стар джули коучинг полное руководство по методам принципам и навыкам персонального коучинга
Читать “Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга”
Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга
© Pearson Education Limited, 2016
© Александр Былов, дизайн обложки, 2016
© Претекст, авторизованный перевод, подготовка к изданию, 2016.
Предисловие к русскому изданию
Коучинг – дорога к успеху
«Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет к порогу вашего собственного ума».
Джебран Халиль Джебран, пророк
Книга Джули Стар «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга» раскрывает основные особенности этого метода, показывая его место и возможности в бизнесе и жизни. Коучинг – это один из эффективных путей достижения положительных перемен. Позволяя формировать будущее, а не преодолевать прошлое, коучинг помогает достигать поставленных целей. При выборе коуча необходимо четко осознавать, что его основной талант должен заключаться в умении обучать, видеть возможности для роста, помогать находить пути их осуществления, а не его личные успехи в рассматриваемой сфере. В отличие от других форм обучающего взаимодействия и общения, коуч-общение представляет собой сочетание объективной беспристрастности и приверженности целям клиента. Коуч не дает ответы, ответы должен давать сам клиент. Его основное назначение – поддержка и руководство.
Сама идея коучинга основывается на взаимозависимости людей друг от друга, необходимости поддержки, одобрения, наставничества. Люди постоянно учатся друг у друга, и коучинг использует это. В отличие от специалистов, консультантов, которые решают частные вопросы, коуч обеспечивает поддержку в общих жизненных ситуациях, помогая находить и преодолевать препятствия, возникающие на пути к искомой цели.
В книге Джули Стар широко освещены техники и методы, с которыми работают коучи. Однако это пособие для коучей может служить и самоучителем, позволяющим применить данные подходы к самому себе в любой жизненной ситуации. Обычно коучинг проводится в рамках сессий – специально организованного общения коуча и клиента. Строится коучинг на принципе сотрудничества. Коллаборативный коучинг – это совместная работа коуча и клиента над формированием пути достижения положительных перемен. К результатам всегда приходят двое. Важнейшая задача коуча – понять, что у клиента происходит в действительности. И, помня его цели, помочь выделить главное. Ключевой навык коуча – добиться взаимопонимания, которое достигается благодаря умению выделять различные «уровни слушания» и даже использовать интуицию. Важный принцип, который помогает сотрудничеству, – это искренняя вера коуча в то, что его клиент способен на большее. Клиенту не нужен коуч, который в него не верит. А сам коуч достигает успеха тогда, когда выигрывает его клиент.
В книге подробно раскрываются и основные ошибки, которые допускают коучи. Подчеркивается необходимость поддержания баланса между влиянием и контролем, а также умения задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло и мягко воздействовать на идеи клиента. Важно и умение поддерживать обратную связь. Для совершенствования данных навыков в книге предлагаются различные приемы игрового плана. Автор отмечает, что навыки коуча подобны мускулам. Надо регулярно их нагружать и тренировать. Кроме того, автор обращает внимание на физические барьеры в коучинге, когда проведению сессий мешают неприемлемые условия для занятий – суета, шум, дискомфорт, а также на поведенческие барьеры, когда коуч проявляет нетерпение, задает много вопросов, не учитывает эмоционального состояния клиента и др.
Специальные упражнения, приведенные в книге, позволяют преодолевать эти «ловушки» для коучей. В ней также даются поддерживающие схемы типичных коучинговых сессий, примеры диалогов и др. Согласно известному высказыванию, «Для музыки одинаково важны как удары палочек по барабану, так и не удары палочек по барабану». Так и для коуча важно не только то, что он делает, но и то, что он не делает, поскольку основная цель коучинга – помочь клиенту познать самого себя. Чудо коучинга состоит в том, что коуч помогает клиенту обнаружить у себя в голове великолепную идею.
Для достижения наиболее весомых результатов нужна совместная работа. Коучу важно соединение собственного пути с надежными профессиональными стандартами, а клиенту требуется желание меняться. Коучинг – это эффективный способ поддержать клиента в его стремлении к переменам. Для этого в его арсенале есть специальные приемы, например, «прогулка в будущее», позволяющие конкретизировать атрибуты цели. При этом надо помнить о том, что для достижения цели необходим переход из зоны «думания» в зону «делания». Причем в ходе работы само понимание цели может меняться и развиваться. Занятия коучингом повышают способность клиента к самоуправлению в тех областях, в которых он хочет совершенствоваться.
