некогда один из лучших ресторанчиков Евпатории, он и сегодня пытается держать марку. Позиционирует себя как кафе еврейской кухни, предлагает посетителям соответствующее меню.
Все достаточно вкусно и терпимо по деньгам. Но официанты вполне могут принести вам совсем не тот блюдо, которое заказывалось. И потом с сокрушенным видом стоять над душой, давая понять, что вы будете просто душкой, если согласитесь простить кухню.
Большой поток клиентов — здесь кормятся и организованные экскурсионные группы. В итоге вечером нет и половины меню.
Джеваль
Лучший и, видимо, — не изучали специально — самый дорогой ресторан в городе. Находится в полуминуте ходьбы от Одун-базар капусы.
Порции невелики, скромный обед на семью потянет на несколько тысяч рублей. Но качество блюд соответствует расценкам. Да и ресторанный дворик с затененными беседками в жару располагает к неге и приятным размышлениям.
Тем, кто может позволить себе перекус на бегу, адресовано окошко на вынос. Там продают чебуреки, пирожки и самсу — что называется, «c пылу с жару». Потому почти всегда — очередь.
Где остановиться
Если честно, мы не рекомендуем вам снимать жилье в евпаторийском старом городе. Хотя здесь сдают как отдельные апартаменты, так и комнаты в гостевых домах.
Многие с удовольствием останавливаются, намереваясь ощущать «аутентичную атмосферу» с рассвета до заката. И оправдывая решение тем, что только вышел — и можешь гулять по старинным переулкам.
Но по факту здесь тесно, шумно и зачастую не слишком чисто. Плюс дорого и не особенно комфортно — на мебель и интерьер а-ля современный отель лучше не рассчитывать.
Запарковать машину обычно есть где. Но ширина улиц и состояние булыжной мостовой таковы, что за «железного друга» становится тревожно.
Зелени практически нет, ветер в узкие улочки вообще не «пролезает». В итоге — уже в 11 утра здесь просто пекло.
Впрочем, зато и ценники ломят не слишком — ведь до моря придется идти больше сакраментальных 5 минут. То есть по факту оно рядом. Но сегодня — за забором, отделяющим трамвайную улицу Революции от напрочь перекопанной набережной Терешковой.
Реновация идет который год, и конца ей не видно. Поскольку работы замерли после этапа слома.
Старая Евпатория в Крыму
На западе Крыма, в степной зоне на берегу неглубокого Каламитского залива расположился город Евпатория. Город старый, его история насчитывает уже больше 2,5 тысяч лет (497 до н.д.). На месте Евпатории когда-то существовало поселение древних греков, называемое Керкинитида. В третьем веке до нашей эры поселение пало под набегами кочевников-скифов. Долгие столетия камни зарастали степными травами, люди позабыли о древнем городе. Так было до тех пор, пока Крымское ханство не попало в вассальную зависимость от империи турок-османов (1475). Турки оценили удобство крымских берегов, и спустя год после обретения «новой земли» на месте городища Керкинитиды выросла могучая, укрепленная крепость Гёзлёв (прозванной татарами, населяющими Крым, — Кезлев, а русскими – Козлов). Когда Крым перешел под власть России (1784), «неблагозвучное» название города решено было изменить. Вот тут и вспомнили про спасителя Керкинитиды от страшных скифов – Митридата VI Евпатора – так город стал Евпаторией – «благородной, произошедшей на свет от благородного отца»).
История Старой Евпатории
Старый город Евпатории, получивший название «Малый Иерусалим», находится в границах турецкой крепости, причем на небольшой территории плотно сосуществуют бок о бок храмы разных конфессий. Улицы Интернациональная, Революции, Героев десанта и Караева очерчивают место, где высились высокие и мощные крепостные стены Гёзлёва. Но время безжалостно, и от кажущихся незыблемыми стен ничего не сохранилось. Последние из пяти ворот, ведущих в город – Ворота дровяного базара, были разрушены в середине ХХ века. То, что нынче возведено на их месте – это в точности реконструированная копия. Ворота переименовали в Гезлёвские, и маршрут множества туристов теперь проходит в древний город именно сквозь них. Помещения надвратные тоже не пустуют. Наверху уютно расположились небольшое кафе и музей этнографии, рассказывающий о культуре крымских татар. На стендах выставлены национальная одежда, бытовые предметы, посуда, знаки влиятельных татарских родов и многое другое. Внимание привлекает и огромный макет средневекового города Гёзлёва, созданный мастерами из Харькова.
Описание Старой Евпатории
Главная улица «Малого Иерусалима» — Караимская. На ней выстроены молельные дома народности караимов – Большая и Малая кенасы (ХIХ в.). Архитектурный комплекс Караимских кенас включает не только здания для беседы с Богом, но и три внутренних дворика, караимскую библиотеку и этнографический музей. Рядышком находится тематическое кафе, где можно отведать блюда традиционной кухни караимов.
