станция метро измайловская история
Почему переименовали станцию «Измайловский парк», и что об этом думают москвичи
Судьба названия этой станции была непростой, и оно менялось не раз. Так, при открытии станции в 1944 г она называлась «Стадион СССР». Авторами проекта станции были скульптор Матвей Манизер и архитектор Борис Виленский. Такое название было дано неспроста. В 40-м г прошлого века – эпоху великих строек и не менее грандиозных планов – предполагалось, что рядом с вновь строящейся станцией должен быть построен грандиозный стадион им.Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Поскольку станция расположена близко к поверхности земли, она строилась открытым способом, на ней построены 3 пути и 2 платформы, предполагалось два выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов. Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. После ее окончания планы властей изменились, все силы были брошены на строительство метро, а идея возвести стадион так и осталась нереализованной. Станция же стала частью нереализованного спортивного комплекса, и при ее огромных для того времени размерах обслуживала лишь малую часть запланированного изначально пассажиропотока.
Строительство же стадиона было возобновлено только перед Олимпиадой-80. Теперь это стадион «СКИФ», расположенный рядом с Институтом физкультуры. Он не такой грандиозный, как планировалось изначально, и функционирование станции в изначально задуманном объеме все так же остается нереализованным.
Тем не менее, данное переименование выглядит весьма странно. В советские времена станции называли «по идеологическим мотивам». Однако политические веяния меняются, и однажды возвеличенный герой в одночасье мог быть развенчан. В этом случае названную в честь него станцию, как правило, переименовывали, а это влекло за собой массу денег и вызывало закономерное недовольство горожан. Самая грандиозная волна переименований пришлась на 90-е годы прошлого века, когда, стремясь избавиться от «наследия коммунистического режима», московские власти в массовом порядке поменяли названия целого ряда станций. Так, «Площадь Ногина» превратилась в «Китай-город», «Кировская» – в «Чистые Пруды», «Горьковская» стала «Тверской», а «Проспект Маркса» – «Охотным рядом». При этом многие москвичи выражали недовольство переименованиями и писали письма в администрацию города, жалуясь на то, что совершенно дезориентированы новой картой метро. Единственным новым именем, которое они расценили положительно, стала «Дубровка», сменившая неудобопроизносимое название «Шарикоподшипниковская».
Многие горожане, в свою очередь, не одобряют данное решение столичных властей. Согласно опросу, проведенному «Эхом Москвы», граждане считают, что от переименования жизнь лучше не станет, и данный акт лишь добавит стресса в и без того неспокойные будни горожан. Те же, кто живут в данном районе, заявляют, что вообще находятся в шоке от грядущего переименования, оправдывая это тем, что всю жизнь жили на Измайловском парке, привыкли к этому названию, оно им нравится, и они не хотят путаницы, которая неизбежно наступит вслед за введением нового названия.
Выбираем район: что нужно знать об Измайлове перед покупкой квартиры
Измайлово считается одним из самых благополучных районов в составе Восточного административного округа (ВАО) Москвы. Одно из главных преимуществ — одноименный парк, который занимает половину территории района. Кроме того, здесь располагается довольно большой по площади Серебряно-Виноградный пруд, один из старейших в Москве. Благодаря такой географии экологическая ситуация в Измайлове намного лучше, чем в соседних Сокольниках и Ивановском.
Инфраструктура района Москвы Измайлово
Измайлово — компактный район, поэтому плотность застройки, в том числе инфраструктурными объектами, довольно высокая. Так, например, здесь насчитывается 15 общеобразовательных школ (включая языковые и физико-математические) и несколько вузов — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Институт гуманитарного образования, Московский институт медико-социальной реабилитологии, а также учебный корпус Российской правовой академии и лаборатории Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Крупнейшие достопримечательности Измайлова — филиал Государственного исторического музея «Усадьба Измайлово» на Измайловском острове и Измайловский парк культуры и отдыха.