Коучинг в настоящее время – одно из самых популярных и востребованных направлений индивидуального развития личности. Книгу Джули Стар «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга» могут использовать и коучи для совершенствования своих профессиональных навыков, и специалисты из других областей деятельности, решивших стать «коучами для самих себя». Книга способствует тому, чтобы воспринять коучинг как общий стиль поведения, что, безусловно, поможет достижению успеха во многих областях.
Валерий Никишкин, директор УНЦ по переподготовке и повышению квалификации РВШ РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экон. наук, профессор
Благодарности
Многие люди способствовали развитию идей, которые легли в основу этой книги, и, я надеюсь, мне удастся поблагодарить большинство из них. Итак, мне бы хотелось выразить благодарность Ричарду Бендлеру, Брендону Бейсу, Кевину Биллету, Дипак Чопра, покойному Стивену Р. Кови, Фрэнку Дэниелсу, Landmark Education, Милтону Эриксону, Джону Гриндеру, Байрону Кети, М. Скотт Пек, Энтони Роббинсу, Экхарту Толли и Брайану Трейси.
Также хочу поблагодарить Рейчел Реймонд, Лизу Бартон, Элоиз Кук, Белинду Ноакс, доктора Ксанте Уэллс и Марсию Юдкин за их помощь в подготовке текста.
Введение
«Радуйтесь настоящему так, будто сами его создали».
Пема Чодрон
Вы держите в руках четвертое издание The Coaching Manual. Это новое переработанное издание отражает мое нескончаемое стремление сформулировать основополагающие принципы и «истины», на которых строится эффективный коучинг. Главная цель книги остается неизменной: предложить вам простые принципы и советы, подходящие для коучинга любого
Стар джули коучинг полное руководство по методам принципам и навыкам персонального коучинга
Коучинг в настоящее время – одно из самых популярных и востребованных направлений индивидуального развития личности. Книгу Джули Стар «Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга» могут использовать и коучи для совершенствования своих профессиональных навыков, и специалисты из других областей деятельности, решивших стать «коучами для самих себя». Книга способствует тому, чтобы воспринять коучинг как общий стиль поведения, что, безусловно, поможет достижению успеха во многих областях.
Многие люди способствовали развитию идей, которые легли в основу этой книги, и, я надеюсь, мне удастся поблагодарить большинство из них. Итак, мне бы хотелось выразить благодарность Ричарду Бендлеру, Брендону Бейсу, Кевину Биллету, Дипак Чопра, покойному Стивену Р. Кови, Фрэнку Дэниелсу, Landmark Education, Милтону Эриксону, Джону Гриндеру, Байрону Кети, М. Скотт Пек, Энтони Роббинсу, Экхарту Толли и Брайану Трейси.
Также хочу поблагодарить Рейчел Реймонд, Лизу Бартон, Элоиз Кук, Белинду Ноакс, доктора Ксанте Уэллс и Марсию Юдкин за их помощь в подготовке текста.
«Радуйтесь настоящему так, будто сами его создали».
Вы держите в руках четвертое издание The Coaching Manual. Это новое переработанное издание отражает мое нескончаемое стремление сформулировать основополагающие принципы и «истины», на которых строится эффективный коучинг. Главная цель книги остается неизменной: предложить вам простые принципы и советы, подходящие для коучинга любого типа.
После издания первой книги в 2002 году я наблюдала весьма любопытные тенденции в профессиональном развитии. Я заметила, что интерес к коучингу рос по мере того, как люди понимали влияние, преимущества и ценность этого метода содействия и развития. Любой коуч, практикующий или будущий, имеет теперь доступ к обширным знаниям, тренингам, советам и руководствам, которые помогут им профессионально развиваться. В организациях коучинг все чаще признается средством позитивного воздействия на бизнес-цели. Итак, коучинг привлекает людей на личностном и профессиональном уровне, отражая основополагающую взаимозависимость между людьми и их потребность поддерживать друг друга. Как показывает мой опыт, эта простая истина приносит много пользы.
Книга The Coaching Manual переведена на многие языки и активно способствует развитию коучинга во всем мире. После выхода первого издания я продолжаю исследовать область личностного развития применительно к коучингу.
Внеся некоторые изменения, мы сделали это руководство более разносторонним, включив в него приложение «Арсенал коуча», а также шаблоны, которые можно бесплатно скачать в Интернете. Моя цель – снабдить читателей практическими знаниями и познакомить с методами и процессами, которые позволят им развивать свои способности коуча.