Если с угла Караимской улицы свернуть налево, то можно будет найти караимский дом, выстроенный двести лет назад. В нем жил глава общины – гахан. На стене скромная табличка уведомляет туристов, что в этом доме гостил иногда польский поэт Адам Мицкевич.
В Старом городе находится и комплекс религиозных зданий, связанных с исламом – медресе, мечеть Шукурулла-эфенди и Текие дервишей. Строения возводились в период XV-XVI веков. Надо пояснить, кто такие дервиши. В своем роде это бродячие проповедники-мусульмане, отвергавшие богатство и проводившие жизнь в постоянном путешествии. Текие – «обитель», место, где странствующие дервиши могли передохнуть. В доме, который на протяжении веков предоставлял кров проповедникам, создали музей. Помимо проведения классических экскурсий, в его стенах звучит особенная музыка, под которую воспроизводится обрядовый танец дервишей, когда, погружаясь в экстатическое состояние, они непрерывно кружились и пели религиозные песни.
С XVI века стараниями архитектора из Османской империи Синана Старый город украшает главная святыня мусульман Крыма — мечеть Джума-Джами или Ханская. В ней пришедший к власти крымский хан обязан был заявить о своем праве на престол. Мечеть пережила за время существования ряд серьезных перестроек. Два её минарета подверглись разрушению: первый в XVII веке, второй – в XIX веке. Восстанавливать их начали лишь на излете «советского» времени (1985).
Спрятался в паутине улиц и еврейский молитвенный дом – Егие Капай, в памяти евпаторийцев сохранивший название Ремесленной синагоги. Она выстроена в самом начале ХХ века, средства на ее возведение собирал ремесленный люд, обитавшие неподалеку. В городе существовала еще одна синагога, построенная на средства богатых купцов, и поэтому именованная Торговой.
Туристические маршруты в старой части города не минуют и храмы христиан. Свято-Николаевский собор (1899) освящен именем покровителя путешественников и моряков святого Николая, первоначально посвящённый участникам Крымской войны. Выстроенный в традиционно византийском стиле, храм увенчивается огромным восемнадцатиметровым куполом, и украшен разными типами крестов. Еще один храм, находящийся в черте Старого города, — носит имя Святого Ильи Пророка (1918), и возведен он на деньги греков, живущих в Евпатории.
На территории «Малого Иерусалима» нашлось место и для армянской церкви Святого Николая, строительство которой растянулось почти на сорок лет из-за малого финансирования. Достроена церковь была лишь в середине XIX века, объединив в своей архитектуре русский и армянский классицизм. Храм подвергался значительной реконструкции, хотя немного аутентичных элементов сохранить удалось.
На частной территории в районе Караимской улицы прячутся руины турецких бань (XV в.). Бани благополучно пять веков функционировали, и бесславно разрушились от попадания фашистского снаряда. К сожалению, посмотреть то, что осталось от бань, можно только сквозь забор.
На территории частного домовладения находится и скромная мечеть Тахталы-Джами («деревянная мечеть», XIX в.). Она крайне просто выглядит как снаружи, так и изнутри. Внутрь попасть можно только по договоренности с хозяевами дома, на участке которого она оказалась.
Особый шарм Старому городу придает выполненный в стиле модерн Дом Дувана, принадлежащий некогда меценату и градоначальнику Евпатории Семену Эзеровичу Дувану. Его стараниями Евпатория переросла провинциальный городок, став курортным городом.
«Малый Иерусалим» сейчас интересен для туристов. Старые дома активно реставрируются, стены декорируются росписями, камнями и мозаикой. Некоторые напоминают настоящие картины на исторические темы. На части зданий до сих пор можно разобрать надписи, указывающие на время строительства. Если верить датам, то дома стоят уже более сотни лет, а некоторые – 150 лет.
Район Старого города с одной стороны выглядит как музей под открытым небом, а с другой – это совершенно живой квартал, где кипит жизнь, а туристы могут даже снять жилье, благо до моря всего ничего. В изобилии на улочках располагаются магазинчики, предлагающие сувениры и украшения, а также популярные крымские травяные чаи. Можно заглянуть в стилизованные ремесленные лавочки, в которых интересно посмотреть за работой мастеров и самому попробовать свои силы в гончарном или кузнечном деле на мастер-классах.
Знакомство со Старым городом лучше начинать с экскурсоводом, который подробно расскажет и покажет интересные уголки древней Евпатории.