Кроме того, на территории района расположено множество спортивных объектов — стадионы и спорткомплексы МЭЛЗ, «Спартак», «Трудовые резервы», «Ракета», «Вымпел». Крупных торговых и развлекательных центров в Измайлове нет — риелторы объясняют это низким спросом, дефицитом свободных площадей и непрестижностью локации для инвесторов. «В Измайлове развита внутренняя миграция. Если цель переезда — улучшить жилищные условия (а не уехать), то покупатели предпочитают приобретать жилье здесь же, что свидетельствует о привлекательности района для жизни», — говорит руководитель офиса «Измайловский» «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Андрей Ярышев.
«Однако у Измайлова есть и минусы: раньше здесь располагался Черкизовский рынок, и это отрицательно повлияло на имидж района в целом, в том числе из-за большого количества конфликтов на рынке и мигрантов, особенно китайцев, селившихся рядом с местом работы, — вспоминает руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. — Ликвидация рынка не особо исправила ситуацию: в 2013 году на его территории была обнаружена подпольная фабрика по пошиву одежды, которую быстро закрыли. Кроме того, не все торговцы переехали на новое место работы, часть из них так и осталась жить в Измайлове. События, связанные с Черкизовским рынком, привели даже к появлению нового термина — «черкизонофобия», то есть страх коренных жителей какого-либо района перед появлением здесь рынка с большим числом мигрантов».
Наконец, Измайлово отличает сложная транспортная ситуация: район удален от центра, на личном автотранспорте отсюда можно выехать через сильно загруженные шоссе Энтузиастов или Щелковское шоссе. На территории района находятся станции метро «Измайловская», «Партизанская», «Первомайская» Арбатско-Покровской линии, а также платформы МЦК «Измайлово» и «Соколиная Гора», однако все они расположены на значительном отдалении от жилой части района.
Новостройки Измайлова
На первичном рынке Измайлова, по данным компании «Бон Тон», продается 38,6 тыс. кв. м жилья (577 объектов). Несмотря на то что в реализации здесь находятся всего три проекта — «Виноградный», «ИзМайЛовО» (бизнес-класс), «Измайловский 11» (комфорт-класс), район занимает второе после Гольянова место по объему новостроек, здесь сосредоточено 26,7% от общего предложения в ВАО.
В сравнении с другими районами Москвы, среди сданных квартир бизнес-касса без отделки средневзвешенная цена в районе Измайлово составляет 276,5 тыс. руб. за 1 кв. м при средней цене лота 33,9 млн руб. Этот уровень соответствует Ломоносовскому району в ЮЗАО (280,1 тыс. руб.) и Беговому району САО (276,2 тыс. руб.), отмечают в компании «Бон Тон».
Средневзвешенная цена в комфорт-классе на стадии фасадно-отделочных работ составляет 179,4 тыс. руб. при средней цене лота 10,6 млн руб. (от 8,7 до 11,9 млн руб.), что соответствует уровню района Лефортово в ЮВАО (179,6 тыс. руб.) и района Западное Дегунино САО (179,2 тыс. руб.).
Вторичный рынок Измайлова
В Измайлове жилищный фонд сконцентрирован на небольшом участке, поскольку значительную часть территории района занимает Измайловский лесопарк. «Активная застройка этого района началась после войны, причем в строительстве домов участвовали в том числе немецкие и румынские военнопленные. Правда, первые возведенные здесь дома в основном уже снесены. Отличительная черта жилищного фонда Измайлова, если судить об объеме предложения на вторичном рынке, заключается в том, что большую его часть (54%) занимают современные монолитные дома, на втором месте — кирпичные строения (29%), а панель имеет наименьшую долю — 17%. Преобладание монолитного домостроения нетипично для района из непрестижного ВАО, однако объясняется это, опять же, ограниченной территорией жилой застройки», — указывает Дмитрий Таганов.
На вторичном рынке жилья Измайлова преобладают объекты эконом- и комфорт-класса. Стоимость однокомнатных квартир, по данным «Миэль», варьируется от 6,9 млн руб. до 13,8 млн руб., двухкомнатных — от 11,3 до 23,1 млн руб., трехкомнатных — от 12,6 до 30,6 млн руб.