Глава 9 объясняет, как использовать эти принципы и навыки самостоятельно – например, в повседневной жизни или в работе профессионального коуча. Каким бы ни был ваш интерес к коучингу, надеюсь, вам понравится эта книга, благодаря которой вы сможете добиться большего.
Как устроена книга
Эта книга разъясняет принципы и методы коучинга, а также показывает, как применять их в любой коучинговой ситуации – от бизнес-коучинга в рамках компании до личностного коучинга и индивидуальных потребностей. Если вы новичок в коучинге, эта книга станет для вас практическим руководством в процессе его освоения, а также в повседневных ситуациях. Практикующим коучам это руководство предлагает новейшие методы и идеи, которые наверняка пригодятся в их работе. А менеджерам книга предлагает инструменты, которые можно использовать в команде.
Я буду часто обращаться к вам так, будто вы уже коуч или тем или иным образом практикуете коучинг. Однако не забывайте, что вам совершенно не нужно быть коучем, чтобы воспользоваться советами этой книги. Если в своей работе вы помогаете людям вносить изменения путем того или иного обучения, уверена, это руководство будет полезно вам.
Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 10
В конце этой книги есть потрясающий раздел с упражнениями на приобретение коучинговых навыков. Супер пошагово и супер детально: «Арсенал коуча – практические методы и задачи коучинга». Эти навыки полностью окупают стоимость книги. На живом или онлайн тренинге по коучингу это будет стоит несоизмеримо дороже. Уже только ради них стоит купить эту книгу. А вообще, просто и доступно дается понимание коучинга. Мне было интересно прочесть и изучить не смотря на то, что я профессиональный сертифицированный коуч.
В конце этой книги есть потрясающий раздел с упражнениями на приобретение коучинговых навыков. Супер пошагово и супер детально: «Арсенал коуча – практические методы и задачи коучинга». Эти навыки полностью окупают стоимость книги. На живом или онлайн тренинге по коучингу это будет стоит несоизмеримо дороже. Уже только ради них стоит купить эту книгу. А вообще, просто и доступно дается понимание коучинга. Мне было интересно прочесть и изучить не смотря на то, что я профессиональный сертифицированный коуч.
Для начального понимания коучинг и практического применения очень полезная книга. Можно сразу применять и для своих целей. Мне, как преподавателю, она сразу пригодилась. Написана очень доступно и воды не очень много.
Для начального понимания коучинг и практического применения очень полезная книга. Можно сразу применять и для своих целей. Мне, как преподавателю, она сразу пригодилась. Написана очень доступно и воды не очень много.
Книга скорее всего предназначена для того, кто только задумывается о профессии коуча или только начал обучаться. Кто прошел серьезное обучение, тот мало что для себя почерпнет нового, на мой взгляд, но полезное все же есть. Книга как бы обобщает весь опыт, систематизирует имеющиеся знания, кое-что ценное я из нее почерпнула, но честно скажу, что за такую цену ожидала гораздо большего.
Книга скорее всего предназначена для того, кто только задумывается о профессии коуча или только начал обучаться. Кто прошел серьезное обучение, тот мало что для себя почерпнет нового, на мой взгляд, но полезное все же есть. Книга как бы обобщает весь опыт, систематизирует имеющиеся знания, кое-что ценное я из нее почерпнула, но честно скажу, что за такую цену ожидала гораздо большего.
Добрый день, я практикующий коуч. Книга отличная, дает базу для коуча, также в книге много тонких нюансов, важных для создания подходящей атмосферы для коучинга. Применять можно сразу же. Рекомендую!
Добрый день, я практикующий коуч. Книга отличная, дает базу для коуча, также в книге много тонких нюансов, важных для создания подходящей атмосферы для коучинга. Применять можно сразу же. Рекомендую!
отличная методичка! особый акцент на коллаборативном коучинге и коучинге в организации. все принципы и базовые схемы в одном месте: бери и внедряй.
буду перечитывать однозначно
отличная методичка! особый акцент на коллаборативном коучинге и коучинге в организации. все принципы и базовые схемы в одном месте: бери и внедряй.
буду перечитывать однозначно
Прекрасная книга, написана простым и понятным языком, очень легко читается и воспринимается, много практических рекомендаций, очень полезна начинающим коучам.
Прекрасная книга, написана простым и понятным языком, очень легко читается и воспринимается, много практических рекомендаций, очень полезна начинающим коучам.
Отличная книга для начинающих коучей. Методично разложены основные принципы коучинга, цели, методы и грамотно объяснено зачем оно вообще надо. Отлично подойдёт для руководителей с «плохообучаемыми» сотрудниками которые предпочитают доходить до всего своим умом, так как пояснит как именно нужно подталкивать таких сотрудников к развитию и повышению лояльности.
Отличная книга для начинающих коучей. Методично разложены основные принципы коучинга, цели, методы и грамотно объяснено зачем оно вообще надо. Отлично подойдёт для руководителей с «плохообучаемыми» сотрудниками которые предпочитают доходить до всего своим умом, так как пояснит как именно нужно подталкивать таких сотрудников к развитию и повышению лояльности.
Очень полезная книга. Автор говорит просто о сложных процессах взаимоотношения коуча и клиента. Даёт массу техник для работы и самосовершенствования коуча. Книгу рекомендую не только начинающим, но и практикующим специалистам.
Очень полезная книга. Автор говорит просто о сложных процессах взаимоотношения коуча и клиента. Даёт массу техник для работы и самосовершенствования коуча. Книгу рекомендую не только начинающим, но и практикующим специалистам.
База знаний о коучинга простым языком.Очень много практических советов, которые можно взять в свою практику. Написано легко и интересно.
База знаний о коучинга простым языком.Очень много практических советов, которые можно взять в свою практику. Написано легко и интересно.
Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга
Бестселлер Джули Стар, переведенный на многие языки, входит в список рекомендованной литературы для коучинговых программ, во всем мире признан одним из самых полных и авторитетных руководств по коучингу. Эта книга – лучшее практическое руководство по коучингу, которое сочетает в себе принципы, навыки, методы и стили коучинга, наряду с подробным перечнем основных инструментов коучинга. Оно проливает свет на все этапы коучинга – от первой встречи с клиентом до завершения процесса. Это полное руководство по коучингу, включая различные модели, подходы, примеры, советы и рекомендации.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
«Знание говорит, а мудрость слушает».
Эта книга основана на коллаборативном стиле коучинга. Коллаборативный коучинг подразумевает совместную работу коуча и объекта коучинга (клиента) над формированием изменений. Коллаборативный коуч не «исправляет» кого-то, не решает его проблемы и не «смотрит на него свысока».
Напротив, коуч исходит из того, что его клиент знает больше о своей ситуации, чем он. Коуч верит в способность человека порождать идеи, способствующие разрешению его ситуации. Задача коуча — использовать отработанные навыки слушания, задавания вопросов и рассуждения для выстраивания максимально полезной для клиента беседы.
Задача коуча — использовать отработанные навыки слушания, задавания вопросов и рассуждения для выстраивания максимально полезной для клиента беседы.
Клиент воспринимает взаимоотношения с коучем, скорее, как партнерство равных, нежели как отеческие или наставнические.
Недирективный язык против директивного
Язык коллаборативного коуча недирективный. Отличие директивного языка от недирективного показано на рис. 1. Пример использования в беседе того и другого языка приведен в табл. 1.
Коуч (или менеджер) с исключительно директивным стилем считает, что он авторитетнее других и лучше разбирается в какой-либо ситуации, поэтому остальные обязаны следовать его указаниям.
Таблица 1. Директивный и недирективный язык
Клиент воспринимает директивный стиль как указание сделать что-то, а недирективный — как совет.
Кроме того, коуч с директивным стилем считает, что выдавать идеи и предлагать план действий в ходе беседы — это именно его задача. Такой коуч не столько работает с клиентом, сколько над клиентом. Это может выглядеть таким образом.
Коуч: Итак, вы говорите, что медлите, оттягиваете время. Почему же?
Клиент: Ну, думаю, можно было бы сказать из-за канцелярской работы, я имею в виду в общем смысле. Я не люблю возиться с бумагами, заполнять бланки, отсылать письма — у меня стол завален бумагами, они выходят из-под контроля.
Коуч: Понятно. И вы хотите быстро разделаться с этим и взять все под контроль, так?
Клиент: Думаю, мне следует это сделать.
Коуч: Что ж, это можно сделать несколькими способами. Для начала вам следует составить список нужных дел, а затем определить твердые сроки их исполнения. Я могу вам в этом помочь.
Клиент: (с сомнением) Ла-адно.
Вы заметили, что в вышеприведенном диалоге говорит в основном коуч, который явно контролирует ход беседы. От него же исходят идеи и решения, которым и должен следовать клиент.
Коллаборативный стиль предполагает, что у человека зачастую есть свои собственные ответы, и ему лишь нужна помощь на пути к решению. Например, человек, который постоянно откладывает важные задания, обычно хорошо знает и себя, и свои способности к совершенствованию. Коллаборативный коуч сосредоточит внимание клиента на соответствующем моменте проблемной ситуации, чтобы побудить его высказать свои мнение и идеи, необходимые для достижения прогресса. Это может выглядеть таким образом.
Коуч: Какие же вещи вы откладываете, с чем медлите и почему?
Клиент: Ну, думаю, можно было бы сказать из-за канцелярской работы, я имею в виду в общем смысле. Я не люблю возиться с бумагами, заполнять бланки, отсылать письма — у меня стол завален бумагами, они выходят из-под контроля.
Коуч: Какие проблемы это вызывает?
Клиент: Самые разные — от чувства неловкости, когда мне приходится извиняться, до настоящих проблем. Однажды все три мои кредитные карты не были приняты к оплате просто потому, что я не отослал платежи. И вот я стою в аэропорту Рима, не имея средств на обратный билет.
Коуч: Каким еще образом на вас влияет то, что вы вовремя не разбираетесь со своими бумагами?
Клиент: Ну, честно говоря, я чувствую себя несколько дезорганизованным. Я хочу сказать, что выгляжу довольно глупо: взрослый человек, который даже не может отослать вовремя анкету, хотя и обещал это сделать, а затем просит еще одну, потому что потерял первую.
Коуч: Хорошо, мы поговорили немного о последствиях, теперь давайте посмотрим, что мешает вам все это сделать?
Клиент: Знаете, я мог бы сказать, что мне не хватает времени, но это не совсем так. Скорее, мне просто не хочется делать это.
Коуч: Что же именно в работе с бумагами вам не нравится?
Клиент: Я как бы нахожусь под контролем, будто кто-то заставляет меня учить уроки, а мне хочется заняться чем-то другим.
Коуч: Интересно! А это соответствует действительности?
Клиент: Ну, нет, конечно, нет, скорее, наоборот. Если бы я разобрался с этими бумагами, то почувствовал бы себя намного свободнее и легче на 10 фунтов. Я бы мог с чистой совестью заняться тем, чем мне хочется.
Обратите внимание, как клиент сам приходит к пониманию, обретает собственный взгляд и смотрит на ситуацию под другим углом зрения. Заметьте, что коуч направляет внимание клиента, но не указывает при этом, что ему следует думать.
Клиент убежден, что он сам нашел ответ, проанализировав свои собственные мысли.
Важно понимать, что директивный стиль речи имеет свое приложение и может оказаться полезным при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой один обучает другого каким-то простым навыкам. Если я знаю, как работает блендер, а вы — нет, вам могут не понравиться мои расспросы о том, что вы думаете на этот счет. Вам просто надо узнать, для чего нужны кнопки и в каком порядке их нажимать.
Директивный язык необходим, если человек ничего не знает или мало знает о чем-то и хочет быстро этому научиться. Для него это будет выглядеть, скорее, как инструктаж, нежели как коучинг.
Использование директивного языка иногда необходимо и в персональном коучинге. Например, простой короткий ответ может лучше подействовать на человека, чем множество косвенных замечаний.
Представьте себе человека, который постоянно отклоняется от темы беседы, не желая сосредоточиться на теме, над которой они с коучем договорились работать.
Приведем некоторые примеры прямых ответов или просьб.
«Я заметил, что вы все время меняете тему разговора, Джек, а мне нужно, чтобы мы обсуждали изначальный вопрос: что вы в связи с этим чувствуете».
«Джек, мне неважно, что он думает; просто расскажите мне подробнее, что вы сами думаете».
Для того чтобы вышеприведенные реплики имели эффект, отношения Джека и коуча должны основываться на доверии и взаимоуважении. В этом случае Джек воспримет их как поддержку, а не как агрессию.
Применительно к коучингу директивный стиль имеет множество недостатков.
• Клиент может почувствовать себя под контролем или давлением, поскольку коуч действует с позиции «я знаю лучше».
• Коуч считает, что у него есть правильные решения для человека, а это часто оказывается не так.
• Беседа сфокусирована в основном на идеях коуча, что уменьшает возможность клиента углубить свои знания в процессе беседы.
• Возможно, во время беседы коучу придется работать с позиции «я все знаю, я все исправлю», и это создает дополнительную нагрузку на него.
• Если коуч действует с позиции «я должен найти верный ответ», а не с позиции «как может клиент найти верный ответ», тогда вполне вероятно, что он не примет во внимание некую ценную информацию или какие-то ключи к решению.
• Коучу необходимы «обязательства» клиента по отношению к тем предложениям, которые вносит коуч. Если такие «обязательства» отсутствуют, обе стороны чувствуют себя разочарованными и не продвигаются вперед.
• Решения, исходящие от коуча, могут показаться клиенту неподходящими для него, и он расценит их как пустой, не имеющий смысла совет.
• Если клиент склонен избегать ответственности вообще, то ему может быть даже удобно то, что кто-то контролирует все, а директивный стиль коуча лишь укрепит это положение вещей.
Если же обучение идет от человека, мы получаем следующие преимущества.
• Человек чувствует, что его внимательно слушают, и высоко ценит усилия коуча, старающегося вникнуть в суть ситуации.
• Взаимоотношения основаны на равенстве, открытости и доверии. Коуч не делает вид, что у него есть готовые ответы на все вопросы, и клиент чувствует, что его вклад тоже имеет значение.
• Мнения, точка зрения и идеи имеют самое непосредственное отношение к клиенту, и он относится к ним как к собственным, с чувством ответственности.
• Поскольку большая часть идей и действий исходит от клиента, то и ответственность за действия и результат также ложится на него.
• Решения выносятся исходя из понимания человека, который сам проходит через данную ситуацию, поэтому они, как правило, более адекватны и эффективны.
• Размышления и идеи запускают процесс развития в сознании клиента. Беседа подобна камню, брошенному в пруд: вопросы являются катализатором, который вызывает реакцию. Волны, поднятые коучинг-сессией, порой уходят за ее пределы.
• Если идея не приносит желаемого результата, клиент, помня о своем авторстве, будет тем не менее стремиться и дальше к достижению результата.
• Для овладения недирективным стилем коуч должен обладать соответствующими навыками. Построение предложений и вопросов обеспечивает влияние, а не контроль (подробнее рассмотрим это ниже).
• Пока клиент не почувствует всех преимуществ такого стиля беседы, он может поначалу испытывать разочарование от того, что коуч не руководит беседой и не предлагает ему готовых решений.
• У коуча значительно меньше возможностей для контроля хода беседы, и это может создавать ощущение дискомфорта для обеих сторон.
• Коуч должен уметь различать явные отклонения от предмета разговора и темы, имеющие большое значение для беседы. Так, если вы обсуждаете тему здоровья, имеет смысл говорить о том, что вы едите, а не о том, в какие рестораны ходите, хотя и это не всегда именно так.
• Иногда беседы занимают больше времени, поскольку коуч исследует размышления и опыт клиента с той скоростью, которая комфортна именно для клиента.
Признаки хорошего коуча
Хотите ли вы развивать свои навыки коучинга или собираетесь воспользоваться услугами коуча, вам полезно знать, как отличить хорошего специалиста от не очень хорошего.
Табл. 2 дает нам представление о том, что же мы ищем.
Таблица 2. Признаки хорошего и не очень хорошего коуча
Конечно, это не исчерпывающее описание, но оно дает вам представление о том, как отличить хорошего коуча от не очень хорошего. У хорошего коуча процесс коучинга выглядит непринужденным, не требующим усилий.
У хорошего коуча процесс коучинга выглядит непринужденным, не требующим усилий.
Таким образом, признаки хорошего коуча можно сгруппировать по трем основным областям.
• Принципы и положения, на основании которых работает коуч, например: «В этом разговоре мы равны» или: «Сначала я должен это понять».
• Что коуч может сделать — его навыки и знания.
• Что он действительно делает, то есть его фактическое поведение.
Коллаборативный коучинг — это прекрасный стиль коучинга, поскольку он использует недирективный, «поддерживающий» подход. И хотя директивный стиль тоже может быть эффективным, он требует от коуча уверенности как в прочности отношений с клиентом, так и в своих знаниях и опыте. В коллаборативном коучинге клиента побуждают мыслить, высказывать свои взгляды и генерировать идеи, которые он часто оценивает как невероятно освобождающие. Для коуча ослабление директивной составляющей, если подходить к этому правильно, оказывается непростой задачей, требующей особых навыков, а для клиента зачастую становится полезнейшим опытом, который может буквально перевернуть его жизнь.