Как добраться
От ж/д и автовокзала до Гезлёвских ворот идут маршрутные такси: 1, 6, 17 до ост. «Укрсоцбанк»
Панорама крымского района Старая Евпатория
Прогуляйтесь по Старой Евпатории на Google Панорамах
Или насладитесь видом достопримечательностей Старой Евпатории на Яндекс Картах
Где находится Старая Евпатория
Адрес: ул. Караимская / ул. Караева, Евпатория
Координаты: GPS 45.198533, 33.380105
Хотите погрузиться в прошлое? Тогда отправляйтесь в Старый Город в Евпатории. Покажу туристический маршрут, достопримечательности, поделюсь местом, где варят самый вкусный кофе.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня расскажу Вам о нашем небольшом путешествии в Старый Город, который находится в Евпатории. Если Вам посчастливилось оказаться в этом тихом курортном местечке, то обязательно рекомендую посетить Старый город. Малый Иерусалим включает в себя культовые строения разных религий и конфессий.
Территория старого города ограничена улицами Караева, Интернациональной, Героев Десанта и Революции. Она не такая уж и большая, как может показаться.
Добраться туда довольно просто. Он расположен в центре города, доехать можно на городском транспорте. Например, на автобусе 6. Выйти надо на остановке «ул. Караева».
Выйдя из автобуса, вы сразу увидите первую достопримечательность. Это Восточные ворота крепости Гезлев.
Внутри этих ворот расположена уютная кофейня, где варят очень вкусный кофе и угощают свежеиспечёнными татарскими сладостями!
Недалеко от них нас ждёт следующая историческая постройка- Купеческая синагога. Немного непримечательное здание. Вход во внутрь был закрыт. Могу предположить, что оно на реконструкции.
Пока шли до следующей достопримечательности, заметила много интересных для себя вещей:
1. Очень необычная тротуарная плитка. Уж не знаю, правда ли сохранилась с тех времен или современная сделанная под старину, но антураж придаёт!
2. Узенькие улочки, но машины ездят по ним и даже паркуются в ряд. Получается некоторое смешение 2 времен: исторического прошлого и современности.
3. Постройки красивые, необычные. А ведь это просто жилые дома. Сохранились дома зажиточных горожан конца XIX века (с соответствующими табличками). Здесь и люди просто так живут, и можно снять жильё, море, кстати, относительно недалеко.
4. По всему городу есть вот такие информационные стенды, на которых исторические сведения о Евпатории.
5. По старому городу ездят открытые экскурсионные автобусы, которые возят туристов.
К слову, входы во внутрь бань, кенасы и прочего платные.
6. Ну и ещё одна карта Старого города которую мы нашли Более симпатичная!
Продолжим про достопримечательности.
Следующим на очереди был Собор святого Николая. Христианское место. Вход свободный.
Далее мы оправились к мечти Джума-Джами. Она была закрыта и работала только с 15:00, т.к. была пятница. Там мы застали молодожёнов, которые ждали открытия.
Турецкие бани-это, наверное, единственный памятник архитектуры, который меня не вдохновил Внешне это просто полуразрушенное одноэтажное здание.
Ну и немного информации о банях.
Следующим нашим пунктом стали Караимские кенасы. Справа от них есть кафе Караимской кухни.
Наверное, самым запоминающимся и атмосферным место для меня стала синагога Егие-Капай.
На территории находится знаменитое кафе «Йоськин кот», предлагающее настоящую еврейскую кухню.
На этом мы завершили своё мини-путешествие по Старому городу. Оставалось ещё 3-4 достопримечательности, но они находились немного дальше, мы решили оставить их
Другие интересные места Евпатории, которые посетила, озеро Сасык-Сиваш, рекомендую почитать
Евпатория. «Старый город».
1. Вообще-то Крым и истоптан весь вдоль и поперек, и описан исчерпывающе, но мне все равно хочется добавить свои несколько копеек. Если вас занесло в Евпаторию, обязательно погуляйте по, так называемому, «Старому городу».
Там сохранилась планировка с тех времен, когда Гезлев был не русским, а турецким городом-крепостью. Узкие и кривые улочки, дома-крепости из песчаника, глухие заборы, мощеные мостовые и всякие странные строения. Географически все расположено между улицами Дмитрия Ульянова, Интернациональной, Караева и Демышева а если брать упрощенно – от городского рынка до мечети «Джума-Джами».
2. Когда-то все это пространство окружала стена (впрочем невысокая) с пятью въездными воротами («Портовые», «Ворота дровяного базара», «Земляные», «Ворота белого муллы» и «Конские»). Ничего не сохранилось с тех времен, хотя на фундаменте ворот у дровяного базара (остатки которых разобрали в 1959 г. последними) сейчас заново отстроили те самые ворота. Как говорят, старая постройка была побольше, но туристы все равно радуются.