Перспективные проекты района Измайлово
Возможностей для масштабной застройки в Измайлове практически нет: основной драйвер нового строительства здесь — программа реновации пятиэтажек, по которой в районе планируется снести 58 домов, расположенных в основном на Сиреневом бульваре и Никитинской улице. На сегодняшний день уже выделены две стартовые площадки — Измайловский проезд, вл. 5, з/у 1, и Сиреневый бульвар, вл. 4. Кроме того, московские власти реорганизуют большую промзону Калошино, расположенную вблизи районов Метрогородок и Гольяново, — здесь также планируется построить жилье и социальные объекты.
«Наиболее подходящая площадка для масштабной стройки в Измайлове — тот участок, где располагался Черкизовский рынок. Однако это территория с правовыми проблемами, статус земель не утвержден, поэтому там пока еще ничего не построили, хотя в СМИ регулярно появляются новости о том, что здесь будет возведен крупный спортивный комплекс или в рамках программы реновации появится новое жилье. В остальном в Измайлове много объектов старого пятиэтажного жилищного фонда, поэтому в программу реновации в этом районе включено большое количество домов. Так что после реализации указанной программы облик Измайлова может сильно измениться», — говорит Дмитрий Таганов.
История района Измайлово
Современный район Измайлово расположен на месте одноименного села, первые упоминания о котором датируются XV веком. С начала XVII столетия село принадлежало семье Романовых, здесь, в частности, располагался приказ Большого Дворца. Известно, что в селе Измайлово провела свое детство императрица Анна Иоанновна.
В состав Москвы село вошло в 1935 году, тогда же часть леса превратили в парк культуры и отдыха им. Сталина (сейчас — Измайловский). Здесь планировалось построить один из крупнейших в СССР спортивных стадионов вместимостью 120 тыс. зрителей. Арену собирались использовать не только как спортивное сооружение, но и в качестве площадки для народных гуляний и военных парадов. Однако успели возвести лишь часть стадиона (а также оборудовать подземные помещения, в том числе и бункер Сталина) — строительству помешало начало советско-финской войны, а потом и Великой Отечественной. Стадион был достроен только в 1960-е годы, причем по сильно упрощенному проекту. Массовая жилая застройка развернулась здесь после окончания Великой Отечественной войны.
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Продолжаем прогулки по станциям московского метрополитена. Сегодня у нас на очереди очень интересная станция. Станция «Партизанская». Наверное единственная станция, переименование которой прошло так органично и которой нынешнее название подходит даже более, чем название изначальное. Оформление четко соответствует теме борьбы партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны. Собственно, во время войны станция и строилась и была открыта в 1944 году. Еще одной особенностью станции является то, что она одна из двух в нашем метро, на которой 3 пути, вместо привычных двух. Это первая подобная станция, появившаяся в Москве. Планировалось, что станция будет обслуживать большое количество пассажиров, так как рядом будет построен большой стадион. Но стадиона не получилось, зато получилась такая необычная станция. Особенность станции позволила в юбилейный год для московского метро устроить тут, на центральном пути две интереснейшие выставки: выставку ретро вагонов и выставку хозяйственных вагонов и поездов.
ТТХ станции.
Станция открылась в 1944 году под названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», хотя я и не нашел архивных фото с этим названием. А вот потом станция стала называться «Измайловская». Красота какая. Замечательные светильники и фонари, теперь их нет.
А где же Сталин, спросите вы? А вот он! Сначала скульптуры с партизанами в вестибюле не было, и пока ее не было, тут красовался портрет отца народов. Причем, как видно у него то ли какие то растения в кадках, то ли живые цветы.
Интересно, что портреты были разные, вот Сталин в фуражке.
Потом появились «Партизаны» работы М. Г. Манизера. Над ними надпись и угадывается чей-то усатый профиль. А еще обратите внимание, какие крутые светильники. Просто шик. Станция многое потеряла без них, как мне кажется.
Потом профиль исчез. А вот тут видно, что за надпись за партизанами.
А тут снова нет надписей никаких. И еще какие-то другие совершенно светильники. И еще видно, что в углубленных несколько плитках по бокам от партизан на стене пятиконечные звезды, сейчас их тоже нет.
Картинка из книги крупнее. К огромному сожалению утрачены росписи в нишах потолка. В круглых в начале и конце платформы, которые подсвечивались такой вот круглой люстрой, а также росписи в квадратных нишах по центральной оси станции. Жаль, но не удалось найти фото картинок в этих нишах.
Около первых двух колонн стоят скульптуры. Раньше на постаментах не было никаких табличек. Светильники не сохранились. Также не сохранился асфальтовый пол, причем поменяли его на камень совсем недавно в 2007 году. Рисунок, выполненный ранее из мягкого мрамора, заменили на более износоустойчивый гранит. Причем цвет декоративных вставок стал из светлого красным.
1. Мы достаточно побродили по прошлому, вернемся в наши дни. Начнем, как всегда с вестибюля. Станция имеет один наземный вестибюль.
2. Сбоку крупные окна для освещения вестибюля естественным светом.
3. Сзади окон нет. Зато чуть поодаль стоит венткиоск.
4. С другой стороны все то же самое.
6. Зайдем внутрь. Очень просторно. Станцию изначально планировали построить и назвать «Стадион имени Сталина», она должна была обслуживать стадион, который планировалось построить рядом. Но вмешалась война и планам не суждено было сбыться. Хотя компоновка станции, рассчитанная на большой пассажиропоток сохранилась.
7. Было бы здорово, если вестибюль отреставрировали и вернули деревянные входные группы. Тем более прецеденты уже были. А в остальном тут все довольно хорошо сохранилось, если только какие то детали подреставрировать и, конечно убрать все эти провода и новодельные светильники.
8. Вид с балкончика. Красота. На станцию ведут две лестницы, каждая на свою платформу. Турникеты на вход стоят внутри кассового зала, а на выход снаружи. Странное решение.
10. Стены отделаны светлым камнем, некоторые элементы отделаны красным. Такое классическое сочетание. Вообще станция очень просторная.
11.По лестничным сходам спускаемся в кассовый зал.
12. Кассовый зал. Тут все просто. Та же красно-белая отделка. На заднем плане видны окошки касс.
14. Вот такую картину видят партизаны. Над средним путём табличка с надписью «Партизанам и партизанкам СЛАВА!» Кстати по компоновке станция похожа на модный и прогрессивный «испанский тип» станций.
15. Жаль, что потолок обшит какими-то панелями похоже и он стал таким вот клетчатым. Светильники тоже новодельные. Похоже такие же, как на Киевский Филевской линии. Но на Киевской их убрали. Надеюсь тут тоже уберут их и восстановят оригинальные.
16. Станция неглубокого залегания и не оснащена эскалаторами. Это не очень удобно, зато дешево. Советский человек должен быть в хорошей физической форме. Тем более, что чтобы перейти на другую платформу надо подняться к партизанам по лестнице и спуститься уже по другой.
17. Тут же висит табличка о том, что станция (тогда еще «Измайловский парк») сооружена в годы войны.
18. На платформе у первого ряда колонн стоят две скульптуры работы того же Манизера. С одной стороны стоит Кузьмин Матвей Кузьмич. Интересно, что таблички под скульптурами появились только после 2000 года. Причем тов. Кузьмин обзавелся своей табличкой позже, чем его соседка с другой платформы. До этого многие считали, что это либо собирательный образ, либо фигура Ивана Сусанина.
19. А с другой стороны стоит Зоя Космодемьянская. У нее надпись сделана прямо на постаменте, а не на прикрученной табличке.
20. Очень уныло выглядят ниши на потолке станции. Тут были фрески и висела люстра.
21. Я уж не говорю про «современные» светильники. Они совершенно не украшают станцию.
22. Особенно дико они смотрятся над боковыми путями, там, где ниши на потолке круглые.
24. А еще тут такие обнимающие колонны лавочки на мраморном основании.
25. Можно заглянуть в тоннель центрального пути.
26. А вот так выглядит теперь покрытие на полу. Что ж, стало хоть и не аутентично, но вполне неплохо. К большому сожалению у станции есть проблемы с гидроизоляцией. Тут и на фото 19 видно, что по колоннам идет деформационный шов и, по всей видимости, оттуда течет вода, для этого сделали эти уродские короба-лотки вдоль поперечной балки, по которым вода отводится.
27. В другом глухом торце станции тоже круглая ниша и тоже там нет ни люстры (крепления, как я вижу остались) ни фресок.
28. В целом станция очень симпатичная за счет объема и простора. Однако хочется, чтобы и ее затронула реконструкция. Тем более ничего глобального тут делать не надо, просто поработать с деталями. Ну и конечно хочется, чтобы выставки вагонов тут проходили постоянно, пока у московского метро нет отдельного своего музея подвижного состава. Пока же выставки проходят в день рождения метро. В этом году уже второй раз, может быть это станет хорошей традицией.
Не ради престижа, а ради покоя
Район Измайлово имеет репутацию тихого, уютного, почти провинциального местечка на окраине Москвы, которое старожилы не стремятся покинуть. Сотрудники Центра городской антропологии КБ «Стрелка», работающие над проектом «Моя улица» провели социокультурное исследование и выяснили, почему жители Измайлова ищут центр района на его окраине и не любят деревянный кремль.
Район был выбран не случайно — те выводы, которые удалось сделать в Измайлове, в будущем могут помочь в благоустройстве других отдаленных районов Москвы, рассказала МОСЛЕНТЕ Мария Ноговицына, архитектор КБ «Стрелка».
«Как в Нью-Йорке»
Согласно данным исследования, местными жителями район воспринимается не как спальный, а как своего рода город в городе. Причина — обособленность Измайлова и некоторые особенности его планировки. Отличительные черты Измайлова — плотная сетка улиц («как в Нью-Йорке»), невысокая квартальная застройка (преобладают пятиэтажные дома), просторные дворы, хорошо развитая социальная инфраструктура. Здесь нет крупных промышленных зон, больших офисных центров и насыщенных людских потоков. Местные описывают Измайлово как тихий и уютный спальный район, чем-то похожий на маленький провинциальный город. По словам одного из жителей, «в Измайлово селятся не ради престижа, а ради покоя».
Сегодня Измайлово по праву считается одним из самых зеленых и экологически благоприятных районов Москвы. Любые попытки властей вырубать деревья приводят к активному сопротивлению.
После реконструкции жители Измайлова снова полюбили Сиреневый сад
ИВА Афонская / Фотобанк Лори
Большой Измайловский парк называется главным символом района; большой любовью пользуются Измайловский и Сиреневый бульвары, хватает зелени во дворах. В северной части Измайлова большой популярностью пользуется Сиреневый сад, созданный в 1975 году на месте бывшего питомника. До недавнего времени у этого маленького парка была дурная репутация — считалось, что там собираются наркоманы. Однако, после комплексного благоустройства в 2014 году Сиреневый сад стал одним из любимых мест отдыха для жителей соседних кварталов. А саму сирень готовы называть одним из символов Измайлова.
Важную роль в формировании образа зеленого района играют бульвары. Среди бульваров больше всего любят Измайловский — благоустроенный и комфортный для прогулок. Сиреневый бульвар, напротив, считается запущенным.
###Кремль, где царь не жил
Застраиваться как жилой район Измайлово начал в 1930-1950 годы. Однако горожане не забывают о том, что находилось в этих краях раньше.
Село Измайлово, в честь которого назван район, упоминается в исторических источниках с XV века. С конца XVII века на территории Измайловского острова на Серебряно-Виноградном пруду существовала царская усадьба (сейчас — музей «Усадьба Измайлово») и Покровский собор (1679). Сейчас там сохранилось несколько памятников XVII и XIX веков.
Рассказывая о районе, многие местные жители упоминают о роли царя Алексея Михайловича и императора Петра Первого в истории Измайлово. Наиболее распространенные сюжеты связаны с ботиком Петра, на котором тот в юности плавал по Измайловским прудам, а также с пасекой царя Алексея Михайловича, наследницей которой является Измайловская пасека, до сих пор существующая в парке. «Сердцем» исторического Измайлово считается музей, расположенный на острове посередине Серебряно-Виноградного пруда.
Серебряно-Виноградный пруд, «Усадьба Измайлово»
Владимир Смирнов / ТАСС
А вот выстроенный около гостиницы «Измайлово» в 1998-2007 годах деревянный Измайловский Кремль воспринимается местными жителями как «фальшивка», «китч», никак не связанный с настоящей историей. Принято считать, что сюда ходят исключительно туристы (главным образом, иностранные), в то время как местные не находят для себя ничего интересного. Исключение — районные праздники, во время которых развлекаться могут все.
Эхо Черкизовского рынка
По словам жителей, люди редко переезжают сюда или уезжают отсюда.
Многие живут здесь с детства; отмечается, что в районе много пенсионеров (иногда Измайлово в шутку называют «бабушкиным районом») и сравнительно мало молодежи, которая считает Измайлово слишком скучным и несовременным районом. Хотя здесь расположено несколько общежитий крупных вузов (например, МГТУ им. Н.Э. Баумана), студенты приезжают лишь ночевать, а активную социальную жизнь ведут в центре Москвы.
Социальное расслоение невелико — большинство имеет средний достаток или чуть ниже среднего. Когда район строился, значительную часть населения составляли представители рабочего класса, однако сейчас большинство из них уже на пенсии. Считается, что среди жителей много представителей интеллигенции, так как некоторые дома строились специально для преподавателей университетов. В советское время здесь также централизованно селили сотрудников КГБ и военных, они и их потомки живут в районе до сих пор.
Свой след в памяти жителей района оставил огромный Черкизовский рынок, где работало более ста тысяч человек. Многие из них снимали квартиры и комнаты в Измайлово, однако после того, как в 2009 году рынок был закрыт, число мигрантов резко сократилось. В то же время местные жители, особенно пенсионеры, все еще жалуются на мигрантов и испытывают связанные с ними страхи.
В целом район воспринимается как спокойный и достаточно безопасный. Устойчиво противопоставление «тихого и уютного Измайлово» соседнему Гольяново, который считается одним из самых неблагоустроенных районов, где живет много наркоманов и криминальных личностей.
Район имеет достаточно четкие очертания. Северная граница, которая отделяет Измайлово от соседнего Гольянова — Щелковское шоссе, южная — Измайловский парк. По западной границе проходит линия Московской окружной железной дороги, а на востоке район ограничивает МКАД.
Жителям задали простой вопрос: где расположен центр района?
С географической точки зрения его можно было бы определить около Измайловского бульвара или Верхней Первомайской улицы. Однако в восприятии местных жителей центр района смещен на юг и отчасти — на запад.
Большинство опрошенных ответили, что центральной улицей района является Первомайская. Также центром называли Измайловскую площадь, один человек даже предположил, что центральной улицей можно назвать Измайловский проспект, который на самом деле расположен почти у самой южной границы района.
Первомайская улица — измайловский «Бродвей»
lana1501 / Фотобанк Лори
Смещение символического центра Измайлово на юго-запад можно объяснить тем, что именно там расположено множество объектов, которые нравятся местным больше всего.
Во-первых, Измайловский парк, который является мощным центром притяжения не только для измайловцев, но и для жителей соседних районов.
Во-вторых — высокостатусный музей «Усадьба Измайлово», с которым связаны представления о богатом историческом прошлом этой территории. Наконец, именно в южной части Измайлово расположено большинство станций метро («Партизанская», «Измайловская», Первомайская»), которыми жители района постоянно пользуются. Находящуюся на севере станцию «Щелковская» они не любят, поскольку воспринимают как часть района Гольяново.
Среди знаковых для жителей мест можно выделить Театр мимики и жеста на Измайловском бульваре — единственный в России профессиональный театр глухих актеров. Почти все знают о его существовании и гордятся, что в их районе расположено такое уникальное место, однако в последние годы посещали театр немногие.
Измайловский проспект — один из центров социальной активности: здесь отмечают крупные праздники и проводят концерты, гуляют и катаются на роликах и велосипедах, поэтому в понимании жителей Измайловский проспект обладает очень высоким статусом. Проспект считается лучшим местом для пеших и велосипедных прогулок, однако некоторые жалуются на качество дорожного покрытия и проблемы с безопасностью в вечернее время.
Важным центром социальной жизни является Измайловская площадь: с одной стороны, здесь находится ДК Строителей, которые многие жители называют одним из самых примечательных и любимых зданий в Измайлово; с другой — здесь работает рынок выходного дня, привлекающий даже тех, кто приезжает из отдаленных кварталов. Если использовать популярную метафору «города в городе», то Измайловская площадь окажется аналогом центральных рыночных площадей средневековых городов.
Болевые точки
Очень негативно относятся жители к Щелковскому шоссе, которое считается шумным, небезопасным, имеющим серьезные проблемы с экологией и пробками. Около станции метро «Щелковская» расположен автовокзал. И он сам, и территория вокруг него считаются небезопасными и неблагоустроенными местами, где неприятно находиться, и куда стараются не ходить без лишнего повода. Негативные эмоции вызывает и территория бывшего Черкизовского рынка, где сейчас пустырь. Впрочем, с этим местом связаны и некоторые надежды местных жителей, рассчитывающих, что со временем здесь может появиться «что-то полезное».
Негативные эмоции у жителей Измайлово вызывают и другие крупные транспортные узлы: район вокруг станции метро «Первомайская», район около станции метро «Партизанская», где расположен крупный гостиничный комплекс «Измайлово», территория вокруг торгового комплекса «Первомайский».
Кроме того, обитатели Измайлово недовольны закрытием продуктового рынка на 3-й Парковой улице — популярность рынков велика, и сейчас люди ездят на ярмарку выходного дня на Измайловской площади. Там можно не только купить свежие овощи и фрукты, но и пообщаться.
Профессорские дома и еврейский квартал
При описании своего района жители Измайлова отмечают относительное однообразие застройки. Однако выделяют они и своего рода «микроанклавы» — кварталы, которые кажутся более важными.
В некоторых случаях это обусловлено более высоким социальным статусом местных обитателей: так, например, выделяют район «профессорских домов» на улице Константина Федина, где в советское время селили преподавателей университетов.
Дома между 13-й и 15-й Парковыми улицами имели в народе шуточное название «Маленький Израиль», так как считалось, что в советское время здесь проживало большое количество евреев из интеллигенции. В других случаях квартал выделяется особенностями архитектурной среды: например, высоко оценивают район «сталинских домов» (1950-х гг. постройки) вокруг восточной части Первомайской улицы. Они ассоциируются c комфортной городской средой, резко контрастирующей со средой современного мегаполиса, для которой характерны агрессивная наружная реклама, хаотичная парковка и скопления палаток и ларьков.
Гравюры И. Зубкова «Общий вид усадьбы села Измайлово». Находится в Государственном Историческом музее в Москве
Изображение: Михаил Успенский / РИА Новости
###Как району обрести свое лицо
«Наше исследование показало, что в Измайлово сложилась качественная городская среда, чем-то похожая на среду комфортных европейских городов. Вот только уровень благоустройства улиц и общественных пространств здесь почти не менялся с советских времен, — рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский. — Сейчас появилась возможность изменить ситуацию к лучшему, но важно не повторять ошибок прошлого. Представьте, если в спальных микрорайонах будут не только однотипные дома, но и одинаковые улицы, то всё будет, как в фильме «Ирония судьбы», только хуже».
По мнению эксперта, одна из главных проблем столицы — ее моноцентричность. Основные городские сервисы — крупные магазины, культурные события и др. — сосредоточены в центре. В Измайлове же исследователи видят потенциал: территория имеет все предпосылки стать одним из новых центров московской периферии, образцовым спальным районом. Это возможно благодаря благоустройству улиц и общественных пространств, уверен Алексеевский.
«Мы выявляем социокультурные особенности каждого района и на их основании предлагаем проекты благоустройства. Тогда каждый район будет иметь свое лицо, свою идентичность», — заключил антрополог.