Сейчас в ней ресторан крымско-татарской кухни (пафосное, быссмысленное и достаточно дорогое заведение).
3. В той же башне есть небольшой музей с макетом примерного вида ТОГО старого города.
4. Место Конских ворот сейчас обозначено аркой.
5. Самая фешенебельная улица, пересекающая весь старый город – Караимская (поэтому она единственная, которая нормально замощена). Как и везде на Украине, религиозная палитра очень богата. Вот это, например, молитвенный дом евангелистов.
6. Купеческая (или торговая) синагога (1912 г., арх. А. Генрих) переменила свое назначение и теперь работает трансформаторной будкой. Красивой будкой!
Почему она называется купеческой? Потому, что буквально через квартал была еще и ремесленная, более бедная.
7. Ремесленная синагога «Егия-Капай» (все тот же 1912 г. постройки).
8. Она тоже, чем только не служила в буйном прошлом веке. Но теперь опять – место сбора крайне малочисленных местных иудеев.
9. Можно с экскурсией сходить и внутрь, убранство скромное. Когда-то ее прихожанином был поэт Сельвинский.
Во дворе недавно появился национальный ресторанчик со всякими смешными блюдами, типа «рыба по-нашему». Вообще, в смысле национальной еды, Евпатория хороша и мы еще встретимся с ее проявлениями.
10. Улицы одна другой прекраснее.
11. Самое смешное, что они все еще и проезжие. Только водители редко туда суются.
12. ВАЗы аборигенов.
13. Материал для нового строительства.
14. В полуденную жару кошки появляются и исчезают словно призраки.
15. Заблудиться ничего не стоит, улицы пересекаются, искривляются и заканчиваются тупиками.
16. Застекленные террасы.
17. Табличка гласит, что с 1908 по 1930 гг. в этом доме когда-то располагался Къаал, молитвенный дом крымчаков. А потом случилась обыкновенная для 1930 г. история: «Мы, нижеподписавшиеся крымчаки г. Евпатории, как исключительно ремесленники считаем, что молитвенный дом этот является лишним бременем для нас, посему настоящим заявляем, что… совершенно от него отказываемся, считаем его закрытым навсегда, а помещение это передаем под мастерскую Евпаторийского крымчакского Общества взаимопомощи».
Крымчаки – вовсе не мусульмане, как можно бы было подумать. Они, как это не удивительно, считались иудеями и в Российской Империи и при немецкой оккупации. Что влекло за собой.
А вот другая нация, тоже продукт смешения татар и евреев (караимы), – иудеями не считались. А все потому, что они не признавали талмуд. Поэтому и в РИ их выделяли в отдельную строку – «вероиспеведания караимского», и немцы, например, позволили им вновь открыть, закрытые было до войны молитвенные дома (Кенасы).
18. Сохранившийся комплекс Кенас и есть ядро старого города.
19. Дом бывшего городского главы и караима Хаджи Али Бабовича
Совершенно невидный, в здешнем стиле, но известный тем, что здесь бывал император Александр I и поэт Адам Мицкевич. Вообще, императора очень заинтересовало караимское вероучение и он достаточно долго беседовал со старшим газзаном (священником) Иосифом-Соломоном Луцким и посещал эту самую кенасу.
Мы еще туда зайдем, поскольку они достойны отдельного рассказа.
20. А пока – снова улочки.
21. Асфальт тут очень условен.
22. Кто-то, конечно, зафигачивает в старом городе совершенно выбивающееся из всяких рамок строение.
23. Да и без мусора город неполноценен.
24. Черепица. Дерева мало, а железо – дорого.
25. Вот что вы думаете это за невзрачное сооружение? Это баня («Хамам»), которой примерно 450 лет.
Две заметные двери – это входы в мужскую (правая) и женскую (левая) половины. Согласно широко распространенной легенде, здесь отмывали перед отправкой на турецкие рынки славянских рабов, для придания им товарного вида.
Действовало сие нужное всем властям учреждение до 1987 г.
26. Сейчас это вроде как памятник, но здание стоит абсолютно заброшенное. Только табличка времен УССР присутствует.
27. Дом Бейлера(?) 1894 г., никакой информации по нему найти не удалось.
28. Улицы остаются прекрасны и после ливня.
29. Все дороги ведут к соборной мечети.
Ее называют либо Ханской («Хан-Джами») либо Пятничной («Джума-Джами») и рассказ о ней и будет следующим в серии.
30. Минареты горят в ночи, как маяки. Пять раз в день включается трансляция через громкоговорители, верующих собирают на молитву. Экзотика, да.
31. Столетней давности вид на кварталы старого города.
32. Грех такую красоту не запечатлеть.
Следующий рассказ будет про вот эту самую мечеть, самый яркий символ